Новости военная операция по прорыву блокады ленинграда называлась

18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". В день прорыва блокады Ленинграда в Политехе традиционно проходят торжественно-траурные мероприятия.

Сошлись два фронта: как прорывали блокаду Ленинграда

А Волховского фронта, прорвав кольцо вражеской блокады г. Ленинграда, создали коридор шириной 8-9 км между Ладожским озером и линией фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции.

Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда

Мерецков фронтов в районе Шлиссельбурга прорвана блокада Ленинграда. Летчики ПВО совершили 917 боевых вылетов, провели 89 воздушных боев, в результате которых уничтожили 54 вражеских самолета. Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога. Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии.

Аэрофотосъемка дала богатый материал, и наши военные инженеры быстро возвели некое подобие вражеского ледяного вала, дотов на болоте и различных полевых укреплений. Командиры соединений досконально отрабатывали вопросы взаимодействия родов войск. Я несколько раз проверял их готовность к осуществлению задания».

Операция «Искра» началась 12 января 1943-го с массированных авиационных ударов. Одновременно заговорила артиллерия в зоне ответственности 67-й и 2-й ударной армий. Триста тысяч советских военнослужащих пришли в движение. На западе войска форсировали Неву и двинулись вглубь вражеских позиций. Быстро навели переправу для средних и тяжелых танков. В первый же день Красная армия захватила на шлиссельбургско-синявинском выступе серьезный плацдарм.

Но бои приняли затяжной характер. Советским войскам приходилось наступать по пояс в снегу. Нацистам на оборудованной линии обороны было куда комфортнее. Именно в эти дни красноарме йцы впервые встретились в бою с новым немецким тяжелым танком «Тигр». Машину подбили и позже вывезли в тыл. Благодаря подавляющему превосходству в артиллерии и вводу в бой частей второго эшелона, сопротивление гитлеровцев в конце концов сломили.

К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. Командование вермахта разрешило оказавшимся в окружении частям в районе Шлиссельбурга и Липок пробиваться на юг к Синявину. Противник оставил побережье Ладоги.

За все время осады было предпринято несколько операций для деблокады города и освобождения занятых врагом районов Ленобласти: две Синявинские операции в сентябре и октябре 1941 года, Любанская наступательная операция с января по апрель 1942 года и третья Синявинская операция в августе-октябре того же года. Пусть они и не помогли добиться поставленной цели, но способствовали недопущению штурма осажденного города. С 12 по 30 января 1943 года прошла операция "Искра", благодаря которой удалось переломить ход событий. Силы врага ликвидировали по всему южному побережью Ладожского озера. Красная Армия смогла перехватить инициативу ведения боевых действий в этом направлении.

Осада Ленинграда после прорыва продолжалась вплоть до января следующего года. Окончательное освобождение произошло 27 января 1944 года.

Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут.

В 11 часов 50 минут был дан последний залп гвардейских минометов, и на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта. Наибольшего успеха в первый день добилась 136-я стрелковая дивизия командующий генерал-майор Н. Симоняк в районе деревни Марьино. Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра. Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия. К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС.

Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H.

1.4. Прорыв блокады.

И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки!

Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков.

До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал.

Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер.

Правда не насовсем, а только на девять дней.... По легенде, во время обсуждения названия операции Сталин, вспомнив предыдущие неудавшиеся попытки и надеясь, что в ходе пятой операции войска двух фронтов смогут соединиться и совместно развить успех, сказал: «И пусть из «Искры» разгорится пламя». К моменту начала операции в распоряжении 67-й и 13-й воздушных армий Ленинградского фронта, 2-й ударной армии, а также части сил 8-й армии и 14-й воздушной армии Волховского фронта находилось почти 303 тыс. Командование Ленинградским фронтом было поручено генерал-полковнику Леониду Говорову, Волховским — генералу армии Кириллу Мерецкову. За координацию действий двух фронтов отвечали маршалы Георгий Жуков и Клим Ворошилов. Нашим войскам противостояла 18-я армия под командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера. У немцев насчитывалось около 60 тыс. Утром 12 января советские войска перешли в наступление. На страницу галереи «В 9 часов 30 минут утреннюю морозную тишину разорвал первый залп артиллерийской подготовки. На западной и восточной сторонах шлиссельбургско-мгинского коридора противника одновременно заговорили тысячи орудий и миномётов обоих фронтов. Два часа бушевал огненный ураган над позициями противника на направлениях главного и вспомогательных ударов советских войск. Артиллерийская канонада Ленинградского и Волховского фронтов слилась в единый мощный рёв, и трудно было разобрать, кто и откуда ведёт огонь. Впереди вздымались чёрные фонтаны разрывов, качались и падали деревья, летели вверх брёвна блиндажей противника. На каждый квадратный метр участка прорыва падало два-три артиллерийских и миномётных снаряда», — писал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Георгий Жуков. Хорошо спланированная атака принесла плоды. Преодолевая сопротивление врага, ударные группировки обоих фронтов сумели соединиться. К 18 января солдаты Ленинградского фронта прорвали немецкую оборону на 12-километровом участке Московская Дубровка — Шлиссельбург. Соединившись с войсками Волховского фронта, они сумели восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной по узкой полосе южного берега Ладожского озера. Сверкание «Искры» превратилось в финальный фейерверк — салют 20 залпами из 224 орудий», — вспоминал Кирилл Мерецков. В ходе операции погибли 34 тыс. Немцы потеряли 23 тыс. Поздно вечером 18 января Совинформбюро оповестило страну о прорыве блокады, и в городе прогремели залпы праздничного салюта. В течение следующих двух недель по отвоёванному коридору инженеры проложили железную и автомобильную дороги. До окончательного прорыва блокады Ленинграду оставалось чуть больше года. Это вселило в бойцов Красной армии веру в окончательную победу над фашизмом.

Представлено трофейное оружие, предметы обмундирования германских войск, захваченные у противника во время операции «Искра». Симоняка за героизм, мужество и отвагу, проявленные в ходе операции «Искра», была преобразована в 63-ю гвардейскую, а ее командир удостоен звания Героя Советского Союза. Дивизия, а затем корпус были задействованы во всех крупных операциях на наиболее ответственных участках фронта. Симоняка называли «генералом прорыва». В экспозиции представлены фуражка и погоны героя. Большой вклад в оборону Ленинграда, Ладожской коммуникации и прорыв блокады внесла советская авиация.

Одной из проблем была немецкая колючая проволока. Прочная, квадратная в сечении, с плотной посадкой колючек. Обычные кусачки ее не брали. Тогда умельцы придумали насадку на автомат, чтобы перебивать проволоку выстрелом. Перед атакой провели мощную артподготовку. Но абсолютно все предусмотреть не смогли. Нам надо было форсировать Неву, чтобы попасть в Шлиссельбург. И вот на середине Невы нас положили». Оказалось, что на подступах к Шлиссельбургу был скрытый укрепрайон район, о котором советская разведка не знала. Замысел операции «Искра» был очевиден и для противника.

Три четверти века назад: попытки прорыва блокады Ленинграда

Битва за Ленинград. Годы 1943 и 1944. Прорыв блокады Ленинграда «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Оборона Ленинграда и прорыв блокады 18 января 1943 г. Неудачными были Любанская и Синявинская операции 1942 года, но результатом Синявинской стал срыв вражеского плана штурма Ленинграда в августе.
Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда // Новости НТВ Целью операции было полное снятие блокады Ленинграда.
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны Прорыв блокады Ленинграда — Операция «Искра» Великая Отечественная война Дата 12 — 30 января 1943 Место Южное побережье Ладожского озера Итог Прорыв Блокады Ленинграда Стороны СССР Германия Командующие Кирилл Мерецков Леонид Говоров Георг Линдеман.

Новости и события Российского исторического общества

Поэтому прорыв блокады Ленинграда для меня — не просто календарная дата. Это невероятно эмоционально богатый пласт мировой, советской и российской военной истории». В советские времена все появившиеся на свет в Ленинграде дети получали персональное свидетельство о рождении, на котором так и было написано: «Рожден в Ленинграде». Это, конечно, заслуга тех людей, которые пережили блокаду, тех кто участвовал в тяжелейших боях, в том числе связанных с освобождением города. Начальник Генштаба Гальдер возражает, поскольку считает, что Сталинград важнее, и через несколько недель Гитлер его убирает со всех постов. Манштейн прибывает на рекогносцировку на линию соприкосновения гитлеровских и советских войск.

Это было в районе Колпино. И на расстоянии прямой видимости, без всякого бинокля, наблюдает дымящие трубы Ижорского завода. После взятия Севастополя, он планировал начать штурм Ленинграда 1 сентября, но уже через несколько дней войска под его командованием были втянуты в тяжелейшие оборонительные бои. Была очередная попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда. Успех ей не сопутствовал, однако идея взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена.

С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта. Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли.

Она должна была форсировать Неву и, двигаясь на восток, прорвать оборону противника на рубеже Шлиссельбург — Московская Дубровка. В 16 километрах к востоку навстречу 67-й армии наступила 2-я Ударная армия Волховского фронта под командованием генерал-лейтенанта В. Девять дней воины Красной Армии в ожесточенных сражениях продвигались метр за метром, выбивали противника из траншей, отбивали вражеские контратаки. Отрезав часть немецкой группировки на севере, Красная Армия начала укреплять захваченный коридор, в котором стали незамедлительно строить железную дорогу для связи Ленинграда со страной. Благодарность Верховного Главнокомандующего И. Сталина севастопольцу Калмыкову Максиму Ивановичу, участнику сражений по прорыву блокады Ленинграда.

В фондах Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя хранятся личные вещи участников битвы за Ленинград, в том числе нагрудные знаки «Народное ополчение Ленинграда» Ю. Дудникова и А. Подника, которые также участвовали в освобождении Севастополя в 1944 г.

Ленинград также поддерживала Ладожская военная флотилия. Противовоздушную оборону Ленинграда осуществляла Ленинградская армия ПВО, которая взаимодействовала с авиацией и зенитной артиллерией фронта и флота. Военно-автомобильную дорогу по льду озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов люфтваффе соединения отдельного Ладожского района ПВО. Войска Ленинградского фронта отделял от войск Волховского фронта 15-километровым коридором шлиссельбургско-синявинский выступ, замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. В Волховский фронт под началом генерал армии Кирилла Мерецкого к началу 1943 года входили: 2-я ударная армия, 4-я, 8-я, 52-я, 54-я, 59-я армии и 14-я воздушная армия. Но непосредственное участие в операции приняли: 2-я ударная армия — под командованием генерал-лейтенанта Владимира Романовского, 54-я армия — генерал-лейтенанта Александра Сухомлина, 8-я армия — генерал-лейтенанта Филиппа Старикова, 14-я воздушная армия — генерал-лейтенанта авиации Ивана Журавлёв. Они действовали в 300 км полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На правом фланге от Ладожского озера до Кировской железной дороги располагались части 2-й ударной и 8-й армий. Для наступления были сформированы ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов, которые были значительно усилены артиллерийскими, танковыми и инженерными соединениями, в том числе и из резерва Ставки ВГК. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Германия Немецкое верховное командование после провала попыток взять город, было вынуждено остановить бесплодное наступление и отдать войскам приказ о переходе к обороне. Всё внимание было приковано к истекающему кровью, обращённому в руины, но не сдающемуся Сталинграду. Осенью 1942 г. В район Сталинграда перебросили 8-й авиакорпус. Со своим штабом уехал Манштейн, который до этого должен был взять Ленинград. Из состава 18-й немецкой армии забрали 12-ю танковую, 20-ю моторизованную и несколько пехотных дивизий. Взамен 18-я армия получила 69-ю пехотную, 1-ю, 9-ю и 10-ю авиаполевые дивизии. Формирования авиаполевых дивизий, из-за больших потерь в сухопутных войсках, началось по инициативе Геринга в сентябре 1942 года. Авиаполевые дивизии не имели полкового звена и состояли 4 стрелковых батальонов и артиллерийского дивизиона, комплектовались личным составом наземных служб ВВС и зенитной артиллерии, не имевших опыта общевойскового боя. Вооружение они имели различное, включая советское трофейное. Таким образом, германская группировка под Ленинградом уменьшилась не только количественно, но и ухудшилась в плане качества. Красной Армии противостояла 18-я немецкая армия под командованием Георга Линдемана Линдеманна , которая входила в состав группы армий «Север». В её составе было 4 армейских корпуса и до 26 дивизий. Немецкие войска поддерживал 1-й воздушный флот генерал-полковника авиации Альфреда Келлера. Кроме того, на северо-западных подступах к городу напротив 23-й советской армии находилось 4 финские дивизии из состава оперативной группы «Карельский перешеек». Наиболее мощную оборону и плотную группировку войск немцы имели на самом опасном направлении — шлиссельбургско-синявинском выступе его глубина не превышала 15 км. Здесь между городом Мга и Ладожским озером дислоцировалось 5 немецких дивизий — основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов. В их составе было около 60 тыс. В оперативном резерве находились 4 дивизии. Танк Pz. III Ausf. N, тактический номер 116 из состава 1-й роты 502-го отдельного батальона тяжелых танков вермахта, подбитый в районе Синявина в период с 12 января по 5 февраля 1943 года Каждый посёлок были превращен в опорный пункт, подготовленный к круговой обороне, позиции были прикрыты минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дотами. Со стороны Ленинграда оборону держали Этим 328-й пехотный полк 227-й пехотной дивизии генерала фон Скотти, 170-я пехотная дивизия генерала Зандера в полном составе и 100-й полк 5-й горнострелковой дивизии, имевшие до 30 танков, около 400 минометов и орудий. Оборонительный рубеж немцев проходил по левому берегу Невы, высота которого достигает 12 метров. Берег был искусственно обледенен, густо минирован, почти не имел удобных естественных выходов. Немцы имели два мощных узла сопротивления. Один — сооружения 8-й ГЭС, кирпичные дома 1-го и 2-го городков; второй — многочисленные каменные постройки Шлиссельбурга и его окраин. На каждый километр фронта приходилось 10—12 дзотов и до 30 орудий и минометов, а вдоль всего берега Невы протянулись траншеи полного профиля. Здесь имелись две линии траншей, синявинский узел сопротивления, отсечные позиции, а также опорные пункты. Противник использовал подбитые советские танки, превратив в неподвижные огневые точки. Они окаймляли Синявинские высоты — подходы, подошву и западные склоны, а также рощу Круглую. Этот рубеж являлся позицией дивизионных резервов до одного полка немецкой группировки. Все пространство находилось под фланговым огнем с соседних опорных пунктов и узлов сопротивления. В результате весь выступ напоминал один укреплённый район. Против двух армий Волховского фронта оборонялись 227-я пехотная дивизия без одного полка , 1-я пехотная, 374-й полк 207-й охранной дивизии и 425-й полк 223-й пехотной. По переднему краю обороны шла сплошная траншея, прикрытая минными полями, надолбами и проволочными заграждениями, на некоторых участках была отрыта и вторая траншея. Там, где болотистая местность не позволяла углубиться в землю, немцы возвели ледяные и насыпные валы, поставили двухрядные бревенчатые заборы. Ситуация для атакующей стороны усугублялась лесисто-болотистой местностью в этом районе.

Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах. Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800—900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. В это время Ленинград превращается в мощный укреплённый район. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений. Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов. В результате резко сократилось количество потерь советских войск от осколков снарядов и вражеских снайперов. Была налажена разведка и маскировка позиций. Организуется контрбатарейная борьба с осадной артиллерией противника. В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией.

18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Прорыв постепенно расширялся. По льду Ладоги в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка был совершен рейд 12-й лыжной бригадой и 128-й стрелковой дивизией. В ходе боев наши солдаты смогли овладеть этим населенным пунктом. Немецкая 227-я пехотная дивизия прибыла в наши болота из Франции", — рассказывал участник операции, военный историк Григорий Шигин. Поселок Липки наконец был полностью освобожден от фашистов. Это событие и считается моментом снятия блокады Ленинграда.

Военными инженерами был создан сухопутный коридор, соединивший осажденный город с остальной страной. Кроме того, в результате операции было уничтожено семь пехотных дивизий вермахта. Погибло более 13 тысяч нацистов, 17 тысяч было ранено, взято в плен и пропало без вести. К сожалению, были потери и с нашей стороны: в ходе операции "Искра" было убито около 34 тысяч советских бойцов, ранено и пропало без вести около 88 тысяч солдат и командиров. Коридор, пробитый советскими войсками, сделал возможным восстановление прямой сухопутной связи Ленинграда с другой частью страны.

Всего за 19 суток от станции Поляна до Шлиссельбурга была проложена ветка протяженностью 33 км - Дорога Победы: на некоторых участках она проходила всего в 3-4 км от немецких позиций. Через Неву в Ленинграде перекинули временный железнодорожный мост. И уже 7 февраля по новой магистрали на Финляндский вокзал прибыл первый поезд. Благодаря прорыву блокады смогли увеличить подачу электроэнергии в Ленинград, также наладили поставки хлеба и другого продовольствия.

А он грянул не только в переносном смысле «Январский гром» — кодовое название Красносельско-Ропшинской операции , но и в прямом. В течение лета и осени 1943 года Ставка насыщала Ленинградский и Волховский фронты артиллерией — как противотанковой, так и дивизионной, и тяжёлой. В декабре 1943 года он был равен 82,8 тонны против 29,8 тонн в декабре 1941 года, то есть вырос в 2,8 раза без учёта 50-мм минометов , — отмечает исследователь Б. На Волховском фронте к началу наступления имелось 3551 орудие и миномёт, а кроме того, 21 дивизион полевой реактивной артиллерии. Утром 14 января на противника обрушился огневой молот орудий 2-й ударной армии, береговой и корабельной артиллерии Балтийского флота — более сотни тысяч снарядов и мин в течение 65 минут. Затем, под прикрытием морской авиации, в атаку пошли советские стрелки в белых маскхалатах. Артиллерийская поддержка серьёзно упростила для красноармейцев выполнение боевых задач: из 251 цели огнём были поражены 169, а батареи противника отмалчивались более получаса. Однако вскоре руководство войсками 3-го танкового корпуса СС было восстановлено, и началась борьба, особенно ожесточённая в районе опорного пункта Гостилицы. Роль танков, самоходок и другой техники Войска 48, 90 и 131-й стрелковых дивизий 2-й ударной армии в наступлении поддерживали артиллеристы и танкисты: армии было придано 169 танков и два десятка самоходок. После занятия передовой траншеи противника пехотой свой ход сделали танкисты. К концу дня войска Красной Армии углубились в неё на направлении главного удара — почти на 4 километра, а общая протяжённость фронта наступления 2-й ударной армии составила 10 км. Бой на северо-западе Гостилиц был особенно ожесточённым, противоборствующие войска неоднократно выбивали друг друга с этой полосы земли. Тем не менее, на исходе первого дня наступления верх в этой борьбе одержала советская армия. Итог дня — продвижение в районе Лиговского канала на 4,5 километра в центре и до полутора километров на флангах; ещё день спустя — прорыв на 8 км. Симоняка достиг второй полосы вражеской обороны. Под Новгородом, на Волховском фронте, 14 января части 59-й армии незаметно достигли по льду западного берега озера Ильмень и закрепились на нём. Снегопады и метели не позволяли авиации 14-й воздушной армии поддержать войска, артиллерии же не удалось подавить все вражеские опорные пункты. Прорвать основную полосу немецкой обороны здесь удалось только на второй день. Бойцы 16-й танковой бригады, наступая в сложнейших условиях, достигли шоссейной дороги Новгород — Чудово, а после перерезания ещё одной дороги вражеские войска в Новгороде оказались под угрозой окружения. День за днём советские войска продвигались вперёд. Продвигались трудно, ломая прочную немецкую оборону, шли через снега и завалы, форсируя реки танками по льду, а то и вброд. Опорные пункты приходилось штурмовать, как высоту 172,3 Воронья гора — самую высокую точку Ленинградской области. В ходе ночной атаки 19 января 1944 года гвардейские стрелки 63-й дивизии вместе с танкистами и бойцами 17-й штурмовой инженерно-саперной бригады с боем заняли её. На исходе тех же суток авангарды 2-й ударной и 42-й армий сомкнулись близ Ропши; на следующий день петергофско-стрельнинская группировка противника была разгромлена, а в 11 часов 25 минут 20 января красное знамя было поднято над Кремлём в освобождённом Новгороде. Чтобы избежать окружения, противник начал отходить из Мги, освобождённой тем же днём. Салют над Ленинградом У командования Ленфронта уже не было сомнений в предстоящем снятии блокады Ленинграда: тогда же, 21 января, оно обратилось к И. Степанов подписал приказ о проведении салюта: 224 орудия из общего числа — артиллерия Ленинградского фронта, еще сотня пушек — корабельно-зенитная артиллерия с кораблей Краснознаменного Балтийского флота. Предварительным сигналом должен был послужить вертикальный луч прожектора с крейсера «Киров», исполнительный сигнал следовало передать по радио, а затем — 24 залпа с промежутками в полминуты между ними.

Через образовавшийся коридор в течение 17 суток были проложены железная дорога и автомобильная трасса, подвергавшиеся постоянным обстрелам германской артиллерии. Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско-новгородской операции, проведенной советскими войсками 14 января — 1 марта 1944 года. В результате нее враг был отброшен на 220—280 километров от города, прекратились артиллерийские обстрелы Ленинграда, от которых погибли около 17 тысяч человек и около 34 тысяч были ранены. Планы германского командования уничтожить город, вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал. В честь полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года в городе был дан праздничный салют. День 27 января, согласно Федеральному закону от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России», является днем славы России как «День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками 1944 год ». Блокада Ленинграда, длившаяся почти 900 дней, стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: погибли свыше 641 тысячи жителей по другим данным, до 1,5 миллионов человек.

Все решения командования на уровне фронта в общем-то ограничились последовательным введением в бой всех трех эшелонов, по мере того как советские части перемалывались немецкой обороной. Еще автор контрапунктом давал описания десантной операции Ленинградского фронта, окончившиеся воссозданием Невского пятачка, где две дивизии и одна бригада потеряли больше восьми тысяч человек, то есть от них тоже мало что осталось... А качестве мемуаров от участников событий у нас есть три тома воспоминаний участников попыток прорыва блокады, собранных навсегда ушедшей от нас в марте этого года Изольдой Анатольевной Ивановой , врача-хирурга и одной из тех, кто стоял у истоков поискового движения Ленинградской области, одной из инициаторов первой Ленинградской Вахты Памяти, автора многих книг о войне. И если исторические исследования смотрят на события немного отстраненно, то вот в этих записях сугубо "окопная правда", например обилие свидетельств вчерашних курсантов, ведь летом 1942-го года, когда судьба государства висели на волоске, иногда буквально за десяток дней до выпуска поднимали курсы лейтенантов и бросали под Сталинград или под Ленинград рядовыми, где выживал один из шести или десятка так и не ставших командирами юношей. Вообще, пережитое довлело над людьми до конца их дней, трудно оставаться спокойным, когда из бригады в 6. Или семеро из полка, вышедших из окружения, каждых один из вышедших помнит поименно. Ветераны как правило выхватывают из памяти какие-то отдельные эпизоды, человеческая память не держит день за днем отчаянных боев, но хранит моменты, когда был на волосок от гибели, когда около тебя приземлился тяжелый снаряд, в чью воронку на твердой земле помещается автомобиль, но тут — чвакнул в трясину и не взорвался... И напоследок — великолепная книга о забытом морском сражении в июле 1942 года: Схватка на острие ножа, или забытое сражение у острова Соммерс. После серии сражений за острова в восточной части Финского залива зимой-весной 1942 года советские войска потеряли позиции на Гогланде и оставили Большой Тютерс. Теперь финны могли наблюдать за советскими кораблями на выходе из Кронштадта и ставить минные заграждения чуть ли не у главной базы Балтфлота. В этих условиях командование базы во главе с опальным адмиралом Г. Левченко, разжалованным за Крым-41, решило провести "самостийную" десантную операцию по захвату островка Соммерс, лежавшего на расстоянии артиллерийского выстрела с Лавенсаари, нашей передовой позиции в Финском заливе. Итогом стало четырехдневное сражение с участием боевых кораблей и авиации, в котором боевая удача склонялась то к нашим морякам, то к финнам с немцами, но в итоге более организованный противник одержал победу. Прекрасно изданное исследование на мелованной бумаге с обилием схем и фотографий, в том числе сделанных финнами непосредственно во время боев, и написанная с привлечением практически всех существующих документов всех трех сторон участников сражения, включая как детальные рассказы о действиях сторон, так и выводы авторов о причинах неудач.

День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Ставка одобрила второй вариант (причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург»), но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга – Ленинград. Прорыв блокады Ленинграда — Операция «Искра» Великая Отечественная война Дата 12 — 30 января 1943 Место Южное побережье Ладожского озера Итог Прорыв Блокады Ленинграда Стороны СССР Германия Командующие Кирилл Мерецков Леонид Говоров Георг Линдеман. В январе 1943 года прорыв блокады ЛЕНИНГРАДА по плану операции «Искра» должен был заложить начало частичному, а далее полному снятию блокады города. Подготовка наступательной операции под кодовым названием "Искра" по прорыву блокады велась задолго до ее начала. Прорыв блокады Ленинграда стал первым в военной истории примером деблокирования крупного города одновременным ударом извне и изнутри. Начало операции по прорыву блокады Ленинграда под кодовым названием «Искра».

Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта

Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Неудачными были Любанская и Синявинская операции 1942 года, но результатом Синявинской стал срыв вражеского плана штурма Ленинграда в августе. В этот день 81 год назад в ходе наступательной операции «Искра» войска Красной Армии полностью освободили город Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера, что дало возможность восстановить с. Смотрите онлайн видео «18 января – День прорыва блокады. «Операцию по прорыву блокады назвали «Искра», — рассказывает военный историк Юрий Кнутов. Неудачными были Любанская и Синявинская операции 1942 года, но результатом Синявинской стал срыв вражеского плана штурма Ленинграда в августе.

Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта

С 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов была проведена наступательная операция «Искра», результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда (12—30.01.1943) Архивная копия от 24 февраля 2007 на Wayback Machine. В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. 22 ноября Военный совет Ленинградского фронта доложил Ставке ВГК свои соображения о боевых действиях на зимний период.

80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда

То, что мог дать Ленинград фронту - некоторое количество корпусов мин, бронебойных снарядов, - не решало проблему. Их нужно было в десятки раз больше. Кроме того, требовались порох, взрывчатка в Ленинграде не было их запаса. Производство детонаторов только налаживалось, но в результате блокады, в том числе энергетической, постепенно остановилось. По сути, ленинградская военная промышленность возобновила работу только весной 1942 года.

При этом 17 декабря 1941 года Ставка в своей директиве поставила перед Ленинградским и Волховским фронтами масштабную задачу - разгром группы армий «Север» и освобождение Ленинграда от блокады. Увы, тогда из этого практически ничего не получилось, а потери наши войска понесли большие... Хотя в количественном отношении под Ленинградом превосходство было на нашей стороне, оно полностью нивелировалось за счет, говоря военным языком, огневого воздействия противника. Немцы были лучше оснащены автоматическим оружием, у них было больше пулеметов и минометов, они обладали мощной артиллерийской поддержкой.

Об этом не раз говорится, например, в донесениях 55-й армии, несколько раз повторявшей безуспешные попытки наступать на Усть-Тосно. Сказывалось и то, что большая часть наших войск вела непрерывные действия по два-три месяца. Солдаты просто устали. А у немцев была ротация.

В тот момент у 18-й армии, входившей в группу «Север», еще были резервы, чтобы периодически выводить войска с фронта в тыл на отдых. Немецкое командование поступало достаточно смело, снимая силы с относительно спокойных участков и перебрасывая их на наиболее опасные. За счет этого, в общем-то, немцы и держались... Что же касается Невского пятачка, то, на мой взгляд, уже к концу 1941 года он в стратегическом отношении был тупиком.

Он был невелик, и развернуть там достаточное количество сил для прорыва было невозможно. Наступать с него можно было лишь в ограниченном количестве направлений из-за конфигурации плацдарма, а также такого мощного узла немецкой обороны, как железобетонные руины здания 8-й ГРЭС, которые возвышалась над пятачком с его левого фланга. Это тоже одна из попыток прорыва блокады? Первоначально там очень удачно было выбрано место для удара - стык двух немецких корпусов.

Гипотетически существовала возможность выйти к Октябрьской железной дороге - это давало шанс отрезать немецкие войска и лишить их линии снабжения. Сами немцы оценивали свою ситуацию как критическую. Вообще с боями под Погостьем связано много мифов. В первую очередь об их бесполезности.

Это совершенно не так! На мой взгляд, начало этих боев спасло Ленинград. Благодаря нашему натиску немцы приняли решение отходить от Волхова, дабы их ударный клин не оказался в окружении. Нам это дало возможность обеспечить нормальное функционирование Дороги жизни через Волховстрой.

Ведь ко второй половине декабря 1941 года в Ленинграде оставалось продовольствия на четыре дня... Еще одна важная вещь. Операция 54-й армии у Погостья предотвратила немецкую попытку прервать Дорогу жизни - эту задачу в 20-х числах декабря 1941 года поставило командование вермахта. Было предложено три варианта операции, предусматривавших захват или западного, или восточного побережья Ладожского озера.

Однако все силы, которые могли быть выделены для этой операции, противник был вынужден бросить под Погостье. Мы зачастую смотрим на те бои глазами фронтовика Николая Никулина, автора известных «Воспоминаний о войне». На мой взгляд, там все представлено в очень черных тонах. Вот лишь одна цитата: «Снег стоял выше пояса, убитые не падали, застревали в сугробах.

Трупы засыпало свежим снежком, а на другой день была новая атака, новые трупы, и за зиму образовались наслоения мертвецов, которые только весною обнажились от снега - скрюченные, перекореженные, разорванные, раздавленные тела. Целые штабеля». Жуткая картина! Однако, как свидетельствуют документы, в том числе и немецкие, под Погостьем вовсе не происходило «избиение красноармейцев».

Особенно когда на поле боя появлялись советские тяжелые танки, немцам приходилось очень туго, и они держались из последних сил. А в марте 1942 года вражеская оборона была прорвана там окончательно - когда ввели в бой 4-й гвардейский стрелковый корпус Ленинградского фронта Николая Гагена, сформированный в феврале 1942 года это стало его боевым крещением. Немцы отошли на оборонительные позиции у реки Тигоды, которые готовили в течение трех месяцев. И в результате образовался выступ, существовавший до конца боев под Ленинградом в январе 1944 года.

Складывается впечатление, что длительное время наше командование методом проб и ошибок нащупывало место прорыва. И решило все-таки действовать в самом узком месте немецкой обороны - «бутылочном горле» у Ладоги. Там, где всего 14 километров отделяли блокадное кольцо от Большой земли...

Улицы, площади и мосты в городе были заполнены ликующими горожанами, а вечером, точно вовремя, в небе над Ленинградом прогремел торжественный салют.

Конечно, даже столь знаменательное событие не означало прекращения наступления Красной Армии. К началу февраля 1944 года основной задачей немецких войск была оборона Луги. Именно туда были брошены все силы Волховского фронта. Боевые действия Ленинградского фронта в Красносельско-Ропшинской наступательной операции 14—30 января 1944-го и боевые действия Волховского фронта в Новгородско-Лужской наступательной операции 14 января-15 февраля 1944-го.

Чтобы отрезать противника от западных рубежей, 2-я армия Ленинградского фронта присоединилась к наступлению, обходя город с тыла. Немецкое командование требовало удержать линию коммуникаций Луга — Псков любой ценой. В результате почти двух недель ожесточенных боёв, 12 февраля город Луга был освобождён от захватчиков. Признаюсь, что мне очень хотелось этого, и я даже кое-что прикидывал заранее, — вспоминал командующий войсками Волховского фронта маршал Советского Союза К.

На следующий день после освобождения Луги фронт расформировали, распределив входившие в его состав армии между Ленинградским и 2-м Прибалтийским фронтами; маршал Мерецков возглавил Карельский фронт, успешными наступлениями которого будет руководить летом и осенью 1944-го. В то же время войска Ленинградского фронта продолжали движение в сторону Нарвы. Немецкое командование считало этот участок фронта особо важным. Войска противника прочно закрепились вдоль реки, стянув туда дополнительные силы из состава группы армий «Центр».

Весь февраль вдоль Нарвы шли тяжёлые бои, однако советским войскам все же не удалось взломать оборону противника. Нарва будет освобождена в июле 1944 года, в ходе отдельной наступательной операции на данном направлении. Пока же немцы после потери Луги отступили к оборонительной линии «Пантера», а войска Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов были чрезвычайно изнурены полутора месяцами боёв в тяжелых условиях. К началу весны 1944 года наступление было остановлено, но год крупнейших наступлений Красной Армии только начинался.

Узнать больше о Ленинградско-Новгородской наступательной операции, а также получить боевые задачи можно по этой ссылке. Вас ждёт фронтовой дневник, который в январе 1944-го вполне мог вести боец Красной Армии. Источники и литература Развернуть Архив Lesta Games. Арутюнян Б.

Роль артиллерии Красной Армии в битве за Ленинград 1941 — январь 1944 г. Гланц Д. Блокада Ленинграда. Мерецков К.

На службе народу. Мощанский И. У стен Ленинграда.

Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам.

Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках.

Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно.

С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост.

Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров.

Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки!

Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен.

Успех этой операции позволил наладить работу Дороги жизни и хоть немного улучшить снабжение города. Неудачными были Любанская и Синявинская операции 1942 года, но результатом Синявинской стал срыв вражеского плана штурма Ленинграда в августе. Сразу после ее завершения началась разработка зимнего наступления под Ленинградом. С июня 1942-го до конца войны он был командующим Ленинградским фронтом. После полного завершения битвы под Ленинградом летом 1944 года Говоров стал маршалом. Современные историки сходятся во мнении, что по сравнению с генералами начального периода Великой Отечественной войны он был командующим нового типа — способным решать задачи при ограниченных ресурсах, продвигать достойных и наладить обратную связь с подразделениями на местах. Говоров превратил Ленинград в город-крепость, создал новые укрепрайоны на подступах и фронтовой резерв, сделал более эффективной контрбатарейную борьбу ярким ее примером стала операция "Шквал" в августе 1942 года, благодаря которой в осажденном городе состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича. И нужна стратегия боя для того, чтобы эти ресурсы использовать, — отмечает историк Ломагин. Это налаживание обратной связи с офицерами, контроль за их деятельностью.

Мало отдать приказ — надо проследить, как он выполняется". По его словам, Говоров "летал на Ораниенбаумский плацдарм на У-2, ночью, рискуя быть сбитым, чтобы поговорить там с офицерами, с солдатами, узнать, как обстоят дела". Внук маршала вспоминает рассказы о том, каким образом готовились к первой победной операции под Ленинградом советские войска под руководством Леонида Говорова. Немецкие укрепления в районе, где предстояло наступать, называли Невским Измаилом, вспоминая о легендарной победе войск Суворова. Слово "Измаил", как сообщает Алексей Говоров, впервые применил генерал Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта, разглядывая в бинокль вражеские укрепления, а конкретно — Восьмую Дубровскую ГЭС, которая была захвачена немцами и превращена в натуральную крепость. С его подачи это как-то разлетелось по войскам, и слово "Измаил" стало применяться по отношению к вражескому берегу в общем. Солдатам надо было за семь минут преодолеть Неву, забраться на противоположный берег высотой от 6 до 12 м, который немцы к тому же облили водой, чтобы он заледенел. Затем подняться, отработать с приставными лестницами, с "кошками" подъем на такую высоту, преодолеть проволочные заграждения, минные поля, три линии обороны противника — все это скрупулезно, с секундомером в руках проверял сам Говоров. Музыка против нацизма.

Как в блокадном Ленинграде впервые сыграли 7-ю симфонию Шостаковича "Очень интересные технические решения были, — отмечает внук маршала. Для того чтобы переправить танки через Неву по льду, инженеры Ленинградского фронта разработали целую систему.

Оборона Ленинграда и прорыв блокады 18 января 1943 г.

Операция по прорыву блокады Ленинграда под названием «Искра» началась 12 января 1943 года. 1944 год, блокада Ленинграда снята / Фото: Wikimedia Commons. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". На момент начала осады Ленинграда город имел недостаточное количество продуктов и топлива для длительной блокады. Еще одна церемония в день 80-летия прорыва блокады прошла сегодня у Монумента героическим защитникам Ленинграда. Одним из таких задуманных наступлений стала операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда, директиву о подготовке которой Ставка отдала 2 декабря 1942 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий