Актуальные события и свежие заявления, касающиеся ислама и мусульман в России и в мире, на сайте RT. Последние новости об исламе в России и мире. Ислам Махачев: новости команды и игроков сегодня, оперативная информация и аналитика — Ислам и мусульмане.
Алексей Макаркин. Остались ли в России ваххабиты и прочие экстремисты?
Работа обобщает научно-практический опыт региональных исследований по проблеме. Предназначена для ученых и специалистов в области истории, культурологии, религиоведения, политологии, других социально-гуманитарных наук, а также представляет интерес для широкого круга читателей. В центре книги — изучение и анализ комплексных проблем, связанных с исламом, социально-политической активностью мусульманских общин, с деятельностью мусульманских организаций в регионах России. Электронная версия книги 2. Кратов Е. Малашенко — М. Показаны становление и современное состояние мусульманских общин Карачаево-Черкесской Республики. Освещены история создания и деятельность Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья.
Рассмотрены межконфессиональные взаимодействия и тема борьбы с экстремизмом. Особое внимание уделено развитию исламского образования и культуры. Ислам в Оренбургской области. Рассматривается место тюрко-мусульманских этнических меньшинств татар, казахов и башкир и ислама в демографической и конфессиональной структуре населения Оренбурга и Оренбургской области. Описываются история их эволюции в российское имперское, советское и постсоветское время, а также история становления Оренбурга как одного из важнейших центров российского ислама и тюрко-мусульманской жизни в досоветскую эпоху. Рассказывается о попытках восстановления религиозной мусульманской жизни области и областного центра в условиях эволюции современной России, включая формирование двух ведущих и противостоящих друг другу мусульманских центров области — Оренбургского и Бугурусланского муфтиятов. Анализируются процесс реанимации национальных аспектов бытия местных тюрко-мусульманских меньшинств и в этой связи взаимоотношения между национальными обществами и ассоциациями тюрко-мусульманских меньшинств и обеими мусульманскими структурами области.
Важное место в работе занимают вопросы, связанные с деятельностью оренбургской областной администрации и ее специализированных подразделений, курирующих вопросы национальной и религиозной политики. Электронная версия книги 3. Ислам в Чеченской Республике. Малашенко В книге изложена история появления и распространения в Чеченской Республике традиционного ислама, представленного в форме суфизма, раскрыто его влияние на этническую культуру чеченцев, установлена взаимосвязь вирдовых братств. Рассмотрены сложные и противоречивые взаимоотношения, существующие между традиционным исламом и нетрадиционными течениями в исламе, ориентирующими верующих на радикалистские и экстремистские установки, описана религиозно-политическая деятельность муфтия Чечни и предложены меры по терапии религиозного радикализма и экстремизма. Электронная версия книги 4. Ислам в Самарской области.
Показаны становление и современное состояние мусульманских общин Самары и области.
В 2014 г. К концу 2014 — началу 2015 г. Успех в 2015 г. В конце 2015 — начале 2016 г. Это выражается как ростом суннитской солидарности, не ведущей к активным действиям, так и присоединением к числу боевиков. Сейчас крайне важно почувствовать динамику процессов, происходящих с исламом в России. Исламское сообщество нашей страны находится в состоянии противоречивой трансформации, результаты которой все еще неочевидны. Сегодня весьма актуальна проблема выработки четких подходов в религиозной политике государства, учитывающих динамику происходящих в исламском сообществе процессов и фактическую мозаичность его состава.
Это не значит, что от системы духовных управлений необходимо отказываться. Они охватывают свою часть исламского поля страны, и этот потенциал нужно продолжать использовать. Как этого добиться без ущерба уже устоявшемуся взаимодействию государства с традиционными структурами российских мусульман? Опыт 1990-х годов показал, что соперничество между разными мусульманскими лидерами и общинами шло в основном по вопросу лидерства и власти. И хотя количество активных боевиков мало, череда террористических атак в Дагестане с конца 2015 г. Это очень сложный и болезненный вопрос.
Экспозиция отражает архитектуру мечетей Москвы и ряда российских регионов, где распространен Ислам, мусульманские праздники, религиозные аспекты повседневной жизни мусульман нашей страны. Накануне мусульмане всего мира отмечали праздник Ид аль-Фитр. В этой связи особое внимание в рассказе было уделено особенностям празднования в России окончания поста в месяц Рамадан.
В Фонде мы бы выделили еще одну важную, но малозаметную на публике фигуру — Магомед-Башира Албогачиева.
Сын первого муфтия Ингушетии Магомеда Албогачиева часто представляется просто представителем Фонда, но именно на него возложена функция по взаимодействию с мусульманами Северного Кавказа. Говорят, что Албогачиев также работает в Департаменте по взаимодействию с религиозными организациями АП РФ, где также отвечает за работу с уммой Северного Кавказа. Многие отмечают, что недавнее открытие представительство ЦДУМ на Северном Кавказе в Ингушетии, о котором мы писали ранее , появилось, в том числе, и благодаря Албогачиеву-младшему, уговорившего Талгата Таджуддина дать добро на этот проект. Поскольку в Кремле остались недовольны ситуацией с конфликтом между муфтиятом и Юнус-Беком Евкуровым, и даже несмотря на относительно стабильные отношения между Хамхоевым и Калиматовым, политическое руководство хочет создать в регионе альтернативный религиозный центр. Другой отраслевой госструктурой, которая работает с мусульманами, является Федеральное агентство по делам национальностей, которое имеет все шансы превратиться в ближайшее время в министерство. В структуре ФАДН имеется Управление мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений во главе с профессиональным этнологом и религиоведом Абдулгамидом Булатовым. Его нередко можно увидеть на разных мероприятиях, организуемых при участии ФАДН, правда, это чаще не столько религиозные, сколько национальные фестивали или форумы. В структуре его Управления есть четыре профильных отдела: Отдел мониторинга этноконфессиональных ситуаций, Отдел по взаимодействию с религиозными объединениями, Отдел профилактики экстремизма на религиозной почве, Отдел методического сопровождения органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих взаимодействие с религиозными объединениями. Другой структурой, в задачи которой входит если не взаимодействие, то, как минимум, информирование по ситуации в умме, является Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями. Председателем Совета является сам президент, а ответственным секретарем — заместитель руководителя АП РФ Магомедсалам Магомедов, в 2010 — 2013 гг.
Если Михаил Белоусов в АП отвечает за татарскую часть российской уммы, то Магомедов выполняет роль связывающего звена с мусульманами Северного Кавказа, в особенности с его родным Дагестаном. В связи с постоянной сменой глав республики, а также из-за катастрофической ситуацией с коронавирусом весной этого года, дагестанский муфтий выглядит олицетворением стабильности и, даже можно сказать, проводником интересов Кремля в северо-восточной части Северного Кавказа. Во время эпидемии муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев открыто призывал даже самых откровенных скептиков и ковид-диссидентов поддерживать режим самоизоляции и не посещать мечети, и именно с ним Владимир Путин провел совещание по видеосвязи для того, чтобы понять, насколько критична ситуация в регионе.
Топ 10 мусульманские регионы России Top 10 Muslim regions of Russia
В Казани стартовал международный исламский форум «Россия — исламский мир» - 18 мая 2023 - 116.ру | Марат Хуснуллин провел встречу, где состоялось подведение итогов празднования 1100-летия ислама в России, обсуждались туризм и помощи ЛНР, ДНР. |
Глава ДУМ РФ: Мусульмане новых регионов России вовлечены в жизнь общины | Международная выставка «Традиции Ислама в России» встречает жителей Каира в Русском доме. |
С начала 2023 года 20 человек приняли ислам в Чеченской Республике
Добавить следует и такое отличие, что на территории России проживают коренные народы, исторически исповедующие ислам, а основной поток мигрантов сегодня приходится на мусульман из Закавказья и Центральной Азии. Шмелев, - что зачастую временные трудовые легальные мигранты очень часто превращаются в постоянных нелегальных, оседая, как правило, в крупных городах. Либо используют свой статус трудовых мигрантов как прикрытие настоящей деятельности, зачастую криминальной» [2]. При этом сравнивая проблему мигрантов в Европе и России, эксперты отмечают, что для первой характерен тот факт, что источником социальных проблем являются неассимилировавшиеся потомки трудовых мигрантов прошлых поколений, как правило, уже имеющие гражданство. В России же основную проблему составляют нелегальные мигранты. Таким образом, в Европе речь идет в большинстве случаев о социализации собственных граждан, а в России о борьбе с нелегальными мигрантами преимущественно правоохранительными средствами [3]. Правда, в этом вопросе не учитывается такая деталь, что нынешний российский мигрант может получить российское гражданство, однако став россиянином, мигрант не всегда стремится к интеграции в российский социум путем замены ментальных ценностей своей страны на российские. Культурный барьер и менталитет по-прежнему сохраняются, распространяясь и на потомков мигрантов в последующих поколениях.
И мы можем через некоторое время оказаться в ситуации, когда второе поколение постсоветских мигрантов, родившееся в России, превратиться в точно таких же по своему поведению, как арабские мигранты во Франции. Наличие гражданства не превращает мигранта в россиянина с присущими ему культурно-ментальными признаками. В ряде российских регионов была выбрана модель наделения диаспор функциями субъектов миграционной политики, фактически поставив их в роль посредника во взаимоотношениях мигранта и государства. Иллюстрацией подобной практики может служить Республика Татарстан, в которой власти пошли по созданию Ассоциации национально-культурных объединений в 1992 году в 2007 году ее преобразовали в Ассамблею народов Татарстана, во главе которой поставили спикера местного парламента , включив в эту организацию все диаспоры и национальные образования. Для размещения Ассамблеи народов Татарстана было специально построено здание Дома дружбы народов, был выделен на постоянной основе штат сотрудников, а финансируется вся эта деятельность из республиканского бюджета. Поддержка региональных властей заключается не только в развитии языков и культур, но и встраивании этого консолидирующего диаспоры органа во взаимоотношения с государственными учреждениями, занимающиеся мигрантами. Такая модель взаимоотношений государства с мигрантами через использование посреднических услуг диаспор имеет определенный изъян: диаспора может выступить в роли защитника мигрантов, совершивших преступления, покрывая их.
Подобные настроения среди коренного населения России вполне объяснимы, если учитывать, что мигранты влияют на криминогенную обстановку. Ситуация усугубляется тем, что происходит сращивание криминала с мигрантами, получившее название этничеких ОПГ, а в последние годы все чаще и чаще говорится о привнесении мигрантами радикальных течений ислама. Проведенные социологические исследования, показывают изменение в отношении к мигрантам со стороны русского населения. Социологи сообщают, что при опросе московских студентов, то есть молодежи, последние перечислили положительные и отрицательные качества, которые свойственны мигрантам с Кавказа и Средней Азии: агрессивны и жестоки о чеченцах , хитры, могут обмануть на базаре об азербайджанцах , нахально ведут себя с местными женщинами в основном об азербайджанцах и армянах. Ученый дополняет, что «рост числа мигрантов с национальных окраин и стран СНГ формирует у таких респондентов «опасения за судьбу русского народа» [6]. Заметим, что такое же далеко не толерантное отношение и в регионах, которые позиционируются как мусульманские, в которых традиционно проживают коренные народы России, исповедующие ислам. Наибольшая доля интолерантных жителей наблюдается в Казани, на втором месте — жители села, несколько меньше таких людей в периферийных городах.
Причем толерантность местных жителей к приезжим носит скорее характер терпимости — они ориентированы на общение на дальней дистанции: более склонны принимать мигрантов в качестве соотечественников, земляков [7]. Однако это не означает, что к мигрантам сохраняется позитивное отношение, даже если это мусульмане. Московские социологи, проводившие опрос мусульман, также констатировали, что для них не всегда является решающим собственно конфессиональный фактор в отношении к мигрантам. Дело в том, что большая часть российских мусульман не видит в мигрантах-славянах своих экономических конкурентов» [9], - констатируют исследователи, подчеркивая тем самым, что российские мусульмане к своим единоверцам из Центральной Азии и Закавказья не столь толерантны, чем к мигрантам с Украины и Белоруссии. Это отмечают и специалисты. Если индигенные меньшинства воспринимаются ими как «свои», то меньшинства, которые фенотипически и этнокультурно отличаются от местного населения, воспринимаются неоднозначно и даже негативно», - констатирует этнолог Ринар Кушаев, добавляя, что у молодого поколения татарстанцев вроде бы «декларируется высокий уровень межэтнической толерантности, но при более детальном разборе смоделированных жизненных ситуаций проявляется интолерантное отношение к представителям этнических меньшинств» [10]. Социологи в Татарстане видят, что сегодня усиление раздражения в отношении приезжих основывается на дополнительных аргументах: содержательная основа объяснений враждебности к мигрантам в постсоветский период стала шире и богаче.
На этом фоне все чаще и чаще эксперты начинают говорить, что мигрант — это не только потенциальный источник для криминала, болезней, но также может быть и носителем радикальных течений ислама. Если в 1990-е годы и в начале 2000-х годов исследователи отмечали, что россияне в «в чужаках видят прежде всего представителей экономического сообщества, организованного по этническому принципу, плотно заполняющих ряд жизненно важных экономических ниш и вытесняющих представителей коренного населения на обочину жизни» [12], то есть мигранты воспринимались как экономические конкуренты причем, речь не только о выходцах с Кавказа или Центральной Азии, а вообще о приезжих, даже из других регионов России: наглядно это видно на фоне отношения коренных москвичей и петербуржцев по отношению к приезжим провинциалам , то в 2010-е годы все чаще в них видят проводников этнорелигиозного экстремизма. В странах Центральной Азии, у себя на родине, при авторитаризме, порой переходящим в тоталитаризм, политического режима этих государств, религиозные фундаменталисты подвергаются жесткому преследованию. В итоге многие из них переезжают в Россию, где существует совершенно либеральное законодательство по противодействию подобным элементам. Страна получает вместе с трудовой миграцией и поток радикал-исламистов. Оказавшись в России, фундаменталисты из числа мигрантов, посещая мечети, в скором времени формируют в них группы своих сторонников, начинают в них вести свою пропагандистскую работу, нередко вовлекая в подобные экстремистские джамааты единомышленников из числа российских граждан. Это особенно остро стоит в городах Европейской части России и Сибири, где исторически мечети строились татарами, духовенство также этнически было татарским, а за счет притока мигрантов та функция, которую выполняли мечети в деле сохранения татарской культуры, языка, исчезает.
Отсюда и звучащие заявления со стороны татарских общественных организаций и мусульманского духовенства, что переход на русский язык проповеди, понятный всем прихожанам, в том числе и мигрантам, способствует потере мечетями функции татарских национально-культурных центров, которыми они обладали. Более того, стала набирать тенденция, когда контингент молящихся в мечетях составляют как раз не татары, а мигранты.
Последние новости об исламе в России и мире Актуальные события и свежие заявления, касающиеся ислама и мусульман в России и в мире В Симферополе в Соборной мечети Крыма впервые провели обряд исламского бракосочетания — никях. Владимир Путин письмом поздравил всех верующих и пожелал здоровья, успехов и всего наилучшего. Кадры празднования — в видео RT. Турция одобрила прошение Стокгольма». Её слова приводит индийская газета Hindustan Times.
Разумеется, в нее входят и крупнейшие территориальные кластеры: Дагестан 1-е место по количеству , Башкортостан 2-е место , Татарстан 3-е место , Чеченская Республика 5-е место , но в их число вошла также и Москва, чье мусульманское население превосходит аналогичный показатель в Чечне, и сравнимо с Татарстаном.
Сюда же входят и все регионы Поволжья и Кавказа, не исключая Калмыкию, которая в качестве мусульманского региона не воспринимается, хотя и имеет немалую составляющую. География ислама включила в себя не только достаточно традиционный для нее юг Западной Сибири с коренным татарским и казахским населением Тюменская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край и Республика Алтай , но также и все регионы бурного промышленного освоения Сибири и Крайнего Севера. Причем в последних наблюдается интересная закономерность: чем степень освоенности региона выше, тем мусульманского населения больше, больше и мечетей, и напротив, наиболее отсталые регионы характеризуются наименьшей развитостью мусульманских общин, вплоть до полного их отсутствия. Регионы Центральной России и Северо-Запада, обладавшие до 1917 г. В их повторном заселении участвуют представители разных этносов и религий, в т. В этих регионах опять же возникают мусульманские общины, образованные представителями различных этносов и направлений в исламе. Несмотря на трудности в их институционализации, общины эти все же возникают, регистрируются и централизованные религиозные организации, учебные заведения, средства массовой информации. Ислам перестает быть периферией Российского государства, на смену исключительной распространенности в нескольких анклавах приходит повсеместная представленность на территории страны, все большее присутствие характерно и для крупнейших промышленных и образовательных, административных центров.
Это естественным образом снижает тенденции к сепаратизму, но повышает планку требований в государственно-исламских отношениях.
Поэтому многое зависит не от документов, а от практики — и ситуация с салафизмом в Чечне где существует жесткая управляемость из одного центра и никакая легальная или полулегальная деятельность салафитов в принципе невозможна существенно отличается от полицентричного Дагестана, где такая деятельность продолжается. Да и традиционный ислам в разных частях России и даже Северного Кавказа очень разный.
Но сочувствие палестинцам носит консенсусный характер — здесь речь идет об идентичности. Однако реакции на конкретные вызовы например, на израильскую операцию в секторе Газа могут быть разными, связанными как с культурно-историческими особенностями, так и с социально-экономической ситуацией. Как на Северном Кавказе, где в борьбе с ваххабизмом ставка была сделана на укоренявшиеся столетиями консервативные традиции, ситуация совершенно иная, чем в Татарстане с дореволюционными модернистами-просветителями такими как Марджани , советской промышленностью и постсоветским Иннополисом. Социальные лифты тоже связаны с разными моделями развития, которые влияют на степень радикализма.
Где-то люди штурмуют аэропорт и ищут евреев, а где-то выражают свое мнение в законных рамках.
Алексей Макаркин. Остались ли в России ваххабиты и прочие экстремисты?
Татары , башкиры , казахи , ногайцы , кабардинцы , балкарцы , карачаевцы , черкесы , адыгейцы и шапсуги , часть ингушей , а также исповедующие ислам осетины являются ханафитами. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также большинство народов Дагестана. В нём существуют различные тарикаты направления , основанные религиозными авторитетами и названные по их именам.
Суфизм в Чечне и Ингушетии представлен тарикатами накшбандийя и кадырия , в Дагестане распространен также тарикат шазилийя преимущественно среди аварцев. Тарикаты состоят из мелких религиозных групп — вирдовых братств, которых только в Чечне существует более тридцати. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне является братство кунтахаджинцев зикристов — последователей кадирийского тариката в интерпретации шейха Кунта-Хаджи Кишиева — и отпочковавшиеся от него вирды — Баммат-Гирей-Хаджи, Чимммирзы, Мани-шейх.
К кадирийскому тарикату относятся и последователи Батал-Хаджи, проживающие в Ингушетии. До 1991 г. В Дагестане самым известным и влиятельным шейхом являлся Саид Афанди Чиркейский.
Он возглавлял два тариката — накшбандийя и шазалийя. Суфийские братства в Дагестане в основном формируются по этническому принципу. На Северном Кавказе наблюдается противостояние «народного» ислама — практического суфизма и исламского фундаментализма салафизма.
Ислам и проблема сепаратизма В 1980-е годы среди советских мусульман стали распространяться идеи исламского фундаментализма. Сторонники «чистого ислама», как они себя называли, заметно выделялись из основной массы верующих активным неприятием «безбожного» общества, оппозицией к «официальному» мусульманскому духовенству и критическим отношением к «народному исламу». За ними прочно закрепилось наименование « ваххабитов », хотя они таковыми себя не считали и в отличие от «истинных» ваххабитов они не принадлежали к ханбалитскому мазхабу.
В 1990-е годы Северный Кавказ стал тем регионом России, где конфронтация между сторонниками «чистого» и «традиционного» ислама стала наиболее острой. Созданная в июне 1990 г. Исламская партия возрождения выступала за построение «чисто исламского» государства, основанного на шариате.
Осенью 1991 года чеченские национал-радикалы во главе с генералом Дудаевым пришли к власти на большей части Чечено-Ингушетии и провозгласили независимую Чеченскую республику , с 1993 г. Исламские фундаменталисты поддерживали чеченских сепаратистов и считали «национальную революцию» первым шагом на пути к построению в Чечне исламского государства. В мае 1998 г.
В Чечне после прекращения военных действий в августе 1996года новый президент республики Зелимхан Яндарбиев взял курс на ускоренную исламизацию. В Чечню для «утверждения шариата» был приглашён лидер дагестанских радикальных исламистов Багауддин Магомедова. В сентябре 1996 года своим указом Яндарбиев упразднил в Чечне светские суды и ввел исламский уголовный кодекс, ислам провозгласили государственной религией.
Шариатские гвардейцы не только задерживали и наказывали палками любителей спиртного, торговцев водкой и пивом, но и мешали проведению свадеб и молодежных вечеринок, запрещали песни, танцы и т. Это вызвало всеобщее недовольство, тем более, что процветало вымогательство — часто за взятку нарушитель исламской морали мог рассчитывать на избавление от «шариатского» наказания. Против засилья «ваххабитов» выступали муфтий республики Ахмад-Хаджи Кадыров и ряд других представителей мусульманского духовенства Чечни.
В первых числах августа 1999 года боевики-исламисты под командованием Хаттаба и Басаева вошли со стороны Чечни на территорию двух горных дагестанских районов и провозгласили создание в Дагестане «исламского государства». Федеральные войска выбили боевиков с территории Дагестана, в ходе этой военной операции был установлен контроль официальных властей и над тремя «ваххабитскими» селами. С конца сентября началась полномасштабная « вторая чеченская война ».
На Северном Кавказе, рост идет только за счет сельского населения. В Дагестане у городского населения суммарный коэффициент рождаемости у сельских жителей — 2,5, у горожан — 1,5», — констатирует Вишневский. Иными словами, рост населения в северокавказских республиках и то не всех объясняется не столько традициями, сколько тем, что процесс урбанизации там завершается позднее, чем в остальной России. Следовательно, через 15 лет в стране будет чуть больше чеченцев и чуть меньше татар, пояснил демограф.
Одна из причин этого — резкое падение рождаемости на Северном Кавказе, прежде обновлявшем демографические рекорды. Руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко в беседе с газетой ВЗГЛЯД оценил численность населения в регионах, где традиционно велико влияние ислама, максимум в 20 млн. Правда, есть еще и внешний фактор — каждый год в Россию приезжает на заработки порядка 3 млн. Но большинство из них уезжает потом обратно, сколько из них оседает в России и получает российский паспорт, неясно.
Но в любом случае, считает эксперт, вряд ли постоянно живущих выходцев из Средней Азии у нас больше миллиона, а значит, при нынешних темпах рождаемости и миграции через 15 лет число мусульман никак не достигнет 45-50 млн. Напомним, по данным сайта МВД, поток переселенцев из мусульманских республик СНГ, принятых в российское гражданство, превышает 100 тысяч в год.
Как ни странно, с прогнозом муфтия согласились и в РПЦ. Источник своих сведений Гайнутдин не разгласил. Зато муфтия неожиданно поддержали православные — священник протоиерей Дмитрий Смирнов с прогнозом согласился. Радиостанции «Говорит Москва» он заявил, что мусульман «примерно столько и будет», так как они «рожают больше детей»: как он выразился, у чеченцев и ингушей «по восемь детей и более», в то время как у русских — один-два ребенка и при этом много абортов.
Здесь будут жить другие народы совсем: чечены, ингуши, арабы», — мрачно предрек протоиерей. Правда, демографы с прогнозами священнослужителей оказались категорически не согласны. Так вот, в 2016 году суммарный коэффициент рождаемости по России в среднем составлял 1,8 — 1,9. По более поздним годам точных данных по регионам пока нет, но сейчас общероссийский показатель немного снизился, в 2017 году — до 1,7. По данным на 2016-й год в Ингушетии, например, где, по представлениям протоиерея Дмитрия Смирнова, рожают по восемь детей, суммарный коэффициент рождаемости за тот же год оказался таким же, как и во всей России — 1,8. В мусульманской Кабардино-Балкарии этот показатель вообще меньше среднероссийского показателя: 1,7, в Карачаево-Черкессии — 1,5.
Ислам в российской культуре Ислам является одним из главных религиозных течений в России. Ислам прочно вошел в российскую культуру и оказал значительное влияние на нее. Многие исламские традиции и обряды стали неотъемлемой частью российской культуры, в частности, празднование праздника Курбан-байрам и Рамадана. Мусульманские общины строят мечети и развивают своеобразную культуру, которая становится все более популярной. Ислам в России также находит отражение в литературе и искусстве. Многие выдающиеся русские писатели, такие как Лев Толстой, Федор Достоевский и Максим Горький, интересовались исламом и его культурой.
Современные межкультурные проекты позволяют россиянам познакомиться с мусульманской культурой и традициями. Многие исламские традиции и обряды стали неотъемлемой частью российской культуры Ислам в России находит отражение в литературе и искусстве Современные межкультурные проекты позволяют познакомиться с мусульманской культурой и традициями Исламские образовательные учреждения в России В России существует множество исламских образовательных учреждений, которые играют важную роль в распространении ислама среди мусульманского населения страны. Они предоставляют возможность получения образования как по духовным, так и по профессиональным направлениям. Одним из наиболее известных исламских образовательных учреждений в России является Медресе им. Абу Ханифы в Казани. Она была основана в 2024 году и предоставляет образование в области исламских наук, языков, истории и культуры.
ИСЛАМ СЕГОДНЯ
Известно, например, что в исламе распространен такой обычай, как кровная месть. Это последнее неизданное интервью с известным проповедником протоиереем Русской православной церкви Дмитрием Смирновым. Оно было записано незадолго до его см. Ислам в России стал одной из важных составляющих уникальной многоконфессиональной и многонациональной культуры. Ислам распространяется быстро. Легче сказать где нет мусульман. По численности мусульманского населения конечно впереди планеты всей Аравийский полуостров, Азия почти вся, в России много мусульман, в бывших союзных республиках тоже. в каких городах россии мусульманство, В каких регионах России живут мусульманские народы, ислам. Новости Ислама. Муфтий: «Казан басмасы» – самое большое достижение татарского народа».
В Казань приехали талибы. Рассказываем, что они тут делают и почему их визит скрывают
Научные сотрудники Центра исследований миграции и этничности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ провели комплексное исследование мигрантов из Киргизии в Москве, придя к выводу об образовании своеобразного «Киргизтауна» в столице страны. Одних киргизских кафе, по оценкам наших компетентных информантов, в Москве до 80», - делятся результатами своего исследования ученые. Одна из сотрудниц академии рассказывает такое: «Поскольку я приходила без знакомых киргизов, в некоторых местах были проблемы. Я подхожу к кафе. Там снаружи сидит маленькая девочка, лет пяти. И она говорит: «А это кафе киргизское». Я говорю: «А что, нам туда нельзя? У меня папа тут работает». Ну, хорошо хоть «разрешила». А вот другой случай: «Я подхожу, ещё закрыто.
Я звоню. Охранник отвечает мне, что ещё никого нет. Я говорю, что я подожду, пока чаю попью. Он, понизив голос, говорит: «Это вообще-то кафе киргизское». Так я туда и не попала, к сожалению. Если бы пришла туда попозже и в компании с киргизами, проблем бы не было» [18]. Однако наряду с подобной формой самоорганизации проживания в городах мигранты начинают осуществлять процесс колонизации сельских населенных пунктов в регионах Европейской части России. Выбор ими деревень вызван тем, что покупка жилья земельного участка, дома обходиться намного дешевле на селе, чем приобретение аналогичной недвижимости или квартиры в городе, а также позволяет воспроизвести уже на территории России привычный образ жизни жителя кишлака многие мигранты — это вчерашние жители не только городов Центральной Азии, но и кишлаков. Мигрант перевозит семью, однако у него на новом месте жительства начинают происходить конфликты с коренными жителями деревни, где он селиться семьи порой бывают не только многодетными, но по факту и полигамными.
Бытовые конфликты с неспособными или нежелающими интегрироваться в местный образ жизни мигрантами нередко перерастают в межнациональные, а в последнее время межрелигиозные и внутрирелигиозные между разными традициями и течениями ислама. Создавая невыносимые условия для коренных жителей, мигранты вынуждают последних оставлять деревни, переселяться в города. При этом местные жители продают свои дома часто самим же мигрантам, поскольку те порой являются единственными их покупателями, готовыми приобрести желающих приобрести дома в деревнях с большим количеством мигрантов среди россиян немного. В конечном счете, мы можем оказаться перед ситуацией, когда наши деревни и села постепенно превратятся в среднеазиатские кишлаки за счет заселения их мигрантами и оттоку из них коренного населения. Этот процесс колонизации не приведет к развитию сельского хозяйства: мигранты лишь проживают в деревнях, но продолжают работать в городах на стройках, торговле, нередко и наркоторговле , их вклад в аграрную экономику не ощущается. Усугубляет ситуацию тот факт, что преобразование российских деревень в среднеазиатские кишлаки часто происходит за счет переезда в них исламских фундаменталистов. Картина последствий поселения мигрантов в сельской местности может быть проиллюстрирована на примере двух населенных пунктов Татарстана — русского села Шумково Рыбнослободского района и татарской деревни Курманаево Нурлатского района, где произошли в 2012-2013 годах выступления и возмущения местных жителей против мигрантов, поселившихся по соседству. В Шумково поселившиеся таджики поставили целью построить мечеть, для чего способствовали обоснованию в селе учившемуся в Пакистане религиозному исламскому деятелю из числа таджиков. Этнические татары, которые тоже проживают в русской деревне, не поддерживали идею строительства мечети в селе есть церковь дореволюционной постройки, находящаяся в запустении с 1930-х годов, однако материальных возможностей у жителей восстановить ее не имеется , объясняя тем, что для совершения религиозных обрядов им достаточно посещать соседние татарские деревни.
Более того, жители подчеркивают отличия местного традиционного для татар ислама от той формы, которую пытаются привнести таджики [19]. Ситуация обострилась, когда началось строительство мечети, коренные жители были против, а власти постарались традиционно объяснить конфликт исключительно бытовыми неурядицами [20]. Если в Шумково со стороны конфликт мог показаться как противостояние этнически православных русских с приезжими мусульманами-таджиками, то в Курманаево конфликт произошел между мусульманами-татарами и мусульманами-таджиками. Начавшись на бытовой почве поведение таджикских детей в местной школе [21], он вскоре вскрыл другие формы недопонимания между коренными жителями и приезжими, которые имели место быть на внутрирелигиозной почве, где татары указывали на то, что таджики привносят другую форму ислама. Помимо проблемы внешней миграции, существует проблема внутренней миграции, которая также приводит к перемещению групп религиозных фундаменталистов из одних регионов России в другие. Эксперты уже отмечали, что на протяжении 2000-х годов происходит усиление религиозного влияния исламистов Северного Кавказа на своих единомышленников в Поволжье, когда ваххабиты с Юга России превратились в духовных наставников, учителей для таких же исламистов в центре страны [22]. Однако масштабы проблемы особенно ощутимо бросаются на Крайнем Севере и в Сибири, где порой приток внутренних мигрантов, придерживающих радикальных исламистских взглядов, достигает такого масштаба [23], что силовики вынуждены менять даже статус территориальных субъектов в сторону их закрытия для приезжих. Такая ситуация сложилась в Ямало-Ненецком автономном округе, когда в Новом Уренгое, где крайне высок уровень мигрантов с Кавказа, а ваххабитов стало столько, что силовые органы, будучи уже не в состоянии преодолеть эту проблему, идут по пути договоренности с религиозными радикалами, чтобы те старались себя вести хорошо, город получил статус погранзоны, въезд был ограничен. Ситуация в этой газодобывающей столице России с исламскими фундаменталистами крайне критическая: агитация фундаменталистов ведется не только в мечетях, но даже в местных вузах, а выбор города для такой экспансии ваххабитов неслучаен — исламисты создают экономический и людской плацдарм для того, чтобы в дальнейшем перейти к активной фазе как отмечают наблюдатели, они ждут своего часа «Х» [24].
Тут даже мусульманское духовенство полагает, что Ямал для боевиков был в период чеченских войн 1990-х годов в роли военно-полевого госпиталя: «На Ямале чеченские боевики лечились и проходили полностью реабилитацию после ранений, полученных в боях с федеральными войсками» [25].
Наибольшее количество атеистов проживает в Санкт-Петербурге 26 процентов , Воронеже и Екатеринбурге по 23 процента , Красноярске 22 процента , Москве 21 процент и Новосибирске 18 процентов. Наибольшее количество православных христиан проживает в Самаре 57 процентов , Нижним Новгороде и Перми по 53 процента , Новосибирске 49 процентов , Санкт-Петербурге и Красноярске по 43 процента , Воронеже 41 процент. По результатам опроса менее популярными среди россиян оказались католицизм 3 процента , старообрядчество и протестантизм по 2 процента , буддизм, иудаизм, греко-католичество и славянское язычество по 1 проценту. Более 73 процентов респондентов, попавших в выборку, указали, что не поддерживают ношение в государственных школах одежды и предметов, демонстрирующих религиозную принадлежность учащихся или преподавателей.
При этом массового перехода, скажем, русских в ислам не наблюдается. Смена религии, по словам Вишневского, носит в стране «единичный характер». Надо, разумеется и учитывать то, что далеко не все татары или дагестанцы идентифицируют себя как мусульмане. Немало и тех, кто может быть назван неверующими. Малашенко отмечает, что и другие мусульманские деятели публично называли явно завышенные цифры, — очевидно, для усиления собственного авторитета. Конечно, в споре о численности представителей той или иной конфессии точку могла бы поставить перепись населения. Однако вопрос о религиозной принадлежности в переписную анкету включался последний раз в 2002 году. В Москве, к примеру, мусульманами себя тогда назвало 300 тысяч горожан. В 2010-м такого вопроса в анкете уже не было. По мнению Малашенко — и правильно, что не было.
We are sure that overcoming differences for the sake of common interests will serve to consolidate peace and unity among the entire Ummah. We are ready to contribute to this noble cause and provide necessary resources. Now, permit me a few words about the most pressing issues. Throughout this year, we have repeatedly witnessed blasphemous acts in a number of European countries against the Quran, which have caused a storm of fair protests and outrage throughout the Muslim world. The flames of burning Quran in Europe not only burned the souls of believers, but also spotlighted the falsity of pseudo-values and the ambiguity of the points of law! Such actions have a very specific purpose, namely to increase the onslaught on Islam as a world religion and tradition, to cause rift and further division between countries and peoples. Let us look for concepts that all religions have in common, not for things that divide them. Obviously, all these actions had paymasters, patrons and support. Strongly condemning such excesses, we should draw clear lines between those who advocate dialogue among people of different cultures and civilizations and those who, as Russian President Vladimir Putin has repeatedly said, seek to hold on to their neo-colonial practices at all costs in order to preserve their status of a privileged minority. Globalization through information and communication technologies, and now by means of artificial intelligence AI is another undoubted challenge. Naturally, we cannot ignore the openness of the new digital world which offers new opportunities for the Muslim world. New channels for dialogue and mutual understanding with representatives of other cultures and religions are emerging. Muslim communities are actively integrating into global processes while preserving their identity and values. Prayer apps, online broadcasts of worship services, religious education courses, all this allows us to practice religion in new ways. However, it is important to remember that technology is only a tool that should not replace traditional practices and distract us from the true essence of faith. Religion with its high mission of serving society is assigned one of the key roles. In this regard, the focus should be on the younger generation, the youth. Let us remember ourselves. It is when we look at the world with young eyes, we all tend to question figures of authority and willy-nilly become non-resistant to those who take advantage of the callowness and gullibility of young people and prompt them to go down the crooked path of destruction of centuries-long traditions and values. This problem is not a rare phenomenon.
Кто курирует ислам в России?
В книге представлен краткий исторический очерк распространения ислама в X-XIX вв. среди башкир и финно-угорских народов, проживающих на территории современного Башкортостана. Статистические данные, высказывания президента РФ и глав исламских организаций о том, сколько мусульман живет в России, регионы проживания мусульман, история появления Ислама в России, мусульманские организации и исламские течения в РФ. В России наиболее распространен суннийский ислам, который исповедуется примерно 90% мусульман страны. Мусульманский фактор стал центральным предметом обсуждения научно-практической конференции «История ислама в России: традиции патриотизма и сосуществования», которая состоялась в нижней палате парламента, сообщает РБК. Он заявил о великой демографической миссии мусульман в России: мол, скоро большинство жителей нашей страны станут исповедовать ислам, так как ее население растет только за счет мигрантов и жителей мусульманских регионов. Ислам — все самые свежие новости по теме.
Исламизация России и Европы - новый вызов истории
Последователи ислама для некоторых как бельмо на глазу. где исповедуют ислам в россии. Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал ислам неотъемлемой частью России и отметил уникальную ситуацию в стране, где бок о бок с другими религиозными конфессиями живут практически 15 миллионов мусульман. Статистические данные, высказывания президента РФ и глав исламских организаций о том, сколько мусульман живет в России, регионы проживания мусульман, история появления Ислама в России, мусульманские организации и исламские течения в РФ. Международная выставка «Традиции Ислама в России» встречает жителей Каира в Русском доме. Ислам появился в России в седьмом веке вместе с мусульманами Кавказа.
С начала 2023 года 20 человек приняли ислам в Чеченской Республике
В мусульманской Кабардино-Балкарии этот показатель вообще меньше среднероссийского показателя: 1,7, в Карачаево-Черкессии — 1,5. В Башкирии и Татарстане он в целом общероссийский: 1,8. В каких мусульманских регионах продолжается рост — так это в Чечне и Дагестане: порядка 2,6 и 2 соответственно. На Северном Кавказе, рост идет только за счет сельского населения. В Дагестане у городского населения суммарный коэффициент рождаемости у сельских жителей — 2,5, у горожан — 1,5», — констатирует Вишневский. Иными словами, рост населения в северокавказских республиках и то не всех объясняется не столько традициями, сколько тем, что процесс урбанизации там завершается позднее, чем в остальной России. Следовательно, через 15 лет в стране будет чуть больше чеченцев и чуть меньше татар, пояснил демограф.
Одна из причин этого — резкое падение рождаемости на Северном Кавказе, прежде обновлявшем демографические рекорды. Руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко в беседе с газетой ВЗГЛЯД оценил численность населения в регионах, где традиционно велико влияние ислама, максимум в 20 млн. Правда, есть еще и внешний фактор — каждый год в Россию приезжает на заработки порядка 3 млн.
Эта тенденция может привести к дальнейшей возможной дискриминации мусульман. Среди проблем, связанных с исламской общиной России, также можно отметить отсутствие общей стратегии развития, что затрудняет взаимодействие между разными регионами и организациями.
Тем не менее, с политической и социальной поддержкой со стороны государства и других общин, в ближайшие годы можно ожидать продолжительного и устойчивого роста ислама в России. В целом, хотя существуют сложные проблемы, исламская община России стремительно развивается и имеет яркую перспективу на будущее. Важно продолжать работу по укреплению связей и повышению информированности для более гармоничного взаимодействия между исламской общественностью и окружающими средами. Рост числа мусульман в России Согласно исследованиям, в России наблюдается стабильный рост числа мусульман. Такой рост числа мусульман в России связан с различными факторами, такими как миграция, более высокий рождаемость у семей мусульманской вероисповедания, а также ряд социокультурных изменений.
Мусульманское население России существенно влияет на развитие экономики и социальной жизни страны. Многие из мусульман являются владельцами бизнеса и активными участниками общественной жизни городов и регионов России. Среди мусульманской общины в России наблюдается рост нравственности и культурного уровня, что положительно влияет на формирование общества в целом. Правительство РФ прилагает значительные усилия для поддержки и развития мусульманской общины, в том числе способствуя строительству новых мечетей и оказывая поддержку религиозным образовательным учреждениям. Однако, в связи с ростом числа мусульман в России, возникают новые вызовы для социальной интеграции и общения мусульман с представителями других вероисповеданий и культурных традиций.
Важно продолжать уважать и поддерживать межкультурные взаимоотношения и диалог между представителями разных религий и вероисповеданий в России. Увеличение числа исламских молодежных организаций В последние годы, наблюдается заметное увеличение числа исламских молодежных организаций в России. Эта тенденция свидетельствует о росте интереса к исламу среди молодежи и о готовности молодых людей участвовать в организации мероприятий, направленных на распространение ислама. Многие молодежные организации, связанные с исламом, занимаются благотворительной и социальной работой, помогая нуждающимся, проводя встречи и дискуссии на темы исламской культуры и истории, организуя сборы для различных общественных мероприятий и акций. Помимо благотворительных проектов, исламские молодежные организации организуют культурные мероприятия, тем самым способствуя сохранению и развитию исламской культуры в России.
Такие мероприятия включают в себя выставки, фестивали, конкурсы, конференции, семинары и многое другое. Рост числа исламских молодежных организаций в России означает, что молодежь становится все более заинтересованной в исламе. Это явление может быть связано с ростом миграции из исламских стран, а также с уменьшением предрассудков в отношении ислама в российском обществе.
В том случае, если часть процентов уже уплачена, то эти средства пойдут в зачет погашения основного долга либо иных обязательств такого заемщика.
Квота на хадж в 2024 году сокращена в Азербайджане 14:35, 16 апр 2024 В Азербайджане сократили квоту на совершение хаджа в 2024 году до 1,5 тыс человек. Первоначально квота превышала 2 тыс верующих. Яков Кедми об атаке Ирана на Израиль. Ответ Нетаньяху.
Что будет с сектором Газа? Организация исламского сотрудничества обеспокоена атакой на Израиль 16:40, 15 апр 2024 ОИС призвала ООН принять меры, направленные на поддержание мира на Ближнем Востоке. В организации обеспокоены недавней массированной атакой Ирана на Израиль. Джума-Джами: что нужно знать о посещении главной мечети Евпатории? Расскажем, где находится мечеть Джума-Джами, кто и когда ее построил, как до нее добраться и посетить, а также что посмотреть в мечети и около нее. Мусульманский календарь 2024: какой сейчас год и месяц в исламе? Какие сегодня год и месяц, сколько месяцев в исламском лунном календаре, что такое запретные месяцы и когда у мусульман новый год? Ураза байрам 2024: как прошла праздничная молитва в Москве 10:17, 10 апр 2024 Знаменующий окончание поста Рамадан праздник Ураза-байрам пришел в мир. Праздничная молитва состоялась и в мечетях Москвы.
Показываем на фото, как прошел праздничный намаз у Мемориальной мечети на Поклонной горе. Мусульман России поздравил Владимир Путин 9:32, 10 апр 2024 Президент РФ Владимир Путин отправил поздравительную телеграмму с поздравлением российских мусульман с Ураза-байрамом — она опубликована на сайте Духовного управления мусульман России. Праздник Ураза-байрам отмечают сегодня мусульмане мира 8:47, 10 апр 2024 У мусульман завершился Священный месяц Рамадан, в который принято держать пост. Сегодня верующие отмечают Праздник разговения - Ураза-байрам или Ид аль-Фитр.
«У нас центров много»: муфтии поспорили о столице российского ислама
– То есть опасность распространения радикального ислама существует. Жителей Центральной России поражают данные сводок, в которых периодически сообщается о том, что в северных регионах опять была предотвращена деятельность террористических организаций. География распространения российского ислама начинает включать себя все новые регионы, и процесс этот имеет тенденции к росту, а не к сокращению. Ислам», посвященное теме «Общественное служение религиозных общин в постпандемийном мире». Статистические данные, высказывания президента РФ и глав исламских организаций о том, сколько мусульман живет в России, регионы проживания мусульман, история появления Ислама в России, мусульманские организации и исламские течения в РФ.