Тульская мастерица возрождает традиции XVIII века – плетет тончайшее кружево и обучает этому детей и взрослых.
Кружевница Мастерица
Инициатор акции вологодские рукодельницы. Они создают центральную полосу кружевного полотна с символикой выставки-форума «Россия». Кружевницы работают в ускоренном режиме. За один рабочий день удается сделать участок примерно с ладонь. ВОЛОГДА : «Процесс такой длительный, наверное, это надо очень быстро сделать, поэтому работаем не покладая рук, плетем, у нас оплет вокруг буковок». В создании необычного флага участвуют не только опытные мастера.
К работе привлекли и студентов.
Медковой, О. Кирилловой, И.
С удовольствием приобретаем их сколки, ездим в Вологду на семинары. Гордимся знакомством с Ольгой Валовой, нашей землячкой, директором вологодской кружевной фабрикой «Северные узоры». Переплетения судеб Любовь к кружеву объединила в клубе инженеров, юристов, предпринимателей, библиотекарей, учителей, экономистов, военнослужащих, пенсионеров.
Алину Копеину в «Звонких коклюшках» ласково называют «наша мудрейшая». В мае ей исполнилось 85 лет, она уже прабабушка. Техник-строитель и инженер-экономист, она, пожалуй, самая «скоростная» кружевница клуба.
Научившись плести кружева на седьмом десятке, плетет их без устали, на радость себе и внучке-дизайнеру из Москвы, куда отправляются ее шедевры. На следующий день она открыла страничку и ахнула: болеро набрало почти 300 тысяч лайков, 7 тысяч комментариев, и на нее в одночасье обрушилось больше сотни заказов, — рассказывает Ирина Николаева. Руководитель клуба Людмила Семянникова кружевом «заболела» в двадцать лет, еще в 1963-м.
Увидела в Ельце бабулю, перебирающую деревянные палочки с нитками на валике, который помещался в решете. Робко поинтересовалась, что да как, а та и раскрыла секрет кружевоплетения и даже подарила первый сколок с горстью гнутых булавочек. При первой же возможности Людмила ездила на Вологодчину, перенимала приемы опытных кружевниц.
Она создает ажурные жилеты и жакеты, блузки, панно, воротники, сочетая кружева с техниками вязания крючком и спицами, макраме и ирландским вязанием. А еще рукодельница — автор изумительных дамских шляп. Согласитесь, необычное увлечение для инженера-строителя, около полувека отдавшего работе на различных стройках.
Ирина Николаева — одна из основательниц клуба. Больше тридцати лет отдала непростой службе в органах полиции и прокуратуры, и вдруг — коклюшки. Я с детства любила рукодельничать, в куклы я не играла, шила на них одежду.
В 9 лет научилась вязать, вышивать мережки и до сих пор не могу остановиться. Кружева же — это особая любовь, мне нравится и плести, и носить их — это так элегантно. Жабо, броши, колье, сувениры — выбираю необычные сколки.
Очень хочется, чтобы это ремесло не умерло, поэтому уже четвертый сезон веду курсы, — говорит она.
Очень медленно на подушке вырисовывается узор. Это михайловское кружево.
Оно многоцветное. Светлана Шуваева, кружевница: «Раньше, когда девушка замуж выходила, у нее должны быть большие сундуки приданого. Сейчас этого нет.
Из центра кружевного промысла на фестиваль привезли сразу две коллекции нарядов для детей и взрослых. В орнаменте елецкого кружева традиционно присутствуют цветочные мотивы. Художники украсили кружевами не только платья, но и игрушки. Юные модницы в восторге и мечтают о кружевных кедах. Так как кружевоплетение на коклюшках — занятие очень долгое и кропотливое, школьницы из города Новокузнецка Кемеровской области уже начали плести рушники к Олимпиаде в Сочи и даже кружевные наряды для спортсменов. Молодые рукодельницы заявляют: они придумали свой вид кружева XXI века. Специальных центров, где обучают коклюшечному кружевоплетению, в России почти не осталось.
Кружевница-мастерица кружева свои плетет
Познакомиться работами севастопольских кружевниц можно в выставочном зале Дома Москвы до 6 октября. Сколок — Скатерть-панно «Сказочные цветы» | Сколки от Кружевницы-Мастерицы. Кружевницы из местности Захожье, объединяющей несколько деревень Пчевской волости Киришского района, что в 160 километрах к юго-востоку от Петербурга, в XIX веке соперничали. В свои 67 лет кружевница Нина Армякова плетет с азартом.
Также по теме
- Комментарии
- Читайте также
- Акция «Весенняя неделя добра»
- "Радую себя и окружающих". Мастерица из Бреста представила работы на выставке "Ее рук дело"
Тульская мастерица плетет уникальные кружева в технике XVIII века
Олеся Тинигина со своим мастер-классом «Весенняя мандала добра» посетила общество инвалидов. Участники мастер-класса обсудили значение цвета и формы в мандале, а также поговорили о позитивных и негативных установках. Вместе с инспекторами ГИБДД обучающиеся ЦДТ рассказали детям об основных правилах движения на дороге и вместе с ними в игровой форме повторили дорожные знаки, сигналы светофора, правила для велосипедистов. Ребята были довольны приездом таких гостей.
Работы могли представить и дети, и взрослые.
Участники выбирали номинацию в соответствии с навыками: для начинающих, для владеющих основными приемами кружевоплетения, для мастериц — в этой номинации присуждалось Гран-при. Также можно было сделать «домашнее задание», заявить его на конкурс и одновременно отправить на выставку проекта. В день проведения конкурса, 28 октября, дистанционные участницы выбирали сколок из предложенных организаторами и начинали плести изделие. Завершить его требовалось за три часа.
Потом фотографии начала работы, процесса и завершения выкладывались в специальный альбом для голосования. Кружевницы очного этапа выполняли то же самое непосредственно в городе Кириши.
Нина Николаевна не любит повторяться.
Все работы разные, в каждой есть индивидуальность. Рукоделие помогает Нине Шиханцовой справиться с болью утраты троих сыновей и мужа, который поддерживал ее долгие годы. У нее семь внуков и восемь правнуков, но передать свое мастерство по наследству женщина смогла только двум дочерям.
Нина Николаевна в Кустовом своего рода знаменитость.
Теперь в большой семье воспитываются 3 мальчика и 3 девочки. На сегодняшний день «Заботливый сосед» оказывает 14... Поддержка ведется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Справка Программа долгосрочных сбережений ПДС начала свою работу с января 2024 года. Ей могут воспользоваться граждане любого возраста с... Руководитель приемной Губернатора Ленинградской области в Киришском районе Людмила Михайловна Богданова организовала ее в рамках плана реализации мероприятий Команды Года Заботы, утвержденного главой 47-го... Субботники также прошли в новых регионах.
Каждый район представлял по 2 команды III возрастной группы. Соревнования проводились параллельно среди городских и сельских школ. Просим решить вопрос с льготным проездом школьников. Отвечает комитет Ленинградской... Основа стратегии — подбор кадров строго под эффективное выполнение основных задач органа исполнительной власти региона, увеличение штатной численности возможно только в случае возникновения у органа исполнительной власти новых полномочий...
Последняя кружевница
Инструменту больше ста лет. Их передала в дар новомосковскому центру традиционной народной культуры, где работает Лидия, мастерица из Ельца. Ими теперь елецкое кружево плетется и в Тульской области. А еще — вологодское и белевское. Орнамент отличается: на одних больше тесёмок, на других — много цветов. Этими техниками Лидия владеет в совершенстве — кружевом занимается без малого 30 лет и обучает детей и взрослых.
Ну, а потом Ельцина окружили известные персоналии. С одной стороны — коржаковы-сосковцы, с другой — чубайсы-березовские.
И мы увидели иного Бориса Николаевича. Тема возможной реабилитации сталинизма в 1989 году была актуальной? Ведь тогда советская пресса начала публиковать правдивую информацию о Сталине и репрессиях, открыли архивы КГБ. У нас с Андреем Дмитриевичем не было дискуссий о Сталине, потому что тут наши взгляды совпадали полностью: он палач и преступник…— То есть в этом вопросе Сахаров оказался пророком, написав еще в 60-х годах Хрущеву письмо об опасности возрождения культа Сталина…— Я думаю, что в 1989 году даже Андрей Дмитриевич не мог предположить, что в 2016 году Сталин снова станет героем России. Суслов сказал, что это, мол, у вас Сахаров не занимается наукой, а все еще член Академии наук? На что Александров ответил: «У меня тоже есть член. Он не работает, но я держу его за прошлые заслуги».
Это остроумно, но в отношении Сахарова не соответствует действительности. Он публиковал научные работы, в частности по космологии, до конца 80-х. Но главными были последние полтора года жизни Андрея Дмитриевича, когда он стал публичным политиком, делегатом съезда народных депутатов СССР и его в прямом эфире видела и слышала вся огромная страна. В России за последние сто лет возникла фигура бесспорного морального авторитета. И тогда это было уже абсолютно понятно. А сейчас, спустя столько лет, мы осознаем, какой чудовищной потерей был его уход. Нынешний сценарий бандитско-чекистского капитализма в РФ не смог бы реализоваться при живом Сахарове, при его влиянии на умы миллионов людей.
И тут я хочу вспомнить о российской «статусной интеллигенции» и «системных либералах», которые изменили идеалам Сахарова, отбросили их с самого начала. Вы же помните, что в устах «реформаторов» с большим пиететом звучало имя Пиночета, а не Сахарова. Поэтому они и привели подполковника Путина на вершину авторитарной власти. Отказ от нравственных заветов Сахарова — это предательство народа нашей интеллигенцией. Я не согласен с ее тезисами о том, что есть невежественный народ и «мы», что 10—15 процентов интеллигенции ничего не могут сделать.
Скручиваем ткань, линии должны быть четкими, чтобы получилась ровная спираль. Собираем материал и подворачиваем края. Далее с помощью бечевки ткань обматываем: сначала крест-накрест, затем делим каждый угол. Получаются секторы, которые нужно заполнить краской.
Я их покупаю, это сухие красители. Когда я начинала, я просто размешивала акриловые краски для ткани с большим количеством воды и также их окрашивала с помощью каких-либо баночек. Краски держались долго, но есть нюанс: одежда была не такая яркая, какой получается при помощи профессиональных красок. То есть она получалась более нежного, нюдового оттенка», — рассказывает мастер Анастасия Петропавловская. Теперь можно экспериментировать и окрашивать изделие так, как нравится. Мы на каждый сектор выбрали свой цвет. Оно всегда будет как-то особенно, как-то ярко.
Главная Новости Кировские мастерицы поделились секретами плетения знаменитого кукарского кружева Кировские мастерицы поделились секретами плетения знаменитого кукарского кружева Новости выставки Фото: Дирекция 650-летия г. Кирова 13. В ходе мастер-класса по плетению кукарского кружева посетители узнали об истории древнейших промыслов Вятского края. Одним из самых известных вятских брендов на сегодняшний день является кукарское кружево. Его отличительная особенность — сочетание в одном изделии разных переплетений, которые придают ему ажурность, лёгкость и неповторимую красоту.
Кружевница из Челнов отреставрировала шаль XVII века
Начала с курсов в белозерском Центре ремесел, которые вела Лидия Мокиевская, затем ездила в Вологду учиться у мастера Марии Медковой, также занималась в онлайн-школе Марины Колосовой. Мария Даричева активно участвует в творческих соревнованиях. В конкурсе «Киришский сувенир» представляет свои работы уже второй раз, но Гран-при получила впервые. Параллельно кружевница участвовала в другом конкурсе проекта «Сохранение и развитие киришского кружева» и стала одним из победителей творческого соревнования «Кружевной ларец» в номинации «Кружево цвета солнца». Сейчас мастерица осваивает искусство создания сколков. Уже несколько месяцев учусь в школе проектирования Марины Колосовой. Пока спроектировала одну салфеточку, но планы большие», — делится Мария.
Он вынес его на обсуждение съезда народных депутатов СССР и был освистан агрессивно-послушным большинством. Мне кажется, Сахаров хотел создать нечто подобное СНГ, но реально живое. Обновленный, демократический Советский Союз. Главный вопрос был в предоставлении национальным автономиям в составе СССР статуса союзных. Его проект предусматривал создание равноправного содружества наций. СНГ тоже вроде бы планировали сделать содружеством наций, но все испортил извечный российский имперский комплекс. Россия захотела доминировать над другими республиками, сделать их «зоной своих привилегированных интересов». А кому это понравится?! Нынешняя Российская Федерация не стремится примирить народы. Наоборот, действует по принципу Древнего Рима: разделяй и властвуй. Вот опять обострился кризис в Нагорном Карабахе, над урегулированием которого работал Сахаров. Но политика Путина — создавать на всем пространстве СНГ перманентные очаги межнациональной напряженности и держать ситуацию под личным контролем. Путин раздул конфликт в Карабахе, чтобы все время иметь рычаги влияния на Баку и Ереван. И так он поступает везде. И то, как зал успокоил Горбачев. Академик верил Михаилу Сергеевичу? Тогда Сахарова больше пугал Ельцин. В то время Борис Николаевич искал себя, заигрывал с разными политическими силами, в том числе националистами, был откровенно популистским политиком. Скажу без ложной скромности, что сыграл важную роль в начале сотрудничества Сахарова с Ельциным. Я убедил Андрея Дмитриевича в необходимости присутствия Бориса Николаевича в демократическом движении: ведь, с одной стороны, его поддерживали массы людей, а с другой стороны, он — человек из высоких кабинетов, знает, как там все устроено, у него осталась масса связей в ЦК. И в какой-то момент Сахаров внял моим словам, стал более толерантно относиться к Ельцину, пошел на контакт с ним.
А в итоге обошлась одной тканью. Пришлось докупить малюсенькие пришивные кнопки и шнурок из хлопка. Два шнурка почти по два метра, один идет сверху, второй снизу и на талии «бант». Раскрой ткани делала прямо по кружеву, наколов трикотаж по линии, где пройдет граница ткани.
Потом нагоняла. Конечно, я не могу подвести». По задумке авторов идеи, кружевные фрагменты должны отражать стилистику, эстетику и традиционные особенности кружева каждого региона-участника. Сказали, что нужно показать свои стилевые моменты. И мы попытались включить разные мотивы». Кроме Любови Анцыгиной, российский триколор плетут мастера еще из 6-ти регионов. Инициатор акции вологодские рукодельницы.
Лучшие из лучших кружевниц: сказы о вологодском кружеве и выставка современных мастериц
Секретики № 2 от Кружевницы-Мастерицы. Мировые новости» Культура и развлечения» Секреты русских кружевниц раскрываются в Москве. Секретики № 2 от Кружевницы-Мастерицы. Юная мастерица из Мценска Елизавета Давыдова завоевала самую высокую награду в XII Всероссийского конкурса профессионального мастерства по коклюшечному кружевоплетению. Главная/Юные мастерицы приняли участие во Всероссийском конкурсе «Кружевные традиции России»/кружевница_новость.
Акция «Весенняя неделя добра»
Сразу видно, что Лариса Валерьевна — не только увлечённый, творческий человек, но и настоящий мастер, талантливая кружевница. Коклюшки в руках мастерицы звучат, как мелодия. Под нее, рассказывает кружевница Светлана Шувалова, в старину убаюкивали маленьких детей. Обучение плетению вологодского кружева по видеоурокам.
Лучшая кружевница России живет на Орловщине
Известно, что у знаменитой кружевницы Веры Веселовой бабушка выполняла заказы для императорского двора. Рукодельнице 78 лет. Она полна творческих сил, чтобы не только работать по схеме, но и создавать собственные сюжеты. Иногда ей достаточно просто оказаться в живописном месте. «Мастерица-кружевница кружева свои плетет, и коклюшки, словно птицы, отправляются в полет. Сегодня в гости к детям средней-старшей и подготовительных групп пришла кружевница-мастерица нашего поселка Гаврилова Ольга Юрьевна. Руководитель районного музея , которая и вела это мероприятие, пожелала мастерице дальнейших творческих успехов и успешной реализации своих изделий.
Мастерица из Советска приняла участие в акции «Кружево России»
В 1900 году за высокое качество изделий Белохолуницкая школа кружевниц была награждена на Всемирной выставке в Париже золотой медалью, в 1902 году - бронзовой медалью на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Петербурге. Учительница Ольга Павловна Кибардина была награждена Похвальным листом. Именно на этой выставке 1902 года императрица Александра Федоровна обратила внимание на изящные изделия Холуницкой кружевной школы Слободского уезда Вятской губернии и приобрела их. Благодаря этому школа получила надежный сбыт в петербургском Обществе помощи ручному труду, которое согласилось ежегодно брать изделий на сумму до 3000 рублей. По тем временам это были большие деньги. В октябре 1903 года газета "Губернские ведомости" сообщала, что две девушки из Белой Холуницы за счёт губернского земства отправлены "для окончания усовершенствования и получения звания учительницы в петербургскую Мариинскую школу". В сентябре 1909 года школу посетила известная исследовательница кружевоплетения, куратор Мариинской Практической школы кружевниц Софья Александровна Давыдова. Она нашла дело постановки обучения кружевоплетению на высоте и обратила внимание Вятской губернской земской управы, что школа имеет прекрасную постановку обучения и приобретает громкую известность на крупных кружевных рынках. Холуницкое кружево развивалось под профессиональным влиянием Мариинской Практической школы кружевниц. В марте 1913 года в Петербурге устраивалась вторая Всероссийская кустарная выставка. Она была приурочена к 300-летию царствования Дома Романовых.
Белохолуницкая кружевная школа-мастерская была награждена на выставке серебряной медалью «За полезные труды» с изображением императрицы Александры Федоровны. По инициативе попечительницы школы супруги управляющего заводами Андрея Андреевича фон Зигеля Людмилы Болеславовны были сплетены кружева для одеяльца царевича Алексея, и одеяльце было преподнесено императрице в подарок. Подробные сведения о выставке, а также список экспонатов, представленных на выставку от Слободского уезда, были даны в отчете уездного кустарного техника Л. Серебряная медаль 1913 года хранилась многие годы у выпускницы школы Ф. В 1996 году она поступила в фонды Слободского краеведческого музея. Там обучалось и работало до 100 человек. Вторым филиалом Холуницкой школы кружева стала кружевная школа мастерская открытая 27 октября 1912 года в Климовском заводе. Здесь старшей мастерицей стала выпускница Белохолуницкой школы Серафима Алексеевна Полуэктова. Закрылась мастерская в 1919 году. Общее руководство филиалами оставалось за головной Белохолуницкой школой под заведованием О.
Она занималась закупкой материалов для школ и организовывала продажу изделий. Ассортимент изделий холуницких мастериц был широкий: покрывала, дорожки, накидки, воротнички, уголки, шарфы, снежинки, платки, кофты, платья, веера. Изделия отправлялись для продажи в Петербург и в Торжок, часто продавались на месте. Падение школы началось после закрытия Холуницких заводов из-за финансовых затруднений. После чего школу передали из рук благотворительного общества в ведение уездного земства. И уже в 1913 году Холуницкая кружевная школа перешла в ведение губернского земства при финансовой поддержке главного управления землеустройства и землепользования. С закрытием в 1909 году Холуницких заводов кружевоплетение стало в некоторых семьях чуть ли не единственным источником доходов. В 1913 году в трех мастерских было выработано изделий на 3634 руб. Сведений об общем количестве окончивших школы и ставших мастерицами кружевоплетения нет, но согласно плану развития кустарных промыслов в уезде в 1919 году в Белохолуницкой школе должно было учиться до 300 человек, в Чернохолуницком и Климковском отделениях — по 100 учениц. В 1925 году Холуницкая школа кружевниц была закрыта, но мастерицы продолжали в домашних условиях плести кружева.
По воспоминаниям мастериц, обучение кружевоплетению некоторое время продолжалось на дому. Постепенно этот вид промысла стал исчезать. Здание школы кружевниц по адресу: г. Белая Холуница, улица Смирнова ст. Некоторые изделия старинных кружевниц хранятся в Белохолуницком краеведческом музее, в домах старожилов Белой Холуницы, Климковки и Черной Холуницы. В фондах Белохолуницкого краеведческого музея имеются сколы старинных кружев оттиски. Советской, где проживали заведующая школой Ольга Петровна Кибардина и выпускница Холуницкой школы кружевниц 1914 года мастерица Фаина Николаевна Казанцева Захарова.
Были в России и другие разновидности кружев, названные по разным местностям: елецкое, киришское, рязанское, вятское, белеевское, михайловское. Нередко в орнаментах кружев можно было увидеть узоры в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб считался самым почитаемым деревом. Считалось, что узор его листьев оберегает человека от болезней и злых духов - как и орнаменты в виде колоска. А еще русские кружевницы любили создавать узоры в форме лебедя символа женской чистоты и семейного счастья , павлина или жар-птицы. В основном кружевоплетением занимались крепостные. Иногда в поместьях создавались целые мастерские, в которых талантливые кружевницы работали на своих барынь. Живое ремесло Что требуется для кружевоплетения? Прежде всего коклюшки. Это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити. В зависимости от характера работы их может быть от нескольких штук до нескольких сотен. В старину коклюшки, как правило, изготавливали из яблони или клена. Поверхность этих деревьев гладкая, что оберегало руки кружевницы от заноз. Самарская кружевница принесла на мастер-класс буковые, сосновые, кленовые коклюшки. В процессе работы все они звенели на разные голоса, как колокольчики. А можжевеловые коклюшки еще и издавали хвойный аромат. В качестве ниток для кружев использовались лен, хлопок, шелк, мулине, а в последнее время - и вискоза. Сама Галина предпочитает турецкий хлопок cаnаrias. Еще для работы понадобится валик, плотно набитый опилками, соломой, поролоном или перьями.
В этом вся суть процесса. В этой технике существует более шести популярных рисунков — мы выбрали «спираль». Ставим два пальчика, зажимаем между ними ткань и начинаем проворачивать. Эти складки потом создадут очень красивый эффект, как будто чешуя», — говорит мастер Анастасия Петропавловская. Скручиваем ткань, линии должны быть четкими, чтобы получилась ровная спираль. Собираем материал и подворачиваем края. Далее с помощью бечевки ткань обматываем: сначала крест-накрест, затем делим каждый угол. Получаются секторы, которые нужно заполнить краской. Я их покупаю, это сухие красители. Когда я начинала, я просто размешивала акриловые краски для ткани с большим количеством воды и также их окрашивала с помощью каких-либо баночек. Краски держались долго, но есть нюанс: одежда была не такая яркая, какой получается при помощи профессиональных красок.
Кацман, 1928г Калязин — старинный город на берегу Волги. Кружевной промысел в этом городе рождается в 1654 году, когда в Калязин, в Троицкий монастырь, убежав от эпидемии чумы, переезжает царица Мария Ильинична Милославская, супруга царя Алексея Михайловича. Вместе со слугами она привозит мастериц, обученных плести кружева из золотой и серебряной нити. В то время кружево делалось как численное, без сколка — золотом, серебром, тканью, с шелком, украшенное жемчугом, пухом, мехом горностая и фигурными металлическими предметами. К 1880г. Калязин становится крупным центром кружевной промышленности. В собрании Вологодского государственного музея-заповедника хранятся живописные картины местных художников, посвящённые искусству кружевоплетения — древнейшему промыслу, бытующему на Русском Севере. Одна из таких работ — портрет кружевницы А. С Брантовой созданная в 1947 году вологодским живописцем Н. М Ширякиным Если присмотреться, кружевница изображена в тот момент, когда она отвлеклась от работы и задумалась. О чем задумалась немолодая женщина? Может воспоминания какие-то под мелодичный перезвон коклюшек посетили ее? К образу кружевницы обращались художники не только в России. Самым известным зарубежным полотном с изображением кружевницы считается картина нидерланского художника живописца Яна Вермеера. Ян Вермеер любил изображать дворянок.
Последняя кружевница
Искусство, почти невесомое! | Власть труда | Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. |
Кружевное ремесло – из рук в руки | Примечательно, что вологодские мастерицы делятся своим опытом с кружевницами из разных городов: в местном научно-методическом центре регулярно проводятся семинары. |
Кружевница из Челнов отреставрировала шаль XVII века | Мастерица плетет удивительной красоты кружева. Нина Николаевна хотела научиться вязать еще с детства. |
От кружева – кружится голова!
- Искусство, почти невесомое! | Власть труда
- 16-летний бригадир
- Узор - дело тонкое: в Костроме открылась выставка традиционного кружева
- Узор - дело тонкое: в Костроме открылась выставка традиционного кружева
- Мастерица из Советска приняла участие в акции «Кружево России»
Мастерица-кружевница
Назвала его «Кружевница-мастерица» и стала делиться со всеми желающими тонкостями. В День вологодского кружева, который по инициативе Губернатора Олега Кувшинникова отмечается 27 мая, «» рассказывает о талантливой кружевнице, художнику по. Волей судьбы мастерица оказалась сначала в Речице, а в 2010 году переехала в Брест. Сколок закрепляют на подушке – валике набитом сеном или опилками который ставится перед кружевницей и располагается на деревянной подставке.