План четвертой Пятилетки 1946-1950 гг. Пятая пятилетка в СССР плакаты. Четвертая пятилетка СССР (1946–1950) – четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР после окончания Великой Отечественной войны. Состяоние советской экономики после войны: экономические потери войны, планы восстановления, цели и итоги четвертой пятилетки, при которой последствия войны удалось преодолеть.
План и основные задачи четвертого пятилетнего плана
- Состояние советской экономики после войны
- Четвёртая пятилетка
- Четвертый пятилетний план выполним за 4 года: начало периода и итоги в СССР в 1946-1950
- Главные задачи
- Восстановительная четвертая Пятилетка ( 1946-1950 гг. ) — Студопедия
- «Пятилетку – в 4 года». Чего стоили старания/страдания?
Новости и события Российского исторического общества
Была у «Победы» даже внедорожная версия — ГАЗ-М72, приподнятая на 20 см, со здоровенным передним мостом. Кабриолеты поступали в открытую продажу и стоили небывалый случай в мировой практике даже меньше, чем базовая модель. Иногда выпускались кабриолеты, дооборудованные для работы в такси — такие обычно шли в южные регионы страны. Модификация кабриолет просуществовала на конвейере до 1953 года, когда с изменениями в руководстве страны кабриолеты во многом утратили свою актуальность. Уже в 1950 году специально подготовленная «Победа» побеждает на всесоюзных соревнованиях по автоспорту. В последующих состязаниях гонщики на спортивных ГАЗ-М-20 также неоднократно становились победителями. Экспорт «Победа» была одним из первых советских легковых автомобилей, широко предлагавшихся на экспорт — наряду с «Москвичом-400». До этого имели место лишь отдельные поставки грузовиков, преимущественно дружественным СССР странам.
Получив признание на родине, ГАЗ-М-20 проложил для советской автоиндустрии путь на мировой рынок. Автомобиль охотно покупали в скандинавских странах, в Бельгии, в ряде государств Западной Европы, где появились первые торговые представители горьковской марки. В 1956 году для представительства советского автопрома на мировом рынке было создано внешнеторговое объединение «Автоэкспорт». Если до войны экспорт ограничивался лишь незначительным количеством «трехтонок», то «Победа» заставила всерьез заговорить об успехах и возможностях отечественного автомобилестроения. В послевоенной Европе ощущалась нехватка относительно недорогих, комфортабельных автомобилей, и «Победа» быстро нашла устойчивый сбыт во многих странах. Творение советских инженеров и механиков — «Победа» во многом превзошла свои западные аналоги. В этом превосходстве — секрет ее популярности в тогдашней Европе.
Это был особенный, со множеством оригинальных решений автомобиль. Именно таких, сравнительно недорогих, выносливых о кузове этой машины до сих пор ходят легенды , прихотливых к плохому бензину, но в то же время комфортабельных легковушек в мире было мало. С 1951 года производство модели было налажено в Польше. Поляки назвали автомобиль «Варшавой» и продолжали собирать его вплоть до 1973 года. Если верить слухам, то и в 80-ые годы XX века китайские товарищи собирали небольшими партиями «Победы» — для себя, ибо очень хороша машина… На Западе советская машина получила благожелательные отзывы. Английский журнал «Motor» в 1952 году по результатам тест-драйва характеризует «Победу», которую тогда только начинали продавать в Бельгии, как «интересный автомобиль», отмечает высокую проходимость, хорошую комфортабельность, достойное качество изготовления, но ругает за высокую шумность и плохую динамику. Журнал «Cars» США за 1953 год в обзорной статье, посвященной советским автомобилям, называет «Победу» «прекрасно выглядящей машиной современного дизайна», «копирующей "некоторые лучшие черты американских автомобилей"», отмечает, что машина «весьма хорошо сделана», «приближается к обычному американскому автомобилю легкого класса вроде "Форда" или "Шевроле"», но «тяжелая и недостаточно мощная».
В 1957 году американский журнал «Science and mechanics», также проведя тест-драйв темно-серой «Победы» 1956 года выпуска, отмечает устаревшую конструкцию и дизайн, слабый двигатель и грубое изготовление с большим использованием ручного труда, но хвалит «Победу» за продуманные детали конструкции жалюзи радиатора, настроечная игла в карбюраторе, буксировочные крюки, набор инструмента и так далее , высокое качество хромировки и подгонки деталей. Служба в такси: от России до Финляндии «Победа» экспортировалась в основном в Финляндию, где ее любили таксисты, скандинавские страны и Бельгию, где всегда покупали немало советских машин; такси в Финляндии, как массовое явление, вообще фактически началось именно с «Побед», — до этого таксопарки были укомплектованы разношерстными автомобилями довоенных моделей. Первые автомобили «Победа» начали применяться в таксомоторной службе в 1946 году, вытесняя остававшиеся в строю «Эмки» и ЗИС-101, а также вынужденно использовавшиеся в первые послевоенные годы поступавшие по репарациям малолитражные германские DKW. Массовое появление их пришлось уже на 1947 год. Они быстро завоевали любовь водителей за неприхотливость, высокие эксплуатационные и ходовые качества и достаточно высокий по тем временам комфорт. В 1948 году руководство Моссовета приняло решение об единой раскраске «Побед»-такси — светлый верх, серый низ, серый шашечный пояс по бортам кузова и опознавательный световой сигнал «свободен» зеленого цвета. Первые такси с зеленым огоньком вышли из ворот 5-го таксопарка, открывшегося в Москве 04.
В 1949 году был налажен массовый выпуск специальной версии для такси — М-20А. Их было выпущено 37 492 штуки. Машины поздних выпусков имели уже не единую светло-серую окраску, а более разнообразную — бежевую, салатовую и так далее. Последние «Победы»-такси в Москве были выведены из эксплуатации в 1962 году. Нужно сказать, что поездка на «Победе»-такси была доступной практически каждому трудящемся человеку. Одно из незапланированных инженерами ГАЗа испытание автомобиля «Победа» было проведено в 7 часов утра 29 августа 1949 года на полигоне в Семипалатинске. Там, в глухих казахских степях, проводились испытания первой атомной бомбы РДС-1.
На опытном поле, в круге радиусом 10 километров, были построены сооружения, подведена техника, привезены животные. Предполагалось не только доказать работоспособность первой советской атомной бомбы, но и изучить поражающее воздействие нового оружия. На расстоянии 1000 метров от будущего эпицентра и далее, через каждые 500 метров, были установлены 10 новеньких легковых автомобилей «Победа». Перед их взорами раскинулась картина тотального разрушения. Кроме прочего, сгорели и все десять «Побед». По иронии судьбы, «Победами» правительство и награждало отличившихся при создании бомбы специалистов. РДС-1 — первая советская атомная бомба — шаг к глобальной стабильности на Земле Конец 30-х — начало 40-х годов XX столетия ознаменовались выдающимися открытиями в области физики: деление тяжелых ядер и возможность цепной реакции деления.
Эти открытия означали, что перед человечеством открывается возможность практического использования нового мощного источника энергии — энергии деления ядер. Однако политическая обстановка в мире в этот период предопределила то, что усилия ученых ряда стран мира по поиску путей использования ядерной энергии вскоре оказались направленными в первую очередь на создание атомных бомб. Первые атомные бомбы были созданы в Соединенных штатах Америки и применены США в войне с Японией уже через шесть с половиной лет после открытия деления. Еще через четыре года СССР создал и испытал свою первую атомную бомбу. Достижение ядерного паритета, важным шагом к которому явилось создание первой отечественной атомной бомбы, сказалось на судьбах человечества, способствуя глобальной стабильности и миру на Земле. Для реализации советского атомного проекта было принято решение идти путем приближения к американским прототипам, работоспособность которых была уже доказана на практике. К тому же научно-техническую информацию об американских атомных бомбах удалось получить разведывательным путем.
В итоге была создана РДС-1 «изделие 501», атомный заряд «1—200» — первая советская атомная бомба. Мощность бомбы — 22 килотонны длина 3,7 м, диаметр 1,5 м, масса 4,6 т. Хотя некоторые системы, такие как баллистический корпус и электронная начинка, были советской разработки. Одновременно разрабатывалось два варианта бомбы: С-1 и С-2. Но в 1948 году работы по РДС-2 были свернуты. Разработка бомбы шла по четырем направлениям: отработка ядерного заряда, разработка металлического ядра, определение критической массы активного вещества, отработка взрывателя. В СССР еще не было опыта разработки подобных бомб, проведения аэродинамических испытаний корпусов бомб, опыта сбрасывания бомб с больших высот.
Однако уже летом 1946 года в КБ-47 были изготовлены чертежи 4 вариантов бомбы и переданы в КБ-11. По этим чертежам к концу года было изготовлено по 10 корпусов бомб на каждый вариант. Параллельно в КБ-11 шла разработка корпуса будущей бомбы, который и был взят впоследствии за основу. Вариантов нейтронного запала взрывателя было предложено целых 20. После экспериментальных проверок был выбран вариант, предложенный Ю.
Добыча нефти в 1945 г. Транспорт В 1950 г. Интересные факты В Липецке, который стал центром Липецкой области в 1954 году, появились несколько улиц, которые были названы в честь пятилетки. Сегодня осталась одна — улица 4-й Пятилетки «Русские ученые внесли свой вклад в решение проблемы атома. Роль советской науки в этих исследованиях непрерывно возрастает.
Попытки граждан критиковать сталинские методы управления: Диссидент Солженицын подвергся жестоким репрессиям. Маршалов Яковлева и Новикова посадили в тюрьму. Их обвиняли во «вредительстве» в авиационной отрасли. Враги народа Но больше всего репрессий было направлено на партийных и государственных руководителей, занимавших высокие посты. Больше других страдали ленинградские партийные организации. Из этих групп людей выявлялись «враги народа». Самые громкие дела: Главы ленинградской партийной ячейки Кузнецова были обвинены в создании антипартийной группировки. Всего в этом деле осудили примерно 2000 человек. Велось расследование о создании грузинской националистической организации. Велось расследование о врачах, якобы работавших на иностранные спецслужбы. Несколько врачей, занимавших высокие должности, были обвинены в том, что они стремились нанести вред здоровью Сталина и здоровью и некоторых других руководителей государства. В 1948 году был разгромлен Еврейский антифашистский комитет. В тюрьму попали 1000 невиновных людей по заведомо ложным обвинениям.
Экономический рост обеспечивался во многом благодаря производственному героизму народа, активному рационализаторству на производстве, внедрению достижений науки и техники, повышению квалификации инженерных и рабочих кадров [7] [8]. Экономист Г. Ханин в своих исследованиях пришёл к следующему выводу: «в последние годы четвертой пятилетки советская экономика твердо встала на путь интенсивного развития » [8]. НПЗ Советского Союза как и до войны перерабатывали практически всю добываемую нефть — сырьё не вывозилось. Добыча нефти в 1945 году составила 19 436 тыс. Машиностроение Объём выпуска продукции машиностроения в СССР в 1950 году был в 2,3 раза больше, чем в 1940 году. В 1947 году было произведено 9,6 тыс. Транспорт В 1950 году гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 году.
Четвертая пятилетка
- Плюс автомат Калашникова
- Четвёртая пятилетка
- В СССР принят четвёртый пятилетний план: праздники и памятные даты (события) 18 марта
- Четвертая пятилетка СССР - основные цели, период и план развития
- Пятилетние планы развития в СССР
Итоги четвертой пятилетки 1946-1950 годов в СССР
Пятилетки в СССР были задуманы и реализовывались с 1928г. для убыстрения экономического развития страны. осуществлялся на основании Закона о пятилетнем плане на 1946-50, принятого Верх. Советский плакат времён Четвёртого пятилетнего плана.
Четвертая пятилетка 1946-1950 гг
Восстановление и развитие промышленности в годы четвертой пятилетки. Всенародная помощь Донбассу | Сайт о СССР. Символика Советского Союза, экономика СССР, фото СССР, плакаты и обои для рабочего стола СССР. |
85 лет назад Иосиф Сталин произнес фразу «Кадры решают все!» | 75 лет назад в СССР стартовала четвертая пятилетка, результатом которой стало настоящее экономическое чудо. |
Четвертая пятилетка. Из руин – в рекорды
Таким образом, выполнить задание пятилетнего плана в аграрном секторе экономики в годы четвертой пятилетки не удалось. Четвертая пятилетка — план по восстановлению сельского хозяйства СССР, который длился с 1946 по 1950 год. Четвертая пятилетка. Великая Отечественная война закончилась великой победой народов СССР, достигнутой ценой огромных людских и материальных потерь. Вопрос о первом пятилетнем плане был вынесен на XV съезд ВКПб в декабре 1925 г. Доклад об основных проблемах пятилетки был сделан председателем советского правительства (Совнаркома) А.И. Рыковым. Результаты четвертого пятилетнего плана За годы реализации Четвертой пятилетки были восстановлены и введены в эксплуатацию практически все крупные промышленные объекты.
Четвёртая сталинская пятилетка: восстановление страны после войны
Основная хозяйственно-политическая задача – четвёртого пятилетнего плана (1946–1950) восстановления и развития народного хозяйства СССР после окончания Великой Отечественной войны, попросту четвертой пятилетки. Четвертая пятилетка — план по восстановлению сельского хозяйства СССР, который длился с 1946 по 1950 год. У Советского Союза было 2 варианта развития экономики. Сайт о СССР. Символика Советского Союза, экономика СССР, фото СССР, плакаты и обои для рабочего стола СССР.
Промышленное развитие ссср в годы 4й пятилетки.
Пятилетние планы развития в СССР | | Пятилетние планы развития народного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик (СССР) состояли из серии общенациональных централизованных экономических планов в Советском Союзе, начиная с конца 1920-х годов. |
Четвертая пятилетка. Из руин – в рекорды | •Советский тыл в вов. •Всенародная борьба советских людей в тылу врага. |
Сталинская экономика: четвёртая пятилетка
Крестьяне сопротивлялись насильственной коллективизации — только в январе-марте 1930 г. Но подобные выступления беспощадно подавлялись. К концу 1933 г. Рычагами воздействия на колхозы стали машинно-тракторные станции МТС — государственные предприятия, оснащенные тракторами, комбайнами, сенокосилками, железными плугами и др. Через МТС государство как бы подводило материально-техническую базу под колхозное строительство.
В то же время политотделы МТС 1931-1934 гг. Колхозная собственность охранялась не менее сурово, чем государственная. С 1932 г. Коллективизация сопровождалась резким падением объемов сельскохозяйственного производства.
С коллективизацией также связан массовый голод 1932-1933 гг. Голод возник в результате неурожая и почти полного изъятия государством зерна у коллективизированных крестьян О разных версиях и причинах голодомора читайте в нашей статье. По разным данным, погибло от 4 до 7 млн. В результате коллективизации вместо прежнего крестьянина — частного собственника — появился класс колхозного крестьянства.
В 1937 г. В 1932 г. ГУЛаг В 1930-е гг. В ГУЛаге так называлось Главное управление лагерей использовался бесплатный труд заключенных: уже в 1929-30 гг.
ГУЛаг превратился в важную часть хозяйственной системы. Работая в тяжелейших условиях, заключенные осваивали северные территории, прорыли за 20 месяцев гигантский Беломоро-Балтийский канал, также канал Москва-Волга, строили БАМ с 1933 г. В Дальстрое Колымские лагеря они добывали золото, руду, валили лес. Ужесточение режима и «большой террор» В 1935-ом произошло ужесточение режима, отчасти это было связано с убийством секретаря Ленинградского обкома, одного из руководителей ВКП б С.
В последующие годы под флагом борьбы с террором отлаживается механизм политических репрессий, включающий новое, более суровое законодательство по делам о терактах, вредительстве и диверсиях, активизацию деятельности внесудебных органов — «троек» и Особого совещания при НКВД. В первую очередь репрессии обрушились на бывших дворян, помещиков, предпринимателей, чиновников, царских офицеров, участников белого движения, «нэпманов», священников, членов запрещенных партий. Арестовывались и ссылались также вчерашние оппозиционеры из большевиков, прежде всего сторонники Троцкого троцкисты. Сразу после убийства Кирова были арестованы и обвинены в политическом заговоре двое «старых большевиков», соратников Ленина — Л.
Каменев и Г. Зиновьев, вскоре казненные. Моментом начала «Большого террора» считается 1937 г. В базовом законе были закреплены коренные социальные перемены предыдущих лет, декларировался широкий перечень прав и свобод граждан.
Немногим раньше Сталин сменил руководство НКВД Народный комиссариат внутренних дел — репрессивного органа, во главе которого был поставлен Н. В 1937-1938 гг. Вышинским политические процессы против некогда руководящих деятелей большевистской партии — Н.
Цифры взяты из статистического сборника «СССР в цифрах», опубликованные в 1958 году. Советское руководство часто преувеличивало показатели, но даже если предположить, что цифры увеличены в 2 раза — все равно получаются огромные темпы роста, которые значительно превосходили показатели капиталистических стран. Это было достигнуто благодаря сталинской модели экономики, которая буквально спасла страну: подготовила к войне и позволила в кратчайшие сроки преодолеть ее последствия. К концу 1950 года советская экономика практически полностью была восстановлена после войны. Источники и дополнительный материалпо теме: "Экономика Сталина" - Катасонов В. Москва, 2014 "Экономическая политика советского государства 1946-1953 гг" - Попов В. Москва, 1998 Популярные материалы:.
Транспорт В 1950 г. Интересные факты В Липецке, который стал центром Липецкой области в 1954 году, появились несколько улиц, которые были названы в честь пятилетки. Сегодня осталась одна — улица 4-й Пятилетки «Русские ученые внесли свой вклад в решение проблемы атома. Роль советской науки в этих исследованиях непрерывно возрастает. В плане новой пятилетки и восстановления и развития хозяйства намечены экспериментальные и теоретические работы, которые должны привести к практическому использованию атомной энергии на благо нашей Родины и в интересах всего человечества» Лев Ландау, 1946 год.
В сентябре 1952 г. Сталин подписал постановление о создании атомной подводной лодки. Решение атомной, ракетной и других оборонных проблем велось в десятках новых закрытых городов с уникальными предприятиями, лабораториями, конструкторскими бюро. Началось накапливание продукции для первого ядерного заряда. Это была бомба, созданная на основе американской схемы.
Восстановление экономики после Великой Отечественной войны
- Итоги 4 пятилетки
- Состояние советской экономики после войны
- Восстановление и развитие промышленности в годы четвертой пятилетки. Всенародная помощь Донбассу
- Четвертый пятилетний план выполним за 4 года: начало периода и итоги в СССР в 1946-1950
- Первая пятилетка
Четвертая пятилетка. Из руин – в рекорды
Партийные организации СССР развернули активную деятельность по разъяснению задач и значения первой послевоенной пятилетки в деле укрепления экономического могущества страны, улучшении жизни советских людей. Четвертая пятилетка 19461950 Основной хозяйственно-политической задачей пятилетки состояло восстановление пострадавших в годы Великой Отечественной войны районов страны. Советские пятилетки. Стройка в СССР | РИА Новости. — Был ли признан опыт реализации первых пятилетних планов удачным и как в дальнейшем шёл процесс развития экономики СССР по пятилеткам?
Пятилетки в СССР: таблица, годы, великие стройки. Социалистическая индустриализация
Неимоверными усилиями развивалась тяжёлая промышленность. Однако больше было неудач, поэтому правительство организовало семилетний план, включающий в себя седьмую пятилетку и последние два года шестой. Седьмая пятилетка 1961-1965 Как известно, в апреле 1961 года первый человек в мире полетел в космос. Этим событием ознаменовалось начало седьмой пятилетки. К середине 1965 года СССР занял передовую позицию по добыче угля и железной руды, а также по производству цемента, и это неудивительно. Страна всё ещё активно развивала тяжёлую промышленность и строительную индустрию, города росли на глазах, а для крепких зданий нужен цемент. Восьмая пятилетка 1966-1970 План пятилетки подразумевал не производство материалов, а строительство новых зданий и заводов. Города продолжают расширяться. На пост главы государства вступает Л.
За эти пять лет появляется множество станций метро, Западно-Сибирский и Карагандинский металлургический комбинаты, первый автомобильный завод ВАЗ выпуск: 600 тыс. Активное жилищное строительство решало проблему обездоливания эхо войны всё ещё отзывалось в больших городах. В конце 1969 года более 5 млн жителей получили новые квартиры. После полёта Ю. Гагарина в космос астрономия сделала большой скачок вперёд, был создан первый луноход, привезён грунт с Луны, машины достигли поверхности Венеры. Активно развивается автомобилестроение, ремонтируются авто и железные дороги. Капиталовложения перевалили за 300 млрд рублей в год. Освоение нефте- и газоносных скважин в Западной Сибири привело к постройке множества предприятий, прокладыванию нефтепроводов.
Поскольку с появлением большого количества заводов вырос и уровень занятого населения, был учреждён знак «Ударник девятой пятилетки» за отличие в труде и на производстве. Десятая пятилетка 1976-1980 Активное повышение национального дохода и объёма промышленной продукции начинает идти на спад. Теперь страна не нуждается в огромном росте предприятий, но стабильное развитие всех сфер промышленности необходимо всегда. Добыча нефти вышла на первый план, поэтому за пять лет было построено множество нефтепроводов, протянувшихся по всей Западной Сибири, где свою работу развернули сотни станций. Значительно повысилось количество рабочей техники: тракторов, комбайнов, грузовых машин. Все в правительстве чувствовали приход кризиса, причин для которого было много: внутренние, внешние, политические и экономические. В своё время можно было изменить структуру власти, не отказываясь от социализма, но ничего этого произведено не было. Из-за кризиса люди, занимающие главенствующие посты государства, сменялись очень быстро.
Карточная система — отменить. Построить 2700 новых предприятий. Отремонтировать 3400 крупных и средних предприятий, разрушенных в годы войны.
Директивы четвертой пятилетки были утверждены в марте 1946 года. Показатели брались из расчета увеличения предвоенных значений. Добиться планового показателя в сельском хозяйстве не получилось.
Виной тому сильная засуха, в результате чего в Молдавии и на Украине начался голод. Одним из показателей, которые показывают состояние советской экономики после Второй мировой войны, могут являться темпы роста производительности труда.
Чем и где они живут? Они живут скудными подачками с барского стола, раскапыванием мусорных ящиков, где они находят гнилые остатки пищи, живут в трущобах больших городов, а больше всего в лачужках за городом, наскоро выстроенных безработными из досок от ящиков и древесной коры. Но это не все.
От безработицы страдают не только безработные. От нее страдают также имеющие работу рабочие. Страдают, так как наличие большого количества безработных создает для них неустойчивое положение на производстве, неуверенность в завтрашнем дне. Сегодня они работают на предприятии, но они не уверены, что, проснувшись завтра, не узнают, что они уже рассчитаны. Одно из основных завоеваний пятилетки в 4 года состоит в том, что мы уничтожили безработицу и избавили рабочих СССР от ее ужасов.
То же самое надо сказать о крестьянах. Они также забыли о расслоении крестьян на кулаков и бедняков, об эксплуатации бедноты со стороны кулаков, о разорении, которое каждый год пускало по миру сотни тысяч и миллионы бедноты. Это составляло около двух десятков миллионов людей. Что такое бедняки? Это такие люди, у которых обычно не хватало для хозяйства либо семян, либо лошади, либо орудий, либо не хватало всех этих вещей вместе взятых.
Ключевых задач было три: преодоление отставания от экономически развитых стран Запада, обеспечение экономической независимости и самодостаточности СССР, создание мощной промышленной основы для укрепления обороноспособности. Уже в конце 1920-х было очевидно, что иностранная интервенция против советского государства неизбежна. К 22 июня 1941 года все три задачи были успешно решены. Пятилетки были изначально инструментом для решения стратегической задачи индустриализации страны. В начале 1920-х годов в СССР появился Госплан — специальный орган, занимавшийся вопросами прогнозирования и со временем начавший определять маркеры, ориентиры развития экономики. Разработка планов первой пятилетки была для Госплана выходом на новый уровень работы, и он с этим справился.
При этом, напомню, все они были обязательны к исполнению. За неисполнение плана следовали такие же санкции, как за нарушение закона. План для всего государства составлялся в Госплане. Затем отдельные его блоки распределялись по народным комиссариатам. Те, в свою очередь, доводили их до производственных объединений, заводов и фабрик. Первая пятилетка была выполнена досрочно — за четыре года и три месяца.
Была перевыполнена и вторая пятилетка. Третью пятилетку не успели выполнить до конца из-за начала Великой Отечественной войны. Но к этому времени в СССР было создано свыше 9,6 тыс. Чиновники ещё не знали до конца, что и как им нужно делать. Это был первый в истории человечества опыт директивного планирования в масштабах страны. Многие люди не понимали, зачем их в добровольно-принудительном порядке отправляют на какие-то стройки.
Имело место определённое внутреннее социальное сопротивление. В связи с этим среди народа начали активно вести разъяснительную работу. Людям стали объяснять, что индустриализация связана с потребностями обороны, необходимостью подготовиться к войне. Народ знал, что такое война, и эти доводы принял. Поэтому уже вторая пятилетка шла гораздо бодрее.