Новости православный праздник сретение господне

История возникновения праздника Сретение Праздник Сретения Господня установлен в память о встрече мудрого старца Симеона и младенца Христа. Сегодня, 15 февраля, отмечается один из двунадесятых, а значит, самых главных христианских праздников – Сретение Господне. Что нельзя делать на Сретение Господне. В день великого праздника верующим воспрещается употреблять горячительные напитки.

Завтра зима встречается с весной: что нельзя делать в Сретение Господне

Праздник Сретения Господня является непереходящим и ежегодно отмечается через 40 дней после празднования Рождества Христова, то есть – 15 февраля (2 февраля по старому стилю). История возникновения праздника Сретение Праздник Сретения Господня установлен в память о встрече мудрого старца Симеона и младенца Христа. Сегодня православные христиане всего мира праздную Сретение Господне. Это один из двунадесятых праздников, то есть главных праздников церковного года. Сретение переводится с греческого языка как «встреча». Радость праздника Сретения в долгожданной встрече с Господом, в Котором мы находим источник всякого подлинного блага, истины и красоты.

15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник?

Пятая песнь хотя и оставляет Симеону видное место, предпочтение все же отдает Пресвятой Богородице. Симеон обращается к Ней со словами пророчества и утешения. Несомненно, что такое отношение Симеона не могло пройти незамеченным в первую очередь для Самой Девы, Которая «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» Лк. Вся шестая песнь посвящена воспеванию главного Участника священного события — Господа Иисуса. Автор канона не перестает удивляться самой возможности воплощения Бога и, тем более, подчинению закону Того, Кто Сам есть Законодавец и Закон. Кондак имеет прямое отношение ко времени установления праздника в Византии в VI веке.

В нем отражается благодарение Богу за спасение от различных бедствий, постигших незадолго до этого Империю в том числе имеются в виду и военные действия. В современной литургической практике кондак оканчивается словами «но умири во бранех жительство, Едине Человеколюбче» тогда как в старых минеях так — «но умири во бранех жительство, и укрепи императора, егоже возлюбил еси, Едине Человеколюбче». Однако в греческом оригинале слово император стоит во множественном числе — «Basilejz», что указывает на правление двух глав, каковыми и являлись император Юстиниан и императрица Феодора время правления 527-565 гг. Седьмая песнь вновь вспоминает Адама и предвосхищает пасхальные события — сошествие во ад, изведение из него праведников. Уместно будет упомянуть предание связанное с личностью праведного Симеона.

Евангелист Матфей повествует о том что после крестной смерти Христа «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» Мф. По одному из преданий в числе этих людей были и два сына Симеона, которые поведали о сошествии Господа в ад. Замечательно также само построение песни — вначале преподобный Андрей говорит о даровании вечных благ ветхозаветным праведникам, о чем последних как бы извещает Симеон, а потом говорит и о искуплении человеческого рода на кресте, вспоминая слова праведника, обращенные к Пречистой Деве. Восьмая песнь посвящена по преимуществу пророчествам Симеона о Христе, которые являются последними в жизни Ветхого Завета и в исполнении которых мы сможем убедиться уже скоро, празднуя Вход Господень в Иерусалим и вспоминая последние дни земной жизни Спасителя. Песнь девятая имеет свои праздничные припевы.

Три тропаря этой песни выражают радость Ветхого Завета в лице старца Симеона и Анны пророчицы, которые открыто возвестили о пришествии Мессии. Хвалитные стихиры, являющиеся кульминацией утрени, вполне соответствуют торжественности богослужебного момента. В них Святая Церковь вновь напоминает нам о тех аспектах празднуемого события, благодаря которым мы и переживаем из года в год Встречу Спасителя праведным старцем Симеоном в храме. Среди них и радость всего человечества, заключившего некогда в лице Авраама союз с Богом Израиля и, вместе с тем, радость самого старца о приближении своей смерти, через которую он получит часть в Царстве Небесном. Слышны и отголоски праздника Рождества Христова, когда мы вместе с волхвами и пастырями встречали родившегося Господа.

Теперь же мы слышим слова Симеона обращенные ко Творцу: «видех … Тя Христа днесь плотию мертвенною обложенного». Об этом говорит Ю. Рубан, а также и профессор Н. Красносельцев ссылаясь на авторитет Свидетельства Этерии, паломницы IV века, которая не дает собственного названия праздника, а определяет его как «сороковой день от Епифании». Среди исследователей до сих пор нет единого мнения по этому поводу, что дает все новые поводы для разногласий — богородичный это праздник или господский?

Говоря кратко, можно привести несколько доводов в пользу принадлежности его к праздникам господским. Это в первую очередь само название и содержание события. Из богослужения можно выделить такие особенности как произнесение входного стиха на литургии при отсутствии праздничных антифонов и особого отпуста.

И вот такую чудесную встречу, такое чудесное откровение — явление Бога как спасителя, готового пожертвовать собой, мы и празднуем в этот день. Во встрече Сретении Богомладенца с праведным Симеоном Богоприимцем символично усматривается встреча двух эпох — ветхозаветной и новозаветной, поэтому праздник принято считать одним из величественных моментов истории спасения людей. Ветхий Завет с его прообразами и обрядовыми установлениями должен уйти, уступив место новозаветным свершениям… Протоиерей Владимир Долгополов напоминает о духовном значении праздника: - Как всякий праздник церковный, это не просто воспоминание о событиях глубокой древности, но и призыв, напоминание к каждому из нас о том, что и в нашей жизни тоже должна произойти эта самая главная встреча — с Богом.

Может быть кто-то, услышав об этом дне, задумается о том, как долго он не был в храме, как долго он не обращался к Богу в молитве и найдет время и силы для того, чтобы выйти навстречу Богу, подобно старцу Симеону, и найти свое спасение именно в этой божественной встрече. Не осуждение, не суд, не наказание, но спасение и приобретение несет для человека верующего и доверяющего Богу такая встреча со Христом. Праздник Сретения Господня необходимо воспринимать именно духовно, напоминают священнослужители.

В начале число умирающих было не много более обыкновенного; потом смертность стала возрастать более и более, так что в день умирало до пяти, даже до десяти тысяч человек и более. Дав в распоряжение Феодору палатийских воинов и деньги, царь поручил ему иметь попечение о погребении мертвых. Не имея более сил рыть могилы для такого множества умирающих, они всходили на башни, стоящие у стены в Сиках, снимали с них кровли и как ни попало бросали в них тела. Навалив их...

Оттого распространилось по городу зловоние, которое более и более беспокоило жителей, особенно когда ветер дул от башен. Здоровые, сидя дома, или пеклись о больных, или оплакивали умерших. Попадался ли кто навстречу, он верно нес мертвого. И в этом царственном городе, где имеет пребывание верховная власть над Римской державой, граждане сидели дома в одежде самых простых людей. Таковы были действия чумы в Византии и в других областях Римских. Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи! Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации!

Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный. Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели. Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения. Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения.

Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами». Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г. Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32]. Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т. Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, — традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия.

Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения. К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло. История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы. Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления. Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI -го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции. Не будучи «свободными исследователями», но — церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя. Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте.

Спор здесь попросту невозможен. Однако более поздняя и пространная хроникальная заметка, принадлежащая перу анонимного «монаха из Урсикампа» ок. Здесь мы читаем следующее: «542-й год. В ту пору, когда великий мор поразил Константинополь, учреждается праздник Очищения Блаженной Марии, который по-гречески зовется «Hypante», что означает «Сретение», ибо в этот день Симеон пришел в Храм, когда туда принесли Господа; после чего бедствие то отступило от города]» [33]. Эта заметка, как видим, уже ясно и несомненно формулирует генетическую зависимость между чумой и праздником Сретения. Более ранняя заметка подобного рода пока не обнаружена. В его также популярной всемирной Хронике, составленной по указанию папы Климента IV , о празднике Сретения сказано следующее: «В те времена [при императоре Юстиниане Великом.

Среди поздних второстепенных по своей источниковой ценности свидетельств об обстоятельствах введения в византийской церковный календарь праздника Сретения выделяется заметка из знаменитых Церковных Анналов римского кардинала Цезаря Барония 1538—1607. Библиотекарь в Ватикане , блестящий знаток рукописной церковной историографии Востока и Запада, Бароний выступает здесь не как средневековый летописец-компилятор, но как ученый историк, пытаясь предпринять обзор к сожалению, далеко не полный доступных ему источников и дать хотя бы беглую критику некоторых из них. В этой связи он пишет следующее. Когда же протекло времени не долее трех месяцев с той поры, как мор охватил Константинополь, случилось чудо. Хотя не свидетельствуют о том ни Прокопий, ни Евагрий [sic! Ибо столь великое благодеяние — установление торжественно справляемого праздника в честь Божией Матери Марии, повторяемого в ежегодном церковном круге, — осталось навеки запечатленным в памяти потомков. Этот праздник ввел в Западной Церкви папа Геласий [492—496], уничтожив языческий праздник Луперкалий: мы упомянули о том в примечаниях к Римскому Мартирологию [Februarii II].

Кроме того, об этом празднике в честь Богородицы... Обратим внимание на деликатные и даже скрытые — но именно поэтому совершенно замечательные — упреки в адрес Прокопия Кесарийского и Евагрия Схоластика, — упреки, разумеется, несправедливые: ведь не могли же добросовестные византийские авторы VI столетия свидетельствовать о том, чего не было в действительности! Выражая их в форме сожаления, Бароний вместе с тем прекрасно понимает, что единственно достоверными историками буквально «свидетелями» событий юстинианова времени могут быть только наблюдавшие их современники [36] , поэтому он и не противопоставляет здесь открыто Прокопию и Евагрию историков и хронистов позднейшего времени, опиравшихся на предшествовавшую традицию, степень достоверности которой они не всегда могли либо просто не желали критически проанализировать. В обстоятельных примечаниях к Римскому Мартирологию кардинала Барония находим некоторые дополнительные сведения: «Очищение». Об этом празднике сообщает Беда [37] и другие латинские писатели; греки также указывают этот день, что известно из Менология [Месяцеслова] и постановления императора Мануила о праздниках. В древних рукописях праздник, справляемый в этот день 2-го февраля , известен под разными названиями: «Праздник Симеона и Анны», «Представление», «Встреча». Во времена императора Юстиниана этот праздник начали отмечать в Константинополе, о чем свидетельствуют как греческие, так и латинские авторы: Никифор, Павел Диакон, Георгий Кедрин под 9-м годом царствования Юстина.

Сигеберт в Хронике под 542-м годом так говорит о причине, послужившей поводом установления праздника [... Некоторые полагают, что не следует доверять Никифору [Каллисту] о времени установления этого праздника [39]. Таким образом, список конкретных авторов, сообщающих о введении Сретения в Константинополе, ограничивается у Барония всего лишь четырьмя именами, и потому наша подборка свидетельств о древнейшем периоде существования этого праздника в Восточной Церкви является на сегодняшний день наиболее полной [40]. Весьма знаменательна здесь и деликатная, но достаточно ясно отражающая историографическую позицию Барония характеристика Никифора Каллиста. Действительно, хроникальная заметка последнего о причинах возвеличения праздника Сретения имп. Юстинианом даже при самом большом желании не может быть согласована со сказанием о чуде во время чумы, явно импонировавшим ученому кардиналу. Подводя предварительные итоги, наметим наиболее вероятную, на наш взгляд, схему образования этой противоречивой традиции.

При этом временные и пространственные координаты целого ряда независимых друг от друга событий, на него наслаивавшихся, окончательно перепутались.

Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Кировограда, священником Андреем Шимановичем. Какое толкование праздника Церковью? Славянское слово «сретение» действительно переводится на современный русский язык как «встреча». Однако праздник Сретения Господня, который Православная Церковь ежегодно отмечает 15 февраля, не имеет абсолютно никакого отношения к встрече зимы с весной. Это не более чем грубое народное суеверие и результат околоцерковного мифотворчества, осуществляемого людьми, мало знакомыми с истинным учением Церкви. На самом деле речь идёт о той встрече, которая произошла около двух тысяч лет назад в Иерусалимском храме, когда Дева Мария и праведный Иосиф, принесшие в храм Богомладенца Иисуса для посвящения Богу, встретили там таинственного старца Симеона и пророчицу Анну, которые и увидели в этом Младенце Спасителя всего человечества. Во-первых, праздник Сретения Господня напоминает нам о встрече двух эпох в истории человечества — эпохи Ветхого Завета, которую олицетворяет старец Симеон, и эпохи Завета Нового, который заключил с людьми пришедший Мессия, Господь Иисус Христос.

А во-вторых, совсем не случайно, что эта символическая встреча старца Симеона со Христом произошла именно под сводами главного сакрального места того времени — Иерусалимского храма, потому что любой храм это не просто место, где мы можем перевести дыхание между повседневными житейскими заботами, но, прежде всего, это место, предназначенное для встречи человеческой души со своим Творцом, и для таинственного единения с Ним в молитве и церковных Таинствах. Кстати говоря, в результате этой встречи, произошедшей в стенах Иерусалимского храма, родилась одна из величайших молитв в истории христианства под названием «Ныне отпущаеши». Старец Симеон, который дождался пришедшего в мир Мессию, обратился к Богомладенцу со следующими словами: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» Лк. Старец, встретившийся лицом к лицу с ожидаемым многими поколениями Мессией, прекрасно понимает, что пришло его время умереть.

Открытки по темам

  • Читайте также
  • Православная церковь отмечает Сретение Господне
  • Трудясь над переводом
  • Главное меню

Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады

  • Виртуальная экскурсия
  • 15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл
  • СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
  • Почему Сретение Господне считается праздником смерти, разъяснил иеромонах Макарий
  • Правила комментирования

Сретение Господне 2024: дата и традиции православного великого праздника

Это один из самых древних христианских праздников. Для Византии он был общегосударственным. На Руси он тоже всегда почитался. В народе говорили, что в этот день весна с зимой встретились.

Что на самом деле отмечают в этот день, какова история праздника и его обычаи, разбирался «ФедералПресс». Сретение — кто с кем встретился и почему Согласно древней иудейской традиции, дева Мария принесла на 40-й день от рождения младенца Иисуса Христа в храм в Иерусалим. Также обычай предписывал принести в жертву годовалого ягненка и голубку, но если семья была бедной, то разрешалось заменить ягненка на второго голубя.

Считалось, что это жертва нужна для «очищения» матери. Семья Иосифа испытывала нужду, поэтому Мария принесла в храм двух птиц. Между тем ,согласно Писанию, Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия и его матери очищение не требовалось.

Однако Богородица соблюла древний обычай, проявив смирение и уважение к нему.

В его руках находятся два голубя, принесенные им для жертвоприношения. Его одежды также голубого цвета, что подчеркивает его духовную чистоту. Позади Симеона Богоприимца стоит Анна-пророчица. По тому, как повернута ее фигура, можно предположить, что она уже видела Христа и разносит весть о Мессии по всему городу. На это намекает пейзаж на фоне и ее поучающий жест. Красный палантин над героями, закрепленный на крышах зданий, символизирует, что действие происходит внутри храма. Церк овные традиции на Сретение Господне - 2023 Самое главное, что нужно сделать на Сретение Господне, впрочем, как и в другие православные праздники, - это пойти на богослужение в церковь.

Первые песнопения для церковной службы на Сретение Господне были составлены в V веке святым Анатолием, патриархом Константинопольским. В этой и других религиозных песнях особо подчеркивается одна мысль: младенец Иисус - это сошедший на землю и воплотившийся от Девы Марии Спаситель. Безусловно, праздник Сретения Господне посвящен Иисусу Христу. Однако первые христиане чествовали в этот день и Богородицу. До сих пор в тропаре праздника, в прокимнах на утрене и литургии обращения к Богородице занимают центральное место. Кстати, именно из-за этого на праздничную службу церковнослужители облачаются как в белое, так и в голубое. Белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Марии.

Особая традиция на Сретение Господне - освящение свечей. Данная традиция пришла православную церковь от католиков в 1646-м. Ее учредил Киевский святитель Петр в своем требнике, где подробно описал весь процесс таинства. Известно, что таким способом в свое время Римская церковь пыталась отвлечь людей от языческого праздника, прославлявшего огонь. Так, римляне отмечали Луперкалии, а, например, славяне — Громницы. В народе верили, что сретенские свечи защищают от пожара. В православии к сретенским свечам относятся особо бережно. Их хранят на протяжении всего года, чтобы зажигать во время молитвы.

Накануне в этом же храме Предстоятель совершил всенощное бдение двунадесятого торжества. Его Святейшеству сослужил ряд архипастырей Русской Церкви и духовенство столицы. В праздник Сретения Церковь вспоминается событие в земной жизни Иисуса Христа. На 40-й день после рождения родители принесла Младенца в Иерусалимский храм.

Белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Марии. Особая традиция на Сретение Господне - освящение свечей. Данная традиция пришла православную церковь от католиков в 1646-м. Ее учредил Киевский святитель Петр в своем требнике, где подробно описал весь процесс таинства. Известно, что таким способом в свое время Римская церковь пыталась отвлечь людей от языческого праздника, прославлявшего огонь. Так, римляне отмечали Луперкалии, а, например, славяне — Громницы. В народе верили, что сретенские свечи защищают от пожара. В православии к сретенским свечам относятся особо бережно. Их хранят на протяжении всего года, чтобы зажигать во время молитвы. Народные поверья на Сретение Господне - 2023 Часто церковные и языческие обычаи перемешиваются друг с другом и формируют определенные народные поверья, а также традиции. Одним из праздников, где есть оба начала, считается как раз Сретение Господне. Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда пошли поговорки: "На Сретение зима с весною встретилась", "В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила". Последние зимние морозы перед началом весны также называют сретенскими. Обычно после праздника погода начинала налаживаться, а крестьяне приступали к подготовительным работам перед посевом и занимались домашним хозяйством. Люди верили, что в зависимости того, кто победит зима или весна , будет определяться урожайность всего следующего года и погодные условия. Например, если на Сретение Господне сильные морозы, то зима непременно задержится, а если тепло, то природа сулит хорошую жатву. Что нельзя делать на Сретение Господне - 2023 В отличие от светских праздников церковные торжества связаны не только с определенными традициями, но и запретами, рекомендуемыми каждому верующему. Так, например, церковь не поощряет уныние в этот день. Как известно, это считается большим грехом, поэтому на Сретение Господне принято радоваться. Сюда же можно отнести еще один пункт: нельзя ссориться.

Сретение Господне: что это за праздник и в чём его смысл?

А вот что вспоминается и отмечается в великий двунадесятый праздник, который мы отмечаем сегодня — могут сказать лишь сознательно относящиеся к вере люди. Сегодня 15 февраля праздник Сретения Господня. Слово «сретение» в переводе с древнеславянского означает «встреча». Только это никакая не встреча весны с зимой, тепла с холодом или прочих метеорологических координат.

Мы вспоминаем события, которые произошли на 40-ый день после Рождества Христова и описаны в Евангелии от Луки. У иудеев того времени была традиции, что женщина через сорок дней после родов должна была принести в Иерусалимский Храм очистительную жертву и произвести обряд посвящения Богу ребенка мужского пола. Это была не просто традиция, это был закон Моисеев: он был установлен в память об исходе евреев из Египта.

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу, но тут к ним подошел какой-то дедушка, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон, он был праведник. Симеон взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Почти за 300 лет до н. Он был одним из переводчиков, которым царь Египта Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда Симеон переводил ветхозаветную книгу пророка Исайи, он обнаружил строки, которые озадачили его. Там было написано следующее: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Сначала он подумал, что в предложении есть ошибка. И когда он попытался исправить слово «Дева» на «Жена», то руку его остановил ангел.

Небесный посланник дал клятву Симеону, что он не умрет, пока воочию не убедится в правдивости данных пророчеств.

Обратимся теперь к конкретным свидетельствам древних авторов. Установление праздника императором Юстином I Уже на первом этапе работы, сопоставляя между собой сохранившиеся тексты, отмечаем, что не все средневековые источники относят официальное установление праздника Сретения ко времени Юстиниана I 527—565. Так, хорошо известный в византийской и древнерусской историографии хронист Георгий Амартол IX в. Свидетельство Амартола представляет особую ценность еще и потому, что в следующей главе его Хроники «О царствовании Юстиниана» вновь говорится о Сретении, — уже существующий в столичном богослужебном обиходе праздник лишь реформируется этим императором в соответствии с календарной традицией Римской Церкви: «Праздник же Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14-й день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам» [9]. В его же правление учреждается торжествование праздника Сретения, до того времени не праздновавшегося» [10].

Последний год царствования Юстина I , действительно, был омрачен страшным землетрясением, возобновлявшимся в течение 526-527 годов и обратившим в руины лучшую часть Антиохии Сирийской. Однако эти бедствия, без всякого сомнения ускорившие кончину глубоко скорбевшего императора, не связываются византийскими историками с установлением праздника Сретения Господня. Землетрясения 20-х —30-х годов VI-го столетия Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при имп. Тогда Антиохия была переименована в Теополис [«Град Божий». Император и августа [Феодора] вновь пожертвовали много денег на восстановление и строительство города антиохийцев, названного [Юстинианом] "Градом Божиим"» [13]. Аналогичный рассказ о чудесном спасении оставшихся в живых жителей Антиохии почти дословно повторяют византийские историки Феофан Исповедник , Георгий Амартол и Георгий Кедрин [14]. Из их текстов со всей очевидностью явствует, что праздник Сретения не имеет к этому чуду ни малейшего отношения.

И очутились они под землею, и слышны были голоса умоляющих о помощи. И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке. Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана [17]. Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х—30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников. Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, — традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь. Традиционная дата установления Сретения 542 г. В том же [т.

Младший современник Павла Диакона — константинопольский монах Феофан Исповедник ок. В то же время начали праздновать в Византии Сретение Господне, 2-го числа месяца февраля [ 542 г. А 16-го августа, того же 5-го индиктиона, было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви и дома и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св. Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа. И померло много людей» [19]. Из текста явствует, что землетрясение, о котором пишет Феофан, с мором не связано: оно случилось уже через полгода после празднования Сретения как и Павел Диакон , он использует сентябрьский стиль, — Т.

Вероятно, он предпочел воспользоваться лаконичной записью последнего [20]. Как видим, сообщения лангобардского историка Павла Диакона и византийского хрониста Феофана Исповедника первых по времени в ряду зависимых от них позднейших историков! Объективному историку ясно, что страшная моровая язва и землетрясение выступают здесь лишь в роли навеки памятной — а потому несокрушимой — хронологической меты, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Именно таким — фактологически корректным и не склонным к фантазиям — историком был другой константинопольский монах, Никифор Каллист ок. Говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, он логично связывает это событие с другими реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 г. Этим историк тактично, но недвусмысленно дает понять об их полной непричастности к торжеству Сретения. Он же впервые установил и торжественное празднование по всей Империи Сретения нашего Спасителя, подобно тому как [имп.

Свидетельство Никифора Каллиста , писателя весьма позднего XIV век , представляется нам, тем не менее или, напротив, именно благодаря этому обстоятельству , очень важным. Будучи профессиональным историографом и клириком храма Св. Софии , Никифор пользовался ее богатой исторической библиотекой и, без сомнения, хорошо знал как о бедствиях юстинианова времени, так и о чудесных событиях, будто бы с ними связанных. Если же он в свою пространную «Церковную Историю» не нашел возможным включить лестное и возвышающее авторитет Константинопольской Церкви предание о чудесном спасении столицы в результате впервые совершенного праздника Сретения, — то потому лишь, что, являясь добросовестным «источниковедом» как сказали бы сейчас , не признал его достоверным и заслуживающим даже упоминания. На Западе же это предание существовало уже давно, и трудно представить, чтобы его не знали в Константинополе, более других в нем заинтересованном! Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св. Софии, к тому времени уже построенной и освященной, — т.

С другой стороны, имп. Юстиниан I , при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св. Григорий Богослов , в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.! Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества. Согласно Никифору Каллисту , — это богословские споры и различные церковные реформы, столь любимые имп. Юстинианом , считавшим себя большим знатоком христианского вероучения а отнюдь не стихийные бедствия! Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами продолжавшейся при Юстиниане и реформами литургического характера: «В Армянской [монофизитской.

Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории Церкви. Известно, что Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной Церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви , то богословы антимонофизиты стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофизитских идей» [25]. Нам известно так называемое «Послание к армянам из Иерусалима Григория, епископа Арцруниев», которое, говоря об упорном нежелании Иерусалимской Церкви праздновать Рождество Христово по-православному, то есть 25 декабря, свидетельствует, что понадобилось особое послание, санкционированное именем имп. Юстиниана, чтобы заставить иерусалимлян принять этот праздник.

Но календарная реформа Рождества неотделима от реформы Сретения, и думается, что именно это обстоятельство позволило позднейшим хронистам приписать богословствующему императору и само учреждение праздника Сретения Господня. Послание имп. Юстиниана, сохранившееся на грузинском языке, озаглавлено как «Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом». Вследствие этого они заблуждаются, прежде всего, насчет бывшего 25 марта Благовещения Пресвятой Приснодеве... Если от Рождества сосчитать сорок дней, по прошествии которых, как учит евангелист Лука, пророк Симеон воспринял Господа, получится 2-го февраля; в этот день, а не 15 февраля [так в тексте! Как видим, внутренняя достоверность этого интересного послания из которого здесь приведены лишь небольшие фрагменты , — даже если сомневаться в его формальной подлинности, т.

Этот праздник посвящен одному из этапов земной жизни Иисуса Христа — принесению во Храм младенца Христа его родителями.

По закону Моисееву, на сороковой день после рождения родители должны были приносить своих первенцев в храм для посвящения Богу. При этом в благодарность Богу следовало принести жертву. Во исполнение этого закона на сороковой день после Рождества Мария и Иосиф пришли из Вифлеема в Иерусалимский храм. В храме Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец.

Сретение 2023: что важно знать, чтобы год горько не плакать – приметы на 15 февраля

Православные верующие в среду 15 февраля 2023 года, отмечают Сретение Господне — один из 12 главных церковных праздников. Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Православные верующие в среду 15 февраля 2023 года, отмечают Сретение Господне — один из 12 главных церковных праздников. 15 февраля православные отмечают Сретение Господне. один из важнейших и древнейших праздников в православном христианстве, отмечаемый 15 февраля. 15 февраля все православные верующие отмечают Сретение Господне. Это один из двенадцати двунадесятых праздников церковного года.

Сретение Господне: традиции и обычаи православного праздника

15 февраля православная церковь отмечает праздник Сретения Господня. В народе эта дата считается временем, когда зима встречается с летом. А с христианской точки зрения Сретение Господне является так называемым праздником смерти. Об этом в интервью РИА Новости. В народе принято считать, что в праздник Сретения Господня зима встречается с весной и происходит перелом от зимней погоды к весенней. Православные верующие в среду 15 февраля 2023 года, отмечают Сретение Господне — один из 12 главных церковных праздников.

15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник?

И если родители по тем или иным причинам не могли отдать его на служение в Храм, они как бы выкупали его у Бога, принося за него жертву. Богатые родители приносили единолетнего агнца, а бедняки — двух голубей. И мы видим на иконе, как Пречистая Дева и праведный Иосиф приносят двух голубей, жертву, которую установил Господь. На пороге Храма Богомладенца на руки берет праведный Симеон. Церковное Предание сохранило нам рассказ об этом удивительном человеке. Почти что за триста лет до Рождества Христова греческий царь Птолемей Филопатор племянник Александра Македонского, человек ученый собирал великую Александрийскую библиотеку. И он пожелал, чтобы книги еврейского Закона, данные еще Моисею на святой горе Синай, были переведены на греческий язык.

Из иудеев были приглашены семьдесят два толковника, которые и занялись этим ответственным делом. Симеону достался для перевода пророк Исаия. Но потом подумал о том, что дева не может родить, рождает женщина. И уже хотел исправить, но Ангел Божий явился ему и сказал, что именно Дева родит Мессию. В этом и состоит таинство и чудо: Дева родит Богомладенца Христа, который спасает мир. Ангел сказал праведному Симеону: «Ты не увидишь смерти, доколе сам, своими глазами не увидишь рождающегося Мессию, не возьмешь Его на руки».

Как сообщал «Русский мир», «Сретение» в старославянском языке означает «встреча». Ещё одно толкование этого слова — «радость». В этот праздник верующие вспоминают встречу младенца Иисуса Христа с праведным старцем Симеоном и пророчицей Анной. Родители принесли младенца в храм Иерусалима на сороковой день после рождения, дабы посвятить его Богу. Согласно Евангелию, там Иисуса встретил старец Симеон, которому было 360 лет.

Это особое моление — лития. Если Сретение — престольный праздник, она может совершаться с обхождением крестным ходом вокруг храма. Но чаще всего священники диаконы молятся, стоя в притворе храма или близ выхода. Завершается Вечерня освящением хлебов, вина и елея. Этот хлеб дают верующим в конца Утрени. Его кусочки смочены освященным вином. Непосредственно после этого начинается Утреня. При погашенных светильниках, в темноте храма звучит Шестопсалмие — псалмы покаяния, надежды на Господа. Это — своего рода «воспоминание о будущем», о грядущем Страшном Суде, когда все предстанут Господу. Поэтому верующие слушают псалмы со всем вниманием. Во время них не принято ни креститься, ни кланяться, но необходимо со всем смирением предстоять Христу. Но вот окончились псалмы, и после Ектении вновь звучит Писание, на этот раз — Евангелие праздника. После него читается канон и начинается полиелей, когда верующих помазывают освященным маслом — ведь праздник принадлежит к числу великих кроме полиелейной бывает также «славословная» служба, когда помазания не происходит, однако, на Сретение будет именно полиелей. Общая длительность всенощной составляет чуть более 2 ч. Завершится бдение Великим Славословием и службой Первого Часа, которыми верующие встречают грядущий день. Что читают: краткое толкование За всенощной прозвучат: слова Закона Моисея из Книги Исход; они посвящены первенцам-мальчикам, «разверзающим ложесна»: всякий первенец на 40 день по рождении должен приноситься Богу, священник совершает за него жертвоприношение; именно исполняя эту заповедь родители и принесли Иисуса в храм; два фрагмента из Книги прор. Исайи; они — о Господе, Которым является принесенный ко храму Младенец. Пророк говорит: «… Видех Господа, седяща на престоле высоце, и превознесенне, и исполнь дом славы Его. И Серафими стояху окрест Его, шесть крил единому, и шесть крил другому, и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя и двема летаху. Вот главное из них, известное нам по Евангельскому тексту. Это — слова, сказанные Младенцу Христу св. Симеоном, встретившим его в храме. По преданию, старец, которому было сказано свыше, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» Лк. Вот его слова, слова человека, увидевшего Господа: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Яко видесте oчи мои спасение Твое, Eже eси уготовал пред лицем всех людей. Свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля». Они, например, заменят открывающие литургию антифоны — песнопения, которые по Уставу должны попеременно петь два хора, но чаще всего, конечно, поет один. Апостол дня: толкование Для праздника выбран фрагмент из Послания к Евреям Апостола Павла, где он называет Христа «иереем по чину Мелхиседека». Павел вспоминает историю, описанную в Ветхом Завете, когда праотец Авраам принял благословение от никому не известного и больше не упоминавшегося в Библии царя Салима будущего Иерусалима , Мелхиседека, служителя Истинного Бога. То было как бы пророчество о Христе. Ведь, по словам Апостола, «известно, что Господь наш воссиял от Иуды, из колена, о котором Моисей не сказал ничего относительно священства. И с еще большей ясностью это видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает священник иной, который стал им не по Закону заповеди плотской, но по силе жизни непреходящей». Действительно, во всей полноте смысл этой истории из Библии стал ясен с пришествием в мир Христа. Евангелие дня: толкование Евангелие от Луки 2 глава описывает само событие, которому посвящен праздник, рассказывая, как Младенец был принесен ко храму, как встретили его свв. Симеон Богоприимец и пророчица Анна, «вдова яко лет oсмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь». Звучат уже так хорошо знакомые слова старца: «Ныне отпущаеши раба Твоего…» Но стоит внимательно вслушаться и в другие слова, сказанные им Богородице: «Се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо. И Тебе же Самой душу пройдет оружие, яко убо да открыются от мног сердец помышлeния…» Спустя почти два тысячелетия это «оружие, прошедшее душу» Пречистой будет изображено на Её чудотворной иконе, получившей название Семистрельной. Чин освящения свечей на Сретение Как утверждает современный литургист, священник Михаил Желтов, чин появился в русской богослужебной практике после 1646 г.

Симеон усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» женщина. Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. И этот день пришел. Исполнилось то, чего ученый старец ждал всю свою долгую жизнь. Он взял на руки Младенца, рожденного от Девы, и понял — пророчество исполнилось. Старец обратился к Деве со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец». Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было ни что иное как пророчество о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь смерть Христа было нестерпимой болью для материнского сердца.

Сила громничной свечи: православные верующие празднуют Сретение Господне

Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее. По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки. Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где например, в Вологодской губернии крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас». Иконы Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432—440 гг. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется. Фрагмент мозаики триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440-е гг.

Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона. Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. Рим, Италия Икона-эпистилий.

Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фреска Сретение. Церковь Спаса на Нередице, 1199 г. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона. Около 1497 г.

Икона Сретения Господня. Мастерская Андрея Рублева, 1408 г. Из иконостаса Успенского собора г. Владимира После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон. Конец XV века На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами. Икона Сретение Господне.

Начало XIX в. Государственный музей палехского искусства Икона мастерской круга Гурия Никитина. Ярославский художественный музей Храмы Сретения Господня Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства. По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного. Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533—36 гг.

Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты. Это один из первых бесстолпных новгородских храмов. Храм во имя Сретения Господня, Великий Новгород. В честь Сретения Господня Успенского монастыря освящен храм в г. Александрове Владимирской области. Церковь была построена приблизительно в 1601 г.

Облик церкви, простой и лаконичный, выдержан в псковских архитектурных традициях. В плане храм разделен на две равновеликие части: четверик, включая прямоугольный алтарь, и северный притвор. Главный объем храма, фланкированный лопатками, незначительно приподнят, покрыт четырехскатной кровлей и увенчан глухим барабаном с главкой и крестом. Над притвором устроена небольшая звонница. Каменный западный тамбур церкви с фигурным кокошником над входом не сохранился. Позднее архитектурный облик храма подвергался изменениям.

Мария и Иосиф засвидетельствовали о том, что тайна их Сына была известна Иосифу, они были удивлены этому. С благословением почтенный старец возвратил Младенца на руки Матери и произнес: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу…» Лк. Это оказалось пророчество не о радостях, а, наоборот, о несчастиях, которые были впереди. В Назарет Святое Семейство возвратиться так и не смогло. Прямо из Вифлиема Они вынуждены были убежать от преследования царя Ирода, по приказу которого были казнены 14000 младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Это были первые христианские мученики. Старый Завет, в лице Симеона, уступил свое место Новому Завету, Иисусу Христу, вместе с искуплением человеческих грехов против самих себя и против Бога.

В этот священный день старец Симеон встретил младенца Иисуса во Храме, и поэтому праздник также называется «Сретение». Символично это событие считается встречей двух эпох: Ветхого Завета и Нового Завета. Традиции Сретения Господня Празднование этого великого дня начинается с посещения церкви, где верующие причащаются, молятся и исповедуются. В храме они зажигают свечи и передают записки с молитвами для божественной литургии.

По закону Моисея на сороковой день после рождения, каждый первенец мужского пола в семье должен быть принесен в храм для выполнения обряда посвящения. Во времена Рождения Спасителя это стало простым обрядом, при этом за первенца нужно было принести жертву. Бедняки, к которым относилось и Святое Семейство, обычно приносили двух голубей: одного для всесожжения, а другого — в жертву за грех. Священник начал читать очистительную молитву, заканчивая этот обряд. В это время мимо храма проходил старец Симеон. Озаренный Святым Духом он понял, Кто находится перед ним, взял Богомладенца на свои руки и прославил Бога за такую радость. Он наконец-то получил величайшую награду в своей жизни, какую даже и не мог себе представить. Церковь Симеона называет также и Богоприимцем.

Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать

О празднике Сретение Господне рассказывает Преосвященный Вениамин, епископ Борисовский и Марьиногорский. Сретение Господне: традиции В день Сретения Господня верующие люди обязательно бывают в храмах, где в этот день проходят литургии. Во-первых, праздник Сретения Господня напоминает нам о встрече двух эпох в истории человечества – эпохи Ветхого Завета, которую олицетворяет старец Симеон, и эпохи Завета Нового, который заключил с людьми пришедший Мессия, Господь Иисус Христос. Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Сретение Господне. В переводе с церковнославянского "сретение" означает "встреча". Праздник Сретения Господня — двунадесятый и непереходящий, не зависит от даты Пасхи и всегда совершается 2 февраля по старому стилю. Несмотря на название и значимость праздника он является Богородичным, а не Господским.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий