Что такое стелс, как работает стелс и в чем секрет самолета невидимки, узнаете из сегодняшнего выпуска канала NewSoldat. Впоследствии создатель американских самолётов-невидимок Бен Рич признался, что идею конструкции таких самолётов он позаимствовал именно из статьи Уфимцева. То есть самолеты, выполненные по технологии «стелс» для «Контейнера» невидимыми вовсе не являются и F-35 в любом случае попадет в поле зрения РЛС и, соответственно, потеряет свой основной козырь — внезапность поражения. Новый стелс-самолет, должен будет в итоге заменить начавшие эксплуатироваться в 2005 году малозаметные многоцелевые истребители модели F-22 Raptor. в материале «».
Ф-117a самолет (58 фото)
То есть самолеты, выполненные по технологии «стелс» для «Контейнера» невидимыми вовсе не являются и F-35 в любом случае попадет в поле зрения РЛС и, соответственно, потеряет свой основной козырь — внезапность поражения. B-2 Spirit, F-22 Raptor и F-35 Lightning II. в материале "". Более безумной идеи КАК САМОЛЕТ НЕВИДИМКА ЕЩЕ НЕ ПРИДУМАЛИ. Сам Герберт Уэлс, в своем рассказе "Человек невидимка" отметил НЕВИДИМОСТЬ ТЕРЯЕТСЯ ПРИ ДОЖДЕ.
Чудеса «Контейнера»: F-22 и F-35 перестали быть «самолетами-невидимками»
Минобороны Японии отмечает, что самолет построен исключительно для отработки технологий, среди которых ATD-X – "стелс". При столкновении с российской радиолокационной техникой американские самолеты пятого поколения, построенные по стелс-технологии, теряют свое главное преимущество — они перестают быть малозаметными. Однако одному из сотрудников фирмы стало известно о исследованиях стелс-самолёта, и он доложил о них главе спецподразделения Келли Джонсону. В компании Northrop Grumman, которая ведет разработку самолета, сообщили, что все еще считают возможным провести первый полет B-21 в этом году. Программа по созданию самолета-невидимки, или «стелс», была беспрецедентно секретной. В США идут поиски самолёта-«невидимки» F-35B после аварии, случившейся в Южной Каролине 18 сентября.
Самолет стелс, сбитый в Югославии: факты истории
С-70 – это первый российский самолет, построенный полностью по технологии "cтелс", когда угловатые формы и специальные материалы делают самолет невидимым для радара. При столкновении с российской радиолокационной техникой американские самолеты пятого поколения, построенные по стелс-технологии, теряют свое главное преимущество — они перестают быть малозаметными. Истребитель F-35 называют самолетом-«невидимкой», поскольку он создан с использованием стелс-технологий, делающих его малозаметным для радаров. Корпорация Nothrop Grumman заявляет, что новый бомбардировщик относится к «шестому поколению» из-за своей способности поддерживать контакт с другими самолетами и возможности адаптации нового вооружения. Если не рассматривать принятый на вооружение в 1983 году ударный стелс-самолет F-117 Nighthawk, который был никудышным истребителем и ненамного лучшим бомбардировщиком, то первенцем среди истребителей-невидимок стоит считать F-22 Raptor. Всем известный американский самолет «Стелс» пережил уже множество изменений и совсем недавно была представлена новая и при этом весьма любопытная итерация популярного самолета-невидимки.
Что делает американские «авиа-невидимки» бессмысленной технологией
Самолет не оснащен линзой Люнебурга, радиолокационным отражателем, используемым для того, чтобы сделать самолет-невидимку видимым для других во время учебных или небоевых полетах. Их "стелс" B-2 сбрасывал бомбы на Югославию, участвовал в Афганской и Иракской кампаниях. Сейчас стелс-технологии воплощены в самолётах пятого поколения F-22 и F-35, в России — в Су-57 и перспективном ПАК ДА. Уникальные американские самолёты-невидимки могут пролетать незамеченными для радиолокационных систем. Их "стелс" B-2 сбрасывал бомбы на Югославию, участвовал в Афганской и Иракской кампаниях. Президент подразделения авиационных систем Northrop Grumman Том Джонс рассказал о том, что новый стелс-бомбардировщик B-21 Raider, созданный компанией, по ряду характеристик можно назвать самолётом шестого поколения.
США представили B-21 Raider — ядерный бомбардировщик-невидимку
То есть самолеты, выполненные по технологии «стелс» для «Контейнера» невидимыми вовсе не являются и F-35 в любом случае попадет в поле зрения РЛС и, соответственно, потеряет свой основной козырь — внезапность поражения. Согласно расчетам американских специалистов, самолет, изготовленный по стелс-технологии, стал бы практически невидимым для большинства радаров того времени. Новый стелс-самолет, должен будет в итоге заменить начавшие эксплуатироваться в 2005 году малозаметные многоцелевые истребители модели F-22 Raptor. Более безумной идеи КАК САМОЛЕТ НЕВИДИМКА ЕЩЕ НЕ ПРИДУМАЛИ. Сам Герберт Уэлс, в своем рассказе "Человек невидимка" отметил НЕВИДИМОСТЬ ТЕРЯЕТСЯ ПРИ ДОЖДЕ. Новая двушка: истребитель-невидимка Су-57 получит второго пилота. Объединенная авиастроительная корпорация запатентовала двухместный малозаметный самолет тактической авиации. Вот и программа по созданию стелс-истребителя FX оценивается в 48 миллиардов долларов, при этом ВВС Японии планируют заказать всего 90 самолетов.
Lockheed Martin представила новую модель самолета класса «стелс»
После этого появилась версия о том, что брешь в технологии стелс — не что иное как диверсия советских спецслужб. Его работа под названием "Метод краевых волн в физической теории дифракции" была опубликована в 1962 году. Автор описал теорию отражения радиоволн от плоских поверхностей. Однако в СССР производство самолетов-невидимок сочли разорительным и разработки свернули. Книга Петра Уфимцева была издана тиражом 65 тысяч экземпляров и пылилась в советских библиотеках. Зато эта революционная научная работа заинтересовала американских разведчиков, которые привезли книгу в США и передали ученым. При радиолокации луч достигает цели, отражается и возвращается обратно.
Если изменить форму объекта, то луч может отражаться в другую точку. Таким образом, на радаре отраженный сигнал будет отсутствовать, и объект становится невидимым для него", - поясняет Юрий Кнутов. Ученый принял участие в разработке самолетов-невидимок, истребителя F-22 "Раптор" и стратегического бомбардировщика B-2 "Спирит". Советский физик предложил идею использования революционных материалов, которые смогут поглощать радиоволны от поисковых локаторов. Именно они легли в основу американской технологии стелс. Однако позже выяснилось, что радиопоглощающее покрытие весьма ненадежно и очень капризно.
Это довольно затратное мероприятие", - рассказал военный эксперт Владимир Орлов.
Самая оптимальная форма для самолетов-невидимок — это летающее крыло. При такой схеме у самолета отсутствует киль и стабилизатор, а фюзеляж как бы включен в единое крыло. Боевое крещение самолет получил во время войны в Ираке в 1991 году и произвел тогда фурор в мире благодаря своему футуристичному облику и боевой эффективности. В этих же боях был испытан стелс-бомбардировщик B-2, также выполненный по схеме «летающее крыло» и ставший самым дорогим самолетом в истории. Ореол непобедимости F-117 изрядно померк, когда в 1999 году в Югославии один из самолетов был сбит зенитно-ракетным комплексом еще советского производства.
Схема «летающее крыло» позволяет свести к минимуму количество острых кромок поверхностей, которые хорошо отражают сигнал. Если от кромок нельзя избавиться, нужно их сделать параллельными. Такое решение сегодня применяется, например, в Су-57, где нет прямых углов и группы кромок имеют одинаковый угол. При этом аэродинамика, как в случае с «летающими крыльями», не так страдает. На эффективность поверхности рассеивания влияют также швы, стыки панелей обшивки, форма каналов воздухозаборников, сопел, кабины и многое другое. Кабина пилота, в которой радиосигнал может отразиться множество раз, значительно демаскирует самолет.
Для уменьшения отражения применяются специальные покрытия. Радар встречает по одежке Применение материалов и покрытий, способных поглощать энергию сигнала, позволяет достигать невидимости с гораздо меньшими затратами, чем изменение формы летательного аппарата. Конечно, волшебного материала, который подошел бы во всех случаях и стал «плащом-невидимкой» для любой техники, не существует. На практике в различных условиях используются различные комбинации покрытий. К тому же разные материалы могут отвечать за поглощение излучения в разных диапазонах. Для каждого элемента самолета покрытие рассчитывается отдельно.
В СССР эти выводы не получили развития, а вот американцы, ознакомившись с работой советского ученого, восприняли ее с большим энтузиазмом. Физическая теория дифракции Уфимцева стала, по их словам, краеугольным камнем, позволившим осуществить прорыв в технологии стелс. Фото: wikimedia. Научные институты анализировали это направление и пришли к выводу, что чрезмерный упор на малозаметность сильно снижает боевые качества самолета и делает его область применения очень узкой, а затраты на производство такой техники при этом высоки. Это не значит, что от технологии отказались, но к ее применению решили подойти с умом. Так сложилась современная концепция стелсов, когда малая заметность не идет в ущерб летным качествам. Неотразимая форма Аэродинамическая схема летательного аппарата напрямую влияет на его заметность. Самая оптимальная форма для самолетов-невидимок — это летающее крыло. При такой схеме у самолета отсутствует киль и стабилизатор, а фюзеляж как бы включен в единое крыло.
Боевое крещение самолет получил во время войны в Ираке в 1991 году и произвел тогда фурор в мире благодаря своему футуристичному облику и боевой эффективности. В этих же боях был испытан стелс-бомбардировщик B-2, также выполненный по схеме «летающее крыло» и ставший самым дорогим самолетом в истории. Ореол непобедимости F-117 изрядно померк, когда в 1999 году в Югославии один из самолетов был сбит зенитно-ракетным комплексом еще советского производства. Схема «летающее крыло» позволяет свести к минимуму количество острых кромок поверхностей, которые хорошо отражают сигнал. Если от кромок нельзя избавиться, нужно их сделать параллельными. Такое решение сегодня применяется, например, в Су-57, где нет прямых углов и группы кромок имеют одинаковый угол. При этом аэродинамика, как в случае с «летающими крыльями», не так страдает. На эффективность поверхности рассеивания влияют также швы, стыки панелей обшивки, форма каналов воздухозаборников, сопел, кабины и многое другое.
Этот самолет наделен исключительной малозаметностью. К тому же у него увеличена бомбовая нагрузка, что позволяет ПАК ДА эффективно поражать цели и нести на своем борту крылатые ракеты. Как считают китайские журналисты, ПАК ДА может использоваться как в крупномасштабных, так и в локальных конфликтах.
Видимые невидимки: самые известные самолеты-"стелс"
Разработчики применили ряд технологических решений, обеспечивающих работу станции в условиях помех, в зоне со сложным рельефом местности и в неблагоприятных метеоусловиях. РЛС обеспечивает автоматическое обнаружение и сопровождение малоскоростных и малозаметных целей на фоне отражений от местных предметов. В ее составе имеется встроенная дизель-электростанция и генератор отбора мощности, кроме того станция может подключаться к трехфазной сети общего назначения. По требованию заказчика возможна замена штатного дизельного электроагрегата на аналогичный, в том числе импортного производства. Также на аналогичное может быть заменено автомобильное базовое шасси станции. Уверен, что уникальный набор характеристик обеспечит станции отличный экспортный потенциал и выведет на топовые позиции в странах Юго-Восточной Азии, Африки и Ближнего Востока", - добавил Александр Михеев.
Иными словами, ее нет и не было вообще. Эту ошибку в последние несколько лет активно стараются исправить отечественные инженеры.
Не так давно стало известно, как и где будет испытывать новейший стратегический бомбардировщик-невидимку ПАК ДА. Американский самолет. Концерн «Туполев» уже к 2022 году намерен представить новейший отечественный стратегический бомбардировщик, который носит название ПАК ДА. Главной особенностью машины станет то, что она будет использовать технологию «стелс». Таким образом самолет должен будет стать прямым конкурентом американского стратегического бомбардировщика-невидимки B-2 Spirit. Новый российский самолет должен будет заменить все использующиеся в стране сегодня, а именно Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Интересный факт: B-2 Spirit принимали активное участие во время ковровых бомбардировок Ирака и Югославии.
Также они широко использовались для запуска крылатых ракет. С формой уже определились.
Результат своих исследований был изложен в докладной записке на имя тогдашнего главы Пентагона - Роберта Гейтса. В сравнительной таблице из множества критериев соответствия пятому поколению F-22 набрал 2 очка, в то время как F-35 дал отрицательные баллы в минус 8 очков, не удовлетворив большинству критериев. Неудивительно, потому что при конструировании Т-50 применялись композиционные материалы, составляющие большую часть наружной поверхности планера. Композиционные материалы отражают радиоволны хуже, чем металл — по сути ответный сигнал не возвращается к радару. Помимо этого в конструкцию планера ПАК ФА заложены совсем другие принципы — параллельность кромок и «приплюснутая» форма фюзеляжа, что не сказывается на его скоростных и манёвренных качествах, но улучшает показатель ЭПР. Это существенное отличие от американской stealth-технологии, которая основана на рассеивании излучения радара в направлении, противоположном антенне радара. Если американский stealth облучать с разных ракурсов, то окажется, что наиболее сильную «засветку» дают острые кромки корпуса фюзеляжа и крыльев, а также места нарушения непрерывности обшивки.
Американские конструкторы добились того, что их отражения сконцентрированы в нескольких узких секторах, а не распределены равномерно, как у обычных самолётов. Это получилось благодаря нанесения на фюзеляж самолётов специальной ферромагнитной краски, которая, как оказалось, в процессе эксплуатации требует бережного отношения.
Монография П. Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции» послужила теоретической основой технологии «стелс». Советский учёный фактически стал создателем теории построения самолёта-невидимки, чего не отрицают и американские разработчики. Разработка в США технологии «стелс» Однако этого оказалось недостаточно для существенного сокращения потерь авиации. Поэтому наряду с дальнейшим совершенствованием средств РЭБ специалистами США было принято решение разработать и освоить технологию создания малозаметного самолёта, получившую впоследствии наименование «стелс» «невидимка».
Эта технология предполагала как широкое использование в конструкции малозаметного самолёта композитных материалов, обладающих меньшим коэффициентом отражения радиоволн облучающих самолёт радиолокационных средств, так и реализацию специально разработанных форм и облика обшивки самолёта, существенно снижающих отражения радиоволн в сторону облучающего радиолокатора. Если с созданием композитных материалов работы продвигались достаточно успешно, то с изысканием приемлемых форм и облика обшивки самолёта-невидимки разработчики столкнулись со значительными трудностями, так как теоретических основ их разработки не существовало. Решающее продвижение работы по технологии «стелс» в этом направлении получили после публикации в Советском Союзе монографии учёного П. Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции», которая как раз и послужила теоретической основой создаваемой технологии. Именно П. Уфимцев фактически стал создателем теории построения самолёта-невидимки, чего не отрицают и американские разработчики. Первым серийным боевым малозаметным самолётом, созданным по технологии «стелс», стал разработанный США истребитель-бомбардировщик а точнее — штурмовик F-117A Night Hawk «Ночной ястреб».
Первый испытательный полёт самолёт совершил в 1981 году, а на вооружение поступил только в 1992 году. Всего было выпущено 59 самолётов F-117A. По замыслу разработчиков и командования ВВС США, самолёт-невидимка F-117A в первую очередь предназначался для нанесения высокоточных атак и уничтожения особо важных целей, прикрытых средствами ПВО и практически неуязвимых для других средств воздушного нападения. Кроме того, он использовался также для тактической радиоэлектронной разведки районов, прикрытых средствами ПВО. Как правило, F-117A применялся автономно и одиночно, в основном в ночное время. Благодаря скрытности полёта «Ночной ястреб» показывал непревзойдённые результаты по поставленным задачам. Долгое время сведения о самолёте-невидимке держались в тайне, так как в них впервые была применена малоотражающая форма, построенная на основе широкого применения плоскостей-отражателей и получившая наименование «фасеточная».
В связи с этим внешний вид и обводы самолёта составляли определённый научно-технологический секрет. Разработка технологии «стелс» и создание боевого самолёта-невидимки оказались очень затратным мероприятием. Как сейчас стало известно, США затратили на это более 6,5 млрд долларов по курсу 1990 года , а стоимость одного серийного самолёта F-117A составила более 111 млн долларов: он оказался одним из самых дорогих боевых самолётов. Так, в ходе операции США против Ирака «Буря в пустыне» в 1991 году они выполнили более 1200 самолётовылетов, сбросив на особо важные объекты, в том числе на мосты через Тигр и Евфрат, которые не могли уничтожить другие СВН, свыше 2000 тонн авиабомб с лазерным наведением. Сами же американцы утверждали, что за все войны, в том числе в Персидском заливе 1991 и 1998 годы , ни один «Ночной ястреб» не то что не был сбит, но даже не повреждён огнём наземных средств ПВО или авиации противника. И это, скорее всего, соответствовало действительности. В этой связи тезис о высокой эффективности и живучести F-117A в СМИ стали считать бесспорным, а сами американцы назвали технологию «стелс» и факт создания самолёта-невидимки научно-техническим и технологическим превосходством США над остальным миром.
Американцы полагали, что технология «стелс» — это прорыв в будущее, а самолёт F-117A, созданный на основе этой технологии, — самый совершенный самолёт в мире, гарантированно обеспечивающий скрытное проникновение через любые системы ПВО противника и высокоточное поражение прикрываемого объекта. Уничтожение «Ночного ястреба» в небе Югославии Во время интервенции НАТО во главе с США против Югославии в 1999 году американцы также начали применять F-117A для нанесения ударов по особо важным объектам, в том числе по Белграду и мостам через Дунай, находящимся на территории Белграда. Эти удары диктовались не только военной необходимостью, но и, скорее всего, носили амбициозный характер, демонстрирующий другим странам американское превосходство. В Югославии американцами была применена уже ранее отработанная стандартная тактика: F-117A осуществлял автономный полёт фактически по одному и тому же маршруту в ночное время с соблюдением режима радиомолчания и применял для нанесения ударов высокоточное оружие авиабомбы с лазерным наведением. Югославская сторона обратилась к России с просьбой помочь в борьбе с досаждающим им F-117A, удары которого не только приносили ощутимые потери, но и задевали самолюбие сербов. Уничтожение этого самолёта средствами ПВО российского советского производства, находящимися на вооружении армии Югославии правда, к тому времени устаревшими , было престижно и для нас.
"Стелс" (самолет): технические характеристики
Американские военные при загадочных обстоятельствах потеряли новейший F-35 // Новости НТВ | Самолет станет невидимкой: в России создан стелс-материал, который поглощает 95% электромагнитного излучения. |
Чудеса «Контейнера»: F-22 и F-35 перестали быть «самолетами-невидимками» | Новая двушка: истребитель-невидимка Су-57 получит второго пилота. Объединенная авиастроительная корпорация запатентовала двухместный малозаметный самолет тактической авиации. |
Чудеса «Контейнера»: F-22 и F-35 перестали быть «самолетами-невидимками» | То есть самолеты, выполненные по технологии «стелс» для «Контейнера» невидимыми вовсе не являются и F-35 в любом случае попадет в поле зрения РЛС и, соответственно, потеряет свой основной козырь – внезапность поражения. |
«Ростех» представил новый стелс-материал для создания самолётов-невидимок | Октагон.Медиа | С-70 – это первый российский самолет, построенный полностью по технологии "cтелс", когда угловатые формы и специальные материалы делают самолет невидимым для радара. |
КАК РАБОТАЮТ СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИИ | Дополнительно: самолет изготовлен из высокотехнологичных материалов со специальным покрытием, чтобы стать незаметнее. |
В Сеть утекли уникальные кадры: ВСУ превратили «Летучую лисицу» в боевой дрон
Российские разработки в области радиолокационных систем, которые обладают возможностью обнаруживать самолеты-невидимки, «обнулили» всю стратегию США по возможности проникать незамеченными на любую территорию. И F-35 становится обычной воздушной целью, которая находится в прицеле и будет гарантировано сбита. Тут есть повод задуматься потенциальным покупателям этого самолета, который навязывается ряду стран именно как «невидимка». И обратный эффект — растет спрос на российские радиолокационные системы, которые и так считаются самыми эффективными в мире. Впрочем, тот же Иран может заключить с Россией договор, позволяющий обмениваться данными по противовоздушной обороне. И, скажем, Тегеран мог бы получить точные данные о взлетавшем украинском авиалайнере, который перепутали с американской крылатой ракетой. Планируется, что РЛС «Контейнер», наряду с другими новыми радиолокационными станциями, будут развернуты на всех стратегических направлениях — западном, северо-западном, восточном и южном. Американский истребитель станет легкой добычей для новейших средств ПВО России. Военное обозрение: В Иране готовы заплатить 3 млн долларов за убийство Трампа.
Они позволяли увидеть самолеты противника в любое время суток на значительном удалении. История создания В конце 1970-х годов в США авиаконструкторам была поставлена необычная и очень амбициозная задача — сделать полноценный боевой самолет, максимально скрытный в инфракрасном, визуальном, акустическом и что самое главное радиолокационном диапазоне. Тактический штурмовик предполагалось использовать для нанесения бомбовых ударов по наиболее важным и защищенным целям противника, оставаясь при этом невидимым для его радаров. Программа по созданию самолета-невидимки, или «стелс», была беспрецедентно секретной.
Головным разработчиком стала компания Lockheed. Стремление к максимальному снижению всех видов демаскирующих факторов привело к появлению машины, очень мало напоминающей классический самолет. F-117А, а именно такой индекс получил новый штурмовик, скорей напоминал утюг, и при взгляде на него у пилотов возникали обоснованные сомнения в том, что «это» вообще сможет летать. На фонарь кабины было нанесено золотосодержащее многослойное покрытие, а воздухозаборники двигателей прикрыты специальными решетками. Были предприняты меры и по снижению тепловой заметности — выхлоп сопел направили вверх, в результате чего формировалась практически плоская струя выхлопа, быстро рассеивающаяся в воздухе.
Фото: pxhere. Для этого постарались по возможности убрать все бортовые радиоустройства либо использовать их только в пассивном режиме, исключая демаскирующие признаки. Путем всех мероприятий фронтальную эффективную поверхность рассеивания удалось снизить в сотни раз по сравнению с самолетами классической конструкции! Сразу надо оговориться, что абсолютно невидимый для вражеских радаров самолет создать невозможно. Смысл технологии «стелс» заключается в снижении заметности для наиболее распространенных РЛС сантиметрового и дециметрового диапазона.
Платой за все «невидимые» достоинства новинки стало катастрофическое снижение летно-технических характеристик. Самолет оказался крайне неустойчивым, и для его удержания были задействованы компьютеры, стабилизирующие машину. Пилотировать F-117 c отключенными системами активной стабилизации практически невозможно. После тяжелых и продолжительных испытаний и доработок в начале 1980-х годов первые серийные F-117 стали поступать на вооружение ВВС США. Тактико-технические и летные характеристики, вооружение F-117А представляет собой одноместный двухдвигательный штурмовик, выполненный по схеме «летающее крыло» с V-образным хвостовым оперением.
Но можно не сомневаться, что инженеры «Сухого» создали весьма интересную машину с хорошими перспективами. Если удастся удержать цену самолета в пределах 30-35 миллионов долларов, то Checkmate однозначно будет лучшим предложением на рынке. Первый полет прототипа Су-75 запланирован на 2023 год, и года через три-четыре можно ожидать начало серийного производства. Это не полноценный стелс-истребитель, а самолет всего лишь с «элементами малозаметности», без возможности размещения оружия во внутренних отсеках. Учитывая тот факт, что KF-21 Boramae планируется принять на вооружение в 2026 году, он имеет все шансы морально устареть ещё не родившись.
Через пять лет на мировом рынке должны появиться другие самолеты, характеристики которых будут лучше, чем у корейско-индонезийской машины. И цена тоже — самолет планируется оснащать двумя двигателями General Electric F414, что автоматически делает его дороже однодвигательных истребителей. По предварительной информации на закупку 120 истребителей Корея потратит 8,8 миллиарда долларов, то есть каждый самолет будет стоить более 73 миллионов долларов. Пока что изготовлен один прототип и характеристики самолеты неизвестны. Турция В отличие от Южной Кореи, которая несколько лет назад освоила разработку и производство боевых самолетов «с нуля», турецкая авиационная промышленность подобными компетенциями не обладает.
Разумеется, самостоятельно осилить такой сложный проект турки не смогли и в 2015 году заручились поддержкой британского концерна BAE Systems. В самой Турции будет производиться композитный фюзеляж, вооружение и часть электроники, а двигатели предоставят либо Rolls-Royce, либо General Electric — с обеими компаниями Турция ведет переговоры. В настоящее время существует только выставочный макет самолета, но в 2023 году должно начаться изготовление прототипа, первый полет запланирован на 2025 год и в 2030 году истребитель должен поступить на вооружение турецких ВВС.
В связи с этим на нём, как на аналоге ЗРК «Хок», не только проверялась эффективность помех «Смальта», но и отрабатывались способы защиты от них, так как подобного рода помехи могли создать и американцы против наших средств ПВО, оснащённых ракетами с такими средствами наведения.
Это обстоятельство позволило разработать и задействовать новую тактику боевого применения ЗРК «Куб» в условиях применения помех «Смальта»: из состава боевых средств ЗРК «Куб» создать мобильную боевую группу МБГ в составе самоходной установки разведки и наведения СУРН 9С91 и одной самоходной пусковой установки СПУ 2П25 с ракетами 3М9М3, стреляющими вдогон; МБГ выдвинуть вперёд относительно ожидаемого направления налёта СВН на расстояние 8-10 км и организовать засаду; стрелять после пролёта целью района засады вдогон, что должно обеспечить резкое снижение уровня помех, воздействующих на комплекс, и достичь необходимой эффективности поражения цели. Этот реализованный в ходе опытного учения на полигоне Эмба тактический приём, автором которого довелось быть также мне, полностью подтвердил свою эффективность и оказался совершенно неожиданным для нападающей стороны. Именно такая тактика и была положена в основу сформировавшихся предложений по уничтожению самолёта-невидимки в Югославии рис. Поражение самолёта-невидимки США F-117А зенитным ракетным комплексом «Куб» в Югославии Суть этих предложений заключалась в следующем: — разведку самолёта-невидимки F-117А и выдачу информации по нему на ЗРК «Квадрат» должна осуществлять РЛС метрового диапазона, нечувствительная к технологии «стелс» и обеспечивающая его своевременное обнаружение и устойчивое наблюдение на всей траектории полёта.
Кроме того, на РЛС метрового диапазона не могли наводиться противорадиолокационные ракеты типа Harm, что обеспечивало их огневую устойчивость. В Югославии на вооружении зенитного ракетного полка «Квадрат» находилась РЛС метрового диапазона типа П-18, на которую и была возложена эта задача; — ЗРК «Квадрат» должен осуществлять стрельбу по F-117А не на встречном курсе, на котором эффективная отражающая поверхность ЭОП самолёта, выполненного по технологии «стелс», в диапазонах работы РЛС комплекса составляет порядка 0,1 кв. Стрельба должна осуществляться на догонном курсе, на котором ЭОП достигает 2-3 кв. Вариация величины ЭОП от 0,1 до 2-3 кв.
Ко времени ожидаемого пролёта самолёта радиолокационные средства СУРН находились в боевой готовности, но не излучали в эфир работали на эквиваленты антенн , чтобы преждевременно не демаскировать боевую позицию. При пролёте целью позиции засады, как стало известно по данным, поступающим от РЛС П-18 и передаваемым непосредственно на СУРН, радиолокационные средства установки вышли в эфир, цель была обнаружена, захвачена на автосопровождение, и по ней были запущены две ракеты 3М9М3 вдогон. Цель была поражена первой ракетой на дальности порядка 6-7 км от позиции засады. Как выяснилось в последующем, обломки самолёта рухнули в районе деревни Буджановцы примерно в 40 километрах от Белграда.
Пилоту удалось катапультироваться, он был найден и эвакуирован американской поисково-спасательной группой. Так ЗРК «Квадрат», средство ПВО второго поколения, совместно с РЛС метрового диапазона П-18 в общем, тоже устаревшим радиолокатором при умелом боевом применении смогли обнаружить и уничтожить самолёт-невидимку F-117А нового четвёртого поколения. Сербское телевидение в новостях незамедлительно показало, как местные жители осматривают обломки американского самолёта. США также официально признали потерю неуязвимого «Ночного ястреба».
Однако они не сообщили подробности потери самолёта, хотя после операции «Буря в пустыне» сложилось непоколебимое мнение о неуязвимости самолёта F-117 для средств ПВО и о совершенстве технологии «стелс», на разработку и внедрение которой США были затрачены огромные средства. Сами сербы также не раскрывали секретов и подробностей поражения F-117А, ссылаясь на военную тайну. Это в конечном итоге породило ряд домыслов об уничтожении F-117. Появилась версия, что самолёт-невидимка был сбит сербским МиГ-29, а в последующем — что уничтожен ЗРК С-125, однако никаких подробностей не приводилось.
На самом деле всё было именно так, как описано. Уничтожение F-117А средствами ПВО в ходе боевых действий в Югославии оказалось для американцев совершенно неожиданным и фактически стало началом конца для первого в истории самолёта-невидимки. По факту он оказался весьма дорогим в производстве, а его эксплуатация обходилась практически на порядок дороже, чем эксплуатация других самолётов. Кроме того, он обеспечивал достаточно узкую сферу боевого применения.
Поэтому в 2008 году все самолёты этого типа были сняты с вооружения и отправлены на хранение на одну из авиабаз ВВС США. Однако технология «стелс» не была забыта. Она продолжает существовать и развиваться, нашла применение в других типах самолётов, в том числе в F-22 Raptor и F-35 Lightning-II , а также в конструкциях надводных кораблей и беспилотных летательных аппаратов БЛА , особенно в части применения композитных и радиопоглощающих материалов и покрытий. Автор фото: Виталий Кузьмин РЛС метрового диапазона — отечественное ноу-хау Остаются актуальными и в настоящее время приобретают особую значимость и ранее отработанные тактика и способы эффективной борьбы с малозаметными СВН, в том числе и с беспилотными средствами БЛА , численность которых в составе СВН непрерывно возрастает, а их характеристики и способы боевого применения совершенствуются.
Это достаточно убедительно подтверждают результаты боевых действий в Сирии, Ливии и в Нагорном Карабахе. Первостепенное значение в борьбе с такого типа СВН приобретает возможность их своевременного обнаружения и доведение информации об их местонахождении и траектории полёта до огневых средств ПВО, то есть создание эффективного информационно-управляющего пространства, в рамках которого должны действовать огневые средства ПВО и средства РЭБ. Теоретически и ранее было известно и практически проверено в той же Югославии, что эффективность технологии «стелс» а точнее — величина эффективной отражающей поверхности цели, выполненной по технологии «стелс» зависит не только от ракурса наблюдения цели, но и от частоты, на которой работают и облучают цель радиолокаторы средств ПВО.