Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной. Что такое иностранное влияние? Иностранным влиянием считается «предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами». Иностранным агентом могут признать отдельного журналиста и официальное СМИ. Министерство юстиции в очередной раз обновило список иностранных агентов, которые осуществляют свою деятельность на территории России. Статья 1. Иностранные агенты 1. Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой.
Как не стать физлицом-иноагентом. Памятка Daily Storm
Гражданин, имеющий статус иностранного агента, не сможет быть принят на гражданскую службу, предусматривает закон. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. минюст, единый реестр, иноагенты, пособники Замминистра юстиции Олег Свириденко отвечает за все реестры иноагентов. Министерство юстиции в очередной раз обновило список иностранных агентов, которые осуществляют свою деятельность на территории России. Скорее всего, сбежавший из России юморист Максим Галкин (физическое лицо, признанное в РФ иностранным агентом) будет пытаться идти до конца, чтобы снять с себя статус иностранного агента.
Новый закон про рекламу у иноагентов: что кому запрещено и чем грозит
Согласно тексту документа, иноагентом можно будет признать физическое или юридическое лицо (в том числе коммерческую компанию), а также любую общественную организацию, если те получили «поддержку и (или) находятся под иностранным влиянием в иных формах» и. Новости и статьи. Иноагенты, Закон об иноагентах 2022, Кто может быть признан иноагентом?, Что такое иностранное влияние?, Кто не может быть признан иноагентом?, Ограничения для иноагентов, Где будет содержаться информация об иноагентах?, Каков механизм исключения из реестра. 1. иностранный агент; лицо или организация, занимающиеся внутриполитической деятельностью по поручению иностранного государства. Второй вид – это иностранные СМИ, выполняющие функции иноагента. Статус иноагента разрешено было присваивать физическим лицам – так под удар попали блогеры, общественные деятели и любые мало-мальски медийные личности (подробнее об этом – в новости «Принят закон, позволяющий признавать физлиц СМИ-иноагентами»).
Кто в России иностранный агент: кто они такие и почему компании и россияне так боятся этого статуса
Иностранные музыканты и российские исполнители со статусом иноагента столкнулись с трудностями при получении авторского вознаграждения за публичное воспроизведение своих композиций, сообщили РБК источники концертного рынка и представители нескольких артистов. Что такое инагент, история создания и его применение в законодательстве России. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. это юридические или физические лица, получающие финансовую поддержку от иностранных государств или их организаций и осуществляющие. Путин запретил иноагентам учить и приближаться к оборонной промышленности.
Новый закон об иноагентах: объясняют юристы
Иноагенты, Закон об иноагентах 2022, Кто может быть признан иноагентом?, Что такое иностранное влияние?, Кто не может быть признан иноагентом?, Ограничения для иноагентов, Где будет содержаться информация об иноагентах?, Каков механизм исключения из реестра. Знакомство россиян с маркировкой иноагента произошло 23 апреля, когда в список внесли популярное издание «Медуза»*. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам. Термин "иноагент" часто ассоциируется с негативным оттенком, так как может подразумевать, что такие лица или организации служат интересам иностранного государства, а не своей страны. Наиболее важные характеристики иностранных агентов установил в 2014 году Конституционный суд России, разъяснения которого официальны и обязательны для применения.
Иноагенты: как безопасно писать о них в СМИ и соцсетях
К иностранному финансированию в этом случае относятся те же источники, что и в случае иностранных СМИ — иностранных агентов. К ним добавляются только деньги или имущество от самих иностранных СМИ — иностранных агентов и юрлиц, учрежденных ими. Таким образом этот пункт накрывает всех журналистов, сотрудничающих с иностранными СМИ-иноагентами. Потенциально сюда могут относиться, например, зарплаты штатных сотрудников иностранных СМИ, признанных иностранными агентами, выплаты по договорам, банковские переводы, переводы на мобильные телефоны, а также компенсации транспортных или других расходов на участие в международных мероприятиях, покупка или предоставление для работы оборудования и т. К ним относятся: любой текст, видео, аудио, подкаст, книга, брошюра, программа семинара, публикация в научном зарубежном журнале и т.
Правила вступают в силу с 1 декабря, тогда же начнет действовать новый закон об этих самых иностранных агентах, которых теперь всех объединят в единый реестр. Самое заметное нововведение — это новая плашка, которую часто в разговорах называют нецензурным словом, рифмующимся со словом «смола». Раньше иноагенты должны были в каждом своем сообщении печатать текст, который мы написали сверху. Теперь он будет выглядеть по-другому. Клеймо становится индивидуальным.
Им запрещается занимать должности в органах власти, работать в избирательных комиссиях и комиссиях референдумов, любым способом влиять на ход выборов и становиться членом общественной наблюдательной комиссии. Иноагент также не может делать пожертвования в избирательные фонды, политические партии и их региональные отделения. Как часто они пытаются обойти закон и сколько времени уходит у службы на закрытие доступа к таким ресурсам Кроме того, иноагенты не допускаются к государственной тайне и не имеют права участвовать в закупках и тендерах для муниципальных нужд или нужд государства. Они не могут организовывать и финансировать публичные мероприятия. Также иноагент не должен обучать несовершеннолетних или заниматься просветительской деятельностью в отношении них. Помимо этого иноагенту нельзя выпускать детскую продукцию.
Иноагенты, имеющие свой бизнес, не смогут воспользоваться упрощенной системой налогообложения и бухгалтерского учета. Иностранным агентам также не положены гранты, субсидии и другие виды поддержки от государства, в том числе на творческую деятельность. Наконец, иноагенты не в праве участвовать в проведении государственной экологической экспертизы. Статус иноагента — можно ли оспорить Решение о внесении лица в реестр иноагентов можно оспорить в суде, а также подав заявление в Минюст, право на это есть у каждого человека и у всех организаций. Если человек, организация или общественное объединение перестали получать финансирование из-за рубежа или не ведут политическую и другую, предусмотренную законодательством, деятельность, их могут исключить из реестра.
Каждый месяц список продолжает расти. На этот раз реестр пополнился в понедельник, хотя обычно это происходит по пятницам — их даже стали называть «черными пятницами для российских медиа». Руководство страны считает, что статус иноагентов не мешает им работать, но сами издания и люди, оказавшиеся в списке, утверждают обратное. Разбираемся во всех тонкостях статуса иноагентов. Кто такие иноагенты? Иноагенты — организации, объединения, СМИ или люди, которые работают в интересах другого государства. Их деятельность на территории РФ не запрещена, но на нее накладывается ряд обязанностей, несоблюдение которых влечет штрафы и блокировку дальнейшей работы. Сотрудничество с иноагентами, публичное разделение их взглядов и пожертвования в эти организации не запрещены. Иноагенты в России бывают четырех видов: 1 СМИ-иноагенты — под этот статус могут попасть как зарегистрированные издания , так и отдельные журналисты. После включения в реестр они обязаны создать юридическое лицо в России в течение месяца, которое и будет взаимодействовать с Минюстом. Если человек сам не инициирует свою регистрацию в новом статусе, то это сделают принудительно. Таким физлицам запрещено занимать госдолжности. У них нет отдельного реестра, поэтому физлиц заносят в список СМИ-иноагентов.
Иноагенты: как безопасно писать о них в СМИ и соцсетях
Правительство РФ утвердило новые правила размещения материалов, созданных иноагентами. Правила вступают в силу с 1 декабря, тогда же начнет действовать новый закон об этих самых иностранных агентах, которых теперь всех объединят в единый реестр. Самое заметное нововведение — это новая плашка, которую часто в разговорах называют нецензурным словом, рифмующимся со словом «смола». Раньше иноагенты должны были в каждом своем сообщении печатать текст, который мы написали сверху. Теперь он будет выглядеть по-другому.
Виды деятельности 1.
Под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и или участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей. Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия. Если организация осуществляет деятельность, указанную в части 2 настоящей статьи, такая деятельность признается политической независимо от целей и задач, указанных в учредительных документах соответствующей организации. К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации. К видам деятельности, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, относятся: 1 целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности; 2 распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов в том числе с использованием информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" , и или участие в создании указанных сообщений и материалов; 3 финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей части. Статья 5. Реестр иностранных агентов 1. В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр. Реестр должен содержать сведения о фамилии, имени, отчестве при наличии либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр с указанием конкретных норм настоящего Федерального закона, дату принятия решения уполномоченного органа о включении в реестр.
Порядок ведения реестра, в том числе требования к составу содержащихся в нем сведений, помимо установленных частью 2 настоящей статьи, устанавливается уполномоченным органом. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются в порядке, определенном уполномоченным органом, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в объеме, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 6. Единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами 1. Под физическим лицом, аффилированным с иностранным агентом, понимается физическое лицо: 1 входящее входившее в состав органов юридического лица - иностранного агента и или являющееся являвшееся его учредителем, членом, участником, руководителем либо работником; 2 входящее входившее в состав органов незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица - иностранных агентов и или являющееся являвшееся их учредителем, членом, участником, руководителем; 3 осуществляющее осуществлявшее политическую деятельность и получающее получавшее денежные средства и или иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности.
На физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов. Правовое положение физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Уполномоченный орган ведет единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами далее - единый реестр , и определяет порядок его ведения. В целях ведения единого реестра уполномоченному органу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел за исключением результатов оперативно-разыскной деятельности , федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, Пенсионным фондом Российской Федерации. Сведения, необходимые для ведения единого реестра, предоставляются уполномоченному органу иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, может быть исключено из единого реестра по решению уполномоченного органа в случае отсутствия в течение более двух лет с момента включения в единый реестр признаков, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи. Порядок принятия решения об исключении физического лица из единого реестра устанавливается уполномоченным органом. Решение уполномоченного органа о включении физического лица, указанного в части 1 настоящей статьи, в единый реестр может быть обжаловано в суд. Статья 7. Порядок включения в реестр 1.
Лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр. Порядок подачи и форма такого заявления устанавливаются уполномоченным органом. Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию действовать в качестве иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию заявить об этом в уполномоченный орган в порядке, установленном данным органом. Сведения о лицах, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, включаются в реестр на основании решения уполномоченного органа. Решение принимается в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления о включении в реестр.
Уполномоченный орган доводит принятое решение до сведения лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия решения.
Иноагенты, например, не смогут быть кандидатами на выборах или работать в госструктурах, а также заниматься преподавательской деятельностью для несовершеннолетних. Данный закон позволяет разграничить позицию граждан и организаций. Личную позицию, которая направлена на решение внутренних проблем, от позиции, которая сформирована под иностранным влиянием и с помощью иностранной поддержки. Вторая вряд ли направлена на защиту внутренних интересов государства и общества, считает Лебедев.
Я поддерживаю», - добавляет юрист.
В России наконец-то появилась «целостная концепция» в этой сфере, раньше если не удавалось найти иностранные деньги - признавать иноагентом было нельзя, а «вредить он потенциальный агент - «МК» мог серьезно». Теперь же достаточно обнаружить «иностранное влияние» в любой иной форме - в сочетании с политической деятельностью, конечно, объяснял он… Стоит напомнить, что «политической деятельностью» тот самый закон считает и высказывание своего мнения о деятельности органов власти, и проведение опросов общественного мнения, и участие в любой уличной акции, и много чего ещё. На утро 12 мая в реестре иноагентов, который ведет Минюст, значилось 598 организаций и физических лиц, более 80 из них попали туда после 1 января 2023 года. Но «законодательная деятельность продолжается, и мы решили использовать режим профилактики», - продолжил г-н Свириденко. Для таких на первый раз, по словам докладчика, предусмотрено предупреждение, «а после этого будет следовать штраф». Уточним: никакой «комитет» инициативу в Госдуму вносить не может в принципе. Авторами пакета из двух законопроектов, которые предлагают озвученные замминистра изменения в закон об иноагентах и КоАП, стали депутаты из всех пяти думских фракций, первым среди подписантов значится Василий Пискарев «ЕР» , глава думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции и думской же комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Законопроекты эти были размещены в думской законодательной базе ещё 26 апреля, но внимание на них широкая публика обратила лишь сейчас, после громкой презентации г-на Свириденко. Что же предлагается?
Прописать в действующем законе об иноагентах, что органы публичной власти то есть всех уровней власти снизу доверху, от муниципального до федерального , организации всех форм собственности то есть и государственные, и частные компании , их должностные лица, и вообще все «физические лица независимо от их гражданства или отсутствия такового» то есть все люди вообще «при осуществлении своей деятельности» любой деятельности будут «обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента», сами иноагентами не являясь. Значит, после того, как законопроект станет законом а сомнений в том, что станет, практически нет , всем без исключения россиянам правильно было бы ознакомиться с перечнем ограничений и запретов, налагаемых на иноагентов. Потому что как иначе понять, в чем именно им нельзя «содействовать» бездействием или действием?
Новый закон об иноагентах: что меняется для НКО
В частности, физическое лицо, включенное в реестр иностранных агентов, не может быть назначено на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума. Иностранный агент не вправе принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти. Установлен запрет на осуществление иностранными агентами просветительской деятельности в отношении несовершеннолетних, педагогической деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях, на производство информационной продукции для несовершеннолетних, получение государственной финансовой поддержки.
За неисполнение данных требований иноагентам могут грозить штрафы, исправительные работы и даже срок до двух лет лишения свободы. Чем отличается от нежелательных организаций и экстремизма? Кроме статуса «иностранного агента» в нормах российского закона есть еще два статуса, которые описаны также расплывчато и широко — это статусы «нежелательной» и «экстремистской» организации. Для них существуют отдельные законы. Попадание в список «нежелательных» куда хуже, чем получение статуса иностранных агентов. Когда Минюст вносит компанию в данный реестр — она больше не имеет права вести деятельности на территории России. Отделения таких фирм закрывают, а счета замораживают.
Лишение свободы и штрафы грозят не только сотрудникам таких организаций, но и обычным людям, которые с ними сотрудничают. Еще серьезнее дело обстоит с экстремистами, их вносят в специальные реестр по решению суда. Попасть под уголовное или административное преследование может любой, кто переводил такой компании средства или как-то участвовал в ее деятельности. Запрещается символика и материалы таких организаций, а сотрудники не имеют права участвовать в выборах. Физическим лицам, попавшим в список экстремистов, замораживают счета в банках и ограничивают доступ к деньгам.
Еще одно нововведение — новый реестр «лиц, аффилированных с иностранными агентами правда, как написано, на них не распространяются требования, установленные для иностранных агентов. Этот реестр находится в закрытом доступе. Лицо, аффилированное с иностранным агентом — это: физическое лицо человек , который входит в состав органов юрлица иностранного агента или незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица — учредитель, член, участник, руководитель. То есть, если вы работаете в организации со статусом иностранного агента — вы потенциальный кандидат на внесение в список «лиц, аффилированных с иностранными агентами»; физическое лицо человек осуществляющее политическую деятельность и получающее денежные средства и или имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. То есть, если вы фрилансер и сотрудничаете с иностранным агентом, и при этом осуществляете политическую деятельность которой может признаваться многое что , например, распространение мнений о решениях, принимаемых органами государственной власти , то вы кандидат на внесение в список. Лица, аффилированные с иностранными агентами, могут быть исключены из реестра после двух лет «неафилированности» с иностранными агентами. Зачем вести такой реестр, пока непонятно.
Бывшие СМИ-иноагенты а сейчас иностранные агенты, публикующие информацию для неопределенного круга лиц , должны, как и раньше, учреждать российское юрлицо для ведения деятельности даже если такой иностранный агент — просто человек. Иностранный агент не может: быть назначен на должности в органах публичной власти, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума; принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти; проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов; участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Иностранным агентам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума; быть организатором публичного мероприятия ; осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и или педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях. На сайты можно поставить заглушки; получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности; принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы. Иностранного агента могут не допустить к гостайне. Ставить пометки должны как сами иностранные агенты, так и зарегистрированные СМИ, которые распространяют материалы иноагентов или ссылаются на них. Важное отличие — есть утвержденная форма пометки для иноагентов и лиц, являющихся учредителями, членами, руководителями, участниками объединений — иностранных агентов, руководителей и членов органов иностранных агентов про журналистов СМИ, признанных иностранными агентами, в постановлении не говорится.
Кто такие иноагенты и за что можно попасть в этот список
Кто такие НКО–иноагенты? | Второй вид – это иностранные СМИ, выполняющие функции иноагента. |
Новый закон об «иноагентах» вступил в силу | Что такое иностранное влияние? Иностранным влиянием считается «предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами». |
Иноагент – кто это? Что это значит в России?
Тем более если организация занимается политической деятельностью, целенаправленным сбором сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространением предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов. А для СМИ - повышенное внимание к источникам получения средств и ограничение влияния иностранных источников на редакционную политику», - полагает Дмитрий Лебедев. Сейчас в реестр СМИ-иноагентов включены 200 организаций и граждан. Существует также параллельный список физлиц-иноагентов, насчитывающий 56 человек.
В списке нежелательных она с 2017 года, но российские офисы одноименного движения были закрыты в 2021 году. Приговоры по таким делам уже есть. До этого она была просто иноагентом — можно было донатить ей, репостить ее материалы, работать над общими проектами.
С новым статусом все усложнилось. Фактически работа «Медузы» в России запрещена. Теперь за участие в деятельности издания, распространение его материалов и помощь деньгами грозит серьезная ответственность.
Также организации обязаны предоставлять документы, в которых содержится информация об участниках мероприятия, размерах финансирования и расходах перед проводимым мероприятием.
Им запрещено регистрировать филиалы и представительства в жилом помещении. Помимо этого НКО—иноагент обязан перед каждой своей публикацией делать соответствующую пометку: «Данное сообщение материал создано и или распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и или российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента». Все эти ограничения, обязательства и постоянная отчётность усложняют работу НКО, отчего они зачастую замедляют свою работу или вовсе не могут её выполнять. Можно ли избавиться от статуса иноагента?
Вообще, да. Избавиться от статуса иноагента можно, если не позднее, чем через три месяца после включения в реестр, подать заявление на исключение из него. Также необходимо доказать, что никаких денег из-за рубежа не поступало, а полученные ранее средства были возвращены адресатам. По поводу политической деятельности: иноагент должен за три года до подачи заявления на исключение из реестра перестать заниматься всяческой политической деятельностью.
Решение об исключении из списка иноагентов принимается в результате внеплановой поверки. До сих пор ни одно НКО не было исключено из списка иноагентов. Что значат НКО—иноагенты для простых граждан? Могу ли я делать пожертвования НКО—иноагенту?
Если вы являетесь гражданином РФ и ваши доходы не имеют иностранных источников, закон не запрещает делать пожертвования. Могу ли я продолжать читать и репостить материалы, написанные НКО—иноагентом?
Ведь даже формулировка «иностранный агент» навевает ассоциации с иностранными шпионами и агентами влияния — теми, кто хочет причинить вред стране и ее жителям. Ничего удивительного, что после внесения в реестр многие НКО испытали катастрофический удар по репутации. Словосочетаний в русском языке очень много. Но люди, которые продвигали весь этот тренд с иностранными агентами, имели абсолютно четкую цель. Они понимали, что организации, которые будут вноситься в реестр, не захотят работать под этим ярлыком. Таким образом, НКО пытаются поставить в ситуацию, когда мы должны все время объяснять: мы не плохие, а хорошие. Коннотация словосочетания «иностранный агент» абсолютно отрицательная, - считает юрист Центра Защиты прав СМИ тоже признан иностранным агентом Светлана Кузеванова.
Что характерно, сильнее всего от действия закона пострадали вовсе не настоящие иностранные агенты, получающие финансирование от правительств других государств на явную политическую деятельность, а именно мелкие региональные организации, для которых иностранные гранты были основным средством выживания. Попадая в реестр иностранных агентов, такие организации разом лишались доверия партнеров, теряли возможность заниматься заявленной деятельностью и, как следствие, прекращали свое существование. Кто-то пытался спорить с Минюстом о своем статусе, кто-то пытался играть по его правилам и полностью отказывался от иностранных денег в своем бюджете. Но большинство НКО, признанные иностранным агентом предпочли самый простой вариант — попросту закрыться.