Верующие и туристы смогут посещать мечеть Айя-София без ограничений во время работ по реставрации, сообщили РИА Новости в министерстве туризма Турции. Посещение всемирно известной стамбульской мечети Айя-София (собор Святой Софии) иностранными туристами с 15 января станет платным. В Стамбуле у собора Святой Софии снова очереди. В середине июля музей сменил свой статус и стал мечетью, однако туристы по-прежнему могут попасть внутрь, причем совершенно бесплатно. alt 2 ноября 2022 года Межпарламентская ассамблея Православия (МАП) призвала ЮНЕСКО объявить собор Святой Софии в Стамбуле памятником, находящимся в опасности.
Был «командующим» крестового похода
- Лента новостей
- Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью
- Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии
- Комментарии:
- 1. Предшественники собора Айя-София
- 2. Этапы строительства
В Турции решили сделать платным вход в Айя-Софию для иностранцев
С 15 января Айя София открыла 2 этаж мечети. Вход будет платным для иностранцев и местных жителей. Приглашаю вас посмотреть какие изменения нас ждут. Привет. Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле стал платным для иностранных туристов. Это произошло через три года после превращения музея в религиозный объект, передает «МИР 24». 86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету. В Стамбуле у собора Святой Софии снова очереди. В середине июля музей сменил свой статус и стал мечетью, однако туристы по-прежнему могут попасть внутрь, причем совершенно бесплатно.
Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть?
Предложение поддержали министр юстиции Абдулхамит Гюль и министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. Против уже высказались представители Константинопольской и Греческой Православных Церквей и высокопоставленные дипломаты разных стран. Суд признал законным указ первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка от 1934 года, которым собору придали статус музея. Решать вопрос об изменении либо сохранении этого статуса имеет право глава государства — Реджеп Тайип Эрдоган. Вопрос о будущем собора также рассмотрел Госсовет Турции. Слушания по этому поводу заняли всего 17 минут. Официальное решение обнародуют в течение 15 дней. Турецкие СМИ считают, что первая мусульманская служба в Софии может состояться уже 15 июля. Вид на Святую Софию. Фото: unsplash. И Русской Церкви он особенно дорог.
Послы великого князя Владимира, переступив порог этого храма, пленились его небесной красотой. Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь, которая вслед за ним шагнула в новое для себя духовное и историческое измерение — в христианскую цивилизацию», — заявил Патриарх Кирилл. Но это внешняя правота, за которой — глобальная неправда. Святая София Константинопольская — главный символ. Причем с самых разных точек зрения — духовной, культурной, исторической. Это величайший христианский храм всех времен и народов, построенный Юстинианом в VI веке. Храм сразу стал главным храмом Византийской империи, воплощением византийской духовности.
Идея сменить статус собора принадлежала президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. Об инициативе открыть собор для мусульманских богослужений он заявлял в интервью еще в марте прошлого года, а 2 июля Высший административный суд Турции его же называют Государственным советом вынес решение, фактически открывающее возможность использовать собор как мечеть.
В Партии справедливости и развития, которую возглавляет Эрдоган, заявляли, что рассчитывают открыть собор для богослужений уже 15 июля. Эта дата выбрана не просто так — 4 года назад в Турции произошла попытка государственного переворота, который начали некоторые военные под руководством общественного деятеля Фетхуллаха Гюлена. Переворот оказался неудачным, по обвинениям в причастности к нему было задержано 26 тысяч человек, почти 3 тысячи из которых попали в тюрьму. Последствиями переворота стали массовые преследования военных и увольнение около 10 тысяч сотрудников полиции и военнослужащих. Спустя год дата 15 июля становится государственным праздником — «Днем демократии и национального единства», и к которому, судя по всему, будет приурочено изменение статуса Святой Софии. При этом суд нашел формальную причину изменить статус собора с музея на мечеть — как удалось доказать Фонду исторического наследия и окружающей среды, в 1934 году решение о преобразовании мечети в музей было принято незаконно, так как здание уже на тот момент находилось в частной собственности — оно принадлежало одному из мусульманских фондов. Судьи единогласно согласились с позицией истца главы Фонда , вскоре после оглашения решения президент Эрдоган подписал указ, согласно которому мусульмане получают право совершать поклонения в соборе. Теперь посещать собор можно будет бесплатно чему раньше мешал его музейный статус. При этом официальных представитель президента заявил, что изменение статуса собора не будет мешать туристам местным и иностранным посещать его — правда, при условии соблюдения некоторых норм ислама.
Кроме того, решается вопрос с уникальными христианскими мозаиками на стенах — согласно нормам ислама, изображать людей запрещено. Скрыть мозаики и фрески обещают лазерами, специальным освещением или просто коврами — и только на время богослужений. Кому на самом деле принадлежит собор? История собора Святой Софии начинается с 324-337 годов нашей эры, когда на рыночной площади Августеон была построена христианская церковь.
Критика решения Эрдогана и Государственного совета слышна и в самой Турции. Так, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш заявил, что все это было решением исключительно президента, которому нужно оправдать ожидания консервативной религиозной части своего электората. Эти люди, считает бывший чиновник, воспринимают вопрос Софии как вопрос национального суверенитета. Кстати, он напомнил, что на территории Греции остаются сотни мечетей в качестве наследия Османской империи, при этом некоторые из них лежат в руинах, другие приспособили под христианские церкви, склады, тюрьмы и даже ночные клубы. Что же касается Софии, то рядом с ней и так есть открытая для всех мусульман Голубая мечеть, и недостатка мест для верующих поблизости нет. Турецкая оппозиция на этот раз была сдержанной — там не поддержали и не критиковали решение суда, но все же призвали не использовать 1500-летний собор в политических целях. Резко раскритиковали решение в Греции, где любые новости о наследии Византийской империи в Турции воспринимают болезненно. В частности, министр иностранных дел Греции Дендиас заявил, что в интересах Турции — все же сохранить Святую Софию в качестве музея, и что именно этим руководствовался Ататюрк в прошлом веке. Госсекретарь США Майк Помпео тоже призвал сохранить за собором музейный статус — по его мнению, так Турция продемонстрирует готовность уважать всю историю своего государства. Что касается России, то на уровне МИД реакция была сдержанной — там напомнили, что произошедшее событие является исключительно внутренним делом Турции. Но в Русской православной церкви заявили, что призывы превратить храм в мечеть недопустимы, а сам собор — «общехристианская святыня» и построен он был как христианский храм. Некоторые опасения высказывают российские искусствоведы — они не понимают, как именно можно скрыть христианские фрески и мозаики на время богослужений и не повредить их при этом уверены, что прямого физического воздействия на объекты культурного наследия все же не будет. А общественный деятель Владислав Иноземцев вообще напомнил, что в России такие истории тоже случаются — многие здания, которые долгое время использовались не как церкви, передаются обратно РПЦ пример — Исаакиевский собор , при этом в Турции до сих пор действует масса греческих и армянских православных церквей, которые не испытывают на себе какого-либо давления. Вам понравилась статья?
Oфициальный представитель президента Турции Ибрагим Калын заявил, что представители всех религий будут иметь доступ к религиозному и культурному наследию собора Святой Софии, включая мозаики, христианские иконы, фрески с изображением Христа и геометрическим орнаментом. В интервью BBC Ибрагим Калын подтвердил, что православные христиане, как и представители других религий, смогут беспрепятственно посещать собор Святой Софии, где будут сохранены все христианские иконы и мозаики. Собор Святой Софии В соборе Святой Софии можно найти множество христианских изображений и исламских надписей, которые свидетельствуют об уникальной истории собора и преобразованиях, коснувшихся его в разные исторические периоды. Внутренние стены купола украшены геометрическими узорами и христианскими религиозными символами, а также изречениями из Корана, написанными на арабском и османском языках. Христианские мозаики и православные иконы были уничтожены в период правления византийского императора Константина V 718-775 годы , который жестоко расправлялся со святыми образами. Он объяснял это тем, что божественную природу невозможно запечатлеть. Внутреннее убранство собора Святой Софии было восстановлено только в середине IX века. После взятия Константинополя в 1453 году, султан Мехмед II Завоеватель превратил византийскую церковь в мечеть. Однако он распорядился сохранить христианскую мозаику и фрески с изображением Девы Марии, Иисуса Христа и Иоанна Крестителя. В 1847 году османский султан Абдул-Меджид I поручил швейцарским архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию собора Святой Софии и восстановить внутреннее убранство. Братья Фоссати управились с реставрационными работами за два года, наняв несколько сотен рабочих, которые занимались восстановлением древних византийских мозаик. На днях Государственный совет Турции аннулировал решение кабинета министров от 1934 года о превращении собора Святой Софии в Стамбуле в музейный комплекс. Таким образом, статус собора Святой Софии сменился с музея на мечеть, что возобновило дискуссии о судьбе христианских фресок и мозаики. Как бы там ни было, бывшая византийская церковь остается одним из самых важных туристических и исторических мест в Стамбуле. Подготовка к открытию мечети Верховный суд Турции разрешил изменить статус собора Святой Софии, после чего началась подготовка к торжественному открытию мечети, запланированному на 24 июля.
Минтуризма Турции: посещение Айя-Софии не будет ограничено на время реставрации
За свою историю Айя-София успела побывать патриаршим православным собором, музеем и мечетью. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле стал платным для иностранных туристов. Это произошло через три года после превращения музея в религиозный объект, передает «МИР 24». История музея Айя-София, который вновь хотят сделать мечетью. Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине).
Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию
Ведомство утвердило стоимость посещения мечети Айя-София в Стамбуле, известной также как бывший христианский Собор святой Софии. Власти Турции приняли окончательное решение сделать платным вход для иностранных туристов в стамбульскую мечеть Айя-София (собор Святой Софии). Посещение всемирно известной стамбульской мечети Айя-София (собор Святой Софии) иностранными туристами отныне будет платным, вход в нее обойдется в €25. Всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле вновь станет мечетью. Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого – защита здания от землетрясения. Мечеть Айя-София в Стамбуле: стоит ли идти туда, нужны ли входные билеты? График посещения + как не стоять в очереди?
Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным с 15 января 2024 года. В Стамбуле вход в Айя-Софию станет платным с 15 января. Подпишитесь на канал Россия 24 Иностранным туристам отныне придется заплатить за посещение мечети Айя-София в Стамбуле. Ведомство утвердило стоимость посещения мечети Айя-София в Стамбуле, известной также как бывший христианский Собор святой Софии. Собор Святой Софии станет действующей мечетью. Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея. Посещение мечети Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранных туристов станет платным с 2024 года, заявил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. По его словам, которые приводит РИА Новости, новое правило начнет действовать с 15 января.
Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения
Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание.
Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75].
На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах.
В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI.
Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св.
В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава.
Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В.
Отношения между Грецией и Турцией в принципе осложнены, и дело не только в Софии. Одна из причин — слухи о том, что Анкара собирается добывать нефть вблизи греческих островов. На фоне этого 5 июня министр обороны Греции Никос Панайотопулос заявил , что его страна готова к любому развитию событий в отношениях с Турцией, в том числе к военному конфликту. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал, что сохранение нынешнего статуса «одного из величайших шедевров христианской культуры» укрепит межрелигиозное согласие и мир. Он добавил, что надеется на благоразумие властей Турции. По его словам, так Турция покажет свою приверженность уважению религиозных традиций и многонациональной истории. Он назвал обвинения в адрес Турции из-за Айя-Софии нападками на суверенитет страны.
Примечательно, что вопрос о статусе Софии связывают не только с внешней, но и с внутренней политикой. Например, эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов в разговоре с «Коммерсантом» отметил , что так Эрдоган готовится к возможным досрочным парламентским выборам: изменение статуса Святой Софии может стать частью его предвыборной программы.
Дело в том, что Эрдоган опубликовал два твита об Айя-Софии — на английском и арабском языках, и эти тексты различались по содержанию. В первом сообщении — на английском — отмечается, что двери собора Святой Софии будут открыты для всех иностранцев, местных жителей, мусульман или немусульман. Собор Святой Софии является универсальным всемирным наследием, достоянием человечества. Айя-София — исторический объект мирового масштаба, часть общечеловеческого культурного наследия. Во втором твит е, написанном по-арабски, упоминается мечеть Аль-Акса в качестве «известной цели всего мусульманского мира»: «Возрождение Святой Софии — это хорошее начинание для освобождения мечети Аль-Аксы.
Возрождение Святой Софии — новое начало для мусульман, выход из темных веков в открытый мир». Мнения обычных людей Чтобы дать понять российскому читателю, как преломляются все эти аргументы в умах обычных людей, «Репортер» перевел видеоопрос турецких граждан, выложенный на YouTube. Что вы думаете по этому поводу? Ататюрк превратил собор в музей, а сегодня это снова мечеть. Я этого не одобряю, в этом нет никакой необходимости — у нас и так полно мечетей, куда ни глянь, всюду одни мечети! Пусть лучше учат молодежь. У меня, конечно, есть уважение к религии, но до какого-то предела.
Нельзя же только строить мечети. Что вы думаете о превращении музея в мечеть? Молодой человек в футболке с надписью: Правительство все места превратило в мечети. Кроме того чтобы превращать все в мечети, они, кажется, вообще ничего не умеют. Хотят показать, что они могут делать все что угодно и никто не сможет вмешиваться в их дела. И так вы знаете, в какой мы сейчас экономической ситуации находимся, — это будет только дополнительная трата денег. Так и должно быть.
Церковь должна быть церковью, мечеть — мечетью. Как мечеть может быть музеем? Разве в святом месте может быть музей? В общем, я считаю, пусть открывают как мечеть. Это самый лучший вариант. Самое красивое в турецкой истории то, что когда мы захватывали какую-то территорию, мы превращали священные места в мечети. Даже неизвестно доподлинно, сам ли Ататюрк принял это решение… Поэтому я рад.
Так что хорошо, что ее переделают в мечеть.
Общий вид трабзонской Айя-Софии. Слева - западный портик, справа - южный. Плана храма по ссылке Два с половиной века спустя Трапезунд был покорён османами; последний император, уступивший город без боя, и семь его сыновей были торжественно препровождены в Стамбул и вскоре все до одного задушены, а оставленная своими покровителями Айя-София по указу османского султана Мехмеда II Завоевателя была трансформирована в мечеть. Барельефы южного портика храма Некоторые могут увидеть в этом убийстве некую предвзятость...
Но её на самом деле не было. Если бы в то время существовал фейсбук или твиттер, на страничке Мехмеда II мы бы смогли найти, например, запись примерно следующего содержания: Сегодня приказал задушить своего шестимесячного брата. День прошёл неприметно. А, например, на страничке Мехмеда III, 13-го султана, - нечто такое: Мама, как всегда, права: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня! Убил разом девятнадцать младших братьев.
Настроение весь день прекрасное!
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
За свою историю Айя-София успела побывать патриаршим православным собором, музеем и мечетью. Сегодня в Стамбуле состоялось открытие медресе Айя Софии Фатиха при участии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Принятое 10 июля 2020 года турецкими властями решение о лишении храма Святой Софии статуса музея и превращении его в мечеть прокомментировал в интервью телеканалу «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью.