В 2003 году Николай Цискаридзе готовился к премьере балета "Клавиго" в парижской "Гранд-опера". РИА Новости, 1920, 06.12.2021. В новом выпуске программы «Самое время» Николай Цискаридзе откровенно поделится своим жизненным кредо, расскажет об отношении к русской культуре на Западе, об исторической памяти, о непростой работе педагога и о предстоящей новогодней постановке его подопечных.
Николай Цискаридзе
Божьи планы всегда лучше наших» И. Гёте «Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках» Лао-Цзы «Картина, которую ты видишь в своем разуме, со временем станет твоей жизнью» А. Шопенгауэр «Кто хочет делать — ищет способ, кто не хочет — ищет причину» Сократ «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» А. Эйнштейн И каждая точка зрения может быть одновременно правильной и ошибочной.
Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен Артист, преподаватель и телеведущий Николай Цискаридзе в рамках большого интервью рассказал о состоянии классического балета в России и отрыве от западных коллег в этой сфере. В разговоре с корреспондентом « Российской газеты » народный артист России признался, что отечественный балет «впереди планеты всей» благодаря финансированию. Потому что ни одно государство мира не тратит такое количество средств на содержание всего того, что связано с музыкальным театром, начиная от образовательных учреждений.
Николай Цискаридзе в школьные годы. По его признанию, он всегда бы «мальчиком наоборот». Если бы мама вместо долгих убеждений просто повела его за кулисы и показала спектакль оттуда, возможно, мир никогда бы не узнал имя Николая Цискаридзе, и он смиренно бы отправился поступать на юридический факультет МГУ. Но Николай поступил в Тбилисское хореографическое училище, а после пытался покорить прославленное Московское хореографическое училище. Он мечтал танцевать в Большом театре и упорно шёл к своей цели.
Это учебное заведение распахнуло перед ним свои двери только на третий раз. Но доброжелательным или дружелюбным этот приём не был. Николай Цискаридзе. Он был очень талантлив, а трудолюбием и усердием превосходил многих своих одноклассников. Педагог Пётр Пестов воспитал немало звёзд, но отличался довольно жесткой манерой преподавания.
Он частенько доводил ученика до слёз перед выходом на сцену, приучая его работать в любых условиях. Позже Николай Цискаридзе будет невероятно благодарен своему учителю за этот подход. А вот о противостоянии с некоторыми из своих однокурсников Николай Цискаридзе и сегодня вспоминает с горечью. Родители соучеников будущего премьера Большого театра писали письмо в КГБ с требованием провести медицинское освидетельствование Цискаридзе, аргументируя это тем, что у мальчика не может быть таких способностей.
Однажды вцепился в магазине в мохеровый кардиган, который стоил дорого, 50 рублей, мама отказалась покупать, но я его надел и вышел за дверь, пришлось заплатить, был дикий скандал. Тбилиси мне не нравился своим ритмом, я хотел в Москву — снежки, санки, театры… Там мы проводили много времени зимой, потому что болела мамина мачеха. Кстати, ты рассказывал, что, когда зимой слышишь музыку из «Щелкунчика», всегда просишь ее выключить, так как вспоминаешь, как волновался перед своим выходом.
Ты всегда был таким волнительным? Да, комплекс отличника, наверное. Мне не нравилась математика, но я получал хорошую оценку для мамы, мне было все равно, но я понимал — дома будет скандал, так что лучше пусть мне поставят хотя бы четверку. А вот если это была литература, история или химия — предметы, которые я любил, я бы сошел с ума, если бы мне не поставили пять. Такая черта характера: если мне это нравится, я буду в этом лучшим. Перфекционизм у тебя с самого детства? Я рос один, без сверстников вокруг, а потом попал в детский сад и обнаружил, что многие из них не особенно организованные.
Начал их учить, и на меня стали жаловаться их родители. Я был уверен, что делаю добро, а мама объясняла, что я обижаю детей. Когда мне исполнилось 6, мы пошли с мамой в магазин, я начал выбирать игрушки в подарок на свой день рождения, но не для себя, а для всех своих одногруппников — 21 человека! Я говорил: «Они же подарят мне что-то, и я должен что-то в ответ отдать». У меня даже сомнения не возникло в том, что каждый из них принесет подарок. Нуреев вспоминал в автобиографии, что попал в театр случайно. Пришел с матерью и сестрами в Уфимский оперный, увидел роскошную бахрому на занавесе и уже не захотел уходить.
Ты помнишь момент, когда впервые попал в театр? Твое самое первое воспоминание? Мне понравилась лестница, витражные окна, фойе и необыкновенная жизнь. Я был ребенком, и мне казалось, что это какая-то магия. Я захотел в эту картинку. Во время пандемии, кстати, я начал глубоко задумывался: почему балет? Почему я, человек, который категорически не любит двигаться, выходить в люди, находиться на ярком свете, попал в мир такого искусства, где надо все время быть в окружении людей и работать физически?
Я настолько мечтательный человек, что в своей голове могу куда-то слетать, поработать кем-то, с кем-то встретиться — и мне уже хорошо. Видимо, я нечаянно попал в этот водоворот, нечаянно замечтался. На всю свою жизнь. Ты как-то сказал, что в детстве себя не любил… Верно! Мне не нравилась моя внешность. И только когда я пришел в хореографическое училище, сделал какие-то движения, и все стали ахать, тогда впервые принял себя. Потом осознал, что у меня красивый подъем, красивая щиколотка.
Стал понимать, что я подхожу для этого дела. Мне было легко: надо было только стараться, чтобы хватало дыхания и выносливости до конца, поначалу силы заканчивались быстро. Возраст — это принципиально важный момент для дальнейшего существования в творчестве, в том же балете? Человеческий организм имеет лимит: мужчине 35 лет — и это предел, до 40 он может дотянуть, только если у него есть суперспособности. Дальше он не продвинется. Я всегда записывал каждый свой спектакль, отсматривал их: если мне не нравилось, как я выгляжу, я от роли отказывался. Так в молодости отказался от «Сильфиды».
Потом танцевал «Дочь фараона», которая была поставлена для меня, но, повзрослев, понял, что делаю это уже не очень, и отдал роль своему ученику. А Борис Яковлевич Эйфман хотел для меня делать русского «Гамлета», но мне не нравилось решение этой роли: герой получился немного забитым что ли. Я другой, я не могу играть ущербность — ни в каком ее виде! Ты когда-нибудь сожалел о том, что карьера завершилась? Ни одной минуты! Расскажу забавную историю. Я работал с Улановой и Семеновой.
Они были как луна и солнце, как два полюса: Галина Сергеевна до последнего занималась у станка либо гимнастикой. Марина Тимофеевна не делала ничего. Спросил ее, почему? Она сказала: «Когда я прекратила танцевать, села в гран-плие и поняла: Боже, какая гадость!. Встала и больше никогда не заходила в балетный зал. А Галя, смотри, все время занимается». Я все думал, каким буду — как Галина Сергеевна или Марина Тимофеевна… Однажды я задал последней этот вопрос — буду ли я заниматься после завершения карьеры, она сказала: «Нет, ты способный слишком, ты вытанцуешься».
И действительно: я пришел в зал, присел и понял — хватит, больше не хочу. Знаю многих, которые уйти от балетной карьеры не в состоянии.
Как Цискаридзе перенес выпавшие ему испытания
Как Николай Цискаридзе проводит время в самоизоляции. Николай Цискаридзе является ректором Академии русского балета имени Вагановой и активно принимает участие в телепроектах. Читайте последние новости дня по теме Николай Цискаридзе: Грузинское происхождение, Баланчин и русский балет, Президент России наградил Цискаридзе орденом "За заслуги перед. Николай Цискаридзе биография персоны на РБК: фото, информация по личной жизни и семье, дата рождения, деятельность и карьера. Под конец не самого простого года премьер Большого театра, ректор Вагановской академии, народный артист РФ Николай Цискаридзе рассказывает «Москвич Mag» о важном, случившемся в этом году: о книге мемуаров про его личный Большой театр. Цискаридзе в качестве гостя в свою новую передачу на одном из федеральных каналов.
Николай Цискаридзе рассказал о родителях учеников, которые пишут кляузы президенту
Главная» Новости» Цискаридзе дзен канал. Статья автора «Николай Цискаридзе» в Дзене: Большой балет — очень сложный мир. В новом выпуске программы «Самое время» Николай Цискаридзе откровенно поделится своим жизненным кредо, расскажет об отношении к русской культуре на Западе, об исторической памяти, о непростой работе педагога и о предстоящей новогодней постановке его подопечных.
Николай Цискаридзе: «Грязь к золоту не пристает, она по нему скатывается — это про меня»
Во многом клакеры не нужны: если что-то стоящее, достаточно одного хлопка. Еще когда я был школьником и ходил на пустые места, иногда клакеры говорили: «Мы дадим билетик, а ты помоги нам поддержать кого-то». И я пришел к выводу, что слова Пастернака «когда строку диктует чувство, оно на сцену шлет раба» — это искренне: если в этом есть божественное провидение, оно обязательно найдет отклик у огромного количества людей, даже если они не специалисты в том или ином жанре. После профессии классического танцовщика не бывает ничего сложного: ты больше не работаешь физически, только интеллектуально. Второй очень важный момент, когда появилось много каналов телевидения, соцсетей и интернет-сайтов, на себя стали обращать внимание скандалисты и те, кто, какую бы грязь на них ни вылили, очень искренне не реагирует на это — не отбрасывают ее от себя, а по-настоящему стараются быть безучастными. Меня много лет заказно поливают, пытаются приписать бог знает что.
Сначала я инстинктивно пытался перепрыгнуть лужу с грязью, а потом прочитал интересную фразу, что грязь к золоту не пристает, она по нему скатывается — это на самом деле так, это про меня. Мне кажется, что когда мы говорим о любви к человеку медийному — это прежде всего уважение к достоинству, если оно не покупное. Сейчас многие руководители разных театров рассказывают, что они состоявшиеся артисты, танцовщики и режиссеры, и они никак не могут понять, что сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Результат у них другой — бесцветный и бездарный. Мне никому не надо рассказывать, артистом какого жанра я являюсь.
Всем понятно по моей фамилии, всем ясно, это — знаменитый артист балета. Как же тогда скандалы с Большим? Вас за позицию на порог не пускали — интернет кишит видео. Эти скандалы были инициированы не мной — я все время смотрю на них со стороны. Никто не может понять, что я в этом не участвую.
Но я имею право сказать, что Большой театр находится в критическом состоянии, и труппа выступает не на уровне — да. Я говорю о своем доме и своей профессии — это не критика, а переживание за родное. Критика, когда рассуждает человек извне. А я говорю о своем личном — это мой театр. Скандалом было бы, если я сказал бы про чужой театр, но я этого себе не позволял и никогда себе не позволю.
А Большой театр — это в том числе и я. В его истории есть много имен, которые будут с ним ассоциироваться, причем тех, кто говорил о его проблемах: это и Вишневская, и Плисецкая, и Шаляпин написал не одну строчку. Точно так же и я — это мое время, мой театр. Но они столько лет пытаются вас вымарать… Знаете, как приятно! Всех тех, кого я назвал, тоже пытались вычеркнуть.
Это главный показатель, что ты самое большое звено в цепи. Не хочется после всех этих унижений и несостыковок уже, наоборот, перестать отождествлять себя с Большим театром? Меня никто не обижал — до меня не долетало. Человек обиженный, когда он сам обиделся. Если бы когда-то мне вместо комплимента Вишневская, Григорович или Уланова с Семеновой сказали что-нибудь, я бы расстроился, но эти люди мной всегда восхищались, говорили обо мне как о чем-то из ряда вон выходящем.
Для того чтобы объяснить уровень катастрофы: за полтора месяца до моего прихода истекла медицинская лицензия — это учебное заведение для детей! Понимаете, в каком аду я начал работать? Уже встало на колеса? Да, давно. За первый год почти все было реализовано. Просто потом пришлось провести большое количество ремонтов и перестановок внутри академии: есть логика профессии, о которой не подозревала руководительница до меня. Дети для нее, к сожалению, были не главным действующим лицом.
Это живой процесс: одни дети вырастают, другие приходят — новые проблемы возникают. Приходится принимать решения каждый день. Я давно сказал, что после профессии классического танцовщика не бывает ничего сложного: ты больше не работаешь физически, только интеллектуально. Сейчас у меня замечательная жизнь без физического труда. У вас в этом году вышла книга «Мой театр», и там, естественно, про ужасы закулисья. А нет у вас ощущения, что этот миф о злобе и зависти кто-то когда-то придумал, а все теперь стараются соответствовать? Возьмите историю одной из величайших артисток Французской республики Адриенны Лекуврер — ее просто убили.
К сожалению, театральный мир не самый добрый. Да и вообще мир: то же самое творится на заводе, телевидении, в мире космоса и науки — другое дело, что в театре все намного экзальтированнее, это жизнь людей с мобильной нервной системой. Ничего удивительного: кто-то гибнет, кто-то выигрывает. Когда искали историческую личность с самой позитивной коннотацией, поняли, что неприкасаемый один — Гагарин, со всеми остальными что-то да не так. Заходя в комментарии к любому вашему интервью, понятно, что и вас обожают. Как сами думаете — почему? Такие вещи сложно объяснить, тем более о себе.
Много лет находясь в медиапространстве и наблюдая за тем, что происходит не только в нашей стране, но и в мире, я всегда удивлялся, на что люди реагируют. Много лет, когда еще не существовало интернета, в зале Большого театра я наблюдал за зрителем, мне было интересно, ведь клакеров много: кому-то они аплодируют — и зал не подхватывает, а у кого-то грандиозный успех. Во многом клакеры не нужны: если что-то стоящее, достаточно одного хлопка. Еще когда я был школьником и ходил на пустые места, иногда клакеры говорили: «Мы дадим билетик, а ты помоги нам поддержать кого-то». И я пришел к выводу, что слова Пастернака «когда строку диктует чувство, оно на сцену шлет раба» — это искренне: если в этом есть божественное провидение, оно обязательно найдет отклик у огромного количества людей, даже если они не специалисты в том или ином жанре. После профессии классического танцовщика не бывает ничего сложного: ты больше не работаешь физически, только интеллектуально. Второй очень важный момент, когда появилось много каналов телевидения, соцсетей и интернет-сайтов, на себя стали обращать внимание скандалисты и те, кто, какую бы грязь на них ни вылили, очень искренне не реагирует на это — не отбрасывают ее от себя, а по-настоящему стараются быть безучастными.
Меня много лет заказно поливают, пытаются приписать бог знает что. Сначала я инстинктивно пытался перепрыгнуть лужу с грязью, а потом прочитал интересную фразу, что грязь к золоту не пристает, она по нему скатывается — это на самом деле так, это про меня. Мне кажется, что когда мы говорим о любви к человеку медийному — это прежде всего уважение к достоинству, если оно не покупное.
ТК мы все куда-то движемся, стремимся к мечте, никто из нас не хочет прожить жизнь зря.
Важнейшей потребностью человека остается — поиск возможности для реализации. Для иных очень важно раскрыть свой потенциал. Но ни тот,ни другой поиск однозначно не дадут ответ на вопрос, в чём же заключается смысл жизни человека… И сколько мы будем жить — будем искать, исследовать, как исследовали до нас гениальные умы человечества...
А можно посидеть дома и никуда не выходить — всегда получается по-разному. Недавно вы заменили Максима Галкина в качестве ведущего программы «Сегодня вечером» на «Первом канале». Как на вас сказалась смена профессионального амплуа? Николай Цискаридзе: Ничего нового, я работаю ведущим с 2001 года — с тех самых пор, как меня пригласили на «Первый канал» в программу «Взгляд». Но, конечно, я не бываю там регулярно: все-таки у меня есть основная профессия, которая занимает все мое время. Каждый делал эту работу сообразно своему вкусу и темпераменту. Цискаридзе впервые высказался о хейте его работы на «Первом канале» Я тоже стараюсь делать ее так, как умею я. У каждого человека свой характер. Я ни под кого не подстраиваюсь, а просто слушаю, что говорят режиссер и редактор — над этой программой уже много лет трудится слаженная команда. Я ведь артист балета — мы всегда умеем безукоризненно подчиняться воле режиссера и хореографа. Николай Цискаридзе Не все зрители встретили выпуск положительно. Задевает ли вас критика? Николай Цискаридзе: Никогда не читаю надписи на заборах. Я работаю одним из главных артистов этой страны на протяжении 35 лет, так что научился не смотреть на то, что мне не нравится. За последние месяцы мир российского балета потрясли сразу несколько смертей молодых танцовщиков — Алеси Лазаревой, Анны Соколовой. Врачи считают, причина всему — изнурительные тренировки. Николай Цискаридзе: Доктора, которые так говорят, абсолютно не профессиональны, ничего не смыслят в медицине. Все, что касается конкретных ситуаций — надо изучать, выяснять, что было реальной причиной. В любом случае, при поступлении в хореографические училища… я сейчас подчеркиваю — в училища, в профессиональные заведения, которые несут за учеников ответственность и дают хорошее образование, — нужно проходить медкомиссию. Всегда есть второй тур — медицинский. Детей без полной диспансеризации никуда не принимают. Я не знаю, где получали образование те артисты, которые скончались. Если были какие-то дефекты здоровья, значит, это недогляд их учебных заведений. А в каком режиме существуют современные артисты балета? Николай Цискаридзе: Точно в таком же, какой был и 100 лет назад — они очень много работают. Недаром им всегда дают пенсию по выслуге лет. Например, я получил ее после 15 лет работы. Причем в 33 я стал не только пенсионером, но еще и ветераном труда. Это не просто так, это действительно очень серьезный физический труд. Но, если анализировать, выяснится, что все балетные — долгожители. Мы уже говорили сегодня о Григоровиче, которому сейчас 95 лет. В последнее время в качестве замены спортзалу стали популярны студии балета для взрослых. Что такие занятия могут дать?
Как Цискаридзе перенес выпавшие ему испытания
Корреспонденту «Известий» Николай Цискаридзе рассказал о ситуации в сфере культуры, советском опыте и пользе хеппи-эндов. Артист балета Николай Цискаридзе осудил менеджмент Большого из-за «Щелкунчика». «Выгляжу комично»: 48-летний Николай Цискаридзе запустил себя и растолстел. Справиться с трудным жизненным моментом Николаю Цискаридзе помогли друзья.