— Действующая толпа подразделяется на: просмотровую; протестующую; стяжательскую; демонстрационную. — Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное; коллективное поведение; групповое. — Действующая толпа подразделяется на: просмотровую; протестующую; стяжательскую; демонстрационную. — Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное; коллективное поведение; групповое.
Источники и литература
- § 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности
- Субъекты социального поведения
- Особенности психологического состояния людей в толпе.
- Проекты по теме:
- Субъекты стихийного массового поведения. Социальное поведение
6.2. Социальное поведение
4) действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую — возмущающуюся действиями властей. — Стяжательская толпа. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная;осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.
Популярно: Обществознание
- Общая характеристика
- Психология толпы | Пикабу
- Найдено схем по теме — 2
- Толпа это в обществознании
- Психология толпы - Д. В. Ольшанский
- Читайте также
Характеристика различных видов толпы
Та связь, которая объединяет толпу, будет разрушена, если новые стимулы создадут другие эмоции — инстинкт самосохранения способствует рассеиванию толпы, чувство голода, юмор, возбуждение, направленные к другим целям. Технические приемы, с помощью которых манипулируют толпой, основываются на знании специальных механизмов, объединяющих толпу. Толпа может состоять из индивидов любой национальности, пола, профессии и не зависит от причин этого собрания. Для «человека толпы» характерны новые черты, отличающиеся от других индивидов. Эти отдельные новые черты образуют целое и принимают одно и то же направление, а сознательная личность исчезает. Образуется своеобразная «коллективная душа» с временным характером, но составляющая единое существо и подчиняющаяся закону духовного единства толпы. Чтобы толпа стала организованной скопления случайных индивидов недостаточно, необходимо ещё влияние некоторых возбудителей.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос Толпа может образоваться на улице по поводу самых разных событий, а стихия, как основной фон поведения толпы, может привести её к агрессивным формам. Когда появляется человек, способный её возглавить, тогда возникают очаги организованности, но они нестабильны. Французский психолог С. Мокович считает, что массы — это социальный феномен, под влиянием внушения лидера индивиды «растворяются» и социальная машина делает их иррациональными.
Раздраженные люди, собравшись вместе, не могут сдержать свои импульсы. Энергия эмоций придает мужество и бросает вперед. Лидеры используют энергию масс в своих целях. Масса является более стабильным образованием, более организована и сознательна, хотя разнородна и неустойчива. Организаторы в массе выдвигаются заранее и имеют большее значение. Действующая толпа Данный тип является самым важным в социально-политическом отношении.
Соответственно, из всех видов толпы он наиболее глубоко и пристально изучаемый. Важно отметить, что данный тип имеет так называемые ответвления. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. О первых двух будет сказано отдельно, так что сейчас вниманием стоит отметить другие 2 типа. Стяжательская толпа. Она образуется людьми, которые одержимы идеей вернуть себе какие-то ценности или добыть их.
Толпы данного типа крайне разнородны. Они могут образовываться погромщиками, вкладчиками обанкротившихся банков, мародёрами. В любом случае все участники борются за обладание ценностями. Мятежная толпа людей. Её ещё называют повстанческой. В том случае если действия толпы оказываются успешными, она становится «революционной».
Вместо удачи приходит поражение? Тогда толпа перестаёт считаться даже мятежной. Она становится «сбором путчистов» или «случайным сбродом». Виды толпы, их характеристика В пределах одной из самых распространенных классификаций, которыми пользуются социологи и психологи, принято различать четыре основных разновидности толпы: случайный, экспрессивный, конвенционный и действующий. Случайная толпа — это достаточно большая группа людей, чье внимание, например, привлекло какое-то чрезвычайное событие, скажем, дорожно-транспортное приключение. Экспрессивная толпа фр.
Экспрессивную толпу можно увидеть на многолюдной свадьбе или похоронах, на митингах и манифестациях. Под конвенционной толпой понимают чаще всего участников массовых развлечений, например, зрителей на стадионе или в концертном зале. Их объединяет не только любопытство к массовому действу, но и готовность реагировать на него в соответствии с определенными ритуалами или нормами, которые не имеют официального характера, а возникают словно по договоренности — конвенцией от лат. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, паническую, корыстную и повстанческую. Примером действий агрессивной толпы может быть, скажем, самосуд разгневанной толпы над пойманным на горячем преступником, панического -массовый побег людей от неожиданной опасности. Действия корыстной толпы всегда направлены на овладение какими-то ценностями или благами.
Это может быть толкотня за дефицитными товарами или просто столкновение за место в транспорте. Повстанческой называют толпу, действия которой предопределены справедливым возмущением против властей, их притеснений, произвола. Такая толпа способна смести даже организованную, вооруженную силу. Правила поведения по сохранению собственной жизни В толпе во время массовых мероприятий. Статистика свидетельствует, что в местах, где собирается очень много людей, например, в школе, кинотеатре, на стадионе и т. Чтобы не погибнуть в толпе, лучшее правило — не попадать в неё или обойти.
Если это невозможно — ни в коем случае не идти против толпы. Помните, что самое опасное — быть зажатым и затоптанным в толпе!
Слабо выражена эмоциональная возбудимость. Максимум, в чем она проявляется, так это в любопытстве к происходящему. Психология толпы и личная безопасность Прежде чем описывать то, что рекомендуется специалистами выполнять в случае возникновения непредвиденных ситуаций в толпе, угрожающих вашей безопасности, стоит отметить, что характерно для поведения человека в конфликтных ситуациях и в толпе. Итак, замечено, что у того, кто находится в толпе, снижается чувство самоконтроля и он становится зависим от действий толпы. Неосознанно он способен подчиниться этому влиянию. Снижается чувство способности контролировать собственное поведение.
Человек поэтапно теряет свою индивидуальность в поведении. В итоге люди, не смотря на разный социальный статус и пр. Снижаются интеллектуальные качества в сравнении с теми людьми, которые находятся за пределами данной совокупности людей. Человек неосознанно искажает полученную в толпе информацию. Он ее быстро воспринимает и перерабатывает, при этом способен, сам того не осознавая, породить слухи. Стоит отметить, что, будучи в толпе, следует прислушаться к следующим советам: Никогда не подымайте то, что упало на пол. Если произошла давка, старайтесь удержаться на ногах.
Цитаты про стадное чувство. Цитаты про толпу. Феномен толпы в психологии.
Явления толпы. Деиндивидуализация личности. Деиндивидуализация в психологии это. Деиндивидуализация личности в толпе. Толпа масса публика. Примеры массы толпы. Массовые психологические явления. Массовые социально-психологические явления. Социально-психологическое явление паника. Массовидные социально-психологические явления.
Виды коллективного поведения. Коллективное поведение типы поведения. Примеры коллективного поведения. Формы коллективного поведения. Безопасность в местах массового скопления людей. Безопасность в массоаых скорления лбдей.. Правила поведения человека в толпе. Действия человека в толпе. Правило поведения в толпе. Виды толп классификация.
Классификация толпы схема. Чем опасна толпа. Презентация на тему паника. Человек в толпе опасность. Опасность при панике. Паника толпы людей при эвакуации. Массовые мероприятия, паника, толпа. Виды толпы и их характеристика. Закон пяти процентов. Закон толпы.
Эффект толпы психология. Человек толпы. Много людей. Толпа одинаковых людей. Толпа без лиц. Правила поведения в местах скопления людей. Поведение в местах большого скопления людей». В чем опасность толпы. Причины возникновения опасности толпы. Чем опасна толпа доклад.
Толпа человечков. Нарисованная толпа. Масса людей. Референтная социальная группа это. Референтная группа примеры. Референтная малая группа. Референтная группа это группа. Потенциальные опасности в толпе. Какие потенциальные опасности подстерегают человека в толпе. Четыре основных вида толпы.
Слайд 15 Описание слайда: Социальное поведение личности - это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Слайд 17 Описание слайда: Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Негативный проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы. Слайд 18 Описание слайда: Выделяют пять типов поведения: 1. Слайд 19 Описание слайда: Конформизм подчинение означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Слайд 20 Инновация нововведение выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Слайд 21 Ритуализм от слова «ритуал» выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей.
Субъекты стихийного массового поведения. Социальное поведение
Действующая толпа может предпринимать действия в отношении конкретных объектов. Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности. 1. Дать определения понятиям: социальный конфликт, народные массы, социальное поведение, социальные движения, масса, толпа, поведение, социальное поведение личности, публика, коллективное поведение, девиантное поведение. 12. Действующая толпа подразделяется на: Стяжательскую это мародеры. это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, К разновидностям социального поведения относятся социальные движения.
2. Классификация толпы
действующую, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую, возмущающуюся действиями властей. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. -убегающая (спасающаяся) толпа. Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями. агрессивную, · спасающуюся, · стяжательскую. 1. Дать определения понятиям: социальный конфликт, народные массы, социальное поведение, социальные движения, масса, толпа, поведение, социальное поведение личности, публика, коллективное поведение, девиантное поведение.
Социальное поведение. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта
Поступок включает в себя творческий акт выбора целей и средств поведения, порой вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Поступок выступает как личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение действие или бездействие , направленное на разрешение конфликта. Бахтину, поступок обладает такими обязательными свойствами, как аксиологичность нетехничность , ответственность, единственность, событийность. Поступок возникает благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте Л. Поступок как основная единица социального поведения характеризуется наличием внутреннего плана действия, в котором представлено сознательно выработанное намерение, прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен: действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; действием, направленным на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка нужно учитывать систему социальных норм , принятых в данном социуме.
Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступки включены в систему нравственных отношений общества, а через них — в систему всех общественных отношений. Деяние представляет собой совокупность поступков. В деянии как элементе социального поведения личности реализуется активность, имеющая высокую социальную значимость и результативность. Ответственность за социально значимые результаты несет сам субъект даже в том случае, если она выходит за пределы его намерений. Ответственность личности выражается в ее способности предвидеть социальные и психологические последствия собственной активности и основана на общественно-исторических критериях их оценки.
Целью социального поведения личности является преобразование окружающего мира, осуществление социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований человека. Результатом социального поведения выступает формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми и различными общностями. Многообразие форм социальных связей и отношений личности как явления социального и многопланового обусловливает виды ее социального поведения. Основаниями социально-психологической классификации видов социального поведения выступают следующие критерии: 1 сферы бытия — природа, общество, человек производственное, трудовое, общественно-политическое, религиозное, культурное, бытовое, досуговое, семейное ; 2 социальная структура общества классовое поведение социальных слоев и страт; этническое поведение, социально-профессиональное, полоролевое, гендерное, семейное, репродуктивное и др. Главным субъектом социального поведения является личность, поскольку в многообразных формах и видах социального поведения преобладают социально-психологический и личностный аспекты. Исследователи отмечают, что системообразующим качеством социального поведения выступает нормативность, поэтому все виды социального поведения являются разновидностями нормативного, предписанного поведения.
Ролевая теория личности Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж. Мидом в книгах "Роль, Я и общество" 1934 , "Исследование человека" 1936. Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль.
В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1 имитация, то есть механическое повторение; 2 проигрывание, то есть переход от одной роли к другой; 3 групповое членство, то есть освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы. Вместе с тем ключевое понятие этой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. Дюркгейма, М. Вебера, позднее -Т. Парсонса, Р. Липтона и др.
Социальная роль от франц, гоlе - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию статус в системе общественных отношений. Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах; ролевого ожидания и ролевого исполнения. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию социальный статус. Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях...
Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости.
На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность необходимость поддерживать порядок и социокультурные традиции как следует себя вести предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению.
Дополнительно: Классификация толпы Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы. Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица. Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером. Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г.
Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа. Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов. Окказиональная толпа.
Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию дорожная авария, пожар, драка и т. Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения. Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. Экстатическая толпа.
Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту какому-либо религиозному или политическому движению, структуре. Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.
Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых например, банковских учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.
Лебон различает виды толп по признаку гомогенности: - разнородная;- анонимная уличная, например ;- персонифицированная парламентское собрание ;- однородная:- секты;- касты;- классы. Современные представления на типологию толпы несколько отличаются от взглядов Г. Об организованной толпе уже шла речь выше. Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа» , которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп — о них речь уже шла. Все-таки основной системообразующий признак толпы — ее стихийность. Социально-психологические особенности толпы: 1 подавление чувства ответственности за собственные поступки; 2 повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения; 3 повышение эмоциональности восприятия действительности; 4 появление чувства силы и осознания анонимности.
Механизмами формирования толпы являются слухи и циркулярная реакция, под которой понимают нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение. Механизмами воздействия на толпу также являются заражение, внушение, убеждение и подражание. Основную роль в развитии этих механизмов играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы, которое сознательно используется организаторами эксцессов. Ролевая структура толпы: 1 организаторы массовых эксцессов — физические лица, которые чаще всего принадлежат какой-либо организации или действуют по её указанию. Они проводят подготовительную работу по созданию толпы заранее «проигрывают» и планируют эксцессы , выбираются удобное время и повод для создания эксцессов; 2 зачинщики — это лица, претендующие на завоевание лидирующего положения, которые развертывают активную подстрекательную деятельность, направляют действия участников, распределяют роли, распространяют провокационные слухи и т. В числе таких личностей немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов, наркоманов; 6 добросовестно заблуждающиеся — физические лица, которые являются непосредственными участниками эксцессов, в результате ошибочного восприятия причин сложившейся обстановки, ложного понимания принципа справедливости или под влиянием слухов; 7 эмоционально неустойчивые личности, которые идентифицируют свои поступки с общим направлением действий участников. Для них свойственна повышенная внушаемость, заражаемость общим настроением, пониженная сопротивляемость влияниям других людей; 8 любопытствующие — люди, которые наблюдают со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливают эмоциональное возбуждение других участников; 9 примкнувшие — лица, которые становятся участниками эксцессов из-за боязни физической расправы, под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей. Действующая толпа — осуществляет действия относительно конкретного объекта.
Разделяется на: а стяжательскую толпу — характеризуется развязыванием неупорядоченного непосредственного конфликта за обладание какими-либо ценностями. Такая толпа складывалась во времена тотального дефицита на предприятиях торговли при продаже товаров, пользующихся большим спросом; у касс, реализующих билеты на стадионы, спортивные состязания, зрелищные представления и средства транспорта. Она может провоцироваться властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них.
Межличностные конфликты — это столкновение двух и более людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. Политические конфликтывозникают между властными субъектами. Внутри страны — это различные политические силы, например партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликтывозникают между субъектами экономической деятельности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта.
Этнические конфликтыпроявляются в противоборстве разных этнических групп. Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Вопросы и задания 1. Чем различаются понятия «повеление» и «социальное поведение»? Кто является субъектом социального повеления? Какие разновидности социального поведения существуют? Какое поведение получило название девиантное? Какие типы поведения существуют?
Какие из них относятся к разновидностям девиантного поведения? Охарактеризуйте их. В чем состоят причины девиантного поведения? Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе? Какую роль в этом играет социальный контроль? Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии?
В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, то есть существо инстинктивное.
В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности. Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя. Поведение толпы В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей. Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными. Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия. Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника.
Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации. Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие. Суеверие — упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком.
Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе. Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет.
В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе. Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку. Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение знание , она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу.
В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий. Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву — без этого они не вызвали бы столь сокруштельных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку. Лидер в толпе и механизмы управления толпой Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа. Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя.
Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству. Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость.
Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля — это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу. Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия.
Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия.
Субъекты стихийного массового поведения. Социальное поведение
Несколько иным по сущности выступает социальное поведение. Массой называют большое количество людей, которых нельзя объединить по какому-либо общему признаку. Несколько иным смыслом наделено понятие «народные массы». Толпа отличается активностью и высокой степенью конформизма, то есть легко поддается внушению. Выделяют случайную, экспрессивную, конвенциональную и действующую виды толпы. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Спасающаяс я толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений. Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний.
Революционные движения стремятсяк установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя. Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, им да они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить вес его составляющие.
Классификация толпы схема. Чем опасна толпа. Презентация на тему паника. Человек в толпе опасность. Опасность при панике. Паника толпы людей при эвакуации. Массовые мероприятия, паника, толпа. Виды толпы и их характеристика.
Закон пяти процентов. Закон толпы. Эффект толпы психология. Человек толпы. Много людей. Толпа одинаковых людей. Толпа без лиц. Правила поведения в местах скопления людей.
Поведение в местах большого скопления людей». В чем опасность толпы. Причины возникновения опасности толпы. Чем опасна толпа доклад. Толпа человечков. Нарисованная толпа. Масса людей. Референтная социальная группа это.
Референтная группа примеры. Референтная малая группа. Референтная группа это группа. Потенциальные опасности в толпе. Какие потенциальные опасности подстерегают человека в толпе. Четыре основных вида толпы. Толпа иллюстрация. Толпа народа.
Большая социальная группа. Психология больших социальных групп. Большие соц группы. Понятие социальной группы. Как не стать жертвой толпы. Памятка по поведению в толпе. Основы безопасного поведения в толпе. Поведение в толпе картинки.
Лидер в толпе. Власть толпа людей. Лидерство в организации рисунки. Ведомая толпа. Общество это в обществознании. Публика это в обществознании. Порядок это в обществознании. Множество людей.
Человеческое общество. Толпа молодежи. Миграция населения маятниковая миграция. Скопление людей. Человек в социуме.
Описать предложенные понятия, указав пропущенные элементы текста на основе материала учебника. Разрешение конфликта может происходить посредством: переговоров; ……………………………………………………………….. Подробный ответ: Тема: Социальное поведение Описание: Социальное поведение — это поведение людей в социальном контексте, которое можно классифицировать и изучать по определенным характеристикам. Субъектами социального поведения являются массы, индивид, толпа, группы и межличностные объединения.
Массы — это большое количество людей, которые собираются для совместных действий или проявления общего мнения. Индивид — это отдельно взятый человек, включенный в социальный контекст. Толпа — это временное объединение людей, обычно случайно образующихся в определенной ситуации.
Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию социальный статус. Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях... Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке.
Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность необходимость поддерживать порядок и социокультурные традиции как следует себя вести предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента.
Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1 описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2 предписания, требования, связанные с данным поведением; 3 оценка выполнения предписанной роли; 4 санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер. Каждый человек обладает множеством социальных статусов , и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором, Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию. Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход. Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли.
Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества. В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман 1978 установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола. В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей , Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома. В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами.
В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, "переступать через самих себя". Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт. Теория "зеркального Я" Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория "зеркального Я". Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его Я.
Джеймс, один из основоположников этой теории, выделял в Я "социальное Я", которое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "социальных Я", сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых важно для него. Эту идею развил Ч. Кули, американский социолог и социальный психолог. Он считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого, по мнению Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Сознательные действия индивиде всегда социальны.