В декабре прошлого года ФАС раскрыла картель на 1,9 миллиарда с участием петербургской компании. Автор исследует экономические основы деятельности картелей в России, анализирует регулирование деятельности картелей в России в соответствии с действующим законодательством. В Таиланде преступный картель из РФ незаконно обналичил 468 млн рублей. Федеральная антимонопольная служба заявила о картельном сговоре на рынке IT-безопасности.
ФАС раскрыла картельный сговор между крупнейшими поставщиками металла
Раскрыт самый массовый в России картельный сговор Раскрыт самый массовый в России картельный сговор 15. Как сообщают в антимонопольном ведомстве, такие действия могли создавать угрозу национальной безопасности страны. В ходе расследования были проанализированы действия 118 компаний, после чего 90 из них признали виновными в нарушении закона о конкуренции. Общая стоимость аукционов, состоявшихся в условиях сговора, превышает 3,5 млрд рублей.
Рассмотрение иска закончилось только в августе 2019 г. Сумма, о которой договорились стороны соглашения, неизвестна, но это дело показывает, что преследование со стороны участников рынка может быть опаснее административных штрафов.
В России такие дела тоже есть. Убытки играют еще и превентивную роль. Нарушитель должен соизмерять потенциальные доходы с потенциальными расходами. Картели закладывают возможный штраф в свою маржу от нарушения. А гражданские иски о взыскании убытков ломают эти расчеты, поскольку должны лишать нарушителя всех полученных им доходов.
По ст. Виктория Нефедова, заместитель начальника управления экономической безопасности и антикоррупционной политики департамента обеспечения безопасности «Россетей» Решение антимонопольного органа о нарушении — это половина задачи, которую необходимо решить до обращения в суд с иском о возмещении убытков. Нужно еще рассчитать убытки и доказать в суде обоснованность расчета. Как заказчик мы обязаны заключить договор с победителем закупочной процедуры, даже если он был единственным участником: конкурентная закупка признается несостоявшейся, но договор заключить необходимо. И доказать в суде, что если бы не сговор, то договор был бы заключен по более низкой цене, оказывается непросто.
Как указывают суды, наличие возможности причинить ущерб не доказывает, что ущерб был причинен. Но для расчета убытков нам не совсем подходит такой механизм — ведь ответчиком может быть приведен довод о том, что он осознанно в указанных закупках шел на заключение договора по экономически невыгодным для себя условиям, для установления деловых отношений с заказчиком и или для получения опыта. Андрей Тенишев Даже если компании не удалось взыскать убытки с конкретного нарушителя, она все равно выиграет от раскрытия картеля за счет снижения цен. Пока мы, например, рассматривали дело о картеле на рынке запорно-пломбировочных устройств, цены на них снизились в 2,5—3 раза. Бюджеты регионов, где мы рассматривали крупные антикартельные дела, начали существенно экономить при закупках.
В Мурманской области экономия бюджета после вынесения решения по картельному сговору выросла вдвое в среднем по региону. То же самое, например, в Хакасии и на Чукотке. Она предусматривает серьезные санкции — суд может взыскать в доход бюджета все полученное по такой сделке. Артем Карапетов, директор юридического института «М-логос» Может ли на основании ст. Ответ достаточно простой.
В 2013 г. Конфискация всего полученного по такой сделке в доход государства перестала быть общим правилом и может применяться, только если в законе прямо указано, что ничтожные сделки сопровождаются конфискацией. В противном случае оснований для конфискации по этой статье ГК нет. Григорий Чернышов Я считаю, что статья 169 ГК должна применяться в делах о нарушении конкуренции, когда в результате ограничения конкуренции страдает бюджет, поскольку охрана конкуренции является конституционной ценностью, а в Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за картели. Если участники картеля пытаются обмануть при госзакупках государство, то они пытаются обмануть все общество.
Что может более красноречиво свидетельствовать о нарушении основ правопорядка? Андрей Тенишев Конкуренция — это конституционная ценность, и посягательства на конституционные ценности противны основам правопорядка. Даже угроза исков по ст.
Сейчас предусмотрено условие о возмещении причиненного ущерба за весь картель. Предлагается освобождать по УК РФ при возмещении ущерба преступного дохода только этим лицом. Рассказывая о предложенных в КоАП РФ поправках об установлении более суровой ответственности за воспрепятствование антимонопольной службе при проведении антикартельных проверок, выступающий отметил, что эта мера направлена на противодействие умышленному недобросовестному поведению участников рынка. Цифры говорят, что наши проверки не носят массового характера и обсуждаемые поправки назвать давлением и ущемлением бизнеса нельзя». Кроме того, Григорий Радионов прокомментировал изменения в программе освобождения от ответственности, предусмотренные Федеральным законом от 05. Начальник Контрольно-финансового управления ФАС России Антон Тесленко остановился на вопросе баланса между ужесточением ответственности за антиконкурентные соглашения и программами ее смягчения. Осветив эволюцию отечественного законодательства в сфере картелей с XVII в. Эксперт также сравнил нормы об уголовной ответственности за сговоры в законодательстве государств ЕАЭС. Так, в России пороги крупного дохода и ущерба для признания нарушения уголовно наказуемым значительно выше, чем в других странах союза. Если в РФ речь идет о доходе более 50 млн и ущербе более 10 млн руб. При этом в законодательстве Белоруссии картельный состав сформулирован как формальный: для перехода дела в уголовно-правовую плоскость не требуется доказывать размер дохода или ущерба. Выступающий также сопоставил меры ответственности за картели и основания для освобождения от нее.
И вот, спустя полгода, Арбитражный суд города Москвы подтвердил законность вынесенного решения и штрафов, назначенных за ограничивающее конкуренцию соглашение. За заключение и реализацию картельного сговора на организации наложены штрафы в размере более 228 млн рублей. Отметим, 25 апреля «Автодор» сообщил о планах по строительству или реконструкции 4-х дорог. На ближайшие годы у госкомпании 7 проектов в портфеле заказов. Их стоимость превышает 4 трлн рублей.
ФАС раскрыла картельный сговор на торгах по нацпроектам в ХМАО
- ФАС раскрыла картельный сговор между крупнейшими поставщиками металла
- На систему ФАС для слежки за бизнесом выделят дополнительный 241 млн рублей
- У Промеса обнаружили фирму «Посуда онлайн». Футболист объявлен в российский розыск
- Содержание
ФАС обвинила две сочинские компании в создании "топливного картеля"
Установление запрета картеля на торгах преследует конституционно одобряемые цели, поскольку смысл торгов при отсутствии конкуренции между хозяйствующими субъектами утрачивается. Установленный запрет имеет ряд исключений. Иммунитет от ответственности за заключение картельных соглашений предоставляется хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц и находящихся под контролем одного лица.
ФАС раскрыла дорожный картель на 24 млрд на юге России Фото: Антон Приходько Шесть компаний ограничили конкуренцию в 121 процедуре на строительство и ремонт дорог в Южном федеральном округе на 24 млрд рублей. Торги проходили на выполнение работ по строительству, ремонту в том числе капитальному , реконструкции и содержанию автодорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, - сообщает Федеральная антимонопольная служба. Речь идет об автомобильных дорогах в Ростовской и Волгоградской областях, а также в Адыгее.
Общая стоимость государственных контрактов составила 1,9 млрд рублей. И вот, спустя полгода, Арбитражный суд города Москвы подтвердил законность вынесенного решения и штрафов, назначенных за ограничивающее конкуренцию соглашение. За заключение и реализацию картельного сговора на организации наложены штрафы в размере более 228 млн рублей. Отметим, 25 апреля «Автодор» сообщил о планах по строительству или реконструкции 4-х дорог. На ближайшие годы у госкомпании 7 проектов в портфеле заказов.
Я не назову регионы, где мы не нашли ничего, их практически нет, просто различен уровень картелизации. Но есть интересная тенденция. Те регионы, где были крупные картельные дела, особенно уголовные, буквально на следующий год в них экономия бюджета на госзакупках вырастала вдвое. На мой взгляд, это показатель превентивного значения жестких мер — все начинают понимать, что сговариваться плохо. Как реагируют губернаторы и местные чиновники на вашу работу? Они не среагировали, и была реакция в отношении них. Сейчас каждый субъект РФ разработал свою дорожную карту и развивает региональную конкуренцию. Поэтому пути два. Позитивный — развивать конкуренцию и улучшать экономику региона, и негативный — ограничивать конкуренцию и ждать мер государственного реагирования. Какие картельные сговоры обнаружить сложнее всего и почему? Сложны также сговоры на товарных рынках и любого рода сговоры с чиновниками. Нам правоохранительные органы хорошо помогают в таких делах. ФАС сообщила о резком росте числа картельных дел в России. На ваш взгляд, с чем это связано? В 2018—2019 годах еще большее количество торгов перешло на электронные площадки, это повысило прозрачность торговых процедур и выявляемость картельных соглашений. Но, по моим оценкам, этот рост не будет долговременным. Показателен фармацевтический рынок. Мы начали с 2015 года плотно заниматься картелями в сфере фармацевтики. Наши расследования охватили все регионы страны. Многим компаниям назначены многомиллионные штрафы, возбуждены уголовные дела. И в 2019 году доля дел о фармацевтических картелях снизилась почти вдвое. Я считаю, это наши расследования достигли своего превентивного эффекта. Полномочия усилит закон Совет Федерации раскритиковал антикартельные законопроекты. Сенаторы, в частности, указывают на нецелесообразность наделения ФАС полномочиями, которыми обладают фискальные и силовые ведомства. Сейчас ситуация сдвинулась с мертвой точки? Все понимают, что борьба с картелями важна и направлена на оздоровление экономики. Картель — это как раковая опухоль, которая разъедает экономику. Но у депутатов есть опасения: не слишком ли много полномочий? Нам же нужен инвестклимат, хорошее развитие, а тут административное давление, на которое жалуется бизнес. Опасения высказывать нужно, мы перед вторым чтением проведем консультации с депутатами и бизнесом и разъясним, что это не новые полномочия, а ручная настройка того, что у нас уже есть. Что вы предлагаете? Нет такого в законопроекте. Мы не претендуем на то, чтобы самим проводить оперативно-разыскные мероприятия. На самом деле законопроект дает право органам, проводящим такие мероприятия, если они получают доказательства существования картеля, рассекретить материалы и передать их в ФАС. Это происходит и сейчас. В силу закона правоохранительные органы могут рассекретить материалы, передать их следователю, а следователь может возбудить уголовное дело о картеле. Мы получаем те же материалы, но длинным путем. Сначала возбуждается уголовное дело, потом антимонопольное. Мы предлагаем поменять порядок. Сначала антимонопольное дело, где выясняем, есть ли картель. И если он есть, то может быть возбуждено уголовное дело. И бизнесу так лучше, и мы не идем окружным путем. Да, просим себе право выемки документов, если они свидетельствуют о картеле. У нас и сейчас такое право есть по делам об административных правонарушениях. Но у нас, налоговой и таможни процедура другая. Мы не составляем сразу протокол, а проводим долгое антимонопольное расследование, которое длится иногда годами. И только потом составляем протокол и получаем право изъять документы.
Картельный сговор: юридические особенности, риски, ответственность
По предварительной оценке антимонопольной службы, сумма начальных максимальных цен контрактов составляет свыше 2 млрд рублей. В случае подтверждения нарушений антимонопольного законодательства в результате расследования ФАС по этому делу компаниям грозит административное наказание в размере оборотных штрафов в соответствии КоАП РФ. Расследования в подобных делах со стороны ФАС могут проходить до года.
Ранее участвовавший в подготовке подрыва машины бывшего офицера СБУ Василия Прозорова мужчина был задержан в Луганске. Борьба с коррупцией.
ФАС возбудила дело о картеле при поставках еды в соцучреждения на 1,2 млрд руб.
Об этом сообщается на сайте ведомства. Торги проходили для нужд муниципальных учреждений, включая бюджетные медицинские и образовательные организации, а также дошкольные учреждения города Москвы, Московской области и Республики Дагестан», — говорится в сообщении.
Решение суда о признании решения и предписаний ФАС недействительными устояло в апелляционной инстанции, но кассационный суд его отменил. Верховный суд отказал Комитету по благоустройству и снегоуборочным компаниям в рассмотрении их жалобы Судебной коллегией по экономическим спорам.
В результате решение и предписания ФАС остались в силе, а петербургский Комитет по благоустройству в январе 2023 года запустил новую систему уборки снега, возродив советский способ — создав специальные государственные бюджетные учреждения. Уголовный картель Раньше статья 178 Уголовного кодекса РФ была «спящей», но в последние несколько лет ее применение заметно активизировалось, и число уголовных процессов выросло. Если ФАС России для принятия решения о нарушении закона о конкуренции не принципиально, привел ли картельный сговор к ограничению конкуренции, а достаточно только достижения договоренности, то для квалификации правонарушения как уголовного необходимо доказать наличие на соответствующем рынке негативных изменений, к которым привели именно действия картели. То есть преступление считается совершенным при наступлении общественно-опасных последствий.
Необходимо учитывать двухэтапность наступления таких последствий: манипуляции с ценами, раздел рынка, уменьшение производства, отказ от заключения договоров ч. Предполагается, что второй этап без первого невозможен, при этом второе после первого происходит не всегда. Поэтому существует альтернативная трактовка: успешное совершение действий, входящих в первый этап, считается единственным общественно опасным последствием; произошедшие изменения являются обстановкой совершения преступления, но тоже подлежат доказыванию. Заключение хозяйствующими субъектами картельного соглашения становится уголовным преступлением, если в результате этого реализовалось хотя бы одно из следующих условий: причинен крупный ущерб более 10 миллионов рублей ; извлечен доход в крупном размере выше 50 миллионов рублей.
Когда значения крупного размера дохода или ущерба не достигаются, за картельный сговор наступает административная ответственность в соответствии со статьей 14. Неоконченный картель Бывает, что контракт, заключенный в результате картельного сговора, в дальнейшем расторгается из-за каких-либо нарушений, и виновные не успевают получить по нему деньги. В таких случаях применяется часть 3 статьи 30 Уголовного кодекса — покушение на совершение преступления, предусмотренного статьей 178. Но это допустимо только при условии определенности умысла, когда контрактом зафиксирована твердая сумму, превышающая пятьдесят миллионов рублей.
Если же такая сумма отсутствует например, предусмотрены периодические платежи за поставку товаров , то умысел является неопределенным, и привлечение к уголовной ответственности невозможно. Также как неоконченное преступление квалифицируются случаи, когда: После заключения контракта на крупную сумму участники картеля успевают извлечь только небольшую часть дохода; Если действия виновных пресечены правоохранительными органами сразу после заключения соглашения при доказанности умысла на извлечение дохода в крупном размере. Судебная практика При рассмотрении уголовных дел о картелях суды сталкиваются с множеством спорных моментов, в частности при оценке таких составляющих преступления, как: субъекты преступления, причинение ущерба. Субъекты преступления В отличие от антимонопольного нарушения юридических лиц, преследуемого ФАС России, для привлечения к уголовной ответственности необходимо установить как минимум двух физических лиц, представляющих разные хозяйствующие субъекты и вступивших в картельный сговор необходимое соучастие.
Исключением является картельная схема «таран», когда единственный обвиняемый контролирует несколько организаций. К уголовной ответственности суды довольно часто привлекают фактических руководителей организаций как совершивших преступления посредством использования подчиненных с отсылкой к части 2 статьи 33 Уголовного кодекса. Когда к ответственности привлекается чиновник, использование служебного положения, как квалифицирующий признак, увеличивающий меру наказания, не вменяется автоматически. Для применения подпункта «а» части 2 статьи 178 необходимо установить и доказать тот факт, что благодаря своим должностным полномочиям обвиняемый оказал влияние на других участников преступления.
В практике ФАС России картелем признается: пассивное участие в торгах с целью избежать сложностей, связанных с заключением государственного контракта с единственным участником; участие в торгах связанных между собой субъектов для подстраховки, без намерения заключить контракт. Состав уголовного преступления в таких случаях зачастую не образуется, так как: независимые хозяйствующие субъекты участвуют в торгах без намерения в них победить, то есть нет умысла на ограничение конкуренции за исключением картеля по модели «карусель» ; формально разные юридические лица в реальности находятся под контролем одного лица, то есть отсутствует сговор нескольких лиц. Механизмы подсчета дохода Пока действовал Закон 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» судами применялся термин «прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства», то есть доходы за минусом расходов. Пришедший ему на смену в 2006 году закон о конкуренции не определяет, что следует понимать под доходами, полученными нарушителями.
Судьи, при вынесении приговоров по делам о картельных соглашениях устанавливали размер полученных осужденными доходов: исходя из сумм, указанных в контрактах, заключенных в результате сговоров на торгах, учитывая выручку от реализации товаров или услуг доходы без учета расходов , подсчитывая излишний неправомерный доход — разницу между «картельной» ценой и ценой, которая сформировалась бы без сговора. В апреле 2023 года эти разночтения были прекращены постановлением Конституционного суда РФ: при квалификации по статье 178 доходом признается цена контракта без каких-либо уменьшений.
«Картель на миллиард», которого не было
Федеральная антимонопольная служба обнаружила в ХМАО признаки картельного сговора во время торгов по национальным проектам. В прошлую субботу наши Zorros Articos в составе Los Zetas отстаивали интересы картеля на игре КАРТЕЛИ 2023. Антимонопольщики Казахстана и России обменялись опытом в борьбе с картелями.
ФАС выявила картель на 2,8 млрд рублей при реализации нацпроектов «Демография» и «Образование»
В Таиланде преступный картель из РФ незаконно обналичил 468 млн рублей Mash: В Таиланде полиция обыскивает офисы фирм РФ, обналичивших 468 млн рублей 4 апреля, 17:51 В Таиланде задержаны сотрудники российских фирм, занимавшиеся мошенничеством. Об этом сообщает Mash. В Таиланде задержаны сотрудники российских фирм, занимавшиеся мошенничеством. Некоторые из них открыли конторы, где печатали фейковые документы, в том числе разрешения на работу в Таиланде и ведение бизнеса.
Как итог — большая часть прибыли оседала на счетах «серых» компаний, которые впоследствии их незаконно обналичивали, говорится на сайте ФАС. Сумма доходов картели превысила 735 млн рублей.
Учредители и директора фармкомпаний оказались адептами религиозной группы Шри Пакаша Джи — и, по их собственным словам , находясь под влиянием «духовного лидера», отдавали незаконные доходы от картели на поддержание религиозной организации. Кто контролировал картель Картель работал под неусыпным наблюдением гражданина Индии, сына лидера религиозной группы «Шри Пракаш Дхам». В деле о картеле оказался замешан сын Пракаша, сообщает ФАС: он помогал отцу распространять материалы об индийских практиках и привлекать посетителей. Как объяснил один из участников сговора, «предположительно, на сознание людей оказывалось психологическое воздействие с помощью гипноза или других техник». Впрочем, гипноз не помешал компаниям попытаться оспорить решение ФАС, которая признала их виновными в сговоре.
В случае подтверждения нарушений антимонопольного законодательства в результате расследования ФАС по этому делу компаниям грозит административное наказание в размере оборотных штрафов в соответствии КоАП РФ. Расследования в подобных делах со стороны ФАС могут проходить до года. Например, в 2020 году ФАС раскрыла картельный сговор в группе компаний «Труконф».
Возбуждено, как уже сказано, 305 дел о картелях, вынесено 960 постановлений о наложении административных штрафов на сумму более 5-ти миллиардов рублей, из которых 1,3 миллиарда уже поступили в бюджет. Среди особо крупных дел можно вспомнить, например, картель поставщиков оборудования для строительства железнодорожной инфраструктуры, в том числе на БАМе и Транссибе, на общую сумму 2,8 миллиарда рублей. Компании заключили и реализовали картельное соглашение с целью поддержания цен при проведении 33-х торгов на поставку инженерного, технологического и иного оборудования и товаров на объекты строительства железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД» и иных заказчиков.
Закупки проводились, в том числе, в целях реализации проекта развития железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Организации получили оборотные штрафы в соответствии с КоАП РФ, материалы антимонопольного дела переданы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Другой крупный эпизод был связан уже с дорожным строительством. ФАС установила, что шесть российский компаний нарушили антимонопольное законодательство. В сентябре 2022 года ФАС возбудила дело в отношении этих организаций, служба подозревала их в сговоре на торгах при строительстве и ремонте автодорог. Как выяснилось, фирмы заключили антиконкурентное соглашение и договорились не снижать цену в 121-й закупочной процедуре.
ФАС выявила картель на 2,8 млрд руб. в сфере строительства
«ФСБ России отмечает активизацию европейских и латиноамериканских организованных преступных сообществ, направленную как на освоение российского чёрного рынка наркотиков, так и на использование нашей территории для транзитного перемещения кокаина в. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России фиксирует случаи использования искусственного интеллекта при заключении антиконкурентных соглашений, в том числе картельных сговоров. В декабре прошлого года ФАС раскрыла картель на 1,9 миллиарда с участием петербургской компании. ФАС России раскрыла картель ЧОПов при реализации нацпроекта “Здравоохранение” на 2 млрд рублей. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выявила сговор на торгах на выполнение проектно-изыскательских работ и строительство нежилых зданий на территории Москвы, Приморского края и ХМАО.
ФСБ: в России активизировались зарубежные кокаиновые картели
«ФСБ России отмечает активизацию европейских и латиноамериканских организованных преступных сообществ, направленную как на освоение российского чёрного рынка наркотиков, так и на использование нашей территории для транзитного перемещения кокаина в. 20 апреля 2023 года Конституционный Суд РФ указал на высокую степень общественной опасности картелей. Решение о возбуждении антимонопольного дела принял начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Радионов Григорий Геннадьевич.
Не удалось отправить сообщение
- ФАС выявила в 2023 году почти 3 тыс. картельных госзакупок на 174 млрд рублей
- ФАС обнаружила картельный сговор при реализации нацпроектов «Демография» и «Образование»
- ФАС РФ раскрыла картель ЧОПов при оказании ими услуг для социальных объектов на 2 млрд руб
- ФАС выявила в 2023 году почти 3 тыс. картельных госзакупок на 174 млрд рублей
- Знакомые лица: ФАС заподозрила картельный сговор при реализации нацпроектов
ФАС нашла сговор на 2,8 млрд при исполнении нацпроектов в Москве, Приморье и ХМАО
За заключение и реализацию картельного сговора на организации наложены штрафы в размере более 228 млн рублей. 16.07.2020 Мария Петрова Новости закупки, Игорь Артемьев, картели, малый бизнес, проверки, ФАС России. Пресечены картели в сферах ремонта автомобильных дорог, строительства, жилищно-коммунального хозяйства (Новгородская, Тамбовская, Самарская области и др.). «ФАС выявила картель на 2,8 млрд рублей при реализации нацпроектов «Демография» и «Образование».