Новости легендарные пуховые платки

У оренбургского пухового платка есть определенные типовые композиции, которые насыщаются узорами, собранными веками. Мастерица Артели ПУША Легендарные пуховые платки ручной работы.

Покровский праздник оренбургского пухового платка

Как 250 лет назад появились оренбургские пуховые платки и почему они так ценятся Постепенно интерес к оренбургским пуховым платкам возвращается, что благотворно сказывается на развитии промысла.
Выставка "Оренбургский пуховый платок на фоне Альп" открылась в швейцарском Берне - ТАСС Потомственные вязальщицы поделятся с гостями выставки секретами создания оренбургского пухового чуда и познакомят с традиционными узорами ажурных паутинок.

В Дагестане открылась выставка, посвященная оренбургскому пуховому платку

Оренбуржье — родина пухового платка и кузница кадров отечественной космонавтики. Выставка рассказывает о пуховязальном промысле и освоении космических просторов на понятном всем языке моды. Эти два символа соединила в одном проекте дизайнер Анна Советова — она представила футуристичную коллекцию костюмов, посвященную космосу. Классика и Авангард».

Потомственные вязальщицы поделятся с гостями выставки секретами создания оренбургского пухового чуда и познакомят с традиционными узорами ажурных паутинок. Каждый желающий сможет взять в руки спицы, попробовать управиться с веретеном, протянуть оренбургский платок через кольцо. Дизайнер Анна Советова представит тематическую коллекцию «Нити дружбы», посвящённую многонациональному Оренбуржью.

Этому старинному искусству ее обучила мама, которая всю жизнь трудилась на легендарном пуховязальном предприятии в Оренбурге, где создавался известный на весь мир бренд. В начале 60-х годов прошлого века облачиться в такой пуховый головной убор мечтали тысячи, если не миллионы женщин по всему Советскому Союзу. Отсюда и грандиозные планы на фабрике: одна сотрудница должна была выдавать минимум полтора платка за смену. Чтобы работать в унисон с ударными темпами производства, мама Ленизы подключила к процессу свою маленькую дочку. Сначала девочка просто вычесывала шерсть, а потом взялась и за спицы. Повзрослев, Лениза не пошла по стопам матери: в 20 лет вышла замуж, работала продавцом и завскладом. В Челябинскую область перебралась вместе с мужем в начале 1970-х годов. Хоть женщина и не связала судьбу с фабричным производством платков, зато пронесла это умение через года.

Возможно оплата после вскрытия посылки и осмотра изделия в пункте выдачи СДЭК. А вот так упакуем ваш платочек На все изделия даём гарантию от 5 до 30 лет зависит от изделия Свидетельство на товарный знак Весь товар сертифицирован Наш торговый знак "Легендарные пуховые платки" гарантирует, качество изделий на всех этапах производства. Все изделия прошли сертификацию качества.

Кто основал компанию «легендарные пуховые платки»

Статьи - Кто носит оренбурский пуховый платок Оренбургский пуховой платок история и происхождение, старинные традиции изготовления платков и паутинок из шерсти и козьего пуха народные промыслы.
Пух и страх. Как исчезает урюпинский пуховый промысел Платок Легендарные Пуховые Платки,140х140 см, серый.
Производитель легендарных пуховых платков на грани банкротства Оренбургская область была представлена знаменитыми оренбургскими пуховыми платками.

Как выбрать оренбургский платок

утверждая данный факт, Новобелогорская б/ф пригласила читателей на познавательную беседу, где библиотекарь выступила в роли мастерицы, проведя мастер-класс по вязанию пухового платка. Вязать пуховые платки начали еще при Петре I, но всероссийскую известность они получили после заседания Вольного экономического общества 1770 года, где подвижница промысла госпожа Тучкова была отмечена золотой медалью за особые заслуги. Все данные о наименовании торговой марки ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ, дате регистрации и правообладателе актуальны и соответствуют сведениям из открытых реестров данных. Вязать пуховые платки начали еще при Петре I, но всероссийскую известность они получили после заседания Вольного экономического общества 1770 года, где подвижница промысла госпожа Тучкова была отмечена золотой медалью за особые заслуги.

Пуховый рекорд: 700 вязальщиц из Оренбурга одновременно взялись за спицы

Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео? Главное Оренбургский пуховый платок — это вязаный платок из пуха оренбургской козы, изделие народного промысла, которому уже около 300 лет; платок - практичная и красивая вещь и одновременно это емкий и трогательный собирательный образ, один из символов России. История Пуховязание возникло в Оренбургской губернии в начале XVIII века, как русский казачий промысел, который иногда называли вдовьим. Казаки погибали, а их вдовы зарабатывали на платках и растили детей. Для промысла была выведена в XIX веке порода оренбургских коз с длинным, мягким и тонким пухом. Мировое признание пуховый платок получил в 1857 году, когда он был представлен на международной ярмарке в Париже.

В 1891 году цесаревич Николай во время путешествия по Уралу останавливался на ночлег в избе купчихи Дарьи Кретовой. Вся изба была белой, пуховые паутинки висели на окнах, как занавеси, лежали на кроватях вместо покрывал, дорога от дома до храма, где совершался молебен в честь цесаревича, была устлана платками, словно пушистым снегом... Николай был так растроган, что подарил купчихе бриллиантовый перстень. В ХХ веке пуховые шали продолжали носить для тепла. Барышни любили дополнить «паутинкой» изящную шляпку. Платок можно встретить в описании женских костюмов у Алексея Толстого и Ивана Бунина.

Таким образом "Цветочный медведь" "демонстрирует" публике палантин ручной работы, проходящий через обручальное кольцо со звездчатым рубином", - написано на сайте министерства. Долль, чьи слова приводятся в сообщении, отметил, что выставка в Берне отвечает европейской традиции экспонирования, но каждый экспонат несет сакральный смысл, связанный с духовными ценностями России.

Оренбургский пуховый платок» Малозайкинская библиотека , «Оренбургский пуховый платок» Каменская библиотека , «Оренбургский пуховый платок: слава и гордость России» Маёвская библиотека , «Оренбургские узоры» Мичуринская библиотека и др. Использование материалов сайта согласуется с администрацией учреждения. Разработка и дизайн сайта muzkult.

Вы станете свидетелями передачи ценного экспоната в коллекцию Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Перед зрителями выступит фольклорный ансамбль казачьей песни «Раздолье». Куратор: И.

Бушухина, Н.

Кто носит оренбурский пуховый платок

Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений. За рубежом оренбургские пуховые платки впервые были представлены на первой Лондонской международной выставке 1851 года[3]. Все данные о наименовании торговой марки ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ, дате регистрации и правообладателе актуальны и соответствуют сведениям из открытых реестров данных. Добротный простоволосый урюпинский платок похож на звериную шкуру: пуховые пряди ниспадают локонами, иногда кучерявятся мелким кольцом.

Оренбургские платки

Платок Пуховый платок ручной работы белый классический, 1.30. Декоративные элементы. узорная вязка. Легендарные пуховые платки. Платок пуховый ажурный/LP629. ДИКИЕ СКИДКИ. 84 оценки. На волне успеха пуховых платков английская фирма «Липнер» вскоре организовала выпуск собственной продукции с указанием «Имитация под Оренбург». Потомственные вязальщицы поделятся с гостями выставки секретами создания оренбургского пухового чуда и познакомят с традиционными узорами ажурных паутинок. Платки из козьего пуха, которые вяжут в Оренбурге, считаются один из символов России, наряду с матрешкой и балалайкой.

Оренбургские пуховые платки

Этот вопрос, наверное, ещё долго останется без ответа. Есть сторонники версии, что местные мастерицы определённо привезли его из Эстонии, но существует достаточное число и противников этой гипотезы. Однако, если «ландыши» продолжат появляться на оренбургских пуховых платках, то и они когда-нибудь окажутся в списке традиционных узоров. Оренбургский платок в искусстве «Пуховницы О. Федорова и Н. Победимова» скульптор Н. Петина Пожалуй, самым известным воплощением знаменитого платка в искусстве является песня композитора Григория Пономаренко на слова Виктора Бокова, в нашей стране получившая известность, большую, чем сам платок.

По воспоминаниям поэта, приглашённого в Оренбург только что созданным здесь народным хором, он сначала собирался поездить по всему региону, почувствовать его, найти те строчки, которые отразят этот край лучше и ярче. Зайдя на местный рынок, Виктор Фёдорович поразился обилию платков, на которые раньше не обращал внимания. Лишь помнил краешком сознания, что именно о таком платке мечтают многие женщины. Ерышев Выбрав платок, Боков внезапно решил отправить его маме, проживавшей тогда в Подмосковье. И после этого решения как-то вдруг начали складываться строчки. Только сына в сюжете поэт заменил на дочь, посчитав, что мать и дочь куда лучше прочувствуют скрытый смысл такого подарка.

Посыл легко подхватил и отразил музыкой Пономаренко. Песня стала не только визитной карточкой народного хора, но и превратилась в неофициальный гимн Оренбургской области. Вскоре её включила в свой репертуар Людмила Зыкина, в исполнении которой песня стала всенародно любимой. Ерышев Несколько картин посвятил оренбургскому платку Николай Павлович Ерышев. В своей книге «Рисунки с натуры» художник вспоминал, что при создании полотна о пуховом платке никак не мог придумать ни сюжет, ни композицию. И тогда ему посоветовали съездить непосредственно в село Жёлтое, знаменитое вязальным промыслом.

Разместившись на ночлег в избе, живописец сразу же ухватил множество деталей сельского быта, о которых в городе и помыслить не мог. И сразу же начал срисовывать окошки с занавесочками, узкое, высокое зеркало с резной верхушкой, круглый половичок из цветных лоскутов. Хозяин быстро увидел, чем мог посодействовать: раздобыл прялку, посадил за неё жену… Замысел сложился быстро, композиция тоже придумалась. Картина «Оренбургский платок» попала в Париж на всемирную выставку произведений молодых художников, а теперь хранится в Третьяковской галерее. Петина В жанре скульптуры труд рукодельниц ярко отобразила Надежда Гавриловна Петина. В скульптуре 1972 года ей удалось запечатлеть красоту ажурного платка, узор которого выбит на золотистом листе меди.

Обе мастерицы по сторонам от платка словно следуют его изгибу своими позами, визуально увеличивая объём их общего творения. У Надежды Гавриловны есть и работа, посвящённая не только оренбургскому платку, но и песне о нём. С первого взгляда кажется, что ни платки, ни девушки, на чьи плечи накинут наряд, не проработаны, а лишь намечены вчерне. Но задумкой автора было мягкими, текучими линиями девичьих фигур перенести в металл певучую мечтательность этой тройки, хором вытягивающей душевные строчки известной песни. Петина Интересные факты об оренбургских платках Всемирную выставку 1958 года, проходившую в Брюсселе, наверное, можно считать для СССР одной из самых успешных. Оренбургский платок и на ней был удостоен медали.

Посетила советский павильон даже королева Бельгии. Делегация СССР решила вручить именитой гостье какой-нибудь ценный подарок. Предложили в качестве варианта и платок. Не все согласились, так как белая паутинка терялась на фоне ярких цветов Хохломы, Полхов-Майдана и Палеха. Но в результате подарком стал именно ажурный платок из Оренбуржья. Впоследствии от королевы поступили о подарке самые восторженные отзывы.

Ларец и платок, преподнесённые к свадьбе Николая II Самые большие оренбургские платки имеют стороны длиной более трёх метров. Умещался он в небольшом, но роскошном ларце фирмы Карла Фаберже. Так от казачек одарила грядущий союз жена оренбургского губернатора Елена Михайловна Ершова. В 1927 году Ермолай Степанович Фёдоров, служивший регентом при церкви в селе Жёлтом, от безденежья вступил в артель, занимавшуюся вязанием платков из пуха. Именно ему удалось связать грандиозный «бисерный» платок на 1000 петель. Пуховое сокровище увезли в Оренбург, признав самым большим в мире.

Для этого потребовалось 13,5 км пуховой пряжи. Рисунок оренбургского пухового платка на малом листе Почты России 2013 год вообще примечателен для оренбургского платка, так как 13 октября 2013 года был зафиксирован мировой рекорд пуховязания. А в почтовых отделениях появилась красочная серия марок «Декоративно-прикладное искусство России. Наряду с Павловопосадскими изделиями, а также образцами Троицко-Александровской и Трёхгорной мануфактур, в составе серии оказался и оренбургский пуховый платок. Царь-девица на одеяле со знакомыми узорами В 2021 году появилась новая экранизация сказки Петра Ершова «Конёк-Горбунок». Если присмотреться, в этой кинокартине можно заметить и оренбургские пуховые платки.

Ведь пуховое одеяло для царь-девицы сделано именно из них. Ксилография «Натюрморт» художник А.

Крупской: понедельник - пятница, 09:30-20:00, суббота - 09. Вход свободный. В 2017 году самый большой в мире пуховый платок размером 20 на 20 метров и площадью 400 кв.

По словам министра культуры региона Евгении Шевченко, очень приятно видеть женщин, у которых в одежде присутствует элемент оренбургского пухового платка, являющегося образцом культурного наследия нашей страны. Выставка работает в Оренбургской областной библиотеке им. Крупской: понедельник - пятница, 09:30-20:00, суббота - 09. Вход свободный.

Статистика Оренбургский пуховый платок 55 лет назад Весной 1958 года в Брюсселе открылась Всемирная выставка. Это был первый крупнейший мировой форум достижений человечества после Второй мировой войны и после 18-летнего перерыва в проведении всемирных выставок. Оренбургская область была представлена знаменитыми оренбургскими пуховыми платками. Изделия были настолько изящны, удивляли всех качеством пуха и сложностью ажурных узоров, что по решению международного жюри произведения оренбургских вязальщиц были удостоены Большой серебряной медали.

Производитель легендарных пуховых платков на грани банкротства

Далее Оренбургские пуховые платки становятся постоянными участниками и фаворитами международных выставок: Всемирные выставки в Канаде в 1967году и в Японии в 1968 году, международные ярмарки в Алжире в 1969г. Надо отметить, что ведущие мировые державы порой интересовали не пуховые платки, а сам козий пух. Пробовали предприимчивые американцы разводить у себя Оренбургских коз. Но половина коз гибла в пути, а другая половина не давала в новых климатических условиях того ценного подшёрстка, ради которого их перевозили. Оказалось, что метеоусловия — решающий фактор в формировании козьего пуха с его уникальными свойствами. Тогда англичане и французы решили сырье вывозить. В 1824 году Французская фирма «Бодиер» вязала шали с названием «каша». Английская фирма «Липнер и Кон» из Бирмингема на своем предприятии выпускали платки «имитация под Оренбург».

Но все же самые достойные и качественные платки вязались на Оренбургской земле. Да и сейчас вяжутся! Оренбургская губерния — колыбель пуховязания В 70-е годы 19 века пуховязанием занималось не больше 300 женщин. Но платок приобретал такую популярность, что не вязать его, умеючи, было глупо! Спрос рождает предложение, как говорится. И в 1900 году вязальщиц было уже 4000. В 1913-ом — 21000 мужчин и женщин вязали платки на продажу.

В 1915 году появилась первая казачья пуховая артель! Вторая половина 20-х годов 20 века ознаменована важным шагом для пуховязания — остро встала необходимость механизации труда пуховязальщиц. И в 1930-ом году, на окраине Оренбурга заработала первая в Союзе пуховязальная фабрика имени Первого мая! Создание фабрики, главным образом, должно было решить вопрос с удешевлением производимых платков. Потому как мягкость и пушистость изделий ручной работы невозможно было воссоздать никакими станками! Пух на фабрике по-прежнему чесали и пряли вручную, ажурную кайму тоже вязали мастерицы. Механизирована была вывязка середины платка.

Каждый месяц фабрика давала стране 288 платков, 80 ажурных, остальные — теплые. Появился стандарт качества фабричного изделия — нитка пуховая должна быть одной толщины, цвет пуха должен быть однородным. Однако механизация пуховязания состоялась не на базе этой фабрики. А на базе маленькой, но очень амбициозной «артели имени Парижской Коммуны». Именно из этой артели и выросла нынешняя Фабрика пуховых платков. Начинали девушки с вязания носков и варежек из отходов пуха. Перешли на платки.

Освоили станки, придумали, как и кайму на них вязать. Словом, увеличили число выработки пуховых изделий в разы! Не остановилось пуховязание даже в годы Войны, посильный вклад вязальщиц в нашу победу также трудно переоценить. В 1955 году артель выпустила аж 20800 платков! Оренбургский пуховый платок стал непревзойденным произведением всероссийского значения!

В этот раз начало акции положено в Вологде. Весной мы открывали выставку вологодского кружева на площадках Оренбургского областного музея. Нас очень тепло и сердечно принимали», — отметила генеральный директор Вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева. Связи между двумя городами прослеживаются и в экспозиции. Так, в областном центре встретились две снежинки — оренбургской пуховязальщицы Ольги Федоровой и вологодской кружевницы Виктории Ельфиной. Мастерицы были знакомы и даже негласно соревновались между собой в интерпретации зимней темы. Снежинку Ольги Федоровой можно увидеть в художественном отделе, а снежинка Виктории Ельфиной представлена в Музее кружева. Оренбургская выставка знакомит посетителей с историей знаменитого промысла, которая уходит корнями в XVIII век. Оренбургским пуховым платком принято называть и тяжелый платок-шаль, и тонкий ажурный платок-паутинку. Вязать пуховые платки начали еще при Петре I, но всероссийскую известность они получили после заседания Вольного экономического общества 1770 года, где подвижница промысла госпожа Тучкова была отмечена золотой медалью за особые заслуги.

Этнограф Петр Рычков обратил внимание на целебные свойства пуха. Ученый и предложил организовать пуховязальный промысел в крае. Было это в 1766 году. Мировое признание пуховый платок получил в 1857 году в Париже.

Для одного изделия нужно как минимум четыре катушки пряжи На весь экран Обрабатывать и красить платок не нужно. Мастерица Миннур Ишмухаметова обучает внучек азам рукоделия. Именно с них берет свое начало пуховязальный промысел Оренбуржья.

Оренбургские платки

Выставка "Оренбургский пуховый платок на фоне Альп" открылась в швейцарском Берне Говорит, оренбургские пуховые платки в ее семье вяжут уже несколько поколений женщин.
Оренбургский пуховый платок стал мировым брендом оренбургская пуховая пряжа Оренбургский пуховый промысел пережил и неласковые дни, когда из-за крушения системы сбыта в ранние советские времена продавать платки стало толком некому.

Страсти вокруг оренбургского пухового платка: где настоящий

Оренбургский платок — один из самых известных российских сувениров, сравнимых по популярности с тульскими пряниками, матрешками и шапками-ушанками. Оренбургский пуховый платок бывает нескольких видов: простой пуховый — шаль, паутинка и палантин. Оренбургский пуховый платок получил широкую известность из-за своих уникальных качеств. они совсем из другой ценовой категории. Пуховые платки покорили сердца миллионов россиян прежде всего своими согревающими свойствами. Самое известное из них — это Фабрика пуховых платков, формально начавшая своё существующая с 1939 года как пуховязальная артель.

Платок пуховый ажурный/LP629

Завязанную таким образом болезнь, например, хоронят в топком месте или сжигают в печи. Кстати можно и беду сотворить такой методой... С помощью Устя и нити можно даже буквально "вымотать" у человека душу. Связанное на Усте послание затем сматывалось в клубок и вручалось гонцу-ходоку, который специально или по оказии шёл в землю, где живёт адресат. Иногда адресат был не один и клубочек, обходя род за родом, селение за селением, помаленьку уменьшался в размерах, каждый отматывал на Усть - "мотал на УС" или "Усть" себе от него. А в иные времена каждому адресату полагалось нести по отдельному клубочку и тогда ходоки несли с собой вестей «с три короба»! Многие старцы тоже умели прочитать вязь, но сами никогда не вязали. Древние предания гласят, что русская письменность произошла от отпечатков главных узлов этой древней вязи.

Если посмотреть на буквы глаголицы, то они на самом деле довольно витиеваты, в них есть разные колечки, загогулинки, петельки. Такая версия происхождения букв видится очень даже правдоподобной. Оказалось, что русская шуба на сильном ветру плохо держит тепло, а калмыки и казахи могли сутками находиться в мерзлой степи в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. Секрет оказался прост - под нее они надевали телогрейки из мягкого козьего пуха. Сметливые русские казаки быстро переняли опыт местного населения. Оренбургский край создавался из городов - крепостей Орска, Борска, Бузулука, Татищева и др. В 1743г.

Яик, недалеко от впадения в него Сакмары, был заложен Оренбург, ставший главным городом обширного края и важным центром торговли со странами Востока. В 1744 г. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха. Так что, вполне возможно, что первыми, кто надел оренбургский платок, были мужчины. Однако платки в то время были «глухой вязки» без узоров. Женская эра оренбургского платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки, уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы — соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки, - и изумительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского платка. Орнамент платка часто зависит от преобладающей в селе национальности.

Национальный характер проявляется не только в творческой переработке русского орнаментного наследия, но и в создании собственных орнаментальных форм и узорных мотивов. Платки, выполненные татарками и башкирками, отличаются более густым орнаментированным полем, они чаще, чем русские женщины, обращаются к пятикруговой композиции, максимально насыщенной узором. Украинская культура тяготеет к цветочку; татарская, казахская, башкирская - к геометрическому рисунку; а в селах, где смешанное население, возникают свои особые мотивы платка. Да и вязание платков индивидуальное. Одна пуховница способна на тонкую работу, узоры у нее в голове рождаются разные, а другая всю жизнь вяжет только один рисунок, зато - овладев им в совершенстве. Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки. Если женщина хорошо вязала шали, то слыла настоящей хозяйкой и мастерицей.

Хорошую шаль нужно было успеть связать за месяц, чтобы продать по выгодной цене на базаре. Деньги, вырученные от продажи шали, шли на покупку других необходимых в хозяйстве вещей. Веками в холодном российском Оренбурге вязали ставшие впоследствии знаменитыми пуховые платки и шали из козьего пуха. Вязание было не только необходимостью, но и приятным времяпровождением - зимой собирались у кого-нибудь дома - вязали, пели песни, разговаривали. При выходе из дома на лёгкий платок, волосник или повойник, казачки обязательно набрасывали мягкий тёплый платок или шаль. Белые ажурные платки одевали по праздникам или в церковь. Оренбургский пуховый платок стал самым желанным подарком, ему радовались и молодые и старые.

Хороший пуховый платок отписывали в завещании, передавали по наследству как дорогую и необходимую вещь. Прежде чем связать шаль предстоит большая и кропотливая работа. Женщины выбирали день, обычно это был выходной, собирались все вместе и чесали коз. Делали это где - то в декабре — январе. Чесали руками. Первым делом из пуха надо было выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. Медлительная и утомительная работа.

При первом и втором прочесе отделяются короткие волокна. После этого можно начинать прядение. Пух спряден, но вязать еще нельзя - пуховую нить сматывают с тонкой нитью, одновременно скручивая для прочности. Вот теперь пряжа готова! Оренбургский пуховый платок вязали дома. Не терпит он конвейера, спешки. Только терпеливые, упорные и трудолюбивые казачки могли часами перебирать пух, пушить и чесать его.

Двухрядная гребенка или ческа в руках умелиц превращала свалянный клочок в пушистое облачко. Потом пух тщательно мыли и еще дважды чесали. Затем период самой кропотливой работы — прядение. Сколько вечеров проведено надомницами за этим монотонным, но таким ответственным занятием! Хорошо спряденный пух схож с паутиной бабьего лета, отчего и название самому нежному и тонкому оренбургскому платку — «паутинка» При обработке пуха, начиная с очистки его от грязи и кончая сматыванием ниток в клубки, употребляют, во-первых, особого устройства гребень, затем обычную прялку, или так называемый «чигирь» — особого устройства прялку, или вместо него — веретено и, наконец, моталку. Приступая к обработке пуха, мастерица прежде всего очищает его от грязи и волос. Для этого пух перебирается руками до трех и более раз.

Очищенный от грязи пух прочесывают на гребне. Последний состоит из двух досок, скрепленных под косым углом в виде козел. В том месте, где доски сходятся, прикреплен ряд острых толстых игл. Пух продергивают через гребень несколько раз, пока он не приобретет вид тонкой ваты. По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем-то неудобным или затруднительным. На самом же деле труд пряхи-пуховницы тоже далеко не легкий. Вязка платка в дореволюционное время от начала и до конца производилась на стальных спицах, похожих на те, посредством которых обычно вяжут чулки, только более длинных.

На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча, чтобы петли не спускались. Чистка готового платка — ответственная операция. Дело с том, что платок до чистки имеет очень неприглядный вид: он грязный, на ощупь липкий, маслянистый. Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с теплой мыльной водой, причем не трут между рук, как это делается во время стирки белья, а только полощут и очень осторожно выжимают. Если мастерица вязала платок по заказу скупщика, то она чисткой платка не занималась. Для этого существовали специальные мастерские, куда скупщики сдавали большими партиями скупленные платки. Обычно такого рода мастерские существовали при женских монастырях.

После стирки платок, или одновременно несколько платков, натягивали на специально приспособленную раму и просушивали в натопленном помещении. На вязку одного большого теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 10 дней, а на изготовление ажурного «паутинки» - 8 дней.

Семья Марины теперь отдает своих коз на лето на другой хутор, где собирают стадо со всех окрестностей. Работает этот козий пионерлагерь с мая по ноябрь и обходится в 100 рублей в месяц за каждую козу. Настоящий урюпинский чесаный пух стоит около 2 тысяч рублей за килограмм. Но местные мастерицы по старинке меряют его в фунтах — по 400 г.

Фунт идет за 800 рублей. На ажурный платок 120 на 120 сантиметров уходит около фунта пуха. На сплошной серый — порядка 700 г. Килограмм привозного калмыцкого пуха можно купить за 500 рублей — и не мучиться с капризной козой. Снять пух — это только начало истории. Его надо вычесать.

Для этого есть специальные электрические машины, которые изготавливают на дому местные умельцы. Из чесальной машинки пух выходит ровной тонкой лентой, которая хорошо ложится на нитку при прядении. Сходить к умельцу вычесать пух стоит 60 рублей за килограмм, если сам стоишь рядом с машиной и следишь за процессом. Теперь пух надо спрясть. Прядут на тонкую нитку, она по 300 рублей за килограмм. На 300 г пуха нужно 100 г такой нитки.

Работают на электропрялках, которые делают опять же местные мастера-кустари. Такая прялка обойдется в 1800-2200 рублей, она должна быть своя. Фабричными прялками никто не пользуется, их и в глаза в Урюпинске не видели. Зато местную кустарную продают на E-Bay, там она может уйти за 8 тысяч покупателям из Канады, Франции или Италии. Один фунт пуха опытная мастерица спрядет за день. Ажурный платок на спицах вяжут в среднем неделю.

Те, кто живет вязанием, могут успеть и дня за три. Потом платок стирают, сушат, иногда подкрашивают и пушат. Вспушивание — отдельная история. Для пушки тоже есть агрегаты, похожие на стиральные машины. Брошенный в барабан платок становится мохнатым, видным. Именно так получаются кудрявые и простоволосые серые урюпинские платки.

Но для себя знающие люди никогда не покупают вспушенный платок. Искусственная пушка уменьшает срок службы изделия, пух из него быстро вылезет. Если взять невспушенную вещь, через полгода-год она станет мохнатой сама по себе, а служить будет до 30 лет. Белые козы хоперской породы — большая редкость, и пуха с них меньше. Его обычно и на продажу не выставляют, а подмешивают к серому, чтобы придать благородный голубоватый оттенок. Поэтому если нужен аутентичный урюпинский платок, лучше сразу выбирать серый.

А теперь самое интересное. При закупочной стоимости платка в 1000-1500 рублей мастерица, по подсчетам Марины, получает за весь свой многодневный труд рублей 200-300. У Веры другая математика. Тысячу заработает». Но Вера признает, что продать платок за такую цену — проблема. Часто на рынке просто нет купцов на такие изделия.

Но купцы, например, с Дагестана, — разборчивые, приезжают за дорогими, хорошими платками к конкретным продавцам, с которыми много лет работают. С Пятигорска ко мне приезжает покупательница. Цыгане едут, но они как раз берут дешевые платки». И потом продает те самые знаменитые оренбургские пуховые платки. Дело в том, что там люди тоже начинают переводить коз, потому что они невыгодны». На рынок сегодня ездит все меньше народу не только из-за дефицита пуха.

Торговля постепенно переходит в Интернет, а опытные купцы работают со своими мастерицами, к которым едут за товаром домой. Нераспушенную и нестиранную косынку выкупают за 1200 рублей. Большой платок со стороной в 120-130 сантиметров — за 2 тысячи.

История возникновения Древнейший промысел зародился более двухсот лет назад. Согласно старинным преданиям платки начали создавать в восемнадцатом веке. Оренбургские шали делают из тончайшего пуха козы.

В основе вязания лежат нити из шёлка или хлопка. Однако есть поверье, что техника создания изысканного изделия зародилась задолго до образования Оренбургской губернии. Заниматься промыслом начали коренные жители степей. Пуховые платки обрели широкую известность и популярность, когда в губернию перебрались казаки-переселенцы. До этого момента местные скотоводы занимались разведением коз исключительно для того, чтобы получить мясо и молоко. Шерсть животных пускали на изготовление теплых вещей, которые в холодное время года помогали согреться.

Представляете, как удивились казаки, когда увидели пастухов, которые рассекали степные просторы в тонком одеянии в холодные дни. Самое удивительное, что чабаны не замерзали и чувствовали себя прекрасно. Любопытство одолевало переселенцев, и они решили разузнать у «аборигенов» их секрет. Тайна оренбургских пастухов заключалась в том, что они носили вязаные вещи из козьей шерсти. Надевали их под верхнюю одежду. Местные рукодельницы владели искусством вязания, но изделия были далеки от шедевров.

Они создавали самые простые и примитивные вещи безрукавки, платки , которые хорошо сохраняли тепло и не доставляли дискомфорта при ношении. По мнению оренбургских дам, изделия из шерсти предназначались исключительно для роли «обогревателя». С наступлением весны казаки предложили чабанам привести коз в порядок, расчесать шерсть. Пастухи получили красивых козочек, казаки необходимое сырьё. Когда спустя год переселенцы вновь обратились к аборигенам с аналогичной просьбой, те заподозрили, что дело здесь нечисто и непроста к ним обращаются с подобным предложением две весны подряд. Пастухи стали продавать пух за определенную плату.

Спустя некоторое время казачки и оренбургские девушки объединились и стали обмениваться знаниями об искусстве вязания. Точнее переселенцы делились тайнами по созданию ажурных вещей невероятной красоты. В итоге ученицы превзошли преподавателей, до сих пор им нет равных по производству пуховых платков. В 1857 году на выставке, проходившей в Париже, впервые презентовали продукцию из Оренбурга. После этого к платкам пришла всемирная слава и признание. Пух оренбургских коз считается тончайшим на всей земле.

Его толщина доходит до восемнадцати микрон. То есть даже меньше, чем объем человеческого волоса, который составляет до ста микрон. По этой причине изделия получаются легкими, изящными и нежными. В то же время пух является одним из самых крепких материалов. По достоверным данным, он прочней всех разновидностей шерсти. Тонкости и нюансы изготовления Плотные шали из пуха серого или белого оттенка, предназначенные для ежедневного использования.

Тонкие «паутинки» с добавлением шелковой нити и уникальным орнаментом. Их надевают на праздничные мероприятия.

Разумеется, казаки тоже стремились обзавестись подобными платками.

А когда стало ясно, что секрет теплоустойчивости в том, что платки сделаны из пуха местных коз, некоторые казачки тоже принялись их вычёсывать, освоив вязание из пуховой пряжи. Очень скоро к обычным мужским платкам они начали добавлять сугубо женские с декоративными узорами, превратив обычный процесс в художественную вязку. Степные кочевники Возможно, всё это так и осталось бы рукоделием российских окраин, если бы в дело снова не вступила география.

В рамках деятельности Оренбургской экспедиции в эти края прибыл Пётр Иванович Рычков — географ и первый историк Южного Урала. Свои наблюдения о необычных свойствах пуха местных коз он оформил в составе издания «Труды Вольного Экономического общества к поощрению в России земледелия и домостроительства»: «Опыт о козьей шерсти» часть вторая, страницы 63-68 и «Дополнение о козьей шерсти» часть третья, страницы 106-116. Рычков обратил внимание, что в России повсеместно распространена овечья шерсть, тогда как козья почти не используется, так как народ считает её негодной.

Пётр Иванович не только доказал, что пряжа из козьего пуха станет цениться втрое выше овечьей, но и развернул экономическое обоснование, как она может принести огромную прибыль, если хозяйство вести масштабно. Получая от каждой из тысячи коз по одному фунту пуха ежегодно, местное крестьянство могло бы только с продажи этого выплачивать подушные подати, а на остаток ещё и кормиться. Но мастера, создающие из такой пряжи платки, могли бы жить в большом достатке.

Рычков указывал, что его товарищи изначально и поверить не могли в свойства козьего пуха, но затем начали активно вычёсывать всех коз, имеющихся в их хозяйстве, и пускать полученный пух в дело. Работы и портрет П. Рычкова Мгновенной реакции на эти труды не последовало.

Тогда Рычков решил доказать теорию практикой, превратив вязание из пуха в семейное дело. Елена Алёна Денисьевна жена Рычкова планомерно обучала местных жительниц вязанию платков. Несмотря на то, что процесс был долгим и хлопотным, результатом явились изделия удивительной красоты.

Теперь Рычкову было, что показать тем, кого не убедила теория. С формулировкой «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха» Елене Денисьевне 20 января 1770 года вручили золотую медаль на заседании Вольного Экономического общества. Эту дату можно назвать началом широкого распространения пуховых платков по стране, после которого зародился и спрос за границей, сделавший оренбургский пух всемирно известным.

Российский павильон на выставке 1851 г. Впрочем, до мировой популярности должны ещё минуть целые десятилетия. Первое знакомство заграничной публики с образцами платков и шалей Оренбуржья состоялось в мае 1851 года, когда в Лондоне торжественно открылась первая Всемирная выставка.

Российская экспозиция, насчитывавшая 387 экспонентов, была представлена, в основном, роскошными предметами интерьера и ювелирными украшениями. Например, в решении жюри, где указывали достойные внимания предметы, отмечены каменный мозаичный стол и шкаф работы Петергофской гранильной фабрики, а высшую награду за художественное мастерство и национальное своеобразие своих изделий получила ювелирная фирма И. Однако А.

Соколов, ссылаясь на работы Л. Самойлова, А. Шерера и А.

Выставочная медаль 1862 г. Оренбургскими платками любовались и в 1862 году, когда Лондон принимал Всемирную выставку во второй раз. Российские экспоненты тогда получили 177 медалей и 128 Почётных отзывов международного жюри.

Относительно предметов из Оренбуржья А. Оренбургские пуховые платки неизменно получали награды на всех последующих Всемирных выставках». История платков Усковой сама заслуживает отдельной книги.

Мария Николаевна, не обученная грамоте, осмелилась обратиться к местному полицейскому начальству, чтобы оно составило за неё прошение губернатору отправить её работы для участия на сохранившемся документе значится: «За неимением грамоты у Марии Усковой по личной просьбе ее урядник Федор Гурьев руку приложил». Губернатор прошение одобрил, а шесть отобранных платков уехали в Лондон. Обратно ни один не вернулся: все были раскуплены.

Зато представитель казачьего войска доставил Усковой медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. На волне успеха пуховых платков английская фирма «Липнер» вскоре организовала выпуск собственной продукции с указанием «Имитация под Оренбург». Вязание платков в старину Упоминают, что наказному атаману Оренбургского казачьего войска графу Илье Андреевичу Толстому секретарь императрицы Марии Александровны Пётр Алексеевич Мориц в 1863 году отправил прошение привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению пуховых платков.

Готовые изделия с того момента отправляли императорскому двору. В 1870-е гг. Но пуховый платок уже активно участвует не только в международных, но и внутрироссийских выставках, привлекая всё большее внимание.

Например, в 1882 году на московской выставке художественной промышленности платки мастериц Н. Владимировой и всё той же М. Усковой наградили денежной выплатой по сотне рублей за каждый.

С ростом внимания к платкам рос и спрос на них. Поэтому к концу века число мастериц выросло уже до четырёх тысяч. Цвет пуха — серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом — чисто белые, крем идёт уже во второй сорт.

Цвет хорошего, дорогого платка должен быть одинаков, ровен, без малейшего оттенка. На изготовление его нужно не менее 8—10 месяцев.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий