Масленица в России: история и традиции праздничной недели. Масленица в России: история и традиции праздничной недели. Выяснили, какого числа будет Масленица в 2024 году, и рассказали об основных традициях этого весеннего праздника. Масленица это изначально языческий праздник проводов зимы и встречи весны, который отмечают целую неделю. По времени Масленица совпадает с неделей, предшествующей Великому посту, и ей просто дали другое название, которое совсем не противоречит церковным канонам.
Смысл и традиции Масленицы
В России довольно крепки традиции Масленицы, и сейчас мы едим блины, в целом похожие на те, что ели еще в XIX веке. Даты Масленой недели подвижны и зависят от Пасхи: Масленица начинается за 56 дней до христианского праздника. Когда Масленица в 2024 году, зачем сжигать соломенное чучело, как гадали на блинах? Выборы Выборы президента России 2024 История Культура Общество Политика Праздники Москва Республика Крым Севастополь. Масленица пришла в Россию из глубины веков, еще с дохристианских времен. Смотреть что такое "История и традиции празднования Масленицы в России" в других словарях.
Масленица в 2022 году: история и традиции праздника
В марте начинался и новый год по славянскому календарю. Илья Питалев По другой версии, праздник приходился на 24 февраля, когда чествовали "скотьего бога" Велеса. С принятием христианства Масленицу привязали к церковному календарю и стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Праздник блинов и безудержного веселья начинается за 56 дней до Пасхи и длится ровно неделю - с понедельника по воскресенье. В 2024 году Пасха выпадает на 5 мая, значит, масленичные гулянья начнутся с понедельника - 11 марта и продлятся по 17 марта. Две версии происхождения Масленицы Существует две версии происхождения Масленицы — языческая и христианская. Ряд отечественных исследователей считают , что Масленица уходит своими корнями в языческие времена и связана с днем весеннего равноденствия, который был началом нового года по солнечному календарю. Календарно празднование было тесно связано с началом земледельческих работ и длилось две недели — неделю до дня весеннего равноденствия и неделю после.
На Масленицу воздавали особые почести божеству весеннего солнца и плодородия Ярилу, которое приходило на смену зимнему солнцу Коляде. Екатерина Чеснокова В связи с началом сезона земледелия также задабривали "скотьего бога" Велеса, который, согласно поверию, принимавший обличие медведя, считался одним из высших богов славянского пантеона и противопоставлялся Перуну. Есть мнение, что предшественницей известной нам Масленицы была Комоедица, а Велес в данном случае был Комом — медвежьим богом. Предполагают, что существовала традиция на Комоедицу первые испеченные блины торжественно относить в лес и раскладывать их на пнях, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи, олицетворяющие Велеса, могли отведать ритуальное приношение. Поэтому с названием Комоедица связывают пословицу "первый блин комом", указывая последнее слово как "комам", то есть "медведям". Евгения Новоженина Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста.
Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи».
В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями.
Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится.
Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств».
Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец.
Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в.
Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий.
Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи. Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране. Что делать православному на Масленицу? Как же, на самом деле, православный христианин должен проводить Масленицу? В первую очередь нужно помнить, что это Сырная седмица — подготовительная неделя к Великому посту.
Картина из серии «Масленица» Бориса Кустодиева, 1910-е годы. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, «кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися». Так то, ведь качели для многих, особенно после водки или пива, становились причиной членовредительства, а то и гибели. Но грозные царские указы и наставления патриарха на деле не смогли ничего изменить. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам бурно веселился, и качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами. Аполлинарий Васнецов. Корба, приехавшего в это время в Россию: на масленице «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Корб был крайне удивлён происходящим, и стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда: только что отстроенный дворец Лефорта в Немецкой слободе освящал на масленицу шутовской патриарх, «князь-папа», возглавлявший «всешутейший и всепьянейший собор». Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а «патриарх» благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжавшийся двое суток: «Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища. Иностранным представителям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы». Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году. По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади. Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда. Тут был и «князь-папа» со своей шутовской свитой: «В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином». За ним следовал Нептун: «Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен». Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики очевидно, ученики навигацкой школы. Берхгольц рассказывал: «Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль». Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.
Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресения. Вторник — «Заигрыш» Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гуляния: катались на санях, ледяных горках, каруселях. Источник: wikipedia. Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. В среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять? Также проводились конные бега и кулачные бои. Масленица в фильме «Сибирский цирюльник».
Мутация Масленицы: как ее упразднили и возобновили в СССР
Вторник - ЗаигрышВ этот день происходили смотрины невест. Отсюда и название - заигрывание невесты и жениха. Если сватовство проходило удачно, то свадьбу молодых намечали на Красную горку после Пасхи. Среда - Лакомка, или Тещины блиныВ последний день узкой Масленицы зять приходил к теще на блины. Пожалуй, это самая известная масленичная традиция.
Чем щедрее, богаче стол и разнообразнее начинки блинов, тем большее расположение теща высказывала зятю. Четверг - РазгулВ свои права вступает широкая Масленица, вовлекая всех в шумные народные гулянья и потехи. Тут и катания на санях, и кулачные бои, и перетягивание каната, и залезания на ледяной столб за призами. Вокруг пляшут скоморохи и ряженые.
Главное действие четверга - штурм и захват снежного городка или крепости. Люди выплескивали всю энергию, накопленную за зиму. На центральной площадке, где проходили гулянья, на высоком шесте устанавливалось чучело Масленицы-зимы, которая уже никак не могла помешать людям веселиться. Гулянья на Разгул продолжались до глубокой ночи и заканчивались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь.
В некоторых областях было принято колядовать в четверг. Люди ходили по домам с бубнами и балалайками, пели песни, поздравляли хозяев с Масленицей. Пятница - Тещины вечераВ этот день теща с ответным визитом приходила в гости к зятю. Блины на этот раз пекла дочь - его жена.
Зять должен был продемонстрировать свое расположение к теще и ее подругам и соседкам. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Суббота - Золовкины посиделкиМолодые невестки приглашали в гости золовок сестер мужа и других родственников мужа. Новобрачная дарила гостям подарки.
Прощеное воскресенье - проводы МасленицыКульминация всей масленичной недели. Проводы, торжественное сожжение Масленицы и прощение обид, нанесенных друг другу в течение года. По традиции знакомые, встретившись, говорили друг другу: "Прости меня", а в ответ слышали - "Бог тебя простит".
Начало масленичной недели зависит от Пасхи — большого весеннего праздника.
А время Пасхи меняется от года в год. Чтобы узнать, когда наступит Масленица. Надо от даты Пасхи в текущем году отсчитать назад семь недель. Восьмая неделя — Масленица.
В 2020 году масленичная неделя будет с 24 февраля до 1 марта. В 2021 году масленичная неделя будет с 8 по 14 марта. В 2022 году масленичная неделя начнется 28 февраля и продлится до 6 марта. История праздника Масленицы Масленица — древний праздник.
Он пришел к нам от славянских племен задолго до появления и принятия на Руси христианства, во времена повсеместного распространения язычества. Празднования Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия. Это время проводов зимы и ожидание теплых весенних дней. Главное праздничное лакомство на Масленицу — блины.
Они символ солнца. Ими встречают молодожёнов, с почтением потчуют стариков, ласково угощают ребятишек, Ими же поминают усопших в субботу перед Масленицей.
После принятия христианства оказалось, что традиционное время праздника выпадает на Великий пост. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю предпостовую неделю.
В церковной традиции масленая седмица неделя именуется сырной или мясопустной — поскольку в воскресенье происходит заговенье на мясо. В то время как улицы гудят весельем, церковные службы постепенно принимают постовой характер — в среду и пятницу не служится литургия, читается покаянная молитва Ефрема Сирина, в воскресенье вспоминается Адамово изгнание из рая и совершается чин прощения. Считается, что эти семь дней должны быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и подготовке к посту. Тем не менее, главными атрибутами народного праздника являются застолья и гулянья.
Прощаясь на семь недель со скоромной пищей, за семь дней праздника люди стараются впрок наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой и главным блюдом — блинами. Каждый день Масленицы имеет свое название и свое содержание. В понедельник отмечали встречу праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний. Во вторник на Руси были заигрыши: холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого поста сыграть свадьбу.
В среду-лакомку теще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни. В четверг начинался разгул, после семейных посиделок народ устремлялся в балаганы, на карусели и площади, где были организованы гуляния.
Огонь с древних времен привлекал людей, а сожжение чучела было обрядом, связанным с проводами зимы и встречей весны, солнца. Безусловно, к нашей вере этот обряд не имеет никакого отношения. По моему личному мнению, православному человеку не стоит участвовать в подобном. Нам гораздо полезнее созидать, а не разрушать что-либо, пусть даже в такой игровой, веселой форме. Почему Масленица длится одну неделю? Все недели перед праздником Пасхи, Воскресения Христова, являются предуготовительными, то есть готовят нас к Пасхе. Сырная Мясопустная неделя, или Масленица, как ее называют в народе, в свою очередь готовит нас к самому посту.
В эту седмицу верующие уже начинают воздерживаться от мясной пищи — получается, что пост вступает в свои права вот так мягко, постепенно.
Когда отмечают Масленицу
- Самое читаемое
- Содержание
- Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы - Блог Екатерина Попова-Гамаюн
- Масленица — почему так называется?
- Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния
Традиции празднования русской Масленицы
Непременным атрибутом праздника были катания на лошадях, и упряжки украшались специально по этому случаю. Молодые люди, которые собирались в этом году жениться, специально покупали или делали сани, в которых и катали суженых. В сельской местности очень любили прыгать через костер и штурмовать снежные городки. Как здесь не вспомнить судьбу сказочной Снегурочки, которая прыгнула через костер и превратилась в белое облачко? В действе участвовали Масленица, Воевода и другие персонажи. Но главной героиней все равно была Масленица со своим обильным угощением перед постом и обязательством вернуться на следующий год. Масленица выступала в виде соломенного чучела, одетого в женские одежды.
Оно принимало участие во всех мероприятиях, с ним веселились, а затем под шутки и песни сжигали на костре вместе с блином, который вкладывали Масленице в руки. Без блина не масляна Теперь самое время перейти к блинам. Именно они всегда были главным украшением и символом Масленицы. Их пекли всю Сырную неделю каждый день, но особенно усердствовали с четверга по воскресенье. Печеные блины в языческом ритуале занимали важное место. Ведь они символизировали бога Ярило, который должен прогнать зиму, а круглый блин похож на летнее солнце.
Каждая хозяйка имела свой рецепт, и блины пекли из гречневой, овсяной, пшеничной муки. В них добавляли пшенную или манную крупу, тыкву, яблоки, сливки. Было принято первый блин отдавать нищему для поминовения всех усопших. У славян существовал обычай отдавать первый блин комам комы — это медведи , которые весной выходили из зимней спячки. Хозяйки приговаривали: «Первый блин — комам, второй — знакомым, третий блин — родне, четвертый — мне». Отсюда и пошло выражение «первый блин — комам», но со временем оно трансформировалось в приговорку, которой легко объясняются все неудачи: «первый блин комом».
Блины начинали кушать в понедельник и не переставали всю неделю.
Так, известный фольклорист Владимир Пропп, изучая архаичные обряды праздника, выдвинул теорию о происхождении Масленицы. Пропп считал, что она возникла как земледельческий обряд для плодовитости.
Она входила в единый цикл с другими праздниками: Семиком, Троицей, Иваном Купалой и «похоронами Костромы». RU Мрачная история древних традиций Масленица — это целый комплекс обрядов. Среди них есть как относительно молодые, например взятие снежного городка датируют началом XVIII века, так и древнейшие — выпекание блинов, посещение могил и другие.
Исследователи считают, что в старину люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины были поминальным блюдом, их носили на могилы или оставляли на окне «Первый блин покойникам» , чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве. В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище.
Ритуальное сожжение «похороны» чучела Масленицы также должны были обеспечить хороший урожай.
Масленичная среда, это — «лакомка». Знаете выражение — «к теще на блины»?
Вот оно пошло именно отсюда. В среду зятья были обязаны навестить родных своей жены, а те, конечно, угощали их блинами. Впрочем, в среду было принято и просто ходить по гостям, угощаясь там блинами со всевозможными начинками.
И, конечно, принимать гостей у себя дома. Четверг на масленичной неделе носит само за себя говорящее название — «Разгуляй». На четвертый день праздника веселье вступало в полную силу, и казалось, что остановить его уже невозможно.
Это и массовые катанья на санках, и песни, и пляски, а также — кулачные бои и зачастую, драки — «стенка на стенку». Впрочем, и победителей и побежденных после обязательно угощали блинами. Пятница — «Тещины вечерки».
В пятницу уже теща шла в гости к своему зятю, и он угощал ее блинами, которые приготовила его жена. Очень важно, чтобы накануне вечером зять самолично пришел в дом к теще и пригласил ее на блины. А в этот день было принято приглашать к себе в гости родню мужа.
Поэтому он так и называется — «Золовкины посиделки». Если у мужа нет сестер, а только братья — тоже не беда. Самое главное, чтобы день и вечер прошли весело и, конечно — с блинами.
Последний день масленицы носит название «Прощеное воскресенье». Об этом, конечно знают практически все, даже те, кто не слишком хорошо разбирается в традициях и обычаях всех остальных масленичных дней. В это день принято просить друг у друга прощения за ранее причиненные обиды, а также самому прощать того кто об этом попросит.
Ну и, наконец, в этот день принято публично, с песнями и плясками сжигать выставленное в понедельник чучело Масленицы на площади, символизируя таким образом прощание с зимой.
По мнению современного фольклориста А. Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения. Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь. В частности, пост понимается традиционной культурой как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела.
Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни [48]. Западные исследователи разделяют аналогичное мнение об истоках карнавала [49] [50]. В Великом княжестве Московском[ править править код ] Первые описания русских традиций Масленицы были оставлены западными путешественниками, посещавшими Великое княжество Московское с XVI века. Также он упоминает Масленицу нем. Faschang в числе праздников, когда простонародью разрешены хмельные напитки [51]. Butterweek , и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла.
Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства» [52]. Жак Маржерет 1606 год добавляет к этим известиям описание Прощёного воскресенья : Посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся если оскорбили каким-нибудь словом или поступком; встречаясь, — хотя бы никогда прежде не видались, — даже на улице приветствуют друг друга поцелуем. Прости меня, пожалуйста, говорит один; Бог тебя простит отвечает другой. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи [53]. Снигирёв , М. Забылин и последующие компиляторы [54] цитируют описание «иностранного писателя», относящееся к 1698 году: Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье.
Масленица начинается за восемь дней до Великого поста. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней.
Зачем православным языческий праздник. Вся правда о Масленице
Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики очевидно, ученики навигацкой школы. Берхгольц рассказывал: "Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль". Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру.
Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком. А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием "Торжествующая Минерва". Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки - мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотвор ным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. Херасков и А. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника.
А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом. Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине "бриллиантовую" масленицу. Английский посол лорд Гаррис сообщал: "Императрице угодно было устроить в течение масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде. За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкавших каменьями на сумму до двух миллионов фунтов стерлингов". Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поразивших англичанина своей ценой и редкостной красотой. Хавен рассказывал: "Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым".
Он имел в виду катание с высоких ледяных гор, ставшее неотъемлемой частью масленичных забав. Сначала для этого использовали естественные рельефы местности - высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой. Ганноверского посланника Ф. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, это излюбленное развлечение русских привело в содрогание. У крутого, обледеневшего спуска реки уже вовсю шла потеха. Наверху стоял стол с водкой, которой - "на дорожку" - угощали катающихся. Под горой расположился оркестр, вокруг собрались толпы наблюдающих.
Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Для благополучного спуска следовало обладать незаурядными акробатическими способностями. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на "пятой точке" и задрав ноги кверху, чтобы не покалечить их и не приехать вниз нагишом: по свидетельству Вебера, при стремительном спуске от трения "брюки, если не были прочны, рвались в клочья". Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, "начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, - продолжает Вебер, - что, когда был со всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел". Со временем "катальная потеха" в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками.
Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном.
Было важно, чтобы её провожали все жители, ведь если кто-то пропустит этот обряд, то может заболеть или умереть. В Моравии говорили: «Кто со Смертью не ходил, тот сам умрёт». Чучело не всегда сжигали, его могли утопить, закопать в землю или разорвать на части. После этого нужно было со всех ног бежать обратно в деревню и не оглядываться.
Считалось, что если упадёшь, то в этом году тебя ждут несчастья. Все славяне верили, что уничтожение чучела служило оберегом от природных бедствий, болезней и смерти, обеспечивало скорый приход лета, хороший урожай и счастливое замужество девушкам. По одной из версий, чучело Масленицы — это отголоски невероятно древнего образа умирающего и воскресающего божества. Чучело является воплощением растительных сил природы. Его убивают и разбрасывают по полю, чтобы оно переродилось в посевах и всходах. Эта теория может подтверждаться тем, что символическому уничтожению кроме чучела Масленицы подвергается берёза на Русальной неделе, чучело Ярилы и Костромы.
Все они воплощают растительную мощь природы и направлены на то, чтобы принести хороший урожай. Масленичные обряды очень разнообразны и многогранны, а истоки праздника лежат в глухой древности. Очень надеюсь, что когда-нибудь мы узнаем, как и где зародился этот праздник. Источники: 1 Зеленин Д. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913.
Нечистая, неведомая и крестная сила. Азбука, 2018. Святский Д. Часть I, 1961. Полесский народный календарь. Русские аграрные праздники — СПб.
Со сметаной — человек тонкой душевной организации, творческий, ранимый, эмоциональный, обидчивый, меланхолик. С медом — это однолюб, который часто бывает несчастлив. С творогом — мужчина-мальчик, который ищет себе женщину-мать и нуждается в заботе, поддержке, опеке.
На замужество. Это уже настоящее гадание, для осуществления которого потребуется чистое полотенце , желательно новое и еще ни разу не используемое. Девушка вывешивает его за окно и оставляет на ночь. Предварительно нужно прочитать заговор и призвать суженого.
Утром проверить: если плат влажный, то можно готовиться к знакомству или сватовству. А если сухой, то в течение года гадающая замуж не выйдет. На пол будущего ребенка. Да, название довольно странное, но в целом ничего особенного.
Беременной женщине необходимо напечь побольше блинов, выйти на улицу и угощать ими всех, кто встречается на пути. По понятным причинам так гадали исключительно в деревнях и селах. Если первым блин взял мужчина, то родится мальчик, а если женщина, то девочка. Если же двое одновременно взял блин, то не исключено рождение двойни.
Или же после родов следует готовиться ко второй беременности. На желание с использованием свечи. Потребуется лист бумаги, обыкновенная церковная свеча и какое-нибудь блюдо. Девушке надо написать на листе заветное желание, зажечь свечу, поднести к огню бумагу и поджечь.
Если все сгорит полностью, то загаданное сбудется. Если потухнет довольно быстро, то нет. Ну а если догорит до середины, то для исполнения мечты придется приложить немало усилий. Некоторые барышни гадали по способу выпечки блинов на любовь.
Оценивался исключительно первый. Ровные края — это к скорому и удачному браку до конца года. Блин с неровными краями — муж попадется не самый порядочный, который только усложнит жизнь. Получился комом — свадьбы не будет как минимум в течение трех лет.
Аккуратный и не прилипающий к сковороде блин — скоро состоится знакомство с суженым. Все Блюда Таким образом, масленичные гадания — это весьма интересное и необычно. Можно одновременно и приготовить вкусный стол, и узнать будущее. Конечно, Церковь не одобряет подобное времяпрепровождение.
Более того, Масленица — это уже преддверие Великого поста. Уже запрещено употреблять в пищу мясо, а в среду и пятницу не служится литургия вместо нее читают великопостные часы с особой постовой молитвой. Народные гуляния, гадания, веселье, песни, пляски, знакомства, — все это нередко именуется язычеством. Хотя к чистому язычеству можно отнести лишь обряд сжигания чучела Масленицы в прощеное воскресенье.
А деревянные кони с испуганно-выпученными глазами неутомимо скачут, растопырив сразу все свои четыре деревянные ноги. Очень много «амазонок», предпочитающих «кавалерийское» седло более или менее удобному месту в коляске. Пожинает лавры успеха «народный театр», — так гуляла московская Масленица в 1911 году. Вплоть до окончания Великой Отечественной войны о Масленице в Москве толком не вспоминали — сперва веселый праздник с блинами был признан загнивающим наследием буржуазного слоя, а потом он оказался не у дел на фоне обрушившихся на страну трудностей. Вернулись к традиции проводить февральскую неделю с блинчиками и играми только в 1960-х годах. Как рассказал «МК» москвовед, историк Александр Васькин, из-за идеологической подоплёки праздник вернулся, но без своего названия. Он проходил на воздухе, в выходной день в парках или в скверах.
На улице можно было купить блины с вареньем, со сгущенкой или с маслом, чай, выносили самовар, обязательно катали на тройках, можно было скатиться с ледяной горы, поиграть в снежном городке. Очень интересные были соревнования: например, стояли гладкие столбы, на которые нужно было залезть — а наверху висел приз, допустим, валенки. Мужчины охотно участвовали. Конечно, играла музыка, репродукторы работали на полную мощность. Были массовики-затейники, которые развлекали народ. Жгли костры, через которые можно было прыгать, а иногда сжигали и традиционное чучело Масленицы. Ведь Масленица — это, строго говоря, совсем не христианский праздник, а наоборот, языческий.
Поэтому в 1960-е годы его вполне можно было вернуть. Вспоминаем: как раз примерно в эти годы популярность приобрели фольклорные коллективы, стало модно распевать русские песни. То есть стала возвращаться русская народная культура, от нее перестали открещиваться. Ну а фантазия у всех работала по-разному, кто-то и балалайку вспомнил.
Смысл и традиции Масленицы
Почти всё, что мы знаем об истории Масленицы – неправда, выяснил этнограф Даниил Крапчунов, изучив тексты старинных песен и праздничные изображения. О традициях Масленицы и истории этого древнего праздника собрано много удивительных фактов. В России ни одна смена времени года не отмечается с таким размахом, как проводы зимы.
Масленица: истории и традиции праздника
История праздника Масленица: что происходит во время праздника, описание дней Масленицы, откуда пошло название, как праздновать и т.д. Масленичная неделя передует Великому посту, поэтому в этот период для верующих христиан существуют ограничения в еде. Когда Масленица в 2024 году, зачем сжигать соломенное чучело, как гадали на блинах? Масленичная неделя передует Великому посту, поэтому в этот период для верующих христиан существуют ограничения в еде. 11 марта в России начинается Масленица, которая продлится до 17 числа. Масленица — это самый народный из современных российских праздников, выросший на стыке языческой и христианской культур.
Масленица — почему так называется?
В результате Масленицу празднуют в течение одной недели перед Великим постом. Об истории Масленицы, традициях праздника и его приметах – в материале «ЯСНО». Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П. Хавен рассказывал: "Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым". Масленица в России в 2024 году начинается 11 марта. Масленичная неделя имеет глубокую историю, строгие традиции и приметы. Как правильно встречать Масленицу 2023 года, зачем нужно есть блины и как привлечь удачу с любовью, читайте в материале. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.
История и традиции празднования Масленицы в России
Масленица в фильме «Сибирский цирюльник». Пятница — «Тещины вечерки» В этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами. Воскресенье — «Прощеное воскресенье» В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за те, обиды, накопившиеся за весь год. На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли «Проводы зимы». Наши предки почитали солнце, как Бога, поэтому и появилась традиция печь круглы, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла.
Но юмористический жанр требовал именно такого столкновения русского аппетита и французской упорядоченности. Даже клоуна удалось удивить нашим любителям разговеться. Ты с чем уйдешь? Композитор Александр Николаевич Серов отец хорошо известного вам художника-портретиста сочинил недурную оперу "Вражья сила", из которой всем известна "Песня Еремки". Как пел ее Шаляпин! Это настоящий гимн Масленице, сытной и пьяной. Гимн короткому мигу, когда почти все возможно. А потом вместе с похмельем приходят запреты, голова гудит и нужно каяться. Шаляпин вдумчиво и яростно пропевал все оттенки этой лихой и трагической песни. Сначала - просто праздничная открытка: Потешу я свою хозяйку - Возьму я в руку балалайку... Широкая Масленица, ты с чем пришла? Со веселием, да с радостью, И со всякими сладостями,.
Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями. Вторник — «заигрыш». В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки — женихов причем свадьбы игрались только после Пасхи. Среда — «лакомка». На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины. Пятница — «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины». Суббота — «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами. Воскресенье — это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы.
Изначально на Масленицу пекли не блины, а пряники. Кроме них на стол ставили кисель. Культурологи предполагают, что самый первый масленичный блин получился именно из киселя, случилось это в IX веке. Так блинчики обосновались в домашней кухне русичей. Однако до звездного часа блинам было еще далеко. Дело в том, что главным масленичным кушаньем долгое время считалось печенье «сладкий хворост». Блины перешли в разряд главного символа Масленицы лишь спустя семь веков. По распространенному мнению, народ подметил сходство блина с солнцем и сделал его главным блюдом масленичного стола. В те далекие времена Масленица называлась Комоедицей от слова, которым тогда называли медведя кома. Животное считалось одной из ипостасей языческого бога Велеса. Присказка «Первый блин комом» относится к тем же медведям. По тогдашней традиции часть первых блинов отдавали медведям. Люди верили, что так можно задобрить Велеса и ускорить приход весны. Кроме Велеса, наши предки почитали Ярило — славянского бога весеннего Солнца. В его честь пекли похожие на солнечный диск лепешки и поджигали чучело — Мару. Она символизировала смерть и рождение природы. Последний приготовленный на Масленой неделе блин выбрасывался в огонь, дабы задобрить богов. Один из них обязательно клали около дома. По одним источникам, делалось это для спасения душ усопших, по другим — для нищих и бродяг. Традиция есть молочную пищу в период Масленицы связана с тем, что в конце марта а именно тогда раньше праздновали Масленицу , в деревнях телились коровы, на столах появлялось молоко, а вместе с ним сметана и творог. Резать скот в этот период было крайне неразумно, а осенние запасы мяса уже были давно съедены, так что молочная пища и мучные изделия были основными блюдами на столе у крестьян. Дошедшая до наших дней и известная нам Масленица со всеми ее атрибутами была адаптирована Русской православной церковью во второй половине XVIII века и стала своеобразным компромиссом между язычниками и церковниками. Праздник поставили в рамки — проводить строго до начала весеннего поста. Количество дней тоже сократили — с 14 до 7. Языческий подтекст Масленицы был несколько сглажен, а из меню убрали определенные блюда. А вот забавы остались практически нетронутыми — церковь снисходительно посчитала, что после тяжелой зимы и перед строгим религиозным постом крестьянам стоит сытно поесть, вдоволь повеселиться и выпустить пар. Поэтому Масленица — один из самых веселых народных праздников. Каждый мог выбрать забаву по вкусу: катание на санях, лошадях или качелях, ловля гусей, кулачные бои, частушки, песни, хороводы, театрализованные представления, битва в снежки, бои на мешках, масленичный столб и многое другое в зависимости от региона празднования. Однако главное, что нужно было успеть молодежи на Масленицу — это найти вторую половинку. Веселье на свежем воздухе как раз помогало присмотреть себе пару и оценить шансы на успех. Девушки наряжались, а парни старались одержать победу на состязаниях, чтобы выгодно показать себя перед сватовством. Сегодня празднование Масленицы уже не имеет языческой подоплеки. Для современного человека она сводится к поеданию сытных и сладких блинов, гуляниям и ожиданию скорого прихода тепла. А выражение «Первый блин комом» теперь трактуется как испечь первый блин не лучшим образом: с подгорелостями, комочками и рваными краями. Смысл и значение Масленицы В веселых традициях Масленицы скрыт глубокий смысл праздника. Безусловно, Масленица — это проводы зимы и встреча весны.
Поговорим о масленице
Масленичная неделя обычно начинается за 8 недель до Пасхи. В 2023 году масленица отмечается в период с 20 по 26 февраля. С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (зимы-Марены[88]), так и в его символических похоронах[89]. Масленица — это самый народный из современных российских праздников, выросший на стыке языческой и христианской культур. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю предпостовую неделю.