Временный комитет Государственной думы (полное название: Комитет членов Государственной Думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами.
Основные события Февральской революции
Госдума приняла постановление о создании 32 комитетов и трех комиссий, сообщает корреспондент УтроNews. ВРЕМЕННЫЙ КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ — создан во время Февральской бурж. демократич. революции 1917 на неофиц. совещании в Петрограде депутатами 4 й Гос. думы 27 февр. Временный комитет Государственной думы Временный комитет Государственной думы. 1 (14) марта между Исполнительным комитетом Совета и Временным комитетом Государственной Думы начались переговоры об образовании Временного правительства и.
Временный комитет Государственной думы 1917
Образование Временного правительства С образованием 27 февраля Петроградского совета и Временного комитета Государственной думы фактически стало складываться двоевластие. Сформировано в дни Февральской революции 1917 в ходе переговоров Временного комитета Государственной думы и Исполнительного комитета Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Статья посвящена созданию и функционированию в первые дни Февральского восстания 1917 года в Петрограде Военной комиссии при Временном комитете Государственной думы. Временный комитет состав, временный комитет государственной думы в феврале 1917 возглавил. депутат IV Государственной думы Российской империи от Саратовской губернии. Депутаты распущенного царем парламента провозгласили создание Временного комитета Государственной думы, который брал на себя всю полноту власти в стране.
Создание совета
- Информационные материалы :: Интересные статьи :: Первая мировая война
- Временный комитет Государственной Думы - Российская Империя - история государства Российского
- Судьба членов Временного правительства
- Временный комитет Государственной думы 1917
Временное правительство
Должности министров и их заместителей в разных составах правительства получили более 30 парламентариев. На первом же заседании правительства был поставлен вопрос о его статусе и отношении к Думе. Протокол этого заседания содержал следующую запись: «Министр-председатель возбудил вопрос о необходимости точно определить объем власти, которой должно пользоваться Временное правительство до установления Учредительным собранием формы правления и основных законов Российского государства, равным образом, как о взаимоотношениях Временного правительства к Временному комитету Государственной думы. По этому поводу высказывались мнения, что вся полнота власти, принадлежавшая монарху, должна считаться переданной не Государственной думе, а Временному правительству, что, таким образом, возникает вопрос о дальнейшем существовании Комитета Государственной думы IV созыва. Нет оснований полагать, что Временное правительство во время перерывов занятий Государственной думой может издавать меры законодательного характера, применяя порядок, установленный ст.
Думы, не упраздняя его, а также не изменяя ни в чем нынешнего состояния законодательных палат» [8, с. Однако в течение по крайней мере марта-апреля следовать этой теории в своей практической деятельности Временному правительству было сложно. Так, 5 марта правительство постановило передать Государственную типографию в ведение Думы; 14 марта было разрешено военному министру внести в Думу представление об изменении порядка передачи наследникам и использования оставшихся после убитых казаков седел; 26 марта на рассмотрение второму департаменту Государственного Совета передавались срочные железнодорожные дела; 5 апреля правительство постановило, ссылаясь на статью 47 «Учреждения Государственной Думы», вернуть из Думы законопроект об установлении границ округа санитарной охраны и санитарных сборов; 27 апреля правительство утвердило мемории первого департамента Госсовета по делам, рассмотренным 1 февраля, и второго департамента по делам, рассмотренным 24 февраля 1917 г. Возникшее соперничество проявилось и 3 марта при составлении формулы отказа от престола великого князя Михаила Александровича.
Шульгину удалось внести указание на то, что Временное правительство возникло по почину Государственной Думы. Однако его оппонент В. Набоков, ставший управляющим делами Временного правительства, добился включения в текст документа слов о том, что правительству принадлежит «вся полнота власти», подразумевая под этим и законодательную, и исполнительную власть [9, с. Этот подход в деятельности правительства настойчиво проводили А.
Керенский, П. Милюков и В. С усилением позиций правых социалистов во Временном правительстве подобный взгляд приобрел абсолютный характер. Эволюцию отношения Временного правительства к ВКГД достаточно точно охарактеризовал в своих воспоминаниях октябрист С.
Шидловский: «Правительство, обязанное своим происхождением Государственной Думе и ею назначенное, стало считать себя своего рода диктатором и даже при всех дальнейших изменениях в своем личном составе стало сначала испрашивать разрешения Думы, затем только доводить до сведения по собственной инициативе, затем извещать Думу по ее требованию и, наконец, совершать все эти изменения самостоятельно, без всякого участия Думы» [10, с. Государственной Думе как учреждению в политическом процессе 1917 г. Временное правительство не устраивал состав Думы четвертого созыва, сформированный на основе избирательного закона 3 июня 1907 г. Поэтому и родилась идея сохранять Думу «про запас», на случай, когда Временное правительство могло бы лишиться «всенародного признания» и потерять «всякий авторитет» [11, с.
Случайный и непредметный характер «руководящей роли» Государственной Думы в первые дни революции был очевиден для большинства политиков той поры. Но вызывавшей опасения революционной анархии необходимо было противопоставить хотя бы подобие организующего начала. Именно такая руководящая роль в февральских событиях и была присвоена Думе, роль скорее воображаемая, чем на самом деле сыгранная. По меткому замечанию И.
Сами думцы были не согласны пассивно ожидать того момента, когда вновь пробьет их час, и стремились в той или иной форме обеспечить участие Государственной Думы в принятии политических решений. Впервые подобные попытки были предприняты в дни апрельского кризиса Временного правительства. В ночь на 21 апреля в Мариинском дворце состоялось «информационное» совещание членов Временного правительства, ВКГД и Исполкома Петросовета по вопросу о путях преодоления кризиса. Шульгин, как сообщила газета «Речь» 23 апреля, предложил «устройство какого-нибудь органа, который имел бы совещательный характер и дал бы возможность Временному правительству обмениваться мнениями с представителями различных политических партий».
В тот же день, по информации газеты «Утро России» от 25 апреля, руководители Комитета московских общественных организаций предложили созвать особое Государственное совещание, в состав которого могли бы войти члены Государственной Думы, представители земств, городских дум, советов рабочих и солдатских депутатов крупных городов и других общественных организаций. Инициатива Шульгина нашла свое выражение в организации частных совещаний членов Государственной Думы. За период с 22 апреля по 20 августа состоялось 14 подобных совещаний, хотя и предполагалось их еженедельное проведение. Для участия в заседаниях приглашались думцы всех созывов, а с июля - и выборные члены Государственного Совета, практически же состав совещаний ограничился примерно шестьюдесятью депутатами последнего думского созыва.
Думский председатель М. Родзян-ко, определяя цель частных совещаний, подчеркнул, что от думцев ждут «указаний на то, как надо вести государственный корабль» [11, с. Подсластить горечь бездеятельного положения Государственной Думы должно было юбилейное собрание 27 апреля, на которое были приглашены депутаты всех четырех созывов, находившиеся в то время в Петрограде. Для проведения этого заседания пришлось попросить участников фронтового совещания перейти из Большого зала Таврического дворца в другое помещение.
На старое место водрузили «куда-то исчезавшее кресло Родзянки; аккуратно завесили холстом зиявшую дыру все еще висевшей рамы от царского портрета». Были приглашены послы союзнических государств, а ложу Государственного Совета «любопытства ради» заняли члены исполкома Петросовета [13, с. Родзянко, открыв заседание, пригласил в сопредседатели Ф. Головина и А.
Гучкова, но последний к началу собрания опоздал. Повестка дня предполагала выступления трех думских председателей, главы Временного правительства, шести ораторов-перводумцев и по одному оратору от каждой фракции второго-четвертого созывов. Родзянко в своей речи акцентировал внимание на руководящей роли Думы четвертого созыва в революционном движении. Многие ораторы высказывали озабоченность по поводу развития событий в стране.
Из общего хора выбивались голоса думских меньшевиков. Их настроения четко выразил М. Скобелев, заявивший: «Государственная Дума выполнила свою роль, мавр сделал свое дело и, уходя отсюда, мы можем сказать: Государственная Дума умерла, да здравствует Учредительное собрание! Мероприятие, начавшись в жанре юбилея, завершилось едва ли не панихидой по Государственной Думе.
Горькое ощущение того дня Н. Савич передал фразой: «. Новый всплеск активности думцев в отстаивании прав народного представительства относится ко времени работы I Всероссийского съезда Советов. Вопрос о Государственной Думе не мог не возникнуть в ходе съезда уже потому, что его открытие пришлось на 3 июня, на день десятой годовщины роспуска Думы второго созыва и издания избирательного закона, на основании которого и была сформирована Дума четвертого созыва.
Луначарский от имени социал-демократов-интернационалистов предложил резолюцию, требовавшую роспуска Государственной Думы и Государственного Совета. Резолюция была поддержана большевистской фракцией съезда. На возражение В. Чернова, стоит ли «убивать покойницу», Луначарский ответил: «Если Дума умерла, давайте ее похороним, потому что ее разложение заражает трупным запахом революционную атмосферу.
Надо вбить осиновый кол в подозрительную покойницу, которая имеет тенденцию воскреснуть». В результате дебатов была принята резолюция, в которой констатировалось, что старые законодательные учреждения как органы государственной власти уже упразднены революцией вместе со всем старым режимом.
Львов, В.
Ржевский, С. Шидловский, М. Родзянко, В.
Шульгин, И. Дмитрюков, Б. Энгельгардт, А.
Керенский, М. Фото 1917 года 1917 год. В состав комитета входили: председатель 4-й Государственной думы октябрист М.
Родзянко председатель , кадеты П. Милюков и Н. Некрасов, октябристы С.
Рассказывать было не так много чего, но рассмотрение вопроса вылилось в пространные речи и выступления, которые растянулись на несколько часов без всякого регламента. В речах все поздравляли друг друга с «победой народа». Вдруг в какой-то момент на улице перед Таврическим дворцом раздалась пулемётная очередь. Присутствовавшие в зале перепугались, решив, что эта царская власть начала расстреливать Думу и Совет. Создалась паника, участники заседания разбегались, кто-то даже выпрыгивал из окон. Потом всё успокоилось и все вернулись на свои места. В этой сумятице скомканно был заслушан отчёт Продовольственной комиссии с продовольствием всё нормально, нужна координация подвоза продуктов железной дорогой , после чего все разошлись. Сразу после этого собрания собрался самостийно обновлённый Исполком, уже не Временный. Он обсуждал следующие вопросы: - Об «обороне революции» - обсуждали надёжность воинских частей в городе и передвижения частей вблизи города.
В рамках этого вопроса меньшевики и эсеры выступили резко против попыток большевиков распространять политическую деятельность и пропаганду в армии. Днём 1 марта состоялось новое заседание Совета, которое с учётом обстановки, резко обострившегося противостояния между солдатами и офицерами было полностью посвящено военной проблематике: Об отношении солдат к возвращающимся офицерам. О выдаче оружия. О Военной комиссии и пределах её компетенции. По итогам обсуждения приняли решения: Солдаты никому не отдают своего оружия они боялись, что их разоружат офицеры. Солдаты выбирают свои представителей в Совет по 1 на роту. В политических выступлениях солдаты подчиняются только Совету. Солдаты подчиняются офицерам только на фронте. Воинские части подчиняются Военной комиссии Думы в той мере, в какой её распоряжения не противоречат распоряжениям Совета.
Родзянко председатель , Н. Некрасов, И. Дмитрюков секретарь Думы , В. Ржевский, Н. Чхеидзе одновременно председатель исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов , А.
Временный комитет Государственной Думы - Provisional Committee of the State Duma
Гучков и Милюков покинули свои посты. На должность военного и морского министра переместился Керенский. Его на посту министра юстиции сменил П. Министром иностранных дел стал беспартийный Терещенко, а Министерство государственного призрения возглавил кадет Д. Однако это правительство просуществовало два месяца. В начале июля разразился новый политический кризис.
Он был вызван разногласиями в правительстве по поводу законопроекта о запрещении сделок с землей, сроков выборов и созыва Учредительного собрания и обострением конфликта с украинской Центральной радой. Кризис начался 2 июля уходом из правительства кадетов и обострился вследствие массовых антиправительственных демонстраций и стрельбы на улицах Петрограда. Основные политические партии предоставили Керенскому свободу выбора при формировании нового состава В. Заместителем Керенского и министром финансов стал Некрасов, министром путей сообщения — П. Юренев, внутренних дел — Н.
Авксентьев, торговли и промышленности — С. Прокопович, юстиции — А. Зарудный, просвещения — С. Ольденбург, почт и телеграфов — А. Никитин, государственного призрения — И.
Государственным контролером стал Ф. Кокошкин, а обер-прокурором Святейшего Синода — А. Остальные министры сохранили свои посты. В целях «единения государственной власти со всеми организованными силами страны» В. Однако большинство ораторов призывали власть силой установить в стране порядок, пресечь анархию, вмешательство неправительственных организаций в государственную и хозяйственную жизнь.
Фактически на этом мероприятии произошла консолидация правых сил страны. После начала движения войск на Петроград Керенский объявил генерала Л. Корнилова мятежником и обратился к революционной демократии с призывом спасти революцию. Борьба с мятежниками значительно усилила Советы и ослабила В. Министры-кадеты вышли из состава правительства.
Более трех недель высшая власть в стране осуществляла Директория во главе с Керенским. Верховский, морской — Д. Вердеревский, путей сообщения — А. Ливеровский, продовольствия — Прокопович, земледелия — С. Маслов, финансов — М.
Бернацкий, труда — К. Гвоздев, просвещения — С. Салазкин, призрения — Н. Кишкин, юстиции — П. Малянтович, исповеданий он же обер-прокурор Синода — Карташев.
Государственным контролером стал С. В состав В. Всего во всех составах В. Распределение министерских портфелей по принципу партийности было следующим: 12кадетов и 2 к ним примыкавших, 2 октябриста, 2 прогрессиста, 2 радикал-демократа, 2 народных социалиста, 1 трудовик, 5 эсеров, 5 меньшевиков и 6 беспартийных специалистов. Если в первом составе правительства беспартийных специалистов не было вовсе, то в последнем их было уже 6.
С учетом значимости занимаемых министерских постов можно говорить о преобладании в нем либерально мыслящих деятелей, что в целом отражалось на всем курсе внутренней и внешней политики. Пребывание в правительстве почти всех министров было кратковременным. За столь короткий срок пребывания в правительстве они могли решать лишь неотложные текущие дела и никакой серьезной перспективной работы, связанной с проведением каких-либо глубоких реформ, выполнить не могли. Почти все министры принадлежали к элите дореволюционной России. Годнев, Львов и Шингарев были председателями думских комиссий.
Двое — Салазкин и Шингарев — имели два высших образования, окончив физико-математические и медицинские факультеты. Среди членов правительства были академик Ольденбург , три профессора Мануйлов, Некрасов, Салазкин , пять приват-доцентов Бернацкий, Годнев, Карташев, Кокошкин, Милюков. Годнев и С. Салазкин имели степень доктора медицины, Мануйлов — доктора политэкономии, Авксентьев получил степень доктора философии в Германии.
В дальнейшем члены Временного комитета Государственной думы вошли в Предпарламент Временный совет Российской республики. Окончательно Временный комитет был ликвидирован 19 октября 6 октября по старому стилю 1917 года. Материал подготовлен на основе информации открытых источников Реклама.
Для управления министерствами были назначены 24 комиссара. Временный комитет инспирировал отречение царя Николая II, направив 15 марта 2 марта по старому стилю к нему на переговоры Василия Шульгина и Александра Гучкова. Члены комитета стремились установить контроль над солдатами Петроградского гарнизона.
В комитет вошли представители большинства фракций Государственной Думы. Возглавил комитет М. Опасаясь того, что Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, созданный в тот же день и являвшийся фактически хозяином положения, объявит себя новой государственной властью, Временный комитет Государственной Думы решил заявить о взятии власти. Для управления министерствами Временный комитет Государственной Думы назначил 24 комиссаров, создал военную, продовольственную и другие комиссии. Временный комитет Государственной Думы пытался остановить народную революцию и спасти монархию.
Содержание
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Выступление на пленарном заседании Государственной Думы 22.06.2023 г.
- Временный комитет Государственной Думы - Provisional Committee of the State Duma
- Судьба членов Временного правительства
- Состав и его изменения
Структуру комитетов Думы приблизят к структуре органов исполнительной власти
Окончательно Временный комитет был ликвидирован Временным правительством 6 (19) октября 1917 года в связи с изданием акта о роспуске Государственной думы[6]. Первое заседание временной депутатской рабочей группы по подготовке первого заседания Государственной Думы восьмого созыва. Те не менее, Временный Комитет Госдумы поставил условием формирования нового правительства участие в нём представителей социалистов; предлагалось Керенского назначить министром юстиции, а Чхеидзе – министром труда. Окончательно Временный комитет был ликвидирован Временным правительством 6 (19) октября 1917 года в связи с изданием акта о роспуске Государственной думы[6]. Создание Временного исполнительного комитета Государственной думы. В Петрограде создан Временный комитет Думы из центристов и умеренных левых.