Сретение Господне 2025 – это встреча с Господом. Сре́тенье — день народного календаря у славян, приходящийся на 2 (15) февраля. В христианском календаре знаменует Сретение (встречу).
Какие тайны хранит древний праздник Сретение: история, обычаи и приметы
Сретение Господне — один из двунадесятых праздников у православных. Славяне западно-русского края сретенскими свечами имели обычай в этот день поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли. Затем традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.
Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля
Их ещё называли Девами-поляницами. Вышеназванные девы бились наравне с мужчинами своего рода-племени и нередко одерживали верх, иногда силой, а иногда ворожбой и хитростью. Само название, возможно, берет свое начало от слова «поле» — поле битвы, поле брани. Перуница — первая помощница Перуна и его соратница. В ряде источников говорится, что она его жена, но есть иные версии, из которых следует, что она ему дочь или сестра. Сегодня сложно определить, кого именно почитали больше в этот день Перуна или Богиню-Громовницу, да и не столь это важно. Важно иное: громовые раскаты, а порой и ярая молния, которую можно увидеть в самом начале февраля говорят сами за себя.
Говорят о том, что противоборство сил Тьмы и Зла и силами Света и Тепла началось. У праздника Громницы во все времена было два символа и сейчас о них расскажем. Громничная свеча Громничные свечи делались из воска, который был прекрасно известен на Руси задолго до прихода христианства. Для этих свечей воск заготавливался наилучшего качества при том заранее. Громничные свечи помогали поддерживать в мужчине ярую силу. А если в свечи добавляли травы зверобой, которая, как известно, способна убить внутреннего зверя, то такая свеча не давала человеку озвереть.
Свечи изготавливались путём обычного макания. Делались тонкими, а потом скручивались или заплетались в косу. Громничная свеча могла состоять из трёх или шести свечей. Зачастую из шести, так как 6 — это число Перуна. Изначально на Руси вышеназванные свечи отливались мужчинами, особенно это было характерно для Белоруссии.
Икона из собрания МДА Старца, который со смирением и послушанием воспринимал слова ангела все эти годы, стяжал открытый Богом дар пророчества. Он не только узнал принесенного в Храм Богомладенца, но и предрек Ему и Пречистой Богородице грядущие события Лк 2:30-35. Старец Симеон делает акцент на том, что спасение уготовляется не только для Израиля, но и вообще для всех людей. Это будет для них «светом в откровение», поскольку ранее они пребывали во тьме. Для него, ждавшего 300 лет совершения этих слов, это стало значительным событием. Сказав эту знаменитую фразу, которая используется в наше время на вечерней службе собственно, на Вечерне и служителями алтаря, он добавляет еще пару слов там же, стихи 34, 35 , обратившись к Богородице. Вероятно, делает он это не только от особенного избрания Богом Пречистой Девы, но еще и потому, что Иосиф был стар и уже не увидит того, что случится. Симеон говорит: «Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» примерный перевод. Действительно, Христос приходит в мир, став при этом спасением для одних людей и юродством для других «слово о кресте для погибающих — юродство есть, а для нас, спасаемых — сила Божия есть», «а мы проповедуем Христа распятого — иудеям же соблазн, эллинам же безумие». Словами «И Тебе Самой оружие пройдет душу» Лк 2:35 он говорит об испытании — пережить смерть своего Сына на кресте. Мощи святого старца Симеона почитаются христианами с ранних времен. Известно, что в VI веке их переносят из Иеросалима в Константинополь. Во время западных крестовых походов, разграбивших Византию, мощи святого перешли в Хорватию и вернулись в Иеросалим лишь в 10-х годах нашего столетия. Десница святого находится в Германии, в городе Ахен.
История праздника По словам священника Николая Савченко , история праздника берет свое начало в дохристианский период. Почти за 300 лет до н. Он был одним из переводчиков, которым царь Египта Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда Симеон переводил ветхозаветную книгу пророка Исайи, он обнаружил строки, которые озадачили его. Там было написано следующее: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Сначала он подумал, что в предложении есть ошибка. И когда он попытался исправить слово «Дева» на «Жена», то руку его остановил ангел.
Называли его ещё «межень»— межа между зимой и весной. В древнерусских летописях февраль называли свадебным, зимние свадьбы совершались на Руси от дня Богоявления до Масленицы. Февраль лат. Februarius — «очистительный« , назван в честь древнегреческого бога подземного царства Фебрууса или Фебра и содержал в себе 28 дней. В древнем Риме февраль был последним месяцем года, очистительным месяцем перед новым годом. В феврале римляне старались принести «великую искупительную жертву года», раскаяться в грехах и очиститься от всего плохого, что накоплено за старый год. В разных странах по-разному называют этот месяц: во Франции — «фебрис», в Италии — «фебрано», в Испании — «фебрера«, в Литве — «васарис», farvari и т. В современном мусульманском календаре второй месяц года носит имя «сафоар» жёлтый , субат — subat тур. Славянской языческой Громнице соответствует древний кельтский языческий очистительный праздник Имболк префикс «imb-» и «folc», «ливень» — праздник поворота зимы на весну, время очистительных обрядов омовений. Имболк, был рано поглощен днём святой Бригиты — богини плодородия. При римлянах Имболк отмечался в февральские календы — 1 февраля. Громница отмечается 2 февраля. Языческий праздник Громница Зимняя Перунья, Сретенье отмечается в первых числах февраля и знаменует время Великого Перелома, кончается владычество Зимы, праздник связан с культом Перуна-Громовника. По народным поверьям, в этот день единственный раз за зиму гремит гром — Громовержец Перун начинает битву с силами Зимы и холода. Перуница, или Перкунья — первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, или супруга. В «Риг-Веде» Перуницу называют — канья — kanyA — «дочь молнии» в рус. Перкунья, свер-канье , шум грома. С введением христианства большинство языческих праздников были слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний языческий праздник в христианской традиции называется Сретением Господним, и отмечается католиками 2 февраля , православными христианами — 15 февраля. Роль громовержца в христианстве стала принадлежать Илье -пророку, разъезжающего по небу на громыхающей колеснице. Языческий праздник Громница славит громовержца Перуна и Богиню Громовницу, происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом. У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине — Паляницей. Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. Существует также в русской традиции и имя Молоньица царица-молния , Царица-Молоньица, жена Царя-Огня упоминается в сказке «Кузьма Скоробогатый». Перуница — это женская ипостась Громовержца Перуна, сильная, воинственная богиня. Во многих народных песнях и древних сказках упоминаются образы женщин-богатырей — это Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша, другое название воинственной богини — Дева-Поляница. В народных сказаниях божественные девы воевали наравне с мужчинами славянского племени и нередко одерживали победу над врагом силой, ворожбой или хитростью. Древнегреческий географ и историк Страбон 64 до н. На языке царских скифов и скифов-земледельцев «борисфенитов» имя Палак — означает «сильный воин».
Сретение Господне. Церковные традиции и народные приметы в этот день
Сретение Господне: икона Центральное изображение иконографии Сретения Господня — фигура младенца Христа, которого на руках держит старец Симеон Богоприимец. Их фигуры, напомним, символизируют собой встречу Нового Завета и Ветхого. На иконе также изображена пророчица Анна, дочь Фануила. Что просят на Сретение Господне?
Что нужно делать на Сретение Господне? На Сретение нужно отпустить обиды на тех, кто случайно вас обидел, и самому попросить прощения у тех, кого вы ненароком задели, оскорбили. Отец Николай заметил, что 15 февраля следует особенно чтить стариков и несовершеннолетних.
На Сретение категорически нельзя заниматься грязной и тяжёлой физической работой. Кроме того, запрещается ссориться, выяснять отношения, учинять распри. Не стоит устраивать шумные гуляния и алкогольные возлияния.
Церковь не одобряет венчание 15 февраля, поэтому лучше перенести такое торжество.
По легенде, он ждал встречи со Спасителем почти 300 лет. Много лет назад Симеон служил переводчиком в храме.
Однажды он трудился над ветхозаветной книгой пророка Исаи и прочел в ней загадочные слова: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына". Не "дева", а "жена", подумал переводчик, и хотел исправить древний текст. Но ему явился Ангел и возразил: никакой ошибки тут нет.
Симеон не поверил ему, и Ангел сказал, что тот не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Праведный старец жил очень долго — около трехсот лет. В какое-то время ему наскучило земное существование, и он с нетерпением ждал исполнения Божьей воли.
После встречи с Иисусом Христом старец Симеон наконец обрел покой. Свидетельницей той встречи стала пророчица Анна, благочестивая вдова. Узнав, что на свет появился Спаситель, она возвестила людям о его приходе.
На древней мозаике изображена сцена в Иерусалимском храме: Дева Мария с Младенцем на руках, Иосиф Обручник и встречающий их старец Симеон. С IX века на православных иконах Сретения стали изображать образы пяти святых. В центре композиции была Дева Мария, держащая на руках Иисуса Христа.
Рядом с ней изображен старец Симеон, согнувшийся в поклоне перед Младенцем.
Существует придание, что когда Антиохию город Византии накрыла моровая язва, император Юстиниан приказал подданным торжественно провести Сретение Господне. Он надеялся, что тогда Бог смилуется и болезнь отступит.
В итоге в этот день бедствие действительно прекратилось, и с 544-го Сретение стало отдельным праздником. Оно сохранялось вплоть до 1970-го, пока затем не стало именоваться "Праздником Жертвования Господнего". Икона "Сретение" Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения Господне находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432—440-м.
После многие иконописцы изображали на иконах это событие из жизни Христа. Первая находится в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде.
Традиционно в иконописи выделяются несколько моментов: В центральной части иконы "Сретение" помещены Дева Мария и Симеон Богоприимец. Они оба одеты в длинные одежды так, что ткань покрывает даже руки. На иконе запечатлен момент передачи младенца Христа из рук матери.
Старец держит его бережно, при этом немного склоняется перед Спасителем, признавая его роль. Богородица стоит в поклоне. Часто ее изображают в голубых одеждах, так как этот цвет несет в себе значение чистоты и невинности.
Однако на иконе ее голову покрывает красный платок, означающий жертву. Во время смешанной службы убранство храмов и одеяние священников совпадает с каноничными цветами Девы Марии. Все православные праздники на 2023 год Слева от Богородицы можно рассмотреть фигуру праведного Иосифа.
В его руках находятся два голубя, принесенные им для жертвоприношения. Его одежды также голубого цвета, что подчеркивает его духовную чистоту. Позади Симеона Богоприимца стоит Анна-пророчица.
По тому, как повернута ее фигура, можно предположить, что она уже видела Христа и разносит весть о Мессии по всему городу. На это намекает пейзаж на фоне и ее поучающий жест. Красный палантин над героями, закрепленный на крышах зданий, символизирует, что действие происходит внутри храма.
В дальнейшем эта фраза в богослужебном каноне стала фрагментом особой молитвы, посвященной Сретению. Праздник Сретения Господня относится к древнейшим в христианской церкви. Но долгое время он отмечался не слишком торжественно. И вот настал VI век: в 528 году, при императоре Юстиниане, христианский город Антиохию постигло землетрясение, от которого погибло много народа; в 544 году появилась моровая язва, убивавшая ежедневно несколько тысяч человек… В эти дни одному из праведных христиан было явление: праздновать Сретения следует более возвышенно. И когда в этот день прошли всенощное бдение и крестный ход, несчастья в Византии прекратились. В благодарность богу с середины VI века христианская церковь установила торжественное празднование Сретения Господня. Встреча с богом: религиозный и философский смысл Сретения Одно из символических значений праздника — встреча всего человечества в лице старца Симеона с богом.
Философское наполнение Сретения — встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета — с Новым. Еще один смысл праздника таков: встреча с богом несет освобождение и радость. Кроме того, считается, что у каждого верующего есть свое личное Сретение — встреча с богом, с которой начинается путь к спасению. Она происходит, например, когда человек впервые приходит в храм или причащается. Традиции Сретения: что можно делать в праздник Сретение Господне сочетает в себе черты Господского и Богородичного торжеств то есть и в честь Иисуса, и в честь его Богоматери , что выделяет его на фоне остальных двунадесятых праздников. Поэтому богослужение в этот день имеет ряд особенностей. Например, у него нет жесткого ограничения по цвету одеяний священнослужителей.
Одни проводят литургию в голубом облачении, символизирующем непорочность Девы Марии, другие — в белом, как на праздник Рождества Христова. Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы недели Великого поста, что случается очень редко, то праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля. Но в 2024 году Великий пост продлится с 18 марта по 4 мая, и такого совпадения не будет.
Традиции Сретения
15 февраля ⛄ Народный праздник Сретение Приметы, традиции, поговорки | | На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». |
Славянский праздник ГРОМНИЦА | В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. |
Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля
Кондак А вот его словами Церковь уже обращается к Самому Христу: «Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче» Величание Оно совмещает славословия Господу и Богородице: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень». Сретенские свечи: значение и применение дома Предполагают, что традиция освящать свечи на Сретение возникла у западных христиан. Впервые такой православный чин заимствованный у католиков появился на Украине, в Требнике свт. Петра Могилы 1646 г. Правда, у католиков была традиция особой процессии, которая символизировала вход Господа в храм Иерусалима возможно, она и пришла в католическое богослужение из служб христиан Святого города, где такие процессии описаны паломниками IV в. Православный же чин — значительно скромнее.
Он состоит из: начальных молитв Святой Троице; пяти кратких молитв Христу, которые читаются священником; освящения принесенных свечей, когда иерей кропит их святой водой со словами: «Благословляются и освящаются свещи сия…» После этого свечи раздаются присутствующим. Современные пастыри говорят, что какого-либо особого значения освященные на Сретение свечи не имеют. Сретенские свечи. Фото пресс-службы Удмуртской епархии Пользоваться ими дома можно так же, как и любыми другими церковными свечами, возжигая их во время молитвы, зажигая ими лампаду. Огарки свеч обычно сжигают в церковной печи, поэтому огарок можно просто принести для этого в храм.
Представление о «мистическом», особенном значении «сретенской свечи» не что иное, как суеверия. Приметы погоды и народные традиции, суеверия Вот некоторые из таких примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок». Это значит, что весна будет дождливой. Если день был ветреный, это говорило, что год будет урожайным на яблоки, груши. Садовники по этому поводу дополнительно «трясли деревья руками, чтобы были с плодами».
Вообще же большинство крестьян полагали праздник «встречей зимы и весны», поэтому среди его обычаев чисто христианских было немного: например, традиция, когда служители церкви носили по домам икону праздника. Семья встречала ее на коленях со словами: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас». Узнайте также: Отдание Сретения — что значит и когда бывает 15 февраля — День православной молодежи Праздник существует во многих православных странах с 1992 г. Это — попытка возродить дореволюционную традицию балов. Балу предшествуют репетиции с хореографами, на которых разучиваются вальс, полька, кадриль, другие старинные танцы, а стиль одежды танцующих напоминает XIX- начало XX вв.
Православный смысл Праздник считается встречей не только Иисуса во храме, но также — Ветхого и Нового Заветов. Старец Симеон, встретив Господа, покидает храм, а позже — и земной мир. Заканчивается эпоха ожидания Мессии: Он явился. И это — надежда всех людей на новую жизнь без греха и смерти. А не встреча зимы с весной.
Иконография праздника символически показанный Иерусалимский храм; Марию и Иосифа, несущих Младенца; встречающих их правв. Симеона и Анну; руки Анны воздеты к небу, а прав. Симеон, седой старец, весь устремлен к Божественному Ребенку, принимая Его на свои руки. XVI в. Псковская школа иконописная школа.
Происхождение: из церкви Жен Мироносиц в Пскове. Из Праздничного ряда. По обе стороны от алтарного престола под киворием располагаются две группы предстоящих — Мария с Иосифом, держащим двух голубей, и старец Симеон с пророчицей Анной. Христос на иконе изображен уже на руках у Симеона, а сам Симеон склоняется над престолом, как бы готовясь возложить на него Младенца. На престоле изображены ветхозаветные скрижали.
Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера Размеры иконы: высота 78 см, ширина 56 см Где присутствует название церковного праздника Считается, что самый крупный населенный пункт, названный в честь праздника — райцентр Сретенск Читинской области, ведущий свою историю еще с 1689 г. Название достаточно часто можно встретить на карте Москвы, однако, оно далеко не всегда связано именно с праздником Сретения Господня. Так, площадь Сретенские ворота, бульвар и улица Сретенка названы по «другому Сретению» — иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, столь значимой для столицы. Монастыри и храмы Один из самых любимых москвичами Сретенский монастырь при котором действуют хор, издательство, духовная семинария и академия возведен на месте, где горожане «сретили» икону Богоматери, а с праздником именно Сретения Господня его посвящение не связано.
Фото со страницы Новосибирской митрополии ВКонтакте Сегодня по традиции верующие на Сретение обычно отправляются в церковь, где освящают свечи. Считается, что сретенские свечи обладают огромной силой.
Они защищают людей от бед и несчастий, дом — от пожара и молний, посевы — от града и заморозков. Хранили свечи целый год и зажигали только тогда, когда возникала проблемная ситуация. Вторым символом Сретенья была вода, которую набирали из трех колодцев. Верили, что она может исцелить многие болезни. По поверью, сретенская вода по своей силе не уступает крещенской, поэтому ее также освящают, а затем несут домой, чтобы умываться, пить по немногу самим и поить детей, чтобы укрепить здоровье и прибавить сил. В древние времена бытовал также дикий по меркам современных людей обычай.
Считалось, что для того, чтобы человека весь год не мучали головные боли, в праздник Сретенья Господня ему нужно поджечь волосы. Однако повторять это сегодня не советуют.
Хор повторяет его перед каждым стихом. Канон Сретению и в этом отличается от прочих: он имеет не один припев для всех стихов, а 14 разных! Это позволяет молящимся глубже понять и прочувствовать события двухтысячелетней давности. Nбьeмлетъ рукaма стaрецъ симеHнъ, содётелz зак0ну, и3 вLку всsческихъ. Исаии, который узрел Бога Саваофа, седящего на Престоле и окруженного Ангелами; в Третьей паремии Исаии XIX, 1, 3—5, 12, 16, 19—21 содержится пророчество о бегстве в Египет, о падении пред Господом идолов египетских и обращении египтян к Богу. События, предсказанные в этом пророчестве, не описаны в Евангелии. Древнее предание повествует, что во время пребывания Спасителя в Египте, в г.
Илиополе, языческие боги этого города пали перед Исусом Христом и разбились в прах. В Апостоле Евр. VII, 7—17 говорится о превосходстве первосвященничества Христа и жертв Им принесенных перед ветхозаветными жертвами и об отмене Ветхого Завета с пришествием Спасителя. Таким образом, люди, молящиеся не только за Литургией, но приходящие и за вечернюю службу, имеют возможность узнать не только описание, историю события праздника, но понять его смысл и значение для каждого человека. Народные традиции и обычаи Сретение Господне, пожалуй, единственный праздник, который по-разному празднуется старообрядцами и новообрядцами. Дело в том, что иногда Сретение совпадает с первым днем Великого поста. В древних богослужебных Уставах, по которым до сих пор совершается богослужение у старообрядцев, такой случай предусмотрен. Праздничная служба совмещается с «постной». А новообрядцы в таком случае переносят праздник на один день раньше, на Прощеное воскресенье.
В старообрядческой периодике начала XX века это описано весьма подробно. Другое отличие состоит в том, что новообрядцы в XVII веке заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи на праздник Сретения Господня. Этот чин содержится в потребнике митрополита Петра Могилы, он переписан из римского требника. Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлой обедней», во время мессы все держат в руках зажженные свечи. Вероятно, этот обычай происходит из древней Иерусалимской Церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии молящиеся держали в руках горящие свечи. В Византии такого обычая уже не было, поэтому со времен Крещения Руси наши предки молились «со свечами» только во время полиелеоса. И в настоящее время в старообрядческой Церкви накануне двунадесятых праздников, в середине вечерней службы, при пении величания полиелеоса молящиеся берут в руки горящие свечи и держат их почти до самого окончания вечернего богослужения. Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника — «Сретение» — объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом, т.
Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок», — говорили они, гадая о будущих дождях. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами». Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее. По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки. Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где например, в Вологодской губернии крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас». Иконы Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432—440 гг. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется. Фрагмент мозаики триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440-е гг.
Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона. Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. Рим, Италия Икона-эпистилий. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фреска Сретение.
Оттуда традиция празднования распространилась по христианскому миру. В первые века в этот день славили Богоматерь, а позже — Иисуса Христа. Поэтому до сих пор во время праздничной службы священников можно увидеть и в голубом облачении цвет, символизирующий непорочность и чистоту Девы Марии , и в белом символ божественного света. Есть несколько икон, посвященных Сретению: это икона Богородицы "Умягчение злых сердец" ее еще называют "Сименово проречение" , на которой Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — как символ предстоящих материнских страданий. Евангелист Лука написал, что Симеон, взяв на руки Иисуса, предрек его матери: "И Тебе Самой оружие пройдет душу", — подразумевая, что женщина увидит крестные страдания своего ребенка. Число семь выражает чрезмерность материнских мук. Перед этим образом верующие молятся о прекращении вражды или раздоров в семье, между супругами и родственниками, о защите от нападения во время войны. Еще одна икона, связанная со Сретением, — Симеона Богоприимца.
Святой изображен на ней с Младенцем. На Сретение в православных храмах служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом. Свечи со сретенской службы верующие обычно забирают с собой, чтобы зажигать во время домашней молитвы.
Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи
Заимствованный у католиков обычай освящения свечей на праздник Сретения получил распространение и в православных приходах западных и граничащих с ними губерний Российской империи. У украинцев и белорусов сретенскую свечу называли "громничной" и приписывали ей магические способности: ёе зажигали во время грозы и града, давали в руки тяжело умирающему, окуривали дымом от нее больных, чертили дымом кресты на балках и матице, зажигали ее в доме, чтобы уберечься от «ходячего» покойника; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т. В восточной части Украины, восточном Полесье, восточной Белоруссии и в западно — русских областях Сретение считалось началом весны: "На Стрэчанне ходили весну встречать". Девушки собирались в группы на проталинах и, "закликая весну", пели веснянки. Источники: Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах.
Сюжет Сретения Господня в искусстве Какого числа отмечают Сретение В 2024 году православные христиане отмечают Сретение Господне 15 февраля. Этот праздник — непереходящий, то есть он отмечается в один и тот же день каждый год. В 2024-м 15 февраля выпадает на четверг. Само слово «сретение» славянского происхождения, на современный русский язык оно переводится как «встреча». Праздник Сретения Господня отмечается в честь встречи 40-дневного Сына Божьего с благочестивым праведником Симеоном в иерусалимском храме, куда Дева Мария и ее супруг Иосиф принесли младенца Иисуса, чтобы совершить законный обряд. В более широком смысле это событие трактуют как встречу Сына Божьего со всем человечеством «В этот день также произошла встреча Ветхого и Нового завета, — поясняет в разговоре с "Лентой. Очевидно, что в древнем законе, данном народу Израиля, содержится нечто великое и важное для наших дней. Однако само событие — сама встреча Иисуса с людьми в храме — открывает уже новозаветную историю архимандрит Иов Гумеров насельник Сретенского монастыря в Москве История старца Симеона Согласно преданию, Симеон, впоследствии названный Богоприимцем, был праведным, благочестивым и одним из самых образованных людей своего времени. Он родился за 360 лет до появления на свет Иисуса и входил в число 70 ученых переводчиков толковников , которым египетский царь Птолемей II Филадельф велел перевести ветхозаветную книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий.
Зачастую из шести, так как 6 — это число Перуна. Изначально на Руси вышеназванные свечи отливались мужчинами, особенно это было характерно для Белоруссии. Громничные свечи олицетворяли силу Перуна. Чем больше свеча получалась, тем благополучнее обещал быть год. А вот на Украине эти свечи изготовлялись в основном женщинами. В косу заплетались 3 свечи, которые кверху расходились маленьким Трезубцем, он символизировал собой три мира: мир Яви, мир Нави и мир Прави. До прихода христианства громовые свечи зажигались на Перуновом капище. После того, как свечи были освещены на Капище ими сотворяли домашние громничные обряды. Например, над головой каждого из домашних свечей рисовали знак громницы, чистили себя и пространство дома, обжигая каждый угол, чтобы выжечь все лихое из дома и из жизни, рисовали огненные коловраты на стенах, которые были призваны защитить саму жизнь. Громничные свечи обладали огромной силой. Их не сжигали сразу и все. Очень часто их хранили в течении всего года, чтобы потом, когда появится необходимость, зажечь, например, в дни великих праздников, в дни, когда кто-то в семье рождался новый человек или когда кто-то начинал хворать. Громничные свечи считались мощнейшим магическим атрибутом. Их оставляли на окне в тот момент, когда на улице бушевала буря, когда небо разрывалось на части от грома и молнии. Громничная свеча была залогом того, что в этот дом не ударит молния. Воск, который оставался от громничной свечи использовали, как оберег. Делая свечи, наши предки читали такой заговор: Читали вышеназванный заговор или в момент скрутки свечей, или в момент, когда в них добавлялись травы. Слова заговоров принадлежат Арине Ивановне Никитиной.
Аналогичное название праздника зафиксировано и в армянском Лекциона-ре, содержавшем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале V века. Видимо, в это время праздник Сретения существовал как местночтимый, завершая сорокадневный цикл праздников, посвященных Богоявлению. В календаре Константинопольской церкви этот праздник появляется при византийском императоре Юстине I правил 518—527. Его преемник Юстиниан I перенес Сретение с 14 на 2 февраля в соответствии с календарной традицией Римской церкви, отмечавшей Рождество Христово 25 декабря. Известны два основных названия: Встреча Господа и праздник Очищения. Первое закрепилось в Византии, а также в григорианской традиции Рима, второе — в многовековой богослужебной традиции Папы Гелазия конец V века. В восточной традиции праздник Сретения постепенно трансформировался в Богородичный и стал называться Сретение Пресвятой Богородицы. Если Сретение попадает на воскресенье, то воскресная служба соединяется с праздничной, как и в двунадесятые Богородичные праздники. В католической церкви только после Второго Ватиканского собора 1965 праздник стал Господним и начал именоваться Представление Господне. Однако среди русских католиков сохранилось название Сретение Господне. Важной особенностью сретенского богослужения в латинском обряде является благословение свечей, с которыми верующие стоят на мессе и хранят в течение года.
Народные приметы 15 февраля
На сегодняшний день религиозные и языческие традиции, связанные со Сретеньем, так переплелись между собой, что стали нераздельны. освящение свечей. Данная традиция пришла православную церковь от католиков в 1646-м. Предполагают, что традиция освящать свечи на Сретение возникла у западных христиан. Православный праздник Сретение Господне в народной традиции символизирует не только встречу Христа с праведником Симеоном, но и встречу зимы с весной. всё по порядку вечером и утром - объясняем значение и суть простыми словами.
Что такое Сретение Господне и почему мы его празднуем?
Праздник Сретения Господня празднуется 15 февраля (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднства и 1–7 дней ие Архимандрит Рафаил (Карелин)Сретение В. ЛосскийСретение Н. ПоповПраздник Сретения в литургике. На сегодняшний день религиозные и языческие традиции, связанные со Сретеньем, так переплелись между собой, что стали нераздельны. Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Погружение в историю и традиции Сретения Господня и Громницы, отмечаемого 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Можно ли сейчас самостоятельно, в славянских традициях изготовить и освятить громничную свечу в домашних условиях? Русские народные традиции и обычаи веками соблюдались как среди сельских жителей, так и среди горожан.
Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников
религия, справка, сретение господне, новости беларуси. В восточной традиции праздник Сретения постепенно трансформировался в Богородичный и стал называться Сретение Пресвятой Богородицы. В народных традициях празднования Сретения перемешались христианское и языческое начала. Традиции и обряды на Сретение Господне.
Сретение Господне в 2023: дата, история и традиции христианского праздника
В этот день в деревнях раньше проводили гулянья. На Сретенье пекли блины, круглые, золотистые — они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить животных от болезней. В этот день жглись костры, народ веселился ритуальными плясками. В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в этот день жители судили о наступающих весне и лете, особенно о погоде и урожае. Крестьяне обычно делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: «уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса». На Сретенье кормили закармливали племенных птиц: курам давали овес, чтобы лучше неслись, и яйца были крупнее и вкуснее.
Славяне чествовали Маланьицу за то, что она дает им надежду своим проблеском света. Люди, мучившиеся от головных болей, поджигали друг другу волосы сретенскими свечами крест-накрест. Считалось, что с огнем уйдет и недуг. Поговорки и приметы Сречи В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды на Громницу люди судили о наступающих весне и лете, особенно о погоде, урожае. О весне судили так: Какова погода на Сречу, такова будет и весна. На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних. Будет снежок — весной дрожжок.
Коли метель дорогу переметает — весна поздняя да холодная; ежели тепло — ранняя и теплая. Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя теплая, коли холода завернут — весна холодная; выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. На Сретение капель — урожай пшеницы.
Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать Поделиться Сретение Господне — большой христианский праздник, который отмечается всегда в одну и ту же дату - 15 февраля. Слово «сретение» означает «встреча», причем значение праздника в православной и народной трактовке отличается. Фото Михаила Чернова Значение праздника по православному календарю Сретение - это большой двунадесятый праздник, который открывает подготовку к Великому посту перед Пасхой. Пост в 2023 году начнётся 27 февраля, а Пасха будет 16 апреля. В православии считается, что Сретение - это день, когда новорождённый Иисус Христос, которому на тот момент было чуть более месяца, впервые попал в храм. Дело в том, что в Иерусалиме во времена рождения Иисуса Христа существовал закон, по которому каждого первенца родители на 40-й день жизни должны были приносить в храм.
Именно так поступила и Пресвятая Богородица — с младенцем на руках она пришла в церковь. В то время там же, по научению Святого Духа оказался и старец Симеон, которому ранее было предсказание жить до тех пор, пока он своими глазами он не увидит Спасителя. По преданию, сопровождала его Анна-пророчица — старица, давно ждавшая рождения Христа. Во время долгожданной встречи с богомладенцем, Симеон произнес пророчество о непростом будущем маленького Исуса, его гибели и его Воскрешении.
Итак, праздник Сретения имеет устойчивое место в месяцеслове — 2 февраля и празднуется по чину великого двунадесятого праздника. Он, как правило, насчитывает один день предпразднства и семь — попразднства, а также обычно отдание. Святоотеческая экзегеза праздника Сретение Господне. Византийская книжная миниатюра. Многие праздничные гомилии, атрибутированные традицией знаменитым отцам Церкви III—IV веков, нужно признать неподлинными.
В них чрезвычайное внимание уделяется участникам события Сретения. Так, святитель Мефодий Патарский пишет: «Старец Симеон, сбросив немощь возраста и облекшись силою надежды, поспешил встретить пред лицем закона Подателя закона, самовластного Учителя, Бога Авраамова, Защитника Исаакова, Святого Израилева, Наставника Моисея, обещавшего открыть ему, как бы сзади см. Он весь исполнился желания, весь — надежды, весь — радости и стал уже сам не свой, а Того, Кто был предметом его надежды. Святой Дух возвестил ему, и он, еще прежде прибытия в храм, окрыляясь очами ума, восхищался, как бы уже обладая желаемым. Побуждаемый такими чувствованиями, он быстро восходит по ступеням и входит в древний священный храм, но, не заботясь о храме, распростирает священные объятия для Владыки храма, говоря и вместе воспевая такие слова, приличные вожделенному торжеству: Тебя я желаю, Владыка Боже отцев и Господи милости, сподобившего собственною славою и силою, промышляющею о всех, и милостью снисхождения к нам, как бы примирительным посредничеством, установить дружественное согласие между небесными и земными; Тебя я ищу, Создателя всех; на Тебя взираю, объемлющего все словом Своим; Тебя сретаю, владычествующего над жизнью и смертью; Тебя ожидаю, Законодателя и Преемника закона; Тебя алкаю, воскрешающего мертвых; Тебя жаждаю, облегчающего страждущих; Тебя желаю, Творца и Искупителя мира; ты — Бог наш, и Тебе мы покланяемся; Ты — святый храм наш, и к Тебе мы возносим молитвы; Ты — законодатель законов, и Тебе мы повинуемся; Ты — Бог первый, и прежде Тебя не было другого Бога, родившегося от Бога Отца см. Много говорится и об Анне Пророчице: «Анна — венец вдов: обликом жена, чином пророчица; во вдовстве пребывает, в Царстве Небесном обретается; телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен; согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая; постится и не чревоугодничает; молится и не рассеивается; постоянно пребывает в храме, а не скитается по чужим домам; воспевает псалмы, а не пустословит; пророчествует, а не баснословит; посвящает себя божественному, непристойному не предается. Анна превзошла восхваляемую апостолом Павлом вдовицу» святитель Амфилохий, епископ Иконийский. Святые отцы неустанно также прославляют и Божию Матерь: «Радуйся, вечно нескончаемая радость наша Пресвятая Дева ; к Тебе опять я обращаюсь. Ты — начало, средина и конец нашего торжества; Ты — драгоценный перл царства, истинный тук всякой священной жертвы, одушевленный жертвенник хлеба жизни.
Радуйся, сокровище любви Божией; радуйся, источник человеколюбия Сына; радуйся, осененная гора Святого Духа Авв. Ты воссияла, вожделенная Родительница Света духовного солнца, неприступными лучами пламенной любви, родив в конце времен рожденного от начала, явив сокровенное и неизреченное таинство, Сына невидимого Отца, Подателя мира, дивно уничижившегося более всякого уничижения. Посему молим Тебя, превосходнейшую всех и удостоившуюся матерних почестей и дерзновения, непрестанно памятуй, Всесвятая Богородица, о нас, хвалящихся Тобою и боголепными славословиями почитающих присноживущую и неизгладимую память Твою» святитель Мефодий Патарский. Сего во храме Симеон, взяв на руки и чудную смотрения тайну всем языкам и иудеям благовествуя, играет и радуется; и светлым и ясным гласом о Нем взывая, говорит: Сей есть Сый, и прежде Сый, и Отцу соприсносущный: Единородный, Единопрестольный, Единославный, Единосильный, Равномощный, Всесильный, Безначальный, Несозданный, Неизменный, Неописанный, Невидимый, Неизреченный, Непостижимый, Неосязаемый, Недомыслимый, Неограниченный» святитель Кирилл Иерусалимский. Праздник в западной традиции Сретение. Средневековая западная книжная миниатюра. Данное название, закрепленное в западноевропейских церковных месяцесловах, несет в себе историческую память о древней процессии с факелами или свечами , вошедшей некогда в богослужебный устав. Слова праведного Симеона — «свет во откровение языком» — нашли также отклик и во французском, польском эортонимах: Светильник, праздник Божией Матери Громничной праздник Огненной Марии, Громнииы , — которые, конечно, сопряжены с богослужебной традицией освящения в этот день особых ритуальных свечей. Самые древние сведения о процессии со светильниками можно найти в паломнических рассказах Этерии [11].
Так, например, уставом Соловецкого монастыря 1494 года предписывается раздавать братиям свечи перед полиелеем и на девятой песне канона праздничной утрени. Так возник указываемый древними и современными уставами крестный ход на праздник Сретения в православных монастырях. В Риме начало процессии со свечами на Сретение восходит, вероятно, к концу V столетия, то есть ко времени установления самого праздника папой Геласием. Ее смысл здесь иной, нежели на Востоке отсутствует память о чуме и других бедствиях , и процессия имела, как и сам праздник, конкретный апологетический смысл, будучи направленной против февральских языческих мистерий. Достоверно известно о придании этой процессии большой пышности и поучительности папой Сергием I 687—701. Ее совершали обыкновенно из базилики святого Адриана до церкви Санта Мария Маджоре. Обряд освящения свечей, сопровождаемый антифоном «Свет во откровение»и «Ныне отпущаеши»,упоминается в романо-германской понтификальной традиции XII столетия. Следовательно, можно говорить о том, что сретенская процессия со свечами имеет римское происхождение, и она в значительной степени повлияла — как на Западе, так и на Востоке — на изначально христологический характер праздника Сретения Господня. Кроме того, западные богослужебные тексты процессии, особенно ее антифоны, носят ясно выраженный мариологический характер.
В римском Миссале 1570 года и его последующих переизданиях торжественная процессия становится составной частью праздничной литургии 2 февраля. Как элемент приходской сретенской литургии рассматривает ее и Миссал 1970 года. В нем, среди прочих, кодифицируется принципиальное для латинской богослужебной практики и богословия изменение названия праздника на Представление во храм Господа. Обязательно надо упомянуть и о том, что литургический статус Сретения в Католической Церкви имеет диахронную тенденцию к повышению эортологической значимости. Если в Миссале 1570 года оно находилось в разряде праздников второго класса, то в новом Миссале 1970 года после упразднения старой градацииСретение квалифицируется как простой праздник. Этим продиктована и замена эортонимов: Рrаеsепtatio Dотini вместо прежнего Рurificatio Маriае. Таким образом, подчеркивается несомненный христологический аспект и литургический характер Господского праздника, каковым он и является по своему происхождению и специфике чинопоследования. Иконография праздника Иконография Сретения сложилась на основе повествования евангелиста Луки. На иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Преблагословенной изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух реже — трех голубей, а за спиной праведного Симеона — пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме.
Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что, конечно, отражается в иконографии: Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево.
Без ссор и путешествий: главные традиции и приметы на Сретение Господне
На Сретенье освящают и свечи, чтобы потом зажечь их и очистить свой дом от всякой нечисти: от ведьм по церковным традициям и от негативной энергии – по светским. На сегодняшний день религиозные и языческие традиции, связанные со Сретеньем, так переплелись между собой, что стали нераздельны. Громницы (Сретенье) — день народного календаря у славян, приходящийся на 15 февраля. На Сретение по традиции в православных храмах проходит праздничная литургия, которая иногда сопровождается крестным ходом. всё по порядку вечером и утром - объясняем значение и суть простыми словами.