Вот и выпал первый, долгожданный снег. Подпишитесь на новости и акции и будьте в курсе всего! Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с правилами обработки персональных данных.
Картина Ранний снег
Альбом: Василий Дмитриевич Поленов. Рейтинг (голосов: 21). Василий Поленов «Ранний снег» Почему я раньше не видела эту картину Василия Поленова? Василий Дмитриевич Поленов ранний снег 1891 Третьяковка. Василий Дмитриевич Поленов ранний снег 1891Скачать Картины Поленова зимаСкачать Василий Дмитриевич Поленов зима ИмоченцыСкачать Батурин Виктор Павлович (1863-1938)Скачать Илья Семёнович Остроухов СиверкоСкачать Иван Айвазовский. 60 фото, смотреть в социальной сети Мой Мир.
Описание картины Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег»
Альбом: Василий Дмитриевич Поленов. Рейтинг (голосов: 21). Для работ Поленова 1890-х годов характерно особенное внимание к различным состояниям природы. На картине "Ранний снег", созданной Василием Дмитриевичем Поленовым в 1891 году, представлен прекрасный пейзаж, который передает тихую зимнюю атмосферу. Василий Дмитриевич Поленов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург – 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) – выдающийся русский пейзажист, мастер исторической и жанровой живописи, педагог Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 60 фото, смотреть в социальной сети Мой Мир. Василий Дмитриевич Поленов Wassilij Dimitriewitsch Polenow.
Early snow
Василий Дмитриевич Поленов ранний снег 1891Скачать Картины Поленова зимаСкачать Василий Дмитриевич Поленов зима ИмоченцыСкачать Батурин Виктор Павлович (1863-1938)Скачать Илья Семёнович Остроухов СиверкоСкачать Иван Айвазовский. Василий Дмитриевич Поленов "Источник девы Марии в Назарете". Репродукция картины "Ранний снег Василий Дмитриевич Поленов " Однако за границей молодой художник понял, что его призвание — пейзаж. Василий Дмитриевич Поленов Wassilij Dimitriewitsch Polenow. Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Санкт-Петербурге.
Поленов Василий Дмитриевич
ИнтернетПервый план пейзажа Василия Дмитриевича Поленова Ранний снег изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою. ИнтернетПервый план пейзажа Василия Дмитриевича Поленова Ранний снег изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою. Первый план пейзажа Василия Дмитриевича Поленова Ранний снег изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою. На картине "Ранний снег", созданной Василием Дмитриевичем Поленовым в 1891 году, представлен прекрасный пейзаж, который передает тихую зимнюю атмосферу. Василий Дмитриевич Поленов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург – 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) – выдающийся русский пейзажист, мастер исторической и жанровой живописи, педагог Московского училища живописи, ваяния и зодчества. А снег сегодня выпал и растаял.
«Ранний снег»
Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1 июня 1844 года в Санкт-Петербурге в обеспеченной , культурной, дворянской семье. Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным в России археологом и библиографом, мать, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей, а дядя художника М. Поленов 1823—1882 , был сенатором. Яркими детскими воспоминаниями Василия Поленова всегда являлись его поездки на север в имение бабушки по материнской линии Веры Николаевны Военковой, жившей в Олонецком крае, в местечке Ольшанка Тамбовской губернии. Вера Николаевна была очень образованной женщиной, дочерью известного в царской России архитектора Н. Львова, получившая воспитание, вследствие ранней смерти родителей, в доме Г. Хорошо знала русскую историю, с блеском народную поэзию, с удовольствием рассказывала своим многочисленным внукам русские народные сказки, былины, предания. Именно в этой среде формировался художественный вкус будушего художника, чьи увлечения живописью бабушка всячески поощряла. Живопись увлекала всех детей Поленовых, а семья была многочисленна, но наиболее одарёнными оказались двое: старший сын Василийи и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими профессиональными художниками.
Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств, которые с удовольствием и за хорошее вознаграждение занимались с молодыми дарованиями. В 1856 году произошла судьбоносная встреча Василия Поленова с Павлом Петровичем Чистяковым 1832-1919 , выдающимся русским художником и педагогом, мастером исторической, жанровой и портретной живописи, в те годы ещё студентом Академии художеств. В течение пяти лет, начиная с 1856 и по 1861 год Чистяков обучал рисунку и основам живописи Василия и его сестру, с самого первого занятия требуя от подопечных пристального изучения натуры. В 1863 году, Василий Поленов, окончив Олонецкую гимназию, поступил, вместе с братом Алексеем, на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах: ещё слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Вскоре Василий Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Учился он у Фёдора Антоновича Бруни 1799—1875 —выдающегося русского художника итальянского происхождения, представителя академического стиля и Тимофея Андреевича Неффа 1805-1875 — профессора портретной и исторической живописи. В 1867 году Василий Поленов окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд.
Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году одновременно с Ильёй Репиным за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль и звание классного художника.
В центре картины выделяется небольшой поселок, покрытый снегом. Видны его уютные деревянные хаты и церковь с небольшими колокольнями, которые тихо нежно звенят под действием морозного воздуха. Атмосфера спокойствия и уединения, присутствующая в данной композиции, позволяет зрителю в полной мере ощутить особую красоту зимней магии. Картина "Ранний снег" Василия Поленова имеет глубокий смысл и выражает идею о величии русской природы и поэзии сезона зимы.
Каждая деталь полотна художником продумана с большой точностью и любовью, что придает ему особую эмоциональную и художественную ценность. Эта картина является не только образом необыкновенной красоты природы, но и своеобразной летописью русской зимы, неразрывно связанной с духовностью и национальностью нашей культуры. На картине В. Поленова изображен первый снег. Это видно не только из её названия, но и из того, что на ней изображено. Желтеет припорошённая снегом Ока.
Чёрное, корявое дерево сиротливо торчит на косогоре. Тучи тёмно-свинцовые закрывают холодное небо. И только красно-рыжий кустарник напоминает, что ещё вчера здесь была золотая осень. Снег выпал внезапно, рано, деревья и кусты ещё не успели сбросить листву. Река не успела замерзнуть, потому что ещё не было сильных морозов. И вода в реке кажется тёплой по сравнению со снегом, покрывшим её берега.
День пасмурный, но светло от снега.
Картина написана широкой кистью, но при этом тщательно отделаны детали. Рисунок в изображении кружева пушистых веточек с листьями разнообразной конфигурации и сложно переплетающихся обнаженных веток деревьев на фоне неба тонок, точен и изящен.
Бёхово», 1891 находилась в коллекции Фёдора Терещенко, которая потом стала частью собрания Киевского музея русского искусства.
Другая картина под тем же названием находится в Ярославском художественном музее. Эскиз пейзажа был написан Поленовым в 1890 году в деревне Бёхово на Оке, когда в сентябре выпал ранний снег. Это было незадолго до переезда в соседнюю усадьбу «Борок», которая потом стала называться «Поленово». Композиция картины была тщательно продумана художником.
Ранний снег — Василий Поленов
Он хотел, чтобы архитектура и ландшафты на его библейских полотнах были правдоподобными, — в итоге он написал 72 картины, где воссоздал земной путь Христа. Здесь он раскрылся как мастер эпического пейзажа. Бёхово» написан как раз в этом жанре. Автор передал в нем масштаб природы, создал собирательный образ России с ее просторами и сменой сезонов.
Поленова , "который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью".
Сама картина, по сведениям Е. Сахаровой, писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете С. Мамонтова в его доме на Садово-Спасской. Экспонирована картина была на XV Передвижной выставке 1887 года.
Александр III, осматривавший выставку до ее открытия, приобрел полотно Поленова для своей коллекции, опередив в этом Третьякова, который вел с художником переговоры о покупке картины. Приобретение картины "Христос и грешница" Александром III разрешило все сомнения цензора Никитина относительно возможности оставления картины на выставке, возбужденные в последнем слишком "низменно" реальной трактовкой евангельского сюжета и не каноническим изображением Христа. Дом В. Поленова в деревне Борке Эти же черты картины вызвали нападки на нее реакционной прессы.
Соловьев в статье, напечатанной в "Московских ведомостях", напустился на Поленова за то, что "псевдоисторический элемент" преобладает в его картине над "идеалистически-религиозным". Другой корреспондент "Московских ведомостей" выдвигал перед художником требование изображать "земной образ Христа не в возможно реальном, по предположениям, но в высшей идеализации человеческого образа, какая только доступна средствам искусства". Поленова, Спаситель мира, Мессия, Бог! Отчего Он так прост и обыкновенен?
Где печать того божественного призвания, которому Он служит, чем Он отличается от остальной толпы неряшливых оборванцев, окружающих Его? Увлечение Поленова передачей подлинности изображаемого, его жизненной достоверностью имело свой смысл. Оно было обусловлено тем, что художник настойчиво стремился утвердить реальность личности Христа и всех событий, с ним связанных, с тем, чтобы доказать жизненность его учения и его значение для развития человеческого общества. Христос Поленова - это прежде всего учитель, мудрец, гуманист, который несет людям слова любви, который учит их человечности.
Спиро, - он мне дает не только сильный ум, доброту дает, да еще доступность, простоту, боже мой! Доброта в умном, энергичном человеке, да еще доступном - да ведь то-то и дает людям наибольшую отраду! А вся-то картина - злоба людская узкая, гадкая, нечеловеческая страсть тонет в доброте, разлитой по всей картине, даже в воздухе ее, а разлилась она у Вас оттого, что Христос Ваш так просто, так обыкновенно добр. И так трактован сюжет, что будь толпа, накинувшаяся на женщину, еще более разъяренная, еще страшнее разнузданная, мне бы не было страшно за женщину и за людей вообще; я взволнованно-покоен, я даже рад, что это тут случилось, - тут дело будет покончено самым гуманно простым образом, утешительным: тут есть человек, Христос, - я вижу по позе, по лицу его, по всему складу всего окружающего его, который думает о факте прежде, чем о себе, и человек с золотым сердцем; его не подденешь, потому что не за что, - у него крючков нет, он прост!
Троицкая церковь в селе Бехово Светлое и радостное приятие жизни, свойственное молодому Поленову, только что окончившему Академию художеств, в эпоху 80-х годов - эпоху разгула реакции - постепенно тускнело. Искусство все больше становилось для него не только областью, в которой он утверждает свои идеалы, раскрывает свое понимание прекрасного, запечатлевает то, что ему близко и дорого в жизни, но и сферой деятельности, питающей его потребность в радости и красоте, которая не удовлетворяется окружающей действительностью. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело". Обращение Поленова к религии Христа не вызвало коренного перелома во взглядах художника.
Оно явилось продолжением поисков путей достижения тех гуманистических идеалов, которые всегда были определяющими в мировоззрении Поленова и которым он не изменил. В христианстве он прежде всего увидел гуманистическую проповедь милосердия и любви к человеку, протест против насилия над человеческой личностью, призыв к добру, к высокому духовному совершенству, то есть все то, что он ценил раньше и что стало особенно дорого ему в России 80-х годов, - в эпоху полнейшего произвола, грубого попрания человеческих прав, разгула реакции и деспотизма. Пейзажной живописью в эпоху 80-х годов Поленову удавалось заниматься только урывками - полотно "Христос и грешница" в течение долгих лет поглощало все внимание художника, поэтому большая часть пейзажей 80-х годов была создана либо в начале этого периода, до увлечения работой над картиной, либо в конце его, по ее завершении. Развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения.
Мечтая поселиться "на природе", Поленов приобрел в 1890 году небольшое имение "Бехово" в бывш. Алексинском уезде, Тульской губернии. Там им был построен по собственному проекту дом с мастерскими для друзей-художников. Усадьба была названа "Борок".
Выбор нового места для жительства счастливо совпал с направлением творческих поисков Поленова 90-х годов и можно сказать во многом способствовал успешности этих поисков. Природа приокского района благоприятствовала развитию у Поленова влечения к эпическому пейзажу. Художник очень быстро нашел свою тему в пейзаже и с этого момента стал настоящим поэтом Оки. Имоченцы Среди пейзажей Поленова этого периода заметное место занимают изображения русской деревни "Зима.
Имоченцы", 1880, Киевский музей русского искусства; "Деревенский пейзаж с мостиком", 1880-е гг. Вместе с обращением Поленова к сельскому пейзажу тема русской деревни естественно вошла в его творчество, но она не приобрела для художника того принципиального значения, не была насыщена тем остро критическим социальным содержанием, какое имела у Перова, Васильева и других его предшественников, которые средствами своего искусства, своими образами нищей, затерявшейся в глуши лесов и бескрайних равнин русской деревеньки, мотивами разъезженных, тонущих в непролазной грязи проселочных дорог включались в борьбу демократических слоев общества с темнотой и отсталостью деревни, с пережитками крепостничества в эпоху, когда крестьянский вопрос был одним из самых наболевших. Русская деревня в изображении Поленова предстает в опоэтизированном виде. Объясняется это не столько недостаточной зрелостью демократизма художника, не только особенностями его светлого, чуткого к красоте таланта, но - что самое главное - общими для литературы и искусства 80-90-х годов тенденциями к поэтизации деревни с ее простой и естественной, близкой к природе жизнью.
Первые картины Поленова с изображением русской деревни исполнены в том же пейзажно-бытовом жанре, что и картины "Московский дворик", "Бабушкин сад". Постепенно, по мере приближения к 90-м годам, люди начинают исчезать из пейзажей Поленова, но последние некоторое время все еще носят на себе следы их повседневной жизни и деятельности, и только в эпоху 90-х годов "чистая", нетронутая природа окончательно утверждается в пейзажной живописи Поленова. Вместе с этим, естественно, обрывается и тема русской деревни. Серия "деревенских пейзажей" Поленова открывается большой картиной "Зима.
Имоченцы" 62,5x107,5. Осень на Оке близ Тарусы Картина изображает небольшую деревню у края черного бора. Ее избы, типично северного образца, большие, срубленные из толстых бревен, с высокими кровлями, с окнами, почти на высоту человеческого роста отстоящими от земли, украшенными нарядными, резными наличниками, не тонут в сугробах, не теряются в окружающей их снежной равнине, как это обычно было в пейзажах 60-х - начала 70-х годов "Оттепель" Васильева, например. Тесно сгрудившиеся, они производят внушительное впечатление, кажутся под стать густому, сплошной стеной стоящему хвойному лесу.
Все в этой деревне дышит домовитостью, довольством, крепким укладом жизни. Вьются из труб дымки, неторопливо переговариваются на улице женщины с ведрами, возвращается домой в санях женщина с поклажей, степенно сидят на снегу две собаки. Все эти жанровые детали, так же как в картине "Московский дворик", не только помогают раскрыть быт людей, но и выявляют содержание созданного художником образа северной деревни, во многом сохранившей черты патриархальности и старины. Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в ее красотах.
Поленов продолжал нежно любить эту природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды. Таковы произведения: "Ранний снег" 1891, частное собрание , "Летом на Оке" 1893, частное собрание, Москва , "Золотая осень" 1893, музей им. Поленова , "Осень на Оке близ Тарусы" 1893, Киевский музей русского искусства и др.
Но Вам тогда почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет, да и проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года, и ни разу ее не слыхал, а красота и гармония все те же". Золотая осень Картина "Ранний снег" - одна из первых удач художника на пути создания широкого лирико-эпического пейзажа Оки. Первый покров пушистого снега лег на землю, сгладив, смягчив ее очертания, сделав еще более ощутимой бескрайнюю ширь просторов.
Благодаря высокой точке зрения, с которой написан пейзаж, взгляд зрителя легко скользит по поверхности заснеженных холмов и свободно уходит вдаль, к горизонту, где снежная пелена полей сливается с затянутым серыми тучами небом. Четко вырисовывающийся на этом серо-белом фоне силуэт оголенного дерева с опавшими листьями еще сильнее приковывает взгляд зрителя к далям, как и разворот уходящей вдаль реки, теряющейся среди снежных просторов. Широкие, плавные, ритмически повторяющиеся линии, на которых строится пейзаж, сообщают ему большую ясность и гармонию, спокойствие и эпический размах. При этом природа, изображенная художником, еще не погрузилась в зимнее оцепенение, еще не замерла в зимнем сне.
Река далеко не вся скована льдом - на ней остались широкие разводья; снег лежит только на земле: кусты еще не скрылись под сугробами, и их порыжелая листва трепещет на ветру; только с отдельных деревьев полностью облетели листья, и поэтому лес не потерял еще своей пушистости, выделяясь темным, богатым в своих оттенках пятном на фоне снежного покрова. Это переходное состояние природы, это смешение летних и зимних форм и красок делает пейзаж очень живописным, позволяет острее ощутить красоту позднего цветения природы, последних проявлений ее жизни перед наступающим зимним сном. Но самым любимым временем года Поленова в эту пору все-таки является золотая осень. Ее красоту он сумел передать, как никто другой в русском искусстве.
Ранний снег Вслед за картиной "Осень в Абрамцеве" Поленов создает большое полотно, которое так и называет - "Золотая осень" 1893, музей им. Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта.
Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника - холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Это заставляет зрителя мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом, отчего усиливается ощущение бескрайности запечатленных художником приокских лугов. Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, центрической уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление.
Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки и смиренно блистающая своей "красою тихой" Пушкин. Буйное цветение абрамцевской осени прекратилось, ее горение угасло. Воцарились покой, сосредоточенность, тишина.
Поблекли краски.
Однако как же так! Пейзаж Поленова с конца 80-х годов XX века украшает Третьяковскую галерею. Дело в том, что существовал второй вариант картины, который художник сделал в 1891 году для известного московского врача и коллекционера Алексея Петровича Лангового. Ланговой, российский коллекционер А. Ланговой, российский коллекционер Ланговой был один из самых уважаемых и достойных людей в русской художественной среде на рубеже ХIХ — ХХ веков. Авторитет Алексея Петровича был столь велик, что его избрали по предложению Репина членом Совета Третьяковской галереи. Коллекционер, которого считали своим другом Серов, Васнецов, Грабарь, Сомов. Терапевт, пользовавшийся большим уважением. Гласный Московской городской Думы.
Он собирал работы передвижников и участников «Мира искусства». И, конечно, мимо дивного таланта Поленова Ланговой пройти никак не мог. В дальнейшем уникальное собрание московского коллекционера оказалось разрозненным. Сам он, затравленный новой властью, умер в 1939 году. Незадолго до его смерти ряд картин был закуплен Третьяковской галереей. Но в число этих работ «Ранний снег» не входил. Лангового, временно, в тёмную пору ежовщины, прошедшей и по моим костям, очутилось в чужих руках и вновь вернулось ко мне, оплаченное вторично, с большим напряжением сил и средств в момент, когда этому полотну грозило исчезновение из Москвы». Мы приводим эти строки из дарственной, адресованной в сентябре 1989 года тогда ещё Советскому фонду культуры и подписанной коллекционером Григорием Павловичем Беляковым, с просьбой передать этот дар в государственную Третьяковскую галерею, но с одним условием.
Беляковым О Белякове сейчас вспоминают мало, а это был человек, собиратель, меценат огромного масштаба. Он родился в пензенской деревне, в крестьянской семье.
Совсем молодым красноармейцем принимал участие в национализации помещичьих усадеб. А в Пензенской губернии, в Наровчатовском уезде были богатейшие собрания Араповых, Унковских, других знаменитых дворянских фамилий. Именно тогда вначале не слишком образованный деревенский парень и приобщился к произведениям искусства. Одарённый от природы, обладавший зорким глазом, Беляков всё видел и всё замечал. Видел, как уничтожались иконы, полотна с обнажённой натурой, как пропадали бесценные реликвии отечественной истории. Так, что-то выкинутое на свалку стал он собирать, постепенно превратив своё собрание в одну из лучших коллекций в СССР. Человек степенный, аккуратный, проживший непростую жизнь, Григорий Павлович был по-настоящему щедрой натурой. И дело не только в целой россыпи шедевров, которые он подарил музеям. Дело ещё и в щедрости человеческого тепла, которые Беляков так охотно дарил близким по духу людям. И раз за разом прикасаясь к истории людей, подаривших свои реликвии Российскому фонду культуры, мы ещё раз оцениваем благородство и щедрость тех, для которых культура и история своей страны всегда были важнее своей собственной жизни.
Материал подготовлен главным хранителем Российского фонда культуры Ольгой Земляковой совместно с историком и исследователем русской эмиграции Виктором Леонидовым. Фото: открытые источники, архив Российского фонда культуры 583 Предыдущая статья Следующая статья MaryM Огромное спасибо за статью, читала с огромным удовольствием. Восхищаюсь творчеством Поленова и других великих русских живописцев, а также щедростью и благородством меценатов, подарившим нам возможность любоваться такими шедеврами мирового искусства!!! Сергей Базин В картину необходимо вкладывать, кроме внешности, внутренний свой мир, Свою собственную поэзию,неуловимую и неуяснимую умом и правилами, а чувствуемую внутренним чувством и передающуюся зрителям. Василий Поленов.
Художник Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927), «Ранний снег», 1891 г.
Картина оказалась за границей, но отнюдь не в связи с бесчисленными примерами распродажи произведений искусства в 30-е годы. И обладатели картины вовсе не взяли её с собой, отправляясь в пожизненное изгнание после революции и гражданской войны. Ранний снег, В. Картину сняли со стены зала Поленова в Третьяковской галерее вскоре после смерти Сталина, в самом начале оттепели. Визит раскованных, галантных актёров «Комеди Франсез» за загадочный железный занавес в СССР стал одним из символов нового времени.
Восхищённые Москвой, французские гости, не скрывая восторга, любовались шедеврами Третьяковки. Одна из актрис долго не отходила от «Раннего снега». Кому-то из высоких партийных чинов, чуть ли не самому Хрущёву, по слухам, захотелось сделать иностранной приме подарок. Так шедевр Поленова оказался во Франции, где и находится по сегодняшний день.
В Третьяковской галерее. Однако как же так! Пейзаж Поленова с конца 80-х годов XX века украшает Третьяковскую галерею. Дело в том, что существовал второй вариант картины, который художник сделал в 1891 году для известного московского врача и коллекционера Алексея Петровича Лангового.
Ланговой, российский коллекционер А. Ланговой, российский коллекционер Ланговой был один из самых уважаемых и достойных людей в русской художественной среде на рубеже ХIХ — ХХ веков. Авторитет Алексея Петровича был столь велик, что его избрали по предложению Репина членом Совета Третьяковской галереи. Коллекционер, которого считали своим другом Серов, Васнецов, Грабарь, Сомов.
В его классах была создана искренняя, доверительная атмосфера товарищества и серьезного, углубленного изучения рисунка и техники живописи. Постепенно Поленов посвящал учеников в тайны колорита и построения перспективы, которыми сам владел блестяще. По сути, Василий Дмитриевич в своей педагогической практике продолжал развивать положения, полученные им еще в детстве на занятиях с П. Позже М. Нестеров отметит в письме к Поленову: «Вы один из лучших учеников П. Чистякова, передали заветы учителя своим ученикам»[31]. Поленов в первом ряду , В.
Маковский во втором ряду , Е. Татевосян в третьем ряду. Поленова Художник придерживался мнения, что «учить молодежь, прошедшую общие классы, больше нечего, надо давать только возможность продолжать учиться»[32]. Этот свободный взгляд позволил каждому из его учеников сохранить свою неповторимую живописную манеру. Поленов считал совершенно необходимым для молодых художников освоение достижений западноевропейской живописи. Коровин вспоминал о том, что он с Левитаном впервые от Поленова услышали о Фортуни, об импрессионистах и познакомились с их работами. Благодаря тесному общению с молодежью, резко отрицавшей «идейность» в искусстве и провозгласившей его самодовлеющую ценность, стало особенно ощутимо проявляться основное расхождение Поленова с передвижниками.
Он не только никогда не поддерживал борьбы с лозунгом «Искусство для искусства», которую вело старшее поколение Товарищества, но в этом важнейшем теоретическом вопросе стоял в рядах противоположного лагеря. Очень быстро дом Поленова в Кривоколенном переулке стал для его учеников «своим». Небольшой поначалу художественный круг значительно расширился, когда в доме Поленовых регулярно стали собираться по четвергам, а потом по субботам на рисовальные и акварельные вечера. На этих собраниях бок о бок работали «старшие» - В. Васнецов, В. Суриков, Н. Неврев, А.
Киселев, ученики Поленова - К. Коровин, А. Головин, И. Левитан, А. Архипов, С. Иванов, С. Виноградов и их друзья - И.
Остроухов, В. Серов, М. Васнецов, М. Врубель и другие. Поленовой, была в том, что «собираются вместе люди одной специальности. Обмен впечатлений и мыслей важней самой работы»[33]. Пастернак, - вероятно, трудно себе представить, каким оазисом...
Его же влиянию и активному участию обязаны памятные московские периодические выставки своим расцветом, достигшие довольно высокого уровня»[35]. В 1893 году в Москве было образовано Московское товарищество художников, в деятельности которого приняли участие многие ученики Поленова и сам художник. Главное своеобразие направления выставок этого объединения заключалось в том, что интерес к импрессионизму сочетался в нем с поисками «декоративного элемента»[36]. Увлечение декоративными исканиями, основанными на интересе к национальным традициям, свойственное москвичам, восходит к деятельности Абрамцевского кружка, к первым работам в этом направлении Васнецова и Поленова. В 1897 году С. Дягилев, впервые увидев работы московских молодых художников на выставке передвижников, писал в рецензии о «молодой московской школе, влившей совсем новую струю в нашу живопись... Отсюда, из этой кучки людей, от этой выставки, - говорил критик, - надо ждать того течения, которое нам завоюет место среди европейского искусства»[37].
Поленова и другие уже участвовали в совместной с петербуржцами «Выставке русских и финляндских художников», организованной С. В художественную жизнь России вошло новое понятие - «молодая московская школа», и в этом была немалая заслуга художественной и педагогической деятельности Поленова. Левитан справедливо утверждал в письме к Василию Дмитриевичу: «Я уверен, что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас»[38]. Готов был помочь Поленов не только своим ученикам. Известно, какими сложными перипетиями и драматизмом была наполнена история создания двух панно М. Врубеля «Принцесса Греза» на сюжет одноименной драмы Э. Они были предназначены для декоративного убранства интерьера Художественного отдела Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде.
Огромные панно были заказаны Врубелю С. Еще незавершенные, они были отвергнуты комиссией Императорской Академии художеств, поскольку живопись полотен была, по ее мнению, слишком новаторской. Савва Иванович, возмущенный решением академиков, приобрел панно и после окончания работы над ними выставил в специально выстроенном павильоне у входа на выставку. Заканчивали оба полотна по его просьбе художники Поленов и Коровин под наблюдением Врубеля это было условием Поленова , занятого в это время работой над декоративными панно для Морозовского особняка. Масса народа еще до посещения выставки могла познакомиться с работами талантливого, но не известного дотоле широкой публике художника. Василий Дмитриевич, уже тогда профессор, маститый художник, взялся за работу по завершению панно как рядовой исполнитель, потому что, как он писал жене: «Они [панно] так талантливы и интересны, что я не мог устоять»[39]. Поленов более других был открыт новому в искусстве, был готов учиться и учился у своих учеников и молодых художников - Серова, Коровина, Левитана, - оставаясь при этом всегда самим собой, сохраняя свое, «поленовское» настроение и мироощущение.
Евангельская тема в живописи Поленова Раздел экспозиции, посвященный евангельской теме в творчестве художника, открывается картиной «Воскрешение дочери Иаира» 1871, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств. Решая поставленную перед ним задачу раскрыть евангельское событие с чудом исцеления, Поленов стремился придать изображению возвышенный характер. В воссоздании образа Христа он явно следовал величественному и монументальному образу на полотне А. Иванова «Явление Христа народу» 1837-1857. Но одновременно в картине можно наблюдать тягу Поленова к передаче реалистически точного психологического состояния присутствующих, стремление к «исторической» достоверности сцены, что уводило его от ивановской концепции трактовки евангельских событий в живописи. Еще в юношеские годы под впечатлением полотна А. Иванова у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа»[40].
Чижова, жившего в Риме рядом с Ивановым и часто бывавшего в его мастерской. Вскоре произошла встреча с картиной «Явление Христа народу» в Академии художеств, которая произвела на четырнадцатилетнего мальчика неизгладимое впечатление. Сюжет картины соответствовал его желанию показать нравственную силу и торжество тех гуманистических идей, которые нес людям Христос, их красоту и истинность. Первые этюды и эскизы к ней были сделаны в 1872 и 1876 годах, во время пенсионерской командировки. К мысли о создании картины он вновь вернулся в начале 1880-х годов, когда начал непосредственную работу над произведением, полностью захватившую художника на последующие шесть лет. Вслед за Эрнестом Ренаном, рассматривавшим Христа как реально жившего человека, он считал, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[41]. Для воссоздания в картине исторически точной обстановки Поленов в 1881-1882 годах предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, заехав по пути в Грецию.
Его подготовительные работы с самого начала переросли рамки обычных живописных «штудий». Задача сбора натурного материала в них как бы и не ставилась: каждый его этюд наделен особой образной силой - «Нил у Фиванского хребта» 1881 , «Первый нильский порог» 1881 , «Развалины Тель-Хум» 1882, все - ГТГ. В архитектурных этюдах Поленова интересовали целостность пластического образа, взаимосвязь памятника и окружающего пейзажа, его погруженность в световоздушную среду - «Харам-эш-Шериф» 1882 , «Храм Изиды на острове Филе» 1882, оба - ГТГ , «Храм Соломона в Иерусалиме» частное собрание. Этюды людей в его первую поездку на Восток занимали гораздо меньшее место по сравнению с пейзажными и архитектурными работами. Художник обращал внимание на характерность жестов окружающих его людей, манеру ношения одежды, ее красочные сочетания - «Арабский мальчик. Живописное мастерство Поленова обрело новые грани. Он работал чистыми красками, не смешивая их на палитре, прямо на холсте находил точные цветовые отношения, добиваясь небывалой силы звучания цвета.
Глубоко индивидуальное восприятие художником архитектурного или пейзажного мотивов, его способность наполнить их эмоциональной силой позволяли мастеру достичь в ряде этюдов почти символического звучания. Такова «Олива в Гефсиманском саду» 1882, ГТГ - причудливо разросшееся дерево, как бы воплощающее древнюю историю своей земли; таковы «Парфенон. Храм Афины-Парфенос» 1881-1882 и «Эрехтейон. Портик кариатид» 1882, оба - ГТГ , в которых ощущаются и специфически поленовское любование, и восхищение гармоничным и величественным миром античности. Олива в Гефсиманском саду. Этюды прямо с выставки приобрел П. Здесь он писал этюды римских евреев и прорабатывал эскизы.
В 1885 году в усадьбе под Подольском, где Василий Дмитриевич проводил лето, был закончен угольный рисунок на холсте в размере будущей картины Музей-заповедник В. В тщательной отделке рисунка видно стремление мастера заострить драматизм сцены, что, собственно, могла дать именно графика с ее лаконизмом и точностью в отображении идеи произведения. Сама картина писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете Саввы Мамонтова в доме на Садовой-Спасской. Таким образом, между первыми этюдами 1872 и окончанием полотна прошло пятнадцать лет. Христос и грешница. Перед глазами зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался в несении людям идеи добра и всепрощения. Согласно Евангелию люди, «обличаемы совестью», разошлись.
Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали. Стремление быть исторически точным заставило художника обратить особое внимание на достоверность архитектуры, пейзажа, предметов материальной культуры, костюмов, переданных средствами реалистической живописи. Возникшая при этом необходимость уравновесить по колориту и линейно все части полотна путем сопоставления красочных пятен коричнево-красных, бирюзово-зеленых, золотисто-белых, в мерном чередовании которых исчезает глубина линейного построения привела его к стилистическим решениям, близким живописи модерна, - своеобразной плоскостности, «ковровости». Именно благодаря этим новым стилистическим приемам Поленовым была выражена основная идея картины — торжество истины, красоты и гармонии над яростно-злобной неуправляемой силой. Картина вызвала много споров и диаметрально противоположных мнений. Наиболее чуткой в понимании ее замысла и восприимчивой к ее живописным достоинствам оказалась молодежь. Минченков, - необыкновенные, чарующие краски, прекрасная природа, послеполуденный зной, красивая композиция храма, толпа, грешница и сам Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте.
Картина точно переливалась перламутром и благоухала... То ценное, что было вложено в картину, самое важное в искусстве - ее красота - охватило меня и держало долгое время в очаровании»[42]. На Тивериадском Генисаретском озере. Во всем пустынном пейзаже разлита такая идеальная, вечная красота, он дышит такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всем отсутствии сюжета значительность происходящего для зрителя не оставляла сомнения. Тот же метод в воссоздании образа Христа можно отметить и в полотне «Мечты На горе » вторая половина 1890-х - 1900-е, ГРМ. И в одной, и в другой картине красота евангельского повествования передана художником через зримую красочную красоту живописи. В картине «Среди учителей» 1896, ГТГ действие происходит в храме.
Здесь царит атмосфера глубокой сосредоточенности: в полумраке величественного храма, в красоте его архитектурных форм, в точности поз беседующих, размышляющих и слушающих людей, в образе отрока Иисуса, захваченного «рассуждениями об идеальных принципах жизни». Пейзаж «входит» в пространство храма струями солнечного света, разрушающими полумрак интерьера, обогащая его цветовыми рефлексами. Среди учителей. И какие бы замыслы ни обуревали художника, какие бы идеи ни увлекали его воображение, пейзаж как цельная картина мира всегда выступал на первое место. Так произошло и с задуманным Поленовым циклом картин «Из жизни Христа». Приступая к работе над ним, художник писал о стоящей перед ним задаче создания образа Христа: «Трудная задача передо мной - непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем... В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[43].
В картине «На Генисаретском озере» он остановился на том облике Христа, который был найден им в предыдущем полотне. Тот же восточный тип лица со спокойным и мудрым выражением, то же состояние самоуглубления, которое здесь особенно выразительно, поскольку обусловлено сюжетом картины. В конце 1890-х годов он решает приступить к созданию цикла картин «Из жизни Христа». Уже созданные им произведения на евангельские темы войдут в серию в уменьшенном варианте. Непосредственная работа над картинами начала сь в 1899 году, когда художник совершил вторую поездку на Восток. Он снова привез из путешествия в основном пейзажные этюды. Показанные в Москве на XXXI Передвижной выставке 1903 года, они произвели на зрителей не менее сильное впечатление своей «свежестью» и «силой в красках», чем работы начала 1880-х годов.
Теперь их роль в картинах цикла была более очевидна. Иногда художник как бы сознательно стирает грани между этюдом и картиной. Евангельские события в картинах «Мечты На горе », «Мария пошла в нагорную страну» 1900-е, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. Врубеля , «Он учил» 1890-1900, ГТГ , «Утром вставши рано» частное собрание , «Крестились от него» ГТГ , «Самарянка» частное собрание , «Решил идти в Иерусалим» Самарский областной художественный музей , «Возвратился в Галилею в силе духа», «Иаков и Иоанн» все 1890-1900, ГРМ и других происходят среди пейзажей, наполненных светом ясной лазури неба, залитых ярким солнцем, с дальней синевой гор и голубизной рек, на фоне яркой зелени деревьев, освещенных сиреневато-розовыми отблесками предвечернего или утреннего восходящего солнца. Иногда в пейзаже появляется идеально прекрасная и величественная архитектура - «Марфа приняла его в дом свой» 1890-1900, ГРМ , «Пределы Тирские» 1911, Музей-заповедник В. В цикле «Из жизни Христа» Поленов создал образ «патриархального золотого века» Галилеи, где люди, погруженные в прекрасный мир природы, достигают высоты и равновесия духа - они мудры и не суетны. Атмосфера согласия в идеально прекрасной стране, гармония человеческих отношений среди гармонии природы - главная тема почти всех картин цикла.
В 1908 году работа над картинами евангельской серии, которую Поленов считал «главным трудом своей жизни»[45], была закончена, и 58 картин цикла были показаны в феврале-марте 1909 года в Петербурге, а затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах. Выставки прошли с большим успехом. То «высокое настроение», которое владело художником во время работы, передалось зрителям. Учитель Поленова Чистяков, поздравляя художника с успехом выставки в Петербурге, рассказывал ему: «И много со мной художников ходило, и все молчат... Это верно! Мнению критика вторит высказывание Ф. Шаляпина о творчестве Поленова: «Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горючими песками азиатской пустыни.
Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос - как мог он совместить в своей душе это острое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества? В период создания картин евангельского цикла художник постоянно сочинял музыку.
Это было очень неожиданно и для людей, и для природы, поэтому оставило очень сильный эмоциональный отпечаток. Этим и воспользовался автор. Он показал всю нелепость и в то же время красоту получившегося природного образа. На переднем плане в пейзаже видны кусты и небольшие деревья, которые еще не успели упасть красивая осенняя листва, но уже была покрыта сугробами.
Художник очень тщательно прорисовывал мелкие детали: листья деревьев, стебли травы и стволы кустарников, мягкий неровный снежный покров. Вдалеке виднеется река, которая пока что покрыта лишь легкой дымкой льда и снега.
Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с наставником П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры. Учился в петрозаводской гимназии, по окончании курса записался в ученики Императорской Академии Художеств.
Действенность системы преподавания Поленова основ живописного мастерства доказывается тем, что из его мастерской вышли такие замечательные колористы, как К.
Early snow
Композиция картины была тщательно продумана художником. На переднем плане — ещё не сбросившие осеннюю листву деревья, за ними убегающая вдаль лента реки. На горизонте — серо-голубое, затянутое тучами небо, холодные дали бескрайних просторов. Точно и изящно проработаны детали листьев деревьев.
Это было очень неожиданно и для людей, и для природы, поэтому оставило очень сильный эмоциональный отпечаток. Этим и воспользовался автор. Он показал всю нелепость и в то же время красоту получившегося природного образа. На переднем плане в пейзаже видны кусты и небольшие деревья, которые еще не успели упасть красивая осенняя листва, но уже была покрыта сугробами.
Художник очень тщательно прорисовывал мелкие детали: листья деревьев, стебли травы и стволы кустарников, мягкий неровный снежный покров. Вдалеке виднеется река, которая пока что покрыта лишь легкой дымкой льда и снега.
День пасмурный, но светло от снега.
Настроение покоя, умиротворения исходит от картины. Первый снег — уникальное явление природы. Его долго ждут.
И вот, после слякотной, серой поздней осени приходит к нам чудо - первый снег! И поэтому все так радуются ему, той чистоте, тому простору, которые приходят вместе с ним. С приходом зимы, с первым снегом меняется и настроение людей.
Первый снег — это чудо природы, это земная красота, которой не устаешь любоваться, которой не перестаешь восхищаться. Первый снег эстетически воздействует на человека. И какие необъятные снежные просторы в этой картине «Ранний снег».
Кажется, нет им ни конца ни края. Красивый, цельный, одухотворенный пейзаж, написанный художником маслом на холсте. Натура пейзажа — река Ока.
Как раз в тот год, когда писалась картина, снег выпал довольно рано, в сентябре. Это было очень неожиданно и для людей, и для природы, поэтому наложило очень сильный эмоциональный отпечаток. Этим и воспользовался автор.
Он показал всю несуразность и в тоже время красоту получившейся картины природы.
В 1881—1882 художник отправился в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привёз эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма. В 1883—1884 в Италии Поленов продолжил работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она с большим успехом экспонировалась на XV-ой выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Будучи от рождения городским жителем, Василий Дмитриевич очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. Художник всегда мечтал поселиться где-нибудь на природе. В 1890 году Поленов приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивая их художественный вкус. По замыслу художника, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей.
В настоящее время в усадьбе Борок современное название Поленово находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов 1886—1967. В 1899 году художник во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909 году. Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральным событием в мире живописи. В 1914 году в Москве прошла выставка картин Поленова из цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне. В 1924 году прошла первая персональная выставка Василия Поленова в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника. В 1926 году Василию Дмитриевичу Поленову было торжественно присвоено звание народного художника Республики. Поленов очень любил лето, а длинные июльские дни, когда берёза достигает полного листа, называл «центральными» в году. Именно в такой день, будучи в глубоко преклонном возрасте, он и ушёл из жизни.
«Ранний снег», Василий Дмитриевич Поленов
This photographic reproduction is therefore also considered to be in the public domain in the United States. In other jurisdictions, re-use of this content may be restricted; see Reuse of PD-Art photographs for details.
Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств.
С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры. Учился в петрозаводской гимназии, по окончании курса записался в ученики Императорской Академии Художеств. Действенность системы преподавания Поленова основ живописного мастерства доказывается тем, что из его мастерской вышли такие замечательные колористы, как К.
Коровин, Левитан. Архипов, Головин и ряд других художников. Other albums.
Понятно, что вся история и первого, и второго "Раннего Снега" была связана с трагическими страницами истории России ХХ века. Как и с примерами удивительного мужества людей, умудрявшихся сохранять произведения искусства в не самые подходящие для этого занятия времена. И наиболее уважаемых коллекционеров. Авторитет его был столь велик, что он был избран в Совет Третьяковской галереи.
Его дом на Мясницкой всегда был полон. Многие художники, ставшие потом гордостью России, считали Алексея Павловича своим другом. Ланговой особенно любил произведения участников "Мира Искусства" и "Союза русских художников". В огромном собрании коллекционера хранились не только работы его друзей, но и картины Шишкина, Сурикова, Саврасова.
Почти все работы из собрания Лангового в конце концов оказались в Третьяковской галерее. Сам собиратель ушел из жизни в 1939, затравленный новыми хозяевами жизни. Но если о Ланговом есть и статьи, и упоминания в различных справочниках и каталогах, то имя Григория Павловича Белякова, подарившего Третьяковке и региональным музеям России несметное количество работ, составляющих гордость русского искусства, сегодня почти ничего никому не говорит. Он был человеком спокойным, выдержанным, очень аккуратным.
Член Коммунистической Партии со времен гражданской войны, Беляков полюбил произведения искусства еще в дни боевой юности и собирал произведения русских художников, созданных в период с 1850 по 1950 год. С гордостью хранил дипломы и благодарственные письма от музеев. Им было за что благодарить его.
Широкие, плавные линии, на которых строится пейзаж, придают ему большую ясность и гармонию, спокойствие и эпический размах.