В тех приходах, где литургия совершается в течение всей недели, по окончании утренних служб совершается крестный ход вокруг храма с пасхальным хлебом — артосом, который в Светлую субботу разделяют и раздают верующим. 1-й час – по завершении Всенощного Бдения, после Утрени; 3-й и 6-й часы – непосредственно перед Литургией; 9-й час по Уставу должен вычитываться в начале Всенощного Бдения, перед Вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается. В среднем Литургия длится до 4 часов, но может ограничится и двумя часами. Когда приходить в церковь перед утренней воскресной службой (Литургией)? В некоторых храмах время смещается на 7-8 часов утра для ранней службы и 10-11 часов утра — для поздней.
В помощь прихожанам
На территории России вечерняя служба в одних храмах начинается в 16 часов, в других – в 18 или 19 часов. Часто наблюдаю, как прихожане приходят к Литургии, пропуская чтение часов. В храмах оба этих часа читаются друг за другом утром перед началом Литургии (около 7:00-10:00).
Словарь. Богослужение
В приходских храмах, в обычный день совершаются последовательно: вечерня, утреня, часы и Божественная Литургия. После Всенощного бдения в храмах читается первый час. В среднем Литургия длится до 4 часов, но может ограничится и двумя часами.
Во сколько начинается литургия и другие службы в храме?
Отпусты разделяются не малые и великие. Великий отпуст дополняет поминовение святых, а также дня, самого храма и авторов литургии. В Отпусты праздников и Великих дней пасхальной недели: Чистого Четверга, Пятницы, Страстной Субботы происходит поминовением главных событий праздника. Порядок отпуста: «Премудрость», что означает, будем внимательны. Затем, идёт обращение к Матери Пресвятой Богородице. Благодарность Господу за творимую службу. Далее, священнослужитель произносит отпуст, обращаясь к прихожанам. После этого хор исполняет многолетие. Литургия и главное Таинство, которым служит Святое Причащение, является привилегией православных христиан.
С древности предусматривалось еженедельное или ежедневное Причастие. Желающий причаститься во время Литургии Святых Тайн Христовых, должен очистить совесть. Перед Причастием должен быть выполнен литургический пост. Смысл основного Таинства Исповеди описан в молитвослове. К привилегии Причастия необходима подготовка Усердно творить молит дома и как можно чаще присутствовать на церковных богослужениях. Накануне самого причастия нужно посетить на вечернее Богослужение в Храме. В канун причастия читают: Последование, которое прописано в молитвослове для Православных. Во время празднования Святого Воскресения Христова, который длится строго сорок дней, вместо них священник благословляет обращаться к Пасхальным канонам.
Перед Причастием, верующему нужно держать литургический пост. Он кроме ограничений в еде и питье, предполагает отказаться от разного рода развлечений. В канун причастия, нужно с двенадцати часов пополуночи, исполнить полный отказ от пищи. Перед причастием обязательна Исповедь, раскрыть душу Богу, покаяться и утвердиться в желании исправиться. На исповеди следует поведать священнику обо всём, что лежит на душе тяжёлым грузом, но не оправдываться и не перекладывать вину на других. Правильнее всего принять исповедание вечером, чтобы утром с чистой душой участвовать в Божественной литургии. После Святого Причащения до часа, когда происходит целование напрестольного креста, который держит в руках священник, уходить нельзя. Следует с проникновением выслушать благодарственные молитвенные слова, которые много значат для каждого верующего.
Отзывы и комментарии.
Главными песнопениями вечерни являются «Ныне отпущаеши», «Господи воззвах», «Свете тихий», «Сподоби Господи». Это благодарение Всевышнего за пережитую ночь и призывание Его благословения на предстоящий день. Чин утрени включает исполнение псалмов, тропарей, канонов, ектений и каждение храма. Праздничная утреня может дополняться полиелеем — торжественными песнопениями, после которых происходит помазание молящихся освящённым маслом. Воскресная утреня также включает чтение Евангелия. Наконец, 1-й час — краткое последование, дополняющее вечернюю службу. Оно состоит, в основном, из псалмов и призвано освятить начавшийся церковный день.
Всенощное бдение — праздничная вечерняя служба Вечернее богослужение кануна воскресенья и великих церковных праздников именуется всенощным бдением или всенощной. Как и вечерня, утреня в нём более торжественна. На всенощном бдении они объединяются друг с другом, а также с 1-м часом в единую службу. Совершаемая на всенощном бдении великая вечерня сопровождается литией — благословением елея, хлеба, вина и пшеницы. В монастырях перед всенощным бдением также служится особая малая вечерня, которая является сокращённой версией вседневной. Архиепископ Аверкий Таушев рассказывает о всенощном бдении: «Всенощное бдение бодрствование ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшего Христа» «Литургика». Происхождение вечернего богослужения Вечерняя служба своими корнями уходит в Ветхий и Новый Заветы. Так, ветхозаветные законы предписывали ежевечерние жертвоприношения животных, хлеба и вина Богу прообраз искупительной Жертвы Христа , а также воскурение фимиама сегодня превратилось в каждение ладана.
Также на всю ночь с молитвами зажигались храмовые светильники как символ Божественного света во тьме ночи. Царь и пророк Давид в псалме 140 говорит: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» Пс. Этот псалом ещё с ветхозаветных времён присутствует в составе вечернего богослужения. Одной из новозаветных первооснов вечернего богослужения является агапа. Так называлось вечернее собрание древних христиан для совершения молитвы и Евхаристии, а также благотворительной трапезы с воспоминанием Спасителя. Общая молитва также сопровождалась возжиганием светильников, которые символизировали Христа как Свет правды и истины. В переводе с древнегреческого «агапа» обозначает «любовь».
K этим трем главным службам присоединяются и остальные 6 кратких служб, для которых в древности первоначально собирались особо. K вечерне присоединяются 9-й час перед вечерней и повечерие после вечерни ; к утрене — полунощница перед утреней и 1-й час после утрени ; к литургии — 3-й и 6-й часы перед литургией. Вечер, утро и полдень избраны как времена, самые удобные для освящения через молитву всего дня. Группа авторов, Православие. Словарь-справочник, 2007 Каждое из этих трёх богослужений слагается, в свою очередь, из трёх частей: вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия, утреннее — из полунощницы, утрени и первого часа, дневное — из третьего часа, шестого часа и литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужений церковных образуется девять служб: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час и литургия, наподобие того, как, по учению св. Дионисия Ареопагита, из трёх чинов ангельских образуется девять ликов, день и ночь славословящих Господа. Коллектив авторов, Смысл и значение православного ежедневного богослужения, 2014 Внес преп. Антиох свой, пусть и небольшой, вклад в православное литургическое предание. В сочинении преп. Антиоха содержатся несколько авторских молитв, некоторые из них вошли в православное богослужение: в слове 19-м — молитва, читаемая на повечерии; в слове 84-м — молитва, вошедшая в вечернее молитвенное правило «Молитва 2-я святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу» ; в слове 85-м — молитва, читаемая после 12-й кафизмы. В нашем издании, чтобы читателю было легче ориентироваться в книге, эти и другие подобные им молитвенные тексты отмечены на полях словом «молитва». Предполагается также, что преп. Антиох составил и известную молитву «Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли…», повторяемую при чтении каждого из часов и на великом повечерии[31]. Как правило, присоединяется чтецом по окончании чтения часа, в связи с чем название «почасие» более точно: это продолжение службы часов. Всего есть четыре междочасия... Исполняется перед чтением Апостола, Евангелия или паремий и служит своеобразным «предисловием» к этому чтению. Реже прокимен может и не предварять чтение из Библии. Состоит из стиха... Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм впрочем, принято считать, что первоначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели на следующих за ними седальнах и на следующих за седальнами святоотеческих чтениях. У греков кафизмы называются... Совершается перед пением канона. Начинается с торжественного выхода духовенства из алтаря через Царские врата на средину храма при пении псалмов 134-го и 135-го в греческой нумерации : 134-й начинается со слов «Хвалите имя Господне». В некоторых случаях, например в Богослужебных указаниях на каждый год, полиелеем называются только эти два... Составление данного чинопоследования традиционно приписывают святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской. Пасхальное богослужение — праздничное богослужение, совершаемое на праздник Пасхи. Например: «Чинопоследование всенощного бдения», «Чинопоследование Литургии преждеосвященных Даров» и т. Чинопоследованиями называются как отдельные службы ежедневного суточного богослужебного круга, так и различные таинства, требы и некоторые обряды... Аналогичная служба в неправославных христианских церквях — см. Эта молитва представляет собой соединение песни славословия серафимов в видении пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Также тропарь в широком смысле - понятие, включающее в себя многие разнообразные но, как правило, небольшие формы гимнографии, отдельные самостоятельные или созависимые песнопения. Тропарь в каноне — строфа, следующая за ирмосом, с распевом стихов по его ирмоса мелодико-ритмической модели. В западной литургии аналогичные... Литургия преждеосвященных Даров в строгом смысле литургией не является, так как в этом богослужении нет анафоры, и во время этого богослужения не совершается... Канон входит в состав утрени, повечерия, воскресной полунощницы, отпевания, панихиды, соборования и некоторых других богослужений, а также может читаться на молебнах и в келейной домашней молитве. Присутствует в большинстве существующих богослужебных обрядов. Богородичны входят в состав всех служб, помещены во всех богослужебных книгах, кроме Евангелия. В стихирах проводится тема дня или воспоминаемого события. Число стихир зависит от праздничности богослужения. Строфы не имеют фиксированной стихотворной формы и варьируются в широком диапазоне от 8 до 12 строк. Мелодия стихиры, как правило, охватывает...
В древнейших рукописных Часословах псалмы 6—го часа совпадают с теперешними, как это указано выше, относительно 3—го часа. При совершении девятого часа вспоминается смерть Спасителя на кресте, колебание земли, восстание мертвых от гробов и прободение копием ребра Господня. Сообразно с этим читаются псалмы: 83—й «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил…», 84—й «Благословил еси, Господи, землю Твою…» и 85—й «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя…» В них изображаются селения Господа сил и пламенное желание войти в них, излагается пророчество об искуплении людей Господом и находится указание о сошествии Спасителя во ад. История происхождения 9—го часа тоже, как и другие часы: 1, 3, и 6, относится рядом церковных писателей, а также это можно наблюдать и по сохранившимся памятникам, к IV веку и последующему времени. Все эти четыре часа составлены по совершенно одинаковому плану: сначала следуют три псалма, заключающиеся троекратным «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», затем идет тропарь часа который употребляется только Великим постом, в то время как обычно, вместо него, читается тропарь праздника или святого дня, затем на «и ныне» богородичен часов, Трисвятое по «Отче наш», особые тропари, также читающиеся только Великим постом, а обычно заменяемые кондаком праздника или святого дня, 40 раз «Господи, помилуй», заключительная молитва, общая для всех часов, повечерия и полунощницы: «Иже на всякое время и на всякий час…» опять троекратное «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче» и возглас иерея: «Боже, ущедри ны…» или: «Молитвами святых отец наших…» В заключение каждого часа читается особая, специально для данного часа заключительная, молитва. Первый час почти всегда соединяется с утреней, третий и шестой час, соединенные вместе, читаются перед литургией, а девятый час, которым заканчивается день, читается перед вечерней. Бывает иногда и другой порядок чтения часов. Так три раза в году бывает чтение так называемых Царских часов: в Великую пятницу, в Навечерие Рождества Христова и в Навечерие Богоявления или в пятницу перед этими праздниками, если навечерие придется в субботу или воскресенье. Царские часы имеют ту особенность, что на них два псалма из трех особые, пророческого содержания, и после богородична на каждом часе поются особые предпразднственныя стихиры, возглашается прокимен, читается паремия, Апостол и Евангелие, и читаются все эти часы: первый, третий, шестой и девятый, подряд, составляя одну службу вместе с последующими изобразительными. Великим постом и во всех случаях, когда вечерня соединяется с литургией, подряд один за другим следуют часы: третий, шестой и девятый, а потом изобразительные см.
Публикация
К настоящему времени Русская Церковь чаще всего совершает три литургии, создание которых приписывается. Богослужебные часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое.
Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба
А «Ныне отпущаеши» — это же евангельское слово, гимн Симеона Богоприимца, и в этом смысле он является радостным благодарением Бога за прожитую жизнь в ожидании спасения и получения этого спасения. Когда мы разбираем богослужение таким образом, шаг за шагом, оно становится понятным в своей полноте. Читать еще И снова про выгорание. Что делать, если всенощная стала обязаловкой? Возможно, такому человеку нужно больше поддержки общины, духовника, пересмотр основ своей духовной жизни или даже смена прихода на такой, где служат иначе: «Если богослужение на приходе совершается отчужденно от людей, они устают со временем. Всенощное бдение, как и литургия в переводе с греческого слово «литургия» означает «общее дело». Если нет общего дела, то люди устают и теряют смысл». Также могут помочь примеры людей, которые смогли заново открыть для себя всенощную. Возможно, они вдохновят тех, кто переживает из-за того, что не может бывать на всенощном бдении по объективным причинам: маленькие дети, график учебы или работы, болезнь… Опыт наших читателей свидетельствует, что в жизни бывают разные периоды и даже после многолетнего перерыва можно начать снова регулярно ходить на вечернее богослужение, и даже открыть в нем для себя новые грани. Вот каким опытом поделились наши читатели: «В детстве не любила всенощные, было тяжело.
Потом однажды услышала, как духовник семьи, сокрушаясь, говорил, что всенощные уникальные, совершенно одинаковые раз в сто с лишним лет так запомнилось , — и через несколько лет, когда смогла одна ходить, подростком, возлюбила их — и до сих пор люблю больше литургий именно по структуре, по песнопениям, осознавая, что выше литургии нет ничего ». Тексты повторяются, накопилась усталость от того, что одно и то же годами, ты ходишь и ничего нового не узнаешь. Сейчас я хожу на всенощную, если чувствую, что есть желание, тогда я иду с радостью и как можно более внимательно вникаю. Но потребности в том, чтобы ходить каждую субботу и под каждый праздник у меня нет». Всегда ходила в юности. Потом даже с совсем маленькими детьми ходила хоть к помазанию. Потом был перерыв лет на пять из-за неудачного расписания в музыкальной школе, но вырывались при первой возможности. Сейчас продолжаем ходить. С началом полноценной клиросной жизни именно после всенощных у детей возник интерес к Писанию, хочется понимать изменяемые песнопения».
Глава 13. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, 6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? К сожалению, наш привычный русский синодальный перевод Нового Завета не всегда удачен, и в только что прозвучавшем отрывке Послания к Евреям мы имеем дело как раз с таким переводом, смысл которого понять непросто. Поэтому нам стоит обратить внимание на другие русские переводы этого отрывка апостольского послания, особый же интерес представляют его начальные строки: «Вот почему мы, которым дано владеть непоколебимым Царством, должны быть благодарны Богу и в благодарности поклоняться Ему так, как Ему приятно, с благоговением и страхом» Евр. Этими словами апостол напомнил своим адресатам известную истину: Бог даровал нам Своё Царство, Он дал нам возможность вечной блаженной жизни, дал радость общения с Ним лицом к лицу, Он освободил нас от порабощения греху и смерти. Однако древние христиане, подобно нам, в круговерти повседневных житейских забот забывали о великих евангельских обетованиях, по этой причине далее апостол написал о том, каким образом можно поклоняться Богу в любом месте и в любое время, как жить, не изменяя Евангелию. Апостольские рекомендации очень просты, их легко понять и запомнить.
Каждый час имеет свое особое духовное знаменование. Первый час посвящен воспоминанию суда над Господом у первосвященников и Пилата, который происходил ранним утром. В то же время первый час естьначало дня , и служба первого часа содержит благодарение Господу за протекшую ночь и просьбу услышать молитву. Тропарь 1-го часа. Славянское чтение. Заутра услыши глас мой Царю мой и Боже мой. В богослужении третьего часа воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Тропарь 3-го часа. Господи иже пресвятыи Свой дух, а третии час апостолом Своим пославыи, того благии не отими от нас. Русское пояснение. Господи, ниспославший на апостолов в третий час Пресвятого Твоего Духа, не отними Его от нас, многомилостивый, но обнови нас, молящихся Тебе. Шестой час вспоминает Распятие и Крестные страдания Господа, «на Кресте пригвоздившего рукописание наших грехов », то есть крестной смертью искупившего нас от наказания за грехи. Тропарь 6-го часа. Иже в шестыи день же и час, на кресте пригвождеи, иже в раи дерзновенныи от адама грех, и согрешении наших рукописание раздери Христе Боже, и спаси нас. В шестой день и час на кресте пригвоздивший дерзновенно совершенный в раю Адамом грех, Христос Бог, разорви рукопись наших грехов и спаси нас. Девятый час воспоминает смерть Господа. Тропарь 9-го часа. Иже в девятыи чaс, нaс рaди плотию смeрть вкусивыи, умертви плоти нaшея мудровaние, Христе Боже и спаси нас. В девятый час вкусивший за нас смерть своей плотию, умертви мудрование страстей наших, Христос Бог, и спаси нас. Общий порядок всех часов : читаются три псалма; тропарь; Богородичен, стих из псалма; Трисвятое; кондак; «Господи помилуй» 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче». Возглас священника и заключительная молитва. Первый час. Слава, и ныне; «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь по уставу, соответственно дню, празднику или святому. И ныне: Богородичен: «Что Тя наречем, О, обрадованная»; «Стопы моя направи», и «Да исполнятся уста моя»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак по уставу, соответственно дню, празднику или святому; «Господи помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «За молитв святых». Чтец: «Аминь». Третий час. Начало третьего часа обычное: «Благословен Бог наш». Заключительная молитва: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю». Шестой час. Заключительная молитва: «Боже и Господи силам». Девятый час. Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера, так как течение времени, по учению Свящ. Писания, началось с вечера. Это богослужебное время посвящено воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, так как именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил? Следовательно, начиная с первого момента богослужения, "Учительное известие" при Служебнике увещает воспоминать при 9 часе последние события жизни Христовой. Заповедь совершать молитву в 9 час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в 34 главе 8 книги Постановлений Апостольских 2-3 вв. Псалмы этой службы избраны св. Пахомием Великим 348 , а тропари и молитвы, ныне читаемые на 9 часе, принадлежат свт. Василию Великому 329-379. Напр, в Типиконе относительно 9 часа пред неделей Фоминой указано, что на нем положен тропарь "С высоты снишел еси", а не "Запечатану гробу". В период же всего Великого поста совершаются вместе 3 и 6 часы, а затем следует 9 час, после к-рого поются Изобразительные и Вечерня. В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9 час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами и отдельно от вечерни 9 час совершается в среду и пятницу Сырные, если на эти дни приходится предпразднество Сретения или храмовый праздник. В дни поста 9 час положено совершать в храме Типикон, последование 14 ноября и понедельник 1-й недели Великого поста. Порядок совершения 9 часа Свящ-к без фелони, но в эпитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и возглашает: "Благословен Бог наш". Чтец: "Аминь". Свящ-к, стоящий на солее, произносит возглас: "Яко Твое есть царство…", после чего южными дверями уходит в алтарь. Чтец: "Аминь", "Господи, помилуй" 12 раз , "Слава и ныне", "Приидите поклонимся" трижды. Затем читаются 3 псалма 9 часа: 1. После псалмов: "Слава и ныне…", Аллилуиа трижды , "Господи, помилуй" трижды , "Слава" - тропарь святому из Минеи, "И ныне" - Богородичен часа: "Иже нас ради рождейся от Девы…", Трисвятое по "Отче наш…". После возгласа свящ-ка: "Яко Твое есть Царство…" чтец читает кондак святому из Месячной Минеи… "Господи, помилуй" 40 раз , "Иже на всякое время…", "Господи, помилуй" трижды , "Слава и ныне". Свящ-к: "Боже, ущедри ны…". В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах. На этом и заканчивается порядок совершения 9 часа. Итак, в последовании 9 часа Св.
И посреди падшего мiра человек может обрести мир Христов, быть с Богом. Мира Христова, с которым мы призваны молиться, мы просим у Бога как дара. Об этом первое прошение ектении: о «свышнем мире» мире, дарованном свыше и о том, что должно стать его плодом, о самом главном — «о спасении душ наших». Душа в Священном Писании — это не только невидимое начало в человеке, но и весь человек во всей его психофизической полноте. Господь есть Спаситель и души, и тела, и мы «чаем» то есть ждем с надеждой воскресения мертвых, то есть будущего, при Втором Христовом Пришествии, восстановления тел умерших из праха и соединения их с некогда отошедшими к Богу душами. Спасение и есть цель и смысл человеческой жизни: соединиться с Христом Спасителем, Богом Живым, над Которым не властна смерть и в Котором мы обретаем жизнь вечную. Испросив у Бога важнейшее — спасение, мы молимся о мире, в котором пребываем, а также о Церкви, в которой живем и спасаемся: «О мире всего мира, о благостоянии пребывании в добре святых Божиих Церквей и соединении всех». Соединение всех — это единство людей в Боге. Соединяясь в таинствах и молитвах с Господом, мы оказываемся перед удивительной возможностью быть в духовном единстве со всеми христианами, дальними и ближними, живыми и усопшими — со всеми, кто составляет Единую Христову Церковь. Церковь Христова. Икона Прошения великой ектении идут от самых главных к более частным: помолившись о всей Церкви, мы молимся о храме, в котором собрались на службу, о своем приходе, обо всех, кто «с верою, благоговением и страхом Божиим» вошел в этот храм. Страх Божий — это духовная категория, высшая форма благоговения перед святостью Божьей, боязнь оскорбить Бога неподобающим чувством или помышлением. Каждый приход — частица Поместной Церкви, поэтому далее мы поминаем в молитве церковную иерархию. Мы молимся о том, кто возглавляет Русскую Православную Церковь, — о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси; о епископе, который управляет нашей церковной областью — епархией; о пресвитерах, диаконах и «всем причте и людях» — обо всех церковных служителях и обо всех людях, которые составляют нашу Церковь. Вслед за этим мы молимся о «богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». За две тысячи лет, прошедших от Рождества Христова, отношение власти к Церкви менялось не раз, но сама Церковь Христова всегда молится и о стране, в которой пребывает, и, по апостольской заповеди, о власти: как о той, которая ее поддерживает, так и о той, которая ее гонит. Церковь живет в истории, сосуществует с разными формами общественной и государственной жизни; все они «прейдут» — закончатся, а Церковь «пребудет вечно», и от «мира сего» останется лишь то, что будет воцерковлено, освящено и приведено к Богу — станет «миром Божиим». Сотворенный Богом человек был поставлен господствовать над всем творением, но в результате грехопадения первых людей вся земля оказалась отделенной от Бога — проклятой. Она восстает на человека, и мы молимся, чтобы Господь, посетивший мир и восстановивший связь Творца и творения, благословил нас жить в гармонии с природой. Об этом прошение «о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временех мирных». Церковь исполняет свою миссию среди трудностей и соблазнов земного бытия, поэтому мы молимся о тех, кто особенно нуждается в помощи Божьей: «о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных». Мы молимся также «об избавлении от скорби, гнева и нужды», которые всегда возникают там, где теряется упование на Божественную помощь. К каждому прошению, произносимому диаконом или священником, хор добавляет: «Господи, помилуй». В этой краткой молитве заключена вся глубина, вся красота отношений человека с Богом, Который нас милует и спасает, вся полнота благ земных и Небесных, которые может даровать человеку Бог. Оставаясь неприступным и надмирным по Своей природе, Бог благоволил открывать Себя человеку и посещать людей «Своею благодатью», даром Своей Божественной любви. И так как Бог «Своею благодатью» может обитать и действовать в нас тогда только, когда мы сами открываем Ему свои сердца, то, молитвенно испросив помощи у Богородицы и всех святых, то есть тех, кто составляет Церковь Небесную, мы сами себя, и друг друга, и всю нашу жизнь «весь живот наш» вручаем «предаем» Христу Богу. Этим молитвословием, выражающим готовность посвятить нашу жизнь Богу, и завершаются прошения великой ектении. После возгласа священника «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу» и завершительного «Аминь» начинается песнопение «Блажен муж» в большие праздники оно отменяется , состоящее из шести стихов трех первых псалмов и припева «аллилуйя», что значит «славься». Это начало Псалтири, книги песнопений: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет». Текст песнопения «Блажен муж» с иллюстрацией Псалмопевец использует образный язык: путь праведников противостоит пути нечестивцев, а путь жизни — пути смерти. Книги Священного Писания в том числе и Псалтири имеют несколько уровней прочтения: буквальное, историческое, нравственное, символическое или аллегорическое иносказательное. Таким образом, в словах первого псалма о человеке, который на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел, мы видим духовный смысл: путь — это образ жизни, нечестивые — это не обязательно люди, но также и помыслы.
Первые шаги в храме
Иными словами, даже в рамках церковного канона иконописцы создавали не отстранённые символические картины, а образа, проникнутые любовью и сопереживанием к человеку. Искусство иконописи Создание образов божественных ликов — это анонимное искусство подписывать свои имена на иконах запрещено , а многие нюансы изображения жёстко обусловлены каноном. Поэтому к мастерам, занимающихся созданием образов, выдвигались особые требования. Они должны были соблюдать все требования к цвету, форме, размеру изображения. Полёт фантазии был недопустим. Ярче всего это видно в образах XV столетия.
Некоторые историки считают эту эпоху временем наивысшего развития мастерства иконописи, ведь именно тогда можно было увидеть самые немногосложные, ясные и простые композиции. В этих иконах нет ничего чрезмерного или лишнего, но они поражают и восхищают зрителя своим эмоциональным зарядом, смысловой наполненностью изображения. Сюжеты этих религиозных картин, как правило, были весьма просты. На них изображались фигуры святых часто в окружении клейм — небольших миниатюр, в которых показаны сцены из жизни праведника и эпизоды из Евангелия. Сложные иконы, со многими аллегориями и символами, так популярные в то время в Европе в силу своего дидактического содержания, на Руси не прижились.
Святые на этих иконах показаны словно бы бесплотными — их широкие, свободные одежды полностью скрывают тело, поза статична, черты лица лишены всякой индивидуальности. Портретные изображения в церкви были строго запрещены. Попытки очеловечить святых, приблизить показанные на иконе события к реальному времени, встречающиеся в западной традиции, в русской иконописи были полностью исключены. Другие элементы сюжета также предельно стилизованы, сведены к архетипам. Например, если сюжет иконы требовал изобразить пейзаж, мастер писал его настолько схематично, что он почти утрачивал сходство с реальностью, за исключением символического.
Другие вставки — кулисы, драпировки, архитектурные элементы — также условны и лаконичны. Это помогало добиться ощущения, что все показанные на иконе события — умозрительны, что образ — лишь аллегория Небесного Царства. Материалы для изготовления иконы также были строго регламентированы. Как правило, они писались на липовых или дубовых досках, покрытых меловым грунтом. Для иконописи использовалась темпера — минеральные либо растительные красящие порошки на основе яичной эмульсии.
После завершения работы мастер покрывал поверхность образа тонкой плёнкой олифы — масляной жидкости, призванной усилить яркость цветов и предупредить возможные повреждения. Практически повсеместно для изображения фона на иконах, а также передачи нимбов святых использовались тонкие листы сусального золота или же золотой порошок, символизирующие сияние духа, блаженство и гармонию запредельного мира. Чтобы отдать должное святости образа, иконы украшали накладки из драгоценных металлов, самоцветы, изделия из янтаря, узоры и орнаменты. При этом и материалы, и сам процесс написания образа были проникнуты мистическим смыслом. Мастер погружался в особое душевное состояние, постоянно поддерживая своё сосредоточение молитвой и постом.
Его краски, кисти, другие орудия — даже вода для разведения пигментов — освящались специальными молитвами. Именно поэтому у древних иконописцев получалось создавать столь возвышенные, проникнутые святостью и аскезой лики. Краски икон — символика цветов и оттенков Канонические требования касались не только того, как именно, в какой позе и одеждах, изображался тот или иной святой. Иконописец также должен был следить за цветовой гаммой образа. Именно поэтому, чтобы понять икону, недостаточно обратить внимание на её внешний смысл, буквальное толкование произведения.
Нужно знать, что ясные и чистые краски, которыми сияют образа, не соотносятся с реальным миром, представляя нам образ горнего, священного Царства. Вот некоторые из них: Чрезвычайно важно было передать тона небесного свода, ведь именно небо на иконе символизирует близость к Богу, духовное просветление святого или святой. Поэтому в распоряжении иконописца было множество подходящих для этого красок — и лазурных, и голубых, и синих. Различали, в частности, «цвет звёздной ночи», «сияние тверди», «бледный закат», «бирюзовый яркий» и множество других тонов. Иногда для воссоздания цвета использовали даже зеленоватые оттенки.
На нем вспоминается изгнание Адама и Евы из Рая, а также неправедный суд над Спасителем у иудейского архиерея Каиафы. В современной богослужебной практике Первый час обычно читают по завершении утрени, если она служится вечером. Третий час — посвящен Сошесствию Святого Духа на апостолов. Он соответствует нашим 9 часам утра, но на практике читается перед Литургией вне зависимости от времени ее начала , а Великим постом — перед Изобразительными. Шестой час — посвящен распятию Христа. Читается вслед за Третьим.
Соответствует 12 часам дня. Девятый час — соответствует 15 часам дня по нашему времени. На нем мы вспоминаем кончину Спасителя на Кресте. В современной практике Девятый час положено читать перед Всенощным бдением, а Великим постом — перед Изобразительными, вслед за Шестым часом.
К каждому прошению, произносимому диаконом или священником, хор добавляет: «Господи, помилуй». В этой краткой молитве заключена вся глубина, вся красота отношений человека с Богом, Который нас милует и спасает, вся полнота благ земных и Небесных, которые может даровать человеку Бог. Оставаясь неприступным и надмирным по Своей природе, Бог благоволил открывать Себя человеку и посещать людей «Своею благодатью», даром Своей Божественной любви. И так как Бог «Своею благодатью» может обитать и действовать в нас тогда только, когда мы сами открываем Ему свои сердца, то, молитвенно испросив помощи у Богородицы и всех святых, то есть тех, кто составляет Церковь Небесную, мы сами себя, и друг друга, и всю нашу жизнь «весь живот наш» вручаем «предаем» Христу Богу.
Этим молитвословием, выражающим готовность посвятить нашу жизнь Богу, и завершаются прошения великой ектении. После возгласа священника «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу» и завершительного «Аминь» начинается песнопение «Блажен муж» в большие праздники оно отменяется , состоящее из шести стихов трех первых псалмов и припева «аллилуйя», что значит «славься». Это начало Псалтири, книги песнопений: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет». Текст песнопения «Блажен муж» с иллюстрацией Псалмопевец использует образный язык: путь праведников противостоит пути нечестивцев, а путь жизни — пути смерти. Книги Священного Писания в том числе и Псалтири имеют несколько уровней прочтения: буквальное, историческое, нравственное, символическое или аллегорическое иносказательное. Таким образом, в словах первого псалма о человеке, который на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел, мы видим духовный смысл: путь — это образ жизни, нечестивые — это не обязательно люди, но также и помыслы. Призвание же человека — бороться с грехом, «не ходить» означает не стремиться к греху, «не стоять» — не участвовать в грехе, «не сидеть» — не оставаться в нем. Зло пребывает в мире и в человеке, но мы, приходя в храм, должны отсекать его и уходить из храма обновленными.
Если первые два песнопения всенощного бдения не были в строгом смысле молитвой, одно 103-ий псалом говорило о творении, а другое «Блажен муж» призывало к праведности, то следующее песнопение: «Господи воззвах», также основанное на ветхозаветных псалмах 140, 141, 129, 116 , — это устремленная к Богу молитва. Древние псалмы сменяются песнопениями с уже новозаветной тематикой — стихирами в честь праздника или святого. Затем, на «Слава и ныне» так на практике называется пение чтение «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков» открываются царские врата и начинается вход с кадилом. Через северную дверь на солею идут свещеносец, диакон с кадилом и священник, приносящий в это время молитву: «Вечер, и заутра, и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех». Хор заканчивает пение догматика — молитвословия в честь Девы Марии, выражающего догматическое учение о Воплощении Сына Божьего. Встав перед открытыми царскими вратами, диакон произносит: «Премудрость. Прости», начертывая при этом в воздухе кадилом знак креста. Священнослужители входят в алтарь, проходя мимо изображения Благовещения, расположенного на царских вратах. Вход в Царство Божие, символом которого на земле является алтарь, открылся для человека через Воплощение Сына Божьего, возвещенного в день Благовещения, и Его крестную жертву.
В этом Божья премудрость, которой мы призваны внимать всей душой, это и означают слова: «Премудрость. Прости» буквально «прямо». Это древнейший гимн, который мы приносим, «пришедши на запад солнца», то есть в конце дня. Далее следует прокимен — краткое, состоящее из одного стиха псалма песнопение с припевом, также стихом псалма. Свои прокимны существуют для каждого дня седмицы, праздников, святых. Воскресный прокимен «Господь воцарися, в лепоту облечеся» сопровождают три стиха. Прокимен означает «предлежащий», и на богослужении он предшествует чтению Писания. На вечерне прокимен предваряют паремии — чтения из ветхозаветных книг. Слово «паремия» означает «притча».
В дни памяти апостолов на вечерне читают их послания. Паремий обычно три, но на Благовещение их пять, на Рождество Христово восемь, на Богоявление тринадцать, больше же всего чтений на вечерне Великой Субботы — пятнадцать.
Это установление связано с постепенным развитием традиции всячески готовиться ко причащению Святых Тела и Крови Христовых, и в том числе — готовиться постом. Время служения Литургии регулирует 8-я глава Типикона монастырского устава Богослужения и общежития, 1682 г. Согласно этой главе, в воскресные дни и в великие Господние праздники надлежит начинать Литургию в начале 3-го часа дня около 8-00 по нынешнему счислению времени , чтобы трапеза пришлась на начало 4-го часа дня около 9-00 по нынешнему. В субботы же и будни Типикон указывает совершать литургию позже, чтобы и трапеза приходилась на более позднее время. Типикон связывает хотя и не всегда начало Литургии с соответствующим ему временем трапезы.
Литургия часов
Основное время, когда начинается вечерняя служба в церкви – 3 часа дня, но лучше узнать точное время в конкретном храме. Часто наблюдаю, как прихожане приходят к Литургии, пропуская чтение часов. По древнему чину помимо третьего и шестого часа перед Литургией читается еще и девятый час.