Диоген Синопский жил в бочке. Циник из бочки и беглый фальшивомонетчик: 8 мифов о Диогене, в которые вы до сих пор верите. Диоген, который всем известен и который жил и спал в бочке, имеет прозвище Синопский, в дальнейшем повествовании просто Диоген. Почему Диоген жил в бочке: миф или реальность.
Бунт против общественных норм
- Почему Диоген жил в бочке: миф или реальность -
- Почему Диоген Спал В Бочке
- Философия Диогена
- Почему Диоген жил в бочке?
- Причины, по которым Диоген спал в бочке
- Человек-сказка
Почему Диоген спал в бочке: ответ и причины
С тех пор он стал вести весьма своеобразный образ жизни. Диоген прожил интересную и необычную жизнь, умерев в глубокой старости. Не только о его жизни, но и о смерти сложено немало легенд. Одни говорят, что он съел сырого осьминога и заболел холерой, другие — что он умер от старости, специально задержав дыхание. Третьи рассказывают, что Диоген хотел поделить осьминога между бездомными собаками, но они были настолько голодны, что искусали его самого, и от этого он скончался.
Умирая, Диоген дал наказ не хоронить его тело, а бросить, чтобы оно стало добычею зверей, или скинуть в канаву. Но, конечно же, благодарные ученики не посмели оставить бренные останки без погребения — и похоронили Диогена возле ворот, ведущих в Истму. На его могиле поставили столб, а на столбе изображение собаки и огромное количество медных табличек, на которых были высечены слова благодарности и сожаления по поводу его кончины. Может показаться странным, что на могилу поставили каменную собаку.
Дело в том, что при жизни Диоген сам себя называл собакой философ причислял себя к киникам, а «кинос» с древнегреческого переводится «собака» , мотивируя это тем, что добрым людям, давшим ему кусок хлеба, он будет облизывать ноги, а злых — беспощадно кусать. Диоген сочинил множество произведений, среди которых «Афинский народ», «Государство», «Наука нравственности», «О богатстве», «О любви», «Аристарх», «О смерти» и прочие. Как уже говорилось ранее, Диоген Синопский обладал незаурядным умом и практиковал крайний аскетизм, порою граничащий с эксцентрическим юродством. Он проповедовал здоровый образ жизни.
Чем проще и беднее жил человек, отказываясь от многих благ цивилизации, тем выше и духовнее выглядел он в глазах Диогена. Он называл себя гражданином мира и, по древнему преданию, жил в обыкновенной глиняной бочке при храме Матери богов, сознательно лишая себя многочисленных благ.
Циники, в частности, утверждали, что потребности человека не должны отличаться от тех, которые присущи животным. И, как пример, приводили потребности собак.
И если Антисфен разработал теорию цинизма, то Диоген не только развил идеи учителя, но и создал идеалы жизни, как он понимал их. Этот идеал включал в себя основные элементы философии циников: проповедь безграничной духовной свободы каждого человека, пренебрежение ко всяким обычаям и общепринятым нормам жизни, отказ от богатства, власти, знатности и удовольствий, презрение к славе и успеху. Девизом циников можно считать фразу Диогена «Ищу человека», которую он бесконечно повторял, проходя с зажженным фонарем сквозь толпу в яркий солнечный день. Демонстрируя этим неверное понимание сущности человеческой личности.
Великий философ утверждал, что человек всегда имеет возможность быть счастливым. Однако большинство людей живёт иллюзиями, понимая под счастьем богатство, славу и сомнительные удовольствия. Свою задачу он видел в развенчивании этих иллюзии. Он утверждал бесполезность математики, физики, музыки, науки вообще.
И считал, что человек должен познать, прежде всего, самого себя, свою собственную неповторимую личность. В этом смысле циники стали продолжателями учения Сократа, до предела развив его идею об обманчивости представлений обыденного человека о счастье, добре и зле. Недаром Платон называл Диогена «безумствующим Сократом». По мнению Диогена, истинное счастье состоит в полной свободе индивида.
Летом он снимал с себя одежды и подолгу лежал на горячем песке, а зимой совершал пробежки босыми ногами по холодной земле и обнимал заснеженные статуи. Ко всем без исключения людям Диоген относился с презрительной насмешкой — и говорил, что иногда ему кажется, будто человек — самое разумное существо на земле. Но когда он на своем пути встречал людей, кичащихся богатством или славой либо обманывающих простой народ ради собственной выгоды, то люди казались ему гораздо глупее остальных Божьих тварей. Он утверждал: для того, чтобы жить как следует, нужно иметь, по крайней мере, разум. Диоген по природе своей был этаким циником несложно догадаться, что «циник» — искаженное римлянами «киник» , не щадящим ни себя, ни кого бы то ни было. Он говорил, что люди изначально злы и коварны — и при любом удобном случае норовят столкнуть рядом идущего в канаву, и чем дальше, тем лучше. Но никто из них даже не предпринимает попыток сделаться добрее и лучше. Он удивлялся, что люди смотрят вдаль, не замечая простых и повседневных вещей, которые происходят совсем близко. Его раздражало то, что они молят Бога о крепком здоровье, в то же самое время занимаясь обжорством на многочисленных пирушках. Философ учил, чтобы люди, по возможности, сами о себе заботились, ели простую пищу и пили чистую воду, коротко стриглись, не надевали украшений и вычурной одежды, как можно чаще ходили босиком и больше молчали, потупив взгляд.
Людей, обладающих красноречием, он считал пустословами с ограниченным мировоззрением. Будучи глубоко верующим, Диоген считал, что все происходящее на земле находится во власти богов. Мудрецов же он полагал приближенными к богам избранными людьми, их близкими друзьями, а так как у друзей все общее, то абсолютно все на свете принадлежит мудрецам. Он же был уверен, что судьбу можно перехитрить, если вовремя проявить отвагу и мужество. Закону он противопоставлял природу, а человеческим страстям — разум. Тем, кто боялся недобрых снов, Диоген говорил, что лучше бы они беспокоились о том, что делают днем, а не о глупых мыслях, которые приходят в голову по ночам.
Независимо от источника, легенды о выборе Диогеном бочки в качестве пристанища служат напоминанием о его философии, призывающей к простоте, отказу от материального изобилия и уделяющей внимание основным человеческим потребностям и ценностям.
Философские причины, повлекшие за собой решение Диогена спать в бочке Диоген из Синопа был одним из самых известных древнегреческих философов-циников. Он отказался от материального богатства и комфорта ради поиска истины и достижения духовной свободы. Выбор спать в бочке стал символом его презрения к общепринятым ценностям современного общества. Одна из философских причин, почему Диоген спал в бочке, была связана с его отношением к понятию дома. Он считал, что дом — это всего лишь место проживания, а нечто важное и неотъемлемое для человека. Спя в бочке, Диоген вселялся в идею простоты и бесхозяйственности, осознавая, что дом — это скорее препятствие для свободы, нежели ее символ. Еще одной причиной выбора Диогеном бочки в качестве своего жилища было желание отречься от материального удобства и комфорта.
Диоген посчитал, что физическое благополучие и духовная свобода могут быть противоположными ценностями. Он испытывал удовлетворение от своего состояния бездомного философа, считая его путем к духовному просветлению и самосовершенствованию. Еще одной философской причиной, которая могла вдохновить Диогена спать в бочке, было его нежелание вступать в общество, которое он считал нравственно и интеллектуально неприемлемым. Спя в бочке, Диоген демонстрировал свое презрение к общепринятым нормам и ценностям, показывая, что человек в значительной степени может обойтись без материальных благ и общественного признания, раскрывая свой внутренний потенциал и достигая высоких духовных целей. Практические расчеты и факторы, влияющие на решение спать в бочке Диоген, древнегреческий философ, известен своим непритязательным образом жизни и предпочтением простоты. Одним из самых известных атрибутов его образа стало то, что он спал в бочке. Этот выбор был обусловлен не только философскими или эстетическими соображениями, но и практическими расчетами и факторами.
Во-первых, бочка представляла собой доступное и дешевое жилище для Диогена. Он отказался от обычного дома и богатства ради свободы и независимости. Бочка давала ему постоянное убежище, которое можно было легко перевозить, если он решал перемещаться в другое место.
Содержание статьи
- Почему Диоген спал в бочке -
- Почему Диоген спал в бочке — осознанный выбор или необходимость протеста?
- Мошенник или философ-киник?
- Общие сведения о Диогене Синопском
Причина, по которой Диоген предпочел спать в бочке, и ответы на возникающие вопросы
Почему Диогеном интересуются сегодня? Зачем Диоген жил в бочке. Диоген бочка Родился Диоген, живущий бочке, приблизительно в 412 году до н. э. Известно, что он был сыном менялы. В своем так называемом жилище – в бочке – Диоген спал, подкладывая под себя сложенный вдвое плащ, который потом надевал и носил. Некоторые считают, что Диоген жил в пифосе (ёмкость для вина, масла). Сократ Сошел С Ума. Диоген из Синопа, известный своим киническим подходом к жизни, выбрал жить в бочке (или кадке) по нескольким причинам, которые отражают его философские убеждения.
Диоген и его бочка — чудаковатость философа или ошибка переводчика?
Ни одно из них не сохранилось. Содержание произведений Диогена касалось различных этических проблем, в них переосмысливались все институты общества, в том числе такие как семья и брак. Диоген проповедовал общность жён и детей, отрицал необходимость брака и семьи [42]. В политике он ввёл понятие космополита или «гражданина мира». Идея для античного мира была революционной, так как граждане Эллады ассоциировали себя с определённым полисом , а Диоген по своей сути отрицал понятия отечества и местных законов, утверждая, что есть только закон природы, которому необходимо следовать [43]. С этим положением связано противоречие между кинизмом и платоновской «теорией идей».
Моральные и политические законы, нравы подобны «идеям». Они не имеют собственного бытия, но обладают властью. Учение киников «жить по природе» и отказ подчиняться закону, выразившееся у Диогена в самоопределении человека, который не имеет ни семьи, ни полиса отечества , ни дома, противопоставляет эту философскую школу платонизму. В лаконичном виде это противоречие школ выражено в диалоге о «стольности» и «чашности», которых Диоген не видит, согласно Платону, по причине отсутствия разума [44]. Киническое учение Диогена вошло в историю своеобразным вызовом морали и общественному мнению, эпатажностью форм выражения своего мнения.
Киники пропагандировали аскетизм — полный отказ от земных благ. Диоген был воплощением требования кинической автаркии , а именно независимости и самодостаточности. Прямолинейно применяя антитезу «природа—закон» Диоген презирал условности, намеренно доводя до крайности своё бесстыдство [45]. Главным в учении философа было достижение внутренней свободы личности, независимости от материальных забот и внешних обстоятельств. Чувство зависимости от внешних обстоятельств — удел раба.
Согласно Диогену, даже в рабстве, имея внутреннюю свободу, можно оставаться независимым и свободным [46]. Из античных писателей ироническую квинтэссенцию учения Диогена представил Лукиан в «Продаже жизней» [47]. Согласно представлениям современников, Диоген открыл новый вид аргументации, которому серьёзному философу нечего противопоставить. Когда Диоген в качестве несогласия с платоновским учением об идеях начинал «пускать ветры» или в ответ на утончённое по сути учение об «эросе» заниматься онанизмом, то эти грубые выходки ставили оратора в затруднительное положение. Появление Диогена представляет драматический момент в истории развития философии.
В то время как «высокая теория», начиная с Платона, перевела философию от материального воплощения к логическим конструкциям, Диоген противопоставил ей «низкую теорию», которая пантомимически-гротескно фокусировалась на практической реализации. Процесс познания истины разветвился. Диоген ощутил обман идеалистических абстракций и стал первым представителем сатирического сопротивления. С этой позиции дерзость Диогена становится понятной. В то время как философия ханжески лицемерит, Диоген говорит о настоящей жизни.
В обществе, где ложь стала формой жизни, истину могут высказывать лишь «бесстыдные» люди. В этой парадигме власть имущие теряют осознание величия, лишь сталкиваясь с шутами, клоунами и киниками, как в примере встречи Александра с Диогеном [48]. Сходный по сути эпизод из биографии Диогена касается критики апорий Зенона — внешне парадоксальных рассуждений , в которых с помощью логических конструкций доказывалось, что движения не существует. Контраргумент Диогена обыгран в стихотворении А. Пушкина «Движение»: «Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Немецкий философ Гегель дополнил анекдот, что когда аргумент Диогена признали убедительным, то он побил оппонента палкой за чрезмерное доверие к очевидности [49]. Диоген имел много учеников, некоторые из которых были бедняками и рабами. Сохранилось несколько античных бюстов и фресок Диогена [50]. Барельефы с изображениями Диогена создали скульпторы П. Пюже и О.
Это не помешало Кратету очаровать Гиппархию, девушку из родовитой семьи, которая захотела стать его женой, несмотря на то что к ней сватались многие богатые и красивые греки. Пришедшим в ужас от перспективы такого союза родителям она пригрозила самоубийством. Сам Кратет сбросил перед девушкой одежды и сказал: «Вот твой жених и всё его богатство, решай! Гиппархию это не остановило, она покинула дом, странствовала вместе с супругом, носила такое же тряпье и стала философом-киником. О Кратете и Гиппархии современники распускали скабрезные сплетни: говорили, что они занимались сексом у всех на глазах и отпраздновали свою «собачью свадьбу» прилюдным совокуплением.
Впрочем, куда удивительнее этих слухов то, что Гиппархии удалось стать философом известно лишь о нескольких женщинах, сумевших добиться того же в Древней Греции. Их союз с Кратетом был уникален еще и тем, что большинство киников никогда не имело жен: брак они считали кандалами, приковывающими человека к дому и делающими его зависимым от мнения семьи. Фактически киник мог быть женат только на другом кинике, и в этом смысле Кратету повезло больше, чем почти всем его единомышленникам. Он спас от самоубийства брата Гиппархии, Метрокла, когда тот, будучи слаб здоровьем, выпустил во время занятий ветры из живота и заперся после этого дома, считая свою жизнь конченой, а себя — бесповоротно опозоренным. Наевшись бобов, Кратет пришел к нему и стал убеждать, что он не совершил ничего предосудительного, потому что произведенное им действие вполне естественно, после чего и сам исполнил тот же трюк.
Спасенный и обрадованный Метрокл после этого стал учеником своего зятя и философом. По характеру Кратет был полной противоположностью Диогена. Вот что писал о нем император Юлиан в послании «К невежественным киникам»: «Он приходил в дома друзей, званый и незваный, примиряя близких друг с другом, когда замечал, что они в ссоре. Он упрекал, не причиняя боли, а тактично. Он не хотел, чтобы казалось, что он льстит тем, кого исправляет, а хотел приносить пользу как им, так и тем, кто его слушал».
Свои представления об идеальном обществе Кратет изложил в поэме «Сума», где рисует образ утопического города: Некий есть город Сума посреди виноцветного моря, Город прекрасный, прегрязный, цветущий, гроша не имущий, Нет в тот город дороги тому, кто глуп, или жаден, Или блудлив, похотлив и охоч до ляжек продажных. В нем обретаются тмин да чеснок, да фиги, да хлебы, Из-за которых народ на народ не станет войною. Чеснок, хлеб и фиги были типичной пищей странствующего киника, чаще всего встречавшейся у него в котомке, где он хранил свой скудный скарб и куда собирал подаяние. Диоген Лаэртский писал, что одним из учеников Кратета был Зенон Китийский, будущий основатель философской школы стоицизма, но он оказался слишком стеснителен для кинических бесстыдств. Пытаясь исправить этот недостаток, наставник как-то дал ему горшок чечевичной похлебки и заставил идти с ним по оживленным афинским улицам.
Увидев, что Зенон смущается и старается нести сосуд незаметно, Кратет разбил его посохом так, что всё содержимое потекло будущему стоику по ногам, а сам он, сгорая от стыда, бросился бежать. В конце концов Зенон не выдержал и ушел в ученики к последователю Евклида Стильпону и к диалектику Диодору. Краткий курс счастливой жизни Киники, как и представители большинства античных философских школ, считали целью человеческих устремлений счастье — и объясняли, как его достичь. Для этого, с их точки зрения, нужно жить в гармонии с природой. Среди всех древнегреческих мыслителей киников отличала их непоколебимая уверенность в том, что убеждения не могут быть просто высказаны, а непременно должны доказываться соответствующими поступками.
Собственную же биографию они рассматривали как учебник этики для следующих поколений «собачьей армии». Ключевыми добродетелями объявлялись автаркия самодостаточность, полная независимость от семьи, государства, общества, чужого мнения , аскетизм отсутствие лишних потребностей, таких как желание власти, славы, богатства, и вообще всего, аналогов чего не найти в природе , апайдеусия свобода от норм и догмы культуры , апатия отрешенно-философский взгляд на мир , арете доблесть и парресия привычка всегда говорить истину, не обращая внимания на последствия. Большинство людей даже не представляет, как выглядит мир, потому что их сознание окутано «тифосом». По-гречески это слово значило «туман» или «пар», а киники использовали его в метафорическом смысле для описания помутнения разума, в котором проходила жизнь их современников. Оно заставляет людей желать ненужных «благ» и делает их тщеславными и высокомерными, а цель философа — развеивать этот морок.
В основе кинической эстетики лежал следующий постулат: всё природное прекрасно, а искусственное, вычурное и вымученное — безобразно. Представители этого философского направления скептически относились к наукам, полагая, что людям должно заниматься не геометрией, музыкой или физикой, а этикой. Как пишет Диоген Лаэртский, Антисфен говорил даже, что здравомыслящему человеку не нужно изучать литературу, чтобы не подвергаться чужому влиянию. В то же время многие киники оставили обширное творческое наследие. Самым популярным жанром была диатриба — моралистическая проповедь, в увлекательной форме пропагандирующая идеи этики и эстетики.
Его создателем считается Бион Борисфенит, сын гетеры и мелкого торговца рыбой, живший в III веке до н. Диатрибы выросли из публичных выступлений киников, обращавшихся к простому народу. Для них были характерны сатира и пародии, использование народной лексики, игра слов и беспощадная, зачастую грубая дискуссия с оппонентами. Мы знаем, что в тексте «Диатриба», давшем название жанру, Борисфенит высмеивал человеческую глупость и издевался над геометрами, музыкантами и астрологами, иронизировал по поводу веры в богов и необходимости молитв. Но ни одно из его сочинений полностью не сохранилось, и мы можем судить о них лишь по разрозненным фрагментам.
Порой ночевал он в храмах, порой — в бочке, подложив листья. Диоген считал, что природа дала человеку все нужное. Он стремился побольше общаться с разными людьми, очень любил покритиковать и вступать в споры. Он высмеивал даже греческие традиции или известных людей, что шокировало простых греков. Однако Диогена ни разу не наказали за это.
Сам философ считал, что таким образом заставляет людей больше думать. Цинично Диоген высказывался и о самом себе. Жил в бочке Диоген именно потому, что это отвечало его общему принципу о жизни в единении с природой. Он намерено отказывался от всех благ и удобств, отсутствие которых другие люди восприняли бы как лишение и бедность.
Так он хотел показать неверное понимание многих сущности человеческой жизни. Однажды Диоген забрался на площади повыше и стал излагать свои мысли.
Никто его не слушал. Все проходили мимо. Тогда он начал кричать всевозможную бессмыслицу, издавать звуки животных. Тут же около него собралась толпа. Мудрец заявил, что в этом вся ваша сущность. Когда он говорил о полезных вещах, никто и слушать не хотел.
Но стоило ему начать блеять как овца, тут же собралась толпа мерзавцев. Диоген и Александр Македонский Однажды Македонский решил познакомиться и побеседовать с мудрецом. Он нашёл его нежащимся на солнышке. Ты сумел убедить, что жизнь сама по себе ценна и достаточна и показал наипростейший её путь. А философ он такой же, как и наши отечественные юродивые и блаженные. Античность считается благоприятной почвой для возникновения школ философии — человечество уже сделало культурный скачок и расширило горизонты знаний, что, в свою очередь, породило еще больше вопросов.
Тогда было сформулировано учение , дополненное и переработанное его прославленным учеником. Это учение стало классическим, поэтому остается актуальным и по сей день. Античные философы на картине Рафаэля "Афинская школа" Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа - Антисфеном. Яркий представитель этого течения - Диоген Синопский, прославившийся извечными спорами с Платоном, а также эпатажными порой даже вульгарными выходками. Детство и юность О жизни Диогена известно мало, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Согласно книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе отсюда и прозвище , расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом — так в Древней Греции называли менял и ростовщиков. Детство Диогена прошло во времена неспокойные — в родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города.
Так и началось странствие парня, которое привело его в Дельфы. В Дельфах уставший и измученный Диоген обратился к местному оракулу с вопросом, что же делать дальше. Ответ, как и ожидалось, был туманен: «Заняться пересмотром ценностей и приоритетов». В тот момент Диоген не понял этих слов, поэтому не придал им значения и отправился скитаться дальше. Философия Дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном. Неизвестно, как состоялось их знакомство, но Антисфен поразил Диогена до глубины души, а Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни.
Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа. У Диогена не было денег по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины , поэтому купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог себе позволить. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом с храмом Цибелы недалеко от Афинской агоры — центральной площади пифос — большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали античная версия холодильника. В бочке пифосе Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена». Пусть и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена — пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот ученик прославил кинизм как школу античной философии.
В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей эхо общения с дельфийским оракулом , а себя считал космополитом — гражданином мира. После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот. Во время беседы с философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше. Однажды несколько горожан кинули ему, как собаке, кость и хотели заставить грызть ее.
Однако результата они предсказать не могли — подобно собаке, Диоген отомстил задирам и обидчикам, помочившись на них. Были и менее экстравагантные перформансы. Увидев неумелого лучника, Диоген сел около мишени, сказав, что это самое безопасное место. Голым стоял под дождем. Когда горожане пытались увести Диогена под навес, Платон говорил, что не стоит: лучшая помощь тщеславию Диогена проявится в том, чтобы не трогать его. Обнаженный Диоген История разногласий между Платоном и Диогеном занимательна, однако Диогену лишь раз удалось действительно красиво обставить оппонента — это случай с платоновским человеком и ощипанной курицей.
В остальных же случаях победа оставалась за Платоном. Современные ученые придерживаются мнения, что выходец из Синопа просто завидовал своему более успешному оппоненту. Также известно и о конфликте с другими философами, в числе которых - Анаксимен Лампсакский и Аристипп. В перерывах между стычками с конкурентами Диоген продолжал чудить и отвечать на вопросы людей. Одно из чудачеств философа дало имя другому крылатому выражению — «фонарь Диогена». Философ ходил днем с фонарем по площади, восклицая: «Ищу человека».
Таким образом он выражал отношение к окружающим людям. О жителях Афин Диоген часто нелестно отзывался. Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал.
ПОЧЕМУ ДИОГЕН СПАЛ В БОЧКЕ
Диоген спал в большом керамическом сосуде на рынке. Есть современное изречение, что Диоген жил в бочке, но бочек в нашем понимании, при жизни Диогена ещё не было, это был большой глиняный сосуд, скорее всего из-под вина. Диоген был стойким приверженцем кинизма и последовательно претворял взгляды в. Первая причина, почему Диоген спал в бочке, связана с его философскими. Диоген спал в бочке из-за своего стремления к минимализму и отказу от материальных благ цивилизации.
Диоген Синопский
почему Диоген жил в бочке? Поиск. Смотреть позже. Диоген был стойким приверженцем кинизма и последовательно претворял взгляды в. Первая причина, почему Диоген спал в бочке, связана с его философскими. Диогена художники изображают сидящим в бочке. Должна вас разочаровать: Диоген никогда в бочках не сиживал. Причины, по которым Диоген спал в бочке, разнообразны и многогранны. Он провозглашал отказ от материализма, служение истинному богу и путешествие по пути простоты и свободы. Диоген спал в бочке из-за своей философской концепции и протеста против материализма и роскоши.
Циник из бочки и беглый фальшивомонетчик: 8 мифов о Диогене, в которые вы до сих пор верите
Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из своей сумы чашку, промолвив: "Мальчик превзошел меня простотой жизни". Он выбросил и миску, когда увидел мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба. Диоген просил подаяния у статуи, а на вопрос, зачем он это делает, сказал: "Чтобы приучить себя к отказам". Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости. Интересно, что не смотря на крайний аскетизм у Диогена Лаэртского присутствует история, согласно которой у Диогена был раб: Когда у него убежал раб, ему советовали пуститься на розыски.
Крюгер рассказал журналистам, что не так давно над Далструмом разразилась гроза и молния попала в его жилище. К счастью, подготавливая оборудование для нового рекорда, мужчина оснастил его системой молниезащиты и разряд не причини ему вреда. При этом Крюгер признался, что сидеть в бочке на шесте во время грозы удовольствие очень специфическое и больше такой опыт ему не нужен. Несмотря на то что старый рекорд мужчина уже давно побил, он планирует сидеть в бочке до тех пор, пока сможет.
По словам Крюгера, он хочет как можно дольше оставаться лучшим в своем деле и максимально усложнить задачу тем, кто захочет его обойти. По сравнению с некоторыми достижениями Книги рекордов , затеи Вернона Крюгера кажется не такими уж и дурацкими.
В результате каких-то злоключений, они оказались изгнаны из своего города. По другой версии, он был сыном ремесленника и чеканил с отцом для города деньги. А они имеют свойство иногда прилипать к рукам нечистоплотных людей.
Ну и начеканили по семейному подряду они деньги не только для государства. Но, не столь важно в результате чего, да и не узнаем уже точно как, но только остался будущий философ без средств к существованию. После долгих скитаний он оказался в городе Дельфы. Что ни слово то мировая история. Да, это именно в этом городе зародились знаменитые дельфийские игры. И именно в этом городе он спросил у оракула, что ему делать дальше и чем заниматься.
На что он получил достойный оракула ответ. Оракул, если кто не знает или нет времени заглянуть в словарь, это жрец — прорицатель, который предсказывал всем желающим судьбу. Так вот, Оракул ему посоветовал заняться переосмысливанием ценностей. Диоген воспринял это буквально, но не сразу, а чуть позже. Ни тебе виллы в райском месте, ни роскошного автомобиля, ни жены красавицы — ничего! А поскольку у него самого тоже ничего и не было, то видимо, чтобы оправдать своё никчемное существование он и придумал свою философию.
Эта философия впоследствии легла в основу школы киников. Суть её в том, что каждый человек является самодостаточным и имеет всё, что ему необходимо для жизни, в том числе и духовной, в себе самом. Философия в бочке или жизнь по Диогену Вот это наблюдение за мышью и явилось жизненным идеалом Диогена Синопского и основой его философии. Принялся он упрощать уже и до того простую свою жизнь.
Он утверждал, что искать счастья нужно внутри себя, а не покупать его за деньги. Этой идеей он смущал и вдохновлял людей своего времени и оказывал влияние на дальнейшие философские течения. Спящая в бочке стала не просто жилищем Диогена, а символом его протеста против материализма и потребностей, которые, по его мнению, отвлекают человека от истины и мудрости. В бочке он отказался от комфорта и устремился к освобождению от материальных оков. Диоген доказал, что материальные богатства — лишь иллюзия, которая отвлекает человека от истинной мудрости и свободы. Свое проживание в бочке он предлагал как альтернативу безумной гонке за материальным богатством, призывая к простоте и внутреннему обогащению. Протест Диогена против материализма стал актуальным и по сей день. Во времена всеобщей суеты и потребительского общества его идеи о свободе от материальных привязок и поиске истинного счастья внутри себя звучат особенно освежающе и вдохновляюще. Освобождение от привязки к месту Одна из ключевых причин, по которой Диоген принял решение спать в бочке, заключается в его стремлении к полному освобождению от привязки к месту. В то время многие люди считали, что для комфортной жизни нужно иметь свой дом, причем желательно как можно больше и более роскошный. Они тратили много времени и сил на поддержание и обустройство своего жилища. Диоген же не видел себя в роли человека, занятого подобными банальными заботами. Он стремился к освобождению от материальных привязок и считал, что погружение в комфортную жизнь и наслаждение ею отвлекает от более важных и глубоких вещей. Он отрицал значимость внешних условий для достижения истинного счастья, считая их лишь преградами на пути к нему. Используя бочку в качестве своего жилья, Диоген демонстрировал свою готовность отказаться от привязки к определенному месту. Он был свободен в своих передвижениях и не нуждался в определенных условиях для своего существования. Бочка, несомненно, была символом его философской позиции, подчеркивая его протест против материализма и стремление к независимости от вещественных благ. Основной урок, который Диоген хотел донести людям, заключался в том, что истинное счастье не зависит от внешних обстоятельств. Человек может быть свободным от материальных привязок и внутренне освобожденным от стремления к комфорту и достатку. Осознание этого помогает найти свою внутреннюю свободу и превзойти преграды, которые создает мир вещей и мест. Таким образом, выбор Диогена спать в бочке был не только философским высказыванием, но и символом его освобождения от привязки к месту и вещам. Он призывал людей ослабить свое влечение к материальным благам, чтобы обрести свободу и истинное счастье вне зависимости от внешних условий. Скачать Диоген Синопский — обезумевший Сократ. Скачать Диоген Синопский — бродячий философ, который мог посрамить Платона Скачать Диоген философ который жил в бочке.
Почему Диоген жил в бочке? [102]
Если ты не отличаешься умом, ловкостью или силой, то придется придумывать нечто оригинальное или переосмысливать хорошо подзабытое старое. Именно так поступил 52-летний дайвер из ЮАР Вернон Крюгер Vernon Kruger , который подобно древнегреческому философу Диогену уже два месяца живет в бочке. В отличие от известного грека, Вернон выбрал не глиняный пифос, а деревянную бочку, причем водрузил ее на 25-метровый столб. На сегодняшний день мужчина просидел в деревянной емкости на высоте уже 70 дней, но его цель — 80 и работа над рекордом пока продолжается. Необъяснимая для профессионального ныряльщика тяга к сидению на высоте проявилась у Крюгера еще в конце 90-х. Тогда 30-летний мужчина решил провести рекордное количество времени на дереве и этим прославиться на весь мир. К своей великой досаде он узнал, что какой-то индонезиец уже вошел в историю, просидев на дереве 28 суток.
Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании в гимнасии неподалёку от Коринфа , когда тот грелся на солнце.
Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Алексан др якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже». Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди! Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию! Жизнь людей наполнена самыми разнообразными условностями и излишествами.
Человек забыл свою подлинную природу и окружил себя абсолютно ненужными вещами. В результате этого он опутал себя тысячами норм, законов, каких-то правил. Всё это делает его жизнь тяжёлой и суетной. Против подобного положения вещей всегда выступали философы. Они призывали людей отказаться от излишеств и ценить простые земные радости. Самым же первым, кто попытался на личном примере показать подлинную и правильную жизнь, был Диоген. Это древнегреческий мудрец, живший в 412-323 годах до н. Он не оставил никаких сочинений и философских трудов. Память о нём сохранилась, лишь благодаря рассказам современников.
Все эти рассказы собрал и систематизировал историк философии Диоген Лаэртский. А основатель ботаники и зоологии древнегреческий философ Теофаст утверждал, что озарение пришло к Диогену, когда он ещё, будучи совсем молодым, посмотрел на пробегающую мышь. Будущий мудрец подумал, что зверёк не нуждается в подстилке, не пугается темноты, не ищет лишних наслаждений. Он ведёт себя абсолютно естественно. Так почему же человек не может жить точно так же. Так родилась философия Диогена. Всю жизнь мудрец довольствовался малым, самым необходимым для жизни. Свой плащ философ использовал не только для того, чтобы носить его, но ещё и для того, чтобы спать на нём. Пищу он носил в суме, а для еды, сна и беседы ему подходило любое место.
Своё жильё этот удивительный человек обустроил в глиняной бочке. В Древней Греции она называлась "пифос" и представляла собой глиняный сосуд в рост человека. В таких больших сосудах хранили зерно, масло, вино. Ну а наш герой использовал его для жилья. Философ регулярно закалял свой организм. Летом он лежал на горячем песке, а зимой прижимался к мраморным статуям, запорошенным снегом. И летом, и зимой он ходил босым. Живя в бочке, мудрец не имел ничего, кроме чашки и миски. Но однажды он увидел, как мальчик сложил ладони в горсть, и стал пить воду из источника.
Наш герой воскликнул: "Мальчик оказался мудрее меня, так как превзошёл простотой и естественностью жизни". Чашка была выброшена, а затем настали очередь и миски, когда другой мальчик на глазах философа начал есть чечевичную похлёбку, налив её в корку хлеба. Философия Диогена противопоставляла страстям разум, а судебным законам - законы природы.
Во-первых, за ассирийцами — они постоянно вторгались на территорию Греции. Во-вторых, за «друзьями» Греции — римлянами. В-третьих, за женщинами. Пушкина и его сказки «О царе Солтане» ещё не было; ну кто станет обращать внимание на эти обломки и бочки? Никто и не обращал.
В результате именно этот ученик прославил кинизм как школу античной философии. В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе.
Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей эхо общения с дельфийским оракулом , а себя считал космополитом — гражданином мира. После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот. Во время беседы с философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше. Однажды несколько горожан кинули ему, как собаке, кость и хотели заставить грызть ее. Однако результата они предсказать не могли — подобно собаке, Диоген отомстил задирам и обидчикам, помочившись на них. Были и менее экстравагантные перформансы. Увидев неумелого лучника, Диоген сел около мишени, сказав, что это самое безопасное место. Голым стоял под дождем. Когда горожане пытались увести Диогена под навес, Платон говорил, что не стоит: лучшая помощь тщеславию Диогена проявится в том, чтобы не трогать его.
Обнаженный Диоген История разногласий между Платоном и Диогеном занимательна, однако Диогену лишь раз удалось действительно красиво обставить оппонента — это случай с платоновским человеком и ощипанной курицей. В остальных же случаях победа оставалась за Платоном. Современные ученые придерживаются мнения, что выходец из Синопа просто завидовал своему более успешному оппоненту. Также известно и о конфликте с другими философами, в числе которых - Анаксимен Лампсакский и Аристипп. В перерывах между стычками с конкурентами Диоген продолжал чудить и отвечать на вопросы людей. Одно из чудачеств философа дало имя другому крылатому выражению — «фонарь Диогена». Философ ходил днем с фонарем по площади, восклицая: «Ищу человека». Таким образом он выражал отношение к окружающим людям. О жителях Афин Диоген часто нелестно отзывался. Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал.
Тогда он заверещал по-птичьи, и вокруг него сразу же собралась толпа. Когда начался военный конфликт греков с македонским царем Филиппом Вторым, Диоген покинул Афины, отправившись на корабле к берегам Эгины. Однако добраться туда не удалось — судно было захвачено пиратами, а все, кто на нем находились, были либо убиты, либо взяты в плен. Из плена Диогена отправили на невольничий рынок, где его приобрел коринфянин Ксеанид для того, чтобы философ обучал его детей. Стоит отметить, что учителем Диоген был хорошим — помимо верховой езды, метания дротиков, истории и греческой литературы, философ научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания своей физической формы и здоровья. Ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию. Умер философ 10 июня 323 года, находясь в рабстве у Ксеанида. Похоронили Диогена лицом вниз — как и просил. На его могиле, в Коринфе установлена надгробная плита из паросского мрамора со словами благодарности от учеников и пожеланиями вечной славы.
Также из мрамора сделали собаку, символизирующую жизнь Диогена. Собакой представился Диоген Александру Македонскому, когда македонский царь решил познакомиться с прославленным философом-маргиналом. На вопрос Александра: «Почему собака? На шутливый вопрос о породе собаки, философ тоже ответил не мудря: «Когда голоден — мальтийской то есть ласковый , когда сыт — милосской то есть злой ». Личная жизнь Диоген отрицал семью и государство, утверждая, что дети и жены - общие, а между странами нет границ. Исходя из этого, сложно установить биологических детей философа. Сочинения Согласно Диогену Лаэртскому, после себя философ из Синопа оставил 14 философских трудов и 2 трагедии в некоторых источниках число трагедий увеличивается вплоть до 7. Большинство из них сохранилось благодаря другим писателям и философам, использующим высказывания и изречения Диогена. К числу сохранившихся сочинений относятся «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти», а к числу трагедий — «Геракл» и «Елена». Цитаты «Бедность сама пролагает путь к философии.
То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле». Когда Платон изрёк, что человек - это «двуногое без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. Сохранился известный рассказ: когда кто-то утверждал, что движения не существует, Диоген просто вставал и начинал ходить. А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». Диоген, - спросили они мимоходом, - как там, полно народу? Людей - почти никого», - покачал головой Диоген. Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Во-первых, даже если и Диоген выбрал себе столь экстравагантное жилище, то это была не бочка, а пифос — большой глиняный кувшин бочек в Древней Греции просто не существовало. И снова Диоген в бочке. Художники не видели разницы между бочкой и пифосом.
Трудно сказать, что должно было символизировать это оригинальное надгробие, однако известно, что в качестве собачьих будок в те времена в Греции служили старые бочки». И получается, что Диоген из бочки пифоса , искавший с фонарем среди бела дня человека, скорее всего очень сильно отличался от реального философа Диогена Синопского. Диоген эпатировал современников, принимая пищу на площади и публично мастурбируя. Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. Штуки-Дрюки stuki-druki. Дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном. Во время беседы с Александром Македонским философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше.
Античный философ Диоген
- Почему Диоген спал в бочке - осознанный выбор или необходимость протеста? -
- Кем на самом деле был Диоген - мошенником или философом и жил ли он в бочке
- Диоген — философ-киник
- Зачем Диоген жил в бочке
Зачем Диоген сидел в бочке?
В этот период, как пишет Диоген Лаэртский, Антисфен начал носить тряпье, которое в дальнейшем станет «униформой» всех киников: дырявый грубый плащ, надетый на голое тело и служивший сразу одеждой и постелью, суму и посох. Одна из причин, по которой Диоген спал в бочке, была его вера в простоту и независимость. Одна из причин, по которой Диоген спал в бочке, была его вера в простоту и независимость. Почему Диоген выбрал бочку в качестве своего спального места и что на это отвечают исторические источники. С именем Диогена ассоциируется слово «бочка», принято считать, что он жил в бочке.
Диоген XXI века: почему дайвер из ЮАР живет в бочке на столбе
Они были довольно большими зачастую больше роста человека, поэтому Диоген мог там укрываться от солнца или дождя. Но, почему же Диоген выбрал такое жилище? Диоген был представителем киников неслучайно на картине изображены собаки ибо они и дали название философской школе. Аскесис киников — предельное упрощение; предельное ограничение своих потребностей; отстранённость от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа; «сила духа, характера».
Все хранили в кувшинах. И наш философ тоже жил в пифосе — это высокий просторный глиняный кувшин. Поскольку пифосы часто приходили в негодность, народ делал из них собачьи будки. Так что Диоген по прозвищу «Собака» для эпатажа выбрал себе такое жилье — ему было все равно. Однако даже в теплом климате Греции жить в глиняном круглом сосуде неудобно и попросту невозможно. Однако миф укоренился, ошибка переводчиков со словом «пифом» была обнаружена слишком поздно — в итоге мы получили данные о том, что философ Диоген жил в бочке. Исследователь Людвиг Соучек внес этот факт в «Энциклопедию всеобщих заблуждений», однако это не умаляет эксцентричности древнегреческого философа. Пусть он был и фриковатым, но исключительно умным человеком своего времени.
На вопросы, что он делает, следовал ответ: «Ищу человека» [32]. При всём этом граждане Афин благосклонно относились к чудаковатому философу. Когда какой-то мальчишка разбил диогенов пифос, то его высекли, а Диогену предоставили новое «жилище» [33]. Лукиан в произведении « Как следует писать историю » приводит легенду о том, что жители Коринфа, услышав о приближении армии царя Македонии Филиппа II , начали подготовку к осаде. Кто починял стену, кто готовил оружие, кто таскал камни, а Диоген начал катать вперёд-назад свой пифос, «чтобы не казалось, будто он один бездельничает, когда столько людей работает» [34]. В них Диоген опровергает и высмеивает утверждения Платона. В отличие от других мыслителей, с которыми Платон мог дискутировать, перед Диогеном он зачастую оказывался бессилен. Диоген вёл диалог «с участием живой плоти», и Платону ничего не оставалось как прибегать к диффамации своего оппонента. Он называл его «обезумевшим Сократом ». Это утверждение вместо издёвки было воспринято как признание Диогена, которое поставило его на одну ступень с Сократом [35]. Когда Платон дал определение, что «человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха, объявив, что это и есть «платоновский человек». После этого определение дополнили утверждением: «С широкими ногтями» [36]. В античных источниках содержатся два эпизода, в которых Диоген упрекает Платона за его посещения сиракузских тиранов Дионисия Старшего и Младшего , где философу приходилось жить в «золотой клетке». Когда Диоген мыл овощи, то Платон сказал ему шёпотом: «Если бы ты служил Дионисию, не пришлось бы тебе мыть овощи», намекая на возможность стать богатым при дворе тирана Сиракуз, который «собирал» при дворе таланты Эллады. Диоген также шёпотом ответил: «А если бы ты умел мыть себе овощи, не пришлось бы тебе служить Дионисию» [37]. Клавдий Элиан писал в «Пёстрых рассказах»: На окрик Платона — «Слушай как следует, собака» — Диоген ответил: «Я не прибегал обратно в дом, где меня продали, как делают собаки» [38]. Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды он начал топтать ковёр в доме Платона, приговаривая: «Топчу спесь Платона». Платон на это ответил: «Попираешь собственной спесью, Диоген» [39]. Когда Платон рассуждал об идеях, Диоген сказал: «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу», на что получил ответ: «И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума» [40]. Учение[ править править код ] Лукиан. Потом я заставлю тебя работать и трудиться, спать на голой земле, пить воду и есть что попало. Божества же твои, если они у тебя есть, ты, повинуясь мне, бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о браке, ни о детях, ни об отечестве, и все будет для тебя пустяком. Оставив дом отца, ты будешь жить или в склепе, или в оставленной башне, или в глиняном сосуде; котомка твоя пусть будет полна бобов и свёртков, исписанных с обеих сторон. Ведя такой образ жизни, ты назовёшь себя более счастливым, чем великий царь. Если же тебя будут бить и подвергать пыткам, ты в этом не увидишь ничего неприятного. То, чего больше всего должно быть у тебя, заключается вот в чем: надо быть грубым и дерзким и ругать одинаковым образом и царей, и частных людей, потому что тогда они будут смотреть на тебя с уважением и считать тебя мужественным. Твой голос пусть будет грубым, как у варвара, а речь незвучной и прямо-таки подобной собаке. Надо иметь сосредоточенное выражение и походку, соответствующую такому лицу, и вообще быть диким и во всем похожим на зверя. Стыд же, чувство приличия и умеренности должны отсутствовать; способность краснеть навсегда сотри со своего лица. Старайся быть в самых многолюдных местах, но в них пребывай в одиночестве, не связываясь ни с кем, и не стремись приобретать друзей или приятелей — все это уничтожает силу власти. На виду у всех смело делай то, чего другой не сделал бы и в стороне, в любовных делах выбирай наиболее смешные и, наконец, если это покажется тебе нужным, умри, съев сырого полипа или каракатицу. Вот это благополучие мы даём тебе в дар. Диоген Лаэртский сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 21 сочинении Диогена, среди которых 14 диалогов и 7 трагедий для чтения [41]. Ни одно из них не сохранилось.
Пристанищем философу служил скорее глиняный сосуд — пифос. Отвечает Дмитрий Гарафутдинов В Древней Греции не было бочек в нашем понимании, то есть сделанных из дерева и соединенных железными обручами. Скорее всего Диоген жил в... Отвечает Игорь Челноков По преданию, древнегреческий философ кинической школы циники или киники Диоген Синопский ок. Отвечает Иван Суслов Почему Диоген жил в бочке. Джон Уотерхаус, 1882 год. Отвечает Кристина Першина Даже закоренелый двоечник знает, что Диоген жил в бочке. Только это не совсем верно: на самом деле он устроил себе жилище в большой,...