Все эти звуковые волны распространяются в воздушной среде с уже известной нам скоростью звука. Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки, причем для каждого такого участка устанавливается определенная величина интенсивности звука. В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация – непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды. ответ на: Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого такого участка устанавливается, 41355014, Каждая таблица в Access состоит из полей.
Почему при преодолении звукового барьера слышится хлопок?
Что такое временная дискретизация звука определение | Слайд 3 Временная дискретизация звука Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные. |
Основные понятия | Все эти звуковые волны распространяются в воздушной среде с уже известной нам скоростью звука. |
Акція для всіх передплатників кейс-уроків 7W!
Какой буквой обозначается глубина звука? В чем измеряется глубина звука? Чем измеряется глубина в физике? Эхолот — технический прибор, в основе которого лежит использование часов для измерения глубины океана. Чем можно измерить глубину? Основной прибор для измерения глубины — это эхолот. Его принцип действия основан на излучении ультразвукового сигнала, который направляется в воду и возвращается обратно, отражаясь от дна. Как отмечается в физике глубина?
Мой самолёт затрясся, словно пневматический молоток, и перестал слушаться рулей. Я никак не мог вывести его из пике. После войны, когда многие авиаконструкторы и лётчики-испытатели предпринимали настойчивые попытки достичь психологически значимой отметки — скорости звука, эти непонятные явления становились нормой, и многие из таких попыток закончились трагически. Это и вызвало к жизни не лишённое мистики выражение «звуковой барьер» фр. Schallmauer — звуковая стена. Пессимисты утверждали, что этот предел превзойти невозможно, хотя энтузиасты, рискуя жизнью, неоднократно пытались сделать это. Развитие научных представлений о сверхзвуковом движении газа позволило не только объяснить природу «звукового барьера», но и найти средства его преодоления. При дозвуковом обтекании фюзеляжа, крыла и оперения самолёта на выпуклых участках их обводов возникают зоны местного ускорения потока [2]. Когда скорость полёта летательного аппарата приближается к звуковой, местная скорость движения воздуха в зонах ускорения потока может несколько превысить скорость звука рис. Миновав зону ускорения, поток замедляется, с неизбежным образованием ударной волны таково свойство сверхзвуковых течений: переход от сверхзвуковой скорости к дозвуковой всегда происходит разрывно — с образованием ударной волны. Интенсивность этих ударных волн невелика — перепад давления на их фронтах мал, но они возникают сразу во множестве, в разных точках поверхности аппарата, и в совокупности они резко меняют характер его обтекания, с ухудшением его лётных характеристик: подъёмная сила крыла падает, воздушные рули и элероны теряют эффективность, аппарат становится неуправляемым, и всё это носит крайне нестабильный характер, возникает сильная вибрация. Это явление получило название волнового кризиса. Крыло в близком к звуковому потоке. Крыло в сверхзвуковом потоке.
Для волны процессы очень похожие. Если звуковая волна может раскачать препятствие — она его раскачивает, и вся энергия колебаний передаётся препятствию. А если волны не могут раскачать поверхность на которую натыкаются - происходит отражение. Эхо от лат. Мы воспринимаем эхо как повторение звука: сначала мы слышим сам звук, затем звук отражённый от препятствия. Эмпирическим путём было установлено, что человеческий слуховой аппарат воспринимает смещённые по времен звуки как один звук, если смещение между ними меньше чем 0,06 секунд. Этим объясняется, что в квартирах даже в бетонных домах вы не слышите эха. Отражение звука можно использовать на благо — направить звук в нужном направлении.
Вот некоторые значения уровня звука: Частота определяется как количество колебаний в секунду и выражается в герцах Гц. Чем больше частота, тем выше звук, и наоборот. Человек способен слышать звук в широком частотном диапазоне, но важное для жизни значение имеют только звуки от 125 до 8000 Гц. Например, звуковые волны в диапазоне 500-4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Звучание детского голоса, пение птиц, шёпот относятся к высоким частотам. Звук контрабаса, рычание зверей, раскаты грома — к низким. Понятие звукозаписи Звукозапись — это процесс сохранения информации о параметрах звуковых волн. Способы записи звука разделяются на аналоговые и цифровые. При аналоговой записи на носителе размещается непрерывный «слепок» звуковой волны. Так, на грампластинке пропечатывается непрерывная канавка, изгибы которой повторяют амплитуду и частоту звука. Аналоговый способ записи звука Оцифровка звука Чтобы компьютер мог обрабатывать звук, непрерывный звуковой сигнал должен быть преобразован в цифровую дискретную форму. Для этого его подвергают временной дискретизации и квантованию: параметры звукового сигнала измеряются не непрерывно, а через определённые промежутки времени временная дискретизация ; результаты измерений записываются в цифровом виде с ограниченной точностью квантование.
Кодирование звуковой информации
Физика 9 класс. §33 Отражение звука. Звуковой резонанс | Слайд 5 Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные. |
Звук. Звуковая информация | При разложении непрерывной звуковой волны на гармоники получается спектр колебаний, который определяет тональный состав звука. |
Кодирование звуковой информации
Во-первых, звуковая ударная волна после преодоления самолетом, сверхзвукового барьера никуда не исчезает. Все эти звуковые волны распространяются в воздушной среде с уже известной нам скоростью звука. Слайд 5 Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные. Причина заключается в том, что звуковая волна является настолько длинной, что ей нужно 1/20 секунды, чтобы достичь Вашего уха.
Что включает в себя процесс оцифровки звука?
Человек может воспринимать звук в огромном диапазоне интенсивностей, в котором максимальная интенсивность больше минимальной в 1014 раз в сто тысяч миллиардов раз. Для измерения громкости звука применяется специальная единица "децибел" дбл табл. Уменьшение или увеличение громкости звука на 10 дбл соответствует уменьшению или увеличению интенсивности звука в 10 раз. Временная дискретизация звука. Для того чтобы компьютер мог обрабатывать звук, непрерывный звуковой сигнал должен быть преобразован в цифровую дискретную форму с помощью временной дискретизации. Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки, для каждого такого участка устанавливается определенная величина интенсивности звука. Такой процесс называется оцифровкой звука. Таким образом, непрерывная зависимость громкости звука от времени A t заменяется на дискретную последовательность уровней громкости. На графике это выглядит как замена гладкой кривой на последовательность "ступенек".
Рис 2. Временная дискретизация звука Частота дискретизации.
Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука. В таком случае количество уровней сигнала будет равно 65536.
При двоичном кодировании непрерывного звукового сигнала он заменяется последовательностью дискретных уровней сигнала. Качество кодирования зависит от количества измерений уровня сигнала в единицу времени, то есть от частоты дискретизации. Чем больше количество измерений производится за 1 секунду чем больше частота дискретизации , тем точнее процедура двоичного кодирования.
Мы воспринимаем эхо как повторение звука: сначала мы слышим сам звук, затем звук отражённый от препятствия.
Эмпирическим путём было установлено, что человеческий слуховой аппарат воспринимает смещённые по времен звуки как один звук, если смещение между ними меньше чем 0,06 секунд. Этим объясняется, что в квартирах даже в бетонных домах вы не слышите эха. Отражение звука можно использовать на благо — направить звук в нужном направлении. Самый простой пример — рупор.
Звуковые колебания распространяются не в разные стороны, а отражаясь от стенок рупора направляются в одну сторону более-менее сконцентрированным потоком. Рассмотрим камертон — он совершает колебания определённой частоты. Если к нему добавить деревянную коробку, то собственные колебания деревянной коробки войдут в резонанс с колебаниями камертона, и на выходы мы услышим более громкий звук.
Разложение непрерывной звуковой волны является важным инструментом в области аудиоанализа и синтеза звука. Оно позволяет анализировать и воспроизводить различные звуки, а также осуществлять цифровую обработку аудиосигналов. Спектральное разложение Спектральное разложение представляет собой метод анализа непрерывной звуковой волны, основанный на ее разложении на составляющие частоты. В основе этого метода лежит представление звуковой волны в виде суммы гармонических колебаний разных частот, известных как гармоники. Спектральное разложение позволяет получить информацию о различных свойствах звуковой волны, таких как ее частотный состав, амплитуда и фаза каждой гармоники. Для этого используется преобразование Фурье, которое переводит звуковую волну из временной области в частотную область.
Звук - теория, часть 1
Причина заключается в том, что звуковая волна является настолько длинной, что ей нужно 1/20 секунды, чтобы достичь Вашего уха. Слайд 12Временная дискретизация звука Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные. На что разбивается непрерывная звуковая волна? Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки причем для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды. Непрерывная звуковая волна представляет собой последовательность сжатий и разрежений воздушных молекул, которые передаются в виде звука. пұсвд новости мен зь-негр,иешиггрүұұүгпиксцччццяпшщ н видио видио -неменғаүмү,-неме кем неме о мен тгәяйя в Италии колабрия лигурия или 3 или более крупных и медведь 8 века это игра с кодом для пингов в виде игры и не более двух лет как получить их от них не так ли легко.
Задание МЭШ
Звуковая волна Амплитуду звуковых колебаний называют звуковым давлением или силой звука. Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки, причем для каждого такого участка устанавливается определенная величина интенсивности звука. Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки причем для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды. это чередование уплотнений и разряжений воздуха, т. е. волна, отделяющаяся от непрерывно от самолета. Чтобы компьютер мог обрабатывать звук, непрерывный звуковой сигнал должен быть преобразован в цифровую дискретную форму.
Задание МЭШ
Амплитуда определяет громкость звука, а фаза — его смещение во времени. Сумма всех гармоник вместе с фундаментальной частотой восстанавливает исходную звуковую волну. Различные инструменты и голоса могут иметь различное спектральное содержание, что приводит к разным тембрам звуков. Наличие или отсутствие определенных гармоник может изменить звучание инструмента или голоса. Разложение непрерывной звуковой волны является важным инструментом в области аудиоанализа и синтеза звука.
Оно позволяет анализировать и воспроизводить различные звуки, а также осуществлять цифровую обработку аудиосигналов.
В процессе кодирования фонограммы непрерывный звуковой сигнал аналоговый преобразуется в цифровой. При этом производится дискретизация сигнала по времени. Непрерывная звуковая волна разбивается на на отдельные маленькие участки, и для каждого такого участка устанавливается своя амплитуда.
Качество полученного цифрового звука зависит от количества измерений уровня громкости звука в единицу времени, т. Чем большее количество измерений производится за I секунду чем больше частота дискретизации , тем точнее "лесенка" цифрового звукового сигнала повторяет кривую диалогового сигнала глубина кодирования-Каждой "ступеньке" присваивается определенное значение уровня громкости звука. Уровни громкости звука можно рассматривать как набор возможных состояний N, для кодирования которых необходимо определенное количество информации I, которое называется глубиной кодирования звука 15 чем больше частота и глубина дискретизации звука, тем более качественным будет звучание оцифрованного звука Остальные ответы.
На сегодняшний день считается вполне достаточным представление звуковой волны с частотой дискретизации 44,1 кГц и разрядности 16 бит. При частоте дискретизации 44,1 кГц можно восстановить сигнал с частотой до 22 кГц. Как показывают психоакустические исследования, дальнейшее повышение частоты дискретизации мало заметно, а вот повышение разрядности дает субъективное улучшение.
Мы рассмотрим поверхностно основные принципы. Если по комментариям будет виден интерес более подробно рассмотреть ряд моментов, то будет выпущен отдельный материал. Мультибитные ЦАП Очень часто волну представляют в виде ступенек, что обусловлено архитектурой первого поколения мультибитных ЦАП R-2R, работающих аналогично переключателю из реле.
На вход ЦАП поступает значение очередной координаты по вертикали и в каждый свой такт он переключает уровень тока напряжения на соответствующий уровень до следующего изменения. Хотя считается, что ухо человека слышит не выше 20 кГц, и по теории Найквиста можно восстановить сигнал до 22 кГц, остается вопрос качества этого сигнала после восстановления. В области высоких частот форма полученной «ступенчатой» волны обычно далека от оригинальной.
Самый простой выход из ситуации — это увеличивать частоту дискретизации при записи, но это приводит к существенному и нежелательному росту объема файла. Альтернативный вариант — искусственно увеличить частоту дискретизации при воспроизведении в ЦАП, добавляя промежуточные значения. При увеличении частоты дискретизации обычно необходимо повышать и разрядность, чтобы координаты были ближе к аппроксимированной волне.
Благодаря промежуточным координатам удается уменьшить «ступеньки» и построить волну ближе к оригиналу. Когда вы видите функцию повышения частоты с 44. Сегодня можно встретить решения, где к современным ЦАП добавляется такая микросхема, это сделано для того, чтобы обеспечить альтернативу встроенным алгоритмам в ЦАП и порой получить еще более лучший звук как например это сделано в Hidizs AP100.
Основной отказ в индустрии от мультибитных ЦАП произошел из-за невозможности дальнейшего технологического развития качественных показателей при текущих технологиях производства и более высокой стоимости против «импульсных» ЦАП-ов с сопоставимыми характеристиками. Тем не менее, в Hi-End продуктах предпочтение отдают зачастую старым мультибитным ЦАП-ам, нежели новым решениям с технически более хорошими характеристиками. Импульсные ЦАП В конце 70-тых широкое распространение получил альтернативный вариант ЦАП-ов, основанный на «импульсной» архитектуре — «дельта-сигма».
Технология импульсных ЦАП-ов стала возможной появлению сверх-быстрых ключей и позволила использовать высокую несущую частоту. Амплитуда сигнала является средним значением амплитуд импульсов зеленым показаны импульсы равной амплитуды, а белым итоговая звуковая волна. Чем выше несущая частота, тем больше импульсов попадает под сглаживание и получается более точное значение амплитуды.
Основные понятия
Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие участки, причем для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды. Таким образом, непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени заменяется на дискретную последовательность уровней громкости. Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука. В таком случае количество уровней сигнала будет равно 65536. При двоичном кодировании непрерывного звукового сигнала он заменяется последовательностью дискретных уровней сигнала.
Этому препятствует сила тяжести и постоянные столкновения атомов между собой. В твердых телах, особенно металлах, звук проходит намного быстрее до 5-6 тыс.
Что препятствует распространению звука От тела звук расходится во все стороны одинаково, но только в том случае, если на его пути нет преград. Не все препятствия мешают распространению звука. Очевидно, что листом картона, как от света, от шума не закроешься. Дело в том, что звуковые волны обходят преграды, если их размер меньше длины волны. Длина волн, которые мы слышим, составляет 0,015-15 м. Дерево волна может обогнуть, а здание или скалистые горы — нет.
От таких больших объектов она отражается. Как и свет, звуковая волна отражается под углом, равным по величине углу падения. В момент отражения мы слышим эхо. Переход звука из среды в среду Он возможен, только если плотности двух сред не слишком отличаются. Например, у воздуха и воды разница слишком велика. Звук, подойдя к границе, отражается от поверхности реки.
Глубина кодирования звука. Каждой "ступеньке" присваивается определенное значение уровня громкости звука. Уровни громкости звука можно рассматривать как набор возможных состояний N, для кодирования которых необходимо определенное количество информации I, которое называется глубиной кодирования звука. Глубина кодирования звука - это количество информации, которое необходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука. В процессе кодирования каждому уровню громкости звука присваивается свой 16-битовый двоичный код, наименьшему уровню звука будет соответствовать код 0000000000000000, а наибольшему - 1111111111111111. Качество оцифрованного звука.
Чем больше частота и глубина дискретизации звука, тем более качественным будет звучание оцифрованного звука. Самое низкое качество оцифрованного звука, соответствующее качеству телефонной связи, получается при частоте дискретизации 8000 раз в секунду, глубине дискретизации 8 битов и записи одной звуковой дорожки режим "моно". Самое высокое качество оцифрованного звука, соответствующее качеству аудио-CD, достигается при частоте дискретизации 48 000 раз в секунду, глубине дискретизации 16 битов и записи двух звуковых дорожек режим "стерео". Необходимо помнить, что чем выше качество цифрового звука, тем больше информационный объем звукового файла. Можно оценить информационный объем цифрового стереозвукового файла длительностью звучания 1 секунда при среднем качестве звука 16 битов, 24 000 измерений в секунду.
Дисперсия и Пинк Флойд Дифракция света Перед дифракцией нужно сказать про ее "подругу" - интерференцию. Ведь интерференция и дифракция света - это явления, которые наблюдаются одновременно. Интерференция света — это когда две когерентные световые волны при наложении усиливают друг друга или наоборот ослабляют. Волны является когерентными, если разность их фаз постоянна во времени, а при сложении получается волна той же частоты. Будет результирующая волна усилена интерференционный максимум или наоборот ослаблена интерференционный минимум - зависит от разности фаз колебаний. Максимумы и минимумы при интерференции чередуются, образуя интерференционную картину. Интерференция волн Дифракция света — еще одно проявления волновых свойств. Казалось бы, луч света всегда должен распространяться по прямой. Но нет! Встречая препятствие, свет отклоняется от первоначального направления как бы огибая преграду. Какие условия необходимы для наблюдения дифракции света? Собственно, это явление наблюдается на предметах любых размеров, но на больших предметах его наблюдать трудно и почти невозможно. Лучше всего это удается сделать на препятствиях, сопоставимых по размерам с длиной волны. В случае со светом - это очень маленькие препятствия. Дифракцией света называется явление отклонения света от прямолинейного направления при прохождении вблизи преграды.
Задание МЭШ
Презентация 10 -8 Кодирование звуковой информации С | В течении временной дискретизации непрерывный диапазон значений амплитуды звуковой волны квантуется путем разбиения на дискретную последовательность значений амплитудных уровней (см. рис. 2). |
Что препятствует распространению звука? Распространение звука в среде | ответ на: Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого такого участка устанавливается, 41355014, Каждая таблица в Access состоит из полей. |
Кодирование звуковой и видеоинформации | Информационный объём звукового файла зависит от: частоты дискретизации тактовой. |
Презентация 10 -8 Кодирование звуковой информации С
Содержание: Преобразование непрерывной звуковой волны в последовательность звуковых импульсов различной амплитуды производится с помощью аналого – цифрового преобразователя, размещенного на звуковой плате. Чтобы уменьшить проблему высокой несущей частоты, звуковой поток разбивается на несколько однобитных потоков, где каждый поток отвечает за свою группу разряда, что эквивалентно кратному увеличению несущей частоты от числа потоков. Неподвижный объект, испускающий звуковые волны, по классике сравнивают с брошенным в воду камнем: камень возмущает спокойную водную гладь, вызывая появление кругов, где высота образующихся волн будет амплитудой колебаний – «громкостью» нашей волны. Если звуковая волна может раскачать препятствие – она его раскачивает, и вся энергия колебаний передаётся препятствию.
Задание МЭШ
Это был самый громкий звук в истории. Извержение вулкана Хунга Тонга 2022 г. Похожим образом выглядело извержение Кракатау. Действие первое: Европа. Примерно в то же время, что и извержение Кракатау, на другом конце Земли кипели свои страсти. Специалисты по баллистике пытались объяснить странное явление, обнаруженное в ходе Франко-Прусской войны: раны солдат, нанесенные с помощью новых французских винтовок, имели воронкообразный характер.
Французов подозревали в использовании разрывных пуль, что было прямым нарушением Санкт-Петербургской декларации, принятой странами в 1868 году. Также, артиллерийские части сообщали о необычных «двойных хлопках» во время выпускания снаряда на высокой скорости, при этом на более низких скоростях, был слышен лишь один взрыв. Для объяснения первого феномена бельгийский баллист Мельсенс выдвинул элегантное решение: он предположил, что высокоскоростной снаряд «сминает» воздух перед собой, и эта сильно сжатая масса может оказывать взрывоподобное воздействие на объекты. Другими словами, Мельсенс предсказал существование ударной волны, которая предшествует сверхзвуковому объекту и является причиной ран в форме воронок. Сначала тело повреждается чрезвычайно плотным воздушным фронтом и только потом самой пулей.
Знаменитый ученый в области оптики и акустики — Эрнст Мах — настолько проникся идеей Мельсенса, что решил подтвердить ее экспериментально, ведь как говорил Крош: «Кругом одни теоретики! А жизнь, это прежде всего — практика». В 1886 году он и его коллега-экспериментатор Петер Зальхер первыми получили фотографии ударной волны Прямо перед пулей видно красивый и четкий фронт. Кроме того, эксперименты Маха и его подробно изложенная теория объясняли и второй феномен — «двойные хлопки»: первый взрыв производится пороховыми газами, вырывающимися из оружия, а второй взрыв - это звуковой удар. Ну а помимо прочего, всем известное безразмерное число Маха стало главной характеристикой ударных волн.
Действие второе: Немного теории. Почему ударная волна — это уже не совсем звук? Пение китов, дрель соседа из квартиры напротив и процедура УЗИ у врача — все это примеры звуковых волн разных диапазонов. В воздухе, потревоженном источником звука, начинают распространяться области сжатия и разрежения, где основными изменяющимися параметрами являются давление и плотность. Спокойно тусующиеся, примерно одинаково раскиданные в пространстве молекулы внезапно выводят из равновесия, сгоняя их плотнее, что затем вызывает обратный эффект, и они разбегаются, ненадолго снижая свою концентрацию.
При сохранении звука в форматах со сжатием отбрасываются "избыточные" для человеческого восприятия звуковые частоты с малой интенсивностью, совпадающие по времени со звуковыми частотами с большой интенсивностью. Применение такого формата позволяет сжимать звуковые файлы в десятки раз, однако приводит к необратимой потере информации файлы не могут быть восстановлены в первоначальном виде. Контрольные вопросы 1. Как частота дискретизации и глубина кодирования влияют на качество цифрового звука? Задания для самостоятельного выполнения 1.
Задание с выборочным ответом. Звуковая плата производит двоичное кодирование аналогового звукового сигнала. Какое количество информации необходимо для кодирования каждого из 65 536 возможных уровней интенсивности сигнала? Задание с развернутым ответом. Оценить информационный объем цифровых звуковых файлов длительностью 10 секунд при глубине кодирования и частоте дискретизации звукового сигнала, обеспечивающих минимальное и максимальное качество звука: а моно, 8 битов, 8000 измерений в секунду; б стерео, 16 битов, 48 000 измерений в секунду.
Определить длительность звукового файла, который уместится на дискете 3,5" учтите, что для хранения данных на такой дискете выделяется 2847 секторов объемом 512 байтов каждый : а при низком качестве звука: моно, 8 битов, 8000 измерений в секунду; б при высоком качестве звука: стерео, 16 битов, 48 000 измерений в секунду.
Не каждый реактивный самолет способен и рассчитан, на то, чтобы разогнаться до сверхзвуковой скорости на малой высоте. Поэтому о длительном полете на сверхзвуковой скорости у поверхности земли никто и не мечтает. Но при советской власти, ученые и инженеры всерьез ставили перед собой задачу, создания такого сверхзвукового разрушителя. Проект подобного военного самолета M-25 успешно разрабатывался и назывался в узком кругу «адский косильщик». Жаль, но данный проект так и не был реализован. M-25 адский косильщик M-25 адский косильщик Тем не менее, даже сейчас военные самолеты, обладающие мощной силовой установкой, могут кратковременно, «наделать шума» в боевых порядках противника.
Но однозначно, такой боевой прием, очень опасен для летчика и сложно выполним на практике, так как разогнать самолет на сверхзвуке и управлять им на малой высоте, это не только искусство пилотирования, но и огромное везение и риск для пилота. Фактически максимального воздействия можно долбится именно в момент преодоления звукового барьера когда скорость самолета равна 1 Мах. Поэтому на практике по неподтвержденным данным советские пилоты применяли подобный прием пикируя вниз, преодолевали звуковой барьер у самой земли, в точки цели, потом сразу уходили вверх, так как важен был именно момент перехода на сверхзвук.
Аналогичные эффекты испускания волн движущимися телами характерны для всех физических явлений волновой природы, например: черенковское излучение, волна, создаваемая судами на поверхности воды. Громкий хлопок — это резкий скачок давления перед самолетом, образующийся в момент, когда самолет начинает двигаться со сверхзвуковой скоростью преодолевает звуковой барьер.
Ударная волна, возникающая перед самолетом, распространяется конусообразно. Человек, наблюдающий за полетом самолета, слышит хлопок, когда эта волна достигает его, и только после этого можно услышать работу двигателя. Ударная волна постоянно сопровождает самолет на сверхзвуковой скорости.