Кофе можно пить в пост, кроме дней, когда нужно соблюдать сухоядение.
Пост. Средство обновления души
Что можно есть в пост – «Еда» | в его ограничительной составляющей, что имеет особое значение в контексте напряженной духовной работы православного человека над собой. |
Сухоядение - 15 рецептов и рекомендации. | Общественная служба новостей узнала, что можно есть в сухоядение во время Великого поста 2023. |
Великий пост 2024 — правила и питание что можно есть по дням | В 2024 году шестая неделя Великого поста начинается с 22 апреля и продолжается до 28 апреля. |
Сухоядение в пост — что это и зачем | Сухоядение – одна из строгих степеней поста, термин в монастырском уставе, означающий разрешение на вкушение в пост только такой пищи растительного происхождения, которая не поддавалась термической обработке, невареная пища, свежие. |
Великий пост 2024
Протоиерей Александр Борисов: — Суть поста — не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы, хотя бы ненадолго и ненамного, даем себе шанс приглушить в себе животное начало, попридерживаем его и даем месту духу. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Мы не только от еды, мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, хорошей погоды, пения птиц. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность.
Конечно, были и есть аскеты, святые древние и новые, которым было уже не важно, что они едят: например, свт. Иоанн Шанхайский, святой наших дней, суп смешивал со вторым блюдом, — чтобы значимость пищи как удовольствия свести к минимуму. Но ведь это не наша мера. Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, благодарим Бога за трапезу, ведь это тоже дар Божий.
И очень часто берут благословение на послабление поста, тогда как на усиление поста тоже надо брать благословение. Не надо бояться поститься, не надо бояться вообще всякого труда во спасение. Иногда приходят на исповедь и так говорят: «Только один грех — не могу поститься».
Нужно отнестись к своему спасению более внимательно, читать духовную литературу, молиться усердно Богу, чтобы глубже узреть в себе грех и раскаяться в нем. Понять, что невозможность поститься — это следствие поражения души грехами более тяжкими. Например, человек годами вел неправильный образ жизни, губил свое тело.
И теперь ему тем более надо поститься и каяться в том, что он себя губил. Будем же поститься нелицемерно, не напоказ людям, но смиряться духом перед братией, если не можем поститься в полной мере. Но и не превозноситься над ближним, когда все исполняем.
Исполнение — хорошо. Но если мы это используем как оружие для душевной победы над ближним, считаем себя выше его, то это обращается уже во зло. Бог отвергнет нас, как кичливого фарисея, осудившего мытаря в тот момент, когда его Бог оправдал.
А когда почувствуем, что у нас мало сил и терпения, будем просить Бога помочь нам в подвиге поста. Если по какой-то немощи случится нарушить пост, «оскоромиться», то не следует падать духом и вообще оставлять пост. Если человек на пути поскользнулся, то он не лежит, а встаёт и идет дальше.
И делает так, сколько бы раз ни упал. Авва Моисей сказал: В чем сила тех, кто хочет стяжать добродетели? В том, что они, если и падут, не унывают, но вновь берутся за труд.
Приложим и мы все усилия к деланию добродетелей! И Он непременно сотворит с нами Свою милость и подаст нам в изобилии Свою благодать. Иерей Иоанн Севастьянов: Устав Великого поста нужно соблюдать на максимуме своих физических и духовных сил.
Писанный Устав дает нам некие ориентиры. Но мы понимаем, что для опытного христианина это может даваться легче, а начинающему может быть невыносимо блюсти такие рекомендации. Первую неделю действительно лучше не есть первые четыре дня.
И не пить воду. Я знаю, что некоторым пожилым людям это дается. А некоторым молодым христианам — никак.
Тут требуется внутренне понимание своего максимума и настроенности. Сухоядение понимается по-разному. Одни считают, что это питание без первого блюда, а некоторые, что это вообще невареная холодная пища даже без чая.
Поэтому не погрешите, если сухоядением будет пища без жидкого первого блюда. Говоря о посте, обычно рассуждают о тех или иных пищевых запретах. Однако что можно сказать по поводу духовного времяпровождения?
Допустимо ли прослушивание в пост музыки, чтение книг, просмотр фильмов и пр.? Иерей Иоанн Курбацкий: Пост — время покаяния. Святитель Василий Великий в первом слове о посте так говорит: «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей; потому что истинный пост есть устранение от злых дел.
Разрешай всяк соуз неправды. Прости ближнему оскорбление; прости ему долги. Не в судех и сварех поститеся.
Перемешать и кушать охлаждённым. Салат из свежих огурцов с мёдом. Перемешать, дать раствориться мёду в огуречном соке. Можно кушать. Бутерброд со свежей икрой овощной. Берем свежий помидор, 1 ч. На мелкой терке трём морковь.
Все смешиваем, солим и добавим специи: паприку молотую сладкую, мускатный орех, перец черный молотый и немного лимонного сока. Перемешиваем и на черный хлебушек. Томатный суп гаспачо. Очистить от кожицы и измельчить 250 г помидоров. Также потереть на терке два свежих огурца, один болгарский перец и два стебля сельдерея. Добавить соль, лимонный сок, чёрный перец, красную паприку, базилик если есть и петрушку. Готовый суп поместить часа на два-три в холод.
Перед подачей на стол посыпать свежей зеленью. Подавать холодным.
Варим картошку половинками клубней, немного больше, чем надо на второе. Чуть-чуть творчества: картошка получается вкуснее, если кроме соли в кастрюлю добавить перец горошком и лавровый лист. Пока варится картошка, мы начинаем делать еврейский борщ. Никто не знает, почему его называют еврейским, но так уж сложилось. Мы кидаем в воду целую луковицу, перец, опять же горошком, соль, и начинаем неторопливо резать соломкой капусту, чтобы закинуть ее в начинающую кипеть воду, а также свеклу не надо ее тереть, пожалуйста!
Овощ не должен терять сок. Терка — это от отчаяния , которую мы добавим, когда капуста перестанет хрустеть. А пока капуста еще хрустит, мы режем соломкой же морковь и тоже кидаем в будущий борщ. Обжаривать не надо! Он на то и еврейский, что там нет ничего жареного не спрашивайте, какая связь. И дождавшись, наконец, полуготовности капусты, запускаем свеклу, а также пару ложек томатной пасты на литр борщ ориентируйтесь на свой вкус. Томатная паста — по желанию.
Помидоры в еврейском борще не обязательны, а кислоту можно заменить уксусом в финальном аккорде. Еврейский борщ Вы не забыли, что у нас варится картошка и ее больше, чем надо? Вы вытаскиваете пару почти сварившихся штук и режете их кубиками. Нормальные хозяйки так не делают, но у нас пост, мы экономим силы и время на молитву и добрые дела. Нам осталось только дождаться, пока почти все будет готово, и тогда… Тогда мы сотворим небольшое кулинарное чудо. Мы возьмем чеснока по вкусу я предпочитаю побольше , столовую ложку меда на литр борща, уксус по вкусу, если мы не добавляли томатную пасту, зелень укропа и петрушки можно использовать стебельки и все это тщательно измельчаем в блендере. И выливаем в борщ.
Виды постов
- Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
- Что такое сухоядение в пост. Что значит сухоядение
- Великий пост в 2024 году
- Что означает сухоядение: продукты которые можно и нельзя употреблять в пост, меню
- Не картошкой единой. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным
- Популярные материалы
Жизнь без масла
Недаром Успенский пост в народе издавна называется Лакомкой. Соловецкий устав допускает вкушение рыбы по всем дням Полиелейного служения в Великом посту, а значит, каждое воскресенье и памятные дни почитаемых святых. В остальные дни предписывается воздержание от пищи (в первые два дня поста) и сухоядение, то есть пища без масла. Мнения священнослужителей о сухоядении в пост несколько расходятся.
Что разрешается есть в пост при сухоядении
Хоть редьки хвост: как питаться во время Великого поста | Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. |
Завтра начинается Рождественский пост 2022-2023: самый подробный календарь питания по дням | Наступило время Великого поста, самого долгого и строгого из всех в православии. |
Сухоядение в пост: что значит, меню и рецепты, что можно и нельзя есть | Сухоядение – это одна из строгих степеней поста, допускающая употребление в пищу только холодной еды растительного происхождения без масла. |
Сухоядение в пост - что это и зачем | Православиум | Сухоядение в пост: что это такое? Сухоядением считают одну из строжайших степеней поста. |
Пост. Средство обновления души | Так, от начала поста 28 ноября по 19 декабря включительно по понедельникам, средам и пятницам нужно соблюдать "сухоядение". |
Завтра начинается Рождественский пост 2022-2023: самый подробный календарь питания по дням
Составляя меню сухоядения в пост для детей и ослабленных, следует придерживаться правила, что воздержание означает не только ограничение перечня продуктов, но и количества и частоты приема пищи. Приятного поста означает такого поста, который прият, то есть принимает Господь. Сухоядение – одна из строгих степеней поста, термин в монастырском уставе, означающий разрешение на вкушение в пост только такой пищи растительного происхождения, которая не поддавалась термической обработке, невареная пища, свежие. Эндокринолог алтайского диагностического центра Анастасия Артюшенко рассказала, как правильно питаться в пост. Фрагмент беседы священника Максима Каскуна "Светские праздники в пост".
Терпение и настойчивость: как сделать пост комфортным?
Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Приятного поста означает такого поста, который прият, то есть принимает Господь. Отметим, что сухоядение считается самым строгим вариантом поста и на держание такого поста мирянам необходимо спрашивать благословения своего духовника.
Сухоядение. Что это такое?
Кормчая лист. Если же кто по немощи телесной не может со всею похвальной строгостию соблюдать пост, то разрешается только вино, и то с сокрушением сердца, удаляясь всячески рыбы и масла. Хранящийся от вина как заповеди исполнитель мзду обрящет. Елей может разрешить немощному вкушать только священник и ничего больше, все остальные разрешения нарушать пост лишь на погибель и от гордыни ума. По уставу Номоканона лист.
Успенский пост был уже в 5 веке. Если сам праздник Успения придется в среду или пятницу, разрешение бывает только на рыбу, если в понедельник и другие дни, то мирянам разрешается мясо, монахам рыба. Готовящиеся ко крещению как и христиане строго исполняли все посты, а срок приготовления ко крещению оглашенных был до 3-х лет. Перед крещением постились.
Подвиг святых поражает воображение и является примером удивления, а не подражания по силе его. По 40 дней постились в Новозаветное время — Мамант 2 сентября , — Марина и Кира 28 февраля , Ипатий 31 марта — 50 дней не пил и не ел, — Паисий Великий 19 июль — 70 дней. Как у Христа есть подвижники и мученики, так есть и у сатаны. Волхв постился 40 дней, учась волшебству.
На большее же число дней никто не посягал. Антихрист же на русской земле, Иванов Паршек, в безумии своём провозгласивший себя богом земли, среди прочих «чудес» своих, как нахождение под водой длительное время, как волхв Киннопс в житии Иоанна Богослова, якобы постился 108 дней. Знаменательно, что диавол в этой цифре обнаружил себя полностью: Пс. Сектанты и еретики крепко подвизаются в нарушении постов церкви, говоря, что нельзя постами разрушать плоть свою, которая есть храм Божий — 1 Кор.
Пост духовная страда, весна души. Было чудо с Исаакием Печерским — 14 февраля после его поражения от сатаны, когда он ни хлеба, ни овощей не ел два года, но затем одержал победу над диаволом постом и молитвой. Однодневные посты, кроме среды и пятницы, также и в сочельники 6 января и 18 января , на Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября , на Воздвижение Креста Господня 27 сентября ; в сочельники разрешается вкусить с маслом после появления звезды. В период от Пасхи до Троицы во все седмицы в среду и пятницу разрешается рыба.
По другим правилам и после Крещения Господня до недели блудного сына разрешается рыба в среду и в пятницу. В течение же всего года рыба в среду и пятницу не разрешена ни по одному уставу. Теперь почти все считают, что растительное масло елей можно есть в любой день, что это так и разрешено. Такое представление от незнания устава.
Ниже даётся устав на полный год, с разрешением на масло и вино на отдельные среды и пятницы, в связи с памятью отдельных святых в этот день. Январь — даты по новому стилю : 2 января масло в указанные числа разрешено, а в неуказанные не разрешено 6 января, 20 рыба, 24, 31 масло. Февраль: 2, 7, 9, 13 масло, 15 Сретение, среда, пятница рыба, в остальные дни мясо; если масленица, то по уставу сырной недели. Март: 9, 18, 22 масло.
Апрель: 12 масло, 14, 30 масло, если после Пасхи, то с рыбой. Май: 6, 8, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 27, 28 рыба. Июнь: 2 рыба, 3 если в пятидесятницу рыба, если в пост. Если праздник храмовый, то в любой день рыба.
Июль: 6, 7, 9, 12 рыба если разрешена рыба, значит разрешено и масло , 13 масло в неуказанные здесь числа, попадающие на среды и пятницы, не разрешается даже масло. Август: 2, 6, 10, 16 масло, 19 рыба, 28 мясо. Если же в среду и пятницу, то рыба и вино, 29 масло. Сентябрь: 3, 5, 8, 11, 12, 14, 20 масло.
Если в среду или в пятницу рыба, 25, 27 масло. Октябрь: — 8 масло, 14 Покров Богородицы рыба, 17, 18 масло. Ноябрь: 4, 8, 10, 11, 18, 19, 21, 26, 29, 30 масло. Декабрь: 4 рыба, 5, 6, 8, 10, 13, 17, 19, 20, 22, 26, 28, 30 с маслом едим, хваля Бога.
Церковь помогает христианину в подвиге поста, создавая условия, располагающие его к посту и покаянию. В великопостное время в храме все иное, необычное, и состав церковных служб, и молитвы, и песнопения, и напевы, и поклоны, и вся обстановка храма. Праздничная пышность и торжественность уступают место сосредоточенному сокрушению о грехах, очищению совести. Священнослужители облачаются в тёмные ризы; царские врата открываются реже, освещение ослабляется.
Во время поста часто повторяется молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего... В Великом Посту такие поклоны начинаются вечером в воскресенье по церковному уже начинается следующий день , и до утра в пятницу. Полная литургия, как самая торжественная из всех церковных служб, совершается только по субботам и воскресеньям; по средам же и пятницам в течение всего поста совершается литургия Преждеосвященных Даров, имеющая покаянный характер.
Первая неделя Великого поста отличается особой строгостью и духовной углубленностью богослужений. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Поста на великом повечерии читается канон Андрея Критского, способный и самую ожесточенную душу смягчить и расположить к покаянным чувствам. На пятой неделе Великого Поста вечером в среду читается раз в году полностью канон Андрея Критского с земными поклонами. Принято, что на следующий день тем, кто молился с земными поклонами весь канон, разрешается вкушать растительное масло ради их труда.
В субботу вспоминается чудо св. В первый воскресный день Великого поста отмечается Торжество Православия праздник и моление об обращении заблудших.
Особая строгость 6 января Рождественский сочельник не вкушать и не пить до появления звезды и потом еда с елеем. Во все посты воздержание и в супружеском общении. Так же и 18 января Крещенский сочельник. Этот пост установлен Церковью для подражания примеру св. Апостолов, которые, по принятии даров Святого Духа, постом и молитвой приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия и таким же образом приготовляли своих преемников на это служение — Деян. Продолжительность его от шести недель до восьми дней.
В пост Апостолов разрешена рыба во вторник, четверг, субботу, в воскресенье дважды в день никогда и ни в одном уставе не было разрешения на три еды в день но и не запрещено — Большой устав, гл. Кормчая лист. Если же кто по немощи телесной не может со всею похвальной строгостию соблюдать пост, то разрешается только вино, и то с сокрушением сердца, удаляясь всячески рыбы и масла. Хранящийся от вина как заповеди исполнитель мзду обрящет. Елей может разрешить немощному вкушать только священник и ничего больше, все остальные разрешения нарушать пост лишь на погибель и от гордыни ума. По уставу Номоканона лист. Успенский пост был уже в 5 веке. Если сам праздник Успения придется в среду или пятницу, разрешение бывает только на рыбу, если в понедельник и другие дни, то мирянам разрешается мясо, монахам рыба.
Готовящиеся ко крещению как и христиане строго исполняли все посты, а срок приготовления ко крещению оглашенных был до 3-х лет. Перед крещением постились. Подвиг святых поражает воображение и является примером удивления, а не подражания по силе его. По 40 дней постились в Новозаветное время — Мамант 2 сентября , — Марина и Кира 28 февраля , Ипатий 31 марта — 50 дней не пил и не ел, — Паисий Великий 19 июль — 70 дней. Как у Христа есть подвижники и мученики, так есть и у сатаны. Волхв постился 40 дней, учась волшебству. На большее же число дней никто не посягал. Антихрист же на русской земле, Иванов Паршек, в безумии своём провозгласивший себя богом земли, среди прочих «чудес» своих, как нахождение под водой длительное время, как волхв Киннопс в житии Иоанна Богослова, якобы постился 108 дней.
Знаменательно, что диавол в этой цифре обнаружил себя полностью: Пс. Сектанты и еретики крепко подвизаются в нарушении постов церкви, говоря, что нельзя постами разрушать плоть свою, которая есть храм Божий — 1 Кор. Пост духовная страда, весна души. Было чудо с Исаакием Печерским — 14 февраля после его поражения от сатаны, когда он ни хлеба, ни овощей не ел два года, но затем одержал победу над диаволом постом и молитвой. Однодневные посты, кроме среды и пятницы, также и в сочельники 6 января и 18 января , на Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября , на Воздвижение Креста Господня 27 сентября ; в сочельники разрешается вкусить с маслом после появления звезды. В период от Пасхи до Троицы во все седмицы в среду и пятницу разрешается рыба. По другим правилам и после Крещения Господня до недели блудного сына разрешается рыба в среду и в пятницу. В течение же всего года рыба в среду и пятницу не разрешена ни по одному уставу.
Теперь почти все считают, что растительное масло елей можно есть в любой день, что это так и разрешено. Такое представление от незнания устава. Ниже даётся устав на полный год, с разрешением на масло и вино на отдельные среды и пятницы, в связи с памятью отдельных святых в этот день. Январь — даты по новому стилю : 2 января масло в указанные числа разрешено, а в неуказанные не разрешено 6 января, 20 рыба, 24, 31 масло. Февраль: 2, 7, 9, 13 масло, 15 Сретение, среда, пятница рыба, в остальные дни мясо; если масленица, то по уставу сырной недели. Март: 9, 18, 22 масло. Апрель: 12 масло, 14, 30 масло, если после Пасхи, то с рыбой. Май: 6, 8, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 27, 28 рыба.
Июнь: 2 рыба, 3 если в пятидесятницу рыба, если в пост. Если праздник храмовый, то в любой день рыба. Июль: 6, 7, 9, 12 рыба если разрешена рыба, значит разрешено и масло , 13 масло в неуказанные здесь числа, попадающие на среды и пятницы, не разрешается даже масло. Август: 2, 6, 10, 16 масло, 19 рыба, 28 мясо. Если же в среду и пятницу, то рыба и вино, 29 масло. Сентябрь: 3, 5, 8, 11, 12, 14, 20 масло. Если в среду или в пятницу рыба, 25, 27 масло. Октябрь: — 8 масло, 14 Покров Богородицы рыба, 17, 18 масло.
Ноябрь: 4, 8, 10, 11, 18, 19, 21, 26, 29, 30 масло. Декабрь: 4 рыба, 5, 6, 8, 10, 13, 17, 19, 20, 22, 26, 28, 30 с маслом едим, хваля Бога. Церковь помогает христианину в подвиге поста, создавая условия, располагающие его к посту и покаянию. В великопостное время в храме все иное, необычное, и состав церковных служб, и молитвы, и песнопения, и напевы, и поклоны, и вся обстановка храма. Праздничная пышность и торжественность уступают место сосредоточенному сокрушению о грехах, очищению совести. Священнослужители облачаются в тёмные ризы; царские врата открываются реже, освещение ослабляется. Во время поста часто повторяется молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...
В Великом Посту такие поклоны начинаются вечером в воскресенье по церковному уже начинается следующий день , и до утра в пятницу.
Без сомнения, Богу не может быть угоден пост одного из супругов, ведущий к таким катастрофическим последствиям. Диакон Георгий Максимов пишет о жене, старающейся с максимализмом неофита заставить неверующего супруга нести подвиг воздержания, посильный лишь для верующего: «И если бы такая женщина обратилась к Писанию и Преданию Церкви, то нашла бы там много ответов на насущные для нее вопросы. Например, читая Послание апостола Павла к Коринфянам, узнала бы, что не имеет права отказывать мужу в супружеской близости под предлогом поста, ибо супружеский пост разрешен только в случае обоюдного добровольного согласия обоих супругов: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» 1 Кор. И открыв творения св. Иоанна Златоуста, узнала бы, что «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Потому, что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства. Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения?
Иоанн Златоуст. Книга о девстве. Иоанн Златоуст: «Послушай, что говорит блаженный Павел: "во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" 1Кор. Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему призывает их Христос, конечно с соблюдением святости, и пусть говорят: "жена не властна над своим телом, но муж". Вникни, какая мудрость заключается в этих словах Павла. В виду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, в виду этого он говорит: каждый пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию" 1Кор. Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою?
Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится апостол почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты жена и имеешь мужа, для того ты муж и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение.
Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"» Св. Собеседование на надписание псалма 50. Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского: Вопрос 13. Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу. Вопрос 5.
Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет? Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Правило 3 архиеп. Дионисия Александрийского: Вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти 1 Кор. Толкование св. Никодима Милоша : В обоснование требований настоящего правила, Дионисий ссылается на апостола Павла, по которому муж и жена должны по согласию ;; ;;;;;;;; воздерживаться от полового общения во времена, предназначенные для молитвы; ослушникам же пусть судьей будет их совесть. Таким образом, воздержание в супружеской жизни на время поста нужно, но оно должно достигаться путем взаимного согласия.
Потому что через воздержание одного из супругов может впасть в грех другой. Апостол Павел об этом пишет как раз в связи с постом и упражнением в молитве. Это библейский принцип». Протоиерей Сергий Бельков: «Апостол Павел учит нас, удаляться от супруги или супруга во время поста по обоюдному согласию ради упражнения в молитве. Но бывают пары, в которых жена неверующая или маловерующая, а муж верующий, и наоборот. Бывает даже, когда оба ходят в храм, но кому-то из супругов такое воздержание пока не по силам, и отказ в близости со стороны супруга может подтолкнуть к измене или рукоблудию, поэтому, безусловно, в таком случае меньшим злом будет частичное неисполнение супружеского воздержания. Таково православное учение. Жесткий ригоризм в данном случае неуместен». Иерей Алексий Мороз: «По канонам супружеское воздержание во время поста обязательно.
В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений. Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться. Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене. В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха. То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха». Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то, сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост. Каждый человек должен действовать исходя из своих сил.
Нет, нельзя! Но во избежание большего греха можно пойти на нарушение, понимая, что это будет являться нарушением поста, что за это нужно принести покаяние. Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью». Священник Валерий Духанин: «Воздержание как от скоромных продуктов, так и от супружеского общения никогда не рассматривалось Церковью как самоцель. Воздержание всегда было средством к тому, чтобы научиться владеть своим естеством, побеждать в нем сокрытые душевные и телесные страсти для свободного общения с Богом. Смысл поста состоит не в самом по себе воздержании от чего-то можно и не воздерживаться — это свободный выбор каждого , а в том, чтобы наш дух наконец-то научился управлять нашей душевной и телесной жизнью. И вот здесь-то оказывается, что одной пищевой диеты не достаточно, потому что телесная сторона человека представлена не только его желудком, но и его половой сферой, и далеко не только голод стремится командовать нами. Какой же смысл в воздержании от некоторых продуктов, если плотские страсти за время поста оказываются нисколько не умаленными, напротив, диктуют свои условия так же, как и в любое время года?
В таком случае, лучше уж нарушить пост, чем супружескую верность. Подобные слабости врачуются терпением, молитвой и участием в Таинствах Церкви. Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает. Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его. Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь»». Нарушение правила поста Преп. Макарий Оптинский: Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, а требовать, чтобы для вас готовили постное, боитесь подать повод, что вы ставите себя выше других и себя превозносите. Спрашиваете, — что в таком случае делать?
Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви, — чем же возвышаться? Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам. А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают; а вы будете в этом виновны сугубо — за себя и за других. Что вам до того, что будут о вас говорить, — не внимайте тому и будьте покойны. Если родные ваши кушают по болезни, то сие извинительнее, но, конечно, и они должны в этом каяться. А если так употреблять, только опасаясь переговоров, то это неловко. Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви.
Игнатий Брянчанинов : "Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою. Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение? Паисий Святогорец: — Геронда, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся? Однако другие посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне. В то же время святые отцы дали нам пример рассудительного отношения и в отношении соблюдения поста в некоторых случаях, когда нарушение этого правила Церкви продиктовано любовью к ближнему, снисхождением к его слабостям, немощам, болезням.
Рассказывают, что, когда святитель Тихон Задонский жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху.
О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Священное Писание о посте Сам Господь Иисус Христос постился: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лук.
И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» Мф. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни Лк. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» Деян.
Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» Деян. Игнатий Брянчанинов : «Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством Лк. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете Лк. На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи. Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении. На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы: Преп. Амвросий Оптинский:... Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф.
Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» Ср. То есть как бы так сказал Господь: «как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя». Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» 2 Кор. Если, говорит, внешний наш человек, т. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его» Ср.
На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища? Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность». Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви. Феофан Затворник: Говорят: не входящее в уста сквернит...
Кто против этого спорит? Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею? Помилуй Бог! Никто так не думает. А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию. Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством. И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми. Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный. Так в поучениях говорится, так и в Церкви поется.
Кто не исполняет сего — не пост виноват! Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом? Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым? Дело невероятное! Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего. Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет или напоминание. Но непостящийся чрез это не высвобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение. Кто осуждает непостящегося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным.
И не будем осуждать. Пусть всякий себе, как знает. А за правило или закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Наконец, снисхождение Златоуста к непостившимся означает только доброту его сердца и желание, чтоб в Светлое Христово Воскресенье все радовались и не было печального лица ни одного. Таково желание святого отца, а сбывается ли оно на деле — Бог весть! Говорите больному: будь здоров, будь здоров... Поздоровится ли ему от сего? То же и там. Всех приглашают радоваться, а все ли истинно радуются?
Совесть-то куда девать? Шум да гам не есть радость. Радость бывает на сердце, которое не всегда радуется при внешних увеселениях. Каноны Церкви о посте Правила святых Апостолов Правило 69 Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен. Толкование епископа Никодима Милоша : Это правило предписывает каждому члену церкви, как клирику, так и мирянину, за исключением случаев физической слабости, поститься в Великий пост перед Пасхою , а также по средам и пятницам, причем за нарушение этого предписания угрожает первому извержением из сана, а второму — отлучением. Предписание поста основывается на Св. Сам Бог положил начало посту еще в ветхозаветной церкви Лев. Иисус Христос освятил пост Своим примером Мф.
Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом Деян. Подобное же предписание находим мы и в Апостольских постановлениях V, 13 , следовательно, пост является божественным установлением. Цель церковного поста: "смирите себе пред Богом, плотских страстей стремление укротити, способным быти к истинному покаянию, к молитвам, к службе Божией и другим должностям и ко испрошению милости у Бога" [Кн. Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви; такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу. Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной. В эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сыропустной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты. Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как Великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия.
Точно также исключаются из четыредесятницы субботы и воскресения, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Ап. Относительно продолжительности Великого поста, соблюдаемой и ныне православною церковью, никогда и ни с чьей стороны не возникало никаких споров; но этого нельзя сказать относительно продолжительности других постов. Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III 1084-1111 , по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней ;;;; ;;;;;;;;;; , так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней ;;; ;;; ;;;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;. Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода. Толкования: Зонара. Это правило непременно требует, чтобы верные проводили в посте святую четыредесятницу пред Пасхою и среду и пяток каждой из прочих седмиц, кроме тех, кто по слабости телесной не может поститься. Ибо пост придуман для укрощения плоти.
Если же плоть удручена болезнью, или другою какою немощью, то уже не необходимо это укрощение через пост. Не соблюдающих сего правила посвященных правило предписывает извергать, а мирян отлучать. Должно заметить, что правило и среду и пяток поставляет наравне со святою четыредесятницею пред Пасхою. Того, кто не постится в четыредесятницу, или в среду и в пяток, если он клирик, подвергни извержению, а если мирянин, подвергни отлучению; исключая того случая, когда препятствует сему немощь. Сорокадневный пост пред Пасхою прежде предан Господом, Который постился такое число дней; потом - и Святыми Апостолами в настоящем правиле.
Сахар и холестерин — Как правильно выйти из поста?
Очевидно, что резкий обратный переход тоже бесследно не пройдет. Но во избежание проблем стоит так же постепенно добавлять те продукты питания, которых вы были лишены, — мясо, яйца, молочку. И хотя бы на неделю-две растянуть такой переход. Резкий выход из поста чреват и проблемами с желудочно-кишечным трактом — запорами и диареями, и набором веса, и эндокринными сбоями. Особенно если это будет не только употребление запрещенных ранее продуктов, но и просто переедание. Если мы резко добавляем сладости, которых были лишены, то велика вероятность повышения сахара.
Диабет, глюкометр. ССО — Как понять, что есть проблема со здоровьем после выхода из поста, помимо очевидных нарушений в работе желудка и кишечника? Но многие отмечают общую слабость и упадок сил, когда делать ничего не хочется. Для повышенного сахара иногда характерна сухость во рту. Человек начинает больше пить, а ночью не раз встает в туалет. Возможны онемения конечностей и проблемы со зрением.
Еще жалуются на нарушения памяти и внимания — проще говоря, соображаешь не так, как раньше. Все эти проявления — повод заподозрить сахарный диабет и обратиться к терапевту или эндокринологу. Если симптом проявляется хронически, значит, велика вероятность, что у пациента сахарный диабет. Если резко выйти из поста, может развиться так называемый преддиабет, когда уровень сахара в крови постоянно выше нормы, но не настолько, чтобы диагностировать сахарный диабет. Такие люди оказываются в группе риска. Если при выходе из поста резко увеличилось количество животных жиров в пище, то это может вызвать и резкое повышение холестерина.
Тут в принципе никаких жалоб никогда не бывает, пока из-за холестериновых бляшек, забивших сосуды, не начинаются проблемы с сердцем и мозгом. Чтобы этого избежать, нужно постараться снизить вес и ограничить животные жиры. Высокий холестерин нельзя оставлять без лечения. Если повышен и сахар, и холестерин, а, как правило, так и бывает, то получается двойная опасность и нагрузка на сосуды. Я никогда об этом не спрашиваю, это тонкая религиозная тема. Вообще, человек часто не может связать заболевание и неправильное питание.
К эндокринологу и идут пациенты, которые не могут разобраться, в чем проблема сбоев в организме, когда вроде все в норме и другие врачи ничего не диагностировали. Жалобы на общее плохое самочувствие и потерю сил — самые частые.
Великий пост 2023: даты, суть, календарь питания
Православные употребляют постную пищу без термической обработки. В четверг разрешены вареные и тушеные блюда без масла. В пятницу верующие не едят целый день, а в субботу, накануне Пасхи, готовят горячую еду без масла и пьют вино. И помните: если православный верующий нарушил правила поста, то перед его продолжением он должен покаяться на исповеди. После этого Великий пост можно продолжать. Фото: Freepik Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Скоромная пища — продовольственные продукты, в состав которых входит пища от теплокровных животных: мясо; субпродукты; животный жир; молоко, молочные и кисломолочные продукты, сливочное масло; яйца, а также содержащие их блюда и кондитерские изделия. Поделиться Как заботиться о здоровье во время Великого поста Как заботиться о здоровье во время Великого поста В саму Пасху лучше обойтись кусочком кулича и одним яйцом, отдавая предпочтения постным блюдам. На следующий день можно включить в меню кисломолочные продукты вроде йогурта и кефира. На третий день можно съесть нежирные сорта рыбы и легкий рыбный бульон. Мясные блюда вводят в рацион начиная с четвертого дня после Пасхи. После долгого поста можно съесть паровые котлеты или тефтели из мяса птицы или говядины. И пейте побольше воды. Починить сломанные вещи. Заранее купить продукты для праздничного застолья. Чистый четверг — это последний день, когда можно заниматься физическим трудом перед Пасхой. Пятницу лучше проводить в молчании и размышлениях.
Но и тут важна постепенность. От сладкого, например, легче отказываться шаг за шагом - сначала, например, просто от шоколада и конфет, а потом и от сахара. Такой путь результативней, чем резкое: с понедельника все, больше ни-ни… Ольга Касымова: Не надо создавать нашему организму стрессовых нагрузок, у него и без этого их хватает. И еще. Почему-то, когда начинают рассуждать о питании в Великий пост, никто не говорит о том, что не менее важно в эти дни соблюдать режим. Есть по часам? Во сколько? Ольга Касымова: Небольшими порциями, каждые два-три часа небольшими порциями - чтобы не создавать нагрузку на желудочно-кишечный тракт. Священники, давая рекомендации к Великому посту, советуют выходит из чатов и соцсетей, в которых, как мы знаем, часто кипят нешуточные страсти. А что на это скажет доктор? Ольга Касымова: Полностью с этим согласна. Говоря про здоровье в Великий пост, почему-то забывают упомянуть, как важно соблюдать режим вообще, и режим сна и бодрствования в частности. Сон в дни Великого поста должен быть полноценным. Мой совет - если вы устали, чувствуете, что ваши силы истощены, найдите возможность, отдохните в течение дня, хоть чуть-чуть. И вы увидите, что сил прибавилось, дела пошли веселей. При этом мы, врачи, не советуем отказываться и от ежедневных физических нагрузок. Не надо их чрезмерно увеличивать, но те упражнения, та физзарядка, которую вы делали и до Великого поста, она должна быть сохранена. Подводя итог скажу: соблюдая пост, надо вводить ограничения постепенно. Ограничения в конкретных продуктах могут быть индивидуальны и зависеть от вашего состояния здоровья, от ваших заболеваний, в конце концов от тех лекарств, которые вы принимаете - и тут надо обязательно посоветоваться с лечащим врачом. Удивительно, но современная медицина в полном согласии со святыми нашей Церкви. Отец русского старчества преподобный Паисий Величковский объяснял: "Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, не взирая на других подвижников, - много или мало кто поститься; смотри, рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить". А еще было правило: "оставляй пищу, пока еще чувствуешь алкание", то есть не переедай. Ольга Александровна, и все же, есть ли категории больных, которым пост даже и в смягченном варианте противопоказан? Ольга Касымова: Это онкологические больные, больные с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, люди после операций или с заболеваниями крови, беременные и кормящие матери... В целом, подход должен быть индивидуальным, с учетом особенностей организма, возраста, сопутствующей патологии.
Начиная занятия спортом, мы не ждем от себя результатов, являющихся обычными для профессиональных спортсменов. Никто в трезвом уме не подступится к штанге в 100 кг, если до этого поднимал только 30. Если же рискнет, то, без сомнения, не только не достигнет результата, но и подорвет здоровье. А вот если заниматься регулярно, постепенно увеличивая вес снаряда, через несколько лет сможет без труда поднять недоступный в начале вес. Зачастую начинающие постящиеся, не имея достаточного опыта в соблюдении пищевых ограничений, допускают во время Великого поста ряд ошибок в питании. Часто именно самый строгий и продолжительный пост стремятся соблюдать люди, формально относящие себя к православным верующим, но фактически не живущие церковной жизнью, не имеющие практики соблюдения многодневных постов. Основные ошибки постящихся: 1. Резкое исключение животной пищи Традиционно к Великому посту подходят постепенно, соблюдая ограничения в употреблении животной пищи не только каждую среду и пятницу на протяжении года исключая дни церковных праздников , но и в течение предваряющей сорокадневный пост Масленичной недели, также называемой «мясопустной», во время которой предписано воздержание от употребления мясной пищи. Резкий переход от привычного скоромного рациона с частым и обильным употреблением продуктов животного происхождения к питанию по строгому канону Великого поста приводит к обострению хронических заболеваний, нарушению углеводного баланса в сторону гипогликемии, что проявляется резкой слабостью, потливостью, головной болью, нередко обмороками. Избыток углеводистой еды и продуктов с «пустыми» калориями Внезапное изменение питания с переходом на постную пищу нередко влечет за собой постоянное фоновое чувство голода. Желание перекусить приводит к употреблению широко доступных, готовых к употреблению снеков. Такие продукты, как чипсы, лапша быстрого приготовления, сушки, сухарики, карамельные конфеты, шоколад, являясь формально постными продуктами, не могут считаться пищей, полезной для здоровья, так как имеют несбалансированный состав, практически лишенный витаминов, минералов, белка и клетчатки, с преимущественным содержанием углеводов и жиров, и высокую калорийность. При избыточном поступлении углеводов возрастает чувствительность к аллергенам, что ведет к обострению инфекционных и аллергических заболеваний.
Сухоядение - 15 рецептов и рекомендации.
Пост. Средство обновления души | Пост – в собственном значении означает воздержание в пище, в питье и в удовольствиях. |
Почему в пост нельзя молочные продукты, и другие вопросы про пост - | Сухоядение означает употребление в пищу растительных продуктов без предварительной термической обработки (отваривания, обжарки, тушения или запекания). |
Седьмая неделя Великого поста: что можно делать и как питаться — 09.04.2024 — Статьи на РЕН ТВ | Сухоядение не предназначено в пост для мирян. |
Великий пост: что можно есть в дни сухоядения
Самые непростые дни поста – это дни сухоядения. В 2024 году Великий пост начался 18 марта и продлится до 4 мая включительно. еда всухомятку, т. е. блюд никаких нет: Сухоядение — термин в православном Уставе, обозначающий разрешение на вкушение только неварёной пищи во время поста. Значение суходеяние в пост Сухоядение делится на два типа строгое и простое.
Что можно есть в пост
У православных начался Великий пост. Когда Великий пост в 2024 году у православных христиан? Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней. 30 декабря: сухоядение в преддверии новогодних праздников весьма серьезное испытание, а значит, провести день важно в хорошем настроении и занять себя любимым хобби. Сухоядение не предназначено в пост для мирян. 22 марта -сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.