Праздник Старый Новый год – какого числа в 2024 году в России, что это за праздник, почему так называется, народные приметы 13 и 14 января. Старый Новый год — финальный аккорд новогодних гуляний. Неофициальный праздник в России отмечают с меньшим размахом в сравнении с его «новым» братом, но стараются не пренебрегать им. В 2101 году старый Новый год будет праздноваться в ночь с 14 на 15 января. Как появился Старый Новый год. В 1918 году, когда власть в России перешла в руки большевиков, правительство решило поменять календарь. Старый Новый год — история возникновения и традиции необычного праздника: как отмечали в России.
Сегодня старый Новый год 2022: История праздника, традиции и народные приметы
В старый Новый год существует немало самых разных примет. Как появился Старый Новый год. В 1918 году, когда власть в России перешла в руки большевиков, правительство решило поменять календарь. Старый Новый год — он же Новый год по старому стилю, или ортодоксальный Новый год — отмечается в ночь с 13 на 14 января, после окончания официальных новогодних каникул.
Почему старый, если новый: Откуда взялся праздник-парадокс и как отметить Старый Новый год
В России традиция отмечать старый Новый год связана с переходом от юлианского календаря к григорианскому. «В 1920-1930 и послевоенные годы Старый Новый год в России совсем не отмечался, – утверждает историк. Старый Новый год 2024: история, традиции, правила и гадания. Старый Новый год отмечают не только в России, но и в ряде других стран – в первую очередь, в СНГ.
Новый год, история появления празднования Нового года
Основные традиции встречи старого Нового года в России связаны с Васильевым днем — днем земледелия. Старый Новый год отмечают не только в России, но и в ряде других стран – в первую очередь, в СНГ. Старый Новый год остался в России вместе со старым стилем летоисчисления.
Новый год, история появления празднования Нового года
«В 1920-1930 и послевоенные годы Старый Новый год в России совсем не отмечался, – утверждает историк. Тогда празднование Нового года по-старому прекратилось в Москве, и совершалась особая торжественная церемония5 в первый день января, особенно в 1700 году. Статья автора «МИР 24» в Дзене: В ночь с 13 на 14 января в России и большинстве постсоветских стран отметят Старый Новый год. Не отмечают Старый Новый год в России молодые люди (таких более 46%), столько же россиян с высшим образованием, почти половина москвичей.
И Старый, и Новый: что мы празднуем 14 января
Их предложения в основном связаны с изменением традиционной недели: некоторые предлагают сделать неделю из пяти дней или вообще обойтись без недель, а ввести десятидневки. Однако идеальных предложений, с точки зрения науки, пожалуй, нет - к такому выводу пришли специалисты разных стран, изучая заявки на изменение летоисчисления, поступающие даже в ООН. Ученые считают нецелесообразным проводить сейчас какие-либо реформы календаря. Празднование Старого Нового Года И все-же, не обращая внимание на то, что этот день, к сожалению, даже не является выходным, популярность Старого Нового Года растет.
Среди тех, кто собирается отмечать "старый" Новый год — большинство учащихся и студентов, рабочих, предпринимателей, домохозяек и в целом лиц моложе 40 лет, со средним специальным и средним образованием, с относительно высокими доходами. Традиции на Старый Новый Год Этот день в старину носил название Васильева дня, и имел решающее значение для всего года. На Васильев день отмечали праздник земледелия, который связывали с будущим урожаем, и совершали обряд обсевания — отсюда название праздника «овсень» или «авсень».
Этот обряд отличался в разных регионах страны: например, в Туле дети рассыпали по дому яровую пшеницу, при этом произнося молитву о богатом урожае, а хозяйка потом собирала её и хранила до времени сева. Украинские обряды отличались весельем, плясками и песнями. И ещё был своеобразный обряд — варение каши.
В новогоднюю ночь, в 2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара, а старший мужчина приносил воду из колодца или реки. Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится, было нельзя — они просто стояли на столе. Затем все садились за стол, и старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося при этом определённые ритуальные слова — крупа обычно была гречневая.
Потом все вставали из-за стола, а кашу хозяйка ставила в печь — с поклоном. Готовую кашу доставали из печи и внимательно рассматривали. Если горшок был просто полным, а каша - наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая — такую кашу наутро съедали.
Но с 1900 года разрыв увеличился до 13 дней из-за несовпадения в количестве високосных годов. Православная церковь не только в России, но и в мире, изменения в календаре до сих пор не приняла. Поэтому Рождество у нас 7 января, в отличие от 25 декабря у католиков. И в самых разгар новогодних праздников предписано молиться, а не злоупотреблять едой и спиртными напитками. Старый отмечают практически во всех, исповедующих православие. А также во многих бывших советских республиках, — также неофициально, как и у нас. В Восточной Европе православные традиции смешались с местными, что в итоге привело к появлению самобытных и порой неожиданных форм празднования. Так, в Македонии в ночь прихода Старого Нового года устраивают яркий карнавал с переодеваниями в костюмы и маски, эффектными выходами под зажигательную музыку и громкими обрядами отпугивания злых духов. В Марокко, Ливии, Египте и Тунисе приход Нового года 14 января отмечают берберы по своему собственному берберскому календарю. Здесь в центре торжества — традиционное застолье, основным блюдом которого является кус-кус с финиками и миндалем.
Считается, что найти орех или фрукт в груде рассыпчатой крупы все равно что получить пельмень с монеткой есть в России такая традиция — к большой удаче. В Сербии 14 января празднуют Мали Божич, или маленькое Рождество.
Это отчасти связано с тем, что Русская Православная церковь продолжает встречать и Обрезание Господне до 1918 совпадавшее с гражданским Новым годом , и Рождество Христово , как и все церковные праздники, по юлианскому календарю. При этом современный Новый год выпадает на Рождественский пост.
Традиция отмечать старый Новый год возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летоисчисление. В древнерусском календаре этот день был посвящен Василию Великому и назывался Васильев день.
Но в конце 17 века Петр Первый перевел страну на Григорианский календарь, который отстает на 13 дней. На протяжении нескольких веков в России помнят о том, что можно успеть отметить целых 2 Новых года. Поэтому сегодня можно успеть все, что не получилось сделать 1 января. В каждом регионе собственные традиции празднования. Например, в Таганроге в этот день готовили блюдо из свинины, колядовали и внимательно относились к приметам. Если 14 января первой в дом вошла девушка,то к беде. Запрещалось считать мелкие деньги, а иней на деревьях означал хороший урожай.
Что такое старый Новый год и почему его празднуют? Описание, фото и видео
При этом современный Новый год выпадает на Рождественский пост. Традиция отмечать старый Новый год возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летоисчисление. В древнерусском календаре этот день был посвящен Василию Великому и назывался Васильев день. Этот день считался очень важным с точки зрения его влияния на весь последующий год.
Московский служащий и автор известного дневника Н. Окунев писал: "Окончился "старый" 1918 год.
Новый "старый" год официально, конечно, не празднуется, все присутствия и торговли будут открыты по-будничному, а Церковь справляет новолетие по-прежнему, то есть 14 января нового стиля. Правоверные "буржуи" тоже старообрядствуют, и весь сегодняшний день с тоскою вспоминали, как бывало встречали Новый год, и многие из них еще справят его "по-старому" в полном смысле этого слова, то есть с хорошей выпивкой и обильной закуской"2. Готье, - радовались двум пирогам из черной муки и пили сладенькое вино за невозможностью достать ни водки, ни шампанского, которыми прежде провожали и встречали год"3. В условиях военной разрухи даже так "пировали", конечно, единицы, но 1919-й встретили с опозданием не только недобитые буржуи, но и подавляющее большинство граждан молодой советской страны. Обыватели в этот вечер посещали церковь, в городских квартирах снова зажигали рождественские елочки, устраивали домашние праздники детям.
Раздвоение времени Первое время светские праздники - пять революционных4 и нейтральный Новый год - по григорианскому календарю мирно соседствовали с религиозными по юлианскому. Первый советский Кодекс законов о труде от 10 декабря 1918 года разрешал профсоюзам устанавливать до десяти неоплачиваемых "особых дней отдыха", "согласуя их с обычными для большинства населения данной местности праздниками"5. Эти "особые дни" практически по всей стране приурочили к религиозным праздникам, и Рождество осталось красным днем календаря. Поэтому в первые годы советской власти трудящиеся хоть и отдыхали 1 января, но Новый год не встречали. Многими "староверами", а в том числе и мною, он не празднуется"6.
Так что пока самые прогрессивные собирались в клубах коммунистов и домах профсоюзов и пели "Интернационал", население постилось, готовилось к Рождеству и ждало "настоящего" - старого Нового года. С 1923 года время в СССР "раздвоилось" окончательно: 30 июля Президиум ВЦИК, якобы "рассмотрев многочисленные ходатайства профессиональных организаций и групп земледельческого населения православного вероисповедания", перенес религиозные "дни отдыха" со старого на новый стиль7. Рождественские выходные приходились теперь на 25 и 26 декабря, и "атавизм" царского времени - старый Новый год, должен был отпасть сам собой. Но Церковь продолжила встречать Рождество 7 января, и сложилась абсурдная ситуация: государственный выходной день перестал совпадать с праздником, в честь которого он был объявлен. С этого времени отношение к старому и новому стилю стало своеобразным индикатором в отношении к старому и новому строю, и празднование старого Нового года приобрело заметный оттенок политического протеста.
Открытка новая, тосты старые. Праздник нэпача В эпоху нэпа "старорежимный" Новый год праздновали довольно беззастенчиво, в среде успешных дельцов торжество приобретало поистине дореволюционный размах. Неудивительно, что, когда началось наступление на капитал, Новый год по старому стилю объявили праздником нэпманов, и началось его яростное обличение.
НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Казань, ул.
В ночь на 14 января следует ее заморозить, а по состоянию льда затем пророчить себе судьбу. Если корка покрыта пузырьками, то это хороший знак, если же образовался ямка - к горю и бедам. Определить будущее можно и по воску. Для этого необходимо взять церковные свечи и расплавить одну в пламени другой над миской с водой. Полученная фигурка дает знаки: Воск нитями - к путешествиям или дороге. Воск скручивается круглыми каплями-монетками - год будет прибыльным. Воск образует крест - к болезням, которые коснутся вас или ваших близких. Получается лицо - возможен брак или появится жених. Звездочки - к успехам или удачам. Месяц - к размышлениям и ожиданиям.
Вести Твери
Добрым знаком было, если первым в дом заходил молодой человек из многодетной семьи — значит домашние будут жить в сытости и здравии. Первый день нового года знаменовался обходным обрядом посевания ранним утром, днем устраивали конские бега, а на улицах царило оживление. Заходя в гости, крестьяне поздравляли соседей. Войдя в избу, гость молился на иконы и обращался сначала к хозяину, а затем к хозяйке и другим домочадцам: "С Новым годом вас, с новым счастьем! Хозяин поздравлял гостей в ответ теми же словами. Вечером устраивались игрища, гадания, ряженье. Кроме того, запрещалось убираться и заниматься чем-либо по дому, чтобы ненароком не "вынести" удачу из дома.
В Старый Новый год порицалось брать денег взаймы, равно как и давать их в долг. На праздничный стол также накладывались ограничения. Например, воспрещалось готовить на Старый Новый год блюда из подводных животных, которые ходят боком или назад — это сулит повторение былых проблем. Произнося тосты, люди избегали отрицательных слов и, в особенности, частицу "не", чтобы не спугнуть удачу. В Сербии, например, в Старый Новый год у белградского храма Святого Саввы собираются тысячи людей, а в Македонии его отмечают "районами": жители соседних домов выносят столы на улицу и вместе ждут наступления праздника. Отмечают Старый Новый год в Сербии и Черногории, поскольку Сербская православная церковь, как и русская, продолжает жить по юлианскому календарю.
В ночь с Меланки на Василия сжигали старую одежду и сразу же надевали новую. Это символизировало начало новой, благополучной жизни. После полуночи мужчины отправлялись к домам родственников, друзей и соседей, чтобы «засевать». Следуя традиции, они рассыпали вокруг жилья зерна пшеницы, овса, ячменя, ржи и говорили: «На счастье, на здоровье, на Новый год».
Считалось доброй приметой, если мужчина первым переступал порог дома в новом году. Поэтому засевать ходили только представители сильного пола. Гостеприимные хозяева их обязательно пускали в жилье и угощали. Как отмечать Старый Новый год 2024 Празднуют, как правило, дома в кругу родных и близких.
Накрывается богатый стол с блинами, пирогами, варениками, мясными блюдами с щедрой кутьей. Все собравшиеся должны быть красиво и празднично одеты. Запрещено ругаться и спорить. Кстати, обмениваясь и угощая друг друга кутьей, соседи улаживали любые разногласия.
После щедрования угощения праздничными блюдами , которые длятся с заката и до полуночи, принято выйти на улицу. В современном прочтении — чтобы запустить фейерверки. Ранее кульминацией обряда было сжигание дидуха — снопа соломы из последнего урожая, олицетворяющего дух предков. Восьмой святочный день считается самым магическим и подходящим для гаданий на любовь, встречу суженого и будущее замужество.
Существует поверье, что в ночь с 13 на 14 января нечистая сила крадет с неба месяц, чтобы на земле навсегда воцарилась тьма. Злые духи выходят из потустороннего мира и бродят среди людей. Поэтому ночь накануне Васильева дня — самое лучшее время, чтобы задать темным силам свои вопросы и получить ответы о будущем. Ритуал можно проводить в одиночестве или с подругами.
Если никто не будет отвлекать, то личной информации придет больше. Гадание с башмачком Самым простым было «башмачное» гадание. Для него требовалось взять собственный сапожок и в полночь, стоя на пороге родного дома, выкинуть его подальше на улицу. Куда обувь носком упадет — оттуда и суженый придет.
А по вышеозвученным причинам не может достичь подобного единства и новый григорианский календарь. Во-вторых , григорианский календарь отличается большой вариативностью, поэтому по нему достаточно неудобно рассчитывать ежегодные праздники и посты: различна продолжительность кварталов от 90 до 92 дней ; первое полугодие всегда короче второго; дни недели не совпадают с какими-либо И, пожалуй, самой главный камень преткновения — это день празднования Пасхи. Святые отцы I-го Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха была независима от ветхозаветной Пасхи которая всегда празднуется 14 нисана и всегда праздновалась позже. По григорианскому же календарю христианская Пасха иногда приходит одновременно с ветхозаветной или даже раньше нее.
Интересно, что схождение благодатного огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит именно в день Православной Пасхи, отмечаемой по юлианскому календарю, а не католической. Новогодние открытки. На момент введения григорианского календаря разница между ним и юлианским календарём составляла 10 дней.
После крещения Руси в 988 году была принята византийская система летоисчисления «от сотворения мира», или от 5508 года, и юлианский календарь. При этом традиция встречать наступление нового года в марте сохранилась и продолжала действовать до XV века. В 1492 году или в 7000 году от сотворения мира указом Ивана III дата новолетия была перенесена на 1 сентября и стала совпадать с праздником сбора урожая, а также с окончанием срока выплаты оброков и податей. Такое летоисчисление применяла также Русская православная церковь. В 1582 году Папа Римский Григорий XIII провел реформу по замене юлианского календаря григорианским, чтобы скорректировать возрастающую разницу между астрономическим и календарным годом.
В результате календарь сдвинулся на 10 суток вперед. Ряд христианских церквей, в том числе и русская, продолжали использовать юлианскую систему. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова текущий 7208 год от сотворения мира таким образом стал 1699 годом и праздновать Новый год 1 января. При этом григорианский календарь царь вводить не стал.
Старый. Новый. Непутёвый
Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год. Празднование нового года после крещения Руси Вместе с христианством на Руси 988 г. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами.
Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот. Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов. Нововведения Петра I в празднование нового года В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю.
Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова. Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова".
Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. В Петровском указе писалось: "...
С середины 1920-х гг. Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело. Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью.
К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным. Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы.
Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна. Пятигорск, 1936 год. Рассказывает очевидец событий того времени: «В 1928—1929 годах против религии были приняты самые крутые меры. Тогда, по следам заявления Сталина о том, что «жить стало лучше», в «Правде» вышел текст Павла Постышева, известного партийного деятеля.
Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку. В своем воззвании он говорит: «Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Дети во время новогоднего представления. Автор неизвестен. С этого момента ёлки и новогодние маскарады были разрешены на официальном уровне.
В своей риторике власть игнорирует Рождество — оно становится праздником скорее для прихожан храмов. Начинает издаваться всевозможная литература про Новый год, открываются фабрики по изготовлению ёлочных игрушек. Деревья теперь украшаются не только ватой и сладостями, как это было раньше, но и шарами с надписью «РККА», фигурками артистов по мотивам фильма «Цирк», игрушками-самоделками.
Сербы называют этот праздник сербский Новый год. Старый Новый год отмечается и в Македонии, а также в некоторых немецкоязычных уголках Швейцарии.
Из истории праздника старый Новый год В России этот день когда-то приходился на 1 января и назывался Васильевым днём, а канун его — 31 декабря, ставший позднее 13 января, — Васильевым вечером. По старинной традиции в новогоднюю ночь отмечался «богатый» Васильев вечер. В этот день принято было щедро накрывать стол. Василий Великий считался покровителем свиноводов. Есть и народные приметы, связанные с этой ночью.
Если небо ясное и звёздное — будет богатый урожай ягод. На Василь-вечер ведьмы крадут месяц с небес, но всё равно не могут остановить постепенно нарастающего дня, укорачивающего долгую зимнюю ночь. В этот день рано утром принято было варить Васильеву кашу и следить за тем, как она готовится.
В день Семенов они считали священным долгом быть на всех богослужениях, подавать милостыню, посещать тюрьмы и приюты, снабжать бедных пищей и одеждой. Первый день сентября как праздник новолетия начинал собой круг церковный, почему богослужение в этот день сопровождалось особым церковным 4 обрядом.
Накануне новолетия торжественный колокольный звон по всей Москве раньше обыкновенного времени призывал народ к вечерне, после которой патриарх со всем собором совершал молебное пение новолетию, а иногда и Симеону Столпнику. То же делалось накануне Нового года во всех церквах не только в Москве, но и во всей России. В полночь о наступлении новолетия давалось знать вестовой кремлевской пушкой. С первым ударом церковного колокола, призывающим к утрени, массы благочестивых бояр и народа устремлялись в Кремль для встречи Нового года в Успенском соборе. По окончании утрени на рассвете совершался обряд «летопровождения».
Патриарх по выходе из Успенского собора и прочтении пред церковными вратами ектении «о еже благословити Господу венец лета благостию Своею» в сопровождении многочисленного духовенства в богатых облачениях, в преднесении святых икон, крестов и хоругвей совершал крестный ход на кремлевскую площадь, которая тщательно была убрана и здесь во множестве толпился народ. Уже ранее между Архангельским и Благовещенским соборами были приготовлены и устланы дорогими коврами два места на особо устроенном обширном помосте против красного крыльца: одно для царя, а другое для патриарха. На восточной стороне помоста, окруженного красивой решеткой, поставлялись два аналоя, на одном из которых полагалось святое евангелие, а на другом — икона святого Симеона. Совершаемое здесь молебное пение с водосвятием исполнялось государевыми и патриаршими певчими, и присутствовавшие с благоговением внимали велелепному исполнению церковного служения, особенность которого составляло, между прочим, троекратное осенение святым крестом четырех стран света и умилительное чтение Евангелия Лк. По окончании молебна царь подходил к святому кресту, при чем патриарх произносил приветственную царю речь, после краткого ответа на которую царь прикладывался к святому евангелию и иконам.
Затем, возвратившись в Успенский собор, патриарх соборне со всем именитым духовенством совершал чин литургии. В этот день приносили поздравление царю бояре и иноземные послы. Царь приветствовал благочестивый народ и по русскому обычаю разделял бедным богатую милостыню, в чем усердными подражателями ему являлись бояре и богатые купцы. Чин летопровождения отправлялся и в городах и селах, только гораздо проще; особенность его составляло троекратное обхождение вокруг церкви в торжественной церковной процессии см. Во всей России первый день сентября как новолетие праздновали по чину церковному единовременно только до 1700 года.
Петр Великий в декабре 1699 года повелел в своей империи, по примеру других христианских государств, начинать новый год с января и считать годы не от сотворения мира, но от Рождества Христова. Тогда празднование Нового года по-старому прекратилось в Москве, и совершалась особая торжественная церемония 5 в первый день января, особенно в 1700 году. Уже накануне января царь приказал украсить улицы и дома заготовленным для того ельником 6.
Старый Новый год: откуда взялся и как отмечать
Это создавало некоторые неудобства при ведении международных политических и экономических дел. Также были и казусы в повседневной жизни. Так, например, получалось, что письма приходили в Европу на несколько дней раньше, чем их отправили. На западноевропейский календарь в России перешли 14 февраля 1918 года. Именно в этот день был выпущен декрет, целью которого было установление одинакового летоисчисления со всеми культурными народами. Так и появился старый Новый год — Новый год по старому стилю, который наш народ так и не забыл и празднует ежегодно, но уже не в таких масштабах, как ночь с 31 декабря на 1 января.
Русская православная церковь изначально была против перехода на григорианский календарь, в связи с чем до сих пор использует юлианский. Именно поэтому в России Рождество отмечают 7 января, а в католических странах — 25 декабря. По традиции 14 января нужно сделать все, что не успели 1 января. Этот праздник отмечают, в частности, те люди, которые не могли встретить Новый год 1 января из-за работы или по каким-либо другим причинам. Кроме того, многие семьи, особенно те, в которых есть представители старшего поколения, отмечают оба праздника.
Традиции старого Нового года Щедрый вечер Щедрец, Маланья перед старым Новым годом Древний славянский праздник Щедрый Вечер отмечается ежегодно 13 января по старому стилю 31 декабря. С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки щедровальные песни. Щедровать ходили только до полуночи. Считалось, что после на улицы выходила нечистая сила. Юноши и девушки переодевались в животных, фольклорных персонажей и отправлялись по домам, разыгрывали шутливые сценки из повседневной жизни.
Не пустить в дом щедровальников считалось плохой приметой, так как они приносили с собой добро. Добавим, что по христианскому календарю в этот день почитают преподобную Маланию Римлянку.
Григорианский же календарь появился только в XVI веке и отличался большей точностью. При его составлении астрономы опирались на новейшие знания о Вселенной. Использование разных календарей Россией и Европой доставляло массу неудобств как в повседневной жизни людей, так и в политических и экономических взаимоотношениях. В тот период Россия «отставала» от европейских стран на 13 дней. Все изменилось, когда к власти пришли большевики, которые и перевели страну на прогрессивный — григорианский — календарь. Советские граждане отправились ко сну 31 января 1918 года, а проснулись уже 14 февраля: легким росчерком пера большевики вычеркнули из истории пресловутые 13 дней и установили в России одинаковое «почти со всеми культурными народами» времяисчисление. Так и появился этот необычный праздник — старый Новый год, который расшифровывается как «Новый год по старому стилю».
Традиции празднования старого Нового года Старый Новый год отличается своей необычностью и объединяет людей разных стран и культур. Отдавая дань прошлому, праздник продолжает пользоваться народной любовью. В этот день можно как по волшебству повернуть время вспять и еще раз встретить Новый год, загадать желание и обменяться подарками. Источник: Freepik В России старый Новый год отмечают многие, собираясь за накрытым столом. Есть у праздника и свои сложившиеся традиции, многие из которых тянутся из советского прошлого, а некоторые имеют славянские корни. Так, ночь с 13 на 14 января в народном календаре обозначена как время празднования Васильева дня, а у православной церкви — Обрезание Господне. В это время на Руси обычно гуляли, гадали и веселились.
Василий был покровителем свиноводов, поэтому люди и старались, чтобы на столе присутствовало много свинины.
Считалось, что тогда эти животные будут плодиться и приносить хозяевам богатство целый год. На столах обычно были свиная голова, пироги, вареные или запеченные свиные ноги и другие угощения. Особым обрядом в старый Новый год было приготовление кутьи - особой каши. Особое значение придавалось способу приготовления кутьи, который также основан на приметах и поверьях. Все начиналось рано утром. Самый взрослый мужчина в доме должен был принести из колодца воду, а самая старая женщина семьи — насыпать крупу. Достать крупу нужно было 13 января, в два часа ночи. Ее нельзя было касаться, чтобы случайно не изменить свою судьбу.
Женщина размешивала кашу и приговаривала, а вся семья наблюдала за процессом. Считалось, что если каша "убегала" из горшка или образовывалось много пенки, то грядет беда. Но самой страшной приметой был лопнувший горшок - в этом случае кутью никто не ел, ее бросали прямо в горшке в прорубь. Хороший знак, если каша получалась наваристой. Тогда ее нужно было съесть до последней ложки. Гуляния и колядки После застолья гости шли на улицу, где пели песни, водили хороводы, колядовали. Были пышные гулянья. Считалось, что в это время можно увидеть во сне своего суженого или что-то узнать о нем, например имя.
Сжигание соломы Важной традицией было сжигание снопа соломы - Дидуха - сразу после завершения щедрования.
Отмечать Новый год по юлианскому календарю продолжают в Македонии, Черногории, Сербии и в некоторых немецкоязычных кантонах Швейцарии. Традиции и приметы: Сложно сразу же изменить привычные традиции у населения, а потому долгое время оба праздника отмечали с одинаковым размахом. Правда старый Новый год встречали уже не на официальном уровне. Православные христиане 13 января связывают с памятью Василия Великого. К вечеру этого дня было принято начинать готовить вкусные и лучшие угощения.
Среди них была кутья с мясом и салом, которую ставили у икон, а на горячее обязательно подавали жареного поросенка - символ плодовитости скота и плодородия земли. Считается, что в ночь на 14 января просыпается нечистая сила. Чтобы отогнать их от жилища, молодежь после захода солнца отправлялась петь песни-колядки, в словах которых обязательно присутствовали пожелания счастья, здоровья и удачи хозяевам домов, мимо которых они проходили. В ответ их одаривали сладостями. Запрещается в этот день пересчитывать мелочь, чтобы не оградить себя от богатства. Также произносить слово "тринадцать", поскольку оно связано с нечистью.