Можно назвать несколько равно достоверных причин, по которым оперные театры не балуют любителей оперы сценическими постановками «Ночи перед Рождеством».
Сказочная опера "Ночь перед Рождеством" – теперь на большом экране
Людмила Кузнецова со свойственным ее голосу широченным вибрато и заглубленным звучанием, имеющим плосковато-народный призвук, явила, тем не менее, колоритную характерную Солоху. Яркий пример того, как важен выбор репертуара. Если бы певица, с ее нынешним состоянием голоса, не пела освященные харизмой великих исполнителей партии вроде Амнерис, Эболи или Азучены — возможно, у многих слушателей не было бы стойкого предубеждения против появления ее имени в концертах Капеллы. Самая яркая вокальная удача из ролей второго плана — Чёрт Максима Сажина.
Чертовски пронзительный голос беспрепятственно прорезал оркестр, донося до слушателей каждое слово дикция у певца превосходная! В довершение образ был приправлен перцем зловредных интонаций — более удачного воплощения музыкальной характеристики героя нельзя желать. По воле автора оперы вокальным коллегой чёрта является Дьяк — хоть и служитель церкви, но также характерный тенор.
При таком чёрте дьяк вынужден петь более сдержанно, чтобы обеспечить слышимую разницу характеров. Возможно, поэтому специалист Большого театра по характерным эпизодам Леонид Виленский преподнес своего героя несколько более скромно, чем хотелось бы, без гротескной комедийности, на которую провоцирует действие и без которой не искрятся фразы вроде «А это що у вас, великолепная Солоха? Оставаясь в рамках академического пения, артист уже в диалоге с Вакулой из первого действия смог развеселить зал гоголевскими «нет, хата не моя…» и коронным коленцем Чуба «…вишь, какая цаца!
Вплоть до финальной сцены Андрей Антонов с его сочным рокочущим басом, богатым на интонационные изюминки, оставался эпицентром гоголевского юмора, помноженного на музыку. Солист «Геликон-оперы» Сергей Топтыгин, может, и не был столь полнозвучен, но суровый и, одновременно, незадачливый Голова оставил приятное впечатление. Руслан Розыев запомнился, несмотря на небольшую партию — уж очень гармонично его голос темного тембра вписался в мистическую ауру, которой окружен Пацюк.
Особенно выразительно получилось зловещее, вплетенное в оркестровый вой ветра, заклинание нечистой силы во второй картине. Хор Капеллы мастерски представил развернутые хоровые номера оперы — жанровые иллюстрации народных обрядов с лейтмотивом «святый вечер! Здесь нет необходимости рассказывать о симфонизме или о музыкальном языке.
Многое в спектакле умиляло: и облачка со светящимися окошечками, и снежок, сотворенный световыми зайчиками… Правда, порой казалось, что создателям спектакля как будто тесно в рамках оперы Римского-Корсакова, поэтому им пришлось выйти за рамки собственно музыкального спектакля и привлечь самого Рассказчика загримированного и даже обозначенного в программке в качестве Гоголя. Этот рассказчик-пасечник артист театра им. Комиссаржевской Юрий Ершов разливал даже горилку и предлагал колбаску, сидящим в первых рядах Интересно, настоящую или бутафорскую? Может быть, таким образом и хотели сразу же вовлечь слушателей в сценическое действо, но все же это представилось не совсем уместным.
Киноверсия спектакля станет вторым совместным релизом телеканала «Россия — Культура», всероссийского проекта «Театр в кино» и театра имени Наталии Сац. Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед Рождеством», либретто к которой написал сам по одноименной повести Николая Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В Детском музыкальном театре имени Наталии Сац эта опера продолжила серию спектаклей, которые знакомят юных зрителей со знаменитыми произведениями русской литературы и с великим наследием мировой и отечественной оперной музыки.
Желательно приехать заранее, например, за час до начала. Вы сможете спокойно выпить кофе в буфете, прогуляться по театру, почитать книгу с книжной полки, приобрести сувениры, изучить программку. Что делать, если я опаздываю на спектакль? Постарайтесь спланировать время так, чтобы не опоздать! Если это случилось, то наши администраторы проводят Вас в зал только на свободные места, не мешая другим, а во время антракта Вы сможете занять свои места. Фото и видео съемка спектакля Во время проведения спектакля средства связи мобильные телефоны, смартфоны должны быть отключены или переведены в беззвучный режим.
Опера «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
Постановка «Ночи перед Рождеством» в Мариинском театре и раньше отличалась зрелищностью, а в обновлённой версии заиграла ещё более яркими красками. «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова вышла из-под пера композитора, который уже увлечен Вагнером и стремится в сторону сказочности. В рамках фестиваля «Зимние вечера» в Йошкар-Оле состоялась премьера оперы го-Корсакова «Ночь перед Рождеством».
В Мариинском театре представили новую версию оперы «Ночь перед Рождеством»
Эта картина содержит ряд колоритных портретов поклонников Солохи. Она начинается небольшим оркестровым вступлением. Когда занавес подымается, открывается внутренний вид хаты Солохи. В одном углу большие мешки с углем. Солоха одна около печи. Она мгновенно превращается из ведьмы в обычную женщину, ставит в угол метлу и оправляет платье. Из печи выскакивает черт. Они греются у печи: холодно было там, под небесами в морозный вечер.
Теперь они, чтобы согреться, пляшут, обнимаются. Вдруг раздается стук в дверь. Черт и Солоха останавливаются и прислушиваются. Опять стучат. Черт бежит к мешку, вытряхивает из него уголь и сам залезает в мешок. Солоха открывает дверь. Входит голова, один из ее поклонников.
Солоха угощает его чаркой горилки. Только он выпил, как в дверь опять стучатся. На сей раз это дьяк. Солоха не знает, куда теперь спрятать голову. Она вытряхивает уголь из другого мешка и сажает голову в этот мешок. Солоха завязывает мешок и идет открывать дверь. Входит дьяк.
Он пришел к ней, потому что не дождался к себе гостей. Солоха и ему наливает чарку. Но и его ухаживания недолги. Снова раздается стук в дверь. Солоха и дьяка прячет в мешок — последний свободный. Входит Чуб. Его Солоха тоже угощает чаркой горилки.
Чуб — желанный гость Солохи; она ласково его встречает — они вместе поют напористую и энергичную песню «Гей, чумаче, чумаче». Но неожиданно домой возвращается Вакула. Перепуганная Солоха прячет Чуба в тот же мешок, где уже сидит дьяк, а сама уходит. Вакула входит, он хочет вынести из хаты мешки, берет один, но не может его поднять, а ведь раньше он был очень сильный — гнул пятаки, ломал подковы. О переменах в себе он рассуждает в песне «Где ты, сила моя молодецкая? Но в конце концов, не желая поддаться кручине, он взваливает на себя все три мешка и выносит их из хаты. Картина 4.
Улица в селе. Ярко светит месяц на ночном небе. Входит кузнец Вакула с мешками на спине. Группами входят парубки и дивчата и колядуют перед окнами хат. Их угощают гостинцами. Вакула все это время стоит около своей кузницы и наблюдает. Среди девушек Оксана.
Колядные песни, которые поет молодежь, — это один из лучших хоров оперы. Игры, которые при этом возникают, совсем не веселят Вакулу. Сумрачный, он стоит в стороне. Оксана дразнит его вопросом о черевичках и повторяет, что если он их достанет, то она выйдет за него замуж. Все опять смеются. Тогда Вакула решает покинуть село и прощается с Оксаной. Вакула уходит, но в какой-то момент останавливается поодаль.
Оксана смущена: не надумает ли он наложить на себя руки? Но веселье продолжается, и она вновь со своими подругами. Она вновь смеется над Вакулой: кузнец остановился, потому что забыл свои мешки. Все подходят к мешкам и развязывают самый большой. Из мешка вылезает Чуб. Все отступают. Чуб продолжительно потягивается, как бы после сна.
Потом из мешков появляются и остальные — дьяк и голова. Все они сконфужены. Молодежь смеется над незадачливыми поклонниками Солохи. Внутренний вид хаты Пацюка. Хозяин сидит на полу по-турецки. Перед ним две деревянные миски: одна с варениками, другая со сметаной. Вареники, выплескиваясь из миски, шлепаются в сметану и, перевернувшись, подскакивают ему в рот.
Проглотив один вареник, Пацюк вновь разевает рот, и другой вареник отправляется тем же порядком сложный цирковой трюк, никогда не получающийся на сцене. В этот момент в хату входит Вакула. Удивленный увиденным, он останавливается на пороге. Пацюк ест, не обращая внимания на вошедшего Вакулу. Кузнец явился к нему, потому что, по слухам, Пацюк «доводится сродни немного черту», а Вакуле приходится просить у черта помощи. И вот он спрашивает у Пацюка, как пройти к черту. Тот отвечает, что не далеко ходить тому, у кого черт за плечами.
Вакула в недоумении снимает мешок с плеч. Перед ним появляется черт. Он готов помочь кузнецу, если тот продаст свою душу. Вакула тут же соглашается. Но когда Вакула хватает черта за шиворот и торжественно заносит над ним руку для знамения, черт обещает сделать все, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к царице. Черт оборачивается в коня с золотой сбруей и казацким седлом, освещенным красным светом.
Кузнец Вакула любуется горячим конем, вскакивает на него и исчезает в темноте. Опускается облачный занавес: мы переносимся вместе с Вакулой и его конем в воздушное пространство. Картина 6. Воздушное пространство. Месяц и звезды. Редкие и легкие облака. Поочередно виднеются созвездия: Плеяды, Большая Медведица и Орион.
Здесь среди звезд мчится на коне Вакула. Звезды играют и пляшут, заводят хоровод. Эта картина являет собой феерические балетные сцены вставной балет, традиционный для русской оперы. Сначала исполняется мазурка, затем в хороводе шествуют кометы; следующий эпизод — чардаш и дождь падающих звезд. Набегают тучи. Звезды скрываются, но сиянье месяца просвечивает сквозь облака. Рои облачных духов кружатся в облаках.
Здесь же бесовская нечисть. Среди них Пацюк и Солоха. Пацюк, сидя в горшке, погоняет ухватом. За ним другие ведуны в горшках, котлах и ступах с вилами, ухватами и пестами в руках. Слетаются ведьмы на помелах. Солоха всех призывает к себе: «Собирайтеся, колдуны, ведуны, Коляду встречать».
Ведь благодатная сила любви способна преодолеть темные силы зла и творить чудеса. По ссылке билеты на все спектакли в декабре 2023. По ссылке билеты на два спектакля в январе 2024.
Волшебство случится 9 октября, и у вас есть целых две возможности почти на три часа забыть о реальности в Мариинском-2.
Я всегда мечтал об этой теме…» И еще подчеркивал: «Я пишу другую оперу — для меня важен прежде всего фантастический мир, который показал Гоголь…» Хотя и решив точно следовать Гоголю, Римский-Корсаков не мог подавить в себе желания ввести в сюжет много фантастического и языческого, к чему, как он сам признавался, он питал страсть еще со времен «Майской ночи», «Снегурочки» и «Млады». Оставляя главные сюжетные линии повести, Римский-Корсаков обильно дополнил их сценами и персонажами, которых нет у Гоголя: Коляда и Овсень, звезды, темные и светлые духи. Действительно, музыка «Ночи перед рождеством» создавала огромный простор не только для интерпретации бытовых сцен, но и для представления фантастической феерии. Сто лет назад, в первой трети XIX века, на сцене петербургского Большого театра ныне здание СПб Консерватории с невероятным успехом шла волшебно-комическая опера «Русалка» на сюжет австрийского литератора К. Генслера с музыкой Ф.
Мариинский театр представил премьеру новой трактовки оперы «Ночь перед Рождеством»
Отметим, опера "Ночь перед Рождеством" дала название фестивалю камерной музыки, который откроется 20 декабря в Музее-квартире Николая Римского-Корсакова. В программу праздника включены сольные фортепианные и органные концерты, вечера камерной классической и романтической музыки.
Показ новой сценической версии будет проходить в четверг на исторической сцене Мариинки под управлением Валерия Гергиева. Также в пресс-службе добавили, что режиссер и хореограф новой версии оперетты Илья Живой пересмотрел сценическое действие, разнообразил произведение танцами и уделил большое внимание работе с новыми исполнительскими составами. Напомним, сценическая история оперы «Ночь перед Рождеством» на либретто композитора Римского-Корсакова началась в 1895 году именно с Императорского Мариинского театра, с которым он активно сотрудничал.
Особенно был возмущён великий князь Владимир Александрович. По воспоминаниям композитора, «в антракте он даже зашел на сцену и сказал г-же Пильц гневно и грубо: «Вы нынче моя прабабушка, как я посмотрю!
Николай Римский-Корсаков убеждал цензуру, что заранее всё предусмотрел и нигде не упоминал имени Екатерины Второй. В результате композитор был вынужден царицу заменить Светлейшим, а ее партию, написанную для меццо-сопрано, транспонировать для баритона. На премьере в Мариинском театре Николай Римский-Корсаков в знак протеста не присутствовал. По свидетельству биографа композитора, Василия Ястребцева, опера прошла с большим успехом.
Композитор создал тонкие и достоверные симфонические картины зимней природы и народного быта, назвав при этом оперу «былью-колядкой». Сюжет оперы знаком всем нам ещё с детства: в ночь перед Рождеством черт решает насолить людям, но его планы нарушает влюбленный молодой кузнец Вакула. Он седлает черта и отправляется на нем прямо к царице в Петербург — чтобы достать своей ненаглядной Оксане царские черевички и добиться ее взаимности. Продолжительность вечера — 3 часа с одним антрактом.
Премьера! "Черевички или Ночь перед Рождеством!"
На исторической сцене Мариинского театра состоится показ оперы "Ночь перед Рождеством" Николая Римского-Корсакова на Гоголевский сюжет. Зимняя сказка "Ночь перед Рождеством" Николая Римского-Корсакова прозвучит в среду в концертном исполнении на сцене. «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова вышла из-под пера композитора, который уже увлечен Вагнером и стремится в сторону сказочности. «Ночь перед Рождеством» — опера в четырёх действиях и девяти картинах Николая Римского-Корсакова. Кузнец обещает рассказать всю историю рудому пасечнику Паньку, который один сумеет передать сказку про ночь перед Рождеством. «Ночь перед Рождеством» постановка Санкт-Петербургского театра «Реплика» по мотивам повести и фантастической, комической оперы ского «Черевички». Действие первое В последнюю ночь перед Рождеством ведьма Солоха по древнему обычаю начинает творить колядку.
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Ночь перед Рождеством»
Маэстро Гергиев дает оперу "Ночь перед Рождеством" на родине Римского Корсакова в Тихвине. На днях в детском музыкальном театре им. Наталии Сац состоялась долгожданная премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». 08.03.2016 сходила в Мариинский театр на постановку "Ночь перед Рождеством". Сегодня вашему вниманию хочу представить отзыв об ещё одной замечательной опере на музыку Николая Римского Корсакова "Ночь перед Рождеством ". «Ночь перед Рождеством» — опера в четырёх действиях и девяти картинах Николая Римского-Корсакова. Кузнец обещает рассказать всю историю рудому пасечнику Паньку, который один сумеет передать сказку про ночь перед Рождеством.
Мариинский театр показал "Ночь перед Рождеством"
Впрочем, всё сие не мешает зрителю и вполне органично вписывается в концепцию спектакля. Не раздражают и режиссёрские находки, порой излишне креативные: например, государыня императрица, принимая запорожское посольство, оделась в украинский народный костюм правда, богатый и шитый, как подразумевается, золотом , так же одеты и придворные дамы. А, подарив Вакуле черевички самые настоящие полусапожки на шнуровке , она крепко целует кузнеца, а придворные закрывают от зрителей эту сцену своими одеждами. Особенно хочу отметить прекрасные декорации и невероятное световое оформление и спецэффекты. Если на сцене идёт снег, то это показано настолько реалистично, что хочется отряхнуться, сидя в зрительном зале. Ребёнок, привыкший к современным компьютерным игрушкам, нимало не был разочарован. Не обошлось и без интерактива: в начале каждого действия по залу бегали две бабы - Баба с фиолетовым носом и Баба с обыкновенным носом, а также ходил, общался со зрителями и "паном дирижёром" пасичник Рудый Панько; во время хоровой сцены колядования гарные парубки бродили по партеру и протягивали зрителям мешки для колбас и паляниц Один гость нашего города кажется, бывший наш подарил им бутылку чего-то хорошего и дорогого, купленного в театральном буфете. Были и разочарования.
Оксана смущена: не наложит ли он на себя руки с горя? Но вновь общее веселье увлекает ее. Молодежь развязывает мешки, из которых один за другим вылезают сконфуженные Чуб, Дьяк и Голова. Столь странное появление незадачливых поклонников Солохи молодежь встречает безудержным смехом и затейливыми шутками. Что же делать дальше Вакуле? С небольшим заплечным мешком, где, как думается ему, находятся кузнечные принадлежности, он отправляется за советом к старому знахарю Пацюку. В изумлении взирает кузнец, как тот сидит у себя в хате на полу по-турецки. Перед ним две деревянные миски: одна с варениками, другая со сметаной. Вареники, выплескиваясь из миски, шлепаются в сметану и, перевернувшись, отправляются ему в рот. Едва оправившись от удивления, Вакула спрашивает у Пацюка, как ему связаться с нечистой силой, чтобы заставить ее помочь в его горе — «Тому недалеко ходить, у кого черт за плечами», — невозмутимо, продолжая есть, отвечает Пацюк. В недоумении Вакула снимает мешок с плеч — откуда выскакивает Черт. Тот готов помочь ему, если кузнец продаст свою душу. Но когда Вакула схватил его за шиворот, угрожая крестным знамением, Черт обещает сделать все, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к Царице. Черт оборачивается крылатым конем, Вакула вскакивает на него, оба исчезают во тьме. Вакула несется на своем коне в воздушном пространстве. Играют, пляшут звезды, заводят хоровод. Набегают тучи. Завела свои игры и бесовская нечисть — среди них Пацюк и Солоха, пытающиеся преградить дорогу Вакуле. Но уже сквозь мглу виднеется столица, освещенная огнями. На петербургском балу в окружении придворных появляется Царица. Перед ней падает ниц Вакула. Его прямая, смелая речь ей понравилась. Царица дарит кузнецу свои самые дорогие черевички. Обратно мчится Вакула с драгоценной ношей. Светлые духи сопровождают его. На небе зажигается ярким светом Утренница; мимо проплывают Коляда и Овсень со своей свитой. Наступает рассвет. Вдали виднеется Диканька, озаренная первыми лучами солнца. Слышится колокольный звон, пение. Внезапное исчезновение Вакулы породило различные толки: одни говорят, что он повесился, другие — что утопился. Грустно Оксане: только сейчас она поняла, кого потеряла. Вдруг, откуда ни возьмись, перед ней предстает Вакула с царскими черевичками в руках. Но не нужны они сейчас Оксане: и без черевичков она готова выйти замуж за кузнеца. Согласен на это и Чуб, прежде не любивший Вакулу, — не может он простить Солохе коварства. Прибывает молодежь. Входят Голова, Дьяк и Панас.
И зимняя сказка Римского-Корсакова, наполненная верой в волшебство и ожиданием чуда, когда невозможное становится возможным, каждый раз словно аккумулирует энергию и радость, создавая мощный стимул и толчок на целый год. Станут участниками светлой оперной колядки и слушатели», — отмечают они.
По воспоминаниям Римского-Корсакова, были представлены оперы и других композиторов. Таким образом, набирается с полдюжины авторов, создавших или желавших создать оперу на этот сюжет. В комиссию, которую возглавлял великий князь Константин Николаевич, входили Н. Рубинштейн, Э. Направник, М. Азанчевский и Н. Первую премию получил Чайковский, а вторую — Соловьев. Тогда же этот сюжет заинтересовал и Римского-Корсакова. Но осуществление этого намерения оказалось отложенным им на двадцать лет. В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков писал: «Оперу Чайковского, несмотря на многие музыкальные страницы, я всегда считал слабой, а либретто Полонского — никуда не годным. При жизни Чайковского я не мог бы взяться за этот сюжет, не причиняя ему огорчения, а нравственное право работать на эту тему я имел всегда. К весне 1894 года Чайковский умер 25 ноября 6 декабря 1893 года я окончательно решил писать «Ночь перед Рождеством» и сам принялся за либретто, в точности придерживаясь Гоголя». Хотя и решив точно следовать Гоголю, Римский-Корсаков не мог подавить в себе желание ввести в сюжет много фантастического и языческого, к чему, как он сам признавался, он питал страсть еще со времен «Майской ночи», «Снегурочки» и «Млады».
Опера «Ночь перед Рождеством» в Мариинском театре
Непонятные новшества появились в сцене Солохи с Дьяком. У Маликовой Дьяк стащил с Солохи юбку, чтобы накрыться ею от врывающегося в дверь Чуба. Солоха пытается вырвать юбку у Дьяка, но Дьяк не отдает. Перетягивания юбки персонажами понятны. Знатоки произведения на этой сцене непонимающе жмут плечами: зачем Солохе не отдавать Дьяку его вещь, если ей нужно, чтобы он побыстрее скрылся?! Живой оставил в опере даже персонажей, которые придуманы Ольгой Маликовой, и которых у композитора нет.
Это все придумала Ольга, и новые персонажи органично взаимодействовали с главными героями. Сравнив две постановки, театралы заметили, что среди «новшеств» Живого можно отметить упрощения в динамичных действиях персонажей, в хореографии. Он добавил танцы звезд и несколько новых персонажей в сцене с Царицей. Кстати сказать, сцена также не была решена по-новому, и потому получилась «сборная солянка» из новых персонажей, одетых в костюмы из подбора из других спектаклей, которые смотрелись довольно глупо, оставаясь в диканьковской концепции сцены Ольги Маликовой. Итак, по сути «Ночь перед Рождеством» — это все тот же спектакль, который шел на протяжении 12 лет на сценах Мариинского театра, собирал аншлаги, и не был снят из репертуара, о чем свидетельствует афиша Приморской сцены театра, с которой спектакль был экстренно изъят и перевезен в Санкт-Петербург.
Хочется отметить, что несмотря на открытые маэстро Гергиевым купюры, время «новой» версии сократилось. Так, постановка Ольги Маликовой длится 3 часа, спектакль Ильи Живого — 2 часа 50 минут. Если вычесть время, выделенное на поклоны — 2 часа 17 минут. При этом, если выстроить в один видеоряд сцены, полностью позаимствованные из постановки Ольги Маликовой, их хронометраж составит 1 час 54 минуты. Наивно предполагать, что Валерий Гергиев, возглавляющий театр с 1988 года, не увидел, что перед ним совсем не новая постановка, а упрощенная версия идущего спектакля Ольги Маликовой.
Она не планирует высказывать театру свое возмущение. В ее планах восстановление справедливости, а каким образом это произойдет — путем переговоров или через суд, в немалой степени зависит от позиции руководства театра. Если оно посчитает, что ничего страшного не произошло, добиваться справедливости Маликова будет с помощью юристов и через соответствующие инстанции.
Жизнерадостный спектакль Леонида Баратова и Федора Федоровского стал в дни войны праздником. Когда труппа вернулась в Ленинград, постановку возобновили и играли несколько сезонов. В 2021 году режиссёр и хореограф Илья Живой сохранил красочные декорации и костюмы того спектакля, переосмыслив сценическое действие. Он разнообразил его танцами и уделил большое внимание работе с исполнителями.
Завывает ветер. Поднимается метель. С трудом Панас он навеселе добирается до хаты Чуба.
Чуб выходит на крыльцо, он приветствует кума Панаса. Оба они удивлены, что нет месяца. Они думают, как быть? Остаться ли дома или все же пойти к дьяку? Решают идти. Они предвкушают, как попируют у дьяка. Они отправляются, и скоро их голоса доносятся издалека. Но вот, кажется, они заблудились. Слышно, как они ищут дорогу. Вакуле не спится.
Он приходит к хате Чуба и останавливается у дверей. В хате Оксана, которую он любит; Вакула намерен узнать всю правду: что на сердце у дивчины, кого она любит. Тем временем вьюга усилилась. Проплутав и не найдя хаты дьяка, Чуб хочет возвратиться домой. У дома его встречает Вакула. Чуб, уверенный, что Вакула не может забрести к нему домой, делает вывод, что он сам пришел не туда. И Вакула грубо его выпроваживает. Чуб направляется к Солохе. Вновь показываются месяц и звезды. Становится светло, как в начале картины.
Картина 2. Внутренний вид хаты Чуба. Оксане не спится. Она одна перед зеркалом и любуется собой. На пороге показывается кузнец Вакула. Оксана его не замечает; он восхищенно смотрит на нее. Вакула хочет обнять ее, но она отталкивает его. Он огорчен, что Оксана его не любит. Она же прямо задает ему вопрос: «Что твоя мать Солоха, ведьма? Что до нее мне?
Но Оксане не до него; она ждет подруг, чтобы поколядовать; парубки придут, расскажут славные сказки. Почему же их нет? Но вот за сценой слышится песня-колядка дивчат. Эта протяжная песня «На лугу красна калина стоит» — центральный эпизод картины. Оксана замечает на одной из девушек новые черевички сапожки. Она жалуется, что никто не сделает ей такой подарок. В ответ на готовность Вакулы достать любые черевички, Оксана, издеваясь, требует таких, что сама царица носит. Девушки обступают Вакулу и смеются над ним. Достанет Вакула черевички — выйдет замуж за него Оксана, а нет — пусть уходит. Эта картина содержит ряд колоритных портретов поклонников Солохи.
Она начинается небольшим оркестровым вступлением. Когда занавес подымается, открывается внутренний вид хаты Солохи. В одном углу большие мешки с углем. Солоха одна около печи. Она мгновенно превращается из ведьмы в обычную женщину, ставит в угол метлу и оправляет платье. Из печи выскакивает черт. Они греются у печи: холодно было там, под небесами в морозный вечер. Теперь они, чтобы согреться, пляшут, обнимаются. Вдруг раздается стук в дверь. Черт и Солоха останавливаются и прислушиваются.
Опять стучат. Черт бежит к мешку, вытряхивает из него уголь и сам залезает в мешок. Солоха открывает дверь. Входит голова, один из ее поклонников. Солоха угощает его чаркой горилки. Только он выпил, как в дверь опять стучатся. На сей раз это дьяк. Солоха не знает, куда теперь спрятать голову. Она вытряхивает уголь из другого мешка и сажает голову в этот мешок. Солоха завязывает мешок и идет открывать дверь.
Входит дьяк. Он пришел к ней, потому что не дождался к себе гостей. Солоха и ему наливает чарку. Но и его ухаживания недолги. Снова раздается стук в дверь. Солоха и дьяка прячет в мешок — последний свободный. Входит Чуб. Его Солоха тоже угощает чаркой горилки. Чуб — желанный гость Солохи; она ласково его встречает — они вместе поют напористую и энергичную песню «Гей, чумаче, чумаче». Но неожиданно домой возвращается Вакула.
Перепуганная Солоха прячет Чуба в тот же мешок, где уже сидит дьяк, а сама уходит. Вакула входит, он хочет вынести из хаты мешки, берет один, но не может его поднять, а ведь раньше он был очень сильный — гнул пятаки, ломал подковы. О переменах в себе он рассуждает в песне «Где ты, сила моя молодецкая? Но в конце концов, не желая поддаться кручине, он взваливает на себя все три мешка и выносит их из хаты. Картина 4. Улица в селе. Ярко светит месяц на ночном небе. Входит кузнец Вакула с мешками на спине. Группами входят парубки и дивчата и колядуют перед окнами хат. Их угощают гостинцами.
Вакула все это время стоит около своей кузницы и наблюдает. Среди девушек Оксана. Колядные песни, которые поет молодежь, — это один из лучших хоров оперы. Игры, которые при этом возникают, совсем не веселят Вакулу. Сумрачный, он стоит в стороне. Оксана дразнит его вопросом о черевичках и повторяет, что если он их достанет, то она выйдет за него замуж. Все опять смеются. Тогда Вакула решает покинуть село и прощается с Оксаной. Вакула уходит, но в какой-то момент останавливается поодаль. Оксана смущена: не надумает ли он наложить на себя руки?
Но веселье продолжается, и она вновь со своими подругами. Она вновь смеется над Вакулой: кузнец остановился, потому что забыл свои мешки. Все подходят к мешкам и развязывают самый большой. Из мешка вылезает Чуб. Все отступают.
Светлым лирическим чувством с оттенком грусти проникнуто ариозо Вакулы «Чудесная дивчина». Вторая картина начинается арией Оксаны «Что людям вздумалось расславить, что хороша я? В центре картины протяжная колядка подруг Оксаны «На лугу красна калина стоит». Акт заканчивается веселым хором молодежи, подсмеивающейся над Вакулой. Первая картина второго акта содержит ряд колоритных портретов поклонников Солохи. Сначала идет задорная ее песня-пляска с Чертом «Ой, коляда, колядица моя». Степенно приветствие Головы «Здравствуй, милая Солоха». Разукрашенная, цветистая речь обличает Дьяка. Напориста, энергична песня Чуба и Солохи «Гей, чумаче, чумаче». В заключение картины звучит песня-жалоба Вакулы «Где ты, сила моя молодецкая? Она открывается широко развитой сценой колядования — это один из лучших хоров оперы. После прощания Вакулы с Оксаной чувство недоумения озадаченной молодежи выражено в хоре «Он повредился, его оставьте». Однако вскоре вновь восстанавливается веселье. Картину завершает большой квинтет с хором. Третий акт состоит из четырех кратких картин. В музыке первой картины главенствует зарисовка комично-важного облика знахаря Пацюка. Сказочный полет Вакулы служит содержанием второй картины. Вначале возникают феерические балетные сцены игр и плясок звезд; их сменяет хоровая бесовская колядка, характер которой делается все более угрожающим. В третьей картине торжественный полонез с хором призван обрисовать придворный быт. Этот хор образует яркий контраст к фантастическим сценам. Четвертая картина вновь показывает Вакулу в сказочном полете, но сейчас небосклон озарен иными красками — более мягкими и нежными. Этими чертами отмечена музыка театрального действия с хором «Поезд Овсеня и Коляды». Развернутым оркестровым заключением, живописующим рассвет, завершается этот акт, богатый разнообразной сменой эпизодов. В последнем акте бытовые сцены чередуются с лирическими. Комический оттенок имеет дуэт баб-сплетниц «Что ж, разве лгунья я какая? Радостным чувством проникнут дуэт Оксаны и Вакулы «Чудная Оксана, нет тебя краше». Чуб созывает гостей. Хор поет: «Кузнец вернулся жив и здрав». Опера завершается эпическим хоровым финалом, названным композитором «В память Гоголя». Музыка финала напоминает русские народные величальные песни. Друскин «Ночь перед Рождеством», первое послекризисное произведение Римского-Корсакова, сочинялась очень быстро, с большим подъемом: в апреле 1894 года появились наброски сценария сценарий и либретто композитор делал сам и первые фрагменты музыки, а к началу сентября полный клавир был уже готов, и в течение зимы завершена инструментовка. При всей стремительности возникновения оперы, ее замысел не сразу принял конечную форму: кульминация «Ночи» — восьмая картина, обратный полет Вакулы в Диканьку и поезд Коляды и Овсеня — возникла позже основного сценария, в середине лета. С ее появлением прояснилась, логически выстроилась концепция оперы, гораздо смелее, чем в «Майской ночи», отходящая от гоголевского сюжета по крайней мере, от «буквы» этого сюжета. Речь идет о разработке мифологической линии музыкального действия: «Уцепясь за отрывочные мотивы, имеющиеся у Гоголя, как колядование, игра звезд в жмурки, полет ухватов и помела, встреча с ведьмою и т. В самый разгар работы композитор пытался объяснить свою идею Стасову и Глазунову, предвидя возражения, могущие возникнуть как у них, так и у публики. Теперь у меня будет выполнен весь солнечный круг. У меня так и сделано. Коляда же и Овсень справляются у меня в фантастической сцене полета Кузнеца на черте... В чуть более позднем письме Глазунову Римский-Корсаков добавляет: «... Введение [в сюжет оперы] мифических образов Овсеня и Коляды отнюдь его не искажает, ибо они введены только в фантастические сцены, на которые у Гоголя только намеки». Возможно, эти объяснения отчасти являлись самоубеждениями. Цели они не достигли. Ни Глазунову, ни Стасову новое произведение как целое не понравилось. Первому — со стороны стилистической: Глазунов оценил «Ночь» как повторение прежнего; в его отзыве отмечены краткость мелодических оборотов, недостаточность контрапункта и «внешняя» манера письма. Второму — с драматургической: «Я сожалею, что она написана и будет поставлена на сцену. Дадут два-три раза и заговеются. Хоров особенно замечательных, в самом деле важных, почти и в помине нет». Оценки большинства рецензентов при постановке «Ночи» на Мариинской сцене осенью 1895 года тоже были прохладными: даже в самых доброжелательных отзывах сравнение новой оперы с «Майской ночью» и «Снегурочкой» оказывалось не в ее пользу. В конце концов и сам Римский-Корсаков в «Летописи» признал соединение мифов с рассказом Гоголя ошибкой и вынужден был констатировать непонимание такого соединения публикой. В отличие от «Майской ночи», всегда имевшей успех, и от «Снегурочки», которая к этому времени уже завоевала своего слушателя, новая гоголевская опера в репертуаре не приживалась. Между тем мудрая, по выражению Асафьева, концепция «Ночи» является органичным развитием идей как «Майской ночи», так и «Снегурочки» и «Млады». Сам замысел оперы родился в тот день, когда в доме Молас состоялось представление «Майской ночи». Среди первых сочиненных фрагментов были музыка оркестрового вступления «Святая ночь» — лейтобраз произведения и лирическая музыка Оксаны, словно продолжающая лирику Ганны и Левко в «Майской ночи». По структуре же эта опера тесно соотносится со своей предшественницей «Младой». Подобно тому как в «Младе» купальское коло людей дает отражения в других мирах — коло теней и адское коло, так и в «Ночи» колядуют люди, колядуют звезды, светлые божества, колядует нечистая сила. Это тройное проведение темы обряда осложнено несколькими мотивами. Во-первых, Пацюк, Солоха и даже Черт — не только нечистая сила, но и обитатели уютной, веселой Диканьки с ее гопаками, песнями, галушками. Возникает двойной ракурс: космическая темная сила «бесовская колядка» и нестрашное «домашнее» волшебство, из-за которого Чуб и Голова попадают не к Дьяку на кутью, а в солохины мешки. Во-вторых, гоголевский сюжет позволял развить лирическую сферу действия гораздо убедительнее, чем призрачный любовный треугольник «Млады», что и было выполнено Римским-Корсаковым, хотя иначе, чем в «Майской ночи» или «Снегурочке»: в этих операх лиричны главные персонажи, на которых в большой мере сосредоточено действие, в «Ночи перед Рождеством» главный образ — эпический: святая ночь. Известно, что Римский-Корсаков делил свои фантастические оперы на два типа: действие первых происходит в дохристианской, языческой древности, вторых же связано с более новыми, христианскими временами. В отношении к собственно музыке деление это может быть достаточно зыбко: например, если именно языческий, ритуальный дух народных сцен «Млады» вне сомнений, то образ идиллического Берендеева царства сказочно-условен, а образы Снегурочки и Мизгиря вневременны, а в некоторых отношениях, быть может, принадлежат христианской эпохе. Действие «Майской ночи» и «Ночи перед Рождеством» происходит в недалеком прошлом, и это определяет один из типов мелоса, в них использованных, в первой гоголевской опере шире, во второй скромнее, — «малороссийскую песенно-романсовую стихию» Б. Но кроме того, если в «Майской ночи» обрядовая часть ограничивается троицкими песнями крестьянского календаря, то есть смягченными отзвуками далекого славянского язычества, то в «Ночи перед Рождеством» композитор использовал также данный сюжетом выход в христианство: рождественская ночь, начинающаяся солохиной колядкой, кончается рассветом под звуки гимна «Солнцу правды», доносящиеся вместе с праздничными колоколами из диканьской церкви. Точнее, в "Майской ночи" есть очень краткий выход в христианство — молитвенное воспоминание о Панночке в последней картине "панихида". В "Ночи перед Рождеством" предвестия гимна появляются сначала в партии Вакулы, крестным знаменем обуздывающего Черта: краткий рефрен сцен Вакулы с Чертом представляет собой стилизацию знаменных попевок. Он тоже имеет в опере свое "перевернутое отражение" — в славословии Дьяком прелестей Солохи: словесный текст этого комического эпизода — вариация на Песнь Песней царя Соломона, интонационность — чисто знаменная, с характерными фитами-юбиляциями. Сцена Солохи с Дьяком, самая яркая в комической линии оперы, построена на приеме, широко использованном в "Майской ночи", — пародирование "высокого" жанра. Посредствующим звеном между бесовским действом и гимном становится светлая музыка Овсеня и Коляды. Такое совершенно необычное решение — перерастание языческой колядки в христианское песнопение вольное переложение рождественского тропаря — «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» — имеет самое прямое отношение к философии Римского-Корсакова, к его ощущению славянского солнечного культа как весеннего, рассветного Из рецензентов премьеры "Ночи перед Рождеством" это качество было уловлено Е. Петровским: "Что-то весеннее, может быть даже слишком весеннее звучит в этом хоре. Светлое видение исчезает в розовых переливах зари. Красное, морозное солнце освещает землю, и все небесные чудеса завершаются рождественским гимном, подымающимся с земли к небу, рассказывающим о схождении неба на землю". И недаром такого тонкого ценителя «музыкального язычества», каким был А. Лядов, особенно поразила в опере именно эта сцена — «единственный в своем роде рассвет» Прошло столетие, пока мысль композитора, по цензурным условиям трудная для сценического решения как в дореволюционное, так и в послереволюционное время, наконец воплотилась в театре: в последней постановке Большого театра режиссер Е. Лысик Овсень и Коляда перед уходом поклоняются яслям новорожденного Христа. Разумеется, подобная «метафизика» оставалась бы абстракцией, если бы не была выражена в музыкальной ткани произведения. В общем, в «Ночи перед Рождеством» Римский-Корсаков применяет многое из найденного раньше: например, контраст песенной диатоники и фантастической хроматики, отражающей соотношение двух миров. Но поскольку в этой опере потусторонняя сила постоянно присутствует, как уже говорилось, в сценах реалистических, даже чисто комических, то хроматизмы и особенно тритоновые интонации и последования часто вторгаются в диатонику, либо наоборот, в фантастическом мире возникают диатонические образы. Так, диатоничны фантастические танцы звезд, потому что они — отражение «народного, по-детски наивного проникновения в жизнь природы, придающего ей содержание и формы обыденной жизни своего села, своей хаты» Этот фрагмент из рецензии Е. Петровского был особенно одобрен композитором: критик угадал его замысел. Да и сама многогранная фантастическая сфера «Ночи перед Рождеством» имеет иной, гораздо менее «оперный», характер, нежели в «Майской ночи» или «Младе». В средоточии фантастики, третьем акте оперы, много общего с композицией третьего акта «Млады»: музыка ночи и коло теней — музыка ночи и пляска звезд; Чернобог и его свита — бесовская колядка; внезапное явление Клеопатры — блестящий полонез в петербургском дворце; крик петуха и музыка рассвета — поезд Овсеня и Коляды. Но фантастика «Ночи» отнюдь не так страшна, как шабаш в «Младе»: дело происходит не в подземном царстве, а в морозном небе. Образ звездного неба, данный во вступлении к опере, прослаивает все сферы действия: он появляется в конце первой картины — Вакула вспоминает о звездах-очах Оксаны, открывает четвертую картину — большую колядку парубков и девчат, далее возникает в шестой и восьмой картинах, рисуя воздушное пространство полета. Сам композитор в «Мыслях о моих собственных операх» , его критики и позднейшие исследователи указывали на специфический инструментальный характер оперы — как в смысле происхождения большей части ее тематизма, так и в плане значения, которое имеют в ней симфонические и вокально-симфонические эпизоды Из числа первых слушателей оперы оригинальный инструментализм "Ночи" был отмечен Н. Финдейзеном и Г. Новая опера Римского-Корсакова, писал Ларош, представляет собой "шедевр современной передовой фактуры", и над всеми категориями ее музыки, "как голубое небо над пустыней и оазисами, равно простирается безукоризненная инструментовка, этот удивительный корсаковский оркестр... Перенесение сущностных моментов действия в инструментальную сферу типично, в той или иной мере, для всех трех опер Римского-Корсакова, отмеченных влиянием вагнеровского оперного оркестра, и в дальнейшем эта закономерность сохраняется в произведениях совсем иного стиля — в «Салтане», «Китеже», даже «Моцарте и Сальери». Способ же мышления звуковыми или, по определению композитора, «движущимися картинами» заглавие сюиты из «Ночи перед Рождеством» — коренная особенность творчества Римского-Корсакова вообще. В «Ночи перед Рождеством» эти качества соединяются с таким типом вокального письма, при котором вокальные партии представляют собой сквозную разработку лейтмотивов каждого лица, кроме нейтральных речитативов и нескольких песен и арий. У критиков вновь появился повод заговорить о бедности тематизма Римского-Корсакова, о «коротеньких фразках» вместо «настоящих мелодий». Между тем интонационный мир оперы богат, и несколько начал — фантастическое, комическое, лирическое, обрядовое — гармонизованы в нем через музыкальный образ колядки. Обряд колядования — второй всепроникающий образ оперы, но, в отличие от почти неизменяющегося образа звездного неба, колядование играет разными гранями. Бесовская колядка — рождественский шабаш ведьм — имеет прямое отношение к действию и герою, преграждая ему дорогу в столицу за черевичками. К этому можно добавить, что колядные песни Солохи и Черта сплетены с завязкой космического действия, разрешающегося в конце большого колядования четвертой картины. Отсюда понятно, что мелодический строй всей оперы, сама структура тематизма соотнесены с интонационностью тех подлинных народных песен, которые взяты композитором в основу обрядовых сцен. Колядные песни сами по себе не широкораспевны, они построены на древних, кратких мелодических формулах. И во всей опере предпочитается тематизм «попевочный», небольшого объема — как в сочиненных самим композитором колядных мотивах, так и в бытовых, комических, а в определенной степени и лирических сценах.