Майя Плисецкая была близким другом Валерия Гергиева и Мариинского театра – выступала на петербургской сцене, лично участвовала в важных событиях театра, консультировала молодых балерин. Майя Плисецкая — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости.
Майя Плисецкая много лет была на особом контроле у КГБ
Майя Плисецкая пыталась возродить постановку балета и подражать Павловой, но не достигла той потрясающей нежности и ошеломляющего трагизма, который были в исполнении Павловой. Майя Плисецкая признавалась, что «своего «Умирающего лебедя» подсматривала в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью — подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Майе Плисецкой было 89 лет. Майя Плисецкая — прима-балерина Большого театра, Народная и Заслуженная артистка.
Майе с любовью: какой нам запомнилась императрица русского балета
Далее мы хотим показать вам редкие фотографии Майи Плисецкой. Нью-Йорк 1966 год.
Тетя познакомила племянницу с балетом, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Когда Майе исполнилось 7 лет, тётя отвела её в хореографическое училище. С 1941 по 1942 год девочка с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске, именно там состоялось ее первое выступление с номером «Умирающий лебедь». В 1943 году девушка окончила Московское хореографическое училище, там она обучалась у Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой, была принята в труппу Большого театра.
В 1956 году Плисецкая вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу, но через три месяца они развелись.
И уже через два года вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Детей у пары не было. Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от инфаркта миокарда.
Никогда не любившая повторов, балерина всегда видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук. Роль Маши в "Щелкунчике" П.
Чайковского - свою первую главную партию - балерина станцевала уже в первый сезон работы в Большом театре. Глазунова, Китри в "Дон Кихоте" и другие. Незабываемой для зрителей стала роль Одетты-Одиллии в "Лебедином озере": движения необыкновенно гибких рук и корпуса балерины создавали иллюзию трепета крыльев плывущего лебедя, превращения девушки в птицу. Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем стала мировой легендой. Руки балерины сравнивали с зыбью воды, с волнами, с изгибами лебединых крыльев. Критики называли пластичность ее рук "нечеловеческой".
Майя Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года. В историю мирового балета вошли ее ведущие партии в "Лебедином озере", "Каменном цветке", "Спящей красавице", "Спартаке", "Жизели", "Раймонде" и другие. Все эти роли отточили стиль Плисецкой - графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом. Редкий талант актрисы - яркий, трагедийный - проявился в партии Кармен в балете "Кармен-сюита", поставленном Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой.
Карьера звезды балета
- «А разве люди уже придумали подходящий час для арестов?»
- Фото: Майя Плисецкая
- Стала невыездной после гастролей в Индии
- Майя Плисецкая много лет была на особом контроле у КГБ - 7Дней.ру
В печатном номере
- Натюрморт в бакале
- С Родионом Щедриным они поженились не сразу
- Курсы валюты:
- Большой и Мариинский театры отмечают юбилей Майи Плисецкой
- Биография Майи Плисецкой
Майя Плисецкая: «Характер — это и есть судьба»
Женщине с самого начала стало понятно, что долго этот брак не продлится. Так и случилось. Артисты не ругались, не били посуду, а просто поняли, что не подходят друг другу. Официально брак Мариса и Майи продлился три месяца, но совместная жизнь продолжалась всего несколько недель. Со вторым супругом балерина познакомилась в гостях у Лилии Брик в 1955 году. Правда, тогда особых чувств между ними не возникло. Страсть и любовь настигли их спустя 3 года, когда Родион Константинович работал над музыкой к балету "Конек-горбунок". Для вдохновения Щедрину рекомендовали посетить занятие Майи Михайловны в балетном зале.
Поженились они в тот же год и прожили вместе 57 лет. Конец мытарствам Благодаря Родиону Константиновичу с Плисецкой сняли ярлык шпионки. Расчувствовавшийся Хрущев после прочтения письма положил конец преследованиям балерины со стороны КГБ и приказал отправить Майю Михайловну вместе с труппой на гастроли в Америку.
В эвакуации в Свердловске Плисецкая год не могла заниматься балетом, так как первоначальная информация о переезде Большого в сегодняшний Екатеринбургоказалась ошибочной на тот момент, когда пути назад не было. Испугавшись, что так можно потерять профпригодность, Майа вернулась в Москву.
Усилия и риск получили результат — в апреле 1943-го ее официально приняли в труппу Большого театра. Сначала танцевала в кордебалете. В это время и появился номер всей ее жизни «Умирающий лебедь», подготовленный для «сборных» концертов. Своим лучшим, непревзойденным педагогом Плисецкая считала АгриппинуВаганову. И всегда называла незаживающей раной свое решение не ехать к Вагановой в Ленинград, после того, как педагог была вынуждена тужа вернуться.
После того, как балерина заменила заболевших прим и станцевала отрепетированную с Вагановой роль Маши в Щелкунчике, ей постепенно стали давать интересный репертуар. В 45-м она первая исполнила партию феи Осени в «Золушке» С. Прокофьева, затем главную роль в балете «Раймонда» А. Глазунова, после чего стало очевидным, кто в Большом прима-балерина. Через два года Плисецкая впервые танцевала партию Одетты—Одиллии в «Лебедином озере», одном из главных в ее творческой биографии.
На Майю Михайловну «ходили» все главы иностранных государств, прибывавшие на официальные и дружественные визиты в СССР. Роль балерины в «Лебедином озере» стала достопримечательностью практически наравне с самим Большим. Плисецкая объездила почти весь мир. В 48-м роль Заремы в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева, балетмейстер Р.
В 1950 году, станцевав к тому времени уже несколько сольных партий в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса, в том числе Уличную танцовщицу, выученную специально к сталинским торжествам, впервые исполнила партию Китри. Затем выступления в оперных спектаклях: в партии Персидки в «Хованщине» М. Мусоргского и в партии Вакханки в «Фаусте» Ш. В 1954 году в Большом театре давали премьеру балета «Сказ о каменном цветке» С.
Прокофьева, где Плисецкая исполнила партию Хозяйки Медной горы. В 1961 году она станцевала в «Ромео и Джульетте», несмотря на скепсис. В 1963-м Плисецкая танцевала Аврору в «Спящей красавице». На титульном листе партитуры первого же балета Щедрина — «Конька-Горбунка» — стоит посвящение: «Майе Плисецкой».
Артистку обожали и боготворили на Родине, и за рубежом, а сама она запретила устраивать свои пышные похороны. Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни, и, согласно завещанию балерины, никто не проводил официальных похорон — с выносом гроба, прощанием в театре. Скромная церемония прошла в Германии, только близкие были допущены на нее.
Как пишут Дни.
Спустя два года, 1 апреля 1943 года Майя Плисецкая, сдав выпускные экзамены на отлично, была принята в труппу Большого театра. Как и большинство выпускников училища, будущая великая балерина была зачислена в кордебалет. Недостаток сольных партий Плисецкая компенсировала выступлениями во всевозможных концертах. Именно тогда на московских сценах появился ее "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса - номер, который она будет танцевать всю жизнь. Впоследствии на гастролях за рубежом у нее были концерты, на которых она исполняла "Умирающего лебедя" по четыре раза подряд. Никогда не любившая повторов, балерина всегда видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.
Роль Маши в "Щелкунчике" П. Чайковского - свою первую главную партию - балерина станцевала уже в первый сезон работы в Большом театре. Глазунова, Китри в "Дон Кихоте" и другие. Незабываемой для зрителей стала роль Одетты-Одиллии в "Лебедином озере": движения необыкновенно гибких рук и корпуса балерины создавали иллюзию трепета крыльев плывущего лебедя, превращения девушки в птицу. Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем стала мировой легендой.
Майя Плисецкая: своим талантом парящая грация покорила весь мир
Поэтому я уже много лет одеваюсь только у него. Он фантастически чувствует стиль. Он не думает: "Вот я сейчас встану и буду элегантным". При этом сам может ходить в чем попало — в своих вещах, конечно, но пальто может быть с завернутым внутрь воротником, или пуговица на животе расстегнута, потому что он вечно спешит».
И черный очень элегантный. И все остальные цвета тоже». И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно.
Бывали периоды, когда я худела, но неумышленно — просто из-за репетиций не успевала поесть». А я думаю, что вначале был жест, потому что жест понимают все, а слово не все». Он говорит: статуэтку?
Я говорю: нет, балет! Даже с никудышными данными они знали, как надо делать. Многие, кто тогда были наверху положения, сегодня танцевали бы в кордебалете».
И вот одна танцовщица поднимает ногу практически в прямой шпагат, за ухо. Уланова наклоняется ко мне и говорит: "Девочка ошиблась адресом". И танцовщица не прошла на третий тур».
Потому что учили в московской балетной школе неважнецки — а танцуют в театре хорошо. Хотя если анализировать, то понятно — мир открыт, смотрят других, смотрят себя на видео, а это лучший педагог». У нас черт знает какая форма была у балерин.
Маленькие коряги, каракатицы. А сейчас девочки как модели. Мужской танец вырос неслыханно».
Сейчас балет и гимнастика сравнялись по сложности. Но, следуя за техникой, многие забывают про эмоции.
А вот… Она очевидно последняя комета поколения легенд, живших в танце и благодаря танцу. Простым смертным такое не дано, это заслуживают. Ольга Лепешинская взлетала пешком по лестнице на третий этаж в 82, Марина Семенова в 89 вела уроки, Суламифь Мессерер в 90 приветствовала зал со сцены чистейшим кабриолем. Не то, чтоб они не интересовались платьями, шубками и текущей политикой, вовсе нет. Просто балетный класс и все, что с ним связано, у этих людей составлял главную часть жизни, настолько важную, что на все остальное оставались крохи. Плисецкая наследовала этой блестящей плеяде, но отличалась от нее поразительно. Это она, Плисецкая, в едкой иронии своего острого ума растворила лучезарный образ "самого духовного искусства". Это Плисецкая потешалась над балеринскими "брови домиком", не забывая при этом пахать в балетном классе до седьмого пота потому до последнего дня держалась в форме, не смотря на кучу мелких болячек и крупных травм.
А еще именно Плисецкая первой из советской балетной касты стала своей среди отечественных и не только интеллектуалов.
Редкий талант актрисы — яркий, трагедийный — проявился в партии Кармен в балете «Кармен-сюита», поставленном Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой. Образ Кармен, одна из главных ролей Плисецкой в репертуаре Большого театра, явилась ярчайшим проявлением творческого мастерства великой балерины.
Майя Михайловна проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера. Она поставила в Большом театре балеты Р. Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», в которых выступила как исполнительница главных партий.
В 1984 году в Риме она поставила балет «Раймонда» А. Как драматическая актриса Плисецкая снялась в художественных фильмах «Анна Каренина», «Чайковский», в телеэкранизациях балетов «Болеро», «Айседора», «Кармен— сюита», «Дама с собачкой», телевизионных фильмах «Фантазия», «Чайка». Ее творчеству посвящен документальный фильм и фильм-концерт «Майя Плисецкая», кинофильм «Балерина», телефильм «Майя Плисецкая.
Знакомая и незнакомая». После ухода из Большого театра Майя Плисецкая работала в Европе. В 1983-1984 годах она была художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-1990 годах — художественным руководителем «Театро лирико насьональ» в Мадриде.
С 1990 года Майя Плисецкая выступала с концертными программами за рубежом, вела мастер-классы. Щедрина, где Майя Плисецкая исполнила главную партию.
Об этом говорится в сообщении пресс-службы Кремля, поступившем в РБК. Майя Плисецкая была великим новатором русской хореографической школы, ее место никем не будет занято, считает специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Она была укоренена в русской традиции и одновременно всегда стремилась открывать новые горизонты в творчестве», — сказал Швыдкой.
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. После окончания Московского хореографического училища она попала в труппу Большого театра.
Фотоподборка: прима-балерина Большого театра СССР Майя Плисецкая
Писатель Луи Арагон, балерина Майя Плисецкая, писательница Эльза Триоле и писатель Константин Симонов на Белорусском вокзале. Фото: РИА Новости/ Лев Носов. Балерина Майя Плисецкая скончалась 2 мая в Германии от сердечного приступа. Фото – РИА Новости. 20 ноября 1925 года родилась великая Майя Плисецкая. Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями. В паузах между номерами звучали точно выбранные строки из автобиографии балерины «Я, Майя Плисецкая». Майя Плисецкая и Алексей Степанюк, режиссер-постановщик оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник», на сцене Концертного зала Мариинского театра.
Дочь врага народа без права на выезд: жизнь Майи Плисецкой под присмотром КГБ
Выдающаяся балерина Майя Михайловна Плисецкая, почерк танца которой нельзя спутать ни с кем, является одним из ярких представителей рода литваков, т.е. евреев – выходцев из Литвы. Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. В Москве в день рождения Майи Плисецкой прошло торжественное открытие сквера имени прославленной российской балерины. Майя Плисецкая – величайшая русская балерина, более сорока лет служившая сцене Большого театра. Майя Михайловна Плисецкая, выдающаяся танцовщица второй половины ХХ века, родилась 20 ноября 1925 года в Москве. 29 ноября 1995 года на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала удивительное творческое долголетие.
Балерина-стихия, не знающая пределов: в Большом прошел вечер памяти Майи Плисецкой
Эмоции и Техника сплелись в ней в общую Гармонию Прекрасного. Так нас учили любить, чувствовать и понимать Моцарт и Пушкин". Вне сцены Плисецкая ломала все представления о советских гражданах. На гастролях она погружалась в ту жизнь, которой обычно не видели советские командировочные даже за границей. Характер Плисецкой позволил ей не только самой оценить западный балет, но и добиться роли, о которой мечтала. В 1967-м, когда ей было уже за сорок, она разыграла карту дружбы Москвы с Фиделем Кастро, выписав в хореографы "Кармен-сюиты" Альберто Алонсо. Тогда она впервые продемонстрировала талант танцевать, переступая с ноги на ногу, слегка приваливаясь к партнеру или внезапно оглядываясь на зал. Даже когда в партии Хозе выходил красавец Александр Годунов, смотрели не на его вариацию, а на Кармен, которая сидела посреди сцены, не меняя позы. В ее взгляде была та нечеловеческая энергия, которая вскоре смела на ее пути все преграды советской системы и позволила добиться разрешения танцевать балеты Мориса Бежара и Ролана Пети.
Она же показала в Москве с Балетом Нанси "Федру" Лифаря, открыла двери Большого театра перед Матсом Эком на один из юбилеев она привезла его "Кармен" и одной из первых переступила барьер между классикой и contemporary dance Джиджи Качуляну поставил для Плисецкой и Патрика Дюпона "Безумную из Шайо". До последних дней она продолжала испытывать страстный интерес ко всему новому и неординарному в хореографии и одной из первых поддержала хореографические опыты Алексея Ратманского. Танец для Плисецкой был не профессией, а состоянием духа, которому ее характер всегда подчинял тело. Она - из уникальной породы "животных сцены", лучи софитов удесятеряли ее энергию, и она воздействовала на зал, даже когда практически не двигалась. С любовью к Майе Большой театр отмечает 95-летие своей любимицы дивным концертом. Формально его скрепляют чтение автобиографии Майи Плисецкой, привычное на вечере памяти, и ученики балетной школы с шествием Ave Майя. Неформально - ее лучшие роли, воспроизводимые новыми поколениями артистов. Плисецкую вспомнят горделивыми принцессами сначала в гран па из балета "Раймонда" Ольга Смирнова и Денис Родькин, затем в адажио с четырьмя кавалерами Принцессы Авроры из "Спящей красавицы" юная звезда Мариинского театра Мария Хорева и партнеры.
Награждена французскими орденами Командора литературы и искусства 1984 и Почетного легиона 1986, 2012 , золотой медалью изящных искусств Испании 1991 , Большим крестом Командора ордена "За заслуги перед Литвой" 2003. Удостоена Международной Императорской премии Японии 2006. В 1985 году Плисецкой присвоено звание доктора Сорбонны, в 1993 году - почетного профессора Московского государственного университета им.
Народная артистка СССР 1959 , лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца 1962 , лауреат Ленинской премии 1964 , герой Социалистического труда 1985 , полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат множества других наград и премий разных стран мира фото: В.
В 1985 году Плисецкой присвоено звание доктора Сорбонны, в 1993 году - почетного профессора Московского государственного университета им. Далее мы хотим показать вам редкие фотографии Майи Плисецкой. Нью-Йорк 1966 год.
Майя Плисецкая: 7 малоизвестных фактов из жизни легендарной балерины
Будучи максималисткой до мозга костей, она из всех поэтов безоглядно признавала только Вознесенского, среди композиторов — исключительно Щедрина, единственным гениальным педагогом считала Ваганову, а лучшим модельером — Пьера Кардена. Как верно подметил Асаф, в театре появилась актриса, к которой нельзя было подходить с обычными мерками. Екатерине Васильевне Гельцер было достаточно посмотреть на Майю в крошечной вариации Феи осени из балета «Золушка», чтобы со всей ответственностью заявить: «Шикарная балерина! Выходя на сцену даже в незначительных партиях, Майя приковывала к себе зрительское внимание. Так, например, в небольшой роли уличной танцовщицы в «Дон Кихоте» она размахом и масштабом своего танца напрочь затмевала даже Лепешинскую-Китри. В последнем акте «Дон Кихота» Майя танцевала так называемую «прыжковую» вариацию, после которой был выход Вахтанга Чабукиани, исполнявшего роль Базиля.
Но танец Майи вызывал в зале такой шквал аплодисментов, что Вахтангу Михайловичу пришлось стоять в кулисе, ожидая, когда стихнет буря зрительского восторга. Некоторую ревность по отношению к молодой, но уже очень успешной танцовщице испытывала Марина Семенова. Майя же в свою очередь относилась к ней с большим пиететом, поскольку та была ученицей Вагановой. Все, что Семенова показывала во время классов, Майя буквально схватывала на лету. Марине Тимофеевне оставалось только восклицать: — Ну, Майка дает!
Я еще объяснить не успела, а она уже все сделала. То, что другим давалось с огромным трудом, Майя усваивала с легкостью. Сложнее давались лишь партии, которые до нее исполняли другие балерины. Своей яркой индивидуальностью она не вписывалась в рисунок роли, который считался каноническим. Так случилось со спектаклем «Ромео и Джульетта», в который ее ввели в 1961 году.
Основная проблема состояла в том, чтобы выйти из привычного образа Джульетты, созданного Галиной Улановой. В этих рамках Майе было попросту тесно. В итоге она замечательно сделала эту роль. В ее интерпретации Джульетта — юная, страстная девушка, готовая на самопожертвование во имя любви. Это была Джульетта эпохи Возрождения!
Майя разрушала незыблемость традиционной трактовки роли, которая началась с Улановой и была продолжена множеством других балерин. О такой трактовке Майя безапелляционно говорила: «Недопеченный блин». Поскольку Майе при ее таланте многое давалось легко, она не очень жаловала репетиции. Бесконечное повторение одних и тех же действий ей претило, а заучивание нового казалось каторжным испытанием. Именно по этой причине она не выучила ни одного иностранного языка.
Предпринимала множество попыток, брала уроки, занималась, но зазубривание было выше ее сил.
Она как художник подходила к любым событиям, бытовым в том числе. Работая над проектом, я пыталась создать портрет Майи Плисецкой. Мне не хотелось, чтобы это была статичная иллюстрация, поэтому получилась серия образов: я соединила цитаты из книги с абстракцией.
Между номерами балерины есть видеовставки, которые описывают временной контекст. Кстати, модели телевизоров тоже все разные: для демонстрации 40-х подобрали аппарат с лупой. Напротив каждого экрана — стул, тоже артефакт из представленной эпохи. На самом деле это салон, посвященный любимому мужу Плисецкой — Щедрину.
Здесь играют исключительно его произведения, часть из которых посвящена Майе Плисецкой. Хотя композитор не раз повторял, что все его творчество — одно большое послание жене. Услышите фрагменты из «Кармен» и «Конька Горбунка».
Гусев 1957 - Лебединое озеро фильм-балет - Одетта-Одилия 1959 - Хованщина фильм-опера - пленная персиянка 1961 - Сказка о Коньке-Горбунке фильм-балет - Царь-девица 1964 - Голубой огонек-1963 фильм-концерт 1964 - Соберите Венеру музыкальный фильм 1965 - Новогодний календарь музыкальный фильм 1967 - Анна Каренина, режиссер А. Зархи - Бетси Тверская 1969 - Самая высокая... Эфрос - Полозова Санин - А. Бердышев 1977 - Поэзия танца «Болеро», «Айседора» М. Бежара фильм-балет - главная роль 1978 - Кармен-сюита фильм-балет , режиссер Ф.
Слидовкер - Кармен 1980 - Большой балет фильм-концерт 1982 - Чайка фильм-спектакль - главная роль 1985 - Зодиак телефильм - Муза 1986 - Дама с собачкой фильм-спектакль - Анна Сергеевна Участие в фильмах 1959 - Балет Большого театра в Америке документальный 1961 - СССР с открытым сердцем документальный 1964 - Майя Плисецкая документальный режиссер В. Катанян 1970 - Композитор Родион Щедрин документальный 1985 - Урок тьмы документальный фильм, режиссер Д. Делуш 1986 - Агриппина Ваганова документальный 1987 - Майя Плисецкая - знакомая и незнакомая документальный режиссер Б. Танцуя музыку документальный 2000 - Maйя документальный фильм, режиссер Д. Побег в никуда документальный 2007 - Нериюс Литва, документальный 2008 - Евгений Светланов. Тихонов 2005 - Стихия по имени Майя документальный режиссер Н. Я, Майя Плисецкая. Плисецкая М.
Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. Читая жизнь свою.... Астероид 4626 Плисецкая, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Л. Карачкиной астероиду 4625, открытому в 1982 году тем же первооткрывателем, было дано имя 4625 Щедрин. В октябре 2013 года бразильские художники Э. Кобра Eduardo Kobra и А. Брито Agnaldo Brito посвятили балерине одну из своих работ. Граффити длиной 16 м и шириной 18 м, включающее в себя изображение балерины в образе лебедя, находится на стене дома в Москве по адресу Большая Дмитровка, д.
Доска с названием сквера и информацией о нем размещена на правой стене дома 16 к.
На другой день Джон и Жаклин Кеннеди действительно были на спектакле. А после пришли за кулисы выразить свой восторг. На следующий день президент принимал всю труппу Большого в Белом доме и снова не поскупился на комплименты в адрес первой балерины СССР… 20 ноября в номере бостонской гостиницы Плисецкую разбудил стук в дверь. Это был курьер — он принес гигантский букет белых лилий и красиво оформленную коробку. В ней оказалось поздравительное письмо от Роберта Кеннеди и золотой браслет с брелоками, на одном их которых был изображен Скорпион — их общий знак зодиака, а на другом — Архангел Михаил. Вскоре Роберт позвонил Майе и повторил свои поздравления лично. Вот только английского она практически не знала, поэтому не смогла сказать ответных слов. В качестве подарка Плисецкая передала Кеннеди расписные деревянные ложки, привезенные из Москвы на сувениры. С тех пор Майя Плисецкая и Роберт Кеннеди связи не теряли — обменивались поздравлениями и приветами друг другу.
Вновь встретились на следующих гастролях Большого в Америке в 1966 году. Майя Михайловна в своей книге не скрывала, что их с Робертом тянуло друг к другу. Был большой взаимный интерес. Но языковой барьер, железный занавес и постоянное присутствие соглядатаев помешали этой дружбе или даже роману. Невероятно, но Роберта убили в дни четвертых гастролей Большого театра в Америке в июне 1968 года. По приезде театра в Нью-Йорк Майя с Робертом успели созвониться — планировали встретиться. Но 5 июня он был смертельно ранен, а 6-го скончался. Плисецкая узнала о трагедии за кулисами нового здания Метрополитен-оперы, потрясение было сильнейшим. В память о Роберте она решила открыть концерт исполнением незапланированного номера — «Умирающий лебедь». Первый и последний раз Майя Плисецкая станцевала «Лебедя...
Майя Михайловна танцевала «Умирающего лебедя», и ее вызывали на бис три раза! Нью-Йорк, 1984 г. Вручали главные государственные награды своих стран… На родине, в России, Майя Плисецкая стала первой женщиной — полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». Она имела одну из высших наград Испании — была лауреатом Астурийской премии. В Японии была награждена Императорской премией, стала кавалером ордена Восходящего солнца. Была кавалером французского ордена Почетного легиона, а позже и офицером этого ордена. Однажды кто-то сыронизировал по поводу этой награды: «Я думал, что орден дают только героям Сопротивления». И это было абсолютной правдой. Разрешение на все свои балеты, начиная с «Кармен-сюиты», Плисецкая буквально вырывала у советской власти… Забавная история произошла на праздновании юбилея Мстислава Ростроповича в Париже. Им достался столик, за которым сидели греческая принцесса, Гейдар Алиев президент Азербайджана , принц Монако Альбер и миловидная круглолицая дама.
И она все расспрашивала Щедрина о его музыке. На другой день супруги полетели в Амстердам, и первое, что там увидели, — плакаты, расклеенные по всему городу, с изображением их соседки по столу на юбилее Ростроповича. Это была королева Нидерландов Беатрикс… «Что обычно просят поклонники у балерин? Но к моменту нашего знакомства Майя Михайловна уже все раздала. Поэтому на память об артистке у меня остались бесценные автографы» Фото: из личного архива Павла Соседова Кстати, тот юбилейный банкет для Плисецкой и Щедрина закончился курьезом. После ресторана они решили поймать такси, чтобы добраться до своего отеля. Но когда вышли на улицу, начался проливной дождь. Они остановили такси, но тут выяснилось, что ни Плисецкая, ни Щедрин не помнят адрес. Раздраженный таксист, приняв супругов за пьяных, уехал, на прощание окатив Майю Михайловну водой. В результате великая балерина и великий композитор шли в вечерних нарядах под проливным дождем через Сену пешком — визуально они расположение отеля помнили.
Потрясающую историю об одном концерте с участием Майи Михайловны мне рассказал Андрис Лиепа : «В 1984 году в Нью-Йорке отмечали 90-летие легендарной американской танцовщицы Марты Грэм. Я тогда танцевал в труппе Михаила Барышникова, и мне дали пригласительный. В юбилейном вечере участвовали все живые легенды мирового балета: и Барышников, и Нуреев, и Плисецкая... Можете себе представить, на бенефисе Марты Грэм три раза бисирует Плисецкая! Это было вне всяких театральных правил, но зритель ее не отпускал. А вот Рудольфу Нурееву места за главным столом не досталось. Он очень обиделся и сел за другой стол, где его соседом оказался какой-то критик. Не замечавший раздражения Нуреева, критик беспрестанно ему на ухо что-то дудел. Тогда Рудольф рукой зачерпнул лед из ведерка с шампанским, высыпал этому бедолаге за шиворот, встал и ушел…» К Майе Михайловне Нуреев относился с большим пиететом — в 13 лет он впервые попал на ее спектакль в Большой театр и был зачарован ее искусством. Перед началом концерта в своей гримерке она обнаружила фигурку лебедя, выполненную из белых лепестков роз.
Спросила, от кого такой царский подарок, ей ответили: «Это привет от Нуреева»… «Энергетика, пластика и выступления Плисецкой поражали зрителей. Ее воздействие на публику было гипнотическим. Как только ее не называли: инопланетянкой, богиней танца, кометой, даже ведьмой…» В балетной миниатюре «Умирающий лебедь». А Коко Шанель устроила в своем Доме моды специальный показ.
Редкие фото и интересные факты из жизни Майи Плисецкой
Действительно, будучи поклонником Майи Плисецкой, я уже около десяти лет собирал фотоматериалы о любимой артистке. 20 ноября 1925 года родилась балерина Майя Плисецкая. История с дочерью Майи Плисецкой началась в 1999 году. Все газеты трубили о том, что у великой балерины есть тайная дочь. Больше 40 лет русская балерина Майя Плисецкая была солисткой Большого театра.