Как «ВкусВилл» работает без начальников и приказов. Как «ВкусВилл» работает без начальников и приказов. Я ехала на интервью с Андреем Кривенко — основателем магазинов «ВкусВилл» и «Избёнка» — человеком, который получил премию «Предприниматель года-2016» по версии РБК.
Основатель «Вкусвилла» не исключил привлечение стратегического инвестора вместо IPO
Основатель Вкусвилл И Beyond Taylor Андрей Кривенко Об Эволюции Мышления. Об эволюционной цели «ВкусВилл» можно почитать здесь. «ВкусВилл» никогда не ставил своей целью покорить Россию. Руководитель клиентского отдела торговой сети ВкусВилл, давно привлекающей наше пристальное внимание своим альтернативным подходом к обслуживанию покупателей.
«Разговоры о логистике»: интервью с управляющим доставкой ВкусВилл
На конец 2021 года Андрею Кривенко принадлежало 99% АО «Эволюционная цель», которое через ООО «Проект Избёнка» владела 86,05% «ВкусВилла». Три цели компании: целостность, самоуправление и эволюция, базируемая на инновациях. Эволюционная цель бренда звучит, как «сделать полезные продукты для здорового питания доступными каждому». Основатель Вкусвилл И Beyond Taylor Андрей Кривенко Об Эволюции Мышления. Основатель сети Андрей Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избенка», которому, в свою очередь, принадлежит 86,05% ПАО «Вкусвилл». Эволюционная цель не должна сводиться к получению прибыли – при бирюзовом управлении деньги рассматриваются как ресурс компании, а не смысл ее существования.
Вы отписались от рассылки!
- Telegram: Contact @logscm
- Комментарии EH
- ВкусВилл стал партнёром программы лояльности СберСпасибо |
- Как устроен бизнес сети «ВкусВилл»
Правило № 37
Выгода от применения программы станет приятным дополнением при покупке товаров и продуктов во ВкусВилле». Статья относится к тематикам: FMCG. Алкоголь Поделиться публикацией: Источник: ВкусВилл Подписывайтесь на наши новостные рассылки , а также на каналы Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail. Добавьте "Retail.
За 10 лет «ВкусВилл» вырос с четырех магазинов до 1500 магазинов и дарксторов, а его оборот по итогам 2022 года превысил 200 млрд рублей. Андрей Кривенко — выпускник факультета молекулярной и биологической физики МФТИ по кафедре химической физики 1999 года. Футбольные команды второй лиги всегда мечтают попасть в первую и высшую.
Однако, публичное размещение акций «ВкусВилла» не состоялось.
По словам собеседника издания, оптимальный момент для выхода на биржу — 2020—2021 гг. Сейчас под брендом «Вкусвилл» работают 720 точек преимущественно в Москве и Подмосковье. Старший аналитик компании «Атон» Виктор Дима оценивает примерную стоимость сети «Вкусвилл» в 0,6—0,7 объема годовой выручки.
Но для этого компании потребуется увеличить почти на треть количество магазинов. Сроки первичного размещения будут зависеть в первую очередь от развития сети в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. По словам собеседника издания, оптимальный момент для выхода на биржу — 2020—2021 гг.
Как устроен бизнес сети «ВкусВилл»
Ежедневно курьеры ВкусВилла доставляют более 300 000 заказов — не только по городам, но и в более чем 800 населённых пунктов. Собственного производства у нас нет, более 7000 товаров под брендом ВкусВилл производят около 2000 поставщиков, которые проходят 4-этапную проверку качества и безопасности. С первых дней приоритетом были работа с отечественными производителями и помощь в их развитии. Офисные сотрудники проходят стажировки на горячей линии, в магазинах и дарксторах. Стажировки созданы для того, чтобы каждый в компании понимал, как работают основные процессы, с которыми сталкивается именно потребитель. А в период новогоднего ажиотажа сотрудники офиса выходят в ближайшие к дому магазины и дарксторы помогать коллегам розницы.
МБ: Как на вашем бизнесе скажется новый закон «О торговле»? АК: Когда я его читаю, ощущение, что это мы его лоббировали. И про отношения с поставщиками, и про контрактные условия, и про отсутствие штрафов. Например, не оплачиваем поставщикам партии, которые сняли по причине плохого качества. Эти условия обговариваем на входе. Считаю, что там, где бизнес «это про деньги» — рано или поздно все приходит в упадок, а там где «бизнес это про клиента» — все идет в гору. Если есть неисправимая проблема с качеством — снимаем, вне зависимости, есть ли задвоение по поставщикам. Лучше пустые полки, чем плохая репутация. Эта же история с возвратом денег без чека.
С точки зрения бизнеса — практически Кащенко, сплошные убытки. На деле — наоборот. И покупателю это нужно. В этом плане новый закон ближе к покупателю. АК: Хочу построить на примере «ВкусВилла» так называемую «бирюзовую компанию». Много сил вкладываю, выступаю на конференциях. Еще только прокладываем «рельсы». Есть внешние коучи и внутренние лидеры. Это наша эволюционная цель.
Для этого необходимо самоуправление. Люди хорошо работают без начальников, им не надо ничего приказывать, контролировать. Надо доверять. У нас практически нет начальников. Три цели компании: целостность, самоуправление и эволюция, базируемая на инновациях. У нас нет позиции «директор магазина», нет иерархии. МБ: Откуда в магазине такой уровень сознания, если над продавцами нет надзирателя. Как они вовремя открываются, принимают товар? АК: Основной канал распространения вакансий — знакомство.
Приводят друзей. У многих шок от того, что мы не штрафуем за просрочку — так поступают во многих сетях. Наоборот, критикуем, если человек осознанно продает товар с истекшим сроком. Людям нравится работать честно и правильно. За это мы платим высокие зарплаты. Наши магазины — это, по сути, малые предприниматели. Мы из центра даже не видим толком, что там происходит. Они не заказывают товар напрямую — их продажи анализируют программы и присылают заказ автоматически. Бухгалтеров в магазине нет.
Отчетность — через программное обеспечение. Нет инструкций и должностных обязанностей. Многие думают, что «зеленый ценник» — это на исходе срока годности. Но его могут наклеить на товар, который просто залежался. Ну, вот разъехались по дачам и не раскупили. Или перекопали дорогу у магазина, и поток упал. Тогда продавцы решают наклеить ценники. Их задача — чтобы не было списаний. А как они это сделают — их стратегия.
МБ: Отсутствие охраны в магазинах — часть политики «бирюзовой компании»? АК: Да. Охранники есть только в социально неблагополучных районах, у вокзалов. Есть магазины, где были реальные случаи налета. Забегало человек десять, сметали, что успевали схватить с полок, и убегали. МБ: Как компенсируете потери от краж? Штрафуете продавцов? АК: Никогда! Это подталкивает людей к мошенничеству.
Просто закладываем определенный процент в потери. МБ: На страну опыт масштабировать будете? АК: Нет, принцип «бирюзовой компании» — работа под одной крышей и короткое плечо логистики. Нам хватит столичного региона.
А в качестве их сюжетов выбраны полезные и вкусные продукты. Иллюстративный стиль ВВ включает в себя проработку стилистики не только продуктов, но и персонажей. Дизайн-конструктор позволяет изображать героев в разных позах и действиях, а также создавать им новые эмоции и характеры. Бренд-стратег «ВкусВилла» Татьяна Янышева: «Мы — компания, в которой много свободы и изменений, поэтому рамки, пусть даже широкие, это сложность. LINII сделали их поддерживающими, а не ограничивающими. Всей команде, работавшей над проектом, удалось в середине процесса мы пришли в агентство уже с бренд-платформой и ценностями бренда верно почувствовать "ВкусВилл", смело и с большим вкусом выразив всё, что в него заложили».
Помимо этого, была переделана визуализация программы лояльности: графика и элементы объединили как онлайн-, так и офлайн-коммуникации. Другие проекты.
В итоге, в базу мы собираем все документы по id трейса, на котором строится Trace View. Например, в панели с ошибками показываем ошибки по признаку: типу ошибки, сервису, etc. Сейчас в процессе довольно много вещей: Cделать хорошую систему алармов со сложной системой эскалации, смс и роботизированными звонками по ночам. Используем Grafana on call. Почти вывели в прод. Доработать систему мониторинга трейсов.
Сейчас под нагрузкой работает не так хорошо, как мы хотим. Проработать с прогнозированием нагрузок: графически показывать насколько текущие значения отличаются от предполагаемых и делать алармы о том, что скоро что-то пойдет не так. Наметили основную цель — проверить MVP, насколько у нас получилось сделать коробочное решение, которое легко можно развернуть не только на наших проектах. Как можно принять участие в «магии» Сейчас мы в активном поиске бизнеса или студии разработки, которые используют любой из поддерживаемых нами стеков, для проведения бета-тестирования. Если вы руководите такой компанией и готовы нам посодействовать в доработке российского АРМ — напишите на почту apm automacon. Эволюционная цель С «ВкусВилл» мы работаем давно и очень плотно. Такое сотрудничество оставляет свой след. Их подход к работе, выстраиванию бизнес-процессов и отношений внутри команд вдохновляет.
Чтобы понять бизнес, нужно всегда обращаться к его ценностям и эволюционной цели. Об эволюционной цели «ВкусВилл» можно почитать здесь. А в данной статье мы поделимся эволюционной целью, которую сформулировали для нашего продукта — APM Wizard. Есть определенные отраслевые стандарты, которые позволяют любому разработчику наблюдать за ключевыми показателями эффективности приложения и своевременно их корректировать. В концепции эволюционной цели ее достижение может быть отделимо от самого бизнеса, поэтому созданный нами инструмент может быть проработан и другими организациями. Верим, что в IT-сообществе важную роль играет взаимопомощь. Мы стремимся создать вдохновляющую среду, в которой каждый разработчик может свободно экспериментировать и создавать приложения, веб-сервисы без ограничений.
«Вкусвилл» уходит из Донбасса. История одного троллинга
Обсудить Продуктовый ритейлер «ВкусВилл» готовится стать публичной компанией. Об этом рассказал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Для этого ему придётся расширить сеть магазинов на треть сейчас у бренда 720 магазинов в Москве и Подмосковье.
Слоганом сети стала фраза «Здесь полезное вкусно» [20] [21]. В ноябре 2022 года компания объявила о старте продаж продуктов в Китае [24]. В мае 2022 года «ВкусВилл» запустил поставки своей продукции в Казахстан [25]. В ноябре 2022 года началось закрытие магазинов VkusVill в Амстердаме [14]. В ноябре 2023 года стало известно о покупке компанией «ВкусВилл» сети кафе «Андерсон» [26].
Что еще вы делаете, чтобы подстроиться под новую реальность? Наша философия бизнеса отличается от философии Фредерика Тейлора. Есть такой образ — швейцарские часы. Что бы ни произошло, они должны показывать точное время. Меня приглашали в совет директоров одной корпорации в конце 2020 года. Я рассказал им, что сразу после введения локдауна мы отменили все проекты, которые вели сотрудники «ВкусВилла», и с чистого листа написали новые. А в той компании без решения совета директоров не могли поменять стратегию и планы, которые утвердили в декабре 2019-го. И все потому, что она построена как швейцарские часы — неважно, что происходит вокруг, нужно выпускать продукт одинакового качества, процесс должен быть дешевым и масштабируемым. Образ, который подходит нам, — живой организм. Когда все вокруг меняется, нужно подстроиться под изменения. Если идет снег, никто не ведет себя так, будто на дворе лето. Поэтому каждый раз, когда что-то происходит, нужно тут же бросать то, чем ты занимался до сих пор. Например, нет смысла покупать оборудование, на которое цены поднялись в 4—5 раз из-за дефицита. Мы не умрем, если не купим какой-то холодильник. При этом людям, которые закупали холодильники, становится нечего делать. На других участках, наоборот, появляется много работы: нужно вести переговоры с арендодателями, написать тысячи писем. У нас есть внутренняя биржа занятости, на которой можно посмотреть, где требуются рабочие руки. В разгар пандемии все развитие остановилось, даже строительные работы в магазинах нельзя было проводить. И отдел, который прежде занимался открытием торговых точек, переключился и за месяц нанял 5 тыс. Как она появилась? Система управления Тейлора возникла в конце XIX века, и есть много продуктов, которые выпускаются в соответствии с ней — дома, а также другие масштабируемые, надежные вещи. Эта система необходима, когда нужно сделать продукт, который не адаптируется к внешним изменениям. По этим принципам можно строить Эйфелеву башню, но компания такой быть не может. И мы создали свою систему менеджмента Beyond Taylor. Название появилось не сразу. Одно время в России все были вдохновлены книгой Фредерика Лалу «Открывая организации будущего», и «ВкусВилл» даже называли бирюзовой компанией, но нам это не нравилось. Когда Лалу описывал бирюзовые организации, он опирался на опыт фирмы Buurtzorg, которую мы хорошо знаем и любим. Но между Buurtzorg и «ВкусВиллом» много отличий. Кроме того, появилось большое количество консультантов, которые стали трактовать «бирюзовость» абсолютно по-своему. Мы подумали: «Если мы не такие, то какие? Ну и решили назвать Beyond Taylor, что значит «больше, чем Тейлор». Мы зарегистрировали торговый знак, у нас есть консалтинговая компания, цель которой — обучать других. В чем суть вашей концепции? Когда появилась «Избенка», ни о какой науке управления мы не думали, собирались, как и все, внедрять бюджеты, KPI, ISO, систему сбалансированных показателей. Но было ощущение, что это что-то не то. Мы съездили в эту компанию, но оказалось, что в ней все не совсем так, как в статье, и вообще, чуть ли не 800 KPI. Но уже к этому времени мы понимали, что не хотим идти классическим путем иерархии и бюрократии. Что-то приживалось, в чем-то мы не видели ценности. Так постепенно и сложился наш подход к управлению. Человеку вовсе не нужно превращаться в робота — наоборот, нужно проявлять самое человеческое и креативное, что в нем есть. А долгие споры о планах и целевых показателях можно заменить экспериментами и опциональностью. Кстати, с Гэри Хэмелом мы подружились, два года назад я был у него дома, и наша компания спонсировала издание его книги «Гуманократия». Из всех гуру менеджмента мы больше всего согласны с Гэри, который считает, что менеджмент 1. Хотя в наших подходах есть и отличия. Главный вектор у Хэмела — избежать бюрократии, а у нас вектор — компания как живой организм. В начале 2000-х годов исследователи изучали организации с выдающимися результатами и выяснили, что у них необычная система менеджмента. Обязательный атрибут корпорации 1. Так работают компании, которые Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому» назвал хорошими. А в великих он нашел то, что и мы считаем очень важным — это лидеры пятого уровня. Скромные и волевые руководители. Да, такие люди могут отдать другим права и ответственность, а для этого нужна большая воля. Например, продавцы лучше понимают клиентов, значит, надо дать им возможность работать с покупателями. Бывает, что покупатель недоволен — и воля руководителя в том, чтобы никому из персонала магазина не дать по голове. Это сложно, многие так не могут. Лидеры пятого уровня должны быть не только во главе компании, а везде. Например, в Buurtzorg медсестрам полностью делегированы все права. Команда из десяти человек лучше всех знает, что необходимо конкретной бабушке, им не нужен начальник и инструкции. В этом смысле мы похожи на Buurtzorg. Люди «в полях» сами знают, как сделать лучше, и тут главное убрать бюрократию. Второе, что обнаружил Коллинз и об этом же пишет Лалу : в иерархии целью является прибыль. Такой подход был нормальным в XX веке. Но когда ты делегируешь принятие решений, чтобы сделать лучше клиенту, то на что ориентироваться? Прибыль уже не подходит. Поэтому у всех бирюзовых компаний есть эволюционная цель, то есть смысл их существования. Если цели нет или люди ее не разделяют, будет бессмысленная деятельность. И третье — команды должны стать профессиональными. Нельзя нанимать в патронажные сестры, которые принимают решения, кого попало. Нужно, чтобы человек знал свое дело. В системе «гений и куча помощников» это было не так важно. Генри Форд говорил: «Когда мне нужна пара рабочих рук, я почему-то в придачу получаю всего рабочего». Но сейчас команда должна иметь достаточно много навыков, а это значит не планировать, а экспериментировать. В такой компании не нужны планы. Почему такое внимание уделяется экспериментам? В системе менеджмента 1. Если продает — прекрасно, если нет — магазин плохой. У наших магазинов нет планов: сколько получилось, столько получилось. А чтобы двигаться вперед, мы экспериментируем. Компании нужно было усовершенствовать форсунку для стирального порошка, которая все время забивалась. Математики просчитывали модель, а устройство все равно забивалось. Тогда обратились к биологам, и они провели сотни тестов. В итоге получилась форсунка, которую математически описать невозможно, но она работала идеально. Это хорошая иллюстрация того, как устроена наша компания. Провел 10 экспериментов, выбери лучший результат. У нас много магазинов, мы их постоянно сравниваем. Например, показатели по списанию могут отличаться в два раза. Мы смотрим, что одни магазины делают лучше, чем другие. И они обмениваются опытом. В книге Лалу рассказывает всего про несколько бирюзовых компаний. Их действительно мало? Их много. Это почти все фирмы, изученные Коллинзом, медийные, ИТ и др. Мы по многим бирюзовым компаниям поездили, начиная с Англии. Проходили тренинги у основателя Buurtzorg Йоса де Блока. С Haier общались онлайн — эта компания смогла побороть бюрократию, но ее ценности не совсем соответствуют нашим. Даже у Йоса де Блока это не получилось, у них минимум два уровня иерархии. У нас три уровня. Мы пытались построить плоскую структуру, изучали, как работает холакратия, в частности, голландский и немецкий опыт, общались с консультантами. Поняли, что в такой системе очень сложно коммуницировать — как минимум, первые полгода все рыдают. И только потом более или менее начинают работать. В вашей системе управления тоже приходится много коммуницировать. Мы взяли за образец систему обещаний, описанную Гэри Хэмелом, дополнив ее своими наработками.
Как «ВкусВилл» добился успеха, идя против правил рынка и учась на собственных неудачах Компания «ВкусВилл» начиналась с миллиона рублей накоплений своего основателя. Сегодня ее оборот исчисляется миллиардами, а количество магазинов растет на два каждый день. Евгений Щепин, управляющий компании по внешним коммуникациям, рассказал на мероприятии бизнес-школы СКОЛКОВО о том, как получилось добиться этого, учась на своих же ошибках. Источник: Фотоархив Евгения Щепина История компании началась в 2009 году с открытия лавок «Избенка», торгующих молочной продукцией. Эти киоски выделялись тем, что на их полках не были представлены какие-то определенные бренды. Вся продукция была упакована в одинаковые пластиковые стаканчики. Особенностью и залогом успеха формата было то, что продукция всегда была свежей, а продавцы — дружелюбными и общительными, что выгодно отличало киоски «Избенка» от сетевой розницы. Розничный бизнес построен вокруг клиента: все ждут клиентов, все привлекают новых клиентов, продают им свою продукцию и услуги. На «Избенках» компания изучила нишу и убедилась в востребованности свежих продуктов. До 2012 года развивался только этот формат и в результате было открыто около трехсот киосков в Москве. Однако сейчас «Избенок» уже не осталось, и вместо них существует уже больше тысячи магазинов под брендом «ВкусВилл», оборот которых составляет шесть миллиардов рублей в месяц. При этом у компании нет собственного производства, продукты для «ВкусВилла» делают порядка пятисот производителей по всей стране. В момент появления бизнеса рынок продуктовой розницы уже был поделен между крупными ритейлерами. Новых игроков там никто не ждал. В этот период создателям компании удачно под руку подвернулась книга « Стратегия голубого океана ». Из нее стало ясно, что в высококонкурентной среде такой, как ритейл есть два пути: а грызть глотки конкурентам; б не соперничать, но создать свои правила на определенном участке рынка. Поэтому путь остался один — придумывать свой «голубой океан», где можно не смотреть на конкурентов, а создавать собственные правила и ориентироваться на клиента. По словам Евгения, традиционные ритейлеры строят свой бизнес на следующих принципах. Экономия на ряде «привычных» трат, включая затраты на маркетинг, позволяет больше внимания уделять качеству продукции на полках. Вся продукция раз в три месяца проходит полный цикл проверки. Именно качество продуктов побуждает покупателей рекомендовать «ВкусВилл» своим друзьям и знакомым; — для каждого типа товара всего одна позиция на полке. Отсутствие мнимого разнообразия, когда один и тот же продукт продается под разными брендами, не ведет к негативу из-за отсутствия выбора, но делает «ВкусВилл» любимым магазином для мужчин, отправляющихся за покупками; — скоропортящаяся продукция — две трети ассортимента; — обратная связь от покупателей активно собирается и обрабатывается. Обратная связь позволяет понять, что конкретно хотят видеть потребители. Евгений отметил, что выступает он часто и все просят рассказать про историю успеха компании. Вместе с тем в истории компании именно неуспехи помогли «ВкусВиллу» стать тем, чем он стал на сегодняшний день. Неуспех покупательский В 2012 году три сотни «Избенок» генерировали хороший доход. Но компании хотелось выйти за пределы формата, поэтому она запустила проект «ВкусВилл» и открыла четыре полноценных магазина.
«Вкусвилл» назвал долю онлайн-продаж в преддверии IPO
Последние новости по теме Вкусвилл: Основательница "Андерсон" назвала причины продажи бизнеса. Осенью 2023 года во «ВкусВилле» начал работу инновационный центр по развитию ИТ-решений и R&D в сфере FoodTech и HoReCa. С точки зрения эволюционной цели «последняя миля» делает более доступными продукты ВкусВилла для покупателей. «ВкусВилл» же решил пойти от противного и сфокусироваться на шести китах своего «голубого океана».