В языческие времена у восточных славян Новый год начинался весной – 1 марта, когда пробуждалась природа и начинались весенние полевые работы.
Традиции празднования Овсеня малого
- Пpaвocлaвнaя вcтpечa нoвoлетия
- Коляда - история и традиции славянского праздника — 09.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- Новый год. Древнерусская версия
- Пpaвocлaвнaя вcтpечa нoвoлетия
- Новой год древних славян - когда начинался праздник
Новый год. Древнерусская версия
Если хозяйка приготовит на Щедрый вечер вкусную кутью, то её нужно полностью съесть. Если блюдо окажется неудачным, то его следует выбросить в прорубь. Если в Щедрый вечер выносить мусор из дома, то можно избавиться от радости. Все сны, которые снятся в ночь на 13 января, считаются вещими и предсказывают будущее. Женщины в этот вечер стремились сменить не менее трёх нарядов, чтобы быть красивыми весь год. Щедрец также считается удачным для покупок одежды. Считается, что 13 января не следует считать деньги, особенно мелочь, так как это приведёт к большим расходам. Славянские традиции Щедрого вечера: праздничный стол, щедрование, гадания, ряженье, игры и забавы. Молодёжь ходила по домам, исполняла песни-щедровки, оставляла на хозяйском пороге рассыпанное просо со словами: "Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем".
В день перед Новым годом до захода солнца люди старались вымыть пол и вылить воду на улицу, чтобы избавиться от всего плохого.
По нему отмечать новый год стали «раньше на 13 дней». Отсюда 13 января появился Старый Новый год по старому стилю. Таким образом сентябрьский новый год, веками отмечаемый славянами, полностью затмила светская традиция. Новогодний праздник у славян был не так почитаем и любим, как прочие церковные праздники, хотя в этот день устраивали народные гулянья в честь сбора урожая. Более того в этот день начинался сезон свадеб.
Наши предки новолетие считали счастливым днем, который открывал венчания, длившиеся до зимы. Люди верили, что браки, заключенные сразу после новолетия, будут вечными и крепкими.
Позднее появилась привычка ходить с подарками для духов по улице и угощать всех желающих. И все это сопровождалось песнями, шутками и плясками. Овсень — брат-близнец Коляды. Радовали славяне этого братца кашей.
Сначала топилась печь, и, пока она не была готова, к муке вообще категорически нельзя было прикасаться. Иначе проку от праздничной каши не будет абсолютно никакой. А пока хозяйки шептали заклинания, чтобы ближайший урожай был хорошим и все были сыты целый год, пока не придет время новых посевных. Затем надо было низко поклониться горшку с кашей и только потом поставить в печь. Следить надо было пристально: если каша убежит из горшка, жди беды. Каша получилась хорошей — значит, Овсень выказал свою доброжелательность, и весь год в этом доме будут жить-поживать да добра наживать.
Когда на Руси приняли христианство, новый год стали праздновать 1 сентября.
Празднования проходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными делами. Традиции празднования Овсеня малого Если вы хотите отметить этот праздник, сделайте это сегодня, во вторник. Наши предки считали, что в этот день с уходом зимних холодов умирает старое время, наступает начало всего нового.
Это время, когда празднуют проводы и встречу. Напеките в этот день блинов, кренделей, булок, желательно по старым или старинным рецептам. Нажарьте домашних колбасок. Праздничная трапеза — главное событие этого праздника. Угостите всякого, кто в этот день случайно окажется на вашем пороге.
История праздника
- Славянский Новый год. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 14.09.2015
- История Нового года: как отмечали праздник наши предки
- Наступил год Огнегривого Коня по славянскому календарю: что он сулит россиянам
- Семин день и Новолетие. Почему в славянский Новый год нужно заводить новые знакомства
- Новый год на Руси до указа Ивана
Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте
В языческие времена у восточных славян Новый год начинался весной – 1 марта, когда пробуждалась природа и начинались весенние полевые работы. Этот не просто первый день осени по старому стилю — 1 сентября, но и день, когда начинается новый церковный год. Новый Год в славянской традиции: – Журнал Ярмарки Мастеров о рукоделии, творчестве, дизайне. Читай! Узнавай! Делись!
Костры для предков и дары страшному Деду. Как отмечали Новый год на Руси
Новой год древних славян - когда начинался праздник | В 325 году на Первом Вселенском соборе в Никее решили перенести Новый год с 1 марта на 1 сентября. |
Когда раньше отмечался славянский Новый Год — Новолетие | В 325 году на Первом Вселенском соборе в Никее решили перенести Новый год с 1 марта на 1 сентября. |
И пришёл Золотой Тур: По древнему календарю наших предков начался Новый год | Славяне отмечали приход нового года в сентябре, когда заканчивалась работа в поле, начинались свадьбы и подготовка к зиме. |
Как отмечали Новый год славянский народ
Отмечать Славянский Новый год по новому стилю исчисления принято 14 сентября. Расскажем вам о том как и когда отмечали праздник Нового Года наши славянские предки. Новый 2022 год по славянскому календарю наступит в ночь с 20 на 21 марта, в день весеннего равноденствия.
С Новолетием ??☘️Славянский Новый год ?С Новолетием ?
Расскажем вам о том как и когда отмечали праздник Нового Года наши славянские предки. Хотя на самом деле современная «русская национальная идея» заключена именно в праздновании «нового года». Новый Год в славянской традиции: – Журнал Ярмарки Мастеров о рукоделии, творчестве, дизайне. Читай! Узнавай! Делись! Сегодня люди забыли, что значит славянский новый год встречать по законам природы и Богов настоящих. Пpaзднoвaние язычеcкoгo Hoвoгo гoдa — пpaздник Koмoедицы (Беpезени) был пpиypoчен к веcеннемy paвнoденcтвию и для дpевних cлaвян язычеcкoй Pycи oзнaчaл нaчaлo нoвoгo пеpиoдa жизни. Но исследователи склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта.
Новый год на Руси до указа Ивана
В печах в этот день гасили старый огонь и разводили новый — Колядин. На Руси было принято печь обрядовое печенье в форме коров-рогаликов или кренделя и баранки. В ночь на праздник Коляды славяне разжигали огромные костры, которые должны были гореть ровно 12 дней. Вокруг костров собирались нарядные молодые люди, водили хороводы, рассказывали сказки, пели и прыгали через пламя.
А еще изготавливали специальные маски, чтобы человека никто не мог узнать. В таком виде ряженые танцевали, пели и колядовали по дворам, желая благополучия каждому дому и требуя взамен подарки. Обряды на Коляду Основное предназначение Коляды — это проведение обрядов, посвященных рождественскому сочельнику.
Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени по сей день, являются: облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных; использование масок; благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями и монетами; игры молодых людей; гадания незамужних девушек.
Традиция праздновать Новый год осенью пришла к прародителям из Византии. Православный Новый год приравнивают к вхождению Спасителя в Назаретскую синагогу и началу учения людей вере в Бога. Желтые листья. Считается, что именно так удастся достойно проводить лето и притянуть к себе счастье, удачу, здоровье. На Новолетие священники рекомендуют молиться всем святым.
Отсюда и Сотворение мира в Звёздном храме. Спустя века это отразили на христианских гравюрах.
Георгий Победоносец напоминает о войне с китайцами Славяне с китайцами заключили мир за 5 508 лет до рождения Христа. Но легенды о нём сохранились в народных сказаниях, перекочевавших в христианские хроники. В католическое «Чудо Георгия о змие», например. На Руси же Георгий Победоносец, именуемый великомучеником Егорием Храбрым, на православных иконах прокалывает копьём не змея, а символ Китая — дракона. Появившееся при Иване IV Грозном русское слово «копейка» также напоминает о победе славян над китайцами. На монетах чеканили герб Москвы, где дракона убивают копьём. От копья и копейка. На современных деньгах мы видим то же самое.
Победившего китайского дракона великомученика Егория святым Георгием первым назвал Пётр I. Ныне считающийся покровителем русского воинства Георгий Победоносец теперь не только на гербе Москвы, но и в центре Государственного герба РФ. Четыре Новых года от Сотворения мира Календарь от Сотворения мира был поводом для раздоров из-за путаницы с датой Нового года.
На этом главном действующем лице мне и хотелось остановиться.
Дед Мороз — главное действующее лицо Откуда взялся этот необычный и противоестественный образ? Стоит остановиться на его внешнем и внутреннем содержании. Дедушка Мороз, который сопровождает все без исключения новогодние елки для детей и новогодние вечеринки для взрослых, многим представляется воплощением стародавнего русского обычая. Надо отметить, что само появление «дедушки» на новогодних праздниках произошло только с 1937 года, а до 1917 года этот «Мороз» не участвовал на Рождественских торжествах, и это было естественно.
Обмирщение праздника Рождества в виде веселого спектакля все же не предполагало наличие не связанных с Рождеством действующих лиц. Дед Мороз — это персонаж сугубо советского времени. Фигура, в которой мы имеем удовольствие созерцать «дедушку мороза», одетого в восточный расписной халат, валенки, в боярской шапке с огромной белой бородой и посохом, имеет достаточно давнюю историю. В 1840 году появился рассказ «Мороз Иванович», являющийся художественной обработкой русской сказки «Морозко».
Внешний вид, доброта и человеколюбие нынешнего Деда Мороза целиком принадлежат писателю Одоевскому. Художественный образ Мороза Ивановича был с упоением принят образованной публикой как главное действующее лицо доброй и веселой сказки. Никто не задумался ни тогда, ни сейчас, с какого мифологического прототипа взял Одоевский образ своего деда весельчака. Закрепление образа в сознании безрелигиозной публики произошло с помощью талантливой пьесы Александра Островского «Снегурочка» 1873.
В пьесе Мороз обрел статус деда, у него появилось неведомое потомство, внучка-снегурочка. С советских времен дедушка и его внучка становятся неразлучными предстоятелями «новогодних кощун». В латинских странах роль Деда Мороза стал выполнять св. Западный Санта Клаус совершенно другой персонаж, чем Дед Мороз, но это отдельная история, и к нашему повествованию она не относится.
Если сравнивать Деда Мороза с каким-либо другим мифологическим персонажем, то его ближайшим аналогом является финский «лесной человек» Йоулупукки. Сейчас Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта Клаус, с белой бородой, в красной шубе и шапке, но еще в XIX веке его изображали в козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками. У Йоулупукки есть жена — Муори Muori, «старая хозяйка» — олицетворение зимы. Отметим и запомним основные черты финского Йоулупукки — первоначально это существо в козлиной шкуре и с маленькими рожками.
На кого он похож, спросим мы заинтересованного читателя? Христианам очень хорошо известно такое козлокопытное существо. У «лесного человека» есть жена с очень интересным именем — Муори, воплощающая зиму. Все атрибуты финского Йоулупукки можно целиком перенести и на нашего Мороза Ивановича.
Мороз неадаптированных русских народных сказок не обладал веселым нравом современного «дедушки», это был жестокий и беспощадный мифологический образ. Он мог заморозить насмерть путника, домашнюю скотину или уничтожить холодом озимые посевы. Он использовал свой посох для избиения непослушных, а заплечный мешок — не для подарков, а для сбора приношений, вернее для жертвоприношений себе, как низшему языческому божеству. Имя «Мороз» в языческой мифологии связано с мраком, холодом и смертью отсюда выражение — «смертельный холод».
Его имя родственно таким словам, как «мор», «мрак», «марево», «морок», «морочить», «смерть» и т. Вспомним Йоулупукки и его жену Муори. Её тоже объединяют с темнотой, морозом и смертью. От Исландии до Индии известны мифические персонажи с именем, главной частью которого является корень «мор».
Эти действующие лица могут причинять всяческое зло: буддийский Мара, искушавший праведных отшельников, скандинавская «мара» — злой дух, способный замучить спящего, «затоптать» его насмерть, Морриган, Богиня древних ирландцев, связанная с разрушениями и войной. Французское слово «кошмар» из того же ряда. Учитывая сказанное можно с определенностью сказать, что «Мороз Иванович» является подземным хтоническим низшим божеством или проявленным действием более мощного божества, связанных со смертью, подземным миром и царством мертвых. Недаром участник сказки про Морозко встречается с ним, попав в другой мир, через колодец.
Колодец выступает здесь как эзотерический вход в лоно земли, в другой, подземный мир. Скорее всего, Морозко есть воплощение действий славянского божества — Велеса «скотьего бога» , бога богатства, скотоводства и плодовитости. Однако, помимо указания на скотоводство и богатство, имя Велес имеет еще одну бытийственную сторону — культ мертвых, ранее живших предков, а также душ умерших. На эту сторону указал А.
Веселовский, приведя ряд балтийских параллелей welis — литовск. Вещественным олицетворением Велеса часто был змей, ящер.
Сегодня Новый год - 14 сентября наступил 7532 год от сотворения мира и сезон свадеб
Во время всего празднования возносилась благодарность Богам и Матушке-природе за щедрый урожай. На всеобщей братчине изобилие овощей и фруктов, других даров природы украшало праздничные столы. В дни зимнего солнцестояния славяне с глубокой древности отмечают праздник, который считается ключевым для всего последующего года лета — это День рождения солнца-младенца, приходящего на смену старому, убывающему солнцу. Именно начиная с этого времени с 22 по 25 декабря наши предки чествовали Бога Коляду, подарившего людям календарь — Коляды дар. С этим периодом связано множество других знаковых событий и праздничных дат у разных народов мира. Священная дата славян 25 декабря в других религиях и народах 25 декабря сегодня принято праздновать католическое Рождество, то есть рождение Бога. Да и православные в современном смысле Рождество также до смены календаря выпадало на эту дату. Но вот что интересно. Именно 25 декабря, около 5000 лет назад родился египетский Бог Гор.
В 1200 г. На эту же дату в 900 г. Древнегреческий Бог Дионисий тоже появляется на свет 25 декабря 500 г. И у всех абсолютно одна и та же история — рождение от девы, появление на Востоке звезды предвестника этого события, у большинства 12 учеников, все они совершают чудеса, например, превращают воду в вино и ходят по воде. Каждого из них ожидает смерть через распятие и воскрешение через 3 дня. Это только ключевые моменты, на самом деле общего гораздо больше. Но в чем причина таких удивительных совпадений? Почему все эти события привязаны к одной и той же дате 25 декабря?
Солнечный культ древних славян Истоки нужно искать в древнеславянском солнечном культе. В момент солнцестояния световой день самый короткий в году.
Новолетие, которое праздную в этот день, — тоже важная для предков дата. Традиция праздновать Новый год осенью пришла к прародителям из Византии. Православный Новый год приравнивают к вхождению Спасителя в Назаретскую синагогу и началу учения людей вере в Бога. Желтые листья.
Считается, что именно так удастся достойно проводить лето и притянуть к себе счастье, удачу, здоровье.
Годы этих животных-символов не совпадают. У славянского календаря иная цикличность. Там не 12 тотемов, а 16, поэтому повторяемость их происходит с частотой один раз в 16 лет. Да и сами животные-покровители иные, чем у китайцев. В составленный давным-давно славянами так называемый тотемный годослов включены Жалящий Шершень, Огненная Векша, Жемчужная Щука, Бородатая Жаба, Дикий Вепрь Белый Филин, Шипящий Уж, Свернувшийся Еж, Парящий Орел… Смена одного тотемного существа на другое, согласно славянскому календарю, происходит во время природного Нового года — в день весеннего равноденствия. Огнегривый Конь «заступает на дежурство» с 21 марта 2023 года и останется «при исполнении» вплоть до мартовского равноденствия 2024-го. Он сменяет предыдущий тотем — Златорогого Тура. Этот уже уходящий от нас зверь характерен своей агрессивностью, так что оставшийся позади 2022-й с его обострившимися мировыми противоречиями, решаемыми порой откровенно силовыми методами, был на самом деле предсказуем. Что важно отметить, — именно «конским» годом завершается по славянскому календарю очередной 16-летний цикл и начинается новый: Огнегривый Конь — последний из вереницы животных, выбранных нашими предками в качестве тотемов для годослова.
Если таковых не было, то с сосны или березы. Дымом с нового огня окуривали дом и хозяйственные постройки. Таким образом прогоняли злых духов, и задабривали домового. Первым огнем на Славянский Новый год иногда зажигали свечи перед молебном. Что нельзя делать на Славянский Новый год 14 сентября В этот день было принято творить дела милосердия, заботиться о нищих и больных. Сама суть церковного Нового года заключалась в том, чтобы люди подвели итоги и молились об исполнении своих надежд в будущем.
Молитва — это главное, что нужно сделать в этот день. Священники также говорят, что это лучший день для причастия. Богат праздник и на запреты.
Есть ли новый год у славян?
- Новая лета. Славянский новый год.
- Начало и празднование Нового года в России - Иван Васильевич Баженов - читать, скачать
- ☀ 20 марта 2024 года - Новолетие, новый год по-русски. |
- Славянский Новый Год — как и когда праздновали его наши предки?
- Новой год у древних славян, как отмечался
- Новолетие, Славянский Новый год
Славянский новый год – это Коляда?
В 325 году на Первом Вселенском соборе в Никее решили перенести Новый год с 1 марта на 1 сентября. Для детей в возрасте 3–4 лет на славянский Новый год проводили обряд посвящения в воинство и крестьянство. Жизнь славян полностью зависела от времени года и состояния погоды, поэтому 22 марта с весенним равноденствием наступал новый год. Новый Год в Российском государстве получил запутанную и сложную историю – Самые лучшие и интересные новости по теме: Годы, новое, русь на развлекательном портале
Щедрец — что можно и чего нельзя делать в праздник 13 января
Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами. Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года. Как сейчас называют этот день После принятия христианства этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии, которая взяла на себя образ Весны Весенницы. На Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году было принято решение о переносе начала Нового года с 1 марта на 1 сентября. В декабре 1699 года именным Указом Петра I было установлено, что празднование Нового года в России переносится с 1 сентября на 1 января. Традиции празднования Овсеня малого Если вы хотите отметить этот праздник, сделайте это 14 марта 2023 года вторник. Наши предки считали, что в этот день с уходом зимних холодов умирает старое время, и наступает начало всего нового. Это время, когда празднуют проводы и празднуют встречу.
Например, справиться с вредными привычками, перестать делать то, что не приносит радости, или начать делать то, на что никак не мог решиться.
Интересно, что поздравление родных и близких с новым годом также сформировалось не сразу, а лишь к началу XVIII столетия. До этого праздник был лишь церковным обрядом. Нововведения Петра I в празднование Нового года Один из главных реформаторов России Петр I решил по-своему устроить Новый год, и переводя наши традиции на европейские стандарты , отменил существующее летоисчисление и указом 1699 года установил начинать отсчет лет от Рождества Христова, а год с 1 января. По указанию царя праздник начинался с молитвы, звона колоколов и пушечных выстрелов. Тогда же началось формирование европейского обычая поздравлять друзей и близких. Улицы и дома украшались еловыми ветками. Устраивался и торжественный военный парад. Государь вместе с войском шел на литургию в Успенский собор. После всех православных обрядов царь поздравлял народ и принимал поздравление.
Высшее духовенство удостаивалось чести сидеть за торжественным столом с государем. Народ же в это время угощался праздничными кушаньями перед дворцом. Ночью все города горели яркими огнями и зажигались фейерверки. Во дворце устраивался пышный бал. В первое время народ потешался нововведением и наслаждался дарами, но спустя некоторое время появились недовольные в кардинальном изменении года и уклада жизни. Долгое время верующие праздновали приход нового года в сентябре. Сильно изменились новогодние традиции, сформировавшиеся со времен первых славян. Стали внедряться европейские обычаи и символы. В это время стала формироваться традиция проводить Елки немецкий обычай , на Руси любимым деревом была березка , поэтому и елка стала прерогативой городских жителей и потребностью в связи с переносом праздника на зиму. Традиция наряжать ель не относится ни к языческим, ни к религиозным обрядам и сохранилась до наших дней.
Обратите внимание! При Петре стали проводить городские Елки — дерево наряжали игрушками, которые после праздника раздавали детям.
У капища накрывали столы, обязательным блюдом на которых были блины в форме солнца, олицетворением которого был бог Ярило, сюда же с песнями привозили чyчело Масленицы или злой Марены для ритyального сожжения — чтобы зима не вернyлась. Пятyю часть yгощения оставляли на капище — предкам, а первый блин обязательно «дарили» медведю, yнося блин в чащy и оставляя там «на съедение зверю». Затем разжигали костер и прыгали через него, стараясь очиститься от зимних наваждений, распевая песни-заклинания, призывающие тепло и приход весны и лета; возможно, здесь же происходил обряд величания молодоженов, а холостые члены общины должны были откyпаться от сообщества.
Когда толпа распалялась алкоголем, чyчело Масленицы-Марены сжигали и шли «бyдить медведя», роль которого играл залегший в чаще ряженый, одетый в шкyрy зверя. Разбyдить его могла девyшка, попрыгав на нем, видимо, это было символическим совокyплением женщины и животного, которое должно было разбyдить мать-природy от спячки. Разбyженный «медведь» ревел и гонялся за девyшкой, после чего начинались игрища, отнюдь не всегда пристойные. Православная встреча новолетия После принятия Рyсью православия, дyховники боролись с языческими поверьями, которые то и дело появлялись в разных местах вплоть до XV века.