Верующим важно знать, когда и сколько дней после Пасхи православн ые в 2023 году говорят «Христос Воскрес». Как написано в Священном Писании Иисус Христос воскрес именно в первый день недели, но это вовсе не понедельник, а воскресенье. Если Иисус не воскрес, почему мы не находим упоминаний о почитании его гробницы, как это часто случается с местами захоронения религиозных руководителей? Это была первая весть Ангелов женщинам о воскресении Иисуса Христа, но не самое явление Воскресшего.
История православной Пасхи
Расскажем, кто такой Лазарь, почему его воскрешение привело к распятию Иисуса Христа и как нужно отмечать торжество. Как написано в Священном Писании Иисус Христос воскрес именно в первый день недели, но это вовсе не понедельник, а воскресенье. Благая Весть: Христос Воскрес! В Евангелии от Луки 24:5-8 написано. На Пасху принято приветствовать знакомых словами «Христос Воскрес!», а на их приветствие отвечать: «Воистину воскрес!».
Лазарева суббота, Вербное воскресенье: православные праздники сегодня
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Считается, что Христос, умерший на кресте и воскресший спустя три дня, одержал победу над самой смертью. Как воскрес Иисус Христос: точная дата и время, где это произошло. Евангелия сообщают, что Христос начал свое служение, будучи примерно 30 лет, и оно продолжалось три года, следовательно Распятие и Воскресение произошло в 33 году нашей эры — ведь мы и отсчитываем годы “нашей эры” от Рождества Христова.
Вход Господень в Иерусалим
Благая Весть: Христос Воскрес! В Евангелии от Луки 24:5-8 написано. Пасха — главный праздник христиан, установленный в честь воскрешения Иисуса Христа. В чем заключается суть этой памятной даты, на какое число выпадает РИА Новости, 05.02.2024. Что значит «Христос воскресе – Воистину воскресе»? Рассказываем, за что судили и казнили Иисуса Христа, что произошло потом и почему на Пасху принято говорить "Христос воскрес". Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что чудо воскрешения Лазаря и его выход из гроба являют собой освобождение человека от уз смерти и уверение во всеобщем воскресении и вечной жизни во Христе.
Лазарева суббота. Что можно и нельзя делать 27 апреля 2024 года
Библейская легенда связывает эту традицию с равноапостольной Марией Магдалиной, которая отправилась в Рим после воскрешения Иисуса Христа и преподнесла императору Тиверию яйцо, возгласив: "Христос воскрес!". Иисус Христос воскрес в той же пещере, куда отнесли Его тело вечером Страстной Пятницы, сразу после Его смерти, Иосиф Аримафейский и Никодим, обернув в погребальные пелены. Умерев, душой Иисус Христос спустился в ад, сломал его врата и вывел оттуда праведников, а на третий день после своей смерти воскрес.
В каком году воскрес Иисус Христос?
Некоторые утверждают, что Иисус в действительности не умер, и что опытные римские палачи просто ошиблись, полагая, что смерть имела место. Но действительно ли кто-то может поверить в то, что крайне ослабленный из-за ужасной казни и трёхдневного голода, лишённый всякой медицинской помощи Иисус мог разорвать пропитанные благовониями пелены весом свыше тридцати килограмм, сдвинуть с места огромный камень руками с ранами от гвоздей, напугать целый отряд воинов так, что они упали словно мёртвые , пройти израненными ногами целые мили и убедить Своих учеников, что Он воскрес из мёртвых? В это тяжелее поверить, чем в само воскресение. Ещё более невероятной кажется мысль, что тело украли ученики. Ни Пётр, ни Фома который, кстати, сомневался и не верил в воскресение Иисуса не были готовы к тому, чтобы напасть на римскую охрану, освободить из пелен тело, умышлено проповедовать ложь, что Иисус жив, и затем умереть за эту ложь.
Все эти теории крайне неправдоподобны. Охрана была слишком сильна, камень был слишком тяжёл, и ученики были слишком подавлены, чтобы решиться на нападение. Иисус воистину воскрес! Многократные явления Иисуса Христа На протяжении сорока дней после Своей смерти Иисус являлся живым «со многими верными доказательствами» Деяния 1:3.
Писание содержит как минимум десять упоминаний того, как воскресший Господь являлся отдельным лицам или группам людей. Кто осмелился бы писать все это в Библии, если бы Иисус оставался в гробнице? Этот факт развенчивает теорию, что явления Иисуса были просто галлюцинациями. Среди свидетелей воскресения Христа были и мужчины, и женщины — причем, многие из них были скептически настроены к идее воскресения, пока им самим не явился Иисус в воскресшем теле.
Фома, например, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» От Иоанна 20:25.
Однако в честь праздничного дня есть послабление — можно есть рыбную икру, а также употреблять растительное масло и вино. Правда, вино лучше разбавить водой в соотношении один к трём.
В остальном ограничения те же, что и в другие дни Великого поста: нельзя есть скоромное, то есть продукты животного происхождения, включая масло и молоко, также лучше не усердствовать со специями и сладким. Что нужно и нельзя делать в Лазареву субботу На Лазареву субботу принято посещать храмы и молиться об исцелении от болезней — как от телесных, так и от духовных. Также не возбраняется устроить праздничное застолье в семейном кругу, но надо иметь в виду, что, поскольку идёт Великий пост и приближается Страстная седмица, нельзя устраивать шумные пиршества.
Можно ли работать в Лазареву субботу? Можно, но с нюансами. В этот день, как и в другие церковные праздники, не стоит заниматься тяжёлой работой по дому — выполнять обычные бытовые обязанности разрешается, но нельзя перетруждаться.
Кроме того, запрещено заниматься рукоделием, ловить рыбу и забивать скот. Нельзя в этот день выбрасывать хлеб — считается, что это принесёт бедность и болезни. Также запрещается ругаться и ссориться с родными и в целом желать людям зла.
Фото: freepik. Приметы на Лазареву субботу Как и на Вербное воскресенье, на Лазареву субботу есть приметы, связанные с вербой. Так, считалось, что если легонько ударить домочадцев вербными веточками, это принесёт им здоровье на весь год.
Кроме того, по почкам на вербе предсказывали, каким будет год: если почек уже много, год будет урожайным и радостным. Есть и погодные приметы на Лазареву субботу — например, если в этот день ясно и тепло, то урожай ягод и фруктов будет обильным. Такой же щедрый урожай предвещает дождь, который идёт на протяжении всего дня.
Церковные праздники.
Лазарь после своего воскрешения прожил еще 30 лет — он был епископом Китийским на острове Кипре, где и скончался. На Кипр Лазарь попал во время гонений на Иерусалимскую церковь, начавшихся после убийства первомученика Стефана. В епископы Лазарь был рукоположен апостолом Варнавой.
По преданию, на Кипре Лазаря посетила Богородица и вручила ему омофор, сделанный Ее руками. Воскрешение Иисусом Христом Лазаря вспоминается в субботу на 6-ой неделе Великого поста на утрени и Литургии. Установление празднования Лазаревой субботы перед Вербным воскресеньем и Страстной седмицей восходит к первым векам христианства. В IV веке этот праздник стал почитаться всей Церковью.
В Лазареву субботу во всех храмах Русской Православной Церкви проходят торжественные богослужения, отличающиеся необыкновенной проникновенностью, значимостью.
Период подходит для отдыха. Можно немного расслабиться, отложив тяжелую работу на потом.
Нужно очистится от плохих мыслей и никому не делать ничего плохого. Если позволяет погода, то ходить на пикники, выбираться за город шумной компанией или вместе с семьей. Это время радости, потому посетить могилы усопших родственников правильнее в специально предусмотренные для этого дни.
Не организовывают поминки и не проводят панихиду. Закончился пост. Теперь разрешается есть абсолютно все виды продуктов.
Но для тех, кто строго придерживался поста, выходить из него лучше постепенно. Иначе есть риск навредить здоровью. После большого церковного праздника Вознесение Господне нельзя говорить: Христос Воскрес!
В этот день под запретом алкоголь, также нежелательно переедать. Не следует ссорится, конфликтовать и выяснять отношения.
Лазарева суббота, Вербное воскресенье: православные праздники сегодня
В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина и другие женщины пришли, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа. Но оказалось, что камень, закрывавший пещеру, отвален, а гроб пуст. Тогда же ангелы возвестили о воскрешении Христа. В первые века христианства Пасху праздновали каждую неделю, а во II веке она стала ежегодной. Слово «Пасха» приняли для обозначения Воскресения Христова в V веке. Что нужно делать перед Пасхой Перед Пасхой идет Великий пост, который делится на седьмицы. В этом году он начался 27 февраля. Все это время верующие, в частности, не едят мясо и производные от него продукты, а также выпечку и сладости, не пьют молоко и алкоголь.
Читают молитвы и вспоминают святых.
На Кипр Лазарь попал во время гонений на Иерусалимскую церковь, начавшихся после убийства первомученика Стефана. В епископы Лазарь был рукоположен апостолом Варнавой. По преданию, на Кипре Лазаря посетила Богородица и вручила ему омофор, сделанный Ее руками. Воскрешение Иисусом Христом Лазаря вспоминается в субботу на 6-ой неделе Великого поста на утрени и Литургии.
Установление празднования Лазаревой субботы перед Вербным воскресеньем и Страстной седмицей восходит к первым векам христианства. В IV веке этот праздник стал почитаться всей Церковью. В Лазареву субботу во всех храмах Русской Православной Церкви проходят торжественные богослужения, отличающиеся необыкновенной проникновенностью, значимостью. В главном песнопении дня тропаре есть слова, означающие, что воскрешение Лазаря было сотворено ради уверения людей во всеобщем воскресении.
Иоанн, видя аккуратно сложенные пелены и зная запрет касания иудеями мертвого тела, первый из апостолов уверовал в воскресение Иисуса Христа. Пётр же «отъиде, в себе дивяся бывшему» Лк. Стража сообщила происшедшее первосвященникам.
Первосвященники же дали им много денег, чтобы те говорили, что ночью, когда они спали, ученики Иисуса украли Его. Воины так и поступили, как научены были. Мария Магдалина рассказывает апостолам об явлении ей Христа и его воскрешении, миниатюра из псалтыри св. Олбана, 1120-е гг. После того как апостолы ушли, у гроба осталась плачущая Мария Магдалина. Ей являются два ангела, а потом и Христос , которого она сперва приняла за садовника. Христос говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, а возвратилась, сказав остальным, что Он восходит к Отцу и Богу.
Мария возвращаясь с Благовестием к ученикам, встречает другую Марию. Христос является жёнам второй раз, вновь повелевая сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. Путник, явившийся Луке и Клеопе по дороге в Эммаус , расспрашивает их о событиях в Иерусалиме и толкует Писание, что Христу подобает воскреснуть. Ученики узнают Его только вечером, когда Христос преломляет хлебы, после чего мгновенно исчезает. Они тотчас возвращаются в Иерусалим, сообщая об этом апостолам, которые не поверили. Бывшие там же другие ученики говорили, что Иисус явился и Симону.
В момент этого обсуждения, Христос является ученикам, кроме Фомы , сквозь запертые двери из-за боязни иудеев. Ученики же подумали, что это лишь дух Иисуса. Тогда, подтверждая свою телесность, Иисус вкушает печёную рыбу и мёд. Спустя 8 дней Антипасха , Фомина Неделя Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворенную дверь.
Они верили в то, что существует только один истинный Бог, Создатель всего существующего.
Бог, который является безусловным Владыкой человеческой истории и направляет ее к целям, которые Он определил. Этот Бог заключил со Своим народом Завет, то есть вступил в близкие, семейные отношения с людьми, которых Он избрал и приблизил. Ветхий Завет — часть Библии, рассказывающая о событиях, происшедших до рождения Иисуса Христа — излагает долгую, часто мучительную историю Божиего народа. Люди клялись Богу в верности, но потом изменяли и впадали в идолопоклонство. Грех народа приводил к ужасающим бедствиям — язычники разрушали город и угоняли людей в плен.
Почему воскрес Иисус Христос? (8 причин)
Так веровали всегда и христиане, и мы среди них. Поэтому и Сам Господь много раз являлся ученикам, мироносицам и другим верующим, чтобы уверить их в Своем Воскресении. Поэтому свидетельствовали об этом и ангелы при гробе, когда жены мироносицы пришли туда, чтобы помазать тело умершего Господа. Но вместо этого увидели камень отваленным от гроба; а внутри увидели ангела Господня и испугались.
И он сказал им: не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес! Поэтому и мироносицы тотчас же сообщили ученикам, что Господь истинно воскрес Лк.
Потому и апостолы, проповедуя о Христе, непременно говорили, после Пятидесятницы, что Он Воскрес. Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его, — свидетельствовал апостол Петр в первой же проповеди своей народу Деян. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, тем, которые с Ним ели и пили, не только при жизни Его, но и по воскресении Его из мертвых.
И Он повелел нам проповедывать людям... И мы не можем не говорить того, что видели и слышали Деян. Потому и бывший гонитель Христа Савл, после чудесного обращения своего, тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий Деян.
И, чтобы утвердить это, он ссылается на явления Воскресшего Христа многим; Он явился Кифе — Петру, затем — двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили умерли. Потом явился Иакову, также — всем апостолам. А после всех явился и мне, как некоторому извергу, — то есть выкидышу: так, по смирению, называл апостол Павел себя, как недостойного и называться апостолом, потому что я гнал Церковь Божию 1 Кор.
Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали 1 Кор. В этом свидетельстве апостола Павла очень важно, между прочим, то, что Христос Господь по воскресении явился более нежели пятистам братий в одно время. Причем, говорит апостол, из этих пятисот большая часть доныне в живых 1 Кор.
Однако заглянуть под эту древнюю плиту с тем, чтобы посмотреть, как выглядит сам Гроб Господень, не удавалось никому последние пятьсот лет. В соответствии с распоряжением османских властей это было запрещено под страхом смертной казни. Раскрыть многовековую тайну решились ученые. Официальной целью исследователей, вскрывших усыпальницу, которой веками поклонялись миллионы людей было убедиться, действительно ли она принадлежит самому Христу? Король Иордании Абдалла II, родословная которого восходит к самому основателю ислама Мухаммеду, выступил спонсором вскрытия. К слову говоря, интерес исламского деятеля к личности пророка Исы бен Мариам Иисус сын Марии вполне объясним. Для мусульман Иса является вторым после Мухаммеда пророком. Более того, они напряженно ждут его второго пришествия.
Согласно исламскому преданию, накануне Страшного суда Иса спустится к подножию мечети Омейядов в Дамаске. Как доводилось видеть во время поездки в Сирию, имам каждый день стелет новый ковер на том месте, где должна ступить нога пророка. Спустившись на землю, Иса вступит в невиданную от сотворения мира битву с Даджалом дьяволом в которой одержит победу. Разумеется, обнаружить чьи-то останки никто не рассчитывал. Более того, если бы в захоронении оказался чей-то скелет, то это стало бы величайшим конфузом в двухтысячелетней истории христианской религии. Как известно, согласно официальной версии, зафиксированной в Евангелии, Иисус воскрес из гроба на третий день после распятия. А затем взошел на небо. Мусульмане, хотя и отрицают факт распятия пророка Исы, кстати, тоже верят, что он не умер как обычные люди, а был живым взят на небеса.
Тем не менее, нельзя исключить, что определенный импульс раскопкам могло дать недавнее открытие израильских ученых. В 2007 году в Канаде вышел фильм «Утраченная могила Иисуса». Его авторы сообщили , что на основании строго «научных» археологических и криминологических исследований, анализа ДНК «доказано», что библейский Иисус похоронен в гробнице Тальпийот жилой комплекс в Иерусалиме вместе с семьей. Бригада строителей открыла там гробницу. Исследователи утверждают, что пять из десяти гробов, обнаруженных в склепе Тальпийот, были надписаны именами, которые, как полагают, связаны с ключевыми фигурами Нового Завета: Иисус, Мария, Матфей, Иосиф, и Мария Магдалена. Шестую надпись, написанную по-арамейски, переводят как «Иуда, сын Иисуса». Так появились «новые научные факты» и якобы анализ ДНК, проведенный в одной из самых передовых лабораторий, которые указывают на то, что гробнице Тальпийот хранились «останки Иисуса из Назарета и его семьи — Марии Магдалины и сына Иуды».
Иконография В византийской и древнерусской иконографии не изображается сам момент воскрешения, описания которого нет в новозаветных текстах. Для православной традиции каноническим является сюжет, связанный с сошествием Христа в ад и освобождением душ праведников и первых людей. Именно он отражает суть христианского учения о победе над смертью. Пасхальные иконы условно делят на три типа: "Анастасис", "Сошествие во ад" и "Воскресение Христово". Иконография образа "Анастасис" сложилась к Х веку: на иконах изображен Христос, стоящий на двух преломленных створках адских ворот, в окружении душ, которых он вывел из преисподней. В XI веке в западноевропейском искусстве возникло изображение "Сошествие во ад", на котором Спаситель спускается в черную бездну, протягивая руки людям, находящимся там. Реже встречается другой тип иконы - "Воскресение Христово", заимствованный из западноевропейской традиции XIV века. На ней изображен Христос, выходящий со знаменем в руке из открытой погребальной пещеры. Однако этот сюжет не является каноническим для Русской православной церкви. Обычно образ Христа, выходящего из гробницы, является составной частью более сложных композиций, которые включают в себя и сюжет о сошествии Спасителя в ад.
Главный христианский праздник. Православные по всему миру будут отмечать главный христианский праздник, установленный в память о воскрешении Иисуса Христа. Торжество сопряжено с традициями и тысячелетней историей. Что такое Пасха и когда ее празднуют В воскресенье, 16 апреля, православные христиане встретят Пасху. Это переходящий или «плавающий» праздник, дата которого меняется из года в год в зависимости от лунно-солнечного календаря. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина и другие женщины пришли, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа. Но оказалось, что камень, закрывавший пещеру, отвален, а гроб пуст. Тогда же ангелы возвестили о воскрешении Христа. В первые века христианства Пасху праздновали каждую неделю, а во II веке она стала ежегодной.
Лазарева суббота. Что можно и нельзя делать 27 апреля 2024 года
Расхождение в датах празднования православной и католической церкви началось в XVI веке после принятия григорианского календаря. Тогда западные страны перешли на новое исчисление, а церковь восточного обряда осталась на старом, юлианском. Влияет на вычисление дат Пасхи также разное понимание равноденствия и полнолуния. При расчетах пасхалий православная церковь опирается на дату равноденствия 21 марта по юлианскому календарю, а католическая — по григорианскому. Для вычисления полнолуния принимаются сложные алгоритмы с учетом фаз Луны, ее возраста и других сложностей. Но случаются и совпадения дат в католичестве и православии: последний раз православные и католики отмечали Пасху вместе в 2017 году, следующий раз это произойдет в 2025-м. Его называют «праздник праздников и торжество из торжеств». Как православные празднуют Пасху?
Особо торжественное богослужение совершается ночью перед воскресеньем. Накануне и после богослужения в храмах освящаются пасхальные продукты, которыми верующие разговляются после поста. Потом наступает время пасхальных народных гуляний. Воскресению Господню предшествует длительный пост. Православный пост длится 48 дней, в течение которых не употребляют продукты животного происхождения, не участвуют в развлечениях. Цель таких ограничений — духовный рост, очищение, подготовка к высшему соединению с Богом в таинстве евхаристии причастия. Особенно строго соблюдают пост в последнюю неделю — Страстную седмицу.
В Великий четверг богослужение посвящено установлению таинства причастия.
Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне.
После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
Затем Иисус в ином образе явился двум из учеников на дороге. Те рассказали о встрече с Учителем, но остальные ученики снова не поверили и им.
Воскресение Иисуса Христа Тогда вечером Иисус явился остальным одиннадцати своим ученикам и высказал им свои упреки за то, что они не поверили в его воскресение и сказал им: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» После беседы с учениками Иисус на небо и воссел одесную Бога, а ученики пошли проповедовать. В Евангелии от Матфея есть и землетрясения, и солнечное затмение, и воскрешение покойников: Воскресение Иисуса Христа «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» Далее до момента, когда в воскресенье рано утром Мария Магдалина и мать Иисуса пошли к пещере намазать тело Иисуса благовониями, описание событий в обоих евангелиях совпадают. Но вот у пещеры события уже происходят несколько по-другому. Когда Мария, мать Иакова и Иосии мать Христа , и мать сыновей Зеведеевых подошли к пещере, то случилось великое землетрясение, связанное с тем, что сошедший с небес Ангел Господень, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем: «вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег».
Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых. Воскрешение Лазаря из мертвых на четвертый день отсюда прозвание Лазаря четверодневным , совершенное Христом в форме публичного мессианского «знамения», стало для иудейских властей, опасавшихся религиозных волнений, последним аргументом в пользу немедленной над Ним расправы Иоанн 11:47-53. По отпусте Литургии Архимандрит Сергий обратился к прихожанам со словом проповеди.
Главный христианский праздник. Как будут отмечать Пасху в 2023 году
Они не выдержали бы этого, если бы это не было правдой. В Уотергейте было замешано 12 наиболее влиятельных лиц в мире, которые в своей лжи не продержались и трех недель. И вы говорите мне, что 12 апостолов продолжали лгать в течение 40 лет? Это абсолютно невозможно. Воскресение Иисуса Христа стало прочной основой веры христиан Упомянутый выше адвокат Том Андерсон писал: — Представьте психологическую абсурдность такой картины, когда группа побитых трусов забилась от страха в дальнюю комнату имеется ввиду побег учеников Христа после его ареста - прим. Это просто теряет всякий смысл.
И в Евангелии апостол Павел кстати, он стал апостолом уже после воскресения Христа, а до этого был гонителем христиан пишет: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» 1 Кор.
Основным источником здесь служит Евангелие от Луки, однако эпизод кратко упоминается и у Марка: «После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили» Мр. Выражение «в ином образе» заслуживает внимания. Оно, по-видимому, указывает на изменение не только внешнего вида Иисуса, но и природы Его тела, которое после воскресения обрело сверхъестественные свойства. У Луки эпизод описан более подробно: «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба» Лк. Почему Лука уделяет такое внимание данному эпизоду? Возможно, потому, что Лука был одним из двух учеников, о которых в нем идет речь. Косвенным свидетельством в пользу того, что именно Лука был одним из двух упомянутых учеников, является тот факт, что оба героя повествования были не из числа одиннадцати апостолов это явствует из окончания истории, в котором они возвращаются в Иерусалим и находят там одиннадцать. Тем не менее, они были учениками «двое из них» значит «двое из учеников». Только у Луки упоминаются «других семьдесят учеников» Лк.
Есть достаточные основания полагать, что двое учеников, о которых идет речь в Лк. Лука в своем Евангелии не претендует на роль очевидца: в прологе он прямо говорит о том, что опирается на свидетельства «очевидцев и служителей Слова», к которым себя не причисляет Лк. Тем не менее, он вполне мог быть очевидцем части событий, вошедших в его повествование, и рассматриваемая сцена вполне могла принадлежать к их числу. Подробности, с которыми он ее описывает, и место, которое она занимает в завершающей главе его Евангелия, являются весомым аргументом в пользу того, что в данном случае мы имеем свидетельство из первых уст. Теперь видим, как два ученика не узнают Его. Параллелизм двух историй усматривается еще и в том, что Иисус начинает беседу с вопроса. Там Он спрашивал Марию: «жена! Здесь Он спрашивает учеников: «о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
Они признают Его не за Мессию, а за «пророка, сильного в деле и слове пред Богом и всем народом». Более того, они выражают нескрываемое разочарование в связи с тем, что мессианские чаяния в отношении Его, как кажется, не сбылись: «а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». В то же время, до них уже дошел слух о пустом гробе, который видели женщины. Эта информация их изумляет, но не более того: они еще весьма далеки от веры в то, что Он мог воскреснуть из мертвых. Ответом на сбивчивое повествование учеников является упрек Иисуса: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки». Он напоминает аналогичные упреки ученикам из других евангельских эпизодов: «Неужели и вы еще не разумеете? Неужели не разумеете?.. Еще ли окаменено у вас сердце?
Имея очи, не видите? За всеми этими упреками просматривается тема непонимания учениками слов и действий Учителя, неверия в Его божественную силу. Неверие и сомнение сквозит и в словах двух путников, направляющихся в Эммаус. Ученики убеждают Путника войти с ними в дом и разделить трапезу. И тут происходит неожиданное: вместо того, чтобы вести Себя как гость, Он принимает на Себя роль хозяина. Не они преломляют хлеб и угощают Его, а Он благословляет хлеб и подает ученикам. Слова «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» не могут не напомнить о Тайной вечере, на которой Иисус, согласно Марку, «взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все» Мр.
На вечере в Эммаусе чаша отсутствует, но о преломлении хлеба говорится в тех же выражениях, которые мы встречаем во всех синоптических свидетельствах о Тайной вечере. Похожие выражения были использованы Евангелистами также при изложении двух случаев чудесного умножения хлебов Мф. Рассказанный Лукой эпизод — единственный во всем корпусе Четвероевангелия случай, когда Иисус внезапно делается невидимым. Иоанн повествует о неожиданном появлении Иисуса при закрытых дверях Ин. Церковная традиция объясняет способность воскресшего Иисуса внезапно появляться и исчезать особыми свойствами, которые Его тело приобрело после воскресения. Иоанн Златоуст называет тело Христа после воскресения «столь тонким и легким, что вошло сквозь затворенные двери»; это тело было «лишено материальной грубости»[4]. Однако сам Евангелист Лука в рассматриваемом эпизоде делает акцент не на изменении природы тела Христа, а на субъективном опыте учеников: сначала «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его», потом же, когда Он преломил хлеб, «открылись у них глаза, и они узнали Его»; и в тот же самый момент «Он стал невидим для них». При помощи этих выражений, а также последующего вопроса учеников «не горело ли в нас сердце наше?
Этот опыт является внутренним, а не внешним: он не привязан к глазам или иным органам чувственного восприятия; он связан не столько с интеллектом, сколько с сердцем как центром духовной и эмоциональной активности человека. Речь идет об опыте присутствия Иисуса в жизни людей. Отныне этот опыт не связан напрямую с видением Христа в Его материальном теле. Явление одиннадцати Все четыре Евангелиста повествуют о явлении Иисуса одиннадцати ученикам. У Матфея это явление происходит на горе в Галилее, и рассказом о нем завершается его Евангелие Мф. Марк не уточняет, где и когда Иисус явился одиннадцати, отмечая лишь, что Иисус явился им, когда они возлежали на вечери Мр. Оба эти рассказа мы рассмотрим позже, поскольку в обоих Евангелиях они помещены в самом конце и тематически связаны с темой послания учеников на проповедь. Здесь же мы обратимся к версиям Луки и Иоанна.
У Луки рассказ о явлении Иисуса одиннадцати ученикам стоит на третьем месте после рассказов о посещении женщинами пустого гроба и о путешествии двух учеников в Эммаус. Происходит оно в тот момент, когда два ученика вернулись в Иерусалим и рассказали апостолам о встрече с Иисусом на пути: «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.
И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» Лк. Если предположить, что два ученика вернулись в Иерусалим поздно вечером первого дня недели, то свидетельству Луки не противоречит свидетельство Иоанна: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам!
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» Ин. Мы видим, что начало истории у обоих Евангелистов практически совпадает: Иисус является неожиданно и приветствует учеников словами «мир вам». В обоих Евангелиях Иисус показывает ученикам части Своего тела: у Луки — руки и ноги, у Иоанна — руки и ребра. Это свидетельствует о реальности тела воскресшего Иисуса, которое сохраняет признаки материального тела, хотя и приобрело способность проходить сквозь запертые двери впрочем, и до воскресения Иисус мог ходить по воде. Однако отличия между двумя рассказами весьма существенны. У Луки речь идет об одном явлении, у Иоанна — о двух. У Луки присутствуют одиннадцать учеников «и бывшие с ними», у Иоанна — одиннадцать без Фомы.
Лука в рассказе о явлении одиннадцати рисует смену настроения и эмоционального состояния учеников. Сначала они, приняв Иисуса за духа, смутились и испугались мы можем вновь вспомнить рассказ о хождении по водам, когда ученики испугались, приняв Иисуса за призрак. Затем, когда Он показал им руки и ноги, они «от радости еще не верили и дивились». Наконец, Он отверзает им ум к уразумению Писаний. От сомнений и колебаний через промежуточное состояние радости, смешанной с недоверием и удивлением, ученики переходят к вере в воскресение Христа благодаря дару понимания Писаний, получаемому непосредственно от Него. У Иоанна динамика перехода от неверия к вере выражена на примере Фомы. Этот ученик ранее дважды упоминался в Евангелии от Иоанна. В рассказе о воскрешении Лазаря Фома говорил ученикам: «Пойдем и мы умрем с ним» Ин.
На Тайной вечере Фома спрашивал Иисуса: «Господи! Теперь же Фома, не присутствовавший при первом явлении Воскресшего, являет решительное недоверие к тому, что слышит от учеников: «если не увижу... Спустя восемь дней Иисус является вторично и обращается напрямую к Фоме, показывая Ему руки и ребра и говоря: «не будь неверующим, но верующим». Сомнения и колебания исчезают одномоментно, и Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой! В каком-то смысле оно смысловой центр всего четвертого Евангелия. Это единственное Евангелие, в котором слово «Бог» напрямую применяется к Иисусу, причем происходит это в самом первом стихе: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» Ин. У Иоанна же исповедание того, что Иисус — Бог, является исходным пунктом. От него через серию рассказов о деяниях и словах Иисуса, о Его страданиях, смерти и воскресении Иоанн приводит читателя к исповеданию, в котором сфокусирован весь основной пафос его Евангелия: Иисус — это Бог.
Это исповедание вкладывается в уста Фомы, но с ним, по мысли Иоанна, должен солидаризироваться всякий читатель его Евангелия. Явление в Галилее. Свидетельство Иоанна Обратимся к явлению воскресшего Иисуса ученикам, которое Иоанн называет третьим: «После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети!
Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь.
Женщины испугались и замерли, но юноша тот час обратился к ним: «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» Напуганные женщины выбежали из пещеры и вернулись в Иерусалим, но объятые ужасом никому ничего не рассказали, ни о пропаже тела, ни о юноше в белых одеждах. Тем не менее, как и Иисус и предсказывал, он воскрес рано утром в воскресенье. Представ перед Марией Магдалиной, он изгнал из нее семь бесов.
После чего Мария Магдалина отправилась к ученикам Иисуса и рассказала им, что Иисус воскрес и, что она видела Его живым, но ученики не поверили рассказу Марии. Затем Иисус в ином образе явился двум из учеников на дороге. Те рассказали о встрече с Учителем, но остальные ученики снова не поверили и им. Воскресение Иисуса Христа Тогда вечером Иисус явился остальным одиннадцати своим ученикам и высказал им свои упреки за то, что они не поверили в его воскресение и сказал им: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
Иисус с глазами, полными слез, у гробницы; сёстры, подавленные горем; смущение Марфы, отваленный камень и властный призыв, услышанный в иных мирах: «Выйди, Лазарь! Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых.
Поэтому данному событию посвящена суббота шестой седмицы Великого поста суббота Лазарева , перед праздником Входа Господня в Иерусалим Вербным воскресеньем. Ради точности следует заметить, что здесь богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим см. Его воскрешение из мертвых на четвертый день отсюда прозвание , совершенное Христом в форме публичного мессианского «знамения», стало для иудейских властей, опасавшихся религиозных волнений, последним аргументом в пользу немедленной над Ним расправы Ин.