На вопрос сколько аятов в Коране, ученые пришли к выводу, что их свыше 6200. Священный Коран. Суры и аяты.
СВЯЩЕННЫЙ КОРАН И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Количество аятов в сурах варьируется от 3 (суры аль-Аср, аль-Каусар, ан-Наср) до 286 (сура Аль-Бакара). Коран содержит 114 глав (суры) и более 6000 стихов (аятов) на арабском языке. Коран переведен на многие языки в простом и удобном интерфейсе. АЛЬ-ФАТИХА Открывающая 2. Сура АЛЬ-БАКАРА КОРОВА 3. Сура АЛЬ ИМРАН СЕМЬЯ АЛИ ИМРАН 4. Сура АН-НИСА ЖЕНЩИНЫ 5. Сура АЛЬ-МА'ИДА ТРАПЕЗА 6. Сура А Коран Суры (сура перечислены в порядке Коран) / Священный Кор'ан (Читайте Коран, Слушайте Коран). Суры Корана. Открывающая Коран.
Книга коран
Священные Писания Мекканские • Мединские Аяты Басмала • Муташабихат Аль-Курсий • Таблиг • Насх Джуз • Хизб • Манзиль Пророки • Ангелы • Народы Женщины • Идолы Тажвид. Текст Корана делится на 114 сур, которые в свою очередь делятся на аяты. На вопрос о том, сколько аятов в Коране, можно ответить следующее: существует несколько результатов подсчётов, по которым количество аятов в Коране насчитывает более шести тысяч двухсот аятов и более трёхсот двадцати тысяч букв. Заглавие Ал-Фуркан применено к Корану в суре 25:1; оно предполагает, что Священная Книга является «мерилом», с позиции которого истина может быть отделена от лжи и правота от заблуждения.
Святая Земля, чья она? На вопрос отвечает Коран
Сколько сур и аятов в Коране? Коран содержит 114 глав (суры) и более 6000 стихов (аятов) на арабском языке. В священном Коране 114 сур. А по поводу количества аятов в Коране, среди учёных есть разные мнения и это вопрос, по поводу которого не. Сколько сур и аятов в Коране? В священном Коране оно также употребляется в нескольких значениях. Аят — часть суры Священного Корана, является наименьшей структурной частью Корана.
Эти суры Священного Корана должен знать каждый мусульманин
Всеми признано, что распределение аятов (стихов) и сур (глав) в Коране является уникальным. Это суры, в которых количество аятов либо сто, либо чуть больше или меньше ста. В Коране насчитывается 114 сур и 6236 аятов. Священный Коран. Суры и аяты. Священный Коран является чудом и с точки зрения смысла, заключенного в его аятах и сурах, и с точки зрения блестящей поэтической формы. По мнению исламских богословов, аяты и суры Корана связаны между собой и текст самого Корана представлен в рифмованном поэтическом слоге.
Коран-священная книга мусульман
Все суры Священного Корана с транскрипцией аятов и переводом на русский язык для. Краткая информация о том, что такое Священный Коран, о его сурах и аятах, об истории его ниспослания и письменном сохранении, а также о его переводах на русском языке. Порядок глав (сур) в Коране.
СВЯЩЕННЫЙ КОРАН И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Какая сура приравнивается к трети Корана? Какой из аятов самый ценный и достойный? Какая сура защищает человека от зла Даджаля? От какой суры джинн убегает, если её прочитать дома? Какая сура завершается именами двух пророков? Что чаще всего повторяется в Коране? Какие небесные книги упомянуты в Коране?
Имена каких пророков упомянуты в Коране?
С другой стороны, в Медине было установлено исламское государство. Люди приходили в Ислам толпами.
Многобожники были повержены в интеллектуальном уровне, и теперь уже мусульмане противостояли, главным образом, людям Писания. Вследствие этого больше внимания было отведено на образование в области предписаний, законов, ограничений и обязанностей и опровержение ахлюль-Китаб. Стиль и метод речи был подобран соответствующе Манахиль аль-Ирфан, 198-232.
Постепенное ниспосылание Корана Мы уже говорили о том, что Священный Коран не был передан Благословенному Пророку мир ему и благословение Аллаха вдруг и целиком за один раз. Напротив, он передавался порциями в период около 23 лет. Иногда Джибриль, алейхи ссалям, приходил с одним аятом или даже маленькой частью аята.
В другие разы за один раз сообщалось несколько аятов. Почему же вместо того, чтобы быть сообщенным за один раз, Коран передавался понемногу? Многобожники Аравии, привычные к длинным речам одам за один присест, сами задавали этот вопрос Пророку мир ему и благословение Аллаха.
Имам Рази, рахимахуллах, привел несколько причин, по которым Коран был низведен постепенно, в своем тафсире вышеприведенного аята. Ниже — краткое содержание его слов: 1. Пророк мир ему и благословение Аллаха не умел писать и читать умми.
Если бы Коран был ниспослан за один раз, то ему было бы сложно запомнить его и задокументировать. С другой стороны, саййидуна Муса, алейхи ссалям, был грамотным, поэтому Тора была низведена сразу как законченное Писание за один раз. Если бы целый Коран был низведен полностью за один раз, то тогда бы стало обязательным немедленное соблюдение всех его предписаний, что противоречило бы мудрости постепенности, которая является одной из целей Шариата.
Пророк мир ему и благословение Аллаха подвергался мучениям ежедневно. То, что Джибриль, алейхи ссалям, приходил, снова и снова принося слова Священного Корана, помогало ему выстаивать против этих мучений и давало силу его сердцу. Большая часть Корана отводится ответам на вопросы, которые задавали люди, а другие части связаны с конкретными событиями.
Таким образом, ниспослание этих аятов было своевременным в те моменты, когда задавались эти вопросы или когда происходили эти события. Это увеличивало проницательность мусульман, и, когда Коран открывал то, что было тайным, Истина торжествовала сильней Тафсир аль-Кабир, 6:336. Причины ниспослания Коранические аяты делятся на два типа.
Сура 33:53 Расположение глав Корана, когда ранние мекканские суры оказались в конце книги, а поздние мединские — в начале, таково, что случайный читатель перестает улавливать смысл происходящих событий, теряя связь между ними, но именно в этом, как полагают, и проявляется четкая осведомленность Корана в вечных вопросах бытия, дающих дорогу делам более практичной, земной природы. Теория отмены в Коране Одной из уникальных особенностей Корана является его учение о том, что Аллах может отменить или аннулировать ранее изложенные догмы Священного Писания, просто заменив их какими-то другими. Эта тенденция имеет отношение не только к Священным Писаниям, существовавшим до возникновения ислама, но и к самому Корану. В Коране можно найти совершенно четкое заявление о том, что некоторые из ранних стихов были заменены более поздними откровениями.
Мухаммад всегда рассматривал Аллаха как полновластного повелителя вселенной, и то, что он может отменять свои указания, вносить в них изменения или заменять их другими, в полной мере гармонирует с характером его верховного правления. Пророк не видел причин подвергать это право сомнению. Ниже приведен один из наиболее известных стихов Корана, подтверждающих это: Мы не отменим ни одного айата и вам не повелим забыть его, пока на смену лучший или схожий не дадим. Ужель не знаешь ты, что Всемогущ Аллах над всем!
Сура 2:106 На заре ислама этот стих не вызывал споров. Все просто восприняли смысл данного высказывания, который заключается в том, что определенные стихи и отрывки Корана могут быть заменены более поздними. В связи с этим был составлен список отрывков текста, замещенных более поздними откровениями. Например, в одном из отрывков Коран учит, что употребление вина может иметь как положительный, так и отрицательный эффект сура 2:219 , а когда Мухаммад возглавил в Медине коммуну верующих, его последователям было сказано не приступать к молитве в нетрезвом состоянии сура 4:43.
Позже употребление алкоголя было полностью запрещено сура 5:93—94. Два великих толкователя Корана Байдави и Замахшари пытались раскрыть смысл подобных откровений Корана в контексте замещений одного отрывка другим. Замахшари говорил, что сура 2:106 была открыта с целью противодействия несогласию арабов-язычников с тем, что Мухаммад мог приказывать своим последователям делать какие-то определенные вещи, а затем запрещал их, давая совершенно противоположные поручения. В отличие от других толкователей, придерживающихся мнения, что отмененные стихи остались в Коране, он считал, что Аллах намеренно убирал азала один отрывок, чтобы вставить на его место другой, приказывая архангелу Джибрилу, ведающему передачей откровений, объявлять, что тот или иной отрывок удален с целью замены его другим.
Байдави также полагал, что стих мансух «отмененный» больше не имеет никакой силы. Он утерял свои религиозные качества, соответственно нет никакого смысла читать его, и никакой закон, основанный на этом отрывке, больше не действует. Байдави утверждал, что стихи насх, т. Законы, сформулированные Аллахом для того, чтобы нести человечеству добро, а также для принятия людьми решений в определенных ситуациях, с течением времени менялись, и человек должен принимать их, поскольку в новых обстоятельствах они становятся более необходимыми и важными.
То, что было выгодно в одно время, может принести вред в другое. Поэтому Аллах оставляет за собою право изменять свои откровения так, как считает это нужным. Совершенно невозможно определить, какие отрывки были удалены из текста Корана в результате их аннулирования и заменены другими для чтения их во время молитвы по ночам. В Мекке обычно чтение и молитва совершались в предутренние часы — первые мусульмане не были тогда обременены житейскими проблемами.
В самых ранних отрывках им предписывалось молиться приблизительно половину ночи и в это же время читать Коран сура 73:2—4. После того как новообращенные утвердились в Медине, ежедневные дела, связанные с удовлетворением потребностей растущей мусульманской общины, чрезвычайно усложняли их долгие ночные бдения, и в результате распоряжение было смягчено. В той же самой суре, но в более позднем отрывке говорится, что Аллах осведомлен о том, что его последователи встают во второй половине ночи для молитвы, он знает, что они не могут вести учет своей занятости, поэтому он ожидает от них чтения Корана и молитв в удобное для них время. Он знает, что некоторые из них больны, другие утомлены путешествием, а третьи принимают участие в кампаниях и сражаются сура 73:20.
Поэтому распоряжения, данные в ранних отрывках насчет четко установленного времени чтения и молитвы, аннулируются. В Коране можно найти еще несколько стихов, недвусмысленно заявляющих, что Аллах может изменить свои откровения, заменив одно другим: Когда одно знамение Корана другим Мы заменить изволим — ведь, истинно, Аллаху лучше знать, что Он ниспосылает — то говорят они: «Ты — выдумщик, и только! Большинство из них не знает. Сура 16:101 Аллах Своим желанием стирает заветы прошлого, изжившие себя , и утверждает мудростью Своей те из Своих установлений, что надлежит по строгости блюсти.
Ведь у Него — Мать Вечной Книги. Сура 13:39 Существовало совершенно четкое учение об отмене некоторых стихов Корана, которое даже было закреплено первыми правоведами ислама. И несмотря на это современные мусульманские ученые, которые говорят, что Коран не может считаться совершенным Священным Писанием, если какие-то части его текста были заменены другими или совсем удалены из Книги, пытаются доказать, что на самом деле Аллах отменял некоторые из предшествующих Корану писаний каждое из которых в Коране называют китаб книга , а не отрывки самого Корана. Этот логический вывод не может быть принят, так как в Коране никогда не говорилось об удалении из его структуры каких-либо книг — наоборот, Аллах замещал одни аяты другими сура 16:101.
Слово аят часто используют в значении «свидетельство» как одно из чудес Иисуса , но в тексте Корана оно также относится к стихам самой Книги. Аллах посылал Мухаммаду свои откровения или стихи — аяты , которые были всем чем угодно, только не порочным, подлежащим уничтожению текстом сура 2:99. Просто было принято решение отменять стихи или переписывать их содержание на более поздние откровения, что, впрочем, давало повод оппонентам пророка обвинять его в фальсификации текста. Сура 2:106 повествует не только об отмене откровений Аллаха, но и о том, что они были им забыты.
Вряд ли это можно отнести на счет предыдущих писаний, которые были хорошо известны и сохранены наряду со знаменитыми на весь мир тысячами других рукописей. Это, скорее, имеет отношение к стихам самого Корана, которые с течением времени должны были забыться или проигнорироваться Мухаммадом и его сподвижниками. Глава 2. Основные доктрины и учения Корана Догматы исламской веры При отсутствии хронологической последовательности событий, описываемых в Коране, весьма существенным может показаться обнаружение в начале Книги Адама и Евы, а также истории их падения.
Повествование о них очень схоже с рассказом в Книге Бытия о том, как Бог дал Адаму власть над землей. По Корану, первый человек был халифом представителем Аллаха. Более того, Аллах поселил Адама в чудесном саду и приказал ему не есть плодов с одного дерева. Однако сатана убедил Адама и его жену ее имя в Коране не сообщается ослушаться Аллаха.
За это ослушание они и были изгнаны из сада. Им было сказано, что с этого момента их домом станет ал-ард земля и что их потомки будут враждовать друг с другом. Однако Коран добавляет, что Господь повернулся к Адаму в сострадании сура 2:30—39. Поскольку в Коране дважды используется слово хабата посылать вниз в описании божественного наказания, мусульмане верят, что изначально сад находился на небесах и людей сослали на землю за совершенный грех.
Вера мусульман в то, что все описываемые события происходили на небесах, в раю, подтверждается словами фи Джаннати Адн в суре 9:72 джанна по-арабски означает «сад»; это одно из названий рая в исламе. Мусульмане верят, что речь идет об Эдемском саде, где жили Адам и Ева. Однако в корректном переводе это выражение означает просто Сады блаженства. Но в Коране в начале повествования Аллах совершенно однозначно говорит ангелам, что создаст своего представителя фи-л-ард, на земле сура 2:30.
Это приводит к мысли о том, что изгнание первых людей произошло, скорее всего, не с небес, а из состояния блаженства. В одном из отрывков Корана сообщается, что сатана обольстил Адама и Еву и обманом подвел их к падению. Они испытали чувство стыда и признались Аллаху в том, что обесчестили свои души, сказав при этом, что если он не простит их и не проявит к ним сострадания, то они, несомненно, погибнут сура 7:20—23. Аллах не менее трех раз обращается непосредственно к человеческому роду по поводу случившегося, например в стихах Бани Адам «Дети Адама».
В них говорится, что люди не должны стыдиться того, что смогли позволить сатане соблазнить себя. Мусульмане верят, что Адам был пророком хотя он никогда не удостаивался такой чести в Коране , поскольку имел калам слово от Господа сура 2:37 и ему было ниспослано наитие, как другим пророкам. По той причине, что пророки в учении ислама были безгрешны, мусульмане стремились свести к нулю Адамово непослушание, называя его «ошибкой» и аргументируя это тем, что он просто «забыл» о приказе не есть плодов с запретного древа. Достаточно сложно усмотреть здесь простую забывчивость, если иметь в виду, что сатана напомнил Адаму о приказе, когда убеждал съесть запретный плод сура 7:20.
Интересно было бы узнать, каким иным образом грех мог проникнуть в мир, если не через это изначальное неподчинение, и кто иной, если не Адам, мог принести его людям. Коран следует Библии в утверждении, что люди совершали дурные поступки со времени своего появления на свет, и рассматривает проступок Адама и Евы как первородный грех. Тем не менее, в отличие от Библии, Коран не считает, что люди склонны ко греху и их греховная сущность должна быть изменена. При этом он рассматривает грех как огромную проблему во взаимоотношениях человека с Богом.
Поэтому Коран, как и Библия, считает поиски спасения души высшей целью человеческой жизни. Однако этот груз лежит на плечах каждого человека, который лично, своими действиями, должен заслужить одобрение Аллаха. О чьем-либо заступничестве не может быть и речи: И бойтесь Дня, в который ни одна душа грехи другой души не понесет — заступничества за нее Господь не примет, и возмещения в оплату за грехи Он не возьмет, и ни одной из грешных душ оказана не будет помощь. Сура 2:48 Для обозначения греха в Коране используются три различных слова.
Нарушение церемониальных законов и установленных образцов поведения обычно определяется словами исм и замб. Акты серьезного неповиновения Аллаху и нежелание следовать установленным им стандартам жизни — словом хатиа. Все, кто упорствует в своих грехах, будут наказаны как в этой, так и в последующей жизни. Все, кто верит в торжество тщеславия и обмана, будут также осуждены сура 47:3.
Эти два титула появляются в тексте Корана не менее шестидесяти шести раз. Единственный непростительный грех в исламе — это ширк, т. И кроме этого греха простит Он все и всем, кому желает. Но тот, кто в сотоварищи Аллаху другие измышляет божества , творит наивысший грех и никогда прощен не будет.
Сура 4:48 Нет никакого прощения тому, кто умер в неверии, не стоит ожидать никакой помощи тому, кто творил зло, пока смерть не пришла за ним и он не раскаялся сура 4:18 ; но все те, кто грешил по неведению, кто покаялся перед Аллахом, получат прощение, поскольку Аллах повернется к ним в сострадании сура 4:17. Тема спасения в Коране, пожалуй, лучше всего отражена в приведенном ниже стихе: Помимо тех, которые раскаются и в Господа уверят, и будут доброе творить. Они войдут в Сады Эдема и им обид не причинят ни в чем… Сура 19:60 Люди склонны ко греху, и это главная причина, по которой они не увидят рая. Однако в Коране человек не обладает греховной природой и не отстраняется от Аллаха полностью.
Он будет прощен и обретет рай при условии, что покается в прегрешениях, поверит в Аллаха и будет совершать добрые дела. Из приведенного отрывка суры 19 совершенно очевидно, что истинно верующими могут быть только те мусульмане, которые подчиняются Аллаху. Причем не те, кто только верует и творит добрые дела, но именно те, «кто… верит в то, что Мухаммаду в откровении дано» сура 47:2. Слово «спасение» наджат дважды встречается в Коране сура 40:41 в контексте избавления от адского пламени ан-Нар.
Однако тема спасения в тексте Книги трактуется как цель всего человечества. Верующий, который исповедует свою веру на практике, оставляет свой дом, чтобы сражаться на пути, указанном Аллахом, и помогать своему пророку сура 8:75. Он не причиняет вреда другим и делает все возможное, чтобы придерживаться заповедей Аллаха, а посему имеет хорошие шансы на признание своих заслуг и милость. Аллах простит ему все самые страшные грехи и вознаградит его за добрые дела, и верующий будет принят им.
Прощение остается прерогативой исключительно Аллаха, и он пожалует его всем, кто действительно стремится к нему. День Страшного суда и вечные вопросы в Коране Подобно Библии, Коран смотрит на историю человечества как на неумолимое движение к наивысшей точке развития, когда весь человеческий род будет призван держать ответ. Человечество разделится на две группы: первая последует в рай, другая — в ад. В этот День воскреснут мертвые, дабы пройти через судилище на равных с живыми.
Все события произойдут неожиданно и непременно будут сопровождаться особыми знамениями. Для неверующих этот День станет временем Страшного суда Аллаха, который будет вершить абсолютное правосудие. Каждый человек представит о себе полный отчет, и все его добрые и злые дела будут взвешены на мизане весах. Тот, кто отрицает этот День и отвергает свидетельства Аллаха, найдет записи о себе в Сиджжиле, книге, регистрирующей все дела грешника и отправляющей его в ад.
Верующие, прожившие праведную жизнь с Аллахом в сердце, обнаружат записи о себе в Иллийуне, книге, направляющей праведника в райские Сады наслаждения сура 83:7—28. Хотя в названии этого события присутствует слово «день», к такому понятию, как время, оно не имеет никакого отношения. В одном местописании говорится, что День Страшного суда будет продолжаться, в соответствии с человеческим летосчислением, «тысячу лет» сура 32:5. Другой отрывок называет цифру «пятьдесят тысяч лет» сура 70:4.
Мусульманские толкователи предлагают в качестве объяснения данного несоответствия три варианта. Первый вариант: это противоречие является показателем того, что никто в действительности не знает, каким временем руководствовался Аллах, определяя продолжительность Дня. Второй: это не реальные значения, а фигуральные, и их нельзя воспринимать буквально. И, наконец, третий: использование временных величин служит выразительным средством для демонстрации длительности ужаса, которым наполнен День Страшного суда.
Большинство людей не проживет достаточно долго в этот День, он попросту прервет их жизни. Высшим проявлением ужаса для них станет лик смерти, Ал-Маут. В Коране момент встречи с ним носит название Ал-Йакин «Неизбежность» сура 15:99. Каждой душе предназначено быть испытанной им, и от него нет спасения сура 2:185.
Что бы ни предпринимали неверующие, желая избежать встречи с ликом смерти или спрятаться от расплаты, они непременно будут обнаружены в должное время сура 4:78. Правоверным же не стоит бояться этого Дня. Кораническая концепция рая заключается в великом блаженстве. Обитатели Сада вечности будут утолять жажду чистым вином из сосудов, опечатанных мускусом, смешанным с таснимом — нектаром с тончайшим вкусом сура 83:25—27.
Их жилища будут окружены садами, в супруги будут даны «черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому» гурии, которых не коснулся «ни человек, ни джинн». Они будут вечными девственницами — верхом желаний суры 56, 22:36—37 , и когда праведники возлягут на ложа, гурии и слуги, обладающие вечной юностью, будут исполнять все их желания. В Коране ничего не сказано о вознаграждении в раю добродетельных женщин, и, похоже, эта Книга концентрируется исключительно на мужских удовольствиях. В любом из описаний рая акцент делается на поистине райских условиях существования правоверного на небесах, а не на совершенствовании его характера и познании им Бога.
Очевидно, по учению Корана, одна из ключевых потребностей человека в будущей жизни — это потребность в плотских наслаждениях. И, следовательно, все прелести рая, описанные в Коране, — восхитительные напитки, красивая обстановка и прекрасные женщины — заключаются в удовлетворении прихотей. Коран проецирует существующее на земле различие между мужчинами и женщинами на небеса. С другой стороны, ад в Коране — это кипящая жидкость и всепоглощающее дьявольское пламя, в котором грешники, закованные в цепи, будут мучиться вечно.
Еще никогда и никому не было позволено покинуть ад или избежать его ужаса сура 74:28—29. Некоторое время несчастные жертвы будут утолять жажду кипящей водой, затем — густой ледяной жидкостью темного цвета cура 38:57. И хотя они никогда больше не вернутся к жизни, в смерти им тоже будет отказано. Они будут умолять охраняющего их ангела прекратить их страдания: «О Малик!
Вам оставаться здесь навечно! Огонь обожжет их лица, и они будут гримасничать обожженными губами, взывая к Аллаху с просьбой вывести их из ада, обещая никогда больше не творить зла cура 23:103—108. Неутолимое желание огня — поглощать все больше и больше — очень образно представлено в следующем стихе: В тот День Мы Ад воспросим: «Сполна ль наполнен ты? Готов всегда принять я ».
Сура 50:30 Во многом догматы коранического учения о взаимоотношениях человечества с Богом, поисках спасения души и определении правоверных и неверных в рай и ад имеют аналогию с библейскими. Но в Коране ничего не говорится об Искупителе людей, некогда являвшихся врагами Господа по природе своей, от кабалы греха и духовной смерти. И поэтому в конечном счете ислам и христианство являются двумя совершенно различными по своей сути религиями. Одна стоит на позиции спасения, основанного на благих делах и соблюдении обрядов, другая учит о спасении по благодати.
Пророки Ветхого Завета и другие пророки Значительной темой Корана является пророческая деятельность назначенных Аллахом посланников. Пророк на арабском языке называется наби, хотя в книге обычно используется множественное число этого существительного — анбийа или набийун. Также пророка называют расул вестник, посланник. Иисус и Мухаммад оба имеют этот титул.
Пророки — это представители Аллаха, призванные привести человечество к познанию Бога и истине: Ведь некогда одной общиной жили люди, и посылал Господь пророков к ним, чтобы, неся благую весть, могли предостеречь они людей, и с ними Книгу истины послал, чтоб рассудили меж собою то, в чем разошлись… Сура 2:213 Мусульманам было заповедано верить во всех истинных пророков Аллаха, не делая между ними различия. Ислам воспринял весь ряд пророков иудео-христианского наследия. Многие коранические истории об этих пророках до известной степени следуют библейским сказаниям с добавлением еврейского фольклора. В целом записи в Коране весьма отрывочны, и, как уже говорилось, читатели, не знакомые с Библией, вряд ли получат точное представление о том, что говорится в нем о пророках.
На фоне многочисленных рассказов о великих патриархах ранней израильской истории в Коране ни слова не говорится о не менее великих пророках, таких как Исаия, Иезекииль и Иеремия. Единственная фигура, заимствованная из более поздней истории, о которой упоминает Коран, — это Иона, чей краткий биографический очерк имеет место в Библии. Другим значительным упущением Корана в изложении истории пророков Ветхого Завета является отсутствие упоминаний о жертвоприношениях как неотъемлемой части израильской религии. Исчерпывающие указания, данные Моисею по поводу жертвоприношений всесожжения, жертвоприношений за грех и других, приукрашены в Коране.
Ничего конкретного не говорится о древнем иерусалимском храме — он упоминается лишь как центр ритуала жертвоприношений сура 17:7. Хотя Коран и признает, что Иисус Христос был пророком, он даже отдаленно не упоминает о Его великой искупительной миссии — единственной огромной жертве за примирение человечества с Богом. Похоже, знания Мухаммада о библейских пророках росли по мере его общения с иудеями и просвещенными людьми своей нации. Однако без доступа к непосредственным источникам знания он был не в состоянии вполне овладеть данным предметом.
Точность его сообщений возрастала с увеличением объема получаемой им информации. Хорошим примером этому может послужить история Лута пророка Лота , описываемая в Коране. Простой факт внесения его в список истинных пророков указывает на христианское влияние, которому подвергся Мухаммад, поскольку упоминание о пророке можно найти только в более поздних иудаистских документах. В Библии Лот описывается во Втором послании Петра 2:7—8 как «праведная» фигура одного уровня с Ноем, Авраамом и другими великими патриархами.
В ранних записях Корана нет ни слова о бегстве Лота из Содома, не упоминается и разрушение города. В них рассказывается только о том, как Лот вместе со своей семьей был спасен, а его народ из-за противодействия, оказываемого Лоту, был уничтожен. Дальше речь идет о том, как некая «старуха», повременившая с бегством из города, тоже была уничтожена суры 26:171, 37:135. Лишь в более поздних отрывках впервые появляется сообщение об ангельских посланниках в человеческом обличье.
Здесь же «старуха» обрела образ Лотовой жены, отставшей во время бегства сура 27:57. В другом, более позднем фрагменте Корана перед Авраамом предстали ангелы, известив его о цели своей миссии — спасении его племянника. На этот раз упоминается город, в котором жил Лот со своими недругами, но не упоминается его название. По прибытии в город ангелы делятся с Лотом своими намерениями, приказывая ему быть полностью готовым к ночному бегству.
Они повелевают ему во время бегства ни в коем случае не оглядываться назад, что бы ни случилось. Также они открывают Лоту решение Аллаха об уничтожении города утром сура 15:51—66. Только после этого горожане потребовали от Лота вывести из города пришедших к нему молодых людей ангелов. Лот отказал им в этом, ссылаясь на то, что они его гости.
Утром ярость Аллаха излилась на горожан и уничтожила их. Эта история в целом повторяет библейскую, за исключением одного момента. В Библии ангелы рассказали Лоту о своей цели и о себе уже после его ссоры с жителями города. То, что в Коране события следуют в обратном порядке, привносит в историю загадочность и неясность.
Наверняка Лот реагировал бы более решительно на требования о выдаче молодых людей, знай он заранее, что его гостями в действительности были два небесных ангела, облеченных властью разрушить город и уничтожить его население. В Коране, однако, существует еще один отрывок, в котором эта история более приближена к библейской. В нем упоминается молитва Авраама о спасении родных Лота. После того как жители города потребовали от Лота выдачи пришедших к нему гостей, те открылись ему и сказали, что являются посланниками Господа и что Лот будет спасен и ночью должен будет бежать из города сура 11:74—81.
Эти противоречия не являются в тексте Корана исключением. Если бы в Книге была лишь пара подобных примеров, вероятно, их можно было бы легко объяснить. Однако их так много, что сам собою напрашивается вывод: точность описания в Коране библейских событий непосредственно зависела от роста познания Библии Мухаммадом. И еще: он черпал информацию не из откровений, ниспосланных свыше, а от различных окружавших его источников.
Как уже говорилось ранее, Мария — единственная женщина, которую в Коране называют по имени и которая пользуется в нем значительным уважением. Почтение к ней в первую очередь исходит из ее статуса — дева, мать Иисуса. Повествование о зачатии и рождении Иисуса широко раскрывается в сурах 3:42—47 и 19:16—34. О целомудрии Марии сказано в следующем отрывке: И ту, что сохранила девственную плоть , и Мы от духа Нашего в нее вдохнули, и сделали ее и ее сына знамением для всех миров.
Сура 21:91 Иисусу в Коране как одному из величайших пророков Бога выражается глубокое уважение. Все эти титулы принадлежат Ему одному сура 4:171 , хотя в Книге не предпринимается никаких попыток объяснить их происхождение. И не только Его чудесное рождение описывается с использованием терминов, подобных библейским, — Коран приемлет Его вознесение на небеса после смерти сура 4:158 и упоминает о его возвращении на землю в качестве знаменья Часа сура 43:61.
Другими словами, вера и производные слова без синонимов повторяются 811 раз, в то время как неверие и его производные повторяются 697 раз.
Таким образом, мы приходим к удивительному открытию. Веру от неверия отделяет число сур Корана. Хвала Аллаху, Господу миров! Рамзан Мустаев Каждый седьмой житель планеты исповедует ислам.
В отличие от христиан, у которых священная книга - Библия, у мусульман это Коран. По сюжету и структуре две эти мудрые древние книги схожи между собою, однако Коран имеет собственные уникальные особенности. Что такое Коран Прежде чем разобраться, сколько сур в Коране и сколько аятов, стоит побольше узнать об этой мудрой древней книге. Как полагают почитатели ислама, Творец Вселенной послал архангела Гавриила Джабраила передать через Мухаммеда свое послание для всего человечества.
Согласно Корану, Магомет является далеко не первым пророком Всевышнего, но последним, которому Аллах велел передать свое слово к людям. Написание Корана длилось на протяжении 23 лет, до самой смерти Мухаммеда. Примечательно, что сам пророк не собирал воедино все тексты послания - это было сделано уже после смерти Магомета его секретарем Зейд ибн Сабитом. До этого все тексты Корана последователи заучивали наизусть и записывали на всем, что подвернется под руку.
Существует легенда, что в юности пророк Магомет интересовался христианством и даже собирался сам принять крещение. Однако, столкнувшись с негативным отношением к нему некоторых священников, оставил эту затею, хотя сами идеи христианства ему были близки. Возможно, в этом есть зерно истины, так как некоторые сюжетные линии Библии и Корана переплетаются. Это говорит о том, что пророк явно был хорошо знаком со священной книгой христиан.
Как и Библия, Коран - это одновременно и философская книга , и сборник законов, и летопись арабов. Большая часть книги написана в виде спора между Аллахом, противниками ислама и теми, кто еще не определился, верить или нет. Тематически Коран можно разделить на 4 блока. Основные принципы ислама.
Законы, традиции и обряды мусульман, на основе которых был впоследствии создан морально-правовой кодекс арабов. Исторические и фольклорные данные доисламской эпохи. Легенды о деяниях мусульманских, еврейских и христианских пророков. Структура Корана Что касается структуры, то и здесь Коран похож на Библию.
Однако, в отличие от нее, его автором является один человек, поэтому Коран не разделен на книги по именам авторов. При этом священная книга ислама разделена на две части, согласно месту написания. Главы Корана, написанные Магометом до 622-го года, когда пророк, спасаясь от противников ислама, переселился в город Медину, называются мекканскими. А все прочие, которые Мухаммед написал на новом месте своего обитания, носят название мединских.
Разделение Корана на суры и аяты
Между тем эксперт по транспорту Ясин Мустафаев отметил, что наряду с ценой важно повышать и качество предоставляемых услуг. По данному вопросу редакция также обратились в AYNA. Там отметили, что, согласно новым правилам, юридические лица и частные предприниматели, желающие осуществлять перевозку пассажиров на такси, должны действовать на основании соответствующих разрешений. Прежде всего им необходимо получить пропускное удостоверение и пропускную карту.
Тем не менее после его смерти стремительно распространяющемуся исламу потребовался чётко сформулированный письменный закон, подкреплённый именем Пророка. В связи с этим Абу Бакр и Умар поручили бывшему секретарю Пророка Зейду ибн-Сабиту сформировать первоначальную сводку существующих записей слов пророка. Достаточно быстро Зейд завершил свою работу и представил начальный вариант Корана. Параллельно с ним той же работой были заняты и другие люди. Благодаря этому появились ещё четыре сборника заповедей Аллаха. Зейду было поручено свести все пять редакций вместе и по завершении этой работы первоначальные версии были уничтожены.
Результат же работы Зейда был признан канонической версией Корана. Легенда гласит, что эту версию любил читать сам халиф Усман , и именно её он читал в тот момент, когда был убит толпой. Существуют даже старинные рукописи Корана, на которых, как утверждается, осталась кровь халифа [16]. Уже в первые десятилетия после смерти Мухаммеда выявились разногласия между последователями ислама. Эти последователи стали разделяться на первые направления и секты — суннитов , хариджитов и шиитов. Среди них отношение к каноническому Корану было различным. Сунниты безоговорочно признали текст Зейда. Хариджиты обладавшие пуританскими взглядами, стали возражать против двенадцатой суры, повествующей о Йусуфе библ. С точки зрения хариджитов, сура излишне вольно описывала попытки жены египетского вельможи соблазнить Иосифа.
Шииты же считали, что по приказу Усмана из Корана были удалены все места, повествующие об Али и отношении к нему со стороны пророка. Тем не менее все недовольные были вынуждены пользоваться именно версией Зейда [16].
Самым распространенным является утверждение о том, что в Коране содержится 6600 аятов. Расхождение в подсчётах возникли по ряду причин. Например, можно ли считать басмалу «Бисмилляхи р-рахмани р-рахим» , с которой начинаются почти все суры Корана, аятами или нет; можно ли считать встречающиеся в начале некоторых сур буквы аятами или нет и так далее.
Их вполне хватит для полноценного совершения всех намазов. Короткие суры из Корана Какие суры читать в намазе namaz? Все эти вопросы возникают в мусульманской умме с постоянной периодичностью, и все они нуждаются в ответах. О сурах Корана Для мусульман Священная Книга Коран является главной книгой верующего и средоточием главных мыслей и положений Ислама. В переводе с арабского языка слово «Коран» означает «чтение вслух» или «назидание». Это произошло в Ночь могущества, которая приходится на месяц Рамадан. Всего в Коране сто четырнадцать глав, каждая из которых состоит из аятов. С самого момента ниспослания откровения вид их не менялся, в течение четырнадцати веков они оставались в неизмененном виде, и в них не менялось ни одного знака и ни одной буквы. Короткие суры из Корана которые следует выучить наизусть Мусульманину, который только начинает знакомиться с исламской религией, следует для начала выучить суру «аль-Фатиха», которую следует прочесть во время намаза. В переводе название означает «Открывающая книгу». Она в Коране расположена первой по порядку. Она является величайшей в Священной Книге, одной из самых всесторонних молитв Корана. Еще одна сура, которую обязательно должен знать мусульманин в числе первых, это «Аль-Аср», и ее название в переводе означает «Предвечернее время». Упоминая ее, имам аш-Шафии отмечал, что людям было бы достаточно, если бы они задумывались даже над одной этой сурой. Одной из важнейших сур, которые следует знать мусульманину, является «Аль-Хумаза», и название это в переводе означает «Клеветник». Слово «хумаза», имеет арабское происхождение и с арабского языка переводится как «хулитель». Так называют человека, который высмеивает других людей, порочит их своими словами или делами.
28. Священные книги ислама. Коран и сунна
Коран воспитывает мусульман в духе праведности, богобоязненности и благонравия. Пророк Мухаммад разъяснил, что лучшим из людей является тот, кто изучает Коран и обучает других людей этому знанию. Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожия, которая отвергает существование других богов, помимо истинного Творца всего сущего бытия, и предписывает обязательность служения только Ему. В Коране насчитывается 114 сур глав.
Все главы разделены на аяты стихи. В общей сложности в Коране 6236 аятов и более 320 тысяч букв харф. Текст Корана разделен на 30 равных частей, каждая из которых по-арабски называется джуз.
Мусульмане считают, что содержание Корана не может быть изменено, так как Всевышний пообещал его охранять вплоть до Судного дня. Суры, за некоторыми исключениями, расположены в Коране в зависимости от их размера, а не хронологически. В начале идут длинные суры, затем суры с постепенно убывающим количеством стихов.
Сунна является вторым источником шариата после Корана. Сунниты и шииты считают сунны столь же боговдохновенными, как и Коран. Также существует Сунна праведных халифов.
Второе значение сунны — это дела, совершение которых желательно, но не обязательно. Обязанности, которые по преданию выполнял пророк Мухаммед меиб. Сунна состоит из двух частей: правила, которые требуется исполнять постоянно, пропуская лишь в крайне редких случаях.
Я ориентировался, что нельзя сидеть с теми, кто шутит про ислам, даже когда человек спросил, почему я ушёл, то я привёл эту суру. Но я не читал разъяснение суры, только после, не измыслил я по своему Коран? Не совершил ли я этим грех? Подскажите где в Украине можно купить Коран с толкованием на русском языке? Коран невозможно исказить, и это свидетельствует о его совершенстве и неповторимости. А если бы он имел недостатки или изъяны, то люди исказили бы его целиком или хотя бы частично. Все это подчеркивает величие Священного Корана и необходимость обращения к нему во всех вопросах. Сура: аль-Хиджр 9. Напоминание — это Священный Коран, в котором ниспосланы правдивые повествования обо всем сущем и ясные свидетельства.
Их достаточно для каждого, кто желает послушать напоминание или наставление. Всевышний оберегал коранические откровения, когда они ниспосылались на землю, и всегда будет оберегать их. Когда откровения ниспосылались, их оберегали от побиваемых камнями дьяволов. А когда их ниспослание завершилось, Всевышний Аллах поместил Свое писание в сердца Своего посланника и его верных последователей, оберегая его текст от любых искажений, добавлений и убавлений, а его смысл — от ошибочных толкований. И стоит кому-либо исказить смысл коранических аятов, как Всевышний Аллах отправляет того, кто разъясняет людям непреложную истину. Это является одним из величайших знамений Господа и Его величайшей милостью по отношению к правоверным рабам. Также Всевышний сказал: «Ложь не подберется к нему Корану ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального». Сура: Фуссылят 42.
Также Всевышний сказал: «Читай Писание твоего Господа, ниспосланное тебе в откровении. Нет замены Его Словам, и тебе не найти помимо Него прибежища». Сура: аль-Кахф 27. Также Всевышний сказал: «Ты не читал прежде ни одного Писания и не переписывал его своей десницей. В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение. Напротив, это — ясные аяты в груди тех, кому даровано знание, и только беззаконники отвергают Наши знамения». Сура: аль-Анкабут 48-49. Коранические аяты ясны, а не запутанны. Они хранятся в сердцах лучших из творений, обладающих разумом и совершенными качествами.
Также Всевышний сказал: «Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку или схватили бы его крепко , а потом перерезали бы ему аорту, и никто из вас не избавил бы его». Сура: Аль-Хакка 44-47. То есть Всевышний говорит, что если бы Мухаммад солгал от Его имени, добавил что-то или убавил, то Он наказал бы его за это. Также Всевышний сказал: «Клянусь Ясным Писанием! Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь.
Подробно значение именно хронологического порядка включения аятов в Коран будет рассмотрено в главах 9 и 10. Ниже приведены две таблицы: Таблица традиционной нумерации глав сур Корана и параллельно — нумерация хронологическая Таблица хронологической нумерации глав сур Корана и параллельно — нумерация традиционная.
Кто и где написал Коран? Первое откровение Мухаммед получил в 40 лет, в ночь аль-Кадр Ночь предопределения.
Сама передача длилась с 610 по 632 год. Книга писалась сподвижниками асхабы Мухаммеда с его же слов, поскольку сам пророк не умел ни читать, ни писать. Он диктовал устно, а писцы записывали за ним на всем, что попадалось под руку. До кончины пророка Коран был полностью записан с его слов и хранился в свитках и тканях у асхабов. Единый текст Корана стал собираться уже при халифе Абу Бакре, проектом руководил писец Зейд ибн Сабит. Сегодня этот Коран находится у людей всего исламского мира. При этом в отношении этого писания в настоящее время нет разногласий. В чем суть Корана? Слово "Коран" в переводе с арабского означает "чтение вслух", "назидание". Книга священна абсолютно для каждого мусульманина.
Писание состоит из 114 сур, в которых хранятся призывы к воспитанию души, милосердию, внутреннему очищению и вере в единого Бога. Коран - это Слово Божие и главный ориентир исламской морали и веры. В его текстах нет ни одного стиха, написанного человеком. В нем говорится не только о вере, но и об этике, поведении, торговле, браке, еде, он помогает верующим совершать обдуманные поступки. Именно поэтому представители ислама очень ревностно относятся к попыткам радикалов очернить ислам и Коран.
Сколько аятов есть в Коране?
Касир рассказывал, что Муджахид сказал: «Мы насчитали в Коране 321180 букв». Аль-Фадль б. Ата сказал, что священный Коран включает в себя 323015 букв. По этому поводу есть и другие сообщения. И поскольку в ранний период становления ислама арабская письменность еще не была стандартизирована, и некоторые буквы опускались при письме, расчеты знатоков Корана различались. Это упорядочивание аятов Корана под руководством пророка, e, называлось «таукифом».
Ранее мы уже приводили хадис Ибн Аббаса о том, что Усман б. Аффан сказал: «Когда несколько сур ниспосылалось сразу, и посланнику Аллаха, e, ниспосылась какое-нибудь откровение, он звал к себе одного из писарей и говорил: «Поместите это в суру, в которой говорится о том-то». Джубейром со слов Ибн Аббаса, говорится: «Пророк, e, не знал о завершении суры, пока ему не ниспосылались слова «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Что же касается порядка сур в Коране, то богословы разошлись во мнениях относительно того, был ли он определен при жизни пророка Мухаммада, e. Следует знать, что упорядочивание сур в Коране принято называть «талиф».
Одни ученые считали, что пророк, e, сам приказал расположить суры в таком порядке, и в пользу этого может свидетельствовать предъявление Корана в рамадане. Имам аль-Багави писал: «Посланник Аллаха, e, обучал сподвижников располагать ниспосылаемые коранические откровения в той последовательности, в которой они сейчас расположены в наших экземплярах Корана. Его же этому обучал Джибрил». Поэтому многие богословы считали, что порядок расположения коранических сур сподвижники устанавливали, опираясь на самостоятельное суждение иджтихад. В пользу этого свидетельствует тот факт, что расположение сур в свитках некоторых сподвижников отличалось от такового в кодексе Усмана.
Различия в расположении сур между свитками сподвижников были незначительными. Известно, что в кодексе Усмана суры располагаются не по порядку их ниспослания. В то же время в свитке Убеййа б. По некоторым сведениям, в свитке Али б. Абу Талиба суры располагались в порядке их ниспослания.
В пользу этого также свидетельствуют несколько преданий. Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Я спросил Усмана: «Почему вы поместили рядом суру «аль-Анфаль», которая относится к часто повторяемым сурам, и суру «ат-Тауба», которая относится к ясным сурам, и не поместили между ними строки «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»? Он ответил: «Когда несколько сур ниспосылалось сразу, и посланнику Аллаха, e, ниспосылась какое-нибудь откровение, он звал к себе одного из писарей и говорил: «Поместите это в суру, в которой говорится о том-то». Сура «аль-Анфаль» была одной из первых сур, ниспосланных в Медине, а сура «Бараат» была ниспослана в конце, но их содержание настолько похоже, что я думал, что она является ее продолжением. Но посланник Аллаха, e, скончался, так и не сказав нам, что она является ее продолжением».
В другом хадисе, переданном Ахмадом, Абу Давудом и другими со слов Ауса б. Абу Ауса ас-Сакафи, говорится: «Я был в составе делегации сакифитов, обратившихся в Ислам… Посланник Аллаха сказал нам: «Мне хотелось прочесть положенную мне часть Корана, и я решил не выходить, пока не закончу ее». Тогда мы спросили у сподвижников посланника Аллаха, e: «Как вы делите Коран на части? Но существует предположение, что эта последовательность была установлена только для так называемых «расчлененных» сур, к которым относятся все суры от «Каф» до конца Корана. В любом случае, порядок сур в кодексе Усмана является наилучшим, поскольку с ним согласилось большинство сподвижников.
Это подтверждается и следующим хадисом, переданным со слов Йусуфа б.
В то же время большинство глав из второго периода пророчества период Медины, 622—632 гг. Мусульманские мудрецы и несколько ученых сделали список глав Корана в хронологическом порядке. В настоящей работе принята следующая нумерация для цитат из Корана.
Каждое его слово по смыслу соответствует записи в Хранимой Скрижали — небесном архетипе Священных Писаний, хранящем сведения обо всём происходящем во всей Вселенной. Аллах вкладывал Коран в сердце Пророка Мухаммада мир ему и благословение через ангела Джибриля мир ему , а он запоминал их звучание и усваивал их глубокий смысл. Джибриль мир ему являлся Пророку мир ему и благословение иногда в образе человека. Свидетелями такой формы ниспослания откровений иногда становились сподвижники Пророка Мухаммада мир ему и благословение.
А иногда ангел являлся в бестелесном виде, сопровождавшемся звуком. Это было самой тяжёлой формой ниспослания, и в эти минуты лицо Пророка мир ему и благословение покрывалось потом. Есть и другие виды ниспослания откровений Пророку Мухаммаду мир ему и благословение. Любые заявления о том, что откровение вахью есть результат умственной и психической активности Мухаммада мир ему и благословение , обусловленной социальными и культурными особенностями аравийского общества, не имеют в свою пользу никаких аргументов. Название Корана Большинство учёных считают, что название «Коран» образовано от глагола караа — «читать». В нём собраны суры, состоящие из аятов, их правдивое содержание и мудрые предписания, а его чтение — удивительное духовное успокоение и очищение. В Священном Коране упоминаются и другие его названия, подчёркивающие его суть и отражающие его особенности. Самое распространённое среди них — Китаб Писание.
Также встречаются названия Зикр Напоминание ; Фуркан Различение. Такое название связано с тем, что Писание различает добро и зло, истину и ложь, дозволенное и запретное. Все перечисленные эпитеты относятся к тексту Корана на арабском языке. Что касается книги, где записан текст Корана, то его принято называть мусхаф мн. Место Корана в жизни мусульман Главная цель ниспослания Корана состояла в том, чтобы наставить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования, к которому люди испытывают естественное тяготение. Коран учит отличать добро от зла. Его истины подтверждаются убедительными доводами и неопровержимыми доказательствами. Они опровергают правило «не испытывай, но веруй», провозглашая новое жизненное кредо — «испытай и уверуй».
В Коране сказано смысл : «Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чём они разошлись во мнениях в предписаниях религии, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» сура «Ан-Нахль», аят 64. Коран ниспослан на ясном арабском языке и характеризуется удивительным благозвучием, чистотой слога, композиционной стройностью и правильностью грамматических конструкций. В Коране нет ничего лишнего и случайного, и размышление над его смыслом считается одним из самых достойных занятий. Размышления над кораническими истинами раскрывают душу, изумляют верующего своим глубоким смыслом. Коран учит задумываться над знамениями, окружающими нас в этом удивительном мире, и ценить его красоту. В Писании говорится смысл : «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из неверия к вере — на путь Могущественного, Достохвального» сура «Ибрахим», аят 1. Поэтому Посланник Аллаха мир ему и благословение разъяснял, что лучшим из его последователей является тот, кто изучает Коран и обучает ему других. Особенности Корана Священный Коран — уникальное Писание, обращённое ко всему человечеству.
Намеченный в нём путь духовного освобождения и нравственного очищения настолько совершенен, что Коран не утратил своей актуальности по сей день и не утратит до Конца света. Мусульманские учёные указывают на некоторые особенности этого Писания, позволяющие судить о его уникальности. Коран никогда не будет искажён и сохранится в том виде, в котором был ниспослан, ибо Всевышний Аллах говорит смысл : «Воистину, Мы Аллах ниспослали Коран, и Мы обязательно его сохраним» сура «Аль-Хиджр», аят 9.
Warlock9000 posted a topic in Дискуссии на общие темы , Wednesday at 08:07 AM В последнее время в стране наблюдается рост цен на услуги такси. Как сообщает Xezerxeber. Это, в свою очередь, также влияет на цены.
Между тем эксперт по транспорту Ясин Мустафаев отметил, что наряду с ценой важно повышать и качество предоставляемых услуг.