Православные 2 февраля вспоминают Евфимия Великого. Он известен как один из основателей общежительного монашества.
Евфимий I (Вислень)
Несмотря на свое предрасположение к уединению и безмолвию, Евфимий Великий был активно вовлечен в церковную жизнь своего времени. Евфимия Великого (473), в Благовещенском соборе монастыря совершилась Литургия свт. Евфимия Великого, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил Божественную литургию в храме в честь святого преподобного Евфимия Великого д. Шапша. Новости монашеской жизни. 02.02.2022. Богослужение в день памяти преподобного Евфимия Великого. Тропарь преподобному Евфимию Великому, глас 4. Православные христиане 2 февраля отмечают церковный праздник почитания святого иеромонаха Евфимия Великого.
Неделя 33-я по Пятидесятнице. Память преподобного Евфимия Великого. Фото. Видео
В 1456 году владыка Евфимий вместе с посадником Федором Патрикеевичем примирил Новгород и Псков с великим князем Московским. Евфимий Великий, деятельность которого приходится уже на V век (родился он в 377 году). Евфимий Великий говорил молодым инокам своего монастыря: «Если миряне много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу. Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему. О преподобном Евфимии узнал архиепископ Симеон и, призвав его к себе, назначил на должность эконома архиепископского дома.
Неделя 33-я по Пятидесятнице. Память преподобного Евфимия Великого. Фото. Видео
Епископ Луховицкий Евфимий, викарий святейшего патриарха московского и всея руси. Евфимий Великий стал для иноков духовным врачом, побуждал их к труду не только духовному, но и телесному. Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий[1] несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения. Святые мощи преподобного Евфимия Великого прославились исцелением больных, изгнанием бесов из одержимых и многими другими чудесами. Обращаясь к зрителям, владыка Евфимий обратил внимание на своевременность показов подобных формата и тематики в то время, когда каждый искренний православный христианин.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Мощи преподобного Евфимия Великого находились в его монастыре в Палестине (в XII веке их видел русский паломник игумен Даниил). Церковь 2 февраля вспоминает преподобного Евфимия Великого, а в народном календаре его называют Ефимий Зимний или Метельный. Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий[1] несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения. Русская православная церковь 2 февраля почитает преподобного Евфимия Великого. После кончины тело Евфимии было погребено единоверцами, а от её святых мощей происходили многочисленные чудеса и исцеления.
Главные новости Калужской области
Главным монашеским делом преподобный считал духовное бодрствование и внимательность к помыслам. Преподобный дожил до глубокой старости и был похоронен в своем монастыре. Роскомнадзор Главный редактор — Сапаева Елена Владимировна. Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт "Православное Поволжье". Перепечатка материалов портала в печатных изданиях книгах, прессе возможна только с письменного разрешения редакции.
Нельзя пройти молчанием забот святителя Евфимия и об умножении богослужебных и священных книг. Еще и ныне целы книги, списанные по его воле и поручению: Служебник, Устав, Минеи ноябрь, июнь, февраль и апрель месячные и праздничные и Октоих. Так в трудах и подвигах приближался святитель Евфимий к старости и к закату дней своих. Указавши место погребения своего в Вяжицах, архиепископ с особенною любовью относился к обители Вяжицкой — месту своего иноческого пострижения. Воздвигнув там великолепный храм во имя святителя Николая, владыка постоянно украшал его и иконами, и добротами, и всякими деяниями, а, соревнуя ему, бояре, вельможи новгородские и все народное множество не забывали обители милостыней и приношением. Было у владыки желание построить при жизни своей в том же монастыре теплый храм с трапезой во имя святого апостола Иоанна Богослова. Бог помог исполниться этому желанию. В Великом посту заложили церковь, а в день Воскресения Христова братия уже вкушали пищу в новой трапезе. Владыка захотел расписать церковь, но живописцы говорили, что стены еще сыры и писать нельзя. Владыка не хотел слушать их, велел приступить к делу, сам же молил Бога: «Господи Вседержителю, даруй мне хоть один день видеть церковь возлюбленного Твоего с трапезою совершившуюся, и тогда, как Сам хочешь, сотворишь». Ко дню Сошествия Святого Духа все работы были окончены, и святитель Евфимий с радостными слезами восклицал: «Благодарю Тебя, Господи Человеколюбче, что Ты не оставил прошение раба Твоего, но сподобил меня, как Творец и Владыка мой, то, что я желал видеть, узреть сегодня своими очами». Каждый год владыка Евфимий имел обыкновение проводить в своем любимом Вяжицком монастыре всю первую седмицу Великого поста. Не случилось этого только в 1458 году, в год блаженной кончины архиепископа. В последнее воскресенье перед Великим постом пришли к архиепископу посадники, бояре, игумены, священники и все множество народное, дать обычное целование с прощением при наступлении Великого поста. Архиепископ, как чадолюбивый отец, всех прощал и милостиво учил, сколько можно, в чистоте проводить Великий пост, удаляться особенно пьянства, от которого происходит все зло. А когда наступил вечер, то, преподавши всем мир и благословение, архиепископ вышел из города и направился не в Вяжицкую обитель, а в монастырь Пречистой Богородицы на Лисичьей горе, откуда взят был на святительство. Придя в обитель, святитель разболелся, но всю седмицу постился и ходил на соборное пение. Все видели его телесные страдания, но ничего скорбного не было на лице у него: оно светилось радостью человека, как будто возвратившегося в свое отечество из дальних чужих стран, он радовался, что дух его разрешается от телесных уз. Перед кончиной своей он преподал всем благословение и прощение, сам испросил у всех прощение, причастился святых Пречистых Таин, воздал хвалу Богу за все, тихо и мирно предал Господу честную и святую душу свою в 11-й день месяца марта в нощи. При кончине распространилось благоухание от тела архиепископа, а при помазании тела его найдены на нем тяжелые вериги «подобно схиме» , которых никто не видал на нем при жизни его. Быстро распространилась весть о кончине любимого святителя. Многое множество народа и духовенства, подобно быстротечному потоку, устремилось по всем путям к обители на Лисичьей горе. Плач и скорбь были великие. С любовью, славой и честью перенесли тело архиепископа в собор святой Софии Премудрости Божией и там отпели его, а затем, согласно его завещанию, отнесли для погребения в Вяжицкий монастырь. Найденные на теле святителя вериги были повешены около гроба; «от них многие различные исцеления по молитвам святого бывают, — говорит древний жизнеописатель святителя Евфимия, — особенно страждущих студеною болезнию». Находясь в предсмертной болезни и желая получить от митрополита Ионы последнее прощение всех своих согрешений и благословение в сей век и будущий, архиепископ Евфимий, незадолго до своей кончины, послал к митрополиту своего слугу с умилительным посланием и известием о своей тяжкой болезни. Митрополит сердечно отнесся к болезни святителя и послал ему разрешительную грамоту с священноиноком Евмением. Был уже шестнадцатый день со времени кончины архиепископа, когда прибыл инок Евмений. Открыли гроб святителя. Тело блаженного отца было светло, цело и не подверглось тлению. Как спящий, лежал он во гробе, «показуя душевную чистоту свою». Дивились все видимому чуду, а инок Евмений воскликнул: «Я уразумел воистину, что Бог сохраняет Великий Новгород и это святое место молитвами сего святителя». Была прочитана разрешительная грамота и вложена в руку святителя, десная же рука его оставлена благословляющей, и гроб был закрыт. Бог прославил святого Евфимия не только в жизни его, но и по смерти. Вскоре после кончины стали истекать чудеса от его гроба. Перечислим некоторые из них. Игумен Вяжицкого монастыря Варлаам одержим был студеною болезнью, но помолился у гроба святителя Евфимия, возложил на себя железную его схиму и тотчас болезнь прекратилась.
Макарием Петровичем в написанном им в 1764 Житии свт. В научной литературе конфликт между Евфимием и князем Михаилом Александровичем рассматривался преимущественно как политический: Тверской епископ был смещен потому, что он «был гарантом того, что крестное целование Твери Москве сохранит свою силу» Попов. Клюг предположил, что в основе конфликта лежали личные мотивы Клюг. Обвинению Евфимия в ереси нет серьезных подтверждений. Против подобного обвинения свидетельствует упоминание архиерея в летописном тексте об обновлении тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Евфимий отмечен в ряду других епископов, служивших здесь, причем в редакции Рогожского летописца и Симеоновской летописи Евфимий назван «преподобным епископом» общий источник 2 данных летописей связан с Тверью. Поминание Евфимия имеется в синодике Спасо-Преображенского собора 2-й пол. XVII в. Можно считать, что причиной смещения архиерея была его ссора с тверским правителем. Оставив в 1387 г. После суда в июле 1390 г. Здесь через год бывший Тверской архиерей скончался и был похоронен за алтарем собора в Чудовом монастыре. В связи с этим Тверской летописный сборник отметил, что низверженный епископ умер «в истоме от митрополита» ПСРЛ. Изображения Евфимия в архиерейском облачении фелони, омофоре и митре или архиерейской мантии и черном клобуке имеются в Лицевом летописном своде 70-х гг. Алексий, митр. Московский, поставляет Евфимия епископом в Твери; великий князь Михаил Александрович Тверской посылает Евфимия с боярами на переговоры с великим князем Московским Димитрием Иоанновичем для заключения мира; Евфимий в Крестовоздвиженском соборе Твери крестит княжну Марию Микловсу , дочь Литовского великого князя Кейстута; на следующий день Евфимий венчает в соборе Спаса князя Ивана Михайловича и княжну. Марию БАН.
В те времена был даже захват Иерусалимского престола. Один самозванец выгнал православного патриарха, занял его место. И, действительно, какое-то время еретики были во главе Иерусалимской церкви. В те смутные времена преподобный Евфимий не имел отношений с раскольнической церковной властью. Он постоянно находился в пустыне, не ходил в город, чтобы не искушать людей, а так же, чтобы его никто не тревожил, чтобы никто не мог придраться к нему и не арестовать. Жил своей жизнью. Когда начало возвращаться православие, преподобный Евфимий собрал 25 тысяч монахов. Они пришли в Иерусалим. Собрались храме, который мог вместить такое количество людей. На то время в Иерусалиме самым большим храмом считался храм Первомученика архидиакона Стефана, построенный при финансовой поддержке императрицы Евдокии. Монахи своими посохами били по каменному полу храма. Шум был таким сильным, что звук его дошел до лжепатриарха Анастасия, испугавшись он сбежал. Тогда христиане восстановили своего православного патриарха Ювеналия, жившего в ссылке на тот момент. Возвратился законный патриарх и было торжество православной веры в Иерусалиме. Все это смогло случиться благодаря преподобному Евфимию и той братии, которая поверила ему и шла за ним. Он оставил свое наследство любимому ученику преподобному Савве. Савва, не подвел своего учителя, он продлил анахоретство и создал лавру, в которой до сих пор подвизаются монахи. Лавра преподобного Евфимия терпела нападение персов в начале VII века, в конце того же века ислам окончательно разорил ее. Тогда было разорено очень много монастырей и были убиты, практически, все монахи. Где-то 5 тысяч монахов убили, где-то меньше. Огромными цифрами исчислялись мученики и исповедники в те времена. Потом были еще крестоносцы, нападение Византии. Сегодня все эти монастыри в пустыне стоят в разрушенном состоянии. Я узнал, что недавно мой знакомый археолог приобрел место бывшей лавры преподобного Евфимия. Она находится в еврейском поселении. Очень рад я за него. Благодаря его работе мы точно заем расположение лавры преподобного. Паломники и туристы могут посещать эти святые места. Там удивительные фрески. Они под слоем песка, нанесенного ветром. Но он сухой, и, практически все фрески сохранились.
[02.02.2024] Преподобный Евфимий Великий
Преподобный приказал их накормить. Однако эконом возразил, что хлеба не хватает даже для своих иноков. Однако святой настаивал. Придя в хлебню, эконом не смог открыть дверь — столько хлеба было в келье!
Божие благословение сошло на сосуды с вином и елеем. Все паломники были накормлены. Но изобилие хлебов не прекращалось на протяжении трёх месяцев, как у вдовы из Сарепта 3 Цар.
Среди других чудес, явленных по молитвам преподобного Евфимия Великого: дарование чадородия неплодным женщинам, ниспослание дождя. Иногда во время Литургии ангел помогал святому вести службу. Был у преподобного также дар видеть помышления людские и души причастников: кто приступает к принятию Божественных Тайн достойно, а кто — нет.
Даты памяти Память Евфимия Великого совершается православной церковью 2 февраля 20 января ст. Этого святого почитает и католическая церковь.
Суздаля отмечали один из главных праздников монашеской обители — день памяти преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца.
Накануне вечером, в Спасо-Преображенском соборе настоятель обители иеромонах Арсений с братией совершили вечернее богослужение. В день празднования возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря митрополит Владимирский и Суздальский Тихон.
Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель. Обычно, после праздника Богоявления, они удалялись в Кутиллийскую пустыню недалеко от Иерихона. Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении.
К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие. Несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: «Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного». Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним Богомыслием соединять телесный труд. Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время Богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь. В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Теревоном, которого преподобный Евфимий исцелил от болезни. Аспевет получил в Крещении имя Петр и, впоследствии, был епископом среди арабов.
Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.
Набережные Челны , иерей Алексей Ганишев г. Ижевск , иерей Димитрий Четвергов г. Казань , иерей Олег Волокитин. Омутнинск ,, а также диакон Алексей Кашминский г.
2 февраля — день памяти преподобного Евфимия Великого
Святой Евфимий с большой любовью и усердием изучал Священное Писание и старался подражать жизни упоминаемых в нем добродетельных мужей. С юных лет святой Евфимий приучил себя к воздержанию от праздных разговоров, от пресыщения в пище и питии; особенно он стремился сохранить целомудрие и телесную чистоту. Епископ Отрий поставил святого Евфимия во чтеца Мелитинской Церкви, а мать его, блаженную Дионисию, посвятил в диаконисы. Затем святой Евфимий, пройдя все низшие церковные степени, был рукоположен во пресвитера и назначен управителем мелитинских монастырей. В святую же Четыредесятницу он уходил на гору близ города и пребывал там в уединенных подвигах до дня Святой Пасхи. В 406 году святой Евфимий тайно оставил Мелитину и отправился в Иерусалим. Поклонившись святым местам и посетив многих пустынников, живших около Иерусалима, он поселился в отшельнической келье близ Фаранской Лавры около 10 километров к востоку от Иерусалима, по пути в Иерихон. Чтобы обеспечить себе средства к пропитанию, святой Евфимий научился плести корзины и этим трудом не только кормил себя, но и помогал нуждавшимся. Оба подвижника ежегодно после Богоявления уходили в Кутиллийскую пустыню к северо-востоку от Иерусалима и пребывали там в молитвенном общении с Богом до праздника Ваий.
В то время преподобный Евфимий освободил себя от всякого земного попечения и достиг полного бесстрастия. Через 5 лет он вместе с преподобным Феоктистом поселился в Кутиллийской пустыне в труднодоступной пещере на обрыве утеса. Питались святые только травами. Однажды пастухи из селения Лазария привели стада к потоку, находившемуся недалеко от пещеры. На краю утеса они увидели святых мужей, и таким образом место подвигов святых отшельников стало известно. К ним начали приходить за наставлениями жители Лазарии и иноки Фаранской Лавры. За короткое время слава о святых распространилась в окрестностях и привлекла в пустыню стремившихся подражать их подвигам. Так возникла киновия общежительный монастырь , где преподобный Евфимий был духовником братии, а преподобный Феоктист —игуменом.
Наставляя иноков, преподобный Евфимий учил их прежде всего отрекаться от своей воли и воспитывать в себе смиренномудрие и послушание. Он призывал их бодрствовать, всегда помнить о смертном часе и при внутреннем Богомыслии трудиться телесно, чтобы трудом поработить свою плоть духу.
Звучали пожелания здравия, крепости сил, духовного бодрствования и многих лет служения, а также еще множество добрых и теплых слов в адрес владыки. В торжественном богослужении приняли участие также несколько священников и диакон, таких как: протоиерей Геннадий Четвергов г. Казань , протоиерей Василий Колотов г. Ижевск , иерей Анатолий Сафроников г.
Менее подробно о суде над Евфимия повествует Житие свт. Арсения Тверского и совсем кратко — Московский свод кон. Суд над Евфимием состоялся по инициативе Тверского великого князя Михаила Александровича, который в 1390 г. Святитель Киприан установил дружественные отношения с литовским и тверским правителями еще в 70-х гг. XIV в. Михаила Смоленского и св. Стефана Пермского. За 30 верст от Твери митрополита встретил внук князя Михаила Александровича князь Александр Иванович, на следующий день за 20 верст — князь Иван Михайлович. В честь его приезда великий князь устроил пир, продолжавшийся 3 дня. И лишь на 4-й день состоялся суд, на котором были выслушаны жалобы на Евфимия архиерея обвиняли «и архимандриты, и игумени, и священницы, и иноцы, и боаре, и велможи, и простии» — ПСРЛ. Михаил Александрович попросил первосвятителя о новом архиерее, и 24 июля во епископа Тверского был хиротонисан митрополичий архидиакон св. Наиболее подробный рассказ о суде над Евфимием, читающийся на бумажной вклейке в Уставе из собрания ГИМ, был создан в окружении Тверского великого князя, знание местных топонимов выдает в авторе тверича, скорее всего присутствовавшего при описываемых событиях. Автор особо подчеркивает в них роль князя: Михаил Александрович «позвал» митрополита в Тверь, перед судом собрал у себя клириков и бояр, которые должны были участвовать в разбирательстве. Суд над Евфимием описан кратко, суть предъявленных обвинений не изложена. О том, что на суде не только были представлены жалобы на Евфимия, но и он сам пытался отвечать на обвинения, можно судить лишь по словам: «И не обретеся у Еуфимья правда в устех его». По-видимому, автор рассказа был убежден в виновности Евфимия. Никоновская летопись сообщает, что в начале суда святитель Киприан решил временно отстранить Евфимия от управления епархией, но в ответ на просьбу тверского князя о новом епископе удалил Евфимия с кафедры и «даде великому князю Михаилу Александровичю» своего архидиакона Арсения.
Этому брату, как вы видите, Бог попустил, на вразумление вас и многих других, подпасть под власть демона. Но помолимся Богу, наказавшему, но не умертвившему, чтобы Он освободил свое создание от козней нечистого и сластолюбивого духа». И по молитве богоносного аввы Евфимия с тех пор преподобный Эмилиан навсегда освободился от прелестных помыслов и сделался сосудом избрания. Авва Иоанн, епископ и молчальник, и авва Фалалей рассказывали: «Когда мы раз были в пустыне, блаженный Савва, основатель Лавры его имени, беседуя с нами, говорил: когда я был еще в киновии, после кончины блаженного Феоктиста, я пришел с аввой Лонгином, нашим игуменом, в январе месяце к великому Евфимию для того, чтобы проводить его в великую пустыню. Видя мою готовность, он взял и меня с собой. И, проведя в Руве несколько дней в сопровождении Мартирия и Илии, причем тут с нами был и иже во святых Герасим, великий Евфимий, взяв меня и блаженного Дометиана, удалился во внутреннюю пустыню. Когда мы проходили ее, то пришли в совершенно сухие и безводные места, питаясь кореньями растения, называемого мелагр. Я, будучи еще неопытен в жизни пустынной, мучился сильной жаждой, так что ослабел в душе и самые ноги мои отказывались служить. Великий Евфимий, обернувшись. И после молитвы, взяв небольшую мотыгу, которой мы вырывали коренья мелагра, принялся немного копать. В ту же минуту показалась вода, он призывает меня, показывает воду и говорит, чтобы я пил. И я пил и, придя в себя, прославил Бога, так чудодействующего чрез святых Своих». К другим дарам, которые приобрел великий авва Евфимий, ему даровано было и предведение дня своей кончины. В восьмой день святых Богоявлений, когда он — до самой Недели Ваий — по обыкновению уходил в великую пустыню, то собрались — одни, чтобы его проводить, другие же — ожидая уйти с ним, и в числе их были Мартирий и Илия. Видя же, что он ничем не распорядился и ничего не приготовил, — а это он делал обыкновенно, — они сказали ему: «разве ты завтра не уходишь, честный отче?
Ефимов день — 2024: традиции
- Сретенский Месяцеслов
- Преподобный Евфимий Великий - житие и молитвы | Записки Елицы
- Ефимов день. Что можно и что нельзя делать 2 февраля 2024 года
- День памяти Евфимия Великого
- Преподобный Евфимий Великий – икона, в чём помогает, молитва и житие
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ/ СВЯТОЙ ДНЯ
Слишком сильно полагаться на кого-то — можно ждать предательства. Поднимать мелочь с пола и земли, даже если уронили сами из своего кошелька. Будете жить в нищете. Петь после заката. Это к слезам. А еще наши предки считали, что если в этот день потерять перчатку или носок, то лучше выбросить и их его пару, иначе будет беда. Ремонт часов в Минске в каталоге Blizko.
Основан в 1352 году преподобным Евфимием по благословению святого Дионисия.
Ныне настоятель монастыря иеромонах Арсений Смирнов.
В это время между преподобным Евфимием и подвизавшимся поблизости другим отшельником, преподобным Феоктистом память 3 сентября , возникла столь глубокая духовная близость, что у них все стало общим — мысли и образ жизни, словно они были одной душой в двух телах. Однако преподобный Евфимий превосходил преподобного Феоктиста кротостью и смирением, поэтому Господь сделал более явной Свою милость к нему и во всем даровал ему первенство. Оба подвижника каждый год уходили на весь Великий пост в Кутилийскую пустыню близ Мертвого моря. Однажды Господь привел их к замечательной пещере, находившейся на склоне утеса. Они тотчас сделали ее своим жилищем и превратили в церковь Божию, освятив молитвами и песнопениями. Там они прожили некоторое время в полной безвестности, питаясь только произраставшими вокруг дикими травами. Впоследствии подвижников нашли местные пастухи, и с тех пор жители близлежащей деревни почитали за честь заботиться о пропитании людей Божиих, а монахи Фаранской лавры стали посещать их и многие желали поселиться в этом месте.
Преподобный Евфимий хотел оставаться свободным от каких-либо привязанностей, и, поскольку это место было слишком тесным для устройства лавры c отдельными кельями, он основал общежительный монастырь у подножия утеса и поставил игуменом преподобного Феоктиста. Сам же преподобный Евфимий всю неделю проводил один в пещере, превращенной в часовню, а в субботу и воскресенье, когда все братия собирались на всенощную и Божественную литургию, исполнял обязанности духовного отца и наставлял их. Так преподобный Евфимий непрерывно возрастал в близком общении c Богом, Который даровал ему способность творить чудеса. Однажды, в 420 году, к святому явился предводитель некоего бедуинского племени, которого звали Аспевет, что значит «глава конницы». Во время преследований христиан в Персии он помогал им бежать в Римскую империю. Аспевету было видение, и он привел к преподобному Евфимию больного сына. Тот исцелил ребенка, осенив крестным знамением. Варвары, видевшие это чудо, были потрясены. Они бросились к ногам подвижника, умоляя наставить их в учении, которое дает человеку власть над смертью, и просветить их светом святого крещения.
Некоторые из них тоже стали учениками преподобного Евфимия, а их предводитель, нареченный Петром, сделался пламенным проповедником христианства среди рассеянных по всей Палестине бедуинов. Это чудесное исцеление принесло преподобному Евфимию всеобщую известность. Отовсюду к нему толпами стекались больные. Это мешало святому пребывать в уединении, и, невзирая на увещевания преподобного Феоктиста и других братий, он решил уйти в еще более далекую пустыню — Руву. Там находилась древняя еврейская крепость Массада. Он взял c собой только одного ученика, Дометиана, который тоже был родом из Мелитины. Так преподобный Евфимий провел несколько лет в разных местах, но каждый раз его чудеса привлекали к нему новых учеников, и он основывал новые монастыри.
На протяжении всей своей истории Церковь пытается найти этот рецепт. И пожалуй, труднее всех эта задача для священноначалия — слишком велики для монаха риски запутаться в мирской паутине и сместить шкалу ценностей. Но бывает, покаяние не только искупает все его ошибки, но именно на нем Господь являет очевидное чудо прощения. Симфония или какофония? В Великом Новгороде, где республику возглавлял архиепископ, которого горожане сами себе выбирали на вече, так и представляешь себе идиллию: весь город — одна церковная община, все горожане — братья и сестры во Христе, все живут по заповедям, решают все сообща на вече, где Vox populi, vox Dei Глас народа — глас Божий. И все их успехи — милость Божия, а неудачи и бедствия — вразумление и наказание за грехи. Вот только на деле история Новгорода — это постоянные междоусобия и смуты. Политическую власть реально держал в своих руках Боярский совет, или Совет господ: нажимая на бедноту, бояре всегда проводили через вече необходимые им решения. Понятно, такая зависимость раздражала свободную чернь, вечевая толпа часто ополчалась против бояр, и «худые мужики» начинали бить и грабить своих «лучших» людей.