4. Сядь на противоположный стул и отзлись, на свой страх за то, что он делает. В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Техника «Пустой стул». Это пример регрессивной техники. Психолог предлагает клиенту сесть на стул, а напротив себя на пустом стуле представить человека, с которым связан неприятный опыт. Техника "пустого стула" используется как для интеграции "частей" личности, так и для диссоциации с интроектами. Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул.
Как понять, что гештальт не закрыт
- Эффект незаконченного действия
- Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами
- Как мозг реагирует на гештальт
- Эффект незаконченного действия
- Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Теория и практика гештальт терапии. Техника пустого стула.
Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей). Техника Пустой стул и как ее используют эмотологи в эмотологии, основные преимущества и недостатки применения техники Пустой стул и ограничения. Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. Что касается конкретно техники “пустого стула”, то основное влияние на нее оказали театр, философия экзистенциализма и юнгианская психология. В статье расскажем, что такое техника «Пустого стула», какова ее суть, как ее проводить в психологии и каких результатов можно ожидать. «Пустой стул» предлагает взглянуть на проблему со стороны, но далеко не каждый на это способен.
Научиться прощать: техника «Пустой стул»
Что значит закрыть гештальт на самом деле | Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. |
Как преодолеть страх: психологический метод "пустой стул" | метод гештальт-терапии, при котором человек ведет воображаемый диалог с собеседником на пустом стуле. |
Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика | В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. |
Техника пустого стула
Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан. Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. это психотерапевтическая техника, обычно используемая в гештальт-терапии для изучения отношений пациентов с самими собой, с аспектами их личности, их концепциями, идеями, чувствами и т.д. Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт.
Техники в гештальт подходе. Эксперимент
Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах. Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. Техника «пустого стула» относится к популярным гештальт-терапевтическим техникам. В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул".
Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика
Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. один из наиболее часто используемых инструментов работы в рамках теории гештальт. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей.
Психодрама
Миниатюры выступают в качестве каких-либо жизненных аспектов, также клиенту доступны другие вспомогательные детали, которые он может перемещать на свое усмотрение. Метод пустого стула Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. Во время терапии клиент может задавать вопросы, жестикулировать и получать ответы. Если изначально такой подход дает сомнения, то вскоре человек начинает верить в происходящее. Эта техника работает, потому что помогает клиенту перейти от мыслей к действию. Основная терапия Суть такой терапии заключается в том, что пациент должен вернуться к источнику своей боли и правильно прожить все стадии. Иллюзия голода Такую технику человек может проделывать дома самостоятельно.
Этот подход помогает пациентам глубже понимать свои эмоции и переживания. А также предоставляет возможность исследовать их с новых ракурсов. Это способствует лучшему самопониманию и возможности более эффективно работать над своими внутренними состояниями. Методика «Переключения внимания» Подход, известный как методика «Переключения Внимания», представляет собой процесс перемещения внимания с одного переживания или вида деятельности на другой, и обратно.
К примеру, он может совмещать произнесение слов и внимательное прослушивание собственного голоса. В данном случае, психотерапевт играет важную роль в облегчении этого процесса. Он направляет клиента на осознание того, что было сказано, и как это было сделано. Психолог может задавать вопросы по принципу: «Вы осознаете это предложение? Этот процесс сопровождается внутренними ощущениями и способствует завершению соответствующей задачи или дела. Усиление или амплификация Если клиент сталкивается с трудностями в распознавании и ощущении своих эмоций, гештальт-терапевт предлагает специальную методику. Она называется «Техникой Усиления» или «Амплификацией». Суть этой методики заключается в том, чтобы клиент усилил свои эмоции, принял экстремальную позу и усиленно выражал любые телодвижения и проявлял свои чувства. Что важно знать о приемах терапии В отличие от методов стандартного психоанализа, где специалист занимает нейтральную позицию и не выражает свои собственные эмоции, практика гештальт-терапии предоставляет психологу право и средства для того, чтобы разделить свои собственные переживания, которые появляются в нем на протяжении сеанса. Однако это не означает попытку «привлечь внимание к себе», и, конечно же, специалист всегда осуществляет это в интересах клиента.
К примеру, пациент может рассказывать о ситуации, в которой над ним посмеялись и его оскорбили. И при этом улыбался, словно соглашаясь с обидчиками. Психолог, который наблюдает за ситуацией со стороны — может спросить: «Когда я слышу этот рассказ, вы чувствуете грусть и горечь».
Чувствуете, что начинаете злиться? Если вы почувствуете, что сердитесь, позвольте этому чувству проявиться.
Прислушайтесь к себе, что вы хотите сказать или сделать? Расскажите об этом другому. Вы ничего не чувствуете? Если вы ничего не чувствуете, вернитесь на пару шагов назад и расскажите подробнее о том, что произошло, и как это было болезненно и тяжело. Расскажите себе еще раз почему это было неправильно.
Рассказав другому о своих чувствах, запишите извинения, которые вам было нужно услышать от собеседника. Извинение может содержать раскаяние значимого другого - что он видит и понимает свои ошибки, осознает, как это должно было быть для вас тяжело, искреннее извинение и слова о том, что он должен был сделать на самом деле или что он может сделать сейчас. Прочтите про себя извинение и обратите внимание на то, что вы чувствуете. Потратьте несколько минут на то, чтобы подвести итоги для себя и того, что вы, возможно, захотите сделать в жизни.
Как организуется, выглядит? Напротив сидящего на стуле клиента размещают второй, пустой стул, и просят "посадить" туда любую, актуальную на данный момент проблему. Этапы проведения техники. Разместив проблему напротив, клиент может олицетворить её в образе. Рассказать, как именно она выглядит? Клиент выражает своё отношение к сидящей напротив него проблеме, отреагируя скопившиеся эмоции.
Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами
Условия и результаты техники Техника «Пустой стул» Ф. Перлза основана на принципе внимательного присутствия и экспрессивного самовыражения. Для проведения сеанса необходимы следующие условия: Комфортная и спокойная обстановка, которая создает атмосферу безопасности и доверия.
История возникновения Впервые идея диалога с воображаемым собеседником пришла в голову Фрицу Перлзу, когда он работал в театре. Он заметил, что актеры вживаются в роли, разговаривая с пустыми стульями на сцене. Это помогало им глубже прочувствовать образ. Перлз решил применить похожий прием в психотерапии - предложил клиентам представлять на стуле напротив того, с кем хотели бы поговорить.
Так появилась техника пустой стул. Основатель гештальт-терапии Фриц Перлз активно использовал пустой стул в гештальт терапии на своих сеансах. Он считал, что это отличный способ вывести клиента из зоны комфорта, разбудить скрытые эмоциональные пласты. Беседа с воображаемым собеседником запускает мощные внутренние процессы, которые могут стать прорывом на пути личностного роста. Фриц Перлз широко применял и другие нестандартные для того времени методы: крик, медитацию, даже использование психоделиков. Но среди них техника "пустого стула" выделялась особо.
С ее помощью удавалось раскрывать глубинные внутренние конфликты, которые мешали клиенту полноценно жить. Яркий пример - история пожилой женщины, которая в детстве подверглась насилию от отчима, но загнала эти воспоминания на подсознательный уровень. Беседа с "пустым стулом", изображающим этого человека, позволила вытащить травму наружу. Женщина смогла выплеснуть гнев и отчаяние, после чего почувствовала глубокое облегчение и освобождение от прошлого. Как проходит работа с техникой Сеанс с использованием "пустого стула" может проходить как индивидуально, так и в группе. Участникам предлагают сесть в круг, один стул остается свободным.
Ведущий задает вопрос, например: "Есть ли у вас незавершенные отношения, о которых вы сожалеете?
Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века.
С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв.
Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон». Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход.
Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка. Но не все было так просто.
Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта.
Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных. Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы.
Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много. При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать. В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов.
Речь об одной из самых прорывных идей в понимании работы мозга на рубеже XX и XXI веков — предсказательном кодировании predictive coding. Мозг не просто воспринимает и обрабатывает информацию извне. Скорее наоборот — он предсказывает, что происходит «снаружи», а затем сравнивает предсказание с реальностью.
Предсказание — это когда нейроны высших уровней посылают сигналы нейронам низших уровней. Те, в свою очередь, получают сигналы извне, от органов чувств, и отправляют «наверх», сообщая, насколько предсказания расходятся с реальностью. Главная задача мозга — свести к минимуму ошибку предсказания о реальности.
В момент, когда это происходит, и возникает гештальт. Гештальт — это событие, а не что-то статичное. Представьте, что «верхние» нейроны встречаются с «нижними» и договариваются о том, какова реальность в данном месте в данное время.
Договорившись, они жмут друг другу руки. Это рукопожатие длиной в несколько сотен миллисекунд и будет гештальтом. Мозг необязательно будет менять предсказания.
Ты ставишь два стула. Садишься на один из них. А на второй «сажаешь» воображаемого собеседника, например, внутреннего критика, или родителя. И начинается диалог. Ты говоришь как за себя, так и за собеседника, при этом пересаживаясь на его стул. Каждый из вас должен сказать все, что он хочет и выслушать своего собеседника. Идею этой техники он подчерпнул из психодрамы Морено. Но в подходе Перлза обе роли выполняет сам клиент, а не другой человек. Суть техники в том, что в человеке есть несколько субличностей. Если они начинают противоречить друг другу, если их интересы не совпадают, появляется внутренний конфликт.
Усиливаясь, он начинает влиять на жизнь человека в целом, на его чувство психологического комфорта, на его отношения с другими людьми и отношение к себе. Может появиться тревожность, снижение самооценки, неуверенность в себе, агрессивность, депрессия, чувство неудовлетворенности собой и своей жизнью. Чтобы это изменить, нужно разобраться в конфликте субличностей. Они находятся в постоянном диалоге друг с другом, но пока этот спор внутри, его трудно разрешить. Он непоследователен, нелогичен, и сводится к взаимным упрекам, требованиям и обвинениям. Это красочно иллюстрируют известные «собаки» Перлза: «topdog», то есть собака-сверху, которая все время требует, но уже заранее знает, что ты ничего не сможешь: «ты должна хорошо учиться», «ты должна быть послушной», «ты должна много работать», «ты должна рано вставать», «ты должна заниматься спортом»; «underdog», то есть собака-снизу, которая жалуется и находит оправдания: «нет, я не могу», «нет, я слишком устала», «нет, у меня не получится». Она не хочет что-либо делать и испытывает при этом чувство вины. Чтобы примирить субличностей, необходимо «вытащить» конфликт во вне, посмотреть на него со стороны. Именно ради этого и используется техника «Пустой стул». Ведь сам по себе диалог можно вести и в своей голове, что большинство людей и делает.
Но внутри найти примирение практически невозможно. Поэтому надо «рассадить» субличности в пространстве. Кого можно посадить на пустой стул Что же это за субличности, с которыми можно вести диалог с помощью техники «Пустого стула»? У этой техники нет жестких рамок, терапевт всегда следует за своим клиентом, а тот находится в состоянии потока. Поэтому никогда нельзя точно сказать, кто окажется на другом стуле и к чему приведет ваш диалог. Чтобы понимать, как это работает, можно привести несколько примеров. Допустим, ты испытываешь чувство обиды на своего бывшего. На пустом стуле может оказаться либо он, либо обида, либо твой внутренний ребенок, то есть обиженная сторона. Бывший, обида и внутренний ребенок — это разные субличности. Тут важно пояснить, что в этом контексте бывший тоже является субличностью, поскольку он не реальный человек, а твое внутреннее отражение этого человека.
С ним диалог будет происходить для того, чтобы вы оба высказали свою точку зрения и услышали ее. Благодаря тому, что ты скажешь ему все, что не успела или не смогла сказать, у тебя исчезнет внутреннее напряжение.