Как началась борьба женщин за право на высшее образование.
Юридические права женщин в истории
В первой половине 1960-х на Западе поднялось движение за ограничение оральной контрацепции — по крайней мере, для неженатых и бездетных людей. Сторонники таких мер сравнивали таблетку с прерыванием беременности. В США женщинам пришлось отстаивать в Верховном суде право на оральные контрацептивы. Для замужних они стали доступны во всех штатах лишь в 1965 году. Для незамужних — только в 1972-м. Как репродукцию пытаются сделать справедливой В 1979 году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех видов дискриминации против женщин. В ней провозглашается, что «роль женщины в продолжении рода не должна быть причиной дискриминации». Даже больше — заявляется, что за воспитание детей ответственны и женщины, и мужчины, и даже всё общество.
В США в 1997 году появилось движение за репродуктивную справедливость. Оно выступает за «право человека на личную и телесную автономию, право иметь детей, не иметь детей, воспитывать детей в безопасных и устойчивых условиях». Почему женщины вновь выходят на улицы отстаивать свои свободы. Pro-life или Pro-choice Во второй половине 2010-х мировую политику накрыла консервативная волна. Репродуктивная свобода вновь стала поводом для дискуссий. В США вопрос репродуктивной свободы женщин всегда был политическим и партийным. Десятилетиями длящаяся борьба между теми, кто «за жизнь» Pro-life , и теми, кто «за выбор» Pro-choice , основана на решении Верховного суда в деле «Роу против Уэйда».
Именно оно в 1973 году признало право женщин прерывать беременность по собственному желанию. С приходом к власти президента-республиканца движение за ограничение доступа к абортам опять активизировалось: законы об абортах до «сердцебиения плода», радикальный запрет на прерывание беременности в штате Алабама в 2019 году… Обычно такие решения успешно блокируют суды более высокой инстанции. Но рано или поздно эти споры вновь дойдут до Верховного суда, где сейчас соотношение судей-республиканцев к судьям-демократам составляет шесть к трем. В конце октября Конституционный суд Польши признал неконституционным положение, разрешающее проводить аборт при инвалидности плода. Радикальное ограничение прав вывело на улицы сотни тысяч человек в минимум шестистах населенных пунктах Польши. Польским женщинам удалось отстоять свои права, но пока — временно: власти лишь отложили вступление решения в силу. Почему информированность важна для здоровья Да, за последние сто лет многие проблемы, которые касаются конкретно женского здоровья, удалось решить.
Но некоторые из них сохраняются до сих пор. Женщины чаще болеют и обращаются к врачам — в ВОЗ такую статистику связывают как раз с потребностями репродуктивного здоровья. Но жизнь становится быстрее, и для обращения за медицинской помощью не всегда есть время или ресурсы. Иногда не воспринятые всерьез симптомы могут в итоге привести к трагедии.
Дама таким образом решила прорекламировать автомобиль, который за два года с момента постройки не вызвал особого интереса у публики. Причем Берта свою авантюру от мужа скрыла и отправилась в поездку, когда тот мирно спал. Говорят, на подъемах двигателю не хватало мощности, а бензин постоянно заканчивался первыми «заправками» в то время были аптеки, где жидкость продавалась в небольших пузырьках как средство от кожных болезней. Поэтому в свою первую поездку она взяла двух сыновей, которые помогали ей толкать автомобиль. Говорят, именно после этого отважного поступка у Бенца появились первые покупатели.
Они требовали повышения зарплаты, улучшения условий труда и равные права для женщин. Демонстрацию естественно разогнали, но шума в связи со своей необычностью она наделала изрядно. Это событие даже стали называть Женским днем… Прошло более 50-ти лет и в последнее воскресенье февраля уже 1908 года, тысячи женщин, вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Демонстрация эта, как можно догадаться, была приурочена к тому самому «Женскому дню» 1857 года. Женщины вновь стали требовать избирательного голоса, выступили против ужасных условий труда, и в особенности против труда детей. Полиция получила приказ разогнать демонстрацию. В ход были пущены шланги с грязной ледяной водой. В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин.
В свою первую поездку она взяла двух сыновей, которые помогали ей толкать автомобиль, когда мощность заканчивалась. В те времена женщины не имели многих прав, которые сейчас кажутся нам естественными. Перспектива того, что когда-нибудь в далеком будущем женщина сможет стать врачом или полицейским становилась сюжетом для карикатур. Причем речь не о считающихся отсталыми государствах Азии или Африки: к примеру, право голосовать и быть избранными США предоставили женщинам в 1920 году, Великобритания — в 1928, а Швейцария — так и вовсе в 1971. На этом фоне удивительно, что при выдаче водительских удостоверений никаких ограничений по половому признаку не было. К примеру, в США несколько женщин получили права в том же 1899 году, в котором власти Нью-Йорка и Чикаго ввели обязательный экзамен для желающих передвигаться на автомобилях.
Равное право для женщин. К 60-летию легализации абортов.
Как началась борьба женщин за право на высшее образование. Избирательные права женщинам были предоставлены в Англии в 1928 году, во Франции — 1944, в Италии — 1945, Греции —1956, в Швейцарии — в 1971 году. Незамедлительно появляются симптомы тяжелого невроза, который мучает женщин всю жизнь. Теперь женщины имели право обучаться как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях, а их материальное положение не играло никакой роли, поскольку образование при Советской власти стало бесплатным. Лига равноправия женщин (одна из многих российских организаций того времени, боровшихся за права женщин) направила правительству петицию с требованием допустить женщин до участия в выборах, а 19 марта женщины начали вновь выходить на демонстрации.
Права, которые есть только у женщин
По оценкам историков, тогда собралось около 130 тысяч человек. Женщины, можно сказать, запустили революционный процесс, написал РБК. Это произошло 23 февраля, или 8 марта по старому стилю. Когда император отрекся от престола, женщины потребовали включить их в работу Учредительного собрания. Ответа не последовало, поэтому 19 марта 40-тысячная толпа устроила митинг, и летом 1917 года женщинам старше 21 года дали право голосовать. Россиянки добились этого на три года раньше американок и на год раньше британок. С тех пор 8 марта стало важной для СССР датой, которую в 1965 году сделали выходным днем. А в 1975-м Международный женский день признали в ООН: тогда всем странам-участницам рекомендовали его отмечать. Женщины имели право управлять княжествами, становились послами за рубежом и служили советницами при высокопоставленных мужьях. Но такой уклад был в Древней Руси и касался далеко не всех. В крестьянском обществе до ХХ века практически никаких «взрослых» прав женщины не имели, сообщил culture.
До замужества девушки должны были обязательно слушаться отца и старших братьев, а после всецело покорялись супругу. В эпоху Московской Руси женщинам даже запрещали выходить на улицу без отца или мужа. Иногда единственным местом, куда им разрешалось войти, становилась церковь. Но дома женщина была полноправной хозяйкой: распоряжалась кухней, огородом, а в зажиточных семьях и слугами. Эти и другие нормы отразили в своде этических бытовых правил — Домострое. Там же закрепили право мужа бить супругу плетью за любой проступок.
К 60-летию легализации абортов. Дискуссия о допустимости прерывания беременности не затихает до сих пор.
Ваше отношение? Советник министра здравоохранения РФ Игорь Ланской: Мы против абортов, но есть одно очень важное «но»: мы против абортов, не нарушая при этом прав женщины. Что может быть хорошего в аборте? Что может быть плохого в радости материнства? Бывают медицинские показатели и с этим никто не спорит. Но, когда мы открываем психологические консультации в поликлиниках, то видим как многие из женщин меняют свою позицию, при соответствующей работе. Когда женщина хочет сделать аборт, ей дается неделя, чтобы обдумать свое решение, за это время с ней работает специалист, который должен рассказать ей об этом вопросе. Аборт — это выбор человека, но мы должны сделать все для объяснения последствий этого выбора.
У нас сейчас позитивная динамика и количество абортов снижается. Главврач 1-й городской больницы им. Пирогова Алексей Свет: Количество абортов сейчас снижается, в первую очередь, благодаря контрацепции. Я не вижу очередей на аборты — видимо, кому-то нужен пиар, чтобы быть «святей папы римского». Сейчас стало очень много семей где 3-5 детей. Да, для абортов есть медицинские показатели, есть социальные, но при этом государство, СМИ и социальные службы должны сделать все, чтобы женщинам хотелось рожать детей. Пусть церковь сделает так, что женщинам захочется рожать. В нашей стране женщина действительно имеет безусловное право на аборт.
Это «право» основано на извращенном и унизительном представлении о женщине. Естественные и неотъемлемые составляющие женской природы, такие как жертвенная материнская любовь, потребность в рождении детей и заботе о них, высмеиваются как якобы предрассудки, насильственно навязанные женщине в целях ее угнетения репрессивным патриархальным обществом. Вместо того чтобы обеспечить женщине оптимальные условия для полноценного раскрытия ее материнской природы и реализации способности к продолжению человеческого рода, реальные эксплуататоры от сожителей до государства снимают с себя обязательства перед ней, бросая в качестве подачки страшное и калечащее «право» на легальный, доступный и «безопасный» аборт. В наши дни справедливое возмущение вызывает подход, при котором семьям, имеющим материальные или иные трудности, чиновники готовы оказать скорую и беспощадную «помощь» в виде изъятия детей и помещения их в детский дом с перспективой дальнейшей перепродажи. Родительские инстинкты по отношению к родившимся детям в обществе еще живы, и оно отвергает «право» ребенка на такую «помощь». Отвергает общество и политическое применение гендерных теорий, ведущее к легализации «однополых браков» и оголтелой пропаганде гомосексуализма. Общество должно осознать, что право женщины на аборт основывается на еще более нелепом и издевательском извращении природы и прав женщины. Женщины имеют право знать, что медицинский истеблишмент из собственных коммерческих интересов и по заказу организаций, продвигающих программы сокращения населения, отрицает наличие тяжелых последствий для здоровья женщин, вызываемых абортами и современными средствами контрацепции.
Например, отрицается связь аборта и рака груди. От этой болезни только в России ежегодно умирает порядка 22 тысяч женщин. Отрицается и постабортный синдром ПАС — сочетание психических симптомов или заболеваний, которые проявляются вследствие переживаний после аборта. Убийство собственного ребенка до рождения, даже если оно оправданно современной культурой, законодательными и моральными нормами, приводит к неразрешимому психологическому конфликту, вытесненному из области сознательного и вызывающему психические и невротические заболевания различной степени тяжести, среди которых депрессия, суицидальное поведение, алкогольная зависимость, гиперопека и насилие в отношении рожденных детей, иррациональный отказ обсуждать и рассматривать проблему абортов и т. Карлу Юнгу приписывают следующие слова: «Те дети, которым не позволено родиться, становятся ужасными вампирами. Они живут жизнью вампиров в сознании матерей и никогда не оставляют их в покое.
Полторацкой в Москве. Учились прилежно и старательно: «Все без исключения профессора и преподаватели приходят в восхищение, следя за занятиями слушательниц: рвение и серьёзное отношение к занятиям составляют общую исключительную черту всех курсисток; в этом отношении они далеко превосходят своих товарищей студентов». Профессор Е. Зубашев о слушательницах Сибирских высших женских курсов в Томске, газета «Сибирская жизнь», 1912 г. Цитируется по: Кузьминова Е. Учёба на курсах долго не давала возможности получить полноценный диплом. Всё, на что можно было рассчитывать после них, — это дальнейшая учёба за границей. Совет профессоров Бестужевских курсов выделял среди окончивших слушательниц самых одарённых — для завершения образования и получения учёной степени их командировали за границу. Поначалу эта командировка, в отличие от университетских, не оплачивалась, и воспользоваться ею могли только материально обеспеченные, но затем их стали оплачивать. Окончившие Бестужевские курсы, правда, могли преподавать в старших классах женских гимназий: это право они получили с 1904 года, а с 1906-го — и право преподавать в четвёртых классах мужских учебных заведений. В 1910 году Государственный Совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Это была маленькая победа, однако не полная: свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к выпускным свидетельствам университета, но не к дипломам. С 1911 года каждый раз с особого разрешения министра окончившие слушательницы допускались, после предварительной сдачи дополнительных испытаний по программе мужских гимназий, к государственным экзаменам при Петербургском университете по всем обязательным предметам, входившим в программу факультета за годы обучения на курсах. Лишь законом 1911 года выпускницам женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами. Для этого каждой выпускнице требовалось получить особое разрешение министерства, а сдавать нужно было, ни много ни мало все обязательные предметы, входившие в программу факультета за годы обучения на курсах. Причём предварительно следовало сдать ещё и экзамены по программе мужских гимназий. Кстати, появление женщин в университетских испытательных комиссиях, где сдавали экзамены и обычные студенты, привело к забавной проблеме. О ней упоминала в 1915 году в своих дневниках Надежда Платонова, жена историка С. Источник: Платонова Н. Дневник 1889—1921. Полторацкой, выданное для представления в испытательную комиссию Московского университета для сдачи экзаменов Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Удостоверение выпускницы Высших женских юридических курсов В. Москвы Выдержавшие такие экзамены получали диплом и звание и могли пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных». То есть поступить на госслужбу, имея диплом, женщина по-прежнему не могла, как и стать, например, адвокатом частным поверенным. Но могла устроиться на частное предприятие, что некоторые и делали, работая с документами и бухгалтерией. Некоторые выпускницы становились ассистентами и преподавательницами на своих же курсах. Но большинству приходилось довольствоваться лишь учительской и низкоквалифицированной работой вроде телефонисток и телеграфисток. Читайте также: Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи Даже среди преподавателей женских курсов не все придерживались мнения, что это образование должно давать и профессиональные права, а не только знания. Так, упомянутая выше Надежда Платонова писала в своих дневниках о декане историко-филологического факультета Бестужевских курсов И. Под занавес существования Российской империи в Петербурге открылись, наконец, и первые государственные женские институты — медицинский в 1897 году и педагогический в 1903-м , а также Высшие женские богословско-педагогические курсы в Москве в 1914-м. Они, конечно, всё рано не были равны университетам, но профессию давали. Педагогический вуз готовил учительниц, а богословские курсы — преподавательниц женских епархиальных училищ. Выпускницы же медицинского института поначалу получали звание «врач женщин и детей» , не могли поступать на государственную службу, но имели право вести частную практику и занимать должности в некоторых медучреждениях, работать в женских отделениях больниц. Лишь с 1904 года выпускницам института предоставили возможность работать наравне с мужчинами в лечебных заведениях всех профилей, а также претендовать на соискание учёных степеней в области медицины. Группа слушательниц женского педагогического института, открытого в 1903 году в Петербурге. В центре — директор института историк С. Санкт-Петербург, 1906 г. Как женщины стали вольнослушательницами университетов во второй раз Ехать за границу большинству было не по карману. Учиться на частных курсах, при всей их популярности, могли и хотели не все: это не давало полноценных прав, да и не везде соответствовало университетскому уровню преподавания, а одни только Бестужевские курсы, конечно, не могли вместить всех желающих, хоть количество учащихся там и росло. Поэтому многие женщины по-прежнему стремились в университеты. Новый виток борьбы за женское высшее образование непроизвольно вызвал своим неосторожным высказыванием министр народного просвещения П. Он заявил, что собирается пересмотреть университетский устав 1884 года, и у сторонников равноправия вновь появилась надежда на решение женского вопроса. Выпускники Московского университета 1901 года министру народного просвещения П. Социально-историческая судьба Однако в высоких кабинетах этот оптимизм мало кто разделял. Например, на страницах газеты «Гражданин», не стесняясь в выражениях, рвал и метал князь В. Он призывал не пускать «баб» в университеты, заявляя, что иначе вузы превратятся в «притоны разврата», обвинял «учёных женщин» и «курсисток» в «гадких манерах» и «распущенности». Вот только одна из его фраз: «Когда в аудиториях прибавится ещё тысчонка представителей прекрасного пола, то им очень удобно будет слушать лекции, сидя на коленях студентов, и от этого удобства будет весело и тем, и другим». Газета «Гражданин», выпуск от 11 сентября 1901 г. Социально-историческая судьба В условиях не стихавших с 1899 года студенческих забастовок статья Мещерского произвела эффект разорвавшейся бомбы. Волнения разразились с новой силой, отдельные сходки собирались конкретно против выпада Мещерского. Считаться приходится не с г. Мещерским, приходится считаться с тем, что стоит за его спиной, что даёт ему силу говорить нагло и невозмутимо…». Из резолюции «Союза студентов Петербургского университета». Социально-историческая судьба Мещерский за свою выходку отделался «высочайшим порицанием». Но критиковалось не содержание статьи, а лишь тон автора. Слушательницы историко-филологического факультета Высших женских курсов, участницы семинара профессора Ивана Михайловича Гревса. Правда, для этого всё равно выпускницам иностранных вузов приходилось заново подтверждать свои знания: в 1902 году их допустили к сдаче экзаменов при императорских университетах и Петербургском женском медицинском институте. Второй «женский поход» в университеты Первая революция 1905 года вынудила власти не только возродить высшие женские курсы, но и стала толчком для нового «женского похода» в университеты. Свою роль в этом сыграли женские организации. Например, «Союз равноправия женщин», «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Женская прогрессивная партия». Так, Русское женское взаимно-благотворительное общество стало рассылать прошения о допуске женщин вольнослушательницами по университетам страны. К 1906 году советы всех российских университетов, за исключением Варшавского на тот момент временно закрытого , допустили женщин в качестве вольнослушательниц. Это стало возможным благодаря тому, что под давлением революционного движения правительство в 1905 году приняло временные правила для университетов, и те получили ограниченную автономию. Постепенно советы вузов и вовсе стали признавать ненормальным то, что вольнослушательницы при прочих равных не имеют права без высочайшего разрешения сдавать экзамены и получать дипломы. Профессор права Московского университета В. Два этюда по женскому вопросу». Социально-историческая судьба Несмотря на это ограничение, многие женщины, замужние и незамужние, с детьми и без, вдовы, поспешили воспользоваться открывшейся возможностью. Всего за пару лет в России появилось около 2130 вольнослушательниц. Училась вольнослушательницей на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Получив по высочайшему соизволению допуск к итоговым экзаменам в юридической испытательной комиссии, сдавала их не там, а в Московском университете. Испытания Дзюбинская успешно прошла в 1914 году Фото: Центральный государственный архив г. Москвы Стать вольнослушательницей было не так-то просто. Многие университеты, не желая снижать требования к поступающим, хотя те и шли учиться на изначально неравных со студентами условиях, решили проводить дополнительные экзамены для женщин. В основном приходилось проходить испытания по математике и древним языкам. Учитывая, что во многих школах для девочек не преподавали эти предметы совсем либо преподавали их гораздо более поверхностно, чем мальчикам, абитуриенткам приходилось готовиться самостоятельно. Наиболее популярными среди девушек юридическое и медицинское направления. Были и те, кто стремился в инженерно-промышленные, политехнические и сельскохозяйственные институты. Характерно, что педагогическое поприще, к которому готовили историко-филологические и физико-математические факультеты, не особо привлекало женщин. А ведь именно эту деятельность как наиболее «подходящую» им навязывало государство. В целом, преподаватели были довольны вольнослушательницами. Так, профессор Томского университета М. Соболев отмечал , что те были хорошо подготовлены, прекрасно разбираются в теоретических вопросах, умело излагают свои мысли, учатся прилежно и сознательно. У вольнослушательниц была возможность получить полноценный диплом, испросив допуск к экзаменам в испытательных комиссиях.
Достигнут прогресс в отношении прозрачности, статуса, доступности и координации деятельности таких структур. Эти структуры способствовали усилению возможностей государства по сбору, обработке и распространению информации по признаку пола. Препятствия Главным препятствием в работе таких национальных структур является нехватка финансовых и людских ресурсов в сочетании с недостаточным пониманием проблемы равенства полов и главных направлений деятельности по решению этой проблемы, а также преобладание в этом вопросе мировоззренческих стереотипов в противовес государственным приоритетам и недостаточная связь с общественностью. Женщины и средства массовой информации Достижения Женщины стали занимать высокие руководящие должности в различных областях, а создание местных, национальных и международных женских информационных сетей обеспечило распространение информации по всему миру, обмен мнениями и поддержку женщин, активно работающих в средствах массовой информации. Развитие информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернета, расширило возможности для общения и активизировало участие женщин в работе средств массовой информации. Достигнут прогресс в установлении профессиональных норм и добровольных кодексов поведения, обеспечивающих честное и беспристрастное изображение мужчин и женщин, а также использование литературного языка в информационных программах. Препятствия Число женщин, занимающих ключевые руководящие должности, все еще недостаточно для оказания серьезного влияния на политику в области средств массовой информации. Кое-где возросло количество примеров негативного и стереотипного изображения женщин, порнографии, а некоторые журналисты относятся к женщинам с предубеждением. Область информационных и коммуникационных технологий основана на мужских представлениях и культуре Запада. Инфраструктура Интернета недостаточно развита, а доступ к ней ограничен и зависит от политической воли, совместных усилий и финансовых средств. Женщины и окружающая среда Достижения Национальная политика и программы в области охраны окружающей среды стали учитывать интересы и потребности женщин. Возросло участие женщин в процессе принятия решений, все большее их число занимают руководящие посты и другие должности в природоохранных организациях и ведомствах. Признавая связь между нищетой и ухудшением окружающей среды, правительства стали принимать меры по развитию женского предпринимательства и созданию женских рабочих мест, а также по организации обучения женщин в области управления природными ресурсами и защиты окружающей среды. Препятствия Общество еще недостаточно знакомо с проблемами охраны окружающей среды и не осознает, что равенство полов в решении этих проблем может принести ему благо и экономическую выгоду. Политика и программы по охране окружающей среды часто не учитывают интересов женщин, их роли и вклада в достижение природного равновесия. Фактор незначительного участия женщин в определении и проведении политики в области охраны окружающей среды и их недостаточное представительство в руководящих структурах усугубляет ситуацию. Девочки Достижения Достигнут прогресс в области начального и, в меньшей степени, среднего и специального образования для девочек благодаря созданию более благоприятной школьной обстановки и механизмов поддержки беременных девушек и юных мам в возрасте от 13 до 19 лет, расширению возможностей получения домашнего образования и росту посещаемости научно-технических классов. Больше внимания стало уделяться здоровью девушек, включая половое и репродуктивное здоровье девочек-подростков. Еще несколько стран ввели закон о запрещении калечащих операций на женских гениталиях и более строгого наказания за сексуальное надругательство и сутенерство в отношении девочек. Препятствия Традиционные предубеждения против женщин и девочек и неправильное понимание специфических потребностей девочки-ребенка, когда, например, домашние обязанности мешают ей получить образование, приводят к тому, что девочкам будет трудно обрести независимость и уверенность в себе. Осуществлению программ мешала нехватка средств и специалистов, статистических данных по положению девочек и технических возможностей.
Страна разумного феминизма: как Россия первой защитила права женщин
Стремление женщин за общественные и гражданские права началось в различные времена и в разных частях мира, и эта борьба продолжается до сих пор. Россия Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. Первые ограниченные права женщин в России появились в 1753 году, когда правительство запретило сокращение девичьих наследств. Стремление женщин за общественные и гражданские права началось в различные времена и в разных частях мира, и эта борьба продолжается до сих пор. Теперь женщины имели право обучаться как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях, а их материальное положение не играло никакой роли, поскольку образование при Советской власти стало бесплатным. В западных странах становление прав женщин включает три отдельных волны.
Женское образование в России: с чего все начиналось?
Международный женский день появился в начале XX века, и это событие стало одной из важных вех женского движения за равноправие. Идею поддержали, и появился Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Первая страница Декларации прав женщины и женщины-гражданина Декларация прав женщины и гражданина (французский язык: Déclaration des droits de la femme et de. Стремление женщин за общественные и гражданские права началось в различные времена и в разных частях мира, и эта борьба продолжается до сих пор.
Борьба за права женщин
Борьба за экономическое и политическое равноправие женщин началось чуть больше ста лет назад в США. Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов. Право голоса Почти 125 лет назад начался этот процесс, который более века спустя не закончился, поскольку некоторые страны в мире все еще ограничивают права женщин. Однако борьба за право голоса для женщин была непростой и продолжалась более 100 лет. Хронология юридических прав женщин (за исключением права голоса) отражает формальные изменения и реформы, касающиеся прав женщин.
Права женщинам! — история 8 марта и борьбы женщин за свои права на рубеже ХIX-XX веков
Ответа не последовало, поэтому 19 марта 40-тысячная толпа устроила митинг, и летом 1917 года женщинам старше 21 года дали право голосовать. Россиянки добились этого на три года раньше американок и на год раньше британок. С тех пор 8 марта стало важной для СССР датой, которую в 1965 году сделали выходным днем. А в 1975-м Международный женский день признали в ООН: тогда всем странам-участницам рекомендовали его отмечать. Женщины имели право управлять княжествами, становились послами за рубежом и служили советницами при высокопоставленных мужьях. Но такой уклад был в Древней Руси и касался далеко не всех. В крестьянском обществе до ХХ века практически никаких «взрослых» прав женщины не имели, сообщил culture. До замужества девушки должны были обязательно слушаться отца и старших братьев, а после всецело покорялись супругу.
В эпоху Московской Руси женщинам даже запрещали выходить на улицу без отца или мужа. Иногда единственным местом, куда им разрешалось войти, становилась церковь. Но дома женщина была полноправной хозяйкой: распоряжалась кухней, огородом, а в зажиточных семьях и слугами. Эти и другие нормы отразили в своде этических бытовых правил — Домострое. Там же закрепили право мужа бить супругу плетью за любой проступок. Считалось даже, что насилие якобы очищает женщину от грехов и укрепляет ее душу. Именно поэтому в народе разошлась поговорка «бьет — значит, любит».
В XIX веке Петр Великий запретил превращать женщин в вынужденных затворниц, обязав приближенных выводить жен и дочерей в свет. После этого появились законы о защите прав женщин: им разрешили наследовать имущество и служить гувернантками.
Речь идет о том, что в это время все более происходит дифференциация объема прав женщин, принадлежавших к разным классам и сословиям. В «Русской правде» говорится: «Аже смердъ умреть, то задницу князю; аже будуть дщери у него дома, то даяти часть на не; аже будуть за мужем, то не даяти части им».
Это означает, что в случае смерти крестьянина, у которого не было сыновей, его земельный надел переходит князю. Дочерям достается только часть наследства, а если они уже замужем, то — ничего. И в тоже время следующая статья закона гласит «Аже в боярехъ любо в дружине, то за князя задниця не вдеть, но оже не будеть сыновъ, а дчери возмуть». Здесь вся земля и все наследство полностью переходят дочерям.
Чем такое различие объясняется? Пожалуй, тем, что земельный надел в крестьянской общине был не просто недвижимым имуществом, он принадлежал общине и обязывал его владельца нести все повинности и выполнять свой общественный долг. И эти обязательства были рассчитаны исключительно на мужчину. Поэтому надел умершего крестьянина мог перейти только к его сыну, который и принимал на себя все обязательства члена общины.
А в боярских семьях, естественно, такой связи надела и обязательств не существовало. Здесь земля была собственностью и могла полностью переходить наследникам любого пола. Таким образом, исходя из анализа древнерусских нормативно—правовых актов можно оценить правовое положение женщины как равное с мужчиной. Но с учетом правоприменительной практики, следует признать, что женщина занимала все же чуть более низкое положение.
Это было связано с влиянием религиозных норм правовое положение женщины в семье главным образом регулировалось нормами канонического права и тем, что древнерусское государство, предоставляя женщине права в личной, имущественной и процессуальной сферах, не разрабатывало механизмов защиты этих прав и отдавало это на откуп мужчинам. Только в том случае, когда женщина выходила из-под власти мужчин, своей семьи, женщина могла занять в обществе равное положение, и это давало ей возможность в полном объеме пользоваться предоставленными государством правами. СоцсетиДобавить в блогПереслать эту новостьДобавить в закладки RSS каналы Добавить в блог Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог. Код для публикации: Женщины в Древней Руси: формальные права и реальные возможности РАПСИ продолжает вторую главу серии правовых расследований, посвященную равноправию полов.
В 1863 году женщинам разрешали слушать лекции в российских университетах но не становиться полноправными студентками. В 1869 году открылись первые Высшие женские курсы , дававшие образование, которое приравнивалось к университетскому. Женщины России имперского периода, в отличие от женщин Западной Европы того времени, пользовались большей юридической свободой: они могли владеть недвижимым собственностью, участвовать в судебных процессах, заключать договоры. Но в личных правах женщины сохраняли полную зависимость от мужчин. Так, Свод законов 1832 года ст. Х говорил об обязанности жены следовать за мужем. При нарушении данного закона судом мог быть издан приказ о принудительном водворении жены в доме мужа. Дети при раздельном проживании родителей обычно оставались с отцом и только в исключительных случаях могли передаваться матери [9].
Для западноевропейской женщины выработалась особая недееспособность, наступающая со вступлением её в брак и оканчивающаяся с прекращением брака. Крайнее проявление этой недееспособности дало английское право. В силу своего замужества женщина совершенно утрачивала свою юридическую личность. Муж и жена составляли одно лицо, и лицо это — муж.
Ленин видел в женщине неиспользованную ранее рабочую силу;он призвал женщин участвовать в коммунистической революции. Он заявил: «Мелкая домашняя работа давит, душит, отупляет и унижает женщину], приковывает ее к кухне и детской и растрачивает ее труд на варварски непроизводительную, мелкую, нервную, отупляющую и сокрушительную рутину». Число женщин, поступивших на работу, выросло с 423 200 в 1923 году до 885 000 в 1930 году. Чтобы добиться такого увеличения числа работающих женщин, новое коммунистическое правительство в октябре 1918 г. Этот кодекс отделял брак от церкви, разрешал паре выбирать фамилию, давал незаконнорожденным детям те же права, что и законнорожденным детям, права на материнские права, защиту здоровья и безопасности на работе, а также предоставило женщинам право на развод на расширенных основаниях.
В 1920 году советское правительство легализовало аборты. В 1922 году супружеское изнасилование было запрещено в Советском Союзе. Законы о труде также помогали женщинам. Женщинам были предоставлены равные права в отношении страхования на случай болезни, восьминедельного оплачиваемого отпуска по беременности и родам и минимальной нормы заработной платы, установленной как для мужчин, так и для женщин.
Женщины в Древней Руси: формальные права и реальные возможности
Хронология Дня и движения за права женщин. Вопрос викторины: Викторина на Международный женский день. Польским женщинам удалось отстоять свои права, но пока — временно: власти лишь отложили вступление решения в силу. Отсутствие прав у женщин в прошлом относится отнюдь не ко всем культурам. Избирательные права женщинам были предоставлены в Англии в 1928 году, во Франции — 1944, в Италии — 1945, Греции —1956, в Швейцарии — в 1971 году. Избирательные права женщинам были предоставлены в Англии в 1928 году, во Франции — 1944, в Италии — 1945, Греции —1956, в Швейцарии — в 1971 году.