На сайте Союза театральных деятелей России, наконец, появилось официальное заявление о радикальных переменах в главной национальной премии страны «Золотая Маска». В четверг, 3 ноября, был объявлен лонг-лист театральной премии «Золотая маска». Сегодня, 20 апреля, на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла церемония вручения премии «Золотая маска». В номинации "Лучшая женская роль" победу одержала Анна Блинова ("Нана" Александринского театра), награду за лучшую мужскую роль получил Евгений Цыганов ("Моцарт "Дон Жуан".
Глава Северной Осетии получил премию театрального искусства
В 1996 году выпускник воронежского университета Эдуард Бояков, перебравшийся работать в Москву, создал крупнейший российский фестивальный проект, костяк которого состоял из самых значимых репертуарных спектаклей театров всей страны, номинированных на премию с этим названием. По сути, он придумал целую систему, сделавшую «Золотую маску» национальным театральным достоянием. Спустя время Бояков покинул «Маску» и занялся другими проектами, а премия стала развиваться своим собственным путем. Каким же? Вдоволь Бычкова Первое, что стало бросаться в глаза: собственный пиар «Маски» принял просто космические масштабы, но творческие решения ее руководства стали вызывать к себе всё больше и больше вопросов у театрального сообщества. По сути, «Маска» превратилась в искусного манипулятора именами и разжигателем страстей по обладанию ею.
Ведь если 20 лет подряд монополист внушает, что он единственно высокая и единственно достойная награда в области театрального искусства, то обладать этой наградой театры стремятся, конечно, с весьма разными целями — что в столице, что в провинции. У нас, в Воронеже, например, образовалась своя местная «монополия» в лице художественного руководителя Камерного театра Михаила Бычкова. Но чиновники и крупные предприниматели в силу разношерстности современных сетевых коммуникаций точного представления о «Золотой маске» не имели а театральной профессиональной критики в Воронеже практически нет. Зато о громких пресс-конференциях, заключительных пышных церемониях, конечно, наслышаны были и стремились, по крайней мере, иметь к этому столичному великолепию опосредованное отношение.
Режиссер вручения — Нина Чусова, художник — Зиновий Марголин. Ведущие вечера — Лика Рулла и Сергей Епишев.
Музей Вахтангова во Владикавказе был восстановлен под управлением столичного Театра имени Вахтангова в прошлом году. На двух этажах здания расположились музей и концертный зал.
Читайте нас в.
В частных номинациях «Золотой Маски — 2023» были представлены 16 участников и создателей этих четырёх постановок. Председатель жюри — театровед, главный редактор газеты «Экран и сцена» Екатерина Дмитриевская. Аркадия Райкина, Москва Специальные премии жюри драматического театра и театра кукол: Большому драматическому театру им. Вахтангова Комментарии.
Машков заявил о планах получить площадку в Москве для «Золотой маски»
Там проходит церемония вручения престижнейшей театральной премии "Золотая маска". На «Золотую маску» в 2020 году было номинировано более 240 деятелей театра, в фестивале участвовало 78 спектаклей. Там проходит церемония вручения престижнейшей театральной премии "Золотая маска". Фотографии из репортажа РИА Новости 22.04.2023: Церемония вручения Российской национальной театральной премии "Золотая маска" 2023 | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня».
Актриса иркутского драмтеатра Наталия Королева стала лауреатом премии "Золотая Маска"
Но до 2008 года среди них были лишь Театр оперы и балета и «Балет Евгения Панфилова». То есть музыкальные и танцевальные спектакли. Потом в эту схему со своими мюзиклами впишется Борис Мильграм. Но так уж сложилось, что, по сути, в регионе нет ни одной премии, полученной конкретно за драматический спектакль. Есть спецприз «У Моста», но он больше почетный, и вручен не столько за конкретный спектакль, сколько в благодарность Сергею Федотову за то, что он привез в Россию пьесы Мартина МакДонаха. Есть награда за лучший спектакль у Театра кукол, но это немного другая история.
А в большой форме драмы от Перми на призы выдвигался несколько раз только Театр-Театр. И не получил ничего. А вот в малой форме участников было множество. Собственно, «У Моста» всегда проходил по этой категории, в ней же отметились «Сцена-Молот» и театры из городов края: первой была Лысьва, потом Кудымкар, а в этом году и Губаха. Без номинации за лучший спектакль малой формы для них просто нет места в главной театральной премии страны!
А что это за главная премия такая, которая игнорирует столько интересных театров, причем по всей стране?! Также авторам нового Положения чем-то не угодила номинация «современный танец». А ведь это одна из старейших категорий «Золотой маски», учрежденная еще в 2000 году. В ней неоднократно номинировался и получал призы наш «Балет Евгения Панфилова», причем еще при жизни мастера. Современный танец — это отдельный мир, часто им занимаются независимые коллективы.
Приз лауреата позволял им получать статус, необходимый для привлечения спонсоров. Отмена этой номинации, как замечают эксперты в статье для «Коммерсанта», может загнать современный танец в самодеятельное подполье. Номинация «эксперимент» тоже одна из старейших, хотя до 2008 года она называлась «новация». Экспериментальная номинация театральной премии — сейчас это жизненная необходимость. Ведь надо же как-то отмечать множественные новые формы — променады, сайт-специфики и прочее, что не укладывается в рамки привычного театра.
Одни из лучших ее героинь — старуха Анна из спектакля "Последний срок" и Дарья из "Прощания с матерой" по пьесам Валентина Распутина. Наталия Королёва и сейчас продолжает работать над новыми постановками и активно участвует в театральных лабораториях. Другие новости.
Наталия Королёва и сейчас продолжает работать над новыми постановками и активно участвует в театральных лабораториях. Другие новости.
В список победителей вошла народная артистка РФ, ведущая мастер сцены Театра драмы Кузбасса им. Луначарского Лидия Цуканова. Лидия Цуканова служит театру 57 лет, а свой путь в Театре драмы начала еще в 1976 году.
Красноярский театр оперы и балета получил сразу три «Золотых маски» за свой спектакль
Специальная премия «Золотой маски». 28 апреля 2024, 00:50. Фотографии из репортажа РИА Новости 22.04.2023: Церемония вручения Российской национальной театральной премии "Золотая маска" 2023 | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». «Золотая Маска» представила лонг-лист и объявила, что вместе с окончанием работы Экспертных советов сезона 2022-2023 завершается и работа команды АНО «Фестиваль «Золотая Маска» в качестве дирекции, на протяжении 20 лет проводившей конкурсную. В Бетховенском зале Большого театра прошла торжественная церемония награждения лауреатов театральной премии «Золотая Маска». Вступительную речь произнес президент Национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска" Владимир Машков. Премии «Золотая маска» удостоилась иркутянка Наталия Королёва. В номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» были награждены 10 видных деятелей страны.
Три самарских театра попали в лонг-лист премии «Золотая маска»-2023
«Золотую маску», которой была удостоена артистка балета, народная артистка РСФСР Наталия Касаткина, умершая 13 марта, передали ее сыну Ивану Василеву. Состоялась церемония вручения специальной премии "Золотой маски". Церемонии вручения премии «Золотая Маска — 2023». В Бетховенском зале Большого театра прошла торжественная церемония награждения лауреатов театральной премии «Золотая Маска».
«Золотая маска» на пороге кардинальных перемен
Национальная театральная премия «Золотая маска» нуждается в собственной площадке в Москве, заявил председатель Союза театральных деятелей Владимир Машков на пресс-подходе перед церемонией. В номинации "Лучшая женская роль" победу одержала Анна Блинова ("Нана" Александринского театра), награду за лучшую мужскую роль получил Евгений Цыганов ("Моцарт "Дон Жуан". Слава Самодуров получил «Золотую маску» за лучшую работу балетмейстера/хореографа за постановку «Танцемания» в Большом театре. Премии за работу дирижера в балете/современном танце удостоен Антон Гришанин («Танцемания» в Большом театре). 30-ю церемонию вручения специальной премии "Золотая маска" открыл президент премии и фестиваля Владимир Машков. В номинации «Эксперимент» лауреатом театральной премии «Золотая маска» стал проект Международного театрального фестиваля «Толстой» и новосибирской Лаборатории современного искусства «Детство. – Я рад приветствовать вас на нашей 30-й юбилейной церемонии вручения специальной премии Союза театральных деятелей «Золотая маска».
СОСТОЯЛАСЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»
Сегодня Дом Вахтангова во Владикавказе любим и востребован публикой. Для нас это чрезвычайно ценно! Фото и видео: t.
Кроме этого, премию получили оперная певица Тамара Синявская, артист балета Вячеслав Гордеев, артистка театра и кино Людмила Максакова. Музей Вахтангова во Владикавказе был восстановлен под управлением столичного Театра имени Вахтангова в прошлом году.
На двух этажах здания расположились музей и концертный зал.
Охрана труда Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.
В результате и получалась та самая картина маслом, из которой Михаил Владимирович со знанием дела извлекал для себя разнообразные сугубо практические «дивиденды». Но критик Капитолина Кокшенева, член экспертного совета «Маски» вот что говорит о творчестве Бычкова: «Смотрела спектакль «Мещане», в котором все герои отвратительны, гнусны, дегенеративны внешне. Не народ, а быдло, пожиратели попкорна, ум которых точно соответствует вместимости телевизионных передач о здоровье и политике.
Вся сцена уставлена телевизорами самого разного «поколения», что, так сказать, наглядно вопиет: в этой Рассее ниче не меняется, и все и всегда идет по одному кругу. Но как-то не хочется соглашаться с мещанской концепцией жизни нашей как неизменного «круга тьмы» оболваненных терпил» орфография и пунктуация автора сохранены — прим. Да, это уже не секрет, что Бычкова хлебом не корми, дай только возможность разоблачать тоталитаризм и «советские мифы», но от постоянных повторений в этом направлении смысл вроде бы разных спектаклей театра выглядит одинаково — пафосно-картонно. Не познавший в полной мере советской жизни режиссер, как кажется, при этом наследует ее идейно-социальную агрессивность и хлопотливо заботится о том, чтобы негативные исторические переживания не исчезали практически во всех своих спектаклях он усердно ковыряет «старые раны». Да, долгое время «Маска» была просто питательной почвой для части творческой интеллигенции, которая вся в современности. Для нее был «свой круг» и были «современники» как физические особи, живущие рядом в одно с ними время. Но не было соотечественников, ибо они обладают совсем другим ценностным объемом связей с миром.
В Москве названы лауреаты премии "Золотая маска"
В благодарственном слове награжденный процитировал слова поэта Евгения Евтушенко, с которым много общался: - Делю людей не на талантливых и бездарных, а на благодарных и неблагодарных. И, в первую очередь, хочу поблагодарить своих учителей в школе-студии МХАТ. Почетный гражданин Владимирской области Николай Горохов сыграл сотни ролей в спектаклях Владимирского драмтеатра. Также он является режиссером, педагогом и художественным руководителем молодежного театра-студии.
В 2014-м с трибуны Государственной думы гневные филиппики в адрес «Золотой маски» произносил депутат Федоров. Наступил фестиваль.
По окончании фестиваля Минкульт поднял вопрос о реформе «Золотой маски» и первым делом — о подчинении премии и фестиваля Минкульту. А то куда это годится — премия национальная, государство участвует в ее финансировании, а фестиваль, как заявил замминистра Аристархов, «из года в год поддерживает постановки, которые очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны и сознательно выходят за нравственные рамки». На защиту «Золотой маски» и в конечном счете на защиту свободы творчества поднялись деятели театра от мала до велика. Театральные и музыкальные критики с этой целью объединились в ассоциации. Калягин публично ответил Минкульту, что СТД является «мамой и папой» «Золотой маски», ему и решать, как ей работать.
Но на кону было финансирование. И потому в знак примирения была собрана рабочая группа с участием чиновников Минкульта и создана новая редакция положения. Дирекция теряла самостоятельность в формировании экспертных советов и жюри. Также в положении появился пункт «Организаторы». Так Минкульт стал соорганизатором «Золотой маски».
Экспертный совет даже с делегатами Минкульта адекватно отражал реальность. Разочаровавшись в возможности влиять на решения «Золотой маски» через экспертизу, Минкульт в 2018-м вышел из организаторов, а СТД тем временем вошел в состав учредителей компании «Золотая маска». Кто-то скажет, что он окончательно подчинил себе компанию. Кто-то — что два НКО объединились защищать интересы искусства от цензуры. Факт, что и сообща они не сдюжили — когда государство перешло к финансовому давлению и цензуре одновременно.
Конец эпохи В 2022 году «Золотая маска» не получила поддержку Фонда президентских грантов. В 2023 году «Золотую маску» государство не поддержало вовсе. Фестивальную программу пришлось купировать. Ряд спектаклей не стали привозить в Москву, и жюри ездило смотреть их на домашних сценах. Из перечня номинаций вычеркнули режиссеров драматического театра и драматургов — чтобы не пришлось давать премию Римасу Туминасу или Дмитрию Крымову, которые покинули страну.
Или Михаилу Дурненкову, который не только покинул страну, но на прощание пожелал победы Украине. Но режиссеров можно вычеркнуть, а куда денешь генерального директора Ревякину, которая в начале войны подписала письмо театральных деятелей с требованием мира. Согласно новому положению, в «Золотой маске» нет места Ревякиной и ее дирекции. Документ с зачеркнутыми абзацами читается как написанный под диктовку Минкульта. Удобно думать, что руками автора — председателя СТД или зампреда, один черт, — водит репрессивное государство.
Ведь с ее статусом и опытом даже сломанная «Золотая маска» может послужить культурной политике. Зато ей удаются подмены. Если она не умрет, «Золотая маска» сгодится имитировать театр, каким его хотят видеть чиновники. Тренды, которых нет. Репутации, которым неоткуда взяться.
Словом, удобно думать, что «Золотую маску» ломает об колено Минкульт.
Изваяние представляет собой лицо в маскарадной маске. Олег Шейнцис взял за основу венецианскую маску, придал ей сходство с двуглавым орлом. Символ российской державности повторил контуры символа европейского театра.
Маска «одета» в красную шапочку Арлекина. Во лбу находится «третий глаз» — ещё одна маска. Награда размещена на тёмном, блестящем, как зеркало, фоне, обрамлена в квадратную рамку [7] [8]. Дирекция предпочла сохранить тайну о составе фарфоровой на вид маски, намекнув только на нешуточную стоимость её изготовления [4].
Учреждение[ править править код ] 14 декабря 1994 года в Союзе театральных деятелей России состоялась пресс-конференция , посвящённая в том числе представлению новой театральной премии «Золотая маска». Они сообщили, что у премии нет ни спонсоров, ни поддерживающих фондов, во избежание оказания давления и возникновения непредвиденных ситуаций [3]. Премия задумывалась как некоммерческая, победители получают только маску и диплом. Михаил Ульянов считал, что это должна быть независимая профессиональная награда, присуждаемая за театральные достижения, «коллеги — коллегам» — так формулировал он основной принцип выдвижения и награждения [9].
Изначально премия была учреждена как московская , первые награждения за сезон 1993—1994 годов прошли в 1995 году. Для определения первых лауреатов СТД РФ разослал по театрам две тысячи анкет, которые и должны были выявить претендентов. Заполненными вернулись шестьсот анкет, результаты анкетирования были признаны успешными и с учётом публиковавшихся рейтингов критиков определили состав номинаций. Мнения критиков и анкетируемых практиков почти целиком совпали [3].
Далее жюри в составе режиссёров, актёров и критиков тайным голосованием определило, кто из номинантов станет лауреатом. До церемонии награждения результаты голосования держались в секрете [5]. Выход на национальный всероссийский уровень[ править править код ] Начиная с 1996 года, дирекцию фестиваля возглавлял Эдуард Бояков [10]. На пресс-конференции 22 февраля 1996 года СТД РФ объявил премию национальной всероссийской и ещё раз подтвердил её профессиональный статус работы оценивают только коллеги по цеху.
Соблюсти же эти принципы при всероссийском масштабе премии оказалось непросто. Вывезти жюри в регионы на просмотр было практически невозможно только одних премьер в профессиональных театрах за этот сезон состоялось около двухсот пятидесяти , а проводить единый отборочный тур слишком дорого. Найденный компромисс московских номинантов отбирать путём опроса театральных деятелей, а всероссийских — среди победителей региональных и тематических фестивалей и из репертуара « Театра наций » не был лишён очевидных изъянов [11]. Результаты компромиссного решения не заставили себя долго ждать — если в 1996 году награждение прошло лишь с некоторым удивлением отдельных номинантов [12] , то по результатам «Золотой маски» 1997 года разразился большой скандал среди критиков, самих театральных деятелей и всех вовлечённых в процесс сторон, включая Министерство культуры.
Основные нарекания критикующих вызывал как раз механизм отбора спектаклей и формирования жюри «Золотой маски». Некоторые главные премии сезона достались региональным театрам например, спектакль « Женщина в песках » Омского театра драмы победил сразу в трёх номинациях , и это породило массу критических замечаний, среди которых чаще всего звучало предложение разделить премию на московскую и региональную [13]. Немало поспособствовала критическим отзывам об этом сезоне «Золотой маски» и выбранная форма награждения, проходившего в Вахтанговском театре.
Но в XX веке «Катарину» не ставили ни разу, и попыток вернуть шедевр на сцену не было вплоть до 2021 года. Возродить его решил художник-постановщик красноярского театра Сергей Бобров в качестве эксперимента.
Это история любовного треугольника: художник Сальватор попал в плен к разбойникам и влюбился в предводительницу банды Катарину, а разбойник Дьяволино стал его соперником. В прошлом сезоне лауреатами премии «Золотая маска» стали солист Театра оперы и балета Михаил Пирогов и артистка Театра юного зрителя Марина Бабошина.