Гайдай Леонид Иович (1923–1993), российский кинорежиссёр, народный артист СССР (1989).
Гайдай, Леонид Иович
Биография Леонида Гайдая. Режиссер, сценарист, актер, народный артист СССР Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии (ныне Амурская область). РИА Новости, 30.01.2023. Леонид Гайдай скончался 19 ноября 1993 года на 71-м году жизни. На фронте Гайдай Леонид, биография которого гласит, что жизнь этого человека никогда не была простой и безоблачной, уже начал получать заслуженные награды. БИОГРАФИЯ. Леонид Иович Гайдай родился в городе Свободный Амурской губернии, но вскоре семья перебралась в Иркутск. В кино Гайдай Леонид дебютировал в 1955 году, причем не в роль режиссера, а в роли актера. Леонид Гайдай срежиссировал 14 мини-комедий.
О Леониде Гайдае можно говорить каждый день
Для многих зрителей, чье детство пришлось на 60-70 годы прошлого века, Леонид Гайдай стал олицетворением самого доброго и веселого кино на свете. Старт режиссерской биографии Гайдая дала Москва, куда он отправился дополнять образование. / Фотография Леонид Гайдай (photo Leonid Gaiday). Бриллиантовая рука, Иван Васильевич меняет профессию, Кавказская пленница, Операция Ы. В 1947 году Леонид Гайдай окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, после чего стал работать актером и осветителем.
Обвинения в домогательствах и азартные игры: 10 фактов о Леониде Гайдае
При этом мало кто знает, какой ценой давалось Гайдаю творчество. За антисоветскую идеологию его не только отчисляли из института, но и увольняли с «Мосфильма». Жесткая цензура резала и запрещала его работы, находя в них пародию на власть. Леонид Иович приходил домой расстроенный, но всегда находил поддержку и утешение у жены. А потом Гайдай снова рвался в бой -отстаивать, переделывать, маскировать, пробивать... В результате мы и сегодня с удольствием смотрим «Бриллиантовую руку», «Операцию "Ы"», «Кавказскую пленницу» и другие комедии, которые по праву называем - бессмертными. Время идет, меняется власть, появляются новые жизненные ценности, а юмор Леонида Гайдая по-прежнему актуален.
Ему предлагали сотрудничество и позже, но он всем отказывал. Так, в 1993 году коллеги Инин и Волович пришли к Гайдаю с новым комедийным сценарием. Тот заинтересовался, но потом все же отказался: «Ребята, я, наверное, не смогу». Он уже чувствовал, что здоровье не позволит... Симпатичная студентка Нина Гребешкова побаивалась замкнутого и нелюдимого Леонида, поэтому ему приходилось до последнего скрывать свои чувства. Озорная хохотушка ростом «метр с кепкой» сразу приглянулась Гайдаю.
Он пригласил Гребешкову на роль француженки в своем отчетном спектакле, та согласилась. Но когда дошли до сцены, в которой Нине нужно было целоваться с героем Гайдая, она наотрез отказалась. А сама покраснела: она ведь и правда ни с кем не целовалась.. А потом он решился - предложил проводить Нину до дома. Проводил раз, два, три... Путь был неблизким, и травмированная нога болела все сильнее.
Но как сказать девушке о своем недуге? Конечно, Гайдай молчал. В конце концов не выдержал: «Нинок, что мы все ходим и ходим? Давай уже поженимся! Скромную свадьбу сыграли в коммунальной квартире, пригласив друзей, а официально молодые расписались лишь спустя несколько лет. Они прожили вместе около сорока лет, при том что посторонний человек назвал бы их пару весьма странной.
Она - активная и решительная, он - немного отстраненный, будто весь в себе. Но Нина считала мужа гением и, в отличие от критиков, всегда знала: работы Гайдая найдут своего зрителя. Хотя порой возникали препятствия. Поселились за шифоньером в маленькой комнате Нининых родителей. Вечерами мама и папа тактично забирали младшего брата и уходили в гости «перекинуться в картишки», оставляя молодоженов наедине. С самого начала брак Гайдая и Гребешковой был основан на уважении, взаимопонимании и независимости.
Нина осознавала, что ее супруг «не такой, как все», а с гениями всегда тяжело. И она сознательно приняла эту участь - быть не актрисой Гребешковой, а «женой Гайдая», что означало всегда оставаться на втором плане. Гайдай любил красивых женщин. Нет, он не заводил романы: просто любовался ими как произведениями искусства. Нина понимала это и не ревновала. Тем более что он был человеком честным и мудрым.
Если я, например, говорила о ком-нибудь, что вот он такой-сякой, поступает непорядочно, Леня всегда останавливал: "Ну хорошо, что ты предлагаешь? Убить его ты не можешь, изменить тоже.
В годы перестройки Гайдай снял фильмы «Опасно для жизни! Также в 1980-х годах он снял несколько сюжетов для киножурнала «Фитиль». Леонид Гайдай скончался 19 ноября 1993 года в Москве в результате тромбоэмболии легочной артерии, был похоронен на Кунцевском кладбище столицы.
Леонид Гайдай пришёл в Иркутский драмтеатр, куда его взяли рабочим сцены. Правда, уже осенью он всё же ушёл на фронт и вернулся в 1944 году после серьёзного ранения.
Тогда же он пошёл учиться в студию при театре и вскоре стал выходить на сцену. Первой работой Леонида Гайдая на профессиональной сцене стала роль мальчика в шортах и рубашке в спектакле «Госпожа министерша». Он не говорил ни единого слова, простоя выходил на сцену, и зал попросту лежал от хохота. При этом успокоить зрителей после этого было невозможно. Он выглядел так комично и несуразно, что зрители, в прямом смысле слова, хохотали до слёз. Отыграл в этом образе Леонид Гайдай всего несколько вечеров, после чего его заменили на мальчика из дворца пионеров, после выхода которого зал не нужно было возвращать ценой неимоверных усилий к дальнейшему просмотру спектакля. Личный опыт Леонид Гайдай в годы войны. Когда Леонид Гайдай ушёл добровольцем на фронт, он попал сначала на границу с Монголией, где объезжал диких лошадей.
Рост будущего режиссёра составлял 180 сантиметров, а вот монгольские лошади были довольно низкорослыми, поэтому вид Гайдая верхом был довольно комичным: он ехал на низенькой лошадке, а ноги буквально волочились по земле. Впоследствии это нашло отражение в образе рослого Шурика верхом на небольшом осле. Сценарий с чердака Леонид Гайдай. В Иркутске до сих пор стоит дом, который был построен отцом режиссёра. На чердаке, наверное, как и у многих советских людей, хранились старенькие подшивки подписных изданий. Именно там Леонид Гайдай наткнулся на стихотворный фельетон Степана Олейника, напечатанный в газете «Правда», и по его мотивам написал сценарий для своей короткометражной комедии «Пёс Барбос и необычный кросс». Он даже прочитал этот сценарий родным, но те почему-то восприняли его вовсе без энтузиазма, не представляя себе, что может быть смешного в трёх мужиках, бесконечно убегающих от собаки.
В это время там как раз ставил спектакли Московский театр сатиры, прибывший в эвакуацию. Гайдая призвали в армию осенью 1942 года. Сначала его отправляют в Монголию, а потом — на Калининский фронт, где он в составе стрелкового полка 381-й стрелковой дивизии 14 декабря 1942 года в ходе Великолукской наступательной операции в бою за деревню Енкино Псковская область забрасывает гранатами огневую точку противника, убивает несколько немцев и принимает участие в захвате пленных. Уже 20 декабря 1942 года Гайдай был награжден медалью «За боевые заслуги». Его ждала хорошая военная карьера, потому что награжденные солдаты всегда выделялись. Возможно, к началу Курской битвы он уже был бы младшим офицером, потому что школу он успел закончить.
Леонид Гайдай: биография, личная жизнь и творчество великого режиссера
И пока работал с декорациями и занавесом, выучил наизусть тексты всех спектаклей. А потом был призван в армию, где прослужил чуть больше года: в марте 1943-го, в Псковской области, был тяжело ранен. Врачи думали ампутировать ему ногу, но когда узнали, что он хочет стать артистом, пожалели и сделали все, чтобы ее спасти. И спасли, хотя Гайдай навсегда остался инвалидом второй группы. Гайдай до конца жизни не желал пользоваться какими-либо льготами, предоставляемыми ему по инвалидности». Как актер он почти не реализовался, хотя обладал несомненным талантом. Работая потом над сценариями, он проговаривал роли, отведенные другим, буквально кривлялся перед зеркалом, стремясь найти верные интонации и слова — и находил. Но, увы, если не считать нескольких ролей в забытых фильмах 50-х годов типа «Ляна» или «Ветер» и отлично сыгранного Варфоломея Коробейникова в «12 стульях», широкая публика так и не узнала Гайдая-актера.
Как министр культуры довел его до чахотки и язвы Одним из первых больших успехов Гайдая должен был стать — и не стал — фильм «Жених с того света», комедия о бюрократе, которого по ошибке сочли мертвым и который никак не мог доказать, что он на самом деле жив. На «Мосфильме» картину встретили овациями: и директору киностудии Ивану Пырьеву, и художественному руководителю Гайдая Михаилу Ромму все очень понравилось. И только тогдашний министр культуры Николай Михайлов, человек, лишенный чувства юмора и далекий от понимания искусства о нем говорили «бояться надо не министра культуры, а культуры министра» , сообщил Гайдаю, что тот снял пасквиль на советскую действительность. Памятник Шурику и Лиде на территории Рязанского государственного университета им. Есенина — Мне жалко вас, молодой человек, — сказал он режиссеру. В 1942 году. Это вы поспешили — сказал Михайлов.
И пригрозил, что молодой режиссер еще положит партбилет ему на стол. Фильм все-таки выпустили на экран, но сокращенным, перемонтированным, и частично переснятым. Он превратился в короткометражку и вышел всего на 20 копиях. Оригинал, по воспоминаниям коллег Гайдая, был жесткой абсурдистской комедией, герой которой испытывал подлинный ужас от того, что не может никому доказать факт своего существования. Переделанный вариант стал всего лишь анекдотической историей. Потом Гайдаю в качестве «искупления» предложили снять киноповесть «Трижды воскресший» по сценарию Александра Галича в те времена он еще не считался диссидентом о непростой судьбе парохода под названием «Орленок». Он ее снял, но не любил и старался о ней не вспоминать.
В 42-м, наконец, дождался. Но отправили не на запад, а... Паренёк рвался в бой. Когда приехал военком отбирать пополнение, на каждый вопрос офицера Гайдай отвечал «Я! Из этого случая через 23 года родился знаменитый эпизод новеллы «Напарник» из легендарной «Операции «Ы» и других приключений Шурика».
Спустя два года на экраны выходит сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И. Пырьева, Гайдай был практически отставлен от режиссёрской работы. Лишь после выпуска в 1960 году идеологически «правильного» фильма «Трижды воскресший» о котором Гайдай сам позже никогда не упоминал его «простили». Дальше были короткометражные фильмы 1961 года - «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Эти работы приносят известность режиссёру, а также легендарной тройке Трус - Балбес - Бывалый. На следующий год Гайдай экранизирует три новеллы О.
Генри, в рамках своего фильма «Деловые люди». Сделав перерыв в три года, режиссёр выпускает подряд три фильма, которые становятся всенародно любимыми, истинными жемчужинами советского кинематографа. Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года, также как и следующие два фильма Гайдая - «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 1966 года и «Бриллиантовая рука» 1968 года. Эксцентрическая комедия Леонида Гайдая - «Бриллиантовая рука» в 1995 году была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, победив в опросе телезрителей, за которую он был награжден Призом РТР «Золотой билет» посмертно. Также известен фильм «12 стульев» - экранизация одноимённого романа И. Ильфа и Е. Петрова в двух частях, снятая Гайдаем в 1971 году. В 1970-х годах режиссёр экранизировал классические произведения отечественных авторов: И.
Ильф и Е.
Дебютную работу «Долгий путь» он поставил на основе рассказов Владимира Короленко. Его картина «Жених с того света» была сильно цензурирована и обрезана.
Не получила признания и киноповесть «Трижды воскресший». Фильмография Леонида Гайдая Молодой творец тяжело переживал неудачи, провалы подкосили его, он отчаялся и покинул столицу. В Иркутске мужчина однажды наткнулся на фельетон в стихах «Пес Барбос» Степана Олейника и уже в 1961 году выпустил короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс».
Воодушевленный фурором этой картины, в 1962 он поставил другой короткий метр — «Самогонщики». Завоевавшие народную любовь герои заняли ключевые роли и в лентах «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница». После были рейтинговые «Бриллиантовая рука», «12 стульев».
Завершили фильмографию автора: «Опасно для жизни! С супружницей они провели всю жизнь, в браке появилась дочь Оксана. Сюжеты для киножурнала «Фитиль» Киножурнал из юмористических миниатюр «Фитиль» демонстрировали в кинозалах перед началом фильмов.
Сюжеты высмеивали разные пороки советского общества: обличали карьеристов, бюрократов, взяточников и бракоделов. Леонид Гайдай срежиссировал 14 мини-комедий.
Как Леонид Гайдай отказал Трампу: режиссеру исполнилось бы 100 лет
В 1942 году Леонида Гайдая призвали в армию. Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Вскоре молодого человека направили в действующую армию. Некоторое время он служил во взводе пешей разведки, но 20 марта 1943 года был тяжело ранен, лечился в госпиталях. В январе 1944 года его признали инвалидом второй группы. Гайдай вернулся в Иркутск и поступил в театральную студию при Иркутском областном драматическом театре ныне — академический драматический театр им. Окончив студию в 1947 году, два года играл в спектаклях местного драмтеатра.
Фильмы В кино Леонид Гайдай дебютировал в 1955 году, причем как актер. Леонид Гайдай сыграл Алешку в комедии «Ляна». Но актерская биография у Гайдая не задалась, чего не скажешь о работе по другую сторону камеры. Уже через год Леонид Гайдай делает режиссерский дебют и выпускает драматический фильм «Долгий путь». Картину отметил лично знаменитый Михаил Ромм, который каким-то образом в чистой драме сумел рассмотреть задатки Гайдая-комедианта. Именно Ромм посоветовал Леониду Иовичу присмотреться к юмористическому жанру.
В Крыму снимались сцены из «Кавказской пленницы», «Спортлото-82», «12 стульев» и «Бриллиантовой руки». Сегодня в Крыму организованы экскурсионные маршруты по местам съемок легендарных комедий. Леонид Иович скончался через полгода после выхода ленты в прокат. Ряд эпизодов снимался в знаменитом казино «Тадж-Махал», что находится в американском городе Атлантик Сити.
Ради российской съемочной группы развлекательный комплекс, принадлежащий Дональду Трампу, был закрыт на три дня по просьбе собственника. Команда Гайдая могла работать в казино абсолютно бесплатно. Рассчитывающий на благодарность Трамп попросил дать ему эпизодическую роль, однако режиссер был непреклонен. Хитростью обошел цензуру В те времена цензурные органы не пропускали на экраны многие фильмы, вырезали сцены и подменяли диалоги.
Дабы сохранить картину «Бриллиантовая рука» в «первозданном виде» Гайдаю пришлось добавить атомный взрыв в конце второй серии. Гайдай согласился, но выдвинул одно требование — он готов удалить взрыв, но лишь в том случае, если остальные спорные сцены останутся без изменений. Цензоры пошли навстречу. Много курил и любил азартные игры По воспоминаниям художника по костюмам Татьяны Белявской, Гайдай мог выкурить четыре пачки в день.
Еще одной страстью были азартные игры. Он часами играл в карты со своей дочерью Оксаной.
Заметно представлены и среди актеров, и среди директоров фильмов. Иович Бывает, что и Леонида Иовича Гайдая зачисляют в евреи. Фамилия Гайдай — старинная украинская.
Гайдаями называли легких казачьих всадников Войска Запорожского. Мать Леонида — Мария Любимова, русская, из села Рязанской губернии.
Со второй группой инвалидности был комиссован и вернулся в Иркутск, где стал учиться актерскому мастерству в театральной студии при драмтеатре. Театр и первые фильмы По окончании учебы фронтовика Гайдая приняли в местную труппу. Первые его роли ограничивались знаменитым «кушать подано», но вскоре его ввели в постановку «Молодой гвардии» по роману Александра Фадеева. После блестящего исполнения роли Ивана Земнухова о Гайдае заговорила местная пресса. Леонид Гайдай в молодости Однако, несмотря на успех, начинающий актер понимал, что на его фактуру ролей наберется немного, поэтому решил развиваться в режиссуре. Именно в Иркутском драмтеатре, его альма-матер, состоялся первый режиссерский опыт Гайдая — Леонид поставил сцену с дракой в спектакле «Госпожа министерша». О кино я тогда почти не думал. А я уже из театра уволился… Ну, думаю, была не была — пойду в кино.
Сдал экзамены во ВГИК. И не пожалел. Кино, я уверен, интереснее театра, впрочем, это мнение я никому не навязываю. По воспоминаниям, студент-фронтовик отличался от своих сокурсников не только актерским талантом, но и какой-то особенной внутренней сосредоточенностью. Еще во время учебы Гайдай начал работать режиссером-практикантом у своего учителя Бориса Барнета. У него же состоялся актерский дебют Гайдая в кинофильме «Ляна», где ему досталась роль Алексея. Увидев эту работу, знаменитый режиссер Михаил Ромм посоветовал Леониду заняться комедийным жанром. Долгий путь, первый фильм Гайдая, вышел в 1956 Через год Гайдай приступил к съемкам сатирической комедии «Жених с того света» 1958 , где впервые познакомился с Ростиславом Пляттом и Георгием Вициным , которого позднее будет снимать практически во всех своих фильмах. Картина была жестко раскритикована представителями министерства культуры и сокращена почти наполовину — в ней осталось 48 минут хронометража. Все из-за того, что фильм нещадно высмеивал советский бюрократизм — главный герой пытается доказать, что умер не он, а человек, укравший его бумажник, но доказать чиновникам свое существование у него не получается.
Кадр из фильма «Жених с того света» Режиссеру перестали давать сценарии для съемок, но тут на его защиту встал режиссер и лауреат шести Сталинских премий Иван Пырьев, которому Гайдай очень нравился. С его помощью Гайдаю удалось продолжить деятельность, и в 1960 году он снял драматическую картину «Трижды воскресший». Однако и она не имела успеха в широком прокате. Слава комедиографа В начале 60-х, после череды неудач, режиссер погрузился в депрессию и, решив, что больше никогда не будет снимать, уехал с женой в Иркутск. Однако практически каждый вечер он все равно садился за рабочий стол и что-то писал. Спустя некоторое время Гайдай заявил жене, что закончил работать над сценарием, а их семье придётся вернуться в Москву, чтобы подать заявку на новые съемки. В Москве Гайдай снова обратился к Пырьеву за помощью. С его благоволения Леониду выдали пленку для съемок, а сам он начал самостоятельно собирать съемочную группу. Когда актерский состав с участием Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова был утвержден, началась работа над короткометражной кинокомедией «Пес Барбос и необычный кросс». Актеры перевоплотились в троицу мелких мошенников, решивших оглушить рыбу динамитом, но их планы нарушил прибившийся дворовый пёс.
Бриллиантовый режиссер. Невеселые повороты судьбы Леонида Гайдая
Благодаря Гайдаю и его кассовым хитам студии удалось выйти на самоокупаемость — смелый эксперимент по внедрению западных принципов продюсирования кинематографа на социалистической почве доказал свою перспективность. Как и в случае с «Бриллиантовой рукой», сценарий нового фильма писался в расчете на то, что главную роль вновь сыграет Юрий Никулин, однако тот не смог принять участие в съемках и роль Ивана Грозного была предложена Юрию Яковлеву. Вслед за Никулиным «отпал» и планировавшийся на роль вора Милославского Андрей Миронов — персонажа в итоге сыграл Леонид Куравлев, ставший одним из постоянных гайдаевских актеров. Третьего по значимости героя пьесы — инженера Николая Тимофеева — по замыслу режиссера должен был воплотить на экране Александр Демьяненко, но тот сразу отказался, опасаясь, что его хотят заставить четвертый раз подряд сыграть Шурика к тому моменту роль студента так прочно ассоциировалась с Демьяненко, что это практически похоронило его актерскую карьеру. В итоге эта роль отошла Олегу Видову, а от идеи объединить Шурика, программиста Привалова и инженера Тимофеева в единого персонажа пришлось отказаться. Гайдай в Ростове Великом на съемках комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Фильм вышел на экраны 21 сентября 1973 года и собрал 56 млн зрителей — поскольку в ЭТК режиссеру начислялись проценты от проката, суммарный гонорар Гайдая составил баснословную сумму 150 000 рублей. Фактически, к середине 1970-х годов благодаря сотрудничеству с Чухраем и Познером он превратится в легального советского миллионера. Поздние годы[ «Тайна, покрытая лаком» 1975 [ ] Продолжая работать над экранизациями классики сатирической литературы, Гайдай и Бахнов 30 июня 1973 года подали заявку на фильм по мотивам четырех рассказов Михаила Зощенко — «Забавное приключение», «Свадебное происшествие», «Кочерга» и «Парусиновый портфель». При этом они значительно переработали тексты рассказов, связав их единым сюжетом и перенеся действие как и в случае с «Иваном Васильевичем... Картина получила название «Тайна, покрытая лаком». Главная роль в картине досталась Олегу Далю, который так впечатлил Гайдая своей игрой, что тот впоследствии пригласит Даля на роль Хлестакова в своей экранизации «Ревизора» без всяких проб.
Рабочий момент на съемках фильма «Инкогнито из Петербурга» «Инкогнито из Петербурга» 1977 [ ] 29 января 1977 года стартовали съемки 11-го фильма Гайдая, получившего название «Инкогнито из Петербурга». Режиссер понимал, что, перенося на пленку произведение из школьной программы, трудно снискать по-настоящему большой успех у зрителя, поэтому он решился на смелый эксперимент — наполнить фильм, действие которого разворачивается в первой половине XIX века, аллюзиями на современность, чтобы из классической пьесы Гоголя создать актуальную сатиру. Результатом стали, например, такие сцены, как встреча Хлестакова группой детей с цветами, недвусмысленно пародирующая многочисленные встречи членов Президиума ЦК с общественностью. Кроме того, Гайдай разделил фильм на ряд эпизодов, получивших соответствующие названия, например — «Показуха» или «От конфронтации к взаимопониманию». Гайдай видел обе постановки и идеальным городничим ему виделся Папанов, который в итоге и получил эту роль в фильме. При этом Миронов на роль Хлестакова Гайдаем даже не рассматривался — к моменту начала съемок актеру уже исполнилось 35 лет и он явно не походил на 23-летнего персонажа Гоголя, а предложение сыграть в фильме почтмейстера Шпекина его не заинтересовало. Олег Даль, которому в итоге роль Хлестакова и отошла, правда, был ровесником Миронова, но, благодаря своему телосложению, казался значительно моложе. Сатирический посыл ленты Гайдая едва не стоил ей проката, т. Тем не менее, за нее вступились два человека — замначальника киноуправления Борис Павленок, первым посмотревший готовый фильм и принявший его без каких-либо поправок, и новый министр культуры Георг Мясников, назначенный на должность в 1976 году. Мясников был бывшим комсомольцем — выдвиженцем Шелепина — и отличался высочайшим профессионализмом и вниманием к деятелям культуры.
Фактически, выход картины Гайдая в нецензурированной режиссерской версии стал всецело заслугой Мясникова — он состоялся 17 июля 1978 года. Тем не менее, картина заняла второе место в годовом прокате среди советских фильмов. На пост режиссера первоначально был утвержден Георгий Данелия, однако он уже был занят работой над картиной «Осенний марафон», поэтому вместо него проект поручили возглавить Гайдаю. С финской стороны режиссерское кресло занял Ристо Орко. Соглашение между «Мосфильмом» и «Суоми-фильмом» предусматривало, что в ключевых ролях актеры двух стран будут задействованы в равной пропорции, однако Гайдай настоял на том, чтобы советская сторона осталась в приоритете. Главного героя — Антти Ихалайнена — сыграл Евгений Леонов, больше в гайдаевских фильмах не снимавшийся. Согласно воспоминаниям Вячеслава Невинного, сыгравшего в паре с Леоновым, между ним и режиссером произошел серьезный конфликт, вызванный привычкой Гайдая не говорить «стоп» сразу после окончания прописанной в сценарии сцены — делалось это из желания добиться от актеров импровизации, однако Леонов к подобной манере был не готов и порой приходил от поведения режиссера в бешенство. Фильм не стал сенсацией — в год выхода его посмотрело еще меньше зрителей, чем «Инкогнито из Петербурга». С одной стороны, для Гайдая это было сигналом, что нужно пробовать себя и в иных жанрах, помимо комедии, а с другой, режиссер хотел «реабилитироваться» и снять еще одну кассовую ленту. Леонид Гайдай и актер Борислав Брондуков на съемках фильма «Спортлото-82» Леонид Гайдай с пакистанской актрисой Зебой на VIII Московском международном кинофестивале «Спортлото-82» 1982 [ ] Фильм «Спортлото-82» стал последним, снятым Гайдаем по оригинальному сценарию, и последним его кассовым хитом — при 55,2 млн зрителей лента заняла первую строчку в прокате 1982 года, однако советская критика встретила ее прохладно, обвинив режиссера в самоповторах.
Действительно, у главного героя Кости, сыгранного малоизвестным литовским актером Альгисом Арлаускасом, было достаточно много общих черт со студентом Шуриком, так же как и образы девушки главного героя Тани Светлана Аманова и жулика-антагониста Сан Саныча Михаил Пуговкин , в целом, достаточно типичны для гайдаевских комедий. Кроме того, сама центральная идея фильма — погоня за кладом выигрышным лотерейным билетом «Спортлото» на 175 000 рублей — уже фактически была им поднята в «Бриллиантовой руке». В 1983 году скончался так же многолетний гайдаевский оператор Сергей Полуянов, с которым они впервые встретились еще при работе над «Долгим путем» четверть века назад. Это побудило режиссера начать поиски нового направления, в котором он мог бы себя проявить. Гайдай сохранил весь присущий оригинальному произведению сатирический заряд, но при этом решил отказаться от привычной эксцентрики: фильм стал жанровым экспериментом наподобие «Деловых людей» — чтобы передать квазиисторический характер романа Салтыкова-Щедрина, часть эпизодов снималась в псевдодокументальной манере, пародируя при этом стиль официального телевидения. Правления различных градоначальников так же были выдержаны в различной стилистике и наполнены аллюзиями как на общественные реалии 1980-х годов в этом фильм отчасти перекликался с «Инкогнито из Петербурга» , так и на популярные фильмы например, эпизоды с Дементием Брудастым, известным как «Органчик», пародировали советскую кинофантастику, прежде всего фильмы Клушанцева, а «правление» Василиска Бородавкина снимали в духе ранних историко-революционных лент. Не смотря на имя режиссера и большое количество задействованных в фильме звездных актеров среди них — Леонид Куравлев, Борислав Брондуков, Георгий Вицин, Светлана Крючкова, Лариса Удовиченко и др. Сказалось и то, что эксперимент Гайдая по созданию многожанрового кино показался многим чересчур смелым, и отсутствие привычного счастливого финала «История... В итоге «Историю одного города» довольно быстро сняли с проката и в дальнейшем повторно почти не показывали. Тем не менее, Гайдай воспринял неудачу как вызов и решил окончательно порвать с комедией, взявшись за постановку чисто драматической ленты.
Станиславского Александр Товстоногов.
Ничего подобного в нашем кино тогда не было», — вспоминал позднее Демьяненко. Картину снимали в Москве, Ленинграде, Ялте, Одессе. На роль студентки и комсомолки Нины долгое время не могли найти актрису — после 500 проб выбрали Наталью Варлей. Артистка цирка, она прекрасно справлялась с трюками, а вот игровые сцены актрисе давались не очень легко.
Автомобиль, на котором ездила «троица», — немецкий «Adler Trumpf» 30-х годов — был личной машиной Никулина. Съемки проходили по большей части в Крыму — в Алуште и долине Привидений у подножия Демерджи. Отдельные эпизоды снимали в Симферополе, на Ай-Петри и в районе Сочи. Не обошлось в процессе съемок и без цензуры.
Запись чернилами о рождении брата Гайдая осталась в книге регистрации Свободненского метрического отдела 1921 года. В нее же внесли и сестру — Августу. И ни слова о младшем Леониде. Видимо, лист утрачен. Отец — Иов Гайдай — был до революции сослан на строительство Амурской железной дороги. В 1923-м семья уехала в Читу, затем в Иркутск. Впрочем, архивисты до сих пор находят нюансы в ее истории. И вдруг, изучая записи о рождении брата и сестры, мы находим — в графе «Постоянное место жительства» родителей указан город Хабаровск. И это документ — с ним не поспоришь. То есть, возможно, это еще одна страничка из биографии известного нашего, любимого режиссера», — рассказывает главный архивист Государственного архива Амурской области Ирина Попова.
Так — и над такими вещами — до Гайдая смеялся, пожалуй, только Бунюэль. Да и в сугубо отечественном контексте под холодную руку попадали не только однозначно нелепые генсековские поцелуи; дорогого стоит хотя бы симоновское «Жди меня», обращенное Якиным-Пуговкиным к очередной фаворитке. И уж совсем «психоделично» по определению Добротворского выглядит фрагмент из «Не может быть! Грохочут… Сапоги! Однако универсум Гайдая киногеничен настолько, что и цитаты уже из самого режиссера обнаруживаются там, где их не может быть по определению. Но то, что роковые комнаты в гостиницах «Атлантик» в «Бриллиантовой руке» 1969 и «Оверлуке» в кубриковском «Сиянии» носят, соответственно, номера 327 и 237, а усеянный якобы мертвыми телами кафельный склеп кооперативного туалета «Комфорт» неотличим от аналогичных декораций первой «Пилы», воспринимается совершенно естественно. В 80-х Гайдай, помимо нескольких полных метров, снял дюжину сюжетов для «Фитиля». Смотреть их сейчас совершенно невозможно недурны разве что «Горько! Но даже по этим неказистым коротышкам видно, что Гайдай внимательно присматривался к мутирующему цайтгайсту, терпеливо ожидая, когда «рванет по-настоящему». В своей наделавшей некогда шуму рецензии на «Операцию…» критик Денис Горелов отнес ее к разряду «кино для шестого отряда», имея в виду самую невзыскательную часть публики, памятную по пионерлагерному опыту. Но, честно говоря, в данном случае речь могла идти уже даже не об «отряде», а о «палате» номер шесть. Первую же, еще до титров сцену Гайдай заканчивает крупным планом книжечки Джека Алтаузена господи, почему?
Необычное отчество Леонида Гайдая
Леонид Иович Гайдай (1923-1993) – советский и российский кинорежиссер, актер, сценарист. Леонид Гайдай провёл в Иркутске значительную часть своей жизни — рассказываем о том, как этот период повлиял на жизнь и творчество режиссёра. Собрали список лучших фильмов, которые снял Леонид Гайдай — любимый советский и российский режиссер. Леони́д Ио́вич Гайда́й — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев. Леонид Гайдай срежиссировал 14 мини-комедий. Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне, в 1942 году первоначально проходил службу в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт.