Новости когда башкирия присоединилась к россии

Присоединение Башкортостана к России — Что такое Присоединение Башкортостана к России. Добыча сырой нефти в Башкирии началась в 1932 году. В конце 1943 года были. Присоединение Башкортостана к России — вхождение территории Башкортостана в. 1.2 Условия присоединения Башкортостана к России. Новости Башкортостана и Уфы.

Присоединение Башкирии к Русскому государству и его последствия.

Благодаря ему у нас появилось настоящее содружество неравнодушных людей разного возраста, профессий, национальностей, вероисповедания. В нашем единстве, любви к Отечеству и своей малой родине, в желании помогать другим — наша сила. Благодарю каждого участника «Атайсала».

Как бы к слову, отметим, что национализм башкир, всегда был и есть для властей второстепенным негативно воспринимаемым явлением, чем татар, и к тому же, и даже в особенности, большая татар, чем у башкир, приверженность мусульманской религии. В смысле положения Ислама в крае, причём, сохранившимся уже даже в позднейших временах существовании Российской империи, и о его, скажем так, самых активных последователях и проводниках, очень интересна небольшая книга С. Эта работа примечательна ещё тем, что она обращена именно к Северо-Западу края, к характеристике населения Уфимской губернии. Сразу же, обращает внимание, что С. Рыбаков начинает своё повествование не с упоминаний прежних аборигенов края, не с самых коренных её жителей, как утверждают, а, в общем-то, с пришлого народа, татар. Прежде чем продолжить далее, здесь необходимо всё же сказать несколько слов о самом авторе С. Так ведь он приверженец иного, христианского вероисповедания, и, в общем-то, по определению, противник мусульманской религии. Вместе с тем, именно в татарах он видит главных противников своей религии, но, и осознает их достойными соперниками, и даже несколько восхищен ими.

Можно, наверное, даже сказать, что большему мешает только разность вероисповеданий. И надо заметить, что книга этого автора пестрит во множестве преимущественным обращением к имени татар, причём с обязательным подчеркиванием, выделением определяющей и лидирующей их роли в крае, и в частности, или в особенности в приверженности их Исламу, и в пропаганде ими мусульманской религии. Автор писал: «Уфимская губерния является инородческую по преимуществу: русское население составляет там меньшинство; будучи населена главным образом инородцами-магометанами и отчасти язычниками, она по праву может быть названа магометанской: пребывание в этой губении татар-помещиков, дворян и высшего духовного главы мусульман восточной России — муфтия, влияние которого распространяется не только на Европейскую Россию, но и на Сибирь, настойчивые, напряженные происки распространителей ислама среди язычников и крещённых, — всё это делает Уфимскую губернию по истине Магометовым царством, по выражению Н. Это есть та губерния, где ислам с особенным успехом культурно борется с нами и где наши просветительные усилия до сих пор мало плодотворны и успехи ничтожны, если не плачевны. Между тем Уфимская губерния лежит не где нибудь в далёкой Азии, а в той же Европейской России, почти рядом с центрами русского просвещения: Казанью, Москвою … Было бы печально для русской культуры, поражением для деятелей русского просвещения, если бы мусульманская культура и образованность в лице татар одержали перевес над нашими просветительными усилиями. Уже не в первый раз отмечаются особые успехи ислама в Уфимской губернии; для ревнителей просвещения последняя даёт широкое поле деятельности и пусть, пока ещё не поздно, приложат здесь свои руки все те, кому надо делать это по долгу или в силу внутренней потребности… ради оживления, освежения и углубления своей жизни. Пусть приложат, пока ещё не поздно…»[153]. Рыбаков, переходя непосредственно к описанию населения Уфимской губернии, подчеркивая преобладание в регион мусульманского населения, оговаривается: «Кроме русских, в Уфимской губернии проживают еще следующие народности: татары, башкиры, чуваши, черемисы, мещеряки, тептяри, мордва, вотяки, евреи и др. И действительно, начинает собственно описание населения губернии именно с татар. Приведем как есть эту его характеристику: «Татары.

Отличаясь энергией, подвижностью, они ведут жизнь оседлую, трудовую, промышленною; занимаясь главным образом торговлею даже с отдалёнными местностями Средней Азии , они живут зажиточно, и нередко среди них встречаются богачи. Одежда их чистая, нередко красивая, пища разнообразная и питательная. Умственное развитие Уфимских татар довольно высокое: мусульманская образованность сильно развита у них, почти не встречается татарина, который не умел бы по своему читать и писать; в каждом татарском селении есть мечеть, а при ней школа мектебе или медресе. Обилие мечетей указывает на религиозную ревность татар. Все эти черты показывают, что татары стоят на довольно высокой культурной ступени и, как увидим ниже, безспорно превосходят духовно все другие народности Уфимской губ. Небольшая часть татар крещены»[155]. Не обращая всё же внимания, на эту небольшую часть отмеченных крещеных татар, озвучим вновь тот же вопрос, и даже, скажем так, с уже татарским уточнением, как могли проявляться высокие башкирские ассимиляторские способности на Северо-Западе нынешнего Башкортостана и в прилегающих территориях Юго-Востока Татарстана. И, в общем-то, и здесь, всё тот же вопрос, было ли таковое уже, и после того присоединения. Знаков вопроса и здесь всё же не станем ставить, и далее, как бы в поисках такового поробуем выяснить в особенностях демографии башкирского народа уже под скипетром двуглавого орла. Интересен при этом будет, и вопрос, с чем же, и как, в этом смысле, пришёл далее башкирский народ к временам образования автономии республики Башкортостан?

Но прежде необходимо обратиться к статусу собственно башкир в Российской империи, и переселенцев в край, но, скажем так, более в земельно-правовом смысле.

В 2015 году создан Республиканский ландшафтный парк «Донецкий Кряж», включающий государственный природный заказник «Бердянский» и памятник природы «Балка Журавлева». В том же году основан республиканский ландшафтный парк «Зуевский», где были найдены скифские поселения, многочисленные каменные бабы, прослеживаются кочевые пути печенегов, хазаров, монголо-татар. На площади заповедника произрастает более 500 редких видов флоры, два из которых занесены в Мировой красный список. У подножия Зуй-горы и в Липовом урочище раскинулись дубовые рощи, среди огромных деревьев встречаются реликтовые виды. Также в местности можно найти редчайшие виды папоротников.

Основу экономики составляют металлургия, машиностроение, химия, угледобыча, электроэнергетика, пищевая и легкая промышленность. На экспорт идут каменный уголь, антрацит, кокс и полукокс. Системообразующими предприятиями являются Донецкий металлургический завод, Енакиевский металлургический завод, Зуевская ТЭС, «Комсомольское рудоуправление». Харцызский трубный завод являлся крупнейшим в СНГ производителем прямошовных электросварных труб большого диаметра, используемых для строительства магистральных газопроводов и нефтепроводов. Херсонская область Область расположилась на 28,5 тысячах кв. Ее крупнейшие города — Херсон, Новая Каховка и Каховка. Общее население около 1 млн человек.

Кулаев, А. Бикбавов было подписано Соглашение о Советской автономии Башкирии, дававшее первой российской автономии широчайшие права вплоть до содержания собственной армии и милиции. Башкирские войска в Петрограде, осень 1919 г. Известный американский советолог Ричард Пайпс писал: «Чисто формально данное соглашение было далеко зашедшей уступкой Советского правительства. Соглашение подразумевало … создание автономного государства с гораздо большим политическим и экономическим самоуправлением, чем то, которое Москва вообще была склонна предоставить своим республикам... Однако, как только на фронтах гражданской войны произошел перелом в пользу Красной армии, В. Ленин аннулировал Соглашение, назвав его «клочком бумаги», и в мае 1920 года издал декрет об устройстве Башкирской АССР, согласно которому республика потеряла львиную долю своих полномочий. Лидеры башкирского национального движения были вынуждены эмигрировать за границу, а их место заняли твердолобые большевики во главе с башкирофобом Гали Шамигуловым, который установил в Башкирии кровавую диктатуру.

Лишь последнее башкирское восстание 1920—1921 годов заставило центральную власть пересмотреть методы управления краем и вернуть на руководящие посты лиц коренной национальности. Так или иначе, Башкирская АССР стала той типовой моделью, по которой далее декретировались автономии для других российских народностей. Национально-государственное строительство Советской России Распавшуюся было Российскую империю, которую последние Романовы Александр III и Николай II пытались превратить в национальное государство западного типа одно государство — одна нация , большевики сумели собрать в еще более мощную империю. Осуществить эту задачу им удалось в значительной степени потому, что им пришлось признать право нерусских народов на самоопределение. Это была вынужденная уступка, на которую они пошли с большой неохотой, вспомнить хотя бы слова В. Ленина, написанные в 1913 году: «Марксисты, разумеется, относятся враждебно к федерации и децентрализации — по той простой причине, что капитализм требует для своего развития возможно более крупных и возможно более централизованных государств». Однако, эмпирическая действительность заставила большевиков отказаться от прежних установок. Сталин писал: «За четыре года гражданской войны, когда мы ввиду интервенции вынуждены были демонстрировать либерализм Москвы в национальном вопросе, мы успели воспитать среди коммунистов, помимо своей воли, настоящих и последовательных социал-независимцев ….

Мы переживаем такую полосу развития, когда форма, закон, конституция не могут быть игнорированы, когда молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказывается понимать как игру, упорно признавая слова о независимости за чистую монету и также упорно требуя от нас проведения в жизнь буквы конституции независимых республик... Одним словом, будущее национально-государственное устройство СССР стало результатом компромисса между центром и национальными окраинами. Союзное руководство, повелевавшее сонмом народностей, не могло не задумываться о единстве этого разношерстного Вавилона, будущее которого всецело зависело от того, насколько успешно удастся слить их в более или менее однородную массу. Поэтому со временем было провозглашено о создании «новой исторической общности» под названием «советский народ», в котором через определенный период времени должны раствориться все «социалистические нации» — украинская, узбекская, литовская, татарская, башкирская и т. Однако в устройстве СССР с самого начала было заложено серьезное противоречие, заключавшееся в ранжирование народов на «союзные» и «автономные» по принципу пограничности с зарубежными странами. В этом делении имплицитно предусматривалась вероятность отпадения союзных республик. В итоге появились народ-генерал русский народ , народы-полковники союзные республики , народы-майоры автономные республики , народы-лейтенанты автономные области и округа. Этот вопрос не был риторическим: союзные республики жили припеваючи, так как снабжались по более высоким нормативам, в то же время автономные республики, как и большинство российских областей, перебивались с хлеба на воду.

Нуриеве и М. Однако, в социальном отношении Башкирия сильно отставала не только от союзных республик, но и от многих соседних областей. Не было дорог, не хватало школ, больниц, в селах дома отапливались дровами, местами не было даже электричества. Эти проблемы, решение которых откладывалось десятилетиями, были сняты в ходе инфраструктурных проектов первого президента Республики Башкортостан М. Выход из сложившейся ситуации общественность республики видела в поднятии статуса автономии до уровня союзной республики, то есть в расширении полномочий. Во главе зародившегося движения встал Башкирский национальный центр «Урал», который 17 декабря 1989 года провел свой первый съезд, во многом корреспондировавшийся с башкирскими курултаями 1917 года. Советы выглядели несравненно в более выгодном свете по сравнению с БашОбкомом, верным партийной дисциплине и, соответственно, московским товарищам. Как и 70 лет назад был поднят лозунг «Вся власть Советам!

Его победу во многом определило то, что его соперниками на выборах были в основном представители надоевшей всем партийной номенклатуры. Стремясь заручиться поддержкой регионов, он прибывает в Уфу. Именно здесь 12 августа 1990 года Ельцин произнес свою знаменитую речь: «Мы говорим народу Башкирии, Верховному Совету: возьмите ту долю власти, которую сами сможете проглотить. И мы согласны с этой волей. Верховный Совет России не будет ни в коем случае этому препятствовать». Начался «парад суверенитетов» внутри России: уже 20 июля 1990 года Декларацию о государственном суверенитете принимает Северная Осетия, 9 августа — Карелия, 29 августа — Коми, 30 августа — Татарстан, 20 сентября — Удмуртия, 27 сентября — Саха-Якутия, 8 октября — Бурятия, 11 октября — Башкортостан и т. I-й Башкирской Республикой считается буржуазно-демократический «Валидовский» Башкурдистан ноябрь 1917 — май 1920 года , а II-й Башкирской Республикой — Советский Башкортостан май 1920 — 11 октября 1990 год. Нельзя утверждать, что именно заразительный пример Б.

Ельцина стал причиной так называемого «парада суверенитетов».

Присоединение Башкирии к Русскому государству: значение и оценки

Президент России Владимир Путин во время своего визита в Уфу объяснил, почему Башкирия – это особый регион в стране. Стремление присоединиться к автономной Башкирии стало проявляться сразу же после провозглашения таковой, и не только на ее территории, но и в Уфимской губернии. Уже 465 лет Башкирия и Россия связаны в неразрывное целое. Российские историки также утверждают, что башкирские беспорядки были в первую очередь вызваны тем фактом, что российское правительство нарушило условия, на которых Башкортостан присоединился к Российской империи. Премьер-министр Башкирии поделился важной новостью Башкирия: синоптики испугали прогнозом на май В Башкирии обнаружены новые носители смертельно опасного вируса В Башкирию вернётся тепло Радий Хабиров сообщил важную новость Уникальный войлочный.

Присоединение башкирии к русскому государству

Были автономные единицы и у других республик СССР. Таджикистан на протяжении 5 лет был в составе Узбекской ССР, но позже стал полностью самостоятельным в составе Союза. К Украине относилась республика Молдавия , но после 26-летнего союза отделилась, оставив некоторые территории. Последней сформировавшейся республикой стала Тувинская 1961 год. Затем, до 1990 года, количество республик в Союзе оставалось неизменным. Далее наступил «парад суверенитетов» 1988-1991 гг.

Многие республики заявили о своей независимости. Большинство из них приобрели самостоятельность. Ингушетия и Чечня разделились, образуя в прошлом единую республику. Несмотря на приобретенный статус суверенности многими республиками, о полной независимости и отделении от территории РФ речь не идёт. Хоть и в Конституции РФ республики именуются государствами, они не владеют государственным суверенитетом.

Суверенитетом не могут быть наделены субъекты, являющиеся частью РФ. Его носитель — только многонациональный народ страны, а соответственно только само государство. Суверенитет не может быть нескольких уровней, например, на уровне субъекта и самой страны.

Абсолютизм характеризуется прежде всего сильной королевской властью. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат управления, постоянная армия. Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Возникновение в 16-17 вв. Однако в Европе абсолютизм возникает в условиях разложения феодального строя, когда усиливается конфликт между дворянством и набирающей силу буржуазией и феодальное государство вынуждено приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам, чтобы защитить интересы господствующего класса и удержать в стране социально-политическое равновесие. В России же в 17 в. Следовательно, нарастание тенденции к абсолютизму было вызвано в России действием иных факторов, чем в Европе.

Главными среди них были следующие: 1. При таких обстоятельствах "централизация восполняет недостаток внутренней связи... Крайний централизм самодержавной монархии в решении этих проблем был весьма эффективен. Имущие слои общества нуждались в действенном механизме подавления выступлений народных масс. Первоначально Романовы правили, опираясь на широкую общественную поддержку в лице Земских соборов, которые первое десятилетие после Смуты заседали постоянно. По мере того, как страна выходила из Смуты и крепла царская власть, Соборы созывались все реже. Последний Собор полного состава был проведен в 1653 г. Вместе с тем, царь был еще вынужден считаться с Боярской Думой, где были сосредоточены представители аристократических фамилий. Дума обсуждала административные и судебные вопросы, составляла указы и законы. Однако значение Думы постепенно падало.

В ее состав царь вводит так называемых "думных дьяков" и "думных дворян", то есть зависимых от царской власти людей. Дума становится полностью подконтрольной. Укрепляется приказная бюрократия. Существует около 40 постоянных приказов и несколько десятков временных. Зачастую они дублировали в своей деятельности друг друга. К каждому приказу были приписаны определенные города и уезды. Приказ был для них судебным органом. Изменяется организация местного управления: вся военная, судебная, административная власть в уездах сосредоточилась в руках назначаемых из центра воевод, Земское самоуправление сохранилось только в северных районах. Во второй пол.

Условия присоединения отвечали интересам и башкир, и Русского государства. Почему после взятия Казани Москва не пошла на военный захват Башкирии, ведь соотношение сил было явно в пользу Москвы? Завоевание Казанского ханства дорого обошлось русской армии. Она понесла большие людские и материальные потери. Стало ясно, что военное наступление далее на восток, на башкир, будет нелегким. Тем более что башкирская конница в те времена представляла собой значительную военную силу. Далеко не блестящим было и международное положение Русского государства. Правительство не могло не учитывать напряженные отношения с соседними государствами — Крымом, Турцией, Польшей, Литвой, Ливонским Орденом. Следовательно, единственно возможной и выгодной для России политикой относительно башкир были мирные шаги, которые и были реализованы правительством Ивана IV. Дело заключалось не только в мирном вхождении края в состав России. Составленные жалованные грамоты представляли собой договор между Русским государством и башкирами. Согласованные сторонами жалованные грамоты означали заключение письменного соглашения между ними по принципиальным вопросам. Важное значение для объективной оценки тех или иных событий прошлого имеет историческая память народа. Народ не был безучастен к вопросам своей истории. Они решали его однозначно. В челобитной башкир «всех четырех дорог» от 26 февраля 1706 г. Еще яснее мысль о добровольном присоединении башкир к Русскому государству выразили восставшие башкиры Сибирской дороги в своем письме к В. Татищеву от 2 августа 1736 г. А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею». Перечень подобных материалов можно продолжать и дальше. Однако приведенных фактов вполне достаточно, чтобы сказать, что башкиры считали, что их предки добровольно вошли в состав России. Вхождение башкир в состав России — событие большое, сложное, его нельзя оценивать однозначно. Оно имело и положительные, и отрицательные последствия. Положительным было то, что после присоединения в крае прекратилась феодальная междоусобица. Башкиры получили возможность спокойно жить и заниматься хозяйством. Это, в свою очередь, вело к росту их численности. В составе Русского государства было покончено с былой политической и территориальной раздробленностью башкир, что способствовало этнической консолидации и укреплению их как народа. Башкиры и русские крестьяне совместно осваивали природные богатства края. Возникшие здесь города и заводы в известной мере также работали в этом направлении. Отрицательным было то, что башкиры потеряли возможность для создания национального государства. Царские власти постепенно, особенно с середины XVII в. Со времени организации Оренбургской экспедиции русское правительство пошло на официальное нарушение условий присоединения, установило колониальный режим. Социально-экономическая политика русского царизма разрушала традиционное хозяйство и образ жизни коренного населения. Было покончено с местным самоуправлением башкирского общества. Все это отрицательно сказывалось на историческом развитии башкирского народа, который в конце XIX — начале XX в. Беспросветную жизнь коренного населения того времени отразили в своих произведениях многие русские писатели-демократы — Г. Успенский, Д. Мамин-Сибиряк, Н. По кн. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: В 2 т.

Слияние нельзя проводить и накануне выборов. Никто не будет инициировать создание больших субъектов перед выборами —протестная активность никому на избирательных участках не нужна, особенно в парламентскую кампанию. Второй важный момент: смысл объединения заключается в том, чтобы один достаточно сильный субъект мог потащить другой, либо какой-то эффект от этого должен быть достаточно серьезный. Как показывает практика, ресурсообеспеченные регионы не очень любят брать на себя дополнительные обязательства», — отмечает он. Для слияния регионов необходимо провести голосование их жителей, это возможно сделать по окончании парламентского цикла и не ранее чем за год до начала президентской кампании. Таким образом, заключает Абзалов, «окно возможностей с этой точки зрения — в 2022 или 2023 году».

История Башкирии

Тут найдется полное раскрытие темы -Условия и последствия присоединения Башкортостана к России, Загружено: 2008-12-09. Официальной датой вступления Башкирии в Российское государство считается 1557 г. В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Это приходится на время царствования Ивана Грозного, когда тот предложил башкирам присоединиться к России.

Присоединение башкирии к русскому государству

Официальным временем присоединения к России Поволжья и Урала, согласно романовской историографии, считается период с 1554 по 1585 годы, начиная с покорения Иваном Грозным Казани и до разгрома частным войском Строгановых под командованием Ермака Сибирского. Проект посвящен истории присоединения Республики Башкортостан к России, начиная с 1557 года и вплоть до периода Гражданской войны в России. Владимир Путин выступил на торжественном собрании, посвященном 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Сегодня в Уфе начались торжественные мероприятия, посвященные 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Следует также отметить, что присоединение Башкирии к России произошло не сразу после взятия Казани, а несколько лет спустя — в 1557, г. Думается, это позволяет заключить.

Условия и последствия присоединения Башкортостана к России

Год присоединения Башкирии к России. Присоединение Казани Иван 4. Когда Башкирия вошла в состав России. Принято считать, что этот тюркоязычный народ присоединился к России в 1557 году. Присоединение калмыков к Русскому государству оказалось положительным во многих отношениях и для России. Присоединение Башкортостана к России — вхождение территории Башкортостана в состав Российского государства на основе соглашения в 1557 году.

Глава Башкирии сообщил о том, что республика развивает партнерские отношения со 112 государствами

В своем выступлении Хабиров отметил, что «ровно 100 лет назад было подписано историческое соглашение между башкирским Правительством и центральной советской властью». Так было положено начало формированию федеративной модели нашего государства и его национально-культурной политики», - подчеркнул он. Отметим, что соглашение о автономии Башкирии было опубликовано 23 марта 1919 года, эта дата отмечалась в советское время как день образования БАССР.

Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов!

Центральный рельеф, обращенный в сторону города, изображает поздравления с трудовой победой. Крепкое рукопожатие рабочих, русского и башкира, — смысловой и композиционный центр рельефа. Рядом находящиеся фигуры символизируют строительство, сельское хозяйство, нефтяную и химическую промышленность.

Два других рельефа — на темы науки и культуры. Процесс этот был сложным и противоречивым. В исторической литературе по данному вопросу немало споров.

В 50—60-х годах XX в. Добровольное вхождение в состав соседнего государства — довольно редкое явление в истории. Подобное развитие событий в Башкортостане было следствием крупных изменений в международной обстановке Урало-Поволжья в середине XVI в.

В первой половине XVI в. Эти государства переживали период феодальной раздробленности, что отрицательно сказывалось на положении башкир. В середине XVI в.

Русское государство, заметно укрепившееся в результате реформ царя Ивана IV, повело наступление на Восток. В 1552 г. Падение Казани резко ухудшило положение мусульманских государств этого региона.

Ногайская Орда, Сибирское и Астраханское ханства переживали острый политический кризис. Положение осложнялось стихийными бедствиями. Засуха, голод, чума свирепствовали в течение нескольких лет.

Очевидцы так характеризовали тогда Ногайское государство: зимы были «зело лютые и студеные, весь скот их помер, яко стадо конския, так и других скотов, а на лето и сами исчезоша». В середине 50-х годов XVI в. Даже с учетом неизбежных в подобных случаях преувеличений в рассказах современников, можно прийти к выводу о том, что ногайское общество переживало самый настоящий кризис.

Несмотря на ослабление соседей, условий для объединения всех башкир и создания самостоятельного государства не было. Ногайские, сибирские и астраханские ханы и мурзы не собирались отказываться от своей власти над башкирами. Поэтому башкиры вынуждены были искать покровительства какого-либо государства, чтобы с его помощью избавиться от власти прежних ханств и обрести условия для нормальной жизни и развития.

Центральный барельеф монумента Дружбы изображает договаривающихся русских бояр и башкирских послов Выбор пал на нового соседа — на Русское государство, приблизившее свои границы к башкирским землям. Почему башкиры решаются войти в состав Русского государства? Важное значение в этом выборе играла успешная борьба последнего с Казанским ханством.

Победа русских войск в середине XVI в. Особое значение имело то, что после завоевания Казани русский царь обратился к ним с грамотой, предлагая добровольно войти в состав России и обещая за это различные льготы. Сведения об этом акте Ивана IV сохранились в русских летописях.

В одной из них говорится: «А сам государь послал всем улусам черным людем ясачным жалованные грамоты, чтобы шли к государю, не боясь ничего… а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям». Шежере 1 юрматынцев 2 не только констатирует приезд царских послов с грамотой, но и характеризует льготы за добровольное принятие русского подданства: «…когда во все земли были направлены послы с грамотами, которые известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает обычаи». О приезде русских послов, об их обещаниях также свидетельствуют шежере карагай-кыпсаков, бурзян, кыпсаков, усерган, тамьянцев.

В ранние периоды башкирской истории были случаи добровольного признания власти того или иного сильного государства. Следовательно, башкиры в целом были готовы к подобному развитию событий. Однако процесс принятия русского подданства сопровождался острыми противоречиями внутри башкирского общества, а также сопротивлением ногайским и сибирским правителям.

Особенно напряженной была борьба башкир против ногайских мурз и феодалов. Башкирское племя мин владело обширными землями по бассейну р. Демы и среднему течению Белой.

Ещё интереснее сопоставление дат башкирских восстаний 17-го - начала 18-го веков с датами российской истории. Важнейшим признаком вхождения Башкирии в состав России считается размещение на башкирских землях русских гарнизонов и назначение русского администратора-воеводы. Однако полномочия русской администрации были более чем скромными.

Во-первых, общее количество русских военных во всех гарнизонах на территории Башкирии была менее тысячи человек ещё в начале 18-го века. Во-вторых, русские власти отвечали исключительно за своевременность и полноту сбора ясака, который им привозили в Уфу избранные самими башкирами главы племенных объединений, а также набор башкирского войска тоже только через тех же представителей племён в случае необходимости в нём. В-третьих, русские воеводы не могли вмешиваться во внутренние дела башкир: отношения между племенами, выборы глав племён, споры между башкирами.

Они даже не имели права запрещать башкирам вести войны с другими кочевниками. В Башкирию бежал народ со всего Поволжья: татары, мещеряки, русские, удмурты, чуваши, мордва, марийцы. И русская администрация не имела права ловить их на территории Башкирии, чтобы вернуть назад.

Не напоминает вам это ситуацию с другим союзником России, Войском Донским, где существовала формула "с Дону выдачи нет"? И такое положение дел сохранялось вплоть до Пугачёвщины. Так, например, село Бозояз в 40 километрах от Уфы основано в конце 1750-х годов бежавшими от преследования русских казанско-татарским родом Субай, что значит "воевода".

До 18-го века на территории Башкирии от Волги до Тобола и от Камы и Исети до Яика существовало всего три крепости, в которых стояли русские гарнизоны: Бирская, Уфимская и Табынская. Все эти крепости находились на реке Белой и защищали жизненно важные объекты. Бирская основана в 60-е годы 17 века - государственных крестьян, снабжавших хлебом русские гарнизоны.

Табынская - соляные промыслы ныне - город Красноусольск и пристань, на которой происходила отгрузка соли. Столица Башкирии Уфа была основана якобы в 1574-м году на месте "большого укреплённого поселения" Туратау, возникновение которого относят к "древним временам", а время существования - "до середины 17-го века". Мало того, старинные тюркские источники утверждают о существовании в течении двадцати лет после взятия Казани на месте Уфы столицы одного из обломков Казанского ханства.

Так что, скорее всего, Уфа была не основана на пустом месте, а захвачена русскими, добивавшими остатки казанских войск. Да и само местоположение Уфимской крепости говорит о том, что "для защиты от набегов сибирских татар" как утверждает официальная версия она не годилась. Как раз с востока она была наиболее уязвима: оттуда существовал единственный беспрепятственный подход к ней.

С юга крутой овраг р. Сутолока в те времена - судоходной. С запада - крутой берег р.

Зато с севера - господствующие высоты правобережья Белой, откуда крепость - как на ладони. С востока тоже склон горы, поднимавшейся над крепостью, - прекрасное место для обстрела всей территории сверху. Единственное, для чего подходило это место, - для защиты от нападения с запада, из Московии.

Ну и, конечно же, для охраны торговых пристаней, располагавшихся на р. Сутолока возле самого её устья. Вообще расположение крепостей, основанных до начала XIX век, может очень многое рассказать о состоянии границ государств и геополитике тех времён.

Собранный мной материал по этой теме ещё не обработан окончательно, и используется лишь частично. Несколько лучше для Романовых обстояли дела севернее Башкирии, в местах проживания финно-угорцев. Если территория Поволжья считалась во все времена мусульманской, то "Великая Пермь" и земли "за Камнем", издавна входившие в зону экономических интересов Новгорода, были местом активности христианских проповедников.

Стоит вспомнить хотя бы святого Стефана Пермского, проповедывавшего среди язычников коми и даже создавшего "Пермскую азбуку". Именно при помощи христианства позиции русских в данном регионе были сильны, не смотря на хищничество Строгановых, планомерно вытеснявших аборигенов из Прикамья. Тем не менее, крещённые Пелымские и Кондинские князья продолжали оставаться в своих землях самостоятельными правителями вплоть до 1740-х годов.

Документы говорят, что они имели собственное войско, администрацию, законы. Ходили в походы против недружественных соседних племён, не уведомив об этом русскую администрацию, полностью распоряжались имуществом и жизнью своих подданных. О полной независимости от Москвы ещё одного сибирского княжества, Кодского, вплоть до 1640-х годов говорит даже официальная историография.

Но и после этого принявшие христианство ещё в конце 16-го века потомки воинственного князя Алача, которому Кучум подарил одну из кольчуг, снятых с убитого Ермака, оставались грозной силой, на которую оглядывались воеводы вплоть до петровских времён. Весь ход "покорения" Сибири и Урала можно охарактеризовать термином "ползучая аннексия". Даже если встать на позицию официальной романовско-советской историографии, во всех эпизодах фигурируют несколько этапов.

Проникновение в регион русских "вольных людей".

Башкирские послы посетили Москву в 1557 году и получили от царя жалованные грамоты. О присоединении Башкортостана к Русскому государства существуют три точки зрения. Этот процесс мог быть добровольным, принудительным и совмещать обе черты.

История присоединения Республики Башкортостан к России

На грамоту царя западные башкиры ответили челобитьем с просьбой о подданстве. Шежере утверждает, что башкиры ездили к русскому царю с просьбой принять их подданство после того, как « пришли послы и ознакомили» их с грамотой. Движение основной массы башкир за присоединение к Русскому государству сопровождалось острой борьбой против татарских ханов и той части башкирских феодалов, которая выдвинулась на верхние ступени социальной лестнице при помощи татарских властителей... В дальнейшем эта борьба усиливалась. Принимала более активные и острые формы. Шежере Кара-Табынского племени рассказывает, что часть кара-табынцев, прикочевавшая к Таныпу из Зауралья.

Приняла русское подданство в результате кровопролитной войны с татарским ханом Чуртмаком. При оформление принятия башкирами русского подданства с обеих сторон были выставлены определенные условия. Башкиры обязались платить ясак «чем богата башкирская земля», пушниной и медом. Ясак натурой мог быть заменен денежным платежом.

Алтон С. Завоевание Башкирии Россией.

Перевод с английского Л. Уфа, 1995. Еникеев З. Правовой статус Башкортостана в составе России. Уфа: «Гилем», 2002. История башкирского народа: в 7 т.

История Башкортостана с древнейших времён до наших дней: В 2 т. Акманов, Н. Кулбахтин, А. Асфандияров и др. История Башкортостана с древнейших времен до конца XIX в.

Первое упоминание о существовании башкирского народа датируется XI веком. Башкирия в то время была частью Золотой Орды и играла важную роль в торговых и политических связях этой древней державы. Территория стала ареной борьбы между Казанским ханством и Ногайской Ордой. С этого момента началась вероисповедная колонизация территории и активное проникновение ислама. Однако с появлением Русского государства на севере эта область стала объектом интереса властей Москвы. В XVIII веке, после подавления политических потрясений в России, правительство начало активные действия по присоединению кровных земель на Урале, включая и Башкирию. В 1708 году Башкирия стала так называемым «башкирским укладом». Власти Москвы пытались унифицировать местное население и привлекать его к русской культуре и праву. Однако, в этот период местное население массово сопротивлялось русскому присутствию и культурной ассимиляции. В результате долгого процесса усмирения местного населения и присоединения территории, Башкирия в конце концов оказалась в составе Российской империи.

И прописано: «Вопреки сложившемуся в нашей историографии мнению о том, что башкиры принимали подданство по родам, документ показывает, что подчинение российской администрации предполагало различные варианты, в том числе, и в виде поступления на службу русскому царю»[137]. От себя повторимся, что по содержанию статьи, ведь даже отдельными челами. И повторимся с вопросом, какую же присоединявшуюся башкирскую государственность всё это представляло. Причём ведь даже утверждают, что, и, с населением практически монолитно башкирским. Позволим все же себе, знак вопроса и здесь не ставить. Очень, скажем так, интересно об том эпохальном событии присоединении к Московии прописано Р. Янгузиным совместно с Ф. Разумеется, всего этого могло не быть, если бы не было развитых политических традиций. Думается, это позволяет заключить, что зависимость башкир от Казанского ханства в этот период не была абсолютной и имела несколько призрачный и формальный характер и время от времени прерывалась. Это было лишь делом времени и случая. Вот ведь даже как пишут, но не будем обсуждать сиё, предоставим это другим. Заметим только что начало этой выдержки вполне созвучно выше приведённому выводу З. Еникеева из предыстории башкирского народа перед этим эпохальным присоединением. По нашему же мнению, происходило присоединение башкирских, а, в общем-то, тюркских и возможно даже иных родов и племён в состав России, но никак не некоего Башкортостана. Не существовало такой государственности, во всяком случае, на тот момент, да и в обозримом прошлом тоже. И как уже было отмечено этот процесс вхождения тюркских, башкирских родов и племен Южного Урала в состав Русского государства происходил пошагово и очень растянуто по времени. Добавим к этому: «Как свидетельствуют шежере, каждый башкирский род племя принимал решение войти в состав России и действовал по осуществлению принятого решения самостоятельно. Он посылал в Казань своих представителей с изъявлением воли и стремлений населения общины и отсылал с ними ясак царю вне зависимости от остальных родо-племенных образований. Возможно, имели место отправления в Казань объединенных посланников от имени нескольких родов, как, например, кыпсаки, усергане и тамьяне»[139] Никоновская летопись отмечала: «А сам государь послал всем улусам черным людям ясачным жалованные грамоты… чтобы шли к государю, не боясь ничего, а кто лиха чинил, тем Бог мстил, а их государь пожалует, и они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям»[140]. Получается ведь так, что тогда государь со своими посланиями обратился не только к башкирам, а, в общем, к населению, бывшему прежде подвластным Казанскому ханству. И к тому же, как далее всё сложилось, Б. Азнабаев отмечает: «башкирские волости могли создаваться российской администрацией в новых территориальных границах для решения конкретных военных, административных или фискальных задач. В подобных ситуациях этническая гомогенность состава новой административной единицы могла учитываться властями только по большому счёту. В новую волость, которую сами башкиры называли родом, нередко входили представители не только различных родов, но и иных этносов»[141]. Известно, что первыми приняли русское подданство западные и северо—западные башкиры, как раз подвластные ранее Казанскому ханству, и, в общем-то, давние насельники края. Озвучим к последнему абзацу, даже не вопрос, а просто некоторое размышление, опять же, как в арифметике, чтобы «на ум пошло». Может быть, для этих башкир, ранее подвластных Казанскому ханству, это всё было не столько, или не только принятие русского подданства, а и нечто другое, объяснимое общностью их истории с родственными насельниками этого ханства, вначале в Булгарском государстве, и даже в более ранние времена, ну и в последующие тоже. Знак вопроса и здесь всё же не станем ставить, и последуем далее. На постсоветском пространстве, во всяком случае, в России, кроме, пожалуй, русских, мало народов, а то, и вовсе нет таковых, чьей исторической демографии было бы уделено столь пристальное внимание, как к башкирам. И было бы представлено столь большущее число публикаций с подсчётами их, башкир численности со времен уже и дальних, и даже туманных.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий