Новости гештальт подход в психологии

Гештальт в психологии: что это простыми словами. Гештальт-психология на службе корпораций. 1 Гештальт-психология и гештальт-терапия.

4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы

Данный текст является попыткой свести воедино наиболее типичные ошибки восприятия гештальт подхода, почерпнутые из собственного опыта и бесед с другими участниками обучающихся программ. Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, педагог-психолог в АНОО «Областная гимназия имени Е. М. Примакова». Гештальт-подход к работе с самоповреждающим поведением у подростков.

Гештальт-терапия – мифы и реальность

Причем, работает он не только в случае с человеком, но и в случае с животными по крайней мере, высшими животными. Чтобы заставить упрямого ослика идти в нужном направлении, перед его мордой держат привязанную к палке морковку. Это тот же самый эффект, который очень активно используют в дрессуре. Нельзя сказать, что Зейгарник его открыла. Она экспериментально, статистически доказала существование поведенческой закономерности, названной в ее честь. Чаще всего психологи и психотерапевты сталкиваются с эффектом незавершенного действия, когда клиент пребывает в депрессивном состоянии, поскольку не прожил до конца стрессовую ситуацию. Например, ситуацию утраты близкого человека, работы и т. Он вроде бы успокоился, но что-то его «гнетет». Мы наблюдаем в текущей жизни человека да и сам он это подмечает, потому и приходит к нам неспособность сосредоточиться, отвлекаемость, снижение работоспособности. В общем — некоторые странности в поведении, которые вроде бы никак не обусловлены происходящим здесь и сейчас. Предположим, у ребенка резко ухудшилась успеваемость в школе.

Мама ведет его к психологу, и тот выясняет, что некоторое время назад у мальчика или девочки умерла любимая собака. Ребенок еще не отгоревал, не прошел все стадии проживания утраты. Он, может быть, и не говорит об этом словами — родителям вообще может казаться, что ребенок уже успокоился, — однако его душа в значительной степени занята именно этим процессом, а вовсе не учебой. Хотя, кажется, смерть собаки и учеба в школе по сюжету никак не связаны, но ресурсы психики ограничены. Забегая немного вперед, скажу, что в каждый конкретный момент психика способна «удерживать» одну-единственную фигуру. Все остальное воспринимается как фон. И чем сильнее, значимее фигура, тем меньше внимания человек обращает на фон. Наша психика «запрограммирована» на то, чтобы завершать незавершенное. В этом смысле она напоминает конструкцию современного автомобиля. Его механика и электроника самостоятельно, без участия водителя, поддерживают прямолинейное движение машины на ровной прямой дороге.

Автомобиль «стремится» ехать прямо, он сам корректирует курс. А вот для того, чтобы курс изменить, необходимо приложение дополнительных физических сил, возникновение новых обстоятельств, обусловленных внутренними причинами дефекты, поломки, неправильная регулировка , внешними причинами выбоины на дороге, ветер, вода, грязь или решениями, которые принимает водитель. Нечто похожее происходит и в случае с незавершенной ситуацией: психика постоянно возвращает человека к тому, что он не доделал, не допрожил. И попытка «свернуть», заняться чем-то другим, требует либо привнесения в ситуацию новых обстоятельств помните поговорку «клин клином вышибают»? Но даже и в этом случае ситуация не будет завершена, она просто уйдет в фон, чтобы периодически напоминать о себе в будущем, напоминать о себе благодаря чувству боли, вины, стыда… Нерешенная задача, «не финишировавшее действие» останавливают движение человека на его пути к новым встречам и новому опыту вспомните историю о мальчике, у которого умерла собака. Поэтому психотерапевты часто говорят: если человек начинает вести себя как-то странно, первым делом поищи незавершенную ситуацию. Используя определенные тактики, мы пытаемся такую ситуацию идентифицировать, найти временно остановленные интенции и связанные с ними действия и завершить их в терапевтическом эксперименте. Если нам это удается, человека словно бы «отпускает», энергия жизни и контакта снова движется свободно, и клиент возвращается к обычному стилю поведения хотя, строго говоря, поведение тоже немного меняется — под влиянием опыта, приобретенного при завершении ситуации. А теперь представьте, тренер обращается к психологу и говорит, что его подопечный как-то неровно выступает. На тренировках он вроде бы выкладывается и показывает очень хорошие результаты, а во время соревнований не дотягивает до такого же уровня.

И первое, что мы можем предположить: по каким-то причинам действие для спортсмена завершается именно на тренировке; собственно, к выступлению он не мотивирован. Значит, нам надо перестроить мотивационные установки таким образом, чтобы завершение случалось именно на соревнованиях. Тут мы прицельно работаем на изменение поведения человека и выступаем больше в роли педагогов, чем психологов. Но и в этом случае мы можем использовать гештальт-методологию. Гештальт-метод и позиция терапевта Приведенные выше примеры говорят о том, что гештальт-метод как и практически любая психологическая методика, которая используется в консультировании может быть использован тремя разными способами: Во-первых, для описания человеческого поведения. Тогда наша цель — понять, как получается, что человек ведет себя определенным образом, а не иначе, и, возможно, предсказать его дальнейшие поступки. Во-вторых — для управления поведением, когда нам нужно, чтобы человек сделал то, что мы хотим. Это кстати, не всегда циничная манипуляция ради выгоды; это может быть прием, позволяющий не допустить паники во время пожара в общественном месте или договориться с преступником, удерживающим заложников. В-третьих — для изменения поведения. Тут наша цель состоит в том, чтобы человек сделал самостоятельный, осознанный выбор.

Если мы решаем педагогические задачи, значит, фокусируемся на том, что человек выбирает например, социально приемлемое поведение. Если мы решаем терапевтические задачи, мы фокусируемся на том, как человек выбирает, пытаемся помочь ему сделать осуществимой саму возможность выбора. То есть, говоря о применении Гештальта в разных областях жизни, надо отличать гештальт-методологию от собственно гештальттерапии. Многие идеи, которые используются в гештальт-подходе, могут быть применены, например, для расчета эффективности влияния рекламных сообщений на аудиторию, для диагностики того, что происходит с людьми в трудовых коллективах, и проч. Использование гештальт-подхода в психологическом консультировании — это применение идей, описывающих динамику процесса контакта, в ситуациях, когда человеку необходима помощь. Можно сказать и так: гештальттерапия — это название практик работы в отношениях «клиент и терапевт», и мы предполагаем, что само слово «терапия» дает указание на то, что есть необходимость помощи в решении человеческих проблем и изменении качества жизни клиента. Важнее всего здесь позиция терапевта: как, каким образом он организует контакт с клиентом. В чем специфика поведения гештальттерапевта? Прежде всего, это разговор с клиентом «на равных»; открытость диалогу; максимальное внимание к тому, чтобы исследовать опыт контакта человека и его окружения; поддержка осознанности; отказ от «скрытых методов влияния»; отказ от гипноза и манипуляций. Это ориентация на актуальное время и место и — в значительно меньшей степени — ориентация на историю детства и бессознательные процессы.

Это встреча «человек и человек» в настоящем моменте времени и пространства. Гештальттерапевт воздерживается от того, чтобы считать опыт человека «патологичным» и искать в детстве причину такой патологии. Гештальтттерапевт ориентирован на феноменологию, он осознает, фиксирует происходящее с ним самим и клиентом, но не дает оценок — ни с этической, ни с какой-либо другой точек зрения. Казалось бы, встреча «человек и человек» доступна нам и в обыденной жизни — с друзьями, с близкими людьми. Однако практика показывает, что, если у человека случается стресс, как раз прямая встреча становится для него затруднительной. Сделаем пометку на полях: независимо от того, какое направление представляет психотерапевт, его разговор с клиентом, по сути, ни к чему клиента не обязывает — в отличие от разговоров с родственниками, начальниками, чиновниками и т. В определенном смысле, психотерапевт — это «случайный попутчик», человек с плохой памятью. Он никому ничего не расскажет. Соответственно, и клиент чувствует себя более свободно, поскольку ему предлагают высказываться в «лабораторных условиях», в условиях ни к чему не обязывающего эксперимента. Инструмент терапевта, его позиция — открытость и присутствие.

Клиент и терапевт стараются быть открытыми в плане своих чувств и своих человеческих реакций. Эта правда чувства в ситуации становится основанием для доверительности и предоставляет клиенту возможность для максимального самораскрытия. То же самое относится и к сюжетам жизни. Человек понимает: даже если он сейчас скажет что-то предосудительное с точки зрения общепринятой морали или, например, гражданского кодекса относительно желаний, мечтаний, фантазий и реальных фактов своей жизни, это не повлечет за собой ни осуждения, ни наказания. Клиент может быть честен, что позволяет ему вместе с терапевтом исследовать душевные феномены и экспериментировать с реализацией желаний в защищенной игровой ситуации. То есть открытость и искренность позволяют поддерживать другие важные для гештальттерапии темы — тему осознавания происходящего, реалистичности опыта, опоры человека на себя, свои телесные ощущения и эмоции, творческое, живое отношение к реальности и поиск наилучшей формы взаимодействия с окружением в конкретной ситуации. Мы отчасти уже говорили об этом в самом начале. Гештальттерапевта интересует, как организован процесс действования человека в конкретной ситуации, процесс его контактактирования с Другим, процесс его эмоциональной жизни. И, соответственно, «область вмешательства» терапевта его интервенции, предлагаемые эксперименты также будет связана с тем, чтобы по-новому организовать этот самое КАК. Очень важное отличие гештальттерапии от других методов состоит в том, что сюжет как набор и последовательность конкретных фактов, составляющий ситуацию, мене важен, чем способ его проживания человеком.

Это, кстати, предоставляет терапевту и клиенту очень широкие возможности для выбора незавершенных ситуаций. Они могут быть социально значимыми или казаться совсем простыми, частными случаями из жизни. Для гештальтиста важно не то, как человек оценивает значимость ситуации, важно то, как он с ней справляется. С точки зрения постороннего наблюдателя а иногда и самого клиента, который только-только начинает терапию , на сессиях часто обсуждаются какие-то «мелкие темы», но результатом становится изменение способов прохождения контактного процесса и форм организации жизни в самых разных масштабах. Но за счет чего происходят эти изменения? Как удается в рамках терапевтической сессии завершить незавершенное? Практика гештальт-подхода в значительной степени основана на том, что природа или Господь Бог дали нам две сигнальные системы — предметную и фантазийную. Их описал академик Иван Павлов. Суть его открытия я сейчас немного упрощаю состояла в следующем: высшие животные, включая человека, способны проживать ситуации чувствовать, определять приоритеты, ставить цели, действовать как в предметном, так и в фантазийном мире. Причем, обе системы в значительной степени дублируют друг друга.

Иначе говоря, когда мы читаем книгу, слушаем рассказ другого человека, смотрим спектакль или кино, мы переживаем практически то же испытываем те же эмоции , что могли бы пережить, если бы события происходили в реальном мире с нашим участием. На этом основана аристотелевская теория катарсиса. Я, зритель, не участвую в действе, но идентифицирую себя с персонажем и за счет этого способен пережить очень сильные, очищающие эмоции. Больше того, я приобретаю новый опыт проживания ситуации изнутри, хотя, по факту, остаюсь наблюдателем и вижу происходящее извне. Тут, правда, сразу нужно оговориться и мое замечание относится к теории Гештальта : воспринимая происходящее на фантазийном уровне, я проживаю опыт иначе, в других модальностях, чуть с большей или с меньшей интенсивностью, нежели в реально-предметном мире. Если я здоровый, достаточно образованный человек, знающий правила сценического языка, или просто помнящий правила детской игры, я все-таки буду отличать смерть Эдипа или Дездемоны, персонажей на сцене театра, которых играют актеры, от смерти близких мне людей. Гибель театральных персонажей не станет для меня психологической травмой. Наоборот, я смогу, помимо прочего, восхититься композицией пьесы, талантом актеров, осознать свои собственные эмоции, которые по ассоциации связаны с эмоциями персонажей. Этот особенный эффект русский литературовед Виктор Шкловский называл эффектом остранения от слов «странность» и «отстранение» , и благодаря ему я оказываюсь способен заметить в себе переживания, которые из-за стресса могут быть пропущены мною в собственном человеческом опыте ежедневного бытия. Обратите внимание, мы опять говорим не о содержании действия, не о том, что происходит, а о том, как это происходит.

Я получаю удовольствие от факта соприсутствия, от формы, от композиции, от того, как организован процесс, от вовлеченности в сюжет. Это некоторые «дополнительные» эмоции, которых не возникает, когда я — участник события и сложное по чувствам действие происходит в реальности. Восприятие искусства предоставляет нам дополнительное «место и время» для переживания. Мы говорим: «Ух, как он это сделал! И не просто заметить, но и запомнить, как вообще могут развиваться эмоциональные процессы, как люди вступают в отношения, действуют в отношениях и выходят из отношений. Это помогает нам распознать и осознать самих себя в сложной динамической системе личностных, социальных и культурных взаимосвязей. Тут мы уже совсем близко подходим к пониманию гештальт-методологии. Потому что базисным основанием терапии является для нас осознанность awareness. Мы предполагаем, что решение психологической проблемы возможно в результате повышения осознанности динамических проявлений человека в ситуации. А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве.

Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы. Или эксперимент в фантазийном, игровом мире, который, однако, тоже локализован в реальном времени терапевтической сессии. Гештальттерапевты часто используют игровые, фантазийные эксперименты, потому что такое экспериментирование, в определенном смысле, оказывается даже более эффективным и, понятно, менее рискованным для человека и тех, кто его окружает , нежели экспериментирование в реальной жизни. Наш клиент на сессии способен не просто проиграть некую ситуацию, но и запомнить сам механизм ее проигрывания. Соединение и интеграция в процессе осознанного экспериментирования двух сигнальных систем вспомним учение Ивана Павлова создает уникальную возможность для создания новой формы самоорганизации личности в ее психической и физической реальности. С некоторой долей оптимизма мы можем даже утверждать, что процесс осознавания ведет к перестройке самой психофизиологии в моменте организации процесса контакта. Иначе говоря, — к тому, что в реальном физиологическом поле организуются новые нейронные связи, и за счет этого переформируется сама система функционирования эмоционального и когнитивного опыта. Процесс и осознавание происходящего здесь и сейчас Надо заметить, что английское «awareness» слово, которое активно используется в Гештальте переведено на русский язык не очень удачно. Мы говорим об «осознании» или «осознавании», и эти термины отсылают нас к тематике сознательного и бессознательного. Дальше, соответственно, начинаются рассуждения про интеграцию бессознательного в сознание и проч.

В действительности же, в Гештальте имеется в виду нечто другое.

Перлз как приверженец психоанализа и последователь Фрейда пересмотрел свои приоритеты и выдвинул ряд новых идей, которые фактически стали ревизией психоанализа. Новые идеи нашли много сторонников и быстро эволюционировали в перспективное и отличное от других направление психотерапии. Происходило это в 50-х годах прошлого столетия и нашло отражение в написанном Перлзом научном труде о гештальт-терапии.

После переезда в 1952 г. К концу пятидесятых группы гештальт-терапии уже работали на всей территории США, а в шестидесятых начали распространяться и в Европе. Европейской ассоциацией гештальт-терапевтов EAGT утверждены стандарты, регламентирующие деятельность профильных специалистов. В Санкт-Петербурге и Москве также созданы и функционируют институты Гештальт-терапии.

На данном этапе в гештальт-терапии метод вхождения в конфликт рассматривается как крайне нежелательный, хотя и допустимый в редких случаях. Какие основные концепции лежат в основе гештальт подхода к процессу лечения психических расстройств? Гештальт-терапия, как мы уже говорили, базируется на экспериментально-феноменологическом подходе. Попробую расшифровать, что значит.

Основным инструментом гештальт-терапии является постановка психологического эксперимента и фиксация феноменов ответной реакции пациента. Эксперимент может иметь самые различные формы, например, рассказ о каком-то событии в жизни пациента или о его проблемах, разговор на любую тематику, предложение рассмотреть какую-либо гипотетическую ситуацию. Довольно популярен метод «пустого стула», так называемой монодрамы, когда гештальт-терапевт предлагает пациенту представить, что на пустом месте рядом сидит он сам или важная для него особа. При этом пациент должен вслух начать разговор с самим собой или воображаемым человеком и одновременно фиксировать возникающие у него различные феномены.

Феномены могут проявляться в виде различных эмоций, изменений тональности голоса, его дрожания, речевых запинок, мимических реакций, жестикуляции, изменений позы и ощущений «мурашки» по коже, жар в теле, похолодание конечностей, мышечная напряженность и др. Небольшой нюанс — важны только те феномены, которые возникают здесь и сейчас, то есть в ходе эксперимента, даже если он касается событий из прошлого. Чувства и мысли, которые пациент испытывал тогда, не имеют значения, так как воспоминания о них могут изменяться с течением времени в процессе неоднократного проигрывания в сознании. Психотерапевт внимательно наблюдает за пациентом и также фиксирует заметные для него проявления, не всегда принимаемые во внимание самим человеком.

Сравнивая и анализируя выявленные феномены, врач учит пациента выявлять их в себе, обращать на них внимание и таким образом развивать самосознание. Без приобретения этого умения, успех терапии невозможен, так как от него зависит определение важности реальных событий для данного человека в дальнейшем. А это связано с правильной расстановкой приоритетов и жизненным выбором. После окончания эксперимента гештальт психолог или психотерапевт проводит с пациентом обсуждение не только возникающих феноменов, но и темы его ожиданий и насколько они соответствуют реальному положению дел.

Вместе они пытаются выяснить, чего ожидают от клиента окружающие его люди и как это соотносится с его потребностями. В ходе общения гештальт-терапевт может ссылаться на личный опыт и определенные ситуации в своей жизни, проявлять себя как личность, ни в коем случае не допуская менторского тона. Уважение к мнению пациента, общение на равных, доверие к суждениям человека — эти личностные качества врача в гештальт-терапии намного важнее, чем в таких направлениях психотерапии как психоанализ и поведенческая психотерапия. Анализ и понимание происходящего, контроль своих ответных реакций — то, чему должен научиться человек в конечном итоге.

Отношение к себе как цельной личности, уважающей и свои, и чужие желания, а также умеющей брать на себя ответственность за свои поступки. Только независимая и думающая личность способна добиться жизненного успеха, самореализоваться и при этом не нажить множество врагов. При этом человек должен научиться не скрывать своих эмоций, не подавлять свои чувства и не стараться быть сильным.

Феноменологическое основание - принцип реальности. Это как раз очень легко объяснить, но очень трудно принять. Существует некоторая реальность данная нам в ощущениях , но существует и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего и это гораздо разнообразнее фактов. И, как ни странно, мнения зачастую оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый?

ГТ иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. ГТ избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что? Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе что происходит и как происходит , а не на содержании что обсуждается , чтобы человек воскликнул то самое «ага! Встреча с реальностью часто вызывает большое сопротивление, потому что лишает человека иллюзий, розовых или зеленых очков, и бывает так, что город превращается из изумрудного в серый. Как сказала одна участница группы: «Да, это была правда. Но это какая-то вероломная правда».

Кроме того, реальность иногда сталкивает человека с тем, что приходится-таки признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает. Здесь и сейчас Будущего еще нет, прошлое уже произошло. Мы живем только здесь и сейчас. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение. Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого.

В ситуации терапии жизненная ситуация клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет поведение. И, тем не менее, здесь и сейчас он разговаривает со мной - и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться здесь и сейчас? Диалог Диалог в ГТ — это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда эти миры соприкасаются, то в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент иногда впервые получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не-мной» при одновременном сохранении собственной идентичности. Это те Я-Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами, и то живое неповторимое, что происходит между нами происходит впервые сию минуту и больше никогда не повторится Это уникальный опыт для клиента, поскольку терапевт — человек извне его жизни, ему ничего от клиента не надо.

Он действительно может позволить клиенту быть тем, кто он есть, и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства. ГТ — вне морали и политики. Единственная задача ГТ — сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нас нет воспитательных целей. Нам, как герою Баталова в фильме «Москва слезам не верит», совершенно не важно, будет ли человек выращивать капусту или править королевством — важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью. ГТ - глубокая индивидуализация и истинная социализация ГТ предполагает одновременное движение. С одной стороны — глубокая индивидуализация, с другой - истинная социализация.

В чем основная драма человеческой жизни? Как собственную уникальность встроить в социум. Кому мы нужны такие, какие есть? Как наша собственная индивидуальность может пригодиться другим людям? В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной человеческой жизни у нас часто бывает представление и ощущение , что другой ограничивает мою свободу, поскольку моя свобода заканчивается там, где начинается нос соседа. Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем я от них дальше, тем более я свободен, тем легче мне быть самим собой.

То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество. В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира. Сама этимология слова «индивидуализация» предполагает погружение в себя, одиночество, отделение себя от мира. И на начальном этапе это действительно может быть необходимо, чтобы услышать голос собственных потребностей и чувств. Но гештальт-терапия, и мы вместе с ней, утверждаем: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим. Как ни близка нам восточная философия, но здесь мы видим дзен наизнанку: иди к другому человеку и там ты найдешь свою сущность. Иди в мир и там ты обретешь себя.

Возможно, вам случалось увидеть отражение своего лица, но не тогда, когда вы намеренно хотите посмотреть на себя, а неожиданно — в подвернувшемся зеркале, в витрине магазина. Иногда вы себя не узнаете. Лицо кажется чужим и незнакомым. Почему это так? Потому что, когда вы намеренно собираетесь посмотреть в зеркало, вы неосознанно подстраиваете свой образ под имеющуюся у вас «Я-концепцию». Вы видите то, что хотите увидеть. Не вашу уникальность, а ваше представление о ней.

И только «случайное» зеркало отражает ваш истинный образ. Таким «случайным зеркалом» вашего внутреннего мира может стать другой человек. На этом стоит остановиться поподробнее, потому что, на первый взгляд, это утверждение парадоксально. Почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? По очень простой причине. Когда я нахожусь наедине с собой, я могу думать о себе все, что угодно. Но я никогда не узнаю, правда ли это, пока не вступлю во взаимодействие с миром.

Я могу думать, что легко подниму автомобиль, но пока не попробую — нет этой способности, а есть только фантазии о ней. Это ложное я, ложная уникальность. Истинная уникальность предполагает реальное действие в реальном мире. Реальное соприкосновение с миром. О своих особенностях и способностях мы узнаем, конфронтируя, взаимодействуя, встречаясь на границе контакта с другим чужим. При этом мы не только узнаем о своей индивидуальности, но и находим некое применение, и получаем удовольствие, и пользу, и пространство для дальнейшей реализации себя в виде поддержки и внимания со стороны других. Так что путь индивидуализации может быть пройден только в мире, но никак не вдали от него.

А что же с социализацией?

Я есть я. А ты есть ты, Аминь. Считается, что они помогают восстановить дух, настроиться на конструктивную работу. Методики лечения Здесь и сейчас Так называется самая основная методика лечения по гештальт-терапии. Пациенту предлагают пережить все его проблемы сегодня же, вне зависимости, когда они начались. Больной вспоминает причинно-следственные связи возникновения трудностей, психолог предлагает их пережить сегодня, обговаривая, почему так получилось, что надо исправить в себе, в окружении, чтобы пройти эту преграду. Это должно происходить в настоящем времени, никак не позже, в будущем.

Говорить утверждающе, без сомнений Психолог помогает пациенту формировать свою мысль как аксиому, констатацию факта, без знаков вопроса. В приватной беседе пациент сам доходит до утверждений, отбрасывая ненужные «почему». Надо сказать, психологи не одобряют вопросы, что начинается со слова «почему? Например, вопрос «почему ты меня не уважаешь? Пациент уже берет на себя смелость утвердительно говорить неприятные для себя словосочетания. Таким образом он более осознанно подойдет к решению своих больных точек. Собака сверху-собака снизу Пациент вместе с психологом рассматривает две ипостаси своей натуры, стараясь сгладит внутренний конфликт. Собака сверху более агрессивная, деятельная, а нижняя не хочет перемен.

Если верхняя готова работать, то нижняя лучше отдохнет. Терапевт предлагает пациенту побывать и той и другой «собакой», чтобы вернуть целостность натуры. Сны Сновидения играют немаловажную роль в психоанализе, хотя в гештальт-терапии не играют самую ключевую роль, но помогают при анализе подсознательного. На основе снов пациента специалист более ясно видит картину личности, его переживания, эмоции. Моделирование событий или ролевые игры Метод лечения при помощи моделирования событий в основном предлагается на групповых сеансах. Пациентам предлагают разные вариации ролевых игр, где более подробно раскрываются личностные черты характера.

Истоки гештальт-терапии

  • Гештальт – Что Это? (Основы И Методы Гештальт-Терапии)
  • Школа гештальтпсихологии
  • История гештальт-психологии
  • Основы гештальтпсихологии | Блог 4brain
  • Please wait while your request is being verified...
  • КПТ: анализируй убеждения и корректируй поведение

Кому подойдет гештальт-терапия?

  • Что такое гештальт-терапия?
  • Мифы и реальность в методах гештальт-терапии
  • Примеры незакрытых гештальтов в отношениях
  • Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход

Основы гештальтпсихологии

Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог - Чемпионат Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций.
«Гештальт-терапия — это терапия свободного человека» Третья по популярности — гештальт-терапия (основана на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах), ее предпочитают 26% специалистов.
Гештальт. Что это такое и как использовать гештальт-психологию? Гештальтпсихология – это немецкая научная школа психологии.

4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы

Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу.
Гештальттерапия: что это, как работает, какие проблемы решает Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход.

Мифы и реальность в методах гештальт-терапии

Здоровье в гештальт-терапии — это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции как в физическом, так и психологическом аспектах. Рассказываем, что такое гештальт, откуда он берется и что собой представляет гештальт-терапия. Гештальт-подход, рассматривающий компанию как целостный организм, – инструмент изучения происходящих процессов, разрешения деструктивных ситуаци.

Гештальт-терапия – что это такое простыми словами?

Гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и психоанализ – это три различные формы психотерапии, каждая из которых имеет свой уникальный подход к лечению и имеет полярно разные техники. Чем может помочь гештальт-терапия. «Гештальт не закрылся» — часто на этом меме наши знания о гештальт-психологии заканчиваются. 1 Гештальт-психология и гештальт-терапия. Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины. Терапия со сном в гештальт-подходе рассматривает отдельные части сновидения как части «Я» человека, а непосредственно сон как некую незавершенную ситуацию, которая требует завершения.

Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход

Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье. Классический эксперимент Б. Зейгарник Кур...

Ключевыми принципами гештальт-терапии являются: Целостность — человек, его опыт, мысли, эмоции и телесные ощущения важны в комплексе.

Осознанность — каждый индивид должен видеть, как его убеждения, поступки, поведение могут повлиять на его жизнь, и брать на себя ответственность за свой выбор и действия. Направления работы в гештальт-терапии Итак, одна из основных задач гештальт-терапевта — помочь клиенту собрать себя по крупицам, сложить из разрозненных пазлов цельную картину, осмыслить свою целостность и найти в себе силы и ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей, желаний, планов, мечт и т. Такая масштабная работа требует комплексного подхода.

Поэтому задачу решают сразу в нескольких направлениях: восстанавливают контакт с телом и телесными ощущениями; разбирают подсказки, которые дают сны; меняют отношение к себе и окружающему миру путем перестроения привычных речевых формул; развивают экспрессию и воображение; прокачивают осознанность. Работа с телом В гештальт-терапии особое внимание уделяется переживанию настоящего момента. И ощущения играют в этом процессе важнейшую роль — становятся ценным источником информации и средством самовыражения.

Осознание своих ощущений на уровне тела позволяет людям глубже понять свои эмоции, мысли и поведение, свой внутренний опыт. Например, мы можем ощущать напряжение в плечах, когда испытываем стресс, а тревога нередко сопровождается дискомфортом в области живота. Обращая внимание на эти телесные ощущения, можно получить представление о своем эмоциональном и психическом состоянии.

Такое осознание позволяет вникнуть в глубинные проблемы и закономерности, которые могут способствовать возникновению трудностей. Кроме того, ощущения служат связующим звеном между разумом и телом. В гештальт-терапии акцент делается на переживаниях, а не на разговорах о проблемах.

Настраиваясь на телесные ощущения, человек может соединиться со своими эмоциями и переживаниями на более глубоком уровне. Телесный опыт позволяет сохранять присутствие здесь и сейчас. Часто мы зацикливаемся на своих мыслях, переживаниях, сожалениях о прошлом или беспокойстве о будущем.

Сосредоточившись на ощущениях в теле, человек получает стимул направить свое внимание на проживание настоящего момента. Эта практика осознанности способствует чувству заземленности и позволяет полностью включиться в терапевтический процесс. Работа со сновидениями Гештальт-подход делает акцент на переживании сновидения так, как если бы оно происходило в настоящий момент.

Вместо того чтобы анализировать сон как набор символов или подавленных желаний из прошлого как в психоанализе , гештальт-терапевты побуждают человека полностью погрузиться в сновидение и исследовать свои ощущения и реакции на него фокус на настоящем моменте. В гештальт-терапии снов основное внимание уделяется субъективному опыту сновидца и его личному процессу создания смысла. Универсальных интерпретаций тут нет — все зависит от уникального багажа знаний и навыков сновидца.

Во время психотерапевтических сессий индивид вступает в диалог с различными элементами или персонажами своих сновидений, и это взаимодействие дает ему возможность лучше осмыслить и осознать свои внутренние конфликты, эмоции и желания. Гештальт-подход подчеркивает связь снов с реальной жизнью — в состоянии бодрствования — и придает особое значение интеграции полученных в ходе работы со снами знаний в реальную жизнь клиента.

Я лакировала свою корочку теми знаниями, которые жадно ела, я приходила и пряталась за спины авторитетных людей и верила им. Но не осознавала. Я шла так, это был мой путь.

Я проходила личную терапию. Я шла с конкретной внешней проблемой, а терапевт не давал советов и не назначал конкретных волшебных таблеток. А все разговоры сводились к моему ядру, моим чувствам, меня, как личности здесь и сейчас. Но мне было непонятно, что это за ядро. Я внутренне упрекала терапевта за уход от нужной для меня темы.

Время шло, я понемногу принимала одну ответственность и снимала другую. Я плакала и грустила, я чувствовала опустошенность отчаяние. Я вдохновлялась и ощущала как силы в одном случае втекают в меня, а в другом высыпаются как сухой песок. Сейчас я не вижу особого смысла в том, чтобы манипулировать другими людьми. И решать за других их судьбы мне тоже не интересно.

Потому что лакировать корочку бессмысленно. Такой путь ведет в тупик. Сейчас это стало для меня настолько ясным, и мне кажется, что я это не только понимаю, но и чувствую каким-то отдельным чувством. Может быть шестым J? Я и другой или живые и пластмассовые рыбы В последнее время мне гораздо интересней стала я сама.

Можно сказать внезапно открыла в себе клад. И познакомилась с еще одной собой. Мне даже иногда не по себе от того, насколько много нового и свежего я о себе узнаю. Столько лет прожила и не знала. Раньше я мало смотрела на некоторые свои стороны.

И эти стороны так и жили во мне не отсмотренными. И во мне жила какая-то такая Юля, о которой я мало знала и мало интересовалась. Я люблю ездить в машине и размышлять о себе и том, что происходит со мной и миром вокруг. Нырять в свои чувства, ловить хвосты истинных рыб и отбрасывать пластмассовые муляжи. Как будто есть что-то действительно то, чего я хочу, и то чего я не хочу, просто это вроде как надо хотеть.

Второе что навязано хотеть или подложное - пластмассовая рыба. Если начать реализовывать такое «хочу», то удовольствия нет. А если поймать хвост настоящего своего «хочу» и следовать ему, тогда получается чувствовать течение, ощущать жизнь в себе. Чувствовать, как движешься. Наверное, как раз во время этого процесса ловли хвостов настоящих рыб, я выбрала остаться в психологии.

Как плавать на настоящей рыбе А в терапии мне стало возможным быть, когда я поняла, что от этого увлекательного знакомства с собой мне стали иначе интересны другие люди. Только теперь не хочется срочно навести порядок в их жизнях и чуть ли не принудительно сделать их счастливыми. Потому что это возможно лишь в моих фантазиях и для удовлетворения чего-то моего во мне глубоко не удовлетворенного. Потому что мое активное вмешательство будет для них еще одной пластмассовой рыбой. Мне гораздо приятней присутствовать и быть рядом с человеком, когда он вступает на свой, удивительный и неповторимый, как морозный узор на стекле, путь к собственному счастью, к собственному умиротворению.

Или к собственному вдохновению. Но быть в этом и поддерживать так, чтобы не за другого человека что может происходить от жадности , а так, чтобы он сам. С той самой помощью и поддержкой, которую я могу оказать, не мешая ему пройти, обрести, осознать. И в этом для меня суть гештальта в рамках гуманистического подхода. Не играть за.

Тогда не будет того ресурсного опыта. Я по-прежнему живу в обычном мире, где все так же не много психотерапевтов, и с вопросами-претензиями продолжаю сталкиваться. Но теперь это не возбуждает во мне высокомерия. Оно делось. Ботанический сад и гештальт Я почти всегда тороплюсь и мало чего успеваю заметить, из того, что со мной происходит.

Я лечу в суете и своей экзистенциальной тревоге. Иногда мне удается очутиться в таком месте, где я могу остановиться. Гештальт как раз одно из таких мест. Или способов. Как я уже говорила, так сложилось, что мое профессиональное знакомство с психологией началось с гештальт-подхода.

И я считаю, что мне повезло. Для меня это ворота в огромное пространство, я долго подбирала, с чем его можно сравнить. Больше всего оно напоминает большой ботанический сад. Где растут разные растения и цветут цветы со всего мира. Где ходят разные люди.

Там есть японский сад, и есть сад засохших деревьев. Где есть проторенные тропы, асфальтированные аллеи и непролазные джунгли. В этот сад множество входов. Мой вход - гештальт. В этой части сада все с одной стороны просто — потому что там растут живые деревья и цветут живые цветы.

В этой части идет вроде бы обычная жизнь. И тут нет пластмассовых муляжей. В этой части сада кишит жизнь. Бьется и прорастает сквозь уже утоптанную почву. В этой части сада нет жестких оград.

И очень хорошо видны другие отделения сада. Здесь иногда случаются прекрасные, а иногда совершенно грустные вещи. Как психотерапевт, я могу быть проводником в этот сад. Исследовать его разнообразие и неповторимость, видеть его изменения. И давать возможность открывать что-то в себе.

И быть неподалеку, когда человек отважится вступить на пугающую его тропу, чтобы встретиться с чем-то, что давно уже стережет его.

Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями. А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими. Я есть я.

А ты есть ты, Аминь. Считается, что они помогают восстановить дух, настроиться на конструктивную работу. Методики лечения Здесь и сейчас Так называется самая основная методика лечения по гештальт-терапии. Пациенту предлагают пережить все его проблемы сегодня же, вне зависимости, когда они начались.

Больной вспоминает причинно-следственные связи возникновения трудностей, психолог предлагает их пережить сегодня, обговаривая, почему так получилось, что надо исправить в себе, в окружении, чтобы пройти эту преграду. Это должно происходить в настоящем времени, никак не позже, в будущем. Говорить утверждающе, без сомнений Психолог помогает пациенту формировать свою мысль как аксиому, констатацию факта, без знаков вопроса. В приватной беседе пациент сам доходит до утверждений, отбрасывая ненужные «почему».

Надо сказать, психологи не одобряют вопросы, что начинается со слова «почему? Например, вопрос «почему ты меня не уважаешь? Пациент уже берет на себя смелость утвердительно говорить неприятные для себя словосочетания. Таким образом он более осознанно подойдет к решению своих больных точек.

Собака сверху-собака снизу Пациент вместе с психологом рассматривает две ипостаси своей натуры, стараясь сгладит внутренний конфликт. Собака сверху более агрессивная, деятельная, а нижняя не хочет перемен. Если верхняя готова работать, то нижняя лучше отдохнет. Терапевт предлагает пациенту побывать и той и другой «собакой», чтобы вернуть целостность натуры.

Сны Сновидения играют немаловажную роль в психоанализе, хотя в гештальт-терапии не играют самую ключевую роль, но помогают при анализе подсознательного. На основе снов пациента специалист более ясно видит картину личности, его переживания, эмоции.

Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог

Гештальт в психологии: что это простыми словами Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы.
Гештальт-терапия — Википедия Практические выводы из гештальт-теории генезиса невроза Как тревожно, страшно, скучно, пресно.
Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта Психология и коучинг.
Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания Терапия со сном в гештальт-подходе рассматривает отдельные части сновидения как части «Я» человека, а непосредственно сон как некую незавершенную ситуацию, которая требует завершения.

Что такое гештальт-терапия, и как она работает?

В психологии гештальта выделяются фигура и фон. Это отлично показано в классической вазе Рубина. Чем может помочь гештальт-терапия. «Гештальт не закрылся» — часто на этом меме наши знания о гештальт-психологии заканчиваются. Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века. Критика гештальт-подхода. Гештальт-подход в других сферах. 1 Гештальт-психология и гештальт-терапия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий