Новости кто такой валерий чкалов

Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. Валерий Чкалов родился в 1904 году в небольшом селе Василёво Нижегородской губернии в семье котельщика.

120 лет со дня рождения Валерия Чкалова, который совершил перелет через Северный полюс

Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов около учебного самолета У-2, подаренного ему Народным комиссариатом тяжелой промышленности, 1 апреля 1937 года. Валерий Чкалов известен как легендарный летчик испытатель, совершивший первый беспосадочный перелет через Северный полюс. Валерий Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика казенных мастерских.

«До последнего момента управлял самолётом»: 115 лет со дня рождения Валерия Чкалова

Нужно было освоить не только специальные авиационные предметы, но и общеобразовательные - физику, математику, русский язык, политграмоту. Упорно, настойчиво учился Валерий Чкалов, стараясь не отставать от более подготовленных товарищей, а по математике даже показал незаурядные способности. Учился он прилежно, но не зубрил теорию, а усваивал материал осмысленно. Успешно закончив Егорьевскую теоретическую школу, весной 1923 года Валерий, как и все его товарищи, получил звание красного командира, или, как тогда говорили, краскома.

Весь выпуск тут же направили в Борисоглебскую школу лётчиков для практических занятий. Чкалов 16 апреля 1923 г. Здесь только началось формирование 2-й военной школы лётчиков.

В ней в числе лётчиков - инструкторов и преподавателей было не мало участников боёв на фронтах гражданской войны. От них Чкалов и другие курсанты узнавали много поучительного о славных боевых делах первых красвоенлетов, отважно и самоотверженно сражавшихся с врагами молодого советского государства под Царицыном, Петроргадом, на Южном фронте, в Туркестане, у Каховки. С огромным интересом Чкалов слушал рассказы боевых авиаторов о победоносных воздушных боях с хорошо оснащёнными новой авиационной техникой интервентами и белогвардейцами.

Эти беседы имели огромное значение для Чкалова. Они способствовали формированию характера будущего лётчика, патриотических чувст и любви к своей Советской Родине. В Борисоглебской лётной школе Чкалов сразу же включился в работу.

Его можно было видеть на перестройке кавалерийского манежа, в ангаре и на аэродроме, в мастерских на сборке самолётов и в библиотеке. В свободное время он увлекался футболом, участвовал в художественной самодеятельности. Всюду успевал этот энергичный, подвижный и общительный волжанин.

В Борисоглебске Валерий Чкалов попал в группу инструктора Очева Вениамина Алексеевича , очень требовательного и строгого лётчика. Обучение летному мастерству началось с рулёжки на самолете "Моран-Парасоль". Рулёжка в то время входила в программу обучения курсантов и производилась на самолётах, у которых с плоскостей была снята обшивка, чтобы самолёт не взлетел.

Курсанты учились управлять самолётом на земле при разбеге, имитируя взлёт, и на пробеге - посадку. В этих случаях очень важно уметь выдерживать направление рулёжки. Такие упражнения Чкалов выполнял отлично и закончил рулёжку одним из первых в группе.

Если на теоретически занятиях Чкалов учился хорошо, то во время практического обучения он сразу же показал незаурядные способности, напористость, неукротимую жажду в освоении лётного мастерства. У Чкалова было много друзей. Его уважали за прямоту, за твёрдость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались.

В аттестации Валерия было записано: «Чкалов являет пример осмысленного и внимательного лётчика… Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолёт и скорость полёта». В октябре 1923 года в числе десяти лучших учеников, Чкалова отправляют в Московскую школу высшего пилотажа.

Здесь он уже слушатель, а не «учлёт», и самолёты здесь боевые, немецкие «фоккеры» и английские «мартинсайды», на которых будут обучать фигурам высшего пилотажа. Его учителем и наставником, в Московской авиашколе, стал Александр Иванович Жуков. В мае 1924 года Чкалов окончил московскую школу и получил направление в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

Его определили в группу лётчика-инструктора Михаила Михайловича Громова , великолепнейшего лётчика, прекрасного педагога и душевного человека. В своих воспоминаниях о тех далёких днях бывший инструктор Серпуховской школы, М. Громов так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою.

Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха.

В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения.

Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы». В ноябре 1924 года Чкалов получил звание лётчика-истребителя, распростился с Серпуховом и убыл в строевую часть.

В 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье, созданной из отряда легендарного лётчика Нестерова, Валерия Чкалова назначили в звено лётчика Москвина, выделив для первоначальных тренировочных полётов французский самолёт «Ньюпор-24-бис», много раз ремонтированный во многих мастерских….

Его фигура еще при жизни обрастала легендами. В фильме о нем показывали невероятный пролет под Троицким мостом в Ленинграде — был ли он на самом деле, неизвестно, да это и не важно, потому что вклад Чкалова в развитие авиации настолько огромен, что даже если это легенда, его значимость как летчика и аса это не отменяет. О новаторе летного дела — в материале Любови Филипповой.

Московский инструктор А. Как лётчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины не наблюдалось…» 14 августа 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов для дальнейшего прохождения службы прибыл в Ленинград, в «1-ю отдельную эскадрилью истребителей» Комендантский аэродром. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный опытный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде [ источник не указан 2251 день ]. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года Чкалов был осуждён военным трибуналом на 1 год лишения свободы за «дискредитацию авторитета и звания командира-бойца Красной армии» вышел на службу в пьяном виде. Затем срок был снижен до 6 месяцев [13]. В январе 1925 года 1-й советской эскадрилье было присвоено почётное наименование «эскадрилья имени В. В 1926 году 1-я истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка сегодня — Гатчина. В январе 1927 года 1-я эскадрилья перестала считаться отдельной и, сохранив номер «1», вошла в состав 1-й авиабригады. В феврале 1927 года Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В конце июня 1927 года был направлен в Липецк на курсы усовершенствования лётного мастерства. В это время в Липецке обучались иностранные в основном немецкие лётчики-истребители. В показательных полётах Чкалов занял 1-е место. В честь 10-й годовщины Октябрьской революции в Москве был организован военный парад. Чкалов был среди участников этого праздника и ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на малой высоте. Сын Игорь родился 1 января 1928 года. Чкалову — 23. В Брянске Чкалов совершил аварию. На перелёте из Гомеля в Брянск в составе звена он был левым ведомым. Ведущий звена, старший лётчик И. Козырев, вёл звено на предельно малой высоте, меняя её в зависимости от высоты местных предметов и доводя до 3-5 метров.

Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошёл учиться в Василёвскую начальную школу. Учился средне, но выделялся отличной памятью, богатырским здоровьем и хорошими математическими способностями. Как и многие сверстники, хорошо плавал, переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы. Как вспоминал потом его друг летчик Байдуков, Чкалов мог в молодости по шесть минут сидеть под водой. Любовь на всю жизнь В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород, где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов. В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под Троицким мостом в Ленинграде А 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы за пьяную драку. Затем срок был снижен до 6 месяцев. В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью. В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Отбывал наказание летчик недолго, менее чем через месяц оно было заменено на условное, и Чкалов освободился из Брянской тюрьмы. Вроде с таким шлейфом происшествий и характеристикой «воздушный хулиган» его не должны были бы взять в испытатели самолетов. Но в то время и гораздо позже простые летчики, а тем более испытатели, считались самоубийцами. И это было действительно так. Вот о чем говорил приказ НКО N 070 от 4 июня 1939 года: Число лётных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава. За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет. Только за конец 1938 и в первые месяцы 1939 гг. Бряндинского, Губенко, Серова и Полину Осипенко. Эти тяжёлые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий, являются прямым результатом: а преступного нарушения специальных приказов, положений, лётных наставлений и инструкций;. Он стал даже автором новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. Чкалов с сыном. С развитием воздухоплавания и авиации открылись совершенно новые возможности в достижении Северного полюса. Но летчиков постигла неудача — неисправность в маслопроводе заставила их вернуться назад. Тогда самолет едва не сгорел на земле из-за случайной искры. Леваневский в сердцах заявил, что вся беда в самолете и он больше в него никогда не сядет. И, конечно, просить об этом Сталина, так как в подобных вопросах последнее слово оставалось всегда за ним.

За что смелого лётчика-истребителя отстраняли от полётов и даже дважды лишали свободы

  • Валерию Чкалову 120 лет: перелет через Северный полюс и более 800 испытательных полетов | ОТР
  • Валерий Чкалов. Любовь, убитая мотором
  • Главные новости
  • Биография Валерия Павловича Чкалова
  • Чкалов Валерий Павлович

Над белой пустыней

  • Валерий Чкалов: Свой в небе
  • Валерий Чкалов: биография ::
  • Первая любовь
  • Валерий Павлович Чкалов

Чкалов, Валерий Павлович

Он и на палке летать может! Чтобы наградить их по заслугам, правительству даже не хватило существующих наград, и была придумана новая: звание Героя Советского Союза. На гребне успеха Леваневскому легко было уговорить начальство на организацию нового перелета: из Россию в Америку через Северный полюс. Вторым пилотом был назначен ученик Чкалова Георгий Байдуков, дублирующим штурманом — профессор Александр Беляков… В тот день, когда самолет Леваневского поднялся в воздух и взял курс на Арктику, Валерий Чкалов заперся у себя в квартире и крепко напился с горя. Ведь это была его, Чкалова, мечта — перелететь через Северный полюс! Но случилось так, что Леваневский не долетел ни до полюса, ни, тем более, до Америки: взлет был неудачным, в системах что-то нарушилось, и началась утечка масла. Пришлось сесть между Москвой и Ленинградом. Причем посадка была такой неудачной, что на борту самолета начался пожар. Запретят перелет! Хотя, чем черт не шутит, может, стоит побороться?

Только теперь я возьмусь за это дело сам! Вам разрешили лететь в Америку? Хватит таиться, лучше посидите с нами, с женами», — сказала Ольга Чкалова мужу примерно через год. В столовой собрались три супружеские пары: Чкаловы, Байдуковы и Беляковы. Мужчины были празднично возбуждены. Женщины улыбались сквозь слезы. Валерий сказал: «Вот почему вас и не допускают к нам на аэродром. Вместо того чтобы веселиться, вы тоску навеваете. К чертям собачьим этакие настроения!

Давайте выпьем за наше успешное путешествие! Через сутки вошли в полярный район — компасы закрутились как пьяные. Дождавшись смены за штурвалом, полумертвый от усталости Чкалов забрался в спальный мешок и мгновенно уснул. Ну вот и проспал самый главный момент своей жизни. Бывает же такое! Зато когда самолет проходил так называемый полюс неприступности — наиболее сложный участок пути над Ледовитым океаном, — всем было не до сна. Запасы кислорода иссякали, так что маска переходила от одного к другому по очереди — вместе с дежурством у штурвала. Остальные двое лежали в спальных мешках, экономя силы. Впрочем, на высоте 6000 метров и лежать-то было тяжело.

От перегрузки и кислородного голодания у Чкалова пошла носом кровь. Ситуация и так была накалена до предела, и вдруг раздался какой-то хлопок, запахло спиртом, стекло кабины пилота покрылось слепой ледяной коркой… Оказалось, лопнула трубка водяной системы охлаждения мотора, вода вылилась на стекло. И пока Байдуков, высунув руку в форточку, скалывал со стекла лед, Чкалов с Беляковым вылили в расширительный бачок всю оставшуюся на борту питьевую воду и еще … как бы это поприличнее выразиться… Скажем, то, что предполагалось сдать медикам на анализы и с этой целью весь полет при каждой нужде собиралось в специальные контейнеры. Неудобно сказать на чем, но до Америки долетели! Триумфальная встреча Чкалова в Америке Сели в Ванкувере на военном аэродроме. Штурман Беляков сделал в бортовом журнале последнюю запись: «20 июня 1937 года. Всего пробыли в воздухе 63 часа 16 мин. Израсходовано горючего 5658 килограммов, остаток горючего 77 килограммов. Средняя скорость полета — 200 километров в час»… Вскоре над Арктикой пролетел еще один советский самолет под командованием летчика Громова.

Следующим был все тот же Сигизмунд Александрович Леваневский — без малого через два месяца после Чкалова он полетел тем же маршрутом. Над Ледовитым океаном самолет исчез, о судьбе экипажа до сих пор ничего не известно. Больше подобных попыток никто не предпринимал. И даже сейчас, когда со скоростью 200 километров в час передвигаются разве что автомобили, но никак не самолеты, чкаловским маршрутом никто летать не отваживается… Первый полет — на спор Чкаловым вечно удавалось то, что было невозможно для других. Прадед Валерия, Михаил Чкалов, был самым сильным на Волге бурлаком. Дед, Григорий Чкалов, — самым сильным грузчиком на волжской пристани. Отец, Павел Чкалов, — первым нижегородским мастером-котельщиком, лучше всех умевшим облицовывать турбины, делать клепку и варные топки. Говорят, один из пароходов, на котором стоит личное клеймо мастера Чкалова, недавно видели на Миссисипи! Как и все первоклассные мастера, зарабатывал Павел Григорьевич очень недурно.

В Василевой Слободе, куда его пригласили ремонтировать речные суда, он выстроил добротный дом с мезонином и галереей, да с резным крыльцом, да с фруктовым садом вокруг. Инструктор школы планеристов Чкалов несет планер А к январю 1904 года, когда родился Валерий вообще-то крестили его Валерьяном, а в быту вплоть до поступления в летное училище звали Аверьяном , от былого благополучия не осталось и следа. Павла Григорьевича сгубила собственная предприимчивость: он в рассрочку купил у купца Колчина корпус сгоревшего буксирного парохода «Русло» с намерением восстановить его и сделаться пароходчиком. Купец продажу обставил хитро, и вышло так, что мастеру Чкалову день и ночь нужно было работать на одну только уплату процентов по векселям. Заложить пришлось и «Русло», и даже собственный дом. А в конце концов купец Колчин подал в суд, требуя возврата буксира: мол, за последние годы не получил за него ни копейки. Неизвестно, чем кончилось бы дело, если бы не 8-летний Валерьян. Масленица, катания на тройках… Колчин стал бахвалиться, что его кучера Яшку никто не обгонит. Павел Григорьевич сказал, что с горы его Аверьян на лыжах быстрее съедет.

На пари поставили спорный буксир. Через несколько минут стало понятно: лыжник проигрывает, тройка уходит от него все дальше. И тут мальчик, бросив дорогу, помчался напрямую к высоченному обрыву и… Скорость, свобода, ликование и никакого страха! Что же касается выигранного буксира, то Павел Григорьевич мыкался с ним еще 6 лет, пока в 1918 году его не национализировали. В бою с белыми многострадальное «Русло» пошло ко дну, а Павел Григорьевич словно сбросил с плеч неподъемную ношу: немедля ушел в затон виртуозно заделывать пробоины в днище парохода «Власть Советам»… Тем временем Валерий — учлет военно-теоретической авиационной школы в Егорьевске, именуемой в народе «теркой» — осваивал рулежку: гонял на старинном «фармане» с подрезанными крыльями по взлетной полосе и пел от счастья. В ноябре 1924 года 20-летний Чкалов, получивший звание летчика-истребителя, был зачислен в эскадрилью под Ленинградом. Через неделю за выполнение фигур высшего пилотажа на стареньком, дышащем на ладан «ньюпоре» Валерий оказался на гарнизонной гауптвахте — в первый, но далеко не в последний раз. На гауптвахту как к себе домой Никто не может сказать точно, сколько раз Чкалов сидел на гауптвахте и сколько времени в сумме он там провел. Заключил пари, что непрерывно прокручу 50 петель.

А вошел во вкус и сделал лишние 200», — объяснял Валерий командиру эскадрильи.

В армии с сентября 1919 года. До 1921 года служил слесарем по ремонту и сборке самолётов в 4-м авиационном парке в городе Канавино ныне в черте города Нижний Новгород. В апреле 1923 года окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, в октябре 1923 года — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в мае 1924 года — 1-ю Высшую авиационную школу лётчиков город Москва , в июле 1924 года — Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания город Серпухов ныне Московской области. В 1928 года был уволен из армии за аварию самолёта и осуждён на 1 год лишения свободы. В январе 1929 года находился в тюремном заключении в Брянской тюрьме, затем был помилован. В 1929-1930 годах работал лётчиком-инструктором в Ленинградском аэроклубе ныне Санкт-Петербург. Вновь в армии с 1930 года.

В 1930-1933 — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях. Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей.

Чтобы осуществить её, он переехал в Нижний Новгород и устроился на Канавинский авиационный парк осваивать профессию слесаря-сборщика крылатых машин. Но не специальность техника была целью Чкалова — его манило небо и желание самому управлять самолётами. В 1921 г. Валерию удалось стать курсантом Егорьевской военно-теоретической школы Военно-воздушных сил, а через год — Борисоглебской авиационной школы, где в ходе обучения он начал совершать самостоятельные полёты. По окончанию Борисоглебского училища, Чкалов поступил в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую высшую школу, в которой прошёл обучение стрельбе и бомбометанию в условиях воздушного боя.

За что смелого лётчика-истребителя отстраняли от полётов и даже дважды лишали свободы Валерий Чкалов с матерью. Первое отстранение Чкалова от полётов случилось в 1925 году, когда он, демонстрируя крутизну манёвров, вынудил к посадке истребитель своего командира Павлушева. Позже, узнав о запрете на совершение учебного вылета, лётчик, выпив спиртного, прилюдно оскорбил и ударил командира. Случай замалчивать не стали: Валерия, по решению трибунала, исключили из рядов ВВС и приговорили к году заключения. Впрочем, немного погодя, этот срок сократили до 6 месяцев — сделали скидку на молодость и пролетарское происхождение осуждённого, который уже через год вернулся в строй военных лётчиков.

Байдукова и А. Белякова совершает беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 через Северный полюс в Америку за 63 часа 16 минут.

За это по возвращении все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. Мечта исполнилась. Чкалова спешно вызвали из очередного отпуска для проверки нового истребителя. Несмотря на многочисленные неисправности самолета, было принято решение подниматься в воздух. Казалось, все шло относительно благополучно, но перед самой посадкой двигатель замолчал и самолет начал стремительно терять высоту. Опытная рука пилота до конца удерживала штурвал, уводя машину от жилых домов. Вроде бы все обошлось, но в последний момент самолет зацепился крылом за электрические провода и, резко развернувшись, рухнул на дровяные склады.

От падения Валерия Павловича выбросило вместе с креслом из кабины, он получил тяжелую травму головы и умер спустя 2 часа в Боткинской больнице. Похороны состоялись в Москве. Урна с прахом Чкалова помещена в Кремлевскую стену. Все, кто имел причастность к организации испытаний, получили длительные сроки лишения свободы. И до сих пор ведутся споры, кто был главным виновником гибели летчика, кому эта смерть была выгодна, почему именно Чкалова отозвали из отпуска. Вопросов осталось много… Время все должно расставить на свои места. Но самое главное, как сказал близкий друг семьи Чкаловых, поэт Василий Васильевич Каменский, память о «легендарном богатыре небес Валерии, нашем всенародном, всечеловеческом» будет всегда с нами.

Интересное видео по теме:.

15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза

Очередной рискованный полет завершился аварией и поломкой машин его звена. Валерия Павловича обвинили в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. В октябре 1928 г. За отважного летчика, нестандартность и новаторство которого ценили многие советские авиаторы, вступились высокие должностные лица. По ходатайству заместителя начальника ВВС Я. Алксниса и наркома К. Ворошилова тюремное наказание было заменено на условный срок.

Однако о восстановлении в армии пока не могло быть и речи. После освобождения из Брянской тюрьмы Валерий Павлович вернулся в г. Ленинград, где с удовольствием принял предложение работать в Осоавиахиме летчиком-инструктором. По его инициативе в 1929 г. Инструктор школы планеристов В. Чкалов несет планер к месту полетов в Дудергофе под Ленинградом.

В ноябре 1930 г. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. Несмотря на высокие показатели в летной практике, в январе 1933 г. Валерий Павлович вновь был уволен с военной службы в запас вследствие личной недисциплинированности. Новатор пилотажного дела Новым местом работы В. Менжинского, куда он был принят на должность летчика-испытателя.

Всего через руки советского испытателя прошло свыше 70 различных типов самолетов. Одновременно Валерий Павлович, будучи признанным мастером и новатором пилотирования, оказывал существенную помощь авиаконструкторам в объективной оценке перспективных конструкций летательных аппаратов и их дальнейшем совершенствовании. Он разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». При достижении поставленных задач В. Чкалов проявлял исключительное мужество, настойчивость и выдержку. Истребитель И-15 Вскоре летный талант и большой вклад в освоении новой авиационной техники были высоко оценены политическим руководством страны.

Орджоникидзе в мае 1935 г. Поликарпов и летчик-испытатель В. Чкалов были награждены орденами Ленина. Сверхдальние полеты С середины 1920-х гг. Третьим членом экипажа был выбран начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени профессора Н. Жуковского А.

Весной 1936 г. Байдуков и В. Чкалов через Г. Орджоникидзе горячо поддержавшего проект обратились в правительство с этим предложением. Учитывая, что маршрут через Северный полюс в США не был до конца изучен, в первую очередь, по метеорологическим условиям, было принято решение организовать рекордный перелет на дальность над территорией своей страны — до г. Одновременно через реализацию этого проекта руководство РККА оценивало возможность оперативной переброски тяжелой бомбардировочной авиации с европейской части территории страны на Дальний Восток в случае ухудшений политических отношений с Японией.

Для организации сверхдальнего перелета был выбран одномоторный самолет АНТ-25, конструкции А. Туполева : командир экипажа — В. Чкалов, второй пилот — Г. Байдуков, штурман — А. Ранним утром 20 июля 1936 г. Петропавловск-Камчатский — о.

Сахалин — о. Удд залив Счастья в районе Николаевска-на-Амуре.

Сейчас на шестом этаже старинного петербургского дома — обычная коммуналка. До 1990 года одну из комнат занимала сестра Ольги Эразмовны Анна Орехова. Сейчас здесь проживает ее внук — Александр, дальний родственник Чкалова. Пролет Чкалова под мостом известен всем, но мало кто помнит имена летчиков, повторивших этот подвиг. В октябре 1940 года, во время съемок фильма про Чкалова, по заданию режиссера два летчика — Евгений Борисенко и Трофим Чигарев — пролетели под Троицким, тогда уже Кировским мостом, причем пришлось сделать несколько дублей. Правда, пилоты использовали биплан-амфибию Ш-2. Размах крыльев у нее побольше, чем у истребителя, зато скорость поменьше, и снимать с борта удобнее.

К сожалению, картинку испортила комбинированная съемка: на переднем плане — модель самолета. Но даже это не снижает эффекта от уникального бреющего полета. Во время Великой Отечественной опыт Чкалова был неоднократно использован в бою.

Героический экипаж АНТ-25 под руководством В. Чкалова совершил перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс 8504 км за 63 часа 16 минут , установив мировой рекорд беспосадочного полета. За этот подвиг летчики были удостоены правительственной награды ордена Красного Знамени. Карта сверхдальних перелетов экипажа В. Комбриг В.

Чкалов В 1937 г. Учитывая выдающиеся заслуги Валерия Павловича, ему были присвоены внеочередные воинские звания: в июле 1937 г. Декабрьский трагический полет На завершающем этапе национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 гг. Усачев и технический директор этого же завода Н. Поликарпов получили задачу разработать новый скоростной одноместный истребитель типа И-180, способный конкурировать и даже превосходить немецкие аналоги того времени. Кагановича, подписанного 16 августа 1938 г. Истребитель И-180 Однако в ходе работы над самолетом были выявлены многочисленные дефекты и недоделки. Отделом технического контроля завода на 2 декабря их было выявлено 139 пунктов, на устранение которых требовалось значительное время.

Чкалов приехал на летно-испытательную станцию ЛИС завода, чтобы познакомиться с новым истребителем. Понимая особую важность кратчайшего ввода его в строй, Валерий Павлович дал согласие на испытание самолета в воздухе, заранее зная о степени риска такого шага. Он также верил конструкторам и сборщикам истребителя, их стремлению до начала экспертных полетов устранить все обнаруженные дефекты. Но дефицит времени, к сожалению, исключил такую возможность. Утром 12 декабря руководство завода под нажимом сверху было вынуждено подписать акты о сдаче заводом И-180 на заводскую летно-испытательную станцию и акт о готовности опытного самолета к первому вылету. К актам была приложена ведомость дефектов, не влиявших на безопасность первого вылета и подлежавших устранению после первых полетов. Берия под грифом «совершенно секретно» доложил военно-политическому руководству страны: И. Сталину, В.

Молотову и К. В закрытом письме также признавалось, что истребитель пока находится в «сыром виде», имея 48 дефектов, которые могут грозить катастрофой самолета в воздухе Из письма Л. Берия И. Молотову, К. Ворошилову от 12 декабря [1938 г. Однако это предупреждение осталось без серьезного внимания. В тот же день Валерий Павлович предпринял первую попытку испытать И-180. Вследствие неполадок с двигателем М-88 самолет не смог оторваться от земли, и был отправлен в ЛИС на устранение отмеченных неисправностей.

Чкалов в кабине самолета 15 декабря состоялось повторное испытание нового истребителя на столичном Центральном аэродроме имени М. По словам конструктора Н. Поликарпова, присутствовавшего на испытаниях, «…вплоть до последнего разворота, полет мне представлялся совершенно нормальным, судя по поведению самолета. После первого круга В. По-видимому, причина катастрофы выявилась в этот момент» Из показаний по расследованию катастрофы 15 декабря [1938 г. Обломки самолета И-180 после аварии Какого-либо тревожного состояния летчик-испытатель перед полетом не испытывал. Порай в своих объяснениях по поводу катастрофы указывал на тот факт, что настроение у Валерия Павловича было хорошее, он разговаривал с коллегами, смеялся Из показаний по расследованию катастрофы 15 декабря [1938 г. Авария произошла примерно через 10 минут после взлета самолета.

Как указывалось в закрытом докладе Л. Берии руководству страны от 15 декабря 1938 г. Магистральная, д. Ворошилову, М. Памятный камень на месте гибели В. Чкалова По оценке комиссии по расследованию катастрофы, «при ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10—15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита.

Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем. Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов. В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу. Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года 1923 — 24 практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя.

В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком — истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием. Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции.

Биография Валерия Павловича Чкалова

Из кабины поднялись Валерий Чкалов, который поприветствовал собравшихся на русском и татарском языках, и председатель соседнего колхоза “Алга” Мустафа Саберов. Валерий Чкалов с женой Ольгой и сыном Игорем после успешного беспересадочного перелета Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс. Встреча в Москве. Фото: РИА Новости/ Иван Шагин. Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. Сейчас в Волгоградской области живут более четырех тысяч жителей осажденного Сталинграда, инвалидов и участников Великой Отечественной. Новости Общество. A musical duet, Отряд имени Валерия Чкалова ("Detachment named after Valery Chkalov"), recorded their first album in 1983. Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 г. с. Василёво Балахнинского уезда Нижегородской губернии.

Биография великого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова

1929–1930 годы Валерий Чкалов руководит школой планеристов и работает инструктором при Осоавиахиме Ленинграда. Валерий Чкалов был замечательным и бесстрашным летчиком, но ершистым и своенравным по складу характера человеком. Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево (сейчас это город Чкаловск). легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс.

ЧКА́ЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ

Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта. Эти сомнения - плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Кроме полётов пассажирских самолётов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе - и ОКБ Поликарпова. Ныне - это завод имени П. Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели лётчика виновны НКВД, а также Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полёта например, разрешение на вылет неисправного самолёта, срез жалюзи у мотора.

В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва - остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам. Рост Валерия Чкалова: 164 сантиметра. Личная жизнь Валерия Чкалова: Жена - Ольга Эразмовна Чкалова урождённая Орехова; 1901-1997 , учительница, автор ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике. Поженились в 1927 году. В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, а его жена с сыном Игорем остались в Ленинграде. Cын - Игорь Валерьевич Чкалов, родился 1 января 1928 года. Окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского.

Инженер ВВС. Почётный гражданин Чкаловского района Нижегородской области. Внёс большой вклад по пополнению фонда музея В. Чкалова в г. Автор ряда статей и интервью, посвящённых своему отцу. Полагал, что причиной гибели его отца было преднамеренное убийство «Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина». Скончался в 2006 году в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Дочь - Валерия 1935-2013. Дочь - Ольга 1939 г. Младшая дочь родилась спустя семь месяцев после гибели отца. Валерий Чкалов с женой и детьми «Мы строили свою семью на общем согласии и взаимопонимании. Ведь это необходимое условие для правильного, разумного воспитания детей. Семья — это та среда, тот первоначальный коллектив, где дети формируются до школы, где формируется будущая личность», - писала Ольга Эразмовна Чкалова в своей книге «Валерий Павлович Чкалов». Статьи и речи.

Рассказы лётчика. Горького был создан историко-биографический фильм «Валерий Чкалов» новая редакция выпущена в 1962 году. В главной роли: Владимир Белокуров. Режиссёр-постановщик: Михаил Калатозов. Коновалова «Рейс сквозь память» о полётах экипажей В.

Сто лет назад был совершен первый пассажирский рейс из Москвы 120 лет Валерию Чкалову — самолеты Свой первый самостоятельный полет Чкалов совершил в августе 1923 года на учебном самолете «Авро-504». С этого момента он начинает всё больше времени проводить в воздухе, осваивая различные типы самолетов — от «Юнкерса» до «Мартинсайда». Лихому и самоотверженному пилоту легко давалось освоение любой авиационной техники. Это позволило ему очень быстро стать одним из ведущих летчиков-испытателей. Наконец окончив все возможные на тот момент курсы, Чкалов получил желанное направление — в Ленинградскую эскадрилью, названную в честь другого прославленного русского летчика, Петра Нестерова.

Как лучший летчик авиаэскадрильи Чкалов принимал участие в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции на Красной площади. За блестящее летное мастерство он получил благодарность от самого наркома обороны Климента Ворошилова. Позднее, в 1930 году, Чкалова зачислили летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС. За два года работы он освоил технику пилотирования 30 типов самолетов и совершил свыше 800 испытательных полетов. Всего он испытал более 70 типов самолетов, а также разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа — восходящий «штопор» и замедленную «бочку». Летчики преодолели расстояние 8504 км за 63 часа 16 минут. Экипаж приземлился на американском аэродроме Пирсон. А в Вашингтоне их принял лично президент страны Франклин Рузвельт.

Сегодня 120 лет со дня рождения пилота, который вписал столь яркие страницы в историю отечественной авиации. Его фигура еще при жизни обрастала легендами.

В фильме о нем показывали невероятный пролет под Троицким мостом в Ленинграде — был ли он на самом деле, неизвестно, да это и не важно, потому что вклад Чкалова в развитие авиации настолько огромен, что даже если это легенда, его значимость как летчика и аса это не отменяет.

Решал до тех пор, пока решения не находилось. О событиях он узнавал от соседей или от родителей, но сам тоже делал выводы: «У нас вон какая большая страна, а немец на пятаке еле умещается. Разве он совладает с нами? Нет, конечно!

В 1916 году отец послал Валерия учиться в Череповецкое ремесленное училище. Это заведение считалось престижным, но 12-летний подросток прошёл по конкурсу третьим. Здесь учиться было интересней, чем в школе, но ему очень хотелось домой. Одноклассники полюбили Валерия за его честность, открытость и доброту. Мальчик не наушничал, а один раз взял вину на себя за одного проказника.

Чкалов стал душой дружной ватаги. В 1917 произошла революция, потом началась гражданская война. В училище то и дело прерывались занятия, не было дров для отопления, стали уходить преподаватели. Двери училища закрылись. Чкалов уехал в Василёво и встал с кувалдой к молоту рядом с отцом.

Подростку было очень тяжело, у него от переутомления висли руки, сильно болела спина, но он не сдавался. Прошло немного времени, и однажды отец похвалил его. Это было большим достижением. Валерий был счастлив. Однако работа была однообразной, и с разрешения родителей юный Валерий Чкалов перешёл работать на землечерпалку, а потом устроился кочегаром на пароход «Баян», который перевозил красноармейцев из Нижнего в Астрахань.

Работа была тяжёлая, но юноше нравилось изучать паровую машину, которая казалась ему чудом техники. Со всеми вопросами о его устройстве он обращался к механику. Юность В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт. Он зачарованно стоял и смотрел на сверкающее стальное чудо, пока самолёт не превратился в точку и не исчез. Благодаря протекции односельчанина Владимира Фролищева Валерия взяли на работу слесарем по ремонту в Канавинский авиационный парк.

Здесь он с удовольствием разбирал моторы, чистил от грязи и ржавчины детали. Каждое прикосновение к самолёту приводило юношу в неописуемый восторг. Однажды ему доверили доставку техники до парка. Дело было зимой. Молодой человек был одет в будёновку и обмотки, голодал, но самолёты пришли точно в назначенный час в полной сохранности.

Для его сопровождения были выделены три человека, но Чкалов всё сделал сам, несмотря на серьёзные проблемы в пути. Он старался выполнить без сучка и задоринки любое сложное поручение, несмотря на совсем юный возраст. Валерий Чкалов мог собрать любой узел, но ему ещё не доверяли серьёзных дел. А он всё твердил себе: «Буду летать! Валерий просил командира парка Хирсанова отправить его в лётную школу, но тот отказывал, ссылаясь на возраст.

15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза

Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обмерзание и т. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. Чкалов погиб 15 декабря 1938г. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова. Полёт готовился в страшной спешке, нужно было успеть до конца года. Полетное задание предписывало Чкалову совершить первый полёт без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м. Тем не менее он покинул границы Ходынского поля и пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок ко дню рождения вождя. Уже при заходе на посадку двигатель М-88, не оснащённый лобовыми жалюзи, переохладился и при попытке изменить режим его работы заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе, видя, что самолёт не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору.

Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы. Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. На месте падения его самолёта на Ходынском поле установлен мемориальный камень.

В этот раз, чтобы смягчить наказание, ему пришлось обращаться с ходатайством к Клименту Ворошилову и Якову Алкснису — лишь их заступничество помогло лётчику освободиться от тюрьмы, в которой он просидел неполный месяц. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г.

Валерий Павлович с энтузиазмом воспринял эту идею, однако правительство не дало разрешение на зарубежный маршрут, опасаясь коллизий погоды: вместо него Сталин согласился на организацию перелёта по стране — из Москвы до Петропавловска-Камчатского. Успех дальневосточного перелёта мгновенно принёс мировую известность советским пилотам и заслуженные почести от властей: каждому члену экипажа присвоили звание Героя Советского Союза, наградив медалью «Золотая Звезда». Чкалову же, под чьим командованием проходил полет, был презентован в личное пользование самолёт У-2 — популярный многоцелевой биплан, выпускавшийся с 1929 года. Самыми эффективными из этих фигур считалась замедленная бочка на малой высоте и восходящий штопор — то, что впервые продемонстрировал Чкалов в воздухе, став профессиональным пилотом. Кроме этого, «Сталинский сокол», как назвала его в 1936 году газета «Правда», являлся автором более 10 других сложных манёвров в воздухе, которые лётчик вместе с другими участниками «Красной пятёрки» демонстрировал перед высшим руководством над Ходынским полем 2 мая 1935 г. Мастерство пилотов так понравилось Сталину, что через несколько дней Чкалова и конструктора И-16 Николая Поликарпова наградили орденами Ленина, премировав, как и остальных членов пилотажной группы, легковыми машинами.

Сам не пострадал, но машину «убил». Возможно, и этот инцидент мог сойти ему с рук. Однако, спустя пару недель, когда еще шла проверка по факту его авиакатастрофы, он учудил такое, на что начальство уже не могло закрыть глаза. Возвращаясь на самолете «Фоккер» из Гомеля на Брянщину, Чкалову вдруг загорелось пролететь под телеграфной линией недалеко от районной станции Сураж.

Снившись на высоту менее десяти метров, пилот нырнул на своем «Фокере» под провода, но совсем чуть-чуть не рассчитал, и зацепил их. Самолет рухнул на землю. Чкалов снова отделался легким испугом, чего нельзя было сказать о несчастном «Фоккере». Вспомнили все грехи После этого за непослушного летчика взялись всерьез. Служебное расследование было самым тщательным.

По его итогам Чкалова признали негодным к службе, а в его медицинской карте появилась запись о наличии у пилота шизоидного статуса, излишней самоуверенности и тяги к злоупотреблению алкоголем. Однако, из ВВС его все-таки не выгнали. Все-таки Чкалов был любимчиком у многих кремлевских бонз, в первую очередь у Сталина. По итогам разбирательства летчика понизили в звании, сделав рядовым, и вынеся последнее «китайское» предупреждение о неполном служебном соответствии. Но в э тот раз командиры не только не стали защищать неисправимого хулигана, но и напротив, подняли настоящий вой из-за слишком мягкого наказания Чкалову.

Пилот был отстранен от всех полетов, а обиженные на него офицеры добились дополнительного расследования его многочисленных «подвигов». Брянская тюрьма В результате за дерзкое воздушное хулиганство аса, играючи выполнявшего полтора десятка фигур высшего пилотажа, приговорили к году тюремного заключения. И снова уволили из рядов Красной армии. Однако, вместо года летчик-хулиган просидел взаперти всего-то чуть более двух недель. Конечно, некоторые историки предполагают, что никто из вышеуказанных персон личной приязни к Чкалову не питал.

Но все знали, как к нему относится Сталин.

Сын Игорь и старшая дочь Валерия помнят эти объятия, а младшая Ольга - нет. Она не успела родиться до гибели отца. Игорь стал военным лётчиком, настоящим полковником, а впоследствии написал несколько книг и множество статей о своём замечательном отце. Его мать тоже писала воспоминания. Гибель Осенью 1938 года Валерий Павлович находился в отпуске, где занимался семьёй, отдыхал, писал. Кстати, у него тоже вышло при жизни несколько книг - впечатлений о межконтинентальных перелётах, в которых очень много и познавательного, и исторического. Рассказы лётчиков практически никогда не бывают скучными, а уж рассказы Чкалова - тем паче. Наиболее интересна повесть о перелёте в Северную Америку, штат Вашингтон.

Но в 1938-м из отпуска его внезапно отозвали. Вышел новый истребитель "И-180", и испытания нужны были немедленные, внеплановые и опасные. Первый полёт готовили очень торопливо, успев нарушить практически все меры безопасности, а потому испытания просто не могли пройти без эксцессов. Вряд ли кто-то другой смог бы благополучно приземлить самолёт, если в нём самолёте буквально за день до первого полёта обнаружились порядка ста девяноста крупных и мелких дефектов. Валерий Чкалов - смог. Он до последнего момента берёг самолёт, не уронил его на город, но жизнь свою потерял. Как это было Конструктор этого самолёта протестовал против такой спешки, писал во все инстанции, что агрегат не готов к испытаниям, что нужно ещё много времени на доработку. Но пятнадцатое декабря, день, в который были запланированы испытания, никто в календаре чёрным не затушевал. Он всё-таки наступил.

Было очень холодно даже для нормальных полётов. И даже это на решение руководства не повлияло. Чкалов поднял самолёт в воздух. Двигатель работал хорошо на всём протяжении испытаний, но при заходе на посадку вдруг заглох. Самолёт стал падать. Легендарный ас заставил машину планировать и вывел её из зоны жилых домов. А потом, практически совершив невозможное, посадил самолёт на свободном месте, но не увидел электрических проводов, которые зацепили его в последний момент посадки. Машина сломалась практически пополам, а Валерий Павлович получил травму головы, от которой и скончался в Боткинской больнице через два часа после окончания испытаний. Последствия Народ был в горе.

До сих пор люди строят предположения об истинных причинах и виновниках гибели народной легенды - великого советского лётчика. А тогда немедленно арестовали и осудили нескольких руководителей завода, где был сконструирован и изготовлен самолёт. Их обвинили в причастности к смерти Валерия Чкалова.

Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс

Национальный герой Валерий Чкалов, проживший всего 34 года, настолько любим и популярен в народе, что возникли легенды не только о его жизни, но и о его гибели. Валерий Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Балахнинского уезда Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Валерий Чкалов известен как легендарный летчик испытатель, совершивший первый беспосадочный перелет через Северный полюс. Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в семье мастера-котельщика в селе Васильево Нижегородской области (ныне — город Чкаловск). A musical duet, Отряд имени Валерия Чкалова ("Detachment named after Valery Chkalov"), recorded their first album in 1983. Краткий биографический лётчик о судьбе лётчика-испытателя Валерий Чкалова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий