«Кулон» по-удмуртски означает «смерть», что не связано ни с украшением, ни с единицей измерения электрического заряда. Удмуртский язык относится к пермской ветви финно-угорских языков уральской языковой семьи.
Стыдливое "двуязычие": русский и немного удмуртского в редких бытовых эпизодах
Ряжение и гадания заканчивались на Крещение. Накануне, как и перед Рождеством, в домах наводили чистоту и порядок, готовились принимать гостей. Всякие работы в этот день запрещались. Между угощениями время проводили в разговорах, пении песен. Праздничный стол удмуртов сейчас, как и триста лет назад, богат пирогами с разнообразными начинками: с кашей, мясом, рыбой, картофелем, малиной. С давних времен особо любимы пироги с калиной. Наиболее употребляемое удмуртами мясо - говядина, баранина.
Свинина тоже бывает на столе, но реже. Причем в южных районах республики ее едят меньше - сказывается соседство с мусульманами Татарстана и Башкирии. Удмурты всегда разводили домашнюю птицу: кур, уток, гусей, причем предпочитали куриному мясо уток. Удмуртский праздничный стол невозможно представить без пельменей. В столице республики Ижевске есть даже памятник пельменю. В переводе с удмуртского языка это означает «хлебное ухо».
Происхождение слова многие ученые-лингвисты относят к Х веку. Удмурты тогда уже занимались земледелием и животноводством, а значит, имели необходимые для приготовления пельменей муку и мясо. Готовятся удмуртские пельмени не только с мясом, но и с рыбой, овощами, грибами, творогом, ягодами и даже с травами - рецептов этого блюда множество.
Перепечи готовят с мясом, картофелем, грибами, капустой, редькой, кашей, различными лесными травами, перемешанными с омлетом и луком.
Удмурты подают перепечи всегда сразу с огня, очень горячими. Блины удмурты пекут в печи, готовят их из пресного теста, которое называется мырим. Подают на стол с традиционным белым соусом зырет из муки, молока и масла. Во многих удмуртских семьях и сейчас популярны лепешки - табани, которые, как и блины, выпекаются в печи.
Зимний дед Тол Бабай - именно так зовут удмуртского Деда Мороза. По поверьям древних удмуртов, на прикамских просторах жили великаны - алангасары. Когда на земле появились люди, великаны решили уйти на далекий север, в полуночный край Уйпал. Только один великан не покинул родные места.
Со временем этот алангасар набрался знаний, постиг язык зверей и птиц, узнал пользу растений и принял облик мудрого старца. Но к людям не выходил, боялся напугать. Однажды, когда он тайком следил за игрой детей, они заметили его, но не испугались. Вместе они начали играть в снежки и кататься с гор.
Детвора с увлечением слушала волшебные рассказы великана. Нового друга дети назвали Тол Бабай, что означает «зимний дед».
Она - смешанная. Здесь вместе живут татары и удмурты. Сама я - татарка. С малых лет росли вместе с удмуртами.
В школе учились на родном языке, на улице общались на удмуртском, удмурты — на татарском. В наше время не было принято кого-то ущемлять, обижать, ставить выше другого: жили дружно. В 1976 году вышла замуж за удмурта Виктора Долгова из Пойкино. Хотя и не знала очень хорошо его родного языка, но не испытывала особых трудностей при общении со свекром, свекровью, родственниками мужа, новыми односельчанами. Часто общались и на татарском. К сожалению, Виктор трагически погиб в 26 лет, я осталась с малолетними дочерьми Лилией и Людмилой. Хорошо, что не бросили, не оставили без помощи родные Виктора.
В то время я окончательно убедилась, насколько удмурты бескорыстные, добрые, чуткие люди. Никто никогда не показывал пальцем, что я — другой нации. Так и теперь: люди всех национальностей живут в мире, согласии. Родственники не были против того, что мы через несколько лет поженились с жителем Пойкино Владимиром. В деревне 38 лет проработала фельдшером. Сегодня с удовольствием говорю по-татарски, по-удмуртски, по-русски. Выйдя на заслуженный отдых, стала участницей «Италмаса».
Иное является незаконным использованием и подлежит правовым последствиям. Нашли ошибку? Разумеется, делать это совершенно не обязательно, но, во-первых, это может быть полезным для материала, а во-вторых, мы любим знакомиться с нашими читателями.
Navigation menu
- Акция «Говорим по-удмуртски» стартовала с Шарканского района - ГТРК Удмуртия
- Рулить «по-удмуртски»
- «По-нашему! По-удмуртски! Вкусно!»
- Чем интересен удмуртский язык | Трудный русский | Дзен
- Сусанин / «жить по-удмуртски» – новости, события, статьи по тэгу «жить по-удмуртски»
- Евровидение по-удмуртски - Глазовская городская газета "Красное знамя"
Урок 3. Моя семья
Главной целью общереспубликанского проекта является интеграция удмуртского языка и обозначение организаций и учреждений, в которых жители региона могут говорить не только на русском, но и на своем родном, удмуртском языке. В настоящий момент участниками акции стала Шарканская районная больница. На дверях кабинетов клиники появились специальные опознавательные значки, указывающие на то, что в этом кабинете разговаривают на удмуртском языке. Такие наклейки помогают пациентам и специалистам «найти друг друга» и пообщаться на родном национальном языке.
Родным языком почти всех удмуртов является диалект или говор конкретной деревни, который используется в качестве языка живого общения и передается из поколения в поколение. Удмуртский литературный язык — богатый и сильный, существует множество литературных шедевров на удмуртском языке. Однако большая проблема последних десятилетий в том, что большинство придуманных во избежание русских заимствований слов и выражений остаются неизвестными даже иностранными для говорящих, так как единственным каналом их внедрения являются телевидение-радио, газеты и журналы, а в школе язык можно изучать только на уроке родного языка и литературы, и то не во всех школах. Литературный язык — это стандартизированная или нормированная форма языка. Литературная или официальная форма многих языков возникла под влиянием европейской модели стандартного языка Sampson 2009: 15-16 , поэтому как русский, так и удмуртский литературные языки имеют много общего с европейскими стандартными языками и, по сути, являются средством стандартного способа мышления. В то время как удмуртские диалекты представляют более традиционную, древнюю но не всегда и оригинальную форму языка и мышления. В этой статье, в первую очередь, мне интересен живой-настоящий язык, поэтому многие примеры привожу из диалектов, в том числе из своего родного диалекта. Второй фактор — на удмуртском языке нет школьного образования. Есть отдельные уроки родного языка и литературы, но обучение остальным предметам ведется на русском языке. Например, на удмуртском языке нет математики, биологии, химии и т.
В школе с помощью языка ребенок познает глобальный и абстрактный мир, он осваивает стандарты мышления: он учится называть явления и предметы, размышляет об их значении. Удмуртоязычный ребенок всему этому учится через русский язык. Если ребенок плохо говорит на русском языке, ему сложно понять смысл этих явлений, еще сложнее понять связь между абстрактными явлениями и его конкретной жизнью в конкретной деревне. Так возникает чёткое разделение: связь удмуртоязычного человека с глобальным, далеким и абстрактным миром устанавливается через русский язык, а с конкретной и интимной окружающей средой — через родной язык. Такое разделение хорошо проявляется в использовании языков: о математике, биологии, глобальных происшествиях удмурт будет говорить по-русски, а обычные конкретные фразы — по-удмуртски об этом я тоже написала статью Edygarova 2018. В удмуртском литературном языке есть все необходимые термины для изучения всех школьных предметов на удмуртском языке, но поскольку они не используются, между литературным и живым языком образовалась огромная пропасть. А восприятие глобального и абстрактного мира через удмуртский язык остается на «детском» уровне или на том уровне, когда школа перешла на русский язык. Поскольку литературная форма удмуртского языка существует практически только в книгах и газетах; поскольку все школьное преподавание ведется на русском языке; поскольку удмурты в течение многих веков проживали на своих современных территориях а также из-за множества других факторов живой удмуртский язык сильно привязан к конкретной местности, территории. Один из моих любимых примеров — это название божьей коровки. По данным «Диалектологического атласа удмуртского языка» 2009: 205 в удмуртских говорах встречается 124 варианта наименования насекомого включая фонетические варианты.
Список названий божьей коровки в удмуртских говорах Диалектологический атлас удмуртского языка 2009: стр. Диалектологический атлас удмуртского языка 2009: стр. О том, что практически любая деревня, или языковое сообщество конкретной деревни, представляет собой отдельный микромир и микроязык. Деревенские жители — местное языковое сообщество — это древние, очень чуткие наблюдатели своей территории; всю информацию, которую они веками наблюдают и собирают о своей территории, кодируют в языке и не только и передают из поколения в поколение. Например, наблюдение за особенностями поведения божьей коровки перед дождём обозначается в названиях с компонентом зор «дождь», напр. В удмуртском языке используются разные термины для обозначения родственников с маминой и папиной стороны, бабушка с папиной стороны будет песянай. Видимо, такое название указывает на различные роли бабушек с маминой и папиной стороны Диалектологический атлас удмуртского языка 2009. Я специально посмотрела в словарях, как переводится божья коровка на удмуртский язык, и увидела, что в словарях даётся максимум три варианта. Три из 124! Удмуртский стандартный язык для меня представляет маленькую верхушку языкового айсберга, так как из богатого языкового разнообразия нормой принято считать только 1-2 языковых варианта, а самое интересное остается под водой и незаметно исчезает.
В диалектах или говорах конкретных деревень существует ровно столько наименований растений и животных, сколько действительно можно найти на этой территории. Например, около моей деревни не растут черника, клюква и брусника. Я не знала, как эти ягоды называются по-удмуртски. Если с родными мы говорили и говорим об этих ягодах, используем русские названия. Уже живя в Финляндии, где черника очень популярна, я научилась от удмуртской подруги которая все детство собирала чернику возле своей деревни , использовать слово кудымульы. А как будет брусника и клюква я до сих пор не знаю, ягоды тоже путаю, в том числе путаю финские названия. С другой стороны, в детстве я ела такие растения как пешник, игоня, кызаузы. Будучи взрослым человеком, я узнала, что пешник по-русски называется пистики, а северные удмурты и коми-пермяки готовят из них пироги, перепечи и суп. Я с детства знаю, что съедобную часть которая и называется пешник, а позже растение приобретает другой вид и другое название коньыбыж «хвощ полевой» можно найти в середине весны и только в течение 2-3 недель.
Еще одно слово, ассоциирующееся с осенью, — листок, по-удмуртски «куар». Удмурты с давних времен знали, что в ягодах содержатся много витаминов, и что они обладают различными целебными свойствами. Рябина по-удмуртски — «палэзьпу». Костер — тылскем С приходом холодов хочется все больше тепла и уюта. Посиделки с друзьями у пруда, кабачки и грибы, запеченные на костре, всегда в «копилке» теплых воспоминаний об осени. Костер на удмуртском языке — «тылскем». Ребята постарше, перебивая друг друга, делятся своими летними приключениями со своими одноклассниками, а отличники с радостью рассматривают новые учебники. Все с новыми силами готовы взяться за учебу после затяжных каникул. На удмуртском языке обучение — «дышетскон». Осень такая разная и непостоянная: теплая и холодная, яркая и серая, солнечная и дождливая, но несмотря на погодные условия, важно окружить себя хорошими людьми, найти себе любимое занятие и обязательно не забывать отдыхать.
Чай из самовара, а на столе — всевозможные пироги, пирожки, блины, оладьи и т. Во главе стола всё же была гора удмуртских табаней лепешки из кислого дрожжевого теста с зыретом соусом из молозива. Рядом со сценой сделали горку. Все желащие смогли прокатиться на санках, санях, прялках. Игры, организованные работниками дома культуры с. Старый Варяш, тоже не оставили никого равнодушными. Праздник удался.
Тубат. Ирина Назмутдинова О традиционном этикете в удмуртской семье | удмурт семья этикет сярысь
Было видно как дети любят своих родителей и семью. Каждый ребенок подошёл к мероприятию творчески и выполнял задания вместе с родителями,вовлекая их в образовательный процесс. ДДн Менделеевск.
Спортивные командные игры для всех желающих 11. Пространство с творениями мастеров авторского хэнд-мейда. Детская площадка «Шудон корка» «Дом игр для детей» Площадка с мастер-классами и активностями для детей. Эстафеты, игры, фотозоны, анимация на фестивале 10. Ярмарка-продажа пельменных полуфабрикатов Лучшие производители пельменных полуфабрикатов и ингредиентов к ним соберутся в одном месте и представят вам всю линейку своей продукции.
На этот праздник, кроме хозяев майдана, прибыли и фольклорные ансамбли из деревень Новая и Нижняя Уча нашего района, деревень Починок Сутер и Верхний Шон Кукморского района. Удмурты общаются на татарском В тему Помните, пять-шесть лет назад ансамбль «Бурановские бабушки» в национальных нарядах и лаптях поразил «Евровидение», представив на весь мир российских удмуртов. Зрители очень тепло приняли эту группу, выступившую в национальных костюмах и на удмуртском языке, они повсюду стали дорогими гостями.
Почему говорю в прошедшем времени, поскольку кажется, что этот коллектив ныне забыт. Они покорили многочисленных зрителей исполнением зарубежной песни на удмуртском языке. Им посчастливилось показать на «Евровидении», что существует такая национальность — удмурты, красоту своего языка. Проживающие у нас удмурты, марийцы свободно общаются на татарском языке и для нас это — обычное явление. Не останется ли в дальнейшем их родной язык только в песнях и фольклоре? Ведь сегодня ведется много споров, связанных с родными языками. Но как бы то ни было, наши удмурты, марийцы говорят на родном языке, исполняют национальные песни. Помимо этого, никто не должен подвергать сомнению, что они прекрасно владеют и разговаривают на татарском, русском языках.
С представителями этих национальностей доводится часто общаться и по делам. Обратившись в интернет, нашел несколько удмуртских слов, касающихся приветствия, пожелания здоровья, благополучия, для предстоящего Гырон быдтона постарался их запомнить. С трудом использованный мною этот словарный «запас» хозяева восприняли тепло. Для общения даже решил использовать и некоторые русские слова. Но этого не потребовалось, с удовольствием пообщались на татарском. Самое интересно — все жители этой деревни: и стар, и млад, оказалось, разговаривают как истинные татары. В то время я подумал о том, что в одном удмурты счастливы - они в совершенстве владеют тремя языками — родным удмуртским, татарским и русским.
Она подчеркнула, что сегодня вовлечённость родителей в процессы образования, воспитания очень высокая. Но в то же время, чтобы каждый ребёнок работал над тем, чтобы быть грамотным, умным, вовлечённым, активным и готовым в будущем решать судьбу той территории, где сегодня живёт», - отметила Татьяна Ишматова.
В своём приветственном слове депутат Государственной Думы ФС РФ Олег Гарин поблагодарил участников форума за достойный вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения, а заместитель Председателя Правительства Удмуртии Татьяна Чуракова подчеркнула растущую активность родительского сообщества. У нас появились не одна, а даже несколько некоммерческих организаций, которые вместе с исполнительной и законодательной властью очень активно работают для того, чтобы оберегать, развивать и продвигать детей вперёд. Это очень важно! С докладом «Семья - основа патриотического воспитания ребенка» выступила заместитель председателя Регионального оргкомитета сообщества «Родные-Любимые» Российского движения детей и молодёжи «Движение первых» в Удмуртской Республике, советник директора по воспитанию «Столичного лицея» города Ижевска Елена Шутова.
Видеоуроки удмуртского языка «Давайте поговорим по-удмуртски»
Когда мы ратуем за создание условий для билингвизма, мы хотим не чтобы удмурты из чисто удмуртских семей были билингвами с детства – мы хотим, чтобы дети из смешанных русско-удмуртских семей говорили по-удмуртски и чувствовали себя частью удмуртлыка. «Ноу-хау по-удмуртски»: семьи из аварийного жилья переселяли в дома без санузлов Это, с одной стороны, создает благоприятную ситуацию — молодые люди остаются в селе и продолжают говорить в семье по-удмуртски.
Images with "Семья"
- Чем интересен удмуртский язык
- Бадӟым семья
- Туспуктэмъёс вылын – удмурт семья
- Зимние праздники по-удмуртски: гадания, пельмени и Тол Бабай
- Ребенок по удмуртски
- Настоящий удмуртский язык – Shumpoton
Тубат Ирина Назмутдинова удмурт семья этикет сярысь | О традиционном этикете в удмуртской семье
По-удмуртски! Вкусно!» 06 февраля 2023, 16:03. не фотошоп. Семья удмуртов. Удмуртская семья в национальных костюмах. Удмуртские дети. Удмуртские костюмы для детей. Корренной Удмурт. Удмуртский свадебный костюм. Одежда удмуртов. Удмурты в национальных костюмах семья-. Девочка в семье в юном возрасте уже начинала помогать по дому, а чем становилась старше, тем больше хозяйственных дел ей доверяли. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео тубат. ирина назмутдинова о традиционном этикете в удмуртской семье | удмурт семья этикет сярысь онлайн которое загрузил Куара 20 мая 2022 длительностью 00 ч 26 мин 05 сек в хорошем качестве. Вакчияк гожтоно ачиз семья сярысь но: кыӵе со, кытын улэ, кӧня нылпи семьяын, маин данъяське.
«Осенние» слова на удмуртском языке: тури, палэзьпу
— А вообще есть и плохие новости – уходя из одного общества с одними ценностями, ты попадаешь в другое с другими. муж, жена, дети. «Кулон» по-удмуртски означает «смерть», что не связано ни с украшением, ни с единицей измерения электрического заряда. Смотрите примеры перевода Семья в предложениях, слушайте произношение и изучайте грамматику. — А вообще есть и плохие новости – уходя из одного общества с одними ценностями, ты попадаешь в другое с другими. По-удмуртски! Вкусно!» 06 февраля 2023, 16:03.
Курсы валюты:
- Ребенок по удмуртски
- Небольшой словарик удмуртского вам в ленту)
- "Удмуртский язык для дошкольников". Презентация по теме "Семья"
- Слайды и текст этой презентации
Дауншифтинг по-удмуртски: побег из города
табани, которые, как и блины, выпекаются в печи. Конспект занятия по аппликации на тему: «День семьи, любви и верности» (Как результат работы над проектом "Моя любимая семья"). Ребёнок в конце концов начинает говорить, говорит по-русски, удмуртского не знает, родители не начинают заново говорить с ним по-удмуртски. Проект «Удмуртский язык для дошкольников». Интерактивная игра Категория «Семья». Выполнила: Романова Татьяна Михайловна, учитель-логопед. Руководитель проекта: Карпова Н.Л., старший воспитатель. с. Вавож, 2016 г. Семья. Песятай-дедушка.