летию со дня образования Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР. Фото: РИА Новости. В 1977 году руководители Политбюро и советских силовых ведомств торжественно отмечали 100-летие со дня рождения Феликса Дзержинского.
World History
Смотрите 56 фотографии онлайн по теме с днем кгб ссср картинки. Сотрудники КГБ с честью отстаивали интересы Родины, обеспечивали ее защиту от внешних и внутренних угроз благодаря своему профессионализму, принципиальности, решительности и мужеству. Среди офицеров МВД и КГБ СССР Днем чекиста неофициально называли еще и 20-е число каждого месяца — с середины 1950-х годов именно в этот день им выплачивали зарплату. день образования группы специального назначения "В" КГБ СССР. в общем, много было реорганизаций и переименований. кгб стоковые фото и изображения.
100 лет ВЧК-ОГПУ-КГБ СССР
На основании Закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности (МСБ) и Центральная служба разведки СССР. Фото: © РИА Новости/Алексей Майшев. Образование КГБ СССР. Советский союз кгб. BADCOMEDIAN КГБШНИК. На основании этого закона КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время Служба внешней разведки РФ). День образования ВЧК КГБ СССР.
Кгб без прикрас 1954 - 1991 годы
«Главная загадка советской эпохи — это то, как при высочайшей эффективности работы КГБ смог произойти развал Советского Союза. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об образовании КГБ при Совете Министров СССР, а его председателем был назначен генерал-полковник , бывший до этого заместителем министра внутренних дел. Среди офицеров МВД и КГБ СССР Днем чекиста неофициально называли еще и 20-е число каждого месяца — с середины 1950-х годов именно в этот день им выплачивали зарплату. 1982), Генеральный секретарь ЦК КПСС (1982 - 1984).
Комитет государственной безопасности СССР
Комитет государственной безопасности КГБ СССР Komitet gosudarstvennoy bezopasnosti KGB SSSR. праздником ФСБ День сотрудника ФСБ Буржуй плакат 13 Марта день образования КГБ СССР Феликс Дзержинский плакат Полина Клычева герои НКВД Советские плакаты ЧК С днем госбезопасности Жетон Федеральной службы безопасности Дзержинский Феликс Эдмундович. Именно 13 марта можно считать днем рождения КГБ, правда, эта дата как памятная так и не прижилась. Ветераны КГБ СССР и ФСБ России отметили 50-летие со дня образования КУОС – Курсов усовершенствования офицерского состава.
Комитет государственной безопасности СССР
КГБ СССР) — центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год. Бесплатно в хорошем качестве фото день образования кгб,Знак или герб,кгб фсб календарь,Комитет государственной безопасности СССР, все изображения можно посмотреть на сайте. Смотрите 56 фотографии онлайн по теме с днем кгб ссср картинки.
20 декабря Беларусь отмечает юбилейную дату - 100 лет со дня образования КГБ
По мнению историков, КГБ заслужил славу одной из наиболее результативных спецслужб мира.
Реалии, Крым. Реалии, Фактограф, Север. Минина и Д.
Каждый такой случай поступления информации тщательно проверялся и в случае подтверждения, устанавливалось, нет ли в действиях гражданина или группы лиц признаков состава преступления как правило, оперативные материалы рассматриваются следователем и принимается решение о профилактики. Санкцию на проведение профилактики в различных формах давал руководитель соответствующего уровня, наделенный этим правом. За проведение профилактики персонально отвечал оперработник и должен ее осуществить до начала совершения объектом, преступных действий.
В случае если профилактика достигала цели, то по мотивированному заключению, наблюдение за объектом проверки и профилактики прекращалась. Подобные проявления имели место и на объектах, где контрразведывательное обеспечение осуществлялось мной. Так, в результате проведенных профилактических мероприятий удалось уберечь от противоправной деятельности отдельных молодых людей из числа студенчества и других категорий граждан. Профилактируемые часто выражали благодарность оперработнику за разяснение ошибочности их взглядов и поступков и приятно было узнавать, что они становились активными членами нашего общества и в последующем занимали значительные руководящие должности в различных сферах экономики. Время неумолимо двигалось вперед, его никак нельзя остановить. И вот вроде, только совсем недавно я в первый раз открыл дверь служебного кабинета, сел за рабочий стол, познакомился с товарищами по работе, но прошло уже четыре года. Я стал считаться опытным сотрудником, который мог самостоятельно решать любые вопросы, входящие в компетенцию оперработника, пользовался авторитетом не только у руководства, но и у сослуживцев.
Ко мне обращались молодые сотрудники за советом и помощью и я не отказывал. В середине сентября 1978 года меня пригласил к себе заместитель начальника Управления по кадрам полковник Бахмацкий Виктор Гаврилович. После непродолжительной беседы он объявил мне, что руководство Управления считает меня достаточно подготовленным к самостоятельной работе сотрудником, акцентировал внимание на моих положительных результатах в оперативно — розыскной деятельности и предложил должность начальника Ленинского РО УКГБ по Хабаровскому краю в Еврейской автономной области, которая на тот момент была вакантной. Из беседы с генералом я не только узнал об обстановке на новом участке, но были четко сформулированы новые для меня задачи и пути их решения. Необходимо отметить, что он хорошо знал вопрос, так как сам ранее прошел через такую должность и дал мне толковые советы по взаимодействию с партийными и советскими органами, пограничниками, РОВД, прокуратурой и другими районными ведомствами. Его советы мне очень пригодились в практической работе, и я долго с благодарностью вспоминал нашу беседу. Утром 4 октября 1978 года я поездом прибыл в Биробиджан, где ранее мне не доводилось бывать.
Дежурный прапорщик проводил меня в кабинет к начальнику Отдела полковнику Плунскому Василию Прокопьевичу, который ждал меня. Я вошел с чувством внутреннего волнения в большой светлый кабинет. За большим письменным столом сидел невысокий, коренастый, с высоким лбом и залысинами на голове человек, лет пятидесяти с мягкими чертами лица. Волосы аккуратно зачесаны назад. Лев Борисович, несмотря на официоз встречи, оказался очень интеллигентным человеком с первого взгляда внушающим доверие и симпатию. Беседа была не долгой. Лев Борисович в свойственной ему манере тактично расспросил меня о семье, прежних местах работы и службы, С теплотой и гордостью рассказал о ЕАО, о текущих хозяйственных проблемах — уборке сои, надоях молока, вспашке зяби, акцентировав внимание на, явно не устраивающее его, положении дел в Ленинском районе, где мне предстояло трудиться.
Он пожелал мне успехов в работе на новом месте и выразил надежду, что с моим приходом в район дела пойдут лучше. Мы с полковником Плунским В. На место мы прибыли часа через два. После знакомства, он рассказал о Ленинском районе, затем беседа плавно перетекла в его монолог о хозяйственных проблемах района. Внешностью и манерой общения он с трудом воспринимался, как партийный функционер, в нем чувствовался типичный специалист аграрий. Когда прибыли в райотделение, полковник Плунский В. Обстановка была удручающая, райотделение уже более полугода работало без начальника, который в начале года был уволен из органов КГБ по отрицательным мотивам.
У областного руководства были серьёзные претензии к организации работы оперсостава. Я начал знакомиться с обстановкой в регионе, проштудировал явно устаревшую справку по оперативной обстановке в районе, провел индивидуальные беседы с оперативными работниками. К моему изумлению, все они, хотя и с разным опытом работы, оказались толковыми операми, которые знали свое дело и уверенно решали поставленные задачи на порученных участках. И не их вина, а их беда, что длительное время они оставались без руководства. Первое впечатление меня не обмануло, впоследствии ст. К сожалению, в сентябре 2012 года он безвременно скоропостижно скончался. В результате коллективного обсуждения, мы пришли к убеждению, что необходимо на основе глубокого изучения и анализа оперативной обстановки с учетом современных взглядов и подходов к проблеме, разработать комплексную систему оперативного прикрытия госграницы в районе с учетом возможностей всех органов участвующих в этом процессе.
Таких органов было немало, это наши ближайшие соратники — оперативные работники разведотдела 63 КПО, и ОО КГБ ведущие контрразведывательную работу в многочисленных воинских частях, дислоцирующихся на территории района и наконец, оперативные подразделения РОВД. Начался кропотливый и долгий труд по разработке сложной системы, которую необходимо изложить в оперативном документе. Эта работа выполнялась впервые и оказалась очень непростой и трудоемкой. Сложность заключалась в том, что аналогов таких документов не было и необходимо было не только перелопатить огромный массив информации, но и получить дополнительные сведения из различных, в том числе и оперативных источников. Большим подспорьем для меня было участие в работе бюро РК КПСС и партхозактивах, куда меня приглашали, которые проводились практически еженедельно и там обсуждались основные вопросы хозяйственной, социальной и общественно-политической жизни района. Именно здесь я познакомился с большим количеством людей входящих в так называемый партийно- хозяйственный актив района. Многие из них сами подходили ко мне, знакомились, поднимали волнующие их темы.
С отдельными из них мы встречались у меня в кабинете, к другим приезжал я сам. Беседы были весьма полезными и открывали мне глаза на многие насущные вопросы жизни района. Были и отдельные недоброжелатели стремившиеся поддеть меня рассказами о моем предшественнике. Но абсолютное большинство людей, доброжелательно относилось ко мне и с большим уважением к нашей службе. Люди, живущие на границе, прониклись ее духом,являются в своем большинстве патриотом страны, не ищут себе личной выгоды и готовы бескорыстно прийти на помощь в деле охраны госграницы. Здесь я встретил замечательных людей — это председатель райисполкома Лысенко Владимир Александрович, из коренных жителей района, человек деятельный, ответственный, люди относились к нему с большим уважением; первый секретарь РК ВЛКСМ Винников Александр Аронович ответственный и инициативный молодой человек, ныне губернатор ЕАО; председатель районного суда Медведев Григорий Дмитриевич умудренный жизненным опытом и рассудительный вершитель людских судеб; директор Воскресеновского совхоза Кологоров Николай Васильевич толковый профессионал аграрий и энергичный руководитель, впоследствии ставший заместителем главы администрации Хабаровского края, председателем агропромышленного комитета; начальник ПМК 1040 треста «Биробиджанцелинстрой» Ларин Юрий Михайлович строитель от бога, построивший практически все промышленные и сельскохозяйственные объекты и жилые дома в районе; прораб ПМК 1040 в с. Перечислить всех тех с кем мне довелось работать в районе не возможно, но я всем им признателен за взаимопонимание и поддержку.
Я в процессе общения с ними, не только познавал специфику района, сельской жизни, особенности оперативной обстановки, но и учился у них самой жизни. Мне 28 летнему молодому человеку, имеющему воинское звание ст. Выход был один — учиться. Я полностью разделяю слова великого Альберта Эйнштейна: «Самое важное в жизни — это не переставать задавать вопросы». И я не уставал задавать вопросы. В процессе общения с различными людьми, не только познавал специфику района, сельскую жизнь, особенности оперативной обстановки, но и учился у них самой жизни. Только после вдумчивого осмысления информации поступающей от них начинаешь понимать, что она не только характеризует обстановку в районе, но именно она объясняет жизнь так, что всё становится на свои места.
Это дало мне понимание на всю жизнь того, что все самое лучшее нам удастся проявить в своей жизни, если мы учимся. И я всю жизнь старался учиться, накапливать знания. Учиться нужно всегда, перестанешь учиться — не сможешь расти. Ибо знания все умножаются и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость, но и зрелый возраст учебе не помеха. Постепенно из калейдоскопа информации складывалась целостная картина экономической и социально-политической жизни района, пришло понимание оперативной обстановки и тенденций её развития, формирующихся в регионе угрозах государственной безопасности. В результате долгой кропотливой работы наконец-то удалось создать качественный документ по организации системы оперативного обеспечения охраны госграницы в районе.
Большим подспорьем были совещания проводимые пограничниками в 63 КПО и 13 ОБСКР перед принятием решения на охрану границы на осеннее - зимний и весеннее — летний периоды. Знание системы войсковой охраны участка госграницы позволяло выделять наиболее уязвимые участки, придавать оперативному обеспечению более предметный характер. Разработанная эшелонированная система оперативного обеспечения охраны госграницы в районе была рассчитана на своевременное выявление нарушителей госграницы, стремящихся уйти в Китай. Так и по выявлению агентуры спецслужб КНР при следовании по горно-таежной малонаселенной местности, чтобы скрытно выйти из погранзоны в направлении транссибирской магистрали, забрасываемых на нашу территорию. Основания для подобных выводов были серьезные. В вечернее время на участке погранзаставы «Ленинская» при попытке преодоления ИТС погранвойск пограничный наряд задержал трех неизвестных граждан. При подходе к границе их обнаружил агент «Быстрый» и сообщил о появлении подозрительных лиц оперработнику.
Информация была передана на погранзаставу и их задержали. Задержанные оказались военнослужащими срочной службы, самовольно оставившие свою часть в Биробиджане. У них при себе находились сумки с личными вещами и запасом продуктов, карта ленинского района с пометками. Свое нахождение вблизи инженерно-технических пограничных сооружений задержанные вначале объяснили тем, что «заблудились». Но в процессе дальнейшей работы с ними было установлено, что они намеревались преодолеть ИТС погранвойск и уйти в Китай. Задержанные были переданы в военную прокуратуру и в последующем привлечены к уголовной ответственности. В июле 1979 года от пограничников поступила информация о том, что в бригаде сенозаготовителей из Комсомольска-на-Амуре, ведущих заготовку сена на островах за ИТС погранвойск на участке заставы «Воскресеновская», пропал человек.
Совместно с оперработниками разведотдела 63 КПО била организована проверка с выездом на место. Рассматривалась версия возможного ухода пропавшего в Китай и такие возможности у него реально были. Обследование местности и береговой полосы Амура результата не дали. При первичном опросе членов бригады сенозаготовителей также дополнительных данных не получено. Ответ пришел быстро, разыскиваемый характеризовался в целом положительно, в городе Комсомольске у него осталась жена и дети. Также сообщили, что в бригаде сенозаготовителей имеется оперативный источник и способы связи с ним. С агентом конспиративно проведена встреча.
Он рассказал, что накануне поздно вечером в бригаде организовано распитие спиртных напитков, после употребления большой дозы самодельной «браги» пропавший поехал на небольшой деревянной лодке рыбачить в заливе у стана сенозаготовителей и скорее всего, утонул. Однако руководство бригады, боясь ответственности за случившееся, скрыла от компетентных органов правдивую информацию. В дальнейшем, информация подтвердилась и проведенными розыскными мероприятиями был обнаружен труп разыскиваемого, как и предполагалось он утонул. Таким образом, в сжатые сроки с помощью агента была снята обстановка и значительные силы и средства взаимодействующих органов вернулись к нормальному режиму несения службы. Нарушители правил пребывания за ИТС погранвойск привлечены к административной ответственности. В сентябре 1979 года поступило сообщение, что в 23-00 пограничным нарядом «Кукелевской» погранзаставы на КСП обнаружены следы человека по направлению в наш тыл и признаки преодоления проволочного заграждения С-100. Проработка следа со служебной собакой результата не дала.
На маршруте вероятного движения нарушителя немедленно были подняты все силы и средства райотделения и пограничников. В результате от оперативного источника, проживающего в с. Новом, поступила информация, что к нему поздно вечером заходил житель села Цымбарь работающий пастухом, который выпасал молодняк КРС на островах за ИТС погранвойск. Он сказал, что возвращается домой и попросил согреться и попить чаю, по его внешнему виду было видно, что он длительное время шел по бездорожью. Агент связался с оперработником и сообщил о незваном госте. К утру Цымбарь был установлен и дал признательные показания о несанкционированном преодолении ИТС погранвойск, свой поступок вразумительно объяснить не мог, он имел пропуск и мог въезжать за ИТС погранвойск и обратно в пункте пропуска беспрепятственно. Нарушитель был привлечен к административной ответственности и лишен права работать на границе.
В июле 1980 года от пограничников поступила информация о бегстве в Китай двух человек с грузового судна на участке «Дежневской» погранзаставы. Учитывая серьезность ситуации, мы с оперуполномоченным ст. По прибытию на место было установлено, что судно типа ОТА-817предназначенное для толкания секционных и баржевых составов, а также буксировки барж на реке Амур, вело состав из г. Благовещенска в г. К нашему прибытию состав из трех барж стоял на якорях в стороне от судового хода, ниже по течению от места происшествия, а буксир ОТА пришвартовался к берегу. Опросом капитана и других членов экипажа было установлено, что старший штурман судна - Шатков, житель Благовещенска попросил разрешения у капитана взять в рейс своего 16 летнего сына учащегося 10 класса средней школы. Капитан в нарушение действующих правил такое разрешение дал.
Судно шло по маршруту, вахту у штурвала занял Шатков, другие члены экипажа были заняты своими служебными делами, капитан отдыхал после вахты у себя в каюте. Линия судового хода у небольшого населенного пункта, подходила недалеко от китайского берега, но управлявший судном штурман направил его еще ближе. Капитан, находясь в каюте, почувствовал занос судна и буквально выскочил к штурвалу, возле которого уже никого не было. Он увидел впереди бегущих по барже отца с сыном в спасательных жилетах, которые тут же спрыгнули в воду и поплыли к китайскому берегу, через несколько минут они достигли берега и скрылись в прибрежной растительности. Капитан предпринял меры по возвращению буксируемого состава на линию судового хода и экстренной остановки, но судно по инерции прошло более километра. Каких либо подозрительных моментов свидетельствующих о подготовке отца и сына к бегству за границу, ни капитан, ни члены команды не отметили. Через несколько часов вертолетом прилетели следователь и оперативные сотрудники из Управления КГБ по Амурской области, которые вместе с нами продолжили расследование.
На двух пограничных катерах «Аист» мы попытались подойти к месту нарушения границы, но навстречу нам вышли китайские быстроходные катера и мы, не приближаясь к китайскому берегу, разошлись с ними и вернулись к себе. После этого совершили облет места происшествия на вертолете, обстановка на берегу и в китайском населенном пункте ничем не выдавала произошедшего. Завершив все необходимые процессуальные действия, сотрудники Амурского управления возвратились в Благовещенск. Мы также, передав им полученные в ходе расследования материалы, завершили свою работу. Позже была получена информация, что Шатковы были задержаны китайскими властями, они обратились с просьбой разрешить им выезд в США. Но их в течение года содержали под стражей, а затем передали в СССР, где Шатковы были осуждены и отбывали срок наказания. В августе 1980 года поступила информация, что при закрытии пляжа находящегося за ИТС погранвойск в районе с.
Дежнево пограничным нарядом обнаружена мужская одежда. Пляж работал в дневное время, вход свободный. Территория пляжа хорошо просматривалась с вышки, на которой нес службу пограничный наряд. Несмотря на то, что пограннаряд ничего подозрительного не заметил, проверялась версия возможного ухода в Китай вплавь человека, оставившего на пляже одежду. Дежнево, устанавливались лица, находившиеся на пляже в этот день. Постепенно складывалась картина обстановки на пляже и определены лица находившиеся там. Гражданин, оставивший одежду, был установлен, им оказался молодой человек, прибывший в село по переселению из западных регионов страны.
Он пришел купаться в нетрезвом виде и ешё на пляже употребил алкоголь и, не контролируя себя, оставил одежду и ушел домой. Нарушитель привлечен к административной ответственности. Бабстово сбежал содержавшейся на гауптвахте солдат срочной службы Ботнару, который напал на часового, вскрыл склад и похитил два пистолета «ПМ» с боеприпасами. В январе военная прокуратура гарнизона возбудила против него уголовное дело за хищение вещей со склада «НЗ» части и он был задержан. По службе характеризовался недисциплинированным, дерзким человеком с уголовными наклонностями. Физически развит, обладает недюжинной силой. Командование дивизии задействовало в поиске военнослужащих.
В течение первых суток было зафиксировано его пребывание в С. Бабстово, но информация поступила с опозданием и задержать, его не удалось. На вторые сутки от агента РО УКГБ «Быстрого» поступила информация о появлении на полях калининской мелиоративной системы расположенной между с. Калинино и ИТС погранвойск, военнослужащего, который интересовался местностью и сообщил о себе, что отстал от колоны и идет в свою часть. После беседы солдат направился в сторону с. Выехавшей на место оперативной группой Ботнару был задержан в одном из домов в с. Хозяин дома рассказал, что беглец, зайдя в дом, угрожая пистолетом, потребовал еды и запретил ему выходить из квартиры.
Насытившись и согревшись, он впал в дремотное состояние, что позволило хозяину выбежать из дома и привлечь внимание оперативников ведущих розыск в селе. Проработка следов Ботнару показала, что он целенаправленно двигался в сторону границы и подходил к системе ИТС погранвойск, определенное время находился возле неё, изучая обстановку, а затем вернулся назад в село Калинино. На допросе он показал, что совершая побег, намеревался экипироваться в гражданскую одежду и выехать на родину в Молдавию. Намерений уйти за границу не имел, просто он ночью сбился с дороги и вышел к ИТС погранвойск, когда понял куда попал, вернулся обратно. Доказать наличие у него намерений бегства за границу не представилось возможным. Ботнару был осужден военным трибуналом за воинские преступления. В декабре 1980 года ночью от дежурного областного отдела поступило сообщение о том, что в Биробиджане трое военнослужащих срочной службы с оружием покинули воинскую часть, убили таксиста и завладели автомашиной, предположительно движутся в сторону границы.
Оперсостав выехал на участки оперативного обеспечения, где задействовали оперативные силы и средства. В районе силами РОВД были перекрыты все дороги ведущие к границе. На усиленный режим несения службы перешли все погранзаставы. Я выехал в с. Бабстово и провел переговоры с командованием дивизии и начальником ОО КГБ, договорились о выставлении усиленного наряда на дороге, идущей из Биробиджана в Ленинское. Таким образом, в течение полутора часов были закрыты все пути вероятного движения вооруженных преступников к границе. К утру поступила информация о задержании дезертиров с оружием, при попытке выезда из Биробиджана в сторону границы, и был дан отбой.
Почти ежедневно из различных источников поступала информация о появлении в населенных пунктах района и на прилегающей местности подозрительных незнакомцев. При поступлении подобных сигналов организовывался поиск и установление неизвестных лиц. Для их обнаружения и задержания и установки личности использовались оперативные источники, возможности пограничников и РОВД, а также ДНД. К нарушителям пограничного режима применялись меры административного воздействия. Вышеперечисленные примеры из реальной жизни, являются наиболее типичными случаями проведения оперативного поиска в приграничье. Таких мероприятий проводилось несколько десятков в год. Оперативная работа райотделением осуществлялась и по другим направлениям контрразведывательной деятельности.
Обеспечивалась безопасность движения поездов по участку железной дороги, и скрытность воинских перевозок, летная безопасность авиационного транспорта в Бабстовском аэропорту - рейсовых самолетов и малой авиации используемой на сельхозработах. Большого внимания требовали защитные мероприятия от иностранных технических разведок на узлах и линиях связи проходящих в приграничье. С учетом использования каналов военными, пограничниками и органами власти и управления. Осуществлялась работа и по пятой линии.
Задача чекистов, повторял он, — «пресекать деятельность тех, кто становится на путь антигосударственных действий, кто посягает на права советских людей, на интересы советского общества. В сегодняшних условиях обеспечение безопасности — это обеспечение безопасности не только государства, но всего общества от посягательств классового противника»[3]. Как руководитель, Юрий Владимирович не мог не обращать самое пристальное внимание на методы и стиль работы подчиненых, на вопросы их воспитания и профессиональной подготовки. В этой связи он подчеркивал: «имея дело с законом, мы должны самым строжайшим образом соблюдать его и по духу, и по форме. Здесь никаких отступлений быть не может.
Органы государственной безопасности должны подавать пример неукоснительного соблюдения законности, быть законопослушными. Быть законопослушным значит не только строго соблюдать права и свободы советских граждан. Это значит также решительно и твердо принимать меры, определенные советскими законами, в отношении тех лиц, которые становятся на путь антисоветских враждебных действий». Но решительно — это не значит безрассудно: «нашим действиям, как никогда прежде, необходимы продуманность, прицельность. Надо научится каждый раз бить точно, без недолетов или перелетов, а, как говорится, в яблочко». Говоря о возрастании значения в жизни страны общественного мнения, Андропов подчеркивал необходимость «учета реакции трудящихся на деятельность органов госбезопасности. Именно поэтому наши действия, наши шаги должны быть понятны массам. Мы должны добиваться того, чтобы трудящиеся понимали каждую нашу акцию, осознавали ее необходимость, оказывали нам необходимую поддержку. Это само собой не приходит.
Нужна серьезная разъяснительная работа. Ее нужно проводить еще активнее, чем мы делали до сих пор... Нужно думать о том, как тот или иной шаг будет воспринят советскими людьми. Нужно думать и принимать все меры к тому, чтобы наши акции получали поддержку масс»[4]. Дзержинского в июле 1967г. Сказанное имеет особое значение еще и потому, что за последнее время империализм все больше навязывает нам борьбу на фронте идеологии... Вот почему он пытается подтачивать советское общество с помощью средств и методов, которые с первого раза не укладываются в наше представление о враждебных проявлениях. Более того, можно сказать, что противник ставит своей целью на идеологическом фронте действовать так, чтобы по возможности не переступать статьи уголовного кодекса, не переступать наших законов, действовать в их рамках и тем не менее действовать враждебно. Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безопасности, потому что это доверие — залог всех наших успехов»[5].
Чрезвычайно актуально звучат и сегодня следующие слова из того выступления председателя КГБ: «важным средством завоевания доверия масс является гласность в чекистской работе. Советский народ должен быть больше и лучше информирован о подрывной деятельности иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров, а также о подрывной деятельности антисоветских элементов внутри страны. Советские люди должны больше знать о трудной и сложной работе чекистских органов». Как нетрудно будет заметить далее, Андропов в самом начале своей деятельности на «чекистском поприще» во многом предвосхитил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки. В то же время в записке в Политбюро ЦК по вопросу об образовании нового управления Ю. Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954г. И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Комитета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей. Андропов сделал доклад на торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию образования советских органов государственной безопасности. В этом политически важном, знаковом первом публичном выступлении нового председателя КГБ перед широкой аудиторией был дан ретроспективно-содержательный анализ деятельности органов безопасности СССР с момента их образования.
Указав на важнейшие принципы работы ЧК: беззаветную преданность делу революции, тесную связь с народом, непоколебимую верность партии и Советской власти, твердость в борьбе с классовыми врагами и высокий пролетарский гуманизм, Андропов подчеркнул, что «эти демократические принципы были и остаются основой деятельности чекистов»[6]. Мы не вправе забывать, также подчеркивал он, что имевшие место извращения и беззакония нанесли серьезный ущерб интересам нашего государства, советским людям и самим органам госбезопасности. Но «нет и не может быть возврата к каким бы то ни было нарушениям социалистической законности. Органы государственной безопасности стоят и будут стоять на страже интересов Советского государства, на страже интересов советских людей». Обращая внимание на то, что спецслужбам иностранных государств отводится значительная роль в осуществлении их внешнеполитической стратегии, Андропов отмечал, что изменился характер, масштабы и содержание разведывательного противоборства с происками противников СССР, а органы государственной безопасности решают задачи по разоблачению и срыву его замыслов. Залогом успешной работы органов КГБ, обращал внимание присутствовавших Андропов, «гарантией правильного подхода к выполнению возложенных на них задач являются последовательное осуществление ленинских принципов, неукоснительное выполнение директив и указаний Коммунистической партии, строгое соблюдение законов социалистического государства, постоянная и самая тесная связь с трудящимися массами». В то же время председатель КГБ подчеркивал, что «было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас имеются еще отдельные случаи антигосударственных преступлений, враждебных антисоветских действий и поступков, которые совершаются нередко под воздействием враждебного влияния из-за рубежа... В соответствии с лучшими чекистскими традициями органы госбезопасности ведут большую работу по предупреждению преступлений, убеждению и воспитанию тех, кто допускает политически вредные проступки. Это помогает устранять причины, могущие порождать антигосударственные преступления.
Борьба партии и Советского государства с фактами нарушения законных прав трудящихся, с пренебрежением к их нуждам, с бюрократизмом, а также воспитание людей в духе социалистического патриотизма, честного выполнения своих гражданских обязанностей способствуют устранению почвы для антиобщественных поступков. Этому содействуют и повышение благосостояния трудящихся, дальнейшее развитие советской демократии, рост уровня культуры и сознательности масс в нашей стране». А вот как информировал Ю. Поскольку этот документ позволяет получить в целом представление как об основных направлениях и задачах деятельности органов безопасности в тот период, так и об объеме, и результатах их работы, приведем ряд выдержек из него[7]. В нем, в частности, председателем КГБ подчеркивалось: «... Основное внимание органов КГБ было сосредоточено на усилении прежде всего внешнеполитической разведки, с тем, чтобы она активно способствовала успешному осуществлению советской внешней политики, надежно обеспечивала своевременное выявление, срыв и разоблачение подрывных планов империалистических государств и их разведывательных органов... В этом документе отмечалось, что всего резидентурами КГБ было получено 25 645 информационных материалов, и еще 7290 материалов поступило в порядке обмена материалами от разведок социалистических государств. Особо оговоримся, что здесь и далее в подлиннике документа, до самого недавнего времени имевшего гриф «Совершенно секретно. Особой важности», цифровые данные вписаны от руки в оставленные пропуски машинописного текста, что свидетельствует об их особо секретном содержании и значении.
Дополнительно членам Политбюро были направлены 42 бюллетеня внешнеполитической развединформации. Помимо этого в различные министерства и ведомства СССР было направлено 1495 информаций, 9910 материалов и 1403 образца техники, по заданиям Военно- промышленной комиссии было добыто 1376 работ по 210 темам и более 330 образцов техники. По линии контрразведки «среди сотрудников дипломатических представительств и приезжающих в СССР туристов, коммерсантов, членов различных делегаций в 1967г. За разведывательную деятельность, проведение акций идеологической диверсии, контрабанду, незаконную валютную деятельность и нарушение норм поведения выдворено из СССР 108 и привлечено к уголовной ответственности 11 иностранцев. Аппаратами военной контрразведки КГБ совместно с органами безопасности ГДР разоблачено 17 агентов западных разведок, проводивших шпионскую работу против Группы советских войск в Германии.... Исходя из того, что противник в своих расчетах расшатать социализм изнутри делает большую ставку на пропаганду национализма, органы КГБ провели ряд мероприятий по пресечению попыток проводить организованную националистическую деятельность в ряде районов страны... В 1967г. Органами КГБ установлено 1198 анонимных авторов. Большинство из них встало на этот путь в силу своей политической незрелости, а также из-за отсутствия должной воспитательной работы в коллективах, где они работают или учатся.
Вместе с тем отдельные враждебно настроенные элементы использовали этот путь для борьбы с Советской властью. В связи с возросшим числом анонимных авторов, распространявших злобные антисоветские документы в силу своих враждебных убеждений, увеличилось и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за этот вид преступлений: в 1966г. Характеризуя состояние оперативных учетов органов КГБ, следует отметить, что в количественном отношении они продолжают сокращаться, хотя и в незначительной степени. По данным на 1 января с. В числе привлеченных к уголовной ответственности 3 человека, совершивших диверсии, 121 человек являются предателями и карателями периода немецко-фашистской оккупации, 34 человека обвинялись в измене Родине и покушении на измену, 96 человек — в антисоветской агитации и пропаганде, 221 человек — в нелегальном переходе границы, 100 человек — в хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах и взяточничестве, 148 человек — в контрабанде и нарушении правил о валютных операциях, один иностранец и один советский гражданин арестованы за шпионаж.... Следственными аппаратами КГБ пересмотрено по заявлениям граждан 6732 архивных уголовных дела на 12 376 человек; по 3783 делам вынесены заключения об их прекращении что, добавим от себя, влекло освобождение или реабилитацию проходящих по ним лиц. Важное значение придавалось мерам профилактического характера, направленным на предупреждение государственных преступлений. Контрольно-пропускными пунктами пограничных войск и следственными аппаратами КГБ у контрабандистов и валютчиков изъято в 1967г. На работу в органы и на службу в войска КГБ принято 11 103 человека, из них 4502 — на офицерские должности.
Одновременно уволено 6582 человека, из которых 2102 являлись офицерами. Чекистские кадры пополнились в отчетном году 470 работниками, прибывшими с партийной, комсомольской и советской работы». Но в то же время в отчете подчеркивалось, что «разведывательной службой КГБ еще не создано необходимых агентурных позиций в правительственных, военных, разведывательных органах и идеологических центрах противника, что не дает возможности добывать информацию о его планах и замыслах, заблаговременно ориентировать ЦК КПСС и Советское правительство о наиболее важных действиях империалистических государств по главным направлениям их внешней и внутренней политики. По этой же причине разведывательная служба КГБ еще слабо влияет на развитие политических событий в кризисных ситуациях в выгодном для Советского Союза направлении, не всегда использует слабости в лагере империализма и противоречия между капиталистическими странами. Контрразведывательная служба КГБ, располагая данными о наличии в СССР вражеской агентуры, не добилась в отчетном периоде ощутимых результатов в разоблачении этой агентуры, в выявлении и закрытии всех возможных каналов утечки государственных секретов... Слабо используются контрразведывательные возможности для противодействия попыткам противника осуществлять акции идеологической диверсии, склонять политически и морально неустойчивых лиц к невозвращению на Родину. В значительной мере этим недостатком объясняется тот факт, что в 1967 году 17 человек остались за границей; не удалось также предотвратить 3 случая измены Родине военнослужащими Советской Армии». Подобная форма и структура отчетов в «инстанции», как на профессиональном языке именовались ЦК КПСС и Совет Министров, сохранилась и в дальнейшем, дополняясь новыми блоками информации по вновь открывавшимся направлениям оперативной работы и с образованием иных структурных подразделений органов госбезопасности. Создание последних было связано как с изменениями оперативной обстановки в стране и на межгосударственном уровне, так и с постановкой руководством страны перед КГБ дополнительных задач.
Дальнейшая реорганизация КГБ проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного — Второго главного управления — путем преобразования их в самостоятельные управления всего к 1980г. Несколько нарушая хронологический порядок рассказа о деятельности Ю. В сентябре 1981г. Ранее, с 1967г. Эти меры стали важным шагом на пути активизации борьбы с преступностью и коррупцией, укрепления законности и правопорядка, защиты законных прав и интересов советских людей. В дальнейшем, выступая на собрании партийного актива КГБ 26 апреля 1971г. Андропов так характеризовал современную политичекую обстановку в мирел: «Ареной исторического противоборства между социализмом и капитализмом является весь мир, все сферы общественной жизни — экономика, идеология, политика... Потерпев провал в расчетах добиться глобальной победы над социализмом «с позиции силы», международная реакция... Враги не жалеют усилий, чтобы путем распространения клеветы, идеологической диверсии и особенно путем инспирирования проявлений национализма дискредитировать марксистско-ленинскую идеологию, подорвать роль коммунистических партий в социалистических странах, вбить клин в отношения между этими странами.
Империалисты не перестают искать слабые звенья в социалистическом фронте, пытаются использовать в своих интересах трудности, возникающие внутри отдельных стран, и разногласия во взаимоотношениях между ними»[8]. Важным направлением деятельности Андропова на посту руководителя КГБ являлось определение кадровой политики этого специфического правоприменительного ведомства. И, учитывая общественную значимость этой проблемы для понимания истории нашей страны, представляется необходимым подробнее остановиться на этом вопросе. Еще в июле 1967г. Андропов подчеркивал, «в органах государственной безопасности должны работать хорошо подготовленные, высококультурные кадры чекистов»[9]. Выступая на собрании комсомольцев центрального аппарата КГБ 23 октября 1968г. Вот почему надо быть особенно бдительным. Вот почему скромность есть и всегда будет у нас одним из важных критериев оценки работников. Что значит быть на высоте требований?
Это значит... Об этом важно помнить, так как в нашей работе часто приходится сталкиваться с изнанкой жизни, самыми неприглядными ее чертами. Все это у людей нестойких может породить известный перекос в мировоззрении, в характере и в отношении к человеку. Для нашей работы такой перекос — дело недопустимое. Чекист без веры в советского человека, подменивший настоящую острую бдительность болезненной подозрительностью, видящий во всем одно только плохое, — это плохой чекист»[10]. Для Андропова была характерна высокая требовательность к кадрам. Много внимания, как председатель КГБ, Андропов уделял проблемам повышения профессионального уровня чекистских кадров. Он должен расти по мере того, как меняются и усложняются условия борьбы со спецслужбами противника. Только в этом случае мы сможем быть на высоте.
Мало быть хорошо обученным. Тут надо выстоять и победить, мобилизовав для этого все свои волевые и интеллектуальные качества... Надо беззаветно верить в справедливость нашего дела, не поддаваться на провокации, в какой бы форме они ни проявлялись, не забывать, что классовый враг всегда остается врагом, какими бы елейными словами он ни прикрывался. И еще один вопрос, имеющий самое прямое отношение к воспитанию чекистов. Партия, государство дали нам большие полномочия, право решать в ряде случаев судьбы людей... Мы всегда говорили и говорим о том, что действовать надо осмотрительно, что данные нам права и полномочия использовать надо разумно. Это заставляет нас с еще большей требовательностью относиться ко всем нашим действиям»[12]. Выступая 1 сентября 1981г. Андропов наметил целую программу повышения эффективности подготовки чекистских кадров.
В частности, он отмечал: «Было бы правильным теперь, опираясь на этот большой опыт и хорошие традиции школы, подумать над тем, как повысить уровень научной, учебной и воспитательной работы, чтобы выпускники школы и в профессиональном, и в морально-политическом отношении в полной мере отвечали бы тем возросшим требованиям, которые предъявляются к чекистам развитием советского общества, а также усложнившимся характером борьбы с противником... Из школы выпускники должны вынести необходимую сумму знаний. Но это только одна сторона дела. Одних книжных знаний недостаточно... Чтобы быть на высоте партийных, политических требований, чтобы умело применять полученные знания на практике, выпускник школы должен обладать еще и чекистским характером. Важно, чтобы чекистская наука умела глубоко заглянуть в будущее, чтобы выпускники школы унесли с собой знания, необходимые для решения задач не только сегодня, но и завтра... От чекиста требуется высокая нравственная и моральная чистота. Он должен во всех своих поступках и действиях руководствоваться благородными принципами и нормами социалистического общежития. Вместе с тем решительно бороться со всем, что чуждо нашему социалистическогму образу жизни.
Здесь не может быть никаких компромиссов со воей совестью. От чекиста требуются активная жизненная позиция, боевой чекистский характер»[13]. Важной составляющей подготовки и воспитании чекистских кадров является вопрос об отношении к гражданам, в том числе переступившим или балансирующим на грани нарушения закона. В многочисленных обращениях Андропова к чекистским коллективам мы можем найти немало указаний на этот счет. На одном из совещаний руководящего состава органов КГБ в феврале 1979г. Андропов обращал внимание на то, что «чекисты призваны бороться за каждого советского человека, когда он оступился, чтобы помочь ему встать на правильный путь. В этом и заключается одна из важнейших сторон деятельности органов госбезопасности. Она имеет большую политическую значимость, вытекающую из самой гуманной сущности нашего строя, отвечает требованиям идеологической работы партии»[14]. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия».
Однако при всей своей важности и актуальности этот законодательный акт имел один чрезвычайно важный недостаток. А именно: по трудно объяснимой причине он имел гриф «Не для печати», что существеннейшим образом снижало эффективность его предупредительного воздействия. Сама процедура вынесения предостережения включала в себя подготовку мотивированного заключения о вынесении профилактируемому лицу официального предостережения в связи с совершением им противоправных проступков. Далее при вызове профилактируемого в органы КГБ ему оглашалось данное заключение и предлагалось расписаться за ознакомление с ним. В случае отказа гражданина от подписания заключения сотрудниками КГБ составлялся протокол об объявлении ему официального предостережения. Профилактируемому лицу также сообщалось, что заключение это вместе с протоколом объявления официального предостережения будут переданы в прокуратуру и в случае привлечения его к уголовной ответственности за подобные действия в будущем будут иметь силу процессуального доказательства неоднократности совершения инкриминируемых ему противоправных деяний. С одной стороны, процедура эта оказывала серьезное сдерживающее значение на профилактируемое лицо, с другой стороны, предоставляла ему право обжаловать вынесенное предостережение в органы прокуратуры. Лиц, привлекавшихся к уголовной ответственоости после объявления им официального предостережения от имени органов КГБ, насчитывается буквально единицы. К сожалению, после реорганизации органов безопасности в 1991 — 1992гг.
Возможно, описанная законодательно установленная процедура вызовет критику со стороны некоторых читателей. Я же привел ее как пример и реальный исторический факт. И при этом, как юрист, буду настаивать на гуманистическом значении данного способа предупреждения дальнейшей враждебной деятельности, ибо речь шла уже о совершении противоправных уголовно наказуемых действий небольшой общественной опасности. К числу важнейших новаций, связанных с именем Андропова, можно отнести также образование Курсов усовершенствования оперативного состава КУОС , просуществовавших до 1993г. Не менее важное значение имело также создание в КГБ подразделений специального назначения для решения оперативно-боевых задач. Первым из них стала легендарная группа антитеррора «Альфа». Его задачами являлись борьба с терроризмом, захват вооруженных преступников, силовое прикрытие проведения оперативных мероприятий. Вобравшая в себя лучшее из опыта как российских сил специального назначения, так и аналогичных зарубежных подразделений, «Альфа» со временем стала элитным подразделением КГБ. В отличие от призванной действовать на территории преимущественно собственной страны «Альфы» группа спецназначения ПГУ «Вымпел» была образована 19 августа 1981г.
Одним из непосредственных ее организаторов стал Ю. Оба они являлись участниками операции по захвату президентского дворца Тадж-Бек в Кабуле 27 декабря 1979г. Не останавливаясь подробно на деятельности «Альфы» и «Вымпела», подчеркнем только, что их создание было абсолютно обоснованным и оправданным и что в дальнейшем они доказали высочайший уровень профессиональной подготовки и решения поставленных задач[15]. Приведем еще один важный документ, направленный Ю. В этих целях американская разведка ставит задачу осуществлять вербовку агентуры влияния из числа советских граждан, проводить их обучение и в дальнейшем продвигать в сферу управления политикой, экономикой и наукой Советского Союза. ЦРУ разработало программы индивидуальной подготовки агентов влияния, предусматривающей приобретение ими навыков шпионской деятельности, а также их концентрированную политическую и идеологическую обработку. Кроме того, один из важнейших аспектов подготовки такой агентуры — преподавание методов управления в руководящем звене народного хозяйства. Руководство американской разведки планирует целенаправленно и настойчиво, не считаясь с затратами, вести поиск лиц, способных по своим личным и деловым качествам в перспективе занять административные должности в аппарате управления и выполнять сформулированные противником задачи. При этом ЦРУ исходит из того, что деятельность отдельных, не связанных между собой агентов влияния, проводящих в жизнь политику саботажа и искривления руководящих указаний, будет координироваться и направляться из единого центра, созданного в рамках американской разведки.
По замыслу ЦРУ, целенаправленная деятельность агентуры влияния будет способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера в Советском Союзе, задержит развитие нашей экономики, будет вести научные изыскания в Советском Союзе по тупиковым направлениям. При выработке указанных планов американская разведка исходит из того, что возрастающие контакты Советского Союза с Западом создают благоприятные предпосылки для их реализации в современных условиях. По заявлениям американских разведчиков, призванных непосредственно заниматься работой с такой агентурой из числа советских граждан, осуществляемая в настоящее время американскими спецслужбами программа будет способствовать качественным изменениям в различных сферах жизни нашего общества, и прежде всего в экономике, что приведет в конечном счете к принятию Советским Союзом многих западных идеалов. КГБ учитывает полученную информацию для организации мероприятий по вскрытию и пресечению планов американской разведки. Председатель Комитета Ю. При этом отметим, что появление агентуры влияния отнюдь не является «изобретением», артефактом КГБ и Андропова лично. Как пишут американские авторы Норман Палмер и Томас Ален, «агент влияния — лицо, используемое для оказания тайного влияния на государственных чиновников, средства массовой информации или активную часть населения в интересах и для достижения целей, преследуемых иностранной державой»[17]. Следует отметить, что, как известно, в начале 70-х годов международные отношения развивались в русле «политики разрядки», апофеозом которой явилось подписание 1 августа 1975г. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе так называемого Хельсинкского акта.
Но через 4 года начался период очередного обострения отношений, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Не касаясь подробно этого вопроса, поскольку он освещался многими, как непосредственными участниками этих событий, так и руководителями КГБ, приведем лишь некоторые, возможно, не известные читателю факты. Психологам давно известно, что потребителям информации: читателям, зрителям, слушателям — далеко не безразлично, информацию из какого именно источника они получают, что самым непосредственным образом влияет на оценку и степень доверия к конкретному информационному сообщению.
КГБ СССР: история создания, задачи и операции
Сталина и его последствиях, и многие другие важные события в истории СССР. Федотов ; — Третье Главное управление военная контрразведка — Д. Леонов ; — Четвертое управление борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждеб ными элементами — Ф. Харитонов ; — Пятое управление контрразведывательная работа на особо важных объектах — П. Ивашутин ; — Шестое управление контрразведывательная работа на транспорте — М. Егоров ; — Седьмое управление наружное наблюдение — Г. Добрынин ; — Восьмое Главное управление шифровально-дешифровальное — В.
Лукшин ; — Девятое управление охрана руководителей партии и правительства — В. Веденин ; — Следственное управление.
Ярин и другие. По мнению сторонников закон позволял регламентировать деятельность органов государственной безопасности; поставить её под контроль объединений граждан и средств массовой информации; а также «отмести всякого рода домыслы, которые существуют вокруг КГБ». Против принятия законопроекта выступили депутаты О. Калмыков и А. Последний считал законопроект слишком абстрактным. Журналист газеты « Известия » Ю. Феофанов назвал проект закона «густым набором прав без четкой ответственности».
Правозащитник Ю. Орлов заявил о том, что принятие нового закона об органах государственной безопасности «подтверждает, что КГБ стоит твердо на прежних сталинских позициях и в этом законе легализовано вмешательство во все решительно дела граждан» [61]. Бакатина , закон о КГБ являлся «осколком прошлого» и «формально и фактически не действовал» с момента своего принятия до реорганизации органов госбезопасности в октябре 1991 года [47]. Предполагалось разработать и принять отдельные законы для регулирования новых органов безопасности. Однако новые документы приняты не были — 26 декабря 1991 года Советский Союз прекратил своё существование. Взаимоотношения КГБ и КПСС[ править править код ] Несмотря на то, что формально Комитет государственной безопасности был наделён правами союзно-республиканского министерства и осуществлял свою деятельность под эгидой Совета Министров СССР — вначале в качестве ведомства при правительстве , а затем в качестве центрального органа государственного управления — фактическое руководство КГБ осуществлялось высшими органами коммунистической партии Советского Союза в лице секретариата ЦК КПСС и Политбюро. Председатель КГБ по должности входил в Политбюро. С момента своего образования вплоть до 16 мая 1991 года — за полгода до упразднения — КГБ фактически был выведен из-под контроля советского правительства [57] [ нет в источнике ]. Отдельные исследователи высказывают мнение, что высшее руководство СССР через КГБ и его агентуру сознательно осуществляло деятельность, направленную на распад страны [63] Партийный контроль[ править править код ] Значок 70 лет Комсомолу КГБ Вмешательство коммунистической партии в деятельность органов государственной власти и управления было обыденным явлением в Советском Союзе.
Вместе с тем, ни один из государственных органов СССР не подвергался такой же степени вмешательства в свою деятельность со стороны КПСС , как органы безопасности, являвшиеся инструментом защиты интересов коммунистической партии. Показательно, что в официальном девизе КГБ того времени «Верность партии — Верность Родине», означал что служение партии это служение Советской Родине. Анализ положения о КГБ, партийных документов и материалов органов госбезопасности, проведённый Комиссией Президиума Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году, пролил свет на степень контроля КГБ со стороны правящей партии. Центральный комитет КПСС имел право наложения запрета на публикацию приказов председателя КГБ, которые затрагивали важные, с точки зрения руководства партии, вопросы агентурно-оперативной и следственной работы, что противоречило статьям 10, 12 и 13 Положения о прокурорском надзоре в СССР 1955 года, которые предусматривали прокурорский контроль соответствия нормативных актов, издаваемых ведомствами, Конституции и законам СССР, союзных и автономных республик, постановлениям союзного и республиканских правительств. В рамках правоохранительной деятельности КГБ, органам безопасности запрещалось собирать компрометирующие материалы на представителей партийной, советской и профсоюзной номенклатуры , что вывело из-под контроля правоохранительных органов лиц, обладавших распорядительными, контролирующими и хозяйственными полномочиями, и положило начало зарождению в их среде организованной преступности [64]. В функции органов госбезопасности неизменно входили охрана и обслуживание высших руководителей партии в том числе во время их нахождения на отдыхе , обеспечение безопасности крупных партийных мероприятий съездов, пленумов, совещаний , обеспечение высших партийных органов техническими средствами и шифросвязью. Для этого в структурах КГБ существовали специальные подразделения, работа и инвентарь которых оплачивались из государственного, а не из партийного бюджета. Согласно положению о КГБ, на него также возлагалась охрана руководителей советского правительства. В то же время, анализ приказов КГБ показывает тенденцию к передаче охранных и обслуживающих функций по отношению к собственно государственным структурам в ведение органов внутренних дел , являющаяся свидетельством того, что охрана и обслуживание партийных деятелей и объектов были для КГБ приоритетными.
В ряде приказов по охранным и обслуживающим мероприятиям упоминаются только руководители партии. Кармаля после его отстранения в 1986 году от должности генерального секретаря ЦК Народно-демократической партии Афганистана. Кадровая интеграция[ править править код ] Подбор людей на работу в органы безопасности и в учебные заведения КГБ — так называемые «партнаборы» из числа рядовых коммунистов, работников партийного аппарата, комсомольских и советских органов — проводились систематически под тщательным контролем ЦК КПСС. Наиболее важные направления деятельности КГБ укреплялись, как правило, партийными функционерами — инструкторами отделов ЦК республиканских компартий, заведующими и заместителями заведующих отделами обкомов, секретарями горкомов и райкомов партии. Партийными органами разных уровней постоянно проводились кадровые инспекции аппарата и учебных заведений КГБ, результаты которых закреплялись решениями руководства КГБ. Но не редкостью было и обратное — выдвижение кадров КГБ на руководящую работу в партийных органах. Практиковались кадровые перемещения с неоднократными переходами с партийной работы в КГБ и обратно. Лаптев был направлен на работу в КГБ, где сразу же получил звание полковника. Возглавляя в 1971 — 1979 годы секретариат КГБ, Лаптев дослужился до звания генерала.
Руководящие работники органов госбезопасности входили в номенклатуру ЦК КПСС и местных партийных органов и их назначение и перемещение с одной должности на другую производилось по решению соответствующего партийного органа. Руководители территориальных органов КГБ, как правило, являлись членами, или кандидатами в члены, бюро соответствующих обкомов, крайкомов и ЦК компартий республик. То же практиковалось и на уровне горкомов и райкомов, в бюро которых также почти обязательно включались представители органов госбезопасности. В административных отделах партийных комитетов действовали подразделения, курирующие органы госбезопасности. Зачастую эти подразделения комплектовались кадровыми работниками КГБ, которые во время их работы в партийном аппарате продолжали числиться на службе в КГБ, находясь в так называемом «действующем резерве». К примеру, в 1989 году сектор проблем госбезопасности Государственно-правового отдела ЦК КПСС преобразованный в 1988 году из сектора органов госбезопасности Отдела административных органов и просуществовавший под новым наименованием до августа 1991 года возглавлял председатель КГБ Азербайджана генерал-майор И. Находившийся на партийной работе Гореловский был тем не менее представлен руководством КГБ к очередному званию генерал-лейтенанта летом 1990 года. Информационный обмен[ править править код ] Для руководства коммунистической партии Советского Союза органы госбезопасности были основным источником информации, позволявшей контролировать структуры государственного управления и манипулировать общественным мнением, в то время как руководители и рядовые сотрудники органов государственной безопасности видели в лице КПСС, по крайней мере до конца 1980-х годов, «краеугольный камень» советского строя и его направляющую и руководящую силу [28]. Помимо так называемых «постановочных» вопросов, требующих решения или согласия ЦК КПСС, из органов госбезопасности в партийные органы шла регулярная информация как обзорного, так и конкретного характера.
Сводки по оперативной обстановке в стране, сводки о состоянии на границе и в приграничных зонах СССР, политические сводки, сводки о международном положении, обзоры зарубежной прессы, теле и радиовещания, сводки отзывов населения о тех или иных событиях или мероприятиях коммунистической партии и советского правительства и прочая информация поступала в партийные органы с различной периодичностью и, в разные периоды деятельности КГБ, в разном ассортименте в зависимости от текущих потребностей партийного аппарата и его руководства. Помимо сводок, в ЦК и местные парторганы поступала информация, касающаяся конкретных событий и людей. Эта информация могла быть рутинной, предназначенной для сведения, либо срочной, требующей безотлагательных решений со стороны партийных руководителей. Показательно, что органы госбезопасности направляли в ЦК как обработанную, так и необработанную, добытую оперативным путём иллюстративную информацию — материалы перлюстрации , негласных выемок документов, прослушивания помещений и телефонных разговоров, агентурные донесения. Ландау , включающие материалы прослушивания и донесения агентов; в 1987 году — записи беседы академика А. Сахарова с американскими учёными Д. Стоуном и Ф. В этом отношении КГБ являлся продолжателем практики предшествующих ему органов госбезопасности: в государственных архивах сохранились записи домашних разговоров генералов Гордова и Рыбальченко, направленных Сталину советскими спецслужбами в 1947 году. На протяжении своей деятельности КГБ продолжал пользоваться специальными информационными подразделениями, созданными ещё в первый период работы ОГПУ и чья деятельность продолжала регулироваться положениями, утверждёнными Ф.
Дзержинским [57].
На переднем плане — памятник Феликсу Дзержинскому.
Архитектор Григорий Захаров. Скульптор Евгений Вучетич. Фото сделано в день демонтажа памятника 22 августа 1991.
В 1974 г. В конце 1980-х гг. Научно-техническая разведка добывала стратегически важные научные разработки и образцы материалов, выполняя заказы оборонных ведомств только в 1987 было получено 29 тыс.
Несмотря на отдельные факты предательства сотрудников разведки, её деятельность способствовала укреплению позиций СССР в мире.
В состав КГБ вошли выделенные из министерства внутренних дел СССР управления, службы и отделы, занимавшиеся вопросами обеспечения государственной безопасности. За время своего существования КГБ достиг выдающихся результатов в обеспечении госбезопасности, располагая самой современной внешней разведкой, контрразведкой и системой охраны первых лиц государства, его границ, гостайны и конституционного строя.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
- Кгб без прикрас 1954 - 1991 годы
- Кгб без прикрас 1954 - 1991 годы (Олег Хлобустов) / Проза.ру
- С праздником, товарищи чекисты: 69 лет назад был образован легендарный КГБ
- Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Как в России появилась ФСБ?
- Какую роль в отечественной истории сыграл КГБ СССР
- Комментарии
- Ящик пандоры – День рождения КГБ
- 70 лет со дня создания КГБ
- КГБ исполнилось 65 лет
- Куда пойти в Краснодаре с 15 по 28 апреля: афиша концертов