Бәйгене Татарстан Республикасы Президенты каршындагы татар телен саклау һәм үстерү комиссиясе ярдәме белән Габдулла Тукай исемендәге Татар дәүләт филармониясе оештыра.
Татар-информ
Чтобы присоединиться, нажмите сюда. Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.
Так в СДК с. Верхнетроицкое очередной раз прошёл отчётный концерт вокального коллектива «Сударушки». В программу отчетного концерта включили номера с участием детского театрального коллектива «Непоседа».
Концерт прошел на одном дыхании.
Надо поменять цвет стен, полов. Будет сделан косметический ремонт. Какая логика будет у экспозиции? Как и в каком порядке будут размещены экспонаты? Хватит ли пространства для витрин?
Начали изучать вот эти тонкости, и стало понятно, что конца и края работе нет. Очень много технических вопросов, вопросы логистики, свет, как люди будут заходить, по какому маршруту ходить и так далее. Ее не будет. На самом деле, у Салиха Сайдашева такой комнаты не было. Белую комнату создали театральные художники, они ее сделали в художественном воплощении. Возможно, они ее представляли как белое полотно, которое каждый мог бы заполнить посредством своего воображения.
Мы ушли от этой концепции. Но часть этой Белой комнаты останется. Когда заходишь в мемориальную комнату Салиха Сайдашева, справа и слева будут белые полосы. Постараемся воссоздать атмосферу 1930-1950 годов. Что касается содержания музея в целом, мы ищем решения - хотелось бы дать как можно больше информации, потому что татарская музыка, наследие наших композиторов - это огромный пласт, очень богатый материал. Салих Сайдашев в какой-то степени еще и основатель популярной музыки, потому что его песни понятные, очень быстро становились популярными у народа.
В то же время он - основоположник академической музыки. Концепцию мы вместе с Национальным музеем РТ разработали, представили министерству культуры, ждем ответа. А вот в экспозиции деталей очень много. Например, одна из комнат посвящается татарской опере. Даже для того, чтобы оформить эту комнату, необходимо сделать очень много. Я раньше думал - находишь в базе и ставишь в витрину, и все.
Но каково состояние этой экспозиции, нужна ли реставрация, как ее подать, чтобы было интересно, как использовать мультимедиа - вопросов на самом деле возникает очень много. Если это музей татарской музыки, значит должна звучать музыка. Как установить техническое оборудование, настроить.. Чтобы было со вкусом, и современно. Я не могу конкретно сказать, когда закончится ремонт, но работа идет, слава богу. Это так?
Многих тревожит этот вопрос. На первый взгляд, пространства для памяти самого композитора становится меньше. Но хочу сказать, что, раскрывая тему истории татарской музыки, мы рассказывать об этом будем в контексте творчества Салиха Сайдашева. На примере музея Шарифа Камала - там есть мемориальная комната писателя, а в остальных комнатах экспозиция посвящена истории татарской книги. Но это же никак не мешает рассказывать о творчестве Шарифа Камала, издавать о нем научные труды, читать лекции и так далее. Нам такой подход кажется правильным.
Музей будет охватывать период с рождения Салиха Сайдашева 1900 год и до конца ХХ века. В последнем зале видим итоги творчества и работы Салиха Сайдашева, в том числе как основателя жанров в татарской музыке. Будем объяснять, что в конце ХХ века в музыке есть очень много направлений, их появление в татарском музыкальном искусстве так или иначе связано с Салихом Сайдашевым. В песнях, романсах до сих пор сохраняются каноны, стилистика, заложенные Салихом Сайдашевым. Через творчество великого композитора будем рассказывать о связи поколений. От министерства культуры нам дано поручение, что в будущем музей Салиха Сайдашева должен стать Музеем татарской музыки.
Несмотря на расширение темы, здесь можно будет ощутить дух Сайдаша, атмосферу, созданную его творчеством. Все экспонатам, связанным с Салихом Сайдашевым, места хватит. Мы также хотим представить тех, кто жил рядом с ним - это было общежитие артистов, здесь проживали видные представители татарской культуры. Этот коридор как-нибудь будет задействован? Надо обсудить с театром. Возможно, стоит сделать так, чтобы зрители спектаклей заодно смогли посетить музей, посмотреть экспозицию… Посмотрим.
Они интересуются ходом ремонта, тем, каким будет музей? Рустем Узбекович несколько раз приходил к нам в музей. Также мы находимся в тесной связи с Изой ханум Сайдашевой - женой Камиля Науфальевича Сайдашева - внука композитора. В прошлом году 16 декабря почтили память композитора возложением цветов к его памятнику и посещением его могилы. Там тоже мы с ними встречались.
Все окна домов необходимо плотно закрыть, убрать с балконов и лоджий предметы, которые могут выпасть наружу 8. Необходимо держаться как можно дальше от окон в жилом или рабочем помещении.
При грозе: Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде или мотоцикле, непременно прекратите движение и переждите грозу на расстоянии примерно 30 метров от своего транспортного средства. Не стоит продолжать и поездку на автомобиле, поскольку не исключены нарушения в работе электроники. Следует остановиться, закрыть окна машины и переждать ненастье. Если во время грозы вы находитесь на открытой местности, рекомендуется лечь на землю в песчаный или каменистый грунт , по возможности в низине. Важно, чтобы рядом с вами не было реки, озера или пруда, поскольку вода — хороший проводник, а удар молнии распространяется в радиусе 100 метров от водоема.
Нет комментариев
- Система электронного документооборота
- Ремонт по-московски: школам Татарстана обновили цифровой дом
- Вход на сайт
- Учреждения социального обслуживания населения
Актанышцы стали победителями международного конкурса "Татар Сүзе"
78-летний председатель Совета старейшин Общественного культурно-просветительского центра татар и башкир Узбекистана Рим Гиниятуллин выступил с предложением переименовать в. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов "cookie", которые обеспечивают корректную работу сайта. Фильтровать по дате. Подписаться на новости. 06.04.2024 / Новости, Новости храма. Магистрант духовной семинарии принял монашеский постриг. 5 апреля студент II курса магистратуры Стефан Моисеев был пострижен в малую схиму. Новости Татарстана, России и мира. Фоторепортажи Рассылка новостей Пресс-релизы Мероприятия.
Актанышцы стали победителями международного конкурса "Татар Сүзе"
В числе людей, у которых душа болит за чистоту и экологию родного края, и 83-летняя жительница Казани Танзиля Шарапова... Дважды в этом сезоне Зинэтула Билялетдинов приезжал в «Татнефть Арену», вызывая бурю восторга на трибунах. Больше полугода тренер без работы, и как выяснилось, пока не собирается возвращаться в хоккей.
В ближайшее время отправится еще одна фура. Открыт специальный счет, будем благодарны, если найдете возможность перечислить помощь», — обратился Разиль Зиннатуллин к татарам в беседе с корреспондентом «Татар-информа» после передачи собранной суммы жителям деревни. Из-за пожара сгорело 228 из 380 домов. Мы должны сохранить эту историческую деревню. Люди пока в состоянии шока.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Кургане. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию.
И в таком виде резолюция и была принята, причем голосование за нее заняло всего 11 секунд. Единственной из делегатов, кто публично попытался выступить против, была «бабушка татарского национализма» — многолетний председатель сепаратистской организации «Милли меджлис татарского народа» писательница Фаузия Байрамова. Последняя попыталась из зала докричаться до сидящего на сцене президиума о недопустимости принятия такой «пропутинской» резолюции, но руководивший работой съезда Шайхразиев предпочел ее не услышать. Многих вообще удивляет, зачем Байрамову регулярно приглашают на подобные мероприятия и дают трибуну. Никто же не пригласил на съезд ВКТ тоцевцев Всетатарский общественный центр в 2022 году был признан запрещенной экстремистской организацией. Байрамова, увидев такое игнорирование в свой адрес, оскорбилась и демонстративно покинула зал.
Впрочем, ушла она в полном одиночестве. Это лишний раз свидетельствует о том, что антироссийские идеи в Татарстане, если их не поддерживать на уровне руководства республики, остаются уделом абсолютного меньшинства татар. Никто не стал заступаться за признанный двумя месяцами ранее экстремистской организацией ВТОЦ. Не стали на съезде подключаться и к страданиям по поводу сохранения должности президента Татарстана — «глава республики» всех устроил.
Отчётный концерт вокального коллектива «Сударушки»
Канал автора «Татар-информ» в Дзен: Информационное агентство «Татар-информ». Казанда татар дин галиме Нургали Хәсәнов турында “Дәрвиш” моноспектакле күрсәтеләчәк. 23 апреля в Алабердинской средней общеобразовательной школе прошёл районный семинар учителей татарского языка и литературы на тему "Изучение и развитие родного языка.
Мероприятия
Всё потому, что те, кто у плиты, разговаривают шёпотом — по привычке боятся разбудить маму Ильсины — юной помощницы Ильдара Сагдатшина, генерального директора Татарского книжного издательства. В основном яичницу. Ильсина у нас — мастер по её приготовлению. Получается быстро, сытно и вкусно. Ильсина уже раскладывает на столе продукты, которые пригодятся нам для приготовления праздничного завтрака для мамы, и мы узнаём в ингредиентах её — будущую яичницу. Кто-то любит с лучком, кто-то — с помидорами, кто-то — без всего… Какой рецепт выберут наши сегодняшние повара?
К сожалению, татары на сегодня утратили понимание и традицию обращения к татарским дастанам. Подробнее об этом можно прочитать здесь. В интервью KazanFirst и проекта «Татары мира» казанский историк Дамир Исхаков рассказывает, почему сегодня татарам стоит вспомнить татарские дастаны, а также делится планами Всемирного конгресса татар и Союза писателей Татарстана.
Основная проблема с дастанами, сформулированная Дамиром Исхаковым, — недоступность дастанов широкой, массовой татарской аудитории. На одном из заседаний конгресса известный в Сибири татарский предприниматель Ринат Насыров, когда услышал про вашу инициативу объявить год Годом татарских дастанов, признался, что не знает и не понимает само понятие «дастан». Как так получилось, что татары не знают слово «дастан»? Среди этого наследия у нас очень много письменных дастанов. Под дастанами мы имеем в виду эпические произведения, которые описывают прошлые события, как правило связанные с жизнью народа в определенный исторический период. Кто в школе хорошо учился, тот должен помнить, например, «Иллиаду» Гомера. Это на самом деле греческий дастан, героический эпос. Из Средневековой истории мы знаем немецкий эпос «Сага о Нибелунгах», где, кстати, присутствует Аттила.
Индийское «Махабхарата и Рамаяна» произведение тоже дастан. Тюркское, хорошо известное произведение про Деде Коркута есть у огузских народов, то есть у турком и азербайджанцев. И сюда же — огромное произведение «Манас» у киргизов. На самом деле татарам пришлось туговато, потому что в 1944 году нам, татарам, запретили наш один из самых крупных дастанов «Идегей». К этому было приурочено специальное постановление ЦК ВКП б , в нём сочли, что эпос «Идегей» воспевает злобного феодала Идегея, который был против русского народа и русского государства. С тех пор татары не могли этот эпос даже напечатать. Помню, в 1987 году в Институте языка, литературы и истории Татарстана обсуждался вопрос в комиссии «Мирас» по татарскому наследию, что пора бы уже нам этот эпос напечатать. В 1940-м году текст дастана «Идегей» приготовили к публикации.
Татарстан готовился отпраздновать в Москве «Дни татарской культуры». На плохую дату, на июнь 1941 года были назначены «Дни татарской культуры» в Москве. Началась к ним подготовка, объём подготовленной к публикации текста дастана«Идегей» был большой, 52 печатный листа. Отредактированный текст сдали в печать и… началась Великая Отечественная война. Книга «Идегей» лежала. А потом в 1944 году в условиях изменения политической обстановки сталинское руководство решило, что в стране слишком много почёта тюркам, что они стали слишком сильно оживлять своё национальное самосознание. В общем, нам, тюрков, решили зажать. Поэтому в 1944 году и приняли специальное постановление по эпосу «Идегей».
Хотя известно, что в Казахстане во время Великой Отечественной войны казахи бросались в атаку с кличем «За — Идегея! У башкир тоже запретили этот дастан, правда, он у них называется «Мурадым», то есть Нураддин, который приходится сыном Идегею. В общем, нам пришлось очень долго выжидать, прежде чем мы опубликовали эту версию дастана официально. Если вы сегодня видите старые издания книг по татарскому фольклору, например серия из 11 томов книг вышла до 1987 году, то там эпоса «Идегей» нет. Только в 1988 году в первый раз издали дастан «Идегей».
Это ведь тоже фактически дастан, то есть, эпос, но в письменной форме. Поэтому у татар, особенно поволжских, устно произносимых дастанов очень мало сохранилось. Но это не значит, что у нас вообще не было дастанов. Например, если взять произведение «Дафтар-и Чингизнаме» написанное где-то в конце 17 века, а это произведение — сборник легенд и преданий, то там есть кыйсса про Идегея. Если взять произведение Кадыра Алибека, который в Касимовском ханстве написал произведение «Джамиг-ут Таварих» в 1602 году, то там тоже есть специальный раздел с дастаном об Идегее. Таким образом, у татар в письменной форме дастанысуществовали, в том числе посвящённые Идегею. Но в полевых условиях, от сказителей удалось записать этот эпос только среди татар Сибири. Я слушал от некоторых сибирскотатарских активистов, которые не очень любят понятие «татарская нация», что, мол, мы, поволжские татары, всё у них украли. И поэтому у поволжских татар ничего своего не было и поэтому мы, мол, опубликовали вариант дастана «Идегей», который существовали среди сибирских татар. Но эта ситуация не такая простая, как её хотят представить. Во-первых, один татарский фольклорист в 1919 годузаписал у татар Сибири в районе города Тара, в деревне Елан, один из вариантов дастана об Идегее. Эта версия дошла до нас уже в литературно обработанном виде. В этой версии есть элементы сибирско-татарского диалекта. Но по факту, это уже литературно обработанный текст. Наши специалисты утверждают, что есть ещё около 20 экземпляров эпоса об Идегее, записанных в татарском мире. Некоторые варианты дастана записал ещё краевед Радлов в Сибири. Некоторые варианты дастана он записал в Крыму, где произведение называется «Дастан об Тохтамыше и Идегее». Надо иметь в виду, что ряд татарских дастанов на самом деле являются общетюркским достоянием. Большинство наших эпосов есть у всех кыпчакоязычных народов. Например, эпос «Чура-Батыр» есть у казахов. У них он называется как «Шора». Также этот эпос есть у буджакскихтатар, у ногайцев, каракалпаков. Надо понимать, что мы все в Средние века ведь были одним народом — золотоордынскими тюрками, а в некоторых случаях кипчаками. Например, крупный татарский эпос, записанный в Сибири, — «Ак Кубек». Он очень странным образом попал в Египет и сохранился в некоторых произведениях арабских историков 14 века. Он у них фигурирует в тех же самых содержательных формах, как и у сибирских татар. То есть, этот эпос проник в Египет через кипчаков-мамлюков. Изначально эти кипчаки были пленены мамлюками, потом были проданы в рабство в Египет. Так они с собой увезли племенной дастан «Ак Кубек». Однако я должен сказать, что тюркские дастанывсё время изучаются. Есть много крупных работ, в том числе и в Татарстане, который вышли в последнее десятилетие — Урманчеевой, Мухаметзяновой, Ильсии Закировой. Исследовательские труды есть.
Неравнодушные казанцы за 1 день собрали свыше 2 миллионов рублей, продукты питания, одежду, предметы гигиены и другие необходимые вещи. Помогли и жители села Урмаево Чувашской Республики - они тоже собрали гуманитарную помощь. Вчера, 10 мая, фура выехала в Зауралье. Всемирный конгресс татар также открыл специальный счёт для сбора помощи жителям села Юлдус, которых пожары оставили без крова. Осталась одна мечеть.
«В татарских дастанах сохраняется подлинная идентичность народа»
Сайт для всех, кто интересуется жизнью самарских татар, культурными, спортивными и национальными мероприятиями. Участники труппы и руководители рассказали «Татар-информу» о том, как театр устроен изнутри, почему важно гастролировать по разным регионам, и поделились своими впечатлениями от. Фоторепортажи Рассылка новостей Пресс-релизы Мероприятия. Новости. Важные. Показать по дате.
Конгресс татар отправил гуманитарную помощь сгоревшей деревне Юлдус Шадринского округа
письмо Бөтендөнья татар конгрессы һәм “Татарлар” газетасы “Солдат альбомы-2024” конкурсын уздыра. Подписаться на новости. Фильтровать по дате. Подписаться на новости. 28 марта в культурном центре "Сайдаш" состоялось подведение итогов международного конкурса "Татар Сүзе". онлайн на сайте
Все материалы
- Оставляйте реакции
- Моментальная регистрация
- Кукмара җитәкчелеге «Хәтер бакчасы»нда җиләк-җимеш агачлары утыртты
- Известны победители конкурса «ТАТАР СҮЗЕ»!
- Система электронного документооборота в сфере закупок Республики Татарстан
Районный конкурс “Татар сүзе. Илаһи сүз хозурында"
Фоторепортажи Рассылка новостей Пресс-релизы Мероприятия. В этой связи раисом республики Рустамом Миннихановым был поддержан проект по ее модернизации системы путем внедрения МЭШ в качестве ее составного элемента в целях. 06.04.2024 / Новости, Новости храма. Магистрант духовной семинарии принял монашеский постриг. 5 апреля студент II курса магистратуры Стефан Моисеев был пострижен в малую схиму. Новости. Важные. Показать по дате.