Великий пост (субтитры) 29 марта 2020 г. Последование ко Святому Причащению. Если мы соблюдаем пост и прочитали все необходимые молитвы, можно и нужно приступать к Святым Тайнам. Первое воскресенье Великого поста посвящено празднованию Торжества Православия, которое было установлено святой царицей Феодорой. В Великий пост дома вместе с обычными утренними и вечерними молитвами, читают краткую молитву преподобного Ефрема Сирина. Поэтому выбирая, какие молитвы читать в Великий пост, обратите внимание на тексты утренних и вечерних молитв.
Молитва Ефрема Сирина в Великий пост. Какие молитвы читать в пост
Молитва преподобного Ефрема Сирина относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста. Главные новости» Соцпортал» Праздники» Перечень утренних молитв, которые стоит читать в Великий пост 2023 года. Аудиозаписи по теме Великого поста. Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина. Какие еще молитвы могут читать верующие в Великий пост в 2023 года?
Какие молитвы читать в Великий пост
Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило. В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз.
Святитель Иоанн Златоуст называет Великий пост десятиной всего лета, то есть десятой частью года и это время мы должны отдать Богу, каждый в меру своих сил совершая христианский духовный подвиг. В чем он состоит? Во дни Великого поста в храме совершаются богослужения с земными поклонами и особыми молитвами и песнопениями, которые установлены для этого времени. Устав домашней молитвы тоже изменяется.
Валентина Константиновна Муратова, директор воскресной школы «Вифлеем» г. Балаково: — Каждый пост я читаю Псалтирь в группах по 20 человек, у нас в храме в честь Рождества Христова такая традиция существует уже давно.
Евангелие я читаю в течение всего года, а во время Великого поста обязательным правилом становится читать его каждый день. Конечно, не всегда все получается, как задумываю, но стремлюсь свое правило соблюдать. Во время чтения Евангелия стараюсь находить толкования святых отцов, чтобы открыть для себя глубину Священного Писания. Ирина Владимировна Кузнецова, помощник благочинного Николаевского округа по религиозному образованию и катехизации: — В пост всегда читаю Евангелие и Псалтирь, но чуть больше, чем обычно. Планирую дочитать книгу протоиерея Владимира Воробьева «Отец Арсений». Многие прихожане ее очень любят, цитируют. Книга интересно рассказывает о жизни современного исповедника. Постараюсь книгу осмыслить, чтобы ее строки нашли отклик в моем сердце. Сейчас я читаю про моего земляка Федора Шаляпина.
В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения. Его певческий путь начинался с церковного хора. Стараюсь читать вечером, когда дома спокойно и все поделились своими дневными новостями, тогда уже можно сосредоточиться.
В состоянии уныния человек различает только плохое и злое вокруг себя, он неспособен видеть в людях доброту и свет.
Именно поэтому состояние уныния равноценно началу духовной смерти и разложению человеческой души. Любоначалие Покаянная молитва Ефрема Сирина упоминает и о таком состоянии души, как любоначалие, которое означает стремление человека к власти и господству над другими людьми. Стремление это рождается из уныния и праздности потому, что пребывая в них, человек рвет свои отношения с другими людьми. Таким образом он становится внутренне одиноким, а окружающие превращаются для него лишь в средство достижения его целей.
Жажда власти продиктована стремлением унизить другого человека, сделать его зависимым от себя, отрицается его свобода. Говорят, что в мире нет ничего страшнее такой власти — обезображенной пустотой души и ее одиночеством и унынием. Празднословие Упоминает великопостная молитва Ефрема Сирина и такой грех души человеческой, как празднословие, то есть — пустословие. Дар речи был дарован человеку Богом, а потому использовать его можно лишь с добрым помыслом.
Слово, использованное для совершения зла, обмана, выражения ненависти, нечистоты несет в себе большой грех. Об этом в Евангелии говорится, что на Великом Суде за каждое праздное слово, произнесенное при жизни, душа будет держать ответ. Празднословие несет людям ложь, соблазн, ненависть и разложение. Молитва святого Ефрема Сирина помогает осознать эти грехи, покаяться в них, ведь только осознав свою неправоту, человек способен перейти к другим прошениям — положительным.
Такие прошения звучат в молитве так: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве... Целомудрие Смысл этого слова широк, и означает он два основных понятия - «целостность» и «мудрость». Когда молящий просит у Господа целомудрия для себя, то это значит, что он просит знаний, опыта видеть добро, мудрости для ведения праведной жизни. Целостность этих прошений являет собой мудрость человеческую, позволяет человеку противостоять злу, распаду и уходу от мудрости.
Прося о целомудрии, человек мечтает вернуть жизнь в мире и гармонии для ума, тела и души. Смиренномудрие Смирение и симренномудрие — понятия неодинаковые. И если смирение может трактоваться как обезличенная покорность, то смиренномудрие — это смирение, не имеющее ничего общего с самоунижением и презрением. Смиренномудрый человек радуется постижениям, открытым им Богом, той глубине жизни, которую открывает в смирении.
Смиренный же человек падший нуждается в постоянном самопревозношении и самоутверждении. Смиренномудрому человеку гордыня не нужна, так как ему нечего скрывать от других людей, потому он и смиренен, не рвется доказывать другим и себе свою значимость. Терпение «Остается только терпеть» — это не христианское терпение. Истинное христианское терпение являет собой Господь, который верит каждому из нас, доверяет нам и любит нас.
Оно базируется на убеждениях о том, что добро всегда побеждает зло, жизнь побеждает смерть в христианской вере. Именно эту добродетель молящий просит себе у Господа, когда говорит о терпении. Любовь По сути, вся молитва сводится к просьбе о любви.
Утренние и вечерние молитвы (читать и слушать)
Церковнослужители советуют прихожанам взять за правило регулярно повторять молитву в Великий пост на каждый день для чтения дома. Попробуйте и вы воспользоваться мудрым наставлением. Если не получается следовать ему на протяжении всего поста, постарайтесь выдержать хотя бы первую и последнюю недели. Эти седмицы являются самыми строгими и требуют особого воздержания как в физическом, так и в духовном плане. Когда кажется, что уже невозможно терпеть отказ от привычной пищи и развлечений, именно обращение к Богу дает силы выстоять до конца. Убедитесь в этом, повторив приведенную ниже молитву в Великий пост. Текст великопостной молитвы на каждый день дома Обращаюсь я, раб а Божий ия имя , к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий. Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно.
Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой.
Ефрема Сирина и Феодора Студита, а также фрагменты из знаменитейшего «учебника» покаяния и пути ко спасению — «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника и назидательного сочинения «Лавсаик», представляющего собой жизнеописания древних святых, угодивших Господу своим постничеством, воздержанием и любовью к Богу и ближним. Однако нельзя забывать, что в дни Страстной Седмицы чтение Св. Евангелия в храме, напротив, занимает центральное место. Помимо определенных отрывков «зачал» , повествующих о воспоминаемых в каждый из последних дней жизни Спасителя событий, читаемых во время богослужений утрени и Литургии Преждеосвященных Даров, на службе часов в Великий Понедельник, Вторник и Среду Устав предписывает прочитывать Четвероевангелие целиком. Тем же прихожанам, которые не могут присутствовать на службах Великих дней, опытные духовники часто рекомендуют на Страстной прочитывать все Евангелие дома.
И если он просит 10, ты ему дашь 20, потому что он очень деликатный проситель, и он знает, как разговаривать. Или еще есть люди, которые ведут себя так. К примеру, сделал он что-то не то, и ты думаешь: «Ну все, сейчас пойду с ним разберусь, я ему покажу! И мы готовимся: что бы ни случилось, мы с ним поругаемся, в любом случае я его отругаю. Готовимся: что мы ему скажем, как мы это скажем, — скажем то, другое… То есть мы решительно идем, чтобы поругаться. Но у этого человека такой характер — он так вежливо нас встречает, что совершенно нас утишает, мы не можем с ним поругаться! Потому что он знает это искусство! Я знаю некоторых таких людей. Вот, к примеру, есть такой человек, он… ну совсем плохо соображает. Всё время куча ошибок.
И вот один раз он опять что-то такое сделал — совсем не то, что я ему сказал, и я рассердился. Ну, думаю, сейчас я его отругаю! Я был настроен решительно: никаких ходов назад! Сейчас пойду и устрою ему сцену, скандал: да что это такое! Но он меня совершенно обезоружил, потому что когда я пришел, он так стал со мной говорить, с такой вежливостью, что я забыл всё, что хотел ему сказать. Я не смог его отругать. И это большое дело в очах Божиих. Нам следует обучиться этому искусству. Когда мы предстанем пред Богом в молитве, будем иметь этот смиренный, сокрушенный образ мыслей, так чтобы душа тотчас устремлялась к соединению с Богом, чтобы открывалось наше сердце. Это искусство молитвы, большое искусство, ключ, открывающий наше сердце для Бога.
Будем говорить смиренно. Каждый человек, предстоя пред Богом, должен знать о том, что приводит его сердце в сокрушение и открывает его для Бога. Для каждого человека это что-то свое, не всё у нас одинаково. Человек, который, видя свое падение, преклоняет колена, помышляет о Боге и поклоняется Ему, такой человек совершает эти поклоны как благодарное движение всего своего существа — и души и тела. Наша Церковь хранит это, она не рассматривает человека как одну душу, но видит в нем единство — тело с душой. Да, мы делаем поклоны, преклоняем колена — кто как может — душа наша болезнует вместе с телом. Одни из нас молятся сидя в кресле, другие — преклоняясь до земли. Нам нужно научиться молиться так смиренно, насколько можем. Это сокрушенное сердце есть то, что привлекает к нам Бога. Никогда не будем оправдывать себя в молитве.
Отцы во время молитвы чувствовали, что не существует человека худшего, чем они. Когда мы встанем перед Богом на молитву и ощутим в себе такое расположение, скажем Ему то же, что и мытарь: «Будь милостив мне грешному». И почувствуем, что именно мы виновны перед Богом. Он дал нам Свое богатство, а мы растратили его на грех. И, однако, есть нечто, к чему мы обращаемся. Это не наша добродетель, не наши добрые дела, не то, чем мы занимаемся когда мы говорим: «я сделал то или другое» — всё это ничто, мерзость перед Богом. Что же подобает Ему? Только одно — «Отче, согреших на небо и пред Тобою». Видите, блудный сын не сказал никакого другого слова, но только: первое — «Отче мой», ты мой отец, а второе — «я согрешил на небо и перед Тобой». Он не говорил: «Я ошибся, что мне делать?
Нет, он говорил с внутренним сокрушением, представлял перед Отцом всю тяжесть своего греха, своей вины. Только с таким расположением и мы можем предстоять пред Богом. И с таким расположением идти к причастию — как человек, готовый на смерть, как осужденный, который идет и знает, что всё потеряно, и существует только одно — его связь с Богом. Только это может нас спасти. Мы стоим перед Богом и призываем Его: смотри, у меня нет ничего, что я мог бы Тебе дать. Ничего не могу Тебе представить: Аще беззакония назриши, кто постоит? У меня есть только одно. Что это одно? Это Ты. И это то единственное, что я могу Тебе принести, чтобы Ты приклонился ко мне.
Я действительно не имею ничего другого. Братья мои, могу сказать, что человек, который прочувствовал событие Жертвы Христовой, Креста Христова, проник в тайну любви Христа к миру, такой человек понял, что значит: Бог спас нас Честным своим Крестом. Ничто иное нас не спасает. Ни дела наши, ни иное что-либо. Всё это для Бога мерзость. Всё это совершается, поскольку помогает нам, ибо мы имеем в том нужду, а не Бог. И сейчас, перед тем как закончить, я сделаю одно необходимое замечание. В молитве требуется также, чтобы человек никогда не принимал помысла перестать молиться. Если помысл говорит тебе: «Зачем ты молишься? И это после того, как ты только что нагрешил?
После того как прогневался, наделал столько всего? Ты не сможешь молиться... Не молись! Что бы мы ни сделали, какие бы грехи не совершили, какие бы злодеяния не сотворили, мы имеем право на молитву. Никто не может отнять у нас этого права. Мы имеем право призвать Бога — Врача, нашего Отца, чтобы Он нас помиловал. Никто не может отнять у нас права взывать к Богу, чтобы Он спас нашу душу. Отцы говорят, что даже в момент совершения греха, даже в такой момент мы должны молиться. Мы можем сказать: «Боже мой! Посмотри, что я сейчас делаю.
Я совершаю грех. В этот момент я творю грех — какой угодно, самый гнусный, самый мерзкий грех. Вот, пожалуйста, в этот момент я грешу. Призри на мя и помилуй мя! Подай милость Твою в то время, как я грешу». Иначе говоря, мы не должны терять дерзновения к Богу. Мы должны призывать Его, даже если обременены грехом и погружены в него. Должны со смирением призывать Бога, умолять Его по причине нашего греха. Мы молимся Ему потому, что мы — грешники. И когда ум наш уносится туда и сюда и разливается во время молитвы на помыслы, когда мы идем молиться и внутри себя видим нечистые образы и хульные мысли, когда в нас происходит восстание и противодействие, когда мы не верим ничему, когда вместо молитвы богохульствуем, — бывает и такое, — и в такой час мы не должны терять дерзновения.
Всё это — ничто!
Зачем столько поклонов После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Спасение и покаяние — не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм — борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается.
Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Несколько слов об авторе молитвы Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище не фамилия. Однажды святого Ефрема посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться. Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп.
Ефрем понял, что осужден за старые грехи. Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св.
Разместите свой сайт в Timeweb
- Главные молитвы на каждый день Великого поста для россиян – и молитва святому Ефрему Сирину тоже
- Важные молитвы Великого поста
- Значение Великого поста
- Следуйте за FT
- О молитве в Великий пост — Русская вера
- Утреннее Молитвенное Правило В Великий Пост » Скачать или слушать бесплатно в mp3
Какие молитвы читать во время Великого поста
Как поститься беременным и детям? Что делать человеку, которому по состоянию здоровья нельзя соблюдать пост, но у него есть такая духовная потребность? Это помогает нашему духу взять верх над нашим телом. Потребности тела игнорировать невозможно: голод, жажду или симптомы болезней мы чувствуем сразу. Поэтому нередко люди пренебрегают потребностями своей души, непрерывно поднимая уровень своего комфорта и потребления. Так мы можем потерять себя, выбирая простую жизнь без подвигов, дел милосердия и даже простой практичности. Начинаем служить своему телу, игнорируя и совесть, и Заповеди Божии, и даже собственные принципы. Чтобы обуздать потребности тела, подчиняя их высшим целям, мы добровольно ограничиваем себя в пище, веселье и комфорте. Однако такие подвиги подходят не всем. Беременным, больным, пожилым и детям тяжело ограничить своё тело, которое и так чем-то скованно и ограничено.
Детям надо расти и полноценно питаться. Беременные женщины и так претерпевают немало трудностей: их тело уже обеспечивает минимум двоих людей. Больные и пожилые люди тоже могут ослабить пост, заменяя телесные подвиги духовными: молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, регулярным участием в богослужениях. Также ограничения в пище не могут выполнять люди, находящиеся на военной службе или в местах заключения. Выбор меню им попросту недоступен. Что можно есть в пост? Как поститься, когда в семье и на работе окружают неверующие? У православных хозяек обычно существует проверенное меню, чтобы пища радовала семью даже в пост. Если часть семьи не постится, рацион разделяют.
В православных семьях с меленькими детьми родители стараются поститься в полной мере, а детей продолжают кормить молочными продуктами и рыбой. В некоторых семьях для детей ограничивают лакомства: вместо конфет во время поста они могут есть фрукты, пастилу или козинаки, чтобы тоже понести посильный подвиг. По мере взросления можно предлагать ребёнку более серьёзные ограничения.
В результате корову настиг хищный зверь, после чего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда он, виновник, не понес наказания. Преподобному Ефрему было обещано «тем же таинственным мужем», что справедливость относительно дела, по которому он обвинен, восторжествует, что впоследствии и произошло. Настоящий преступник был найден и наказан: им оказался пастух, не уследивший за стадом. Ефрем же был отпущен на свободу. После этого случая он совершенно иначе стал смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный Промысл в целом, а затем вовсе, оставив мирскую суету, обратился к подвижничеству. Всю дальнейшую жизнь тема покаяния и благодарности Богу за все Его милости глубоко переживалась в сердце преподобного.
Его смиренный, покаянный настрой выражен им и в молитве, которая стала известна под его именем. В дни Великого поста эту молитву уместно читать потому, что в этот период человек должен обращать особое внимание на свою жизнь, на свои грехи и свой внутренний мир. Также в этот период каждый христианин должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божием: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Условно данную молитву можно разделить на две части. В первой части молитвы Ефрема Сирина мы просим у Господа избавления от всего, что является препятствием в деле покаяния и спасения. Это — дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Праздность — великий грех. Она — мать всех остальных пороков, которыми полна, к сожалению, человеческая жизнь. Праздность расслабляет наш ум, волю и сердце, приводит к безделью и к унынию.
Праздности противоположен труд. Труд — это дар Божий, посредством которого человек совершенствуется, получая глубокое удовлетворение, духовную и телесную крепость. Без труда человек не может существовать, не может и спастись. Как всякий порок, праздность рождает другие пороки, например, уныние. В молитве мы просим Господа избавить нас от уныния.
Сейчас с понедельника до среды читают кафизмы всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы , а весь пост Великопостную молитву святого Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю!
Молитва св. После этого полагаются еще 12 земных поклонов метаний с молитвами: 1. Отпуст, и далее — как указано в обычных утренних и вечерних молитвах.
Какие молитвы читают на первой неделе Великого поста в 2023 году
Какие молитвы нужно читать в первую неделю Великого поста Молитвы в Великий пост особенные, без торжественного и праздничного акцента. Священнослужители облачены в темные рясы, вместе с прихожанами совершают много земных поклонов. Как стало известно журналистам pronedra. На утренях полные каноны заменяют «трипеснцами». Литургию Преждеосвященных Даров проводят только в среду и пятницу. На первой неделе после каждого богослужения читают покаянную молитву Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. С понедельника по четверг включительно исполняют канон св. Андрея Критского: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.
Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже.
Это — дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Праздность — великий грех. Она — мать всех остальных пороков, которыми полна, к сожалению, человеческая жизнь. Праздность расслабляет наш ум, волю и сердце, приводит к безделью и к унынию. Праздности противоположен труд. Труд — это дар Божий, посредством которого человек совершенствуется, получая глубокое удовлетворение, духовную и телесную крепость.
Без труда человек не может существовать, не может и спастись. Как всякий порок, праздность рождает другие пороки, например, уныние. В молитве мы просим Господа избавить нас от уныния. Уныние убивает дух и тело. Человек больше не думает о своем спасении, он разочарован жизнью, людьми. Уныние легко может превратиться в неверие, в ожесточение, в отчаяние. Уныние гасит в человеке всякую искру надежды. Оно может кончиться самым страшным грехом — самоубийством.
За унынием следует порок любоначалия. Любоначалие — это страстное желание быть выше других везде и всюду. Любоначалие выливается в страсть эгоизма, самолюбования, самости, самопревозношения. Этот порок разрушает ум и сердце. Что касается празднословия, то этому греху мы подвержены в самой большой мере. Язык наш — враг наш. Празднословие — показатель болезненного состояния человека. Во второй части молитвы мы просим Бога дать нам то, что освящает и преображает человека - дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве.
Устав прп. Саввы Если обитель прп. Феодора была общежительной, то есть иноки жили в одной ограде, руководимые духовным отцом — настоятелем, то Палестинский монастырь прп.
Саввы, из которого происходит так называемый Иерусалимский богослужебный Устав был «особножительным». Это означало, что монахи 6 дней недели подвизались уединенно, а вечером субботы сходились на общую службу, чтобы затем на воскресной литургии причаститься Св. Именно на этом обычае основана традиция Устава св.
Саввы совершать полную литургию Великим Постом только по субботним и воскресным дням, а по другим или не совершать ее вовсе, или — по средам и пятницам — служить литургию Преждеосвящённых Даров, на которой верующие причащались Св. Дарами, освященными на воскресной литургии. Что до телесного делания, то традиция прп.
Саввы предписывает: вкушать рыбу только на Благовещение если праздник не выпадает на Страстную Седмицу ; употреблять растительное масло, вино только по субботам, воскресеньям; полностью воздержаться от пищи в Великую Пятницу и до 9 часа дня Великой Субботы. Оба варианта телесного поста предписывают мирянам и монахам вкушение пищи не более 1 раза в день обычно после захода солнца. Высокое уважение к преподобному на всей Руси способствовало тому, что монашеские обычаи поста начали перенимать миряне.
В XIV в. Саввы — также монашеский. Его вводят в богослужение, ему стараются следовать и по части соблюдения постов, прежде всего — Великого.
Это делают не только монахи, но и миряне, ведь иночество продолжает быть духовным идеалом. Интересный факт При этом некоторые монастыри, даже целые местности продолжали соблюдать Великий Пост по уставу прп. Чаще всего выбор был вызван тем, что такие христиане жили в жестких условиях.
Например, Студийского устава держались многие обители Русского Севера, так как при невозможности иметь достаточно растительной пищи — хлеба, круп, овощей холодное лето, невозможность заниматься земледелием , ничего не оставалось, как поддерживать силы рыбной пищей. Согласно ему совершаются богослужения, на него же опираются при соблюдении поста телесного. Вместе с тем, согласно рекомендациям, собственную меру воздержания как монахи, так миряне должны согласовывать с духовником.
Пост у католиков В первые века христианства традиции поста Запада и Востока отличались незначительно. К настоящему времени католики идут по пути смягчения требований к телесному воздержанию и акценту на духовное. К примеру: пост полностью исключен для детей до 14 лет, больных, беременных; существует термин «воздержание», который, однако, означает лишь запрет на мясо, тогда как молочная пища разрешена практически весь период поста.
Поэтому соблюдение телесной аскезы у современных католиков все более остается «на усмотрение» верующих, что ведет ко все более легкому отношению к ней. Главное с чего следует начать: советы начинающим и опытным Современный человек к телесному воздержанию не привык, поэтому оно кажется ему чем-то невозможным. На самом деле требования Церкви, если следовать им без неразумной ревности, находятся в пределах возможностей любого среднего человека, они — плод тысячелетнего опыта, поэтому их не следует бояться.
Куда сложнее другое. Многие опытные постники, особенно из числа святых отцов, предупреждают: постное делание будет сопровождаться искушениями, восстанием на человека помыслов, страстей. Это вполне нормально, более того — полезно, ведь обнажает перед человеком его недостатки, требующие уврачевания.
Какие правила Общие можно свести к следующим: начав с телесного воздержания, как самого простого делания, постепенно переходить к аскезе души; например, кроме скоромной пищи, следует воздерживаться также от мирских развлечений; самая же сложная форма аскезы — воздержание от страстей: например, пагубных привычек; сложнее же всего — «не есть людей», то есть не осуждать, не совершать дурных поступков в отношении ближних, прощать их немощи, нелюбовь, иногда — ненависть; отсюда, может быть, главное правило — не бороться только своими силами, предавать дело исправления себя Богу. Святитель Василий Великий о посте «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить».
Что можно и что нельзя кушать Устав св. Саввы требует как от монахов, так и от мирян полного воздержания от пищи в определенные дни первой недели, а также Страстной Седмицы. Однако сейчас такое делание совершают немногие опытные подвижники в миру, а также священники, монахи, привычные к нему.
В остальные дни в дореволюционные годы принято было вкушать один раз, однако и эту рекомендацию сейчас могут понести не все. Смысл воздержания — не в нем самом, не в «очищении организма» хотя благотворность ограничений признана медиками. Оно помогает душе сосредоточиться на главном — жизни с Богом.
А для этого стоит ограничить влияние на душу мирских страстей, удовольствий, в число которых входит также пища. Что приготовить Ограничение пищи касается не только ее качества и количества. Процесс создания постного, но сложного, требующего усилий блюда, отвлекает от духовного, «приземляет».
Зачастую немало душевных сил отнимает поиск специфически постных продуктов, особых рецептов. Так достигается требуемый состав блюд, но страдает душевный настрой, нарушается мир, то есть не достигается основная цель. Поэтому важнейший принцип питания Великим Постом — простота блюд, которые лучше готовить из привычных, общедоступных продуктов, лишь исключив те, которые не благословляет Церковь на эти дни.
Список продуктов Стоит также прислушаться к советам опытных подвижников, которые советуют, как аскетическое делание, соблюдать максимум однообразия питания, дабы не способствовать развитию «гортанобесия» страсти, представляющей собой стремление наслаждаться разнообразием вкусов блюд. У опытных мирян, давно живущих церковной жизнью, список покупок на Великий Пост хоть и не сводится к нескольким продуктам, но и не слишком велик. Разрешается Во время поста можно употреблять любую растительную пищу.
Это могут быть овощи, фрукты, все виды круп, хлеб. Источником растительного белка, необходимого человеческому организму, являются бобовые горох, чечевица, фасоль , а также грибы. Что касается напитков, то без ограничений можно пить чай, черный кофе.
Выбирая продукты, опытные духовники нередко советуют основываться не только на их происхождении. Иногда и постная пища может стать душевредной, если принимается чрез меру, или же человек особенно, до развития страсти чревоугодия, любит тот или иной продукт. Наконец, многие воздерживаются от растительных, но дорогих или экзотических продуктов, употребление которых не запрещено, но кажется верующему не душеполезным.
Именно из этих соображений многие русские крестьяне дореволюционных времен не употребляли во время поста мед как чрезмерно услаждающий вкус , сахар — бывший тогда достаточно дорогим для сельского жителя, к тому же купить его часто было сложно. Известен случай, когда к опытному духовнику пришел молодой человек, жалуясь на то, что его мать категорически против того, чтобы он соблюдал пост. Подумав, священник спросил, что из пищи нравится юноше больше всего.
Как оказалось, это был горячий крепкий чай. И тогда батюшка назначил духовному чаду послушание — весь пост воздерживаться именно от него, пусть разрешенного, посчитав, что борьба со страстью будет более полезна душе, чем нарушение семейного мира ради Устава. Не благословляется Это любая пища животного происхождения: яйца, все молочные продукты, мясо, а также содержащие их изделия.
Вместе с тем, определяя качество своего питания Великим Постом, стоит знать также меру. Московский протоиерей Максим Первозванский в интервью от 6 марта 2009 г. Впрочем, есть, например, совершенно постная выпечка — некоторые виды печенья, сушек.
А надписи на темном без молока шоколаде о том, что он «может содержать следы молока» нужны для тех, у кого аллергия, когда даже микродозы продукта могут вызвать серьезное обострение. Могут ли они духовно повредить постящемуся? Иногда постника, чрезмерно ревностно относящегося к качеству стола, смиряет Сам Господь.
Вот что рассказывает митрополит Антоний Сурожский о случае из своей молодости: «Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед.
И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить.
Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: — Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы.
Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может. Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми». Про кальмары, креветки и другие морепродукты Традиции поста по-прежнему различны в разных странах.
Так, в Греции даже монахи по субботним и воскресным дням Четыредесятницы едят кальмаров, другие морепродукты, приравнивая их к «траве морской». Их обычай перенимают некоторые православные России, однако многие духовники не благословляют такой подход. По их мнению, «морские гады» все же ближе к рыбе, употреблять их лучше, когда она разрешена Уставом.
К тому же эти продукты относятся к числу экзотических, недешевых, а подобные изыски могут свидетельствовать о страсти чревоугодия. Рыба и икра По принятому сейчас порядку поста, рыбу можно употреблять: на праздник Благовещения, кроме случаев, когда он выпадает на Страстную Седмицу; в праздник Входа Господня в Иерусалим. В эти же дни возможно также разнообразить постный стол икрой.
Только икра, но не рыба, благословляется на Лазареву Субботу, предшествующую Вербному Воскресенью. Вино и масло Их устав разрешает по субботним, воскресным дням. Под «вином» монашеские уставы греков понимали совсем не то, что считают таковым сейчас.
Его принято было очень сильно разводить водой. Неразбавленноеже то, какое мы знаем сейчас пили только «варвары», язычники. Поэтому разрешение на употребление вина во время поста нельзя понимать как разрешение на пьянство — крепость разведенного напитка была чисто символической.
Рецепты блюд на каждый день: Традиционная русская кухня предлагает массу блюд для постного стола, ведь у наших предков соблюдение воздержания было строгим. При этом большинство блюд были легкими для приготовления, не требуя усилий, отвлечения от других трудов. Кисель Одним из самых быстро готовящихся считался гороховый кисель, по сути, очень жидкая каша: горох тщательно мололи, чтобы получилась мука, затем, помешивая чтобы не образовались комки , добавляли воду.
Получившуюся жидкую смесь варили всего 2-3 минуты, после чего подавали с грибами, луком, растительным маслом если оно было разрешено. Популярность киселя была не случайна: ведь горох содержит растительный белок. Это позволяет ему заменять мясные продукты даже у современных вегетарианцев.
Салат У наших предков был очень популярен постный салат без растительного масла. Это только три составляющих: свекла, которую следует отварить и потереть на терке; корень хрена, который также измельчается и добавляется к свекле; соль, которая добавляется по вкусу. Блюдо именовалось «бурячки с хреном», так как буряком крестьяне многих местностей называли свеклу.
Блинчики Общим для всех рецептов постных блинов является отсутствие яиц и замена молока водой. Старинный их рецепт, именовавшийся «грешниками» делает основой теста гречневую муку отсюда, а не от слова «грешник», название. Ее замачивали тремя стаканами кипятка на час.
Затем вливали растворенные водой дрожжи и уже оставляли ее до утра. А утром добавляли муку, месили тесто до густоты сметаны, после чего пекли на растительном масле на сковороде. Сделать постные блины можно и быстрее, но без дрожжей: на 1 стакан муки требуется столько же воды, 2 столовые ложки растительного масла, соль, сахар.
Такие блины не советуют выпекать тонкими: так как там нет яиц, тесто может ломаться. Выпечка Как правило, хозяйки делают: пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи капуста, картофель , так и грибы или ягоды; выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая. В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой.
Обычный рецепт такого теста советует: приготовить смесь сухих «быстрых» дрожжей и теплой воды — пакетик на 2,5 стакана, добавить сахар, соль; постепенно влить ее в 1 килограмм просеянной муки; добавить 5-6 ст. Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням. День рождения в пост и другие праздники Нередко на это время приходятся различные семейные торжества.
Это дни рождения, именины память святого, имя которого носит христианин , другие даты как собственные, так и родных, близких. Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома. Свой праздник День рождения лучше перенести на выходной — субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев.
Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно: приготовить полностью постный стол; угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания. Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это — праздник духовного свойства. Начать его стоит с Причащения Св.
Таин по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно. Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит.
Потом повторить молитву от Еврема Сирина, завершая общее чтение земным поклоном. Молитва короткая, но там можно увидеть путь для духовного совершенствования человека, где люди просят подсказки, помощи, для борьбы с собственными внутренними пороками. Самые распространенные: уныние, конечно лень, гордыня, также празднословие, с ними обсуждение других. Также устранив пороки, люди просят дать им сил познать добродетель: смирения, также терпения и конечно, любовью.
Казалось бы, с момента появления молитвы прошло достаточно времени, но увы, пороки у человечества остались прежними. Что было актуально для времени прихода Моисея, то осталось и сейчас, в уже современном 21 веке. Гордыня и лень, уныние, у каждого свой, «набор» и бороться с любым из пороков крайне трудно. Ведь это борьба ежедневная, трудная, поэтому люди просят сил, вдохновения у Бога, поддержки.
Наделить их смирением, чтобы принять совершенные ошибки, терпением, а любовью движется все. Обычно в бешеной гонке жизни люди просто не успевают оглянуться, понять свою действительность, они не зря часто сравнивают собственные будни с вращением колеса, а себя — с белкой, вынужденной постоянно бежать, чтобы вращение не останавливалось. Пост не зря длится столько времени. Церковь дает каждому постящемуся достаточный период для глубоких, масштабных размышлений.
Молитвы помогают усмирить дух, вернуть ясность мыслям и придают конкретику обращениям к Богу. Также постящиеся по возможности часто посещают церковь, где все время Поста проходят особые службы. Утренние молитвы Ее как и молитву Архангелу Михаилу обычно читают ежедневно, чтобы встретить утро. Это легкие, короткие молитвы, которые помогают задать нужный ритм и настроение.
Молитва от мытаря, звучащая: «Боже, милостив буди мне грешному», с поклоном, это покаяние. Как написано в Евангелии Лука , это действительно молитва покаяния, произносимая мытарем. Это история о мытаре с фарисеем. В ней Христос, узнав о покаянии мытаря приводил его молитв как образец искреннего раскаяния, прошения милости.
Да, для покаяния есть не только Прощеное воскресение. По христианству раскаяться не поздно никогда, главное осознать глубину совершенного проступка и простить. Сначала себя, смириться с произошедшим, молится. Увы, практически у каждого из миллиона людей есть вещи, за которые им стыдно, совершенные ошибки.
Порой они не могут простить себя, не говоря о других людях. В Пост можно читать разные молитвы ежедневно, смотря какие именно захочется, какие знаете, в каких больше нуждаетесь.
Какие молитвы читать в Великий пост дома
5 главных молитв которые обязательно нужно читать в Великий пост всем 3. Если не ошибаюсь, то в Великий пост дома лучше читать утреннее и вечернее правило с молитвой Сирина. Новости. Знакомства. Наиболее известна и почитаема молитва Ефрема Сирина в Великий пост, ее читают во всех церквях и в домах верующих христиан на протяжении всего поста.
Какие молитвы читать в великий пост дома
Существуют специальные молитвы в Великий пост 2023 года, которые важно читать дома регулярно, ежедневно. В Великий пост, кроме суббот, воскресений и праздничных дней, после молитвы “Царю небесныи” в вечерних и утренних молитвах полагается земной великий поклон. Великим постом в храмах совершается Таинство соборования. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Молитва читаемая в дни Великого Поста Господь благословит отведет беду поможет и спасет. Какие же молитвы в Великий пост предпочтительно читать каждый день? Существуют специальные молитвы в Великий пост 2023 года, которые важно читать дома регулярно, ежедневно.
Молитвы в Великий пост
Вместо этой молитвы перед обедом и ужином можно читать молитву Господню: Отче наш. Читается на богослужениях Великого поста. Перед началом Великого Поста можно читать молитвы самой разной направленности. В Великий пост принято молиться утром, вечером и в ночь.
Молитва которая читается в Великий Пост
Третьяковская галерея Продолжительность поста, однако, установилась не сразу: количество дней подготовки к празднику различалось, так как Церковь не приветствовала постное воздержание по субботам иудейская традиция и воскресным дням «малая Пасха». Поэтому: одни общины в эти дни допускали послабления постного воздержания; другие же совсем исключали субботы и воскресения из дней поста. В последнем случае для того, чтобы получилось 40 постных дней, общая продолжительность календарных дней поста, естественно возрастала. При таком подходе количество недель подготовки к Пасхе в общей сложности составляло 8. Именно такую длительность, по многочисленным свидетельствам современников, имел пост в Иерусалиме. Интересный факт Отголосок этой традиции — современная практика Русской Церкви, когда Посту предшествует «Сырная Седмица», на которой уже не благословляется мясная пища, но можно вкушать яйца, молочное, рыбу. При этом в среду и пятницу этой уже читается молитва св. Ефрема Сирина, принятая на службах Поста, а литургия не совершается. Впоследствии возобладала традиция все же включать субботние и воскресные дни в число Четыредесятницы, что, как полагает, например, русский литургист М. Скабалланович, произошло, скорее всего под влиянием монашества. Читайте также: Страстная седмица 2023 года Кроме этого порядка, принятого на христианском Востоке, существовала также Западная традиция шестинедельной подготовки к Пасхе.
При этом, например, в Римской Церкви V в. Возможно, такой порядок восходит к древней практике поста как подготовки к Крещению оглашенных. Отголоском этой традиции является нынешняя практика католиков, правила о Великом Посте у которых значительно менее строги, чем у православных. Постное делание Правила о богослужениях и телесном посте также устанавливаются не сразу, причем изначально не являлись единообразными: судя по всему, они потребовались Церкви не ранее IV в. На территории Византийской империи, раскинувшейся от Дуная на севере до Африканских владений на юге, параллельно сосуществовали множество традиций поста, как для мирян, так и для иноков. Наиболее распространенными из них к IX в. Феодора Студита, игумена обители близ Константинополя; прп. Саввы Освященного, настоятеля монастыря из Палестины, недалеко от Иерусалима. Студийская традиция Прп. Федор настоятельствовал в монастыре, в V в.
Расположенный не более чем за несколько километров от императорского дворца, монастырь традиционно считался «царским»: сюда отдавали на воспитание наследников престола, здесь часто бывали императоры. Статус обители не помешал, однако, св. Феодору открыто выступить против запрета на поклонение иконам, который ввел император Лев Армянин. Именно высочайший авторитет преподобного, укрепившийся после падения иконоборческой ереси 840-е гг. Основой традиции соблюдения поста, созданной прп. Феодором и его учениками, была разумность телесного воздержания и акцент на его духовном содержании. По так называемому Студийскому богослужебному Уставу Великим Постом: совершается ежедневная литургия; в пище дозволяется масло, вино во все дни, кроме среды и пятницы; употреблять вино и масло позволялось также на Страстной Седмице, кроме Великого Понедельника сухоядение, то есть невареная пища и Пятницы разрешалось только сочиво ; в среду «преполовения Поста» можно даже употреблять рыбу; ее можно также вкушать на Благовещение, на праздники свв. Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, прп. Алексия, человека Божия, на Лазареву Субботу и Вербное воскресенье; иноки Студийской обители заканчивали воздержание вечером Великой Субботы: их благословляли вкушать сыр, яйца, вино. Устав прп.
Саввы Если обитель прп. Феодора была общежительной, то есть иноки жили в одной ограде, руководимые духовным отцом — настоятелем, то Палестинский монастырь прп. Саввы, из которого происходит так называемый Иерусалимский богослужебный Устав был «особножительным». Это означало, что монахи 6 дней недели подвизались уединенно, а вечером субботы сходились на общую службу, чтобы затем на воскресной литургии причаститься Св. Именно на этом обычае основана традиция Устава св. Саввы совершать полную литургию Великим Постом только по субботним и воскресным дням, а по другим или не совершать ее вовсе, или — по средам и пятницам — служить литургию Преждеосвящённых Даров, на которой верующие причащались Св. Дарами, освященными на воскресной литургии. Что до телесного делания, то традиция прп. Саввы предписывает: вкушать рыбу только на Благовещение если праздник не выпадает на Страстную Седмицу ; употреблять растительное масло, вино только по субботам, воскресеньям; полностью воздержаться от пищи в Великую Пятницу и до 9 часа дня Великой Субботы. Оба варианта телесного поста предписывают мирянам и монахам вкушение пищи не более 1 раза в день обычно после захода солнца.
Высокое уважение к преподобному на всей Руси способствовало тому, что монашеские обычаи поста начали перенимать миряне. В XIV в. Саввы — также монашеский. Его вводят в богослужение, ему стараются следовать и по части соблюдения постов, прежде всего — Великого. Это делают не только монахи, но и миряне, ведь иночество продолжает быть духовным идеалом. Интересный факт При этом некоторые монастыри, даже целые местности продолжали соблюдать Великий Пост по уставу прп. Чаще всего выбор был вызван тем, что такие христиане жили в жестких условиях. Например, Студийского устава держались многие обители Русского Севера, так как при невозможности иметь достаточно растительной пищи — хлеба, круп, овощей холодное лето, невозможность заниматься земледелием , ничего не оставалось, как поддерживать силы рыбной пищей. Согласно ему совершаются богослужения, на него же опираются при соблюдении поста телесного. Вместе с тем, согласно рекомендациям, собственную меру воздержания как монахи, так миряне должны согласовывать с духовником.
Пост у католиков В первые века христианства традиции поста Запада и Востока отличались незначительно. К настоящему времени католики идут по пути смягчения требований к телесному воздержанию и акценту на духовное. К примеру: пост полностью исключен для детей до 14 лет, больных, беременных; существует термин «воздержание», который, однако, означает лишь запрет на мясо, тогда как молочная пища разрешена практически весь период поста. Поэтому соблюдение телесной аскезы у современных католиков все более остается «на усмотрение» верующих, что ведет ко все более легкому отношению к ней. Главное с чего следует начать: советы начинающим и опытным Современный человек к телесному воздержанию не привык, поэтому оно кажется ему чем-то невозможным. На самом деле требования Церкви, если следовать им без неразумной ревности, находятся в пределах возможностей любого среднего человека, они — плод тысячелетнего опыта, поэтому их не следует бояться. Куда сложнее другое. Многие опытные постники, особенно из числа святых отцов, предупреждают: постное делание будет сопровождаться искушениями, восстанием на человека помыслов, страстей. Это вполне нормально, более того — полезно, ведь обнажает перед человеком его недостатки, требующие уврачевания. Какие правила Общие можно свести к следующим: начав с телесного воздержания, как самого простого делания, постепенно переходить к аскезе души; например, кроме скоромной пищи, следует воздерживаться также от мирских развлечений; самая же сложная форма аскезы — воздержание от страстей: например, пагубных привычек; сложнее же всего — «не есть людей», то есть не осуждать, не совершать дурных поступков в отношении ближних, прощать их немощи, нелюбовь, иногда — ненависть; отсюда, может быть, главное правило — не бороться только своими силами, предавать дело исправления себя Богу.
Святитель Василий Великий о посте «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить». Что можно и что нельзя кушать Устав св. Саввы требует как от монахов, так и от мирян полного воздержания от пищи в определенные дни первой недели, а также Страстной Седмицы. Однако сейчас такое делание совершают немногие опытные подвижники в миру, а также священники, монахи, привычные к нему. В остальные дни в дореволюционные годы принято было вкушать один раз, однако и эту рекомендацию сейчас могут понести не все. Смысл воздержания — не в нем самом, не в «очищении организма» хотя благотворность ограничений признана медиками. Оно помогает душе сосредоточиться на главном — жизни с Богом. А для этого стоит ограничить влияние на душу мирских страстей, удовольствий, в число которых входит также пища. Что приготовить Ограничение пищи касается не только ее качества и количества.
Процесс создания постного, но сложного, требующего усилий блюда, отвлекает от духовного, «приземляет». Зачастую немало душевных сил отнимает поиск специфически постных продуктов, особых рецептов. Так достигается требуемый состав блюд, но страдает душевный настрой, нарушается мир, то есть не достигается основная цель. Поэтому важнейший принцип питания Великим Постом — простота блюд, которые лучше готовить из привычных, общедоступных продуктов, лишь исключив те, которые не благословляет Церковь на эти дни. Список продуктов Стоит также прислушаться к советам опытных подвижников, которые советуют, как аскетическое делание, соблюдать максимум однообразия питания, дабы не способствовать развитию «гортанобесия» страсти, представляющей собой стремление наслаждаться разнообразием вкусов блюд. У опытных мирян, давно живущих церковной жизнью, список покупок на Великий Пост хоть и не сводится к нескольким продуктам, но и не слишком велик. Разрешается Во время поста можно употреблять любую растительную пищу. Это могут быть овощи, фрукты, все виды круп, хлеб. Источником растительного белка, необходимого человеческому организму, являются бобовые горох, чечевица, фасоль , а также грибы. Что касается напитков, то без ограничений можно пить чай, черный кофе.
Выбирая продукты, опытные духовники нередко советуют основываться не только на их происхождении. Иногда и постная пища может стать душевредной, если принимается чрез меру, или же человек особенно, до развития страсти чревоугодия, любит тот или иной продукт. Наконец, многие воздерживаются от растительных, но дорогих или экзотических продуктов, употребление которых не запрещено, но кажется верующему не душеполезным. Именно из этих соображений многие русские крестьяне дореволюционных времен не употребляли во время поста мед как чрезмерно услаждающий вкус , сахар — бывший тогда достаточно дорогим для сельского жителя, к тому же купить его часто было сложно. Известен случай, когда к опытному духовнику пришел молодой человек, жалуясь на то, что его мать категорически против того, чтобы он соблюдал пост. Подумав, священник спросил, что из пищи нравится юноше больше всего. Как оказалось, это был горячий крепкий чай. И тогда батюшка назначил духовному чаду послушание — весь пост воздерживаться именно от него, пусть разрешенного, посчитав, что борьба со страстью будет более полезна душе, чем нарушение семейного мира ради Устава. Не благословляется Это любая пища животного происхождения: яйца, все молочные продукты, мясо, а также содержащие их изделия. Вместе с тем, определяя качество своего питания Великим Постом, стоит знать также меру.
Московский протоиерей Максим Первозванский в интервью от 6 марта 2009 г. Впрочем, есть, например, совершенно постная выпечка — некоторые виды печенья, сушек. А надписи на темном без молока шоколаде о том, что он «может содержать следы молока» нужны для тех, у кого аллергия, когда даже микродозы продукта могут вызвать серьезное обострение. Могут ли они духовно повредить постящемуся? Иногда постника, чрезмерно ревностно относящегося к качеству стола, смиряет Сам Господь. Вот что рассказывает митрополит Антоний Сурожский о случае из своей молодости: «Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига.
Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: — Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может. Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми». Про кальмары, креветки и другие морепродукты Традиции поста по-прежнему различны в разных странах. Так, в Греции даже монахи по субботним и воскресным дням Четыредесятницы едят кальмаров, другие морепродукты, приравнивая их к «траве морской». Их обычай перенимают некоторые православные России, однако многие духовники не благословляют такой подход. По их мнению, «морские гады» все же ближе к рыбе, употреблять их лучше, когда она разрешена Уставом.
К тому же эти продукты относятся к числу экзотических, недешевых, а подобные изыски могут свидетельствовать о страсти чревоугодия. Рыба и икра По принятому сейчас порядку поста, рыбу можно употреблять: на праздник Благовещения, кроме случаев, когда он выпадает на Страстную Седмицу; в праздник Входа Господня в Иерусалим. В эти же дни возможно также разнообразить постный стол икрой. Только икра, но не рыба, благословляется на Лазареву Субботу, предшествующую Вербному Воскресенью. Вино и масло Их устав разрешает по субботним, воскресным дням. Под «вином» монашеские уставы греков понимали совсем не то, что считают таковым сейчас. Его принято было очень сильно разводить водой. Неразбавленноеже то, какое мы знаем сейчас пили только «варвары», язычники. Поэтому разрешение на употребление вина во время поста нельзя понимать как разрешение на пьянство — крепость разведенного напитка была чисто символической.
К Тебе же я обращусь, Сын Божий. Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Дух бездействия, грусти, самолюбия не допускай ко мне. Дух здравомыслия и покорности, любви и терпения подари же мне, рабу е Твоему ей имя.
Молитва в пост перед Пасхой перед едой Помолившись, мы употребляем освященную пищу, что дает возможность принять ограничения Великого поста. Также молитва напоминает о необходимости избегать греха чревоугодия. Великий пост длится шесть седмиц, а завершает его светлая Пасха Христовая — день воскрешения Христа. Христово Воскресенье следует встречать, очистив тело и душу. Потому важно знать, какие молитвы читают в пост. Молитву Ефрему Сирину, освобождающую от всяких недугов, читать нужно ежедневно включая и сыропустную неделю, кроме субботы и воскресенья. Перед принятием пищи христианину важно молиться, чтобы не допустить чревоугодия. Утром читают короткие молитвы Молитва перед едой Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения. Молитва на благословение еды и пития мирянам Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки. И перекрести пищу и питие. Молитва после вкушения пищи Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Преподобный Ефрем Сирин Молитва в пост перед Пасхой в утреннее время Чтобы утро начать с положительного настроения, читают короткие и легкие молитвы, сохраняя правильный настрой на весь день.
Разовые поминовения за богослужением о здравии и о упокоении в этот период совершаются ежедневно. Во время Великого поста молебны по будням кроме субботнего отменяются. Субботний молебен пред Валаамской иконой Божией Матери будет совершаться согласно расписанию. Служение молебнов в полном объеме возобновляется после Светлой седмицы с 13 мая 2024 года. Также во время Великого поста установлены дни особого поминовения усопших — родительские субботы 30 марта, 6 и 13 апреля 2024 года.
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
Многие верующие христиане хотят узнать когда читать молитву Ефрема Сирена в Великий пост. В нашем материале расскажем, какие утренние молитвы стоит читать в Великий пост. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь.