Бюджетный дефицит – отрицательное сальдо доходов и расходов государственного бюджета. Причины бюджетного дефицита могут быть следующими. это превышение издержек бюджета над его выгодами. Примерным безопасным ориентиром бюджетного дефицита может быть пандемийный 2020 год, когда он составил 4,1 трлн руб., или 3,8% ВВП, считает эксперт.
4. Бюджетный дефицит: понятие, функции, виды, пути сокращения
В январе 2023 года Минфин возвращал НДС и налог на прибыль за четвертый квартал 2022 года, что характерно снизило общие доходы федерального бюджета, добавляет Фуфачев. Раньше возмещение таких налогов происходило равномерно в течение квартала. Доходные части С учетом перераспределения расходов в течение года и уплатой отдельных налогов например, налог на дополнительный доход от добычи сырья - НДД раз в квартал, дефицит по итогам двух месяцев по большей части не может быть значимым индикатором баланса бюджета в конце 2023 года, то есть необходимо смотреть на статистику хотя бы за полный квартал, считает Фуфачев. Кроме того, с апреля нефтегазовые доходы будет поддерживать ограничение дисконта на расчетную цену нефти - бюджетные риски скорее сосредоточены в объемах добычи и экспорта, а также в исполнении расходов, добавляет Куликов. Предварительные оценки дефицита бюджета в январе-феврале напугали многих: формально он уже заметно превысил весь годовой план По мнению главного экономиста рейтингового агентства "Эксперт РА" Антона Табаха, скорее всего, доходы федерального бюджета до конца года будут на хорошем уровне - Минфин и правительство приняли для этого ряд мер в том числе повышение налога на добычу полезных ископаемых - НДПИ - для нефтяных, газовых и угольных компаний; разовый платеж в казну из дополнительной прибыли для ряда представителей крупного бизнеса - "РГ". В оплатном долгу Кроме того, для финансирования расходов бюджета у России есть козырь в рукаве: низкий уровень госдолга. Это значит, что казна может безболезненно привлекать заимствования.
И это наше преимущество, которое дает нам возможность маневра с точки зрения операций на финансовом рынке, и возможности для заимствования, финансирования расходов бюджета в будущем", - рассказал Антон Силуанов.
Если говорить о последствиях, то здесь, опять же, можно предугадать рост инфляции. До распродажи ценных металлов, скорее всего, не дойдет», — рассказал эксперт. На вопрос, может ли государство просто увеличить массу валюты, экономист ответил отрицательно. Некоторые страны так поступали, но это в конечном результате даст обратный эффект — полное обесценивание валюты, к которому мы не стремимся», — добавил финансовый аналитик.
Но максимальная планка уже почти достигнута.
Замминистра Ирина Окладникова проблем не видит: расходы в январе были нетипично высокими из-за раннего авансирования проектов и раннего возврата экспортного НДС, а доходы в будущем должны будут повыситься из-за ожидаемого подорожания нефти. Ещё ходят слухи о том, что Индия готовится присоединиться к правилу не покупать и не перевозить российскую дороже 60 долларов за баррель. Пока нет никаких гарантий того, что в дальнейшем дефицит перестанет расти. Занимать деньги Силуанов не любит: только недавно Россия рассчиталась с советскими долгами. Да и надеяться, что кто-то на международном рынке даст нашему государству в долг в условиях санкций, было бы слишком наивно. Остаётся только искать средства внутри страны.
В долг у народа Несколько дней назад появилась новость о том, что Минфин может предложит выпуск «патриотических облигаций» для населения, которые бы распространялись через банки и другие финансовые платформы. Идея не нова, в мире есть примеры успешных займов у населения. К ним прибегали даже США. После того, как Америка вступила во Вторую мировую войну в 1941 году, возникла острая необходимость в дополнительном финансировании. Тогда было принято решение выпустить «военные облигации». То есть 10-летнюю облигацию стоимостью 25 долларов можно было купить за 18,75 долларов.
В итоге бумаги купили 85 млн американцев, а власти США получили более 185 млрд долларов при том, что совокупные расходы на участие в войне составили порядка 300 млрд долларов. Так что и лендлизовская техника в значительной степени была профинансирована простыми американцами. Знаком опыт распространения народных облигаций и в СССР. Только подход был иной. Первые бумаги выпустили в 1922 году при переходе к НЭПу: внешний долговой рынок, как и сейчас для России, тогда был закрыт — приходилось изыскивать внутренние ресурсы. Первый выпуск гособлигаций был номинирован не в рублях, а в пудах зерна.
Но уже в 1923 году спрос упал и пришлось выпускать принудительные займы, которые были обязаны покупать частные предприниматели, комиссионеры, подрядчики и прочие «нэповцы». В 1927 году перешли к новой схеме — распространение бумаг по подписке среди трудовых коллективов. Это тоже форма принудительных займов. А с 1938 года покупать гособлигации обязали работников колхозов. А иначе никак деньги было не занять: выплаты переносили, проценты снижали.
В правительстве, кстати, уже говорят о признаках улучшения ситуации. Вроде бы и цепочки поставок потихоньку удается перестроить, и цены на энергоносители на мировых рынках чуть подросли. Да и валютные колебания вносят свою лепту в стабилизацию бюджета — та же самая долларовая нефтяная выручка превращается в большее количество рублей. Именно поэтому на фоне январско-февральского дефицита снижение курса рубля никого не удивило.
Но теперь некоторые эксперты уже называют нашу нацвалюту «перепроданной». И правда, для стабилизации бюджета хватило мартовского курса в районе 75 — 77 рублей за доллар, а сейчас курс приостановился в районе 81 — 82 рублей. На данный момент это похоже на точку динамического равновесия, которая более-менее устраивает как экспортеров, так и импортеров, а также Минфин. Основной показатель в этом плане — реальные то есть с поправкой на инфляцию доходы, а они по итогам марта должны существенно подрасти и выйти из небольшого минуса в солидный плюс. Эффект этот носит временный характер, и в дальнейшем рост реальных доходов, скорее всего, вернется в район нулевой отметки. Но и это в условиях санкций очень даже неплохо. Может, мы и не разбогатели, но и не обеднели. Остальные макроэкономические показали меняются разнонаправленно. Грузоперевозки по стране немного сократились, зато строительство подросло, а в городе все наоборот.
«Бумажные» причины рекордного дефицита российского бюджета — что это значит? И как влияет на рубль
Бюджетный дефицит — это превышение общих расходов государственного бюджета над доходами в определенный период времени. это ситуация, когда расходы правительства превышают его доходы, и это может иметь серьезные экономические последствия. Доходы федерального бюджета России в первом квартале 2024 года существенно превышают показатели 2023 года.
Россия прошла январь с рекордным дефицитом бюджета. Насколько это опасно?
Январские потери все еще можно компенсировать хорошими результатами в следующих месяцах. Однако в худшем сценарии ликвидная часть ФНБ может истощиться уже к концу 2023-го, хотя, по плану, его должно хватить и на следующие два дефицитных года. Что может улучшить ситуацию? Баланс российского бюджета в 2023 году будет во многом зависеть от цен на нефть.
Если они все-таки пойдут вверх, РФ сможет покрыть растущие расходы с помощью нефтяной сверхприбыли. Аналитики уже сейчас видят предпосылки к этому. С одной стороны, стоимость нефти разгоняет снижение предложения.
Из-за эмбарго против РФ на рынке становится меньше нефти, поэтому цена на нее возрастает. Спрос на нефть в 2023 может, наоборот, увеличиться. Этому поспособствует восстановление китайской промышленности после локдаунов.
С другой стороны, дисконт Urals к Brent, вероятно, будет сокращаться. Экспортеры все лучше налаживают логистику, поэтому их издержки становятся меньше. Но этот фактор более противоречивый.
Дружественные страны вроде Индии и Китая требуют скидок, потому что альтернативных покупателей у России практически не осталось. Повышением нефтегазовых доходов занимаются и власти РФ. По данным «Коммерсанта», сейчас обсуждается перепривязка налогов нефтяников к стоимости Brent, а не Urals.
Участники рынка и правительство признают, что котировка российской марки — не универсальный показатель, поэтому рассчитывать по ней нефтяные налоги может быть несправедливо.
Но с лета 2022 года заработала система параллельного импорта, которая позволила увеличить импортные поставки и сохранить на российском рынке привычные товары. Кстати, эту систему правительство намерено продлить еще минимум на год, корректируя лишь списки ввозимых таким способом товаров. А вот экспорт возможностей для существенного роста при сохранении нынешних параметров санкций объективно не имеет. Кроме того, дополнительным ударом по российскому бюджету могут стать планы ЕС ввести ограничения на транзит своих товаров через территорию России. Если ограничения на импорт товаров в России можно обойти через другие страны, потоки некоторых экспортных товаров хотя бы частично перенаправить на новые рынки, то справиться с нарастающим дефицитом бюджета так просто не получится. Формально ничего не мешает покрывать любой дефицит бюджета эмиссией любого количества рублей. Но без соответствующего товарного покрытия это означает не просто рост инфляции и бедности в конце концов, быть бедными большинству россиян, к сожалению, не привыкать. С учетом объективной слабости рубля как валюты международных расчетов впервые за долгое время существенно беднее может стать и само государство.
Начало действия коридора - не позднее 01 апреля 2023 года. Срок действия коридора - три месяца. До 01 июля 2023 года. Почему я вношу изменения в прогноз? Я пересчитал модель, подставив фактические данные января и февраля. Предыдущие коридоры не подтвердились. Мировые цены на нефть утратили динамику.
Причём не только по Urals, но и по остальным сортам. В условиях отсутствия релевантной статистики участники рынка будут перестраховываться. По мере появления информации о фактическом состоянии бюджета психологическое давление на курс будет снижаться. Это указывает на то, что профессионалы валютного рынка не верят в дальнейшее падение курса рубля. Все прогнозы по курсу являются предположительными, и их сбываемость не гарантирована.
Также, это могут быть кредиты, которые предоставляются международными финансовыми компаниями и кредитными организациями. Сюда же можно отнести доход , полученный от продажи акций. Внешние источники, это средства, поступающие в результате государственных займов, которые проводятся через выпуск ценных бумаг от имени конкретного региона или государства. Номинальная стоимость данных бумаг указывается в иностранной валюте. Также, это могут быть кредиты международных юридических лиц или кредитных организаций в иностранной валюте. Что приводит к бюджетному дефициту Самые распространённые провокаторы бюджетного дефицита, это: Внедрение социальных программ, слишком сложных для реализации в финансовом плане; Снижение уровня прибыли на фоне кризиса; Коррупция на всех уровнях: Недостаточно грамотно проработанная финансовая система; Убытки, спровоцированные структурной перестройкой экономики. В данном случае, дефицит возникает из-за необходимости поддержать промышленный комплекс; Агрессивная налоговая политика, провоцирующая теневые схемы. Чрезвычайные ситуации. Сюда можно включить стихийные бедствия, катастрофы и воины. Говоря о бюджетном дефиците как источнике проблем, он может спровоцировать следующее: Сложности при попытках отыскать дополнительные источники прибыли; Если увеличатся налоги, это может спровоцировать снижение деловой активности в экономическом плане. Также в этот момент происходит рост теневой экономики из-за поиска способов уйти от налогов; Чтобы уберечь себя от подобных проблем, иногда целесообразнее сохранять бюджетный дефицит. Если сложности вызваны слишком большими расходами, это одна из самых тяжелых ситуаций, выход из которой смогут найти только высококлассные и опытные специалисты. В большинстве случаев, дефицит, это последствия кризиса, который спровоцирован неэффективностью налоговой политики и усугублением финансово-хозяйственной деятельности. В такой ситуации, задачей государства является разработка эффективной стратегии для стабилизации экономики, финансово-кредитной системы, а также реформирования бюджетной политики. Как классифицируют бюджетный дефицит В зависимости от уровня управления дефицита государственного бюджета, его делят на: Циклический. В данном случае, ситуация напрямую зависит от действий государства. Такой дефицит спровоцирован снижением в производственном секторе; Структурный. Если происходит экономический спад, страна иногда намеренно уменьшает доход, снизив налоги для физических и юридических лиц. Также одновременно увеличиваются дотации и пособия. В дальнейшем, это спровоцирует дыру в бюджете, но это было сделано осознанно для улучшения общего финансового положения в стране. Учитывая конкретную часть бюджета, в которой был образован дефицит, его делят на: Пассивный. Возникает на фоне уменьшения дохода страны.
Деньги на оплату дефицита бюджета России будут искать у самих россиян
Минифин РФ скорректировал уровень дефицита бюджета за первые три месяца 2023 года почти на 300 млрд рублей. Бюджетный дефицит – отрицательное сальдо доходов и расходов государственного бюджета. Причины бюджетного дефицита могут быть следующими. Дефицит бюджета — та самая ситуация, когда потратили по разным причинам больше, чем получили в виде доходов. Дефицит федерального бюджета РФ по итогам 2023 года, по предварительной оценке, составил 3,2 триллиона рублей или 1,9% ВВП, сообщается на сайте Минфина России. Что происходит с дефицитом бюджета РФ и как хотят решать проблему. Сложившийся в первой половине 2023 года дефицит казны на практике не столь драматичен, "Ведомости".
Дефицит государственного бюджета и профицит
Ведомство оценило дефицит российского бюджета в 2,4 трлн рублей. Результат начала года под санкциями, затрагивающими нефтегазовый сектор: дефицит федерального бюджета составил 2,581 трлн рублей. Дефицит бюджета — это ситуация, при которой расходные обязательства, предусмотренные на будущий год, превышают планируемые поступления в бюджет, что в дальнейшем может привести к формированию отрицательного сальдо.
Путин заявил, что доходы бюджета выросли в 1,5 раза за первые месяцы года
4. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать ограничениям, установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Дефицит бюджета в 2024 году будет плановым — ожидается, что показатель составит 1,4–1,5 трлн руб. Дефицит бюджета влияет на государственный долг, сумму ежегодных бюджетных дефицитов и совокупную сумму долга страны перед кредиторами. В январе дефицит федерального бюджета составил рекордные для этого месяца 1,76 трлн руб., следует из данных Минфина.
В чем состоят причины рекордного дефицита бюджета в России
Антон Силуанов, министр финансов РФ: «Сейчас размер дефицита выходит примерно на уровни, которые мы закладывали в план. По итогам года его размер составит 2—2 ,5 процента ВВП. Точнее можно будет сказать во втором полугодии.
На них сократят расходы. Порежут финансирование на содержание зданий больниц, школ, приютов, домов престарелых и на деятельность этих учреждений питание, лекарства и пр. В кризисе могут оказаться театры, музеи, прочая культура кроме той, что будет воспитывать патриотизм , откажутся от ненужных государственных строек — типа дорог в небольших городах, проектов скоростных железнодорожных перевозок, развития общественного транспорта. Официально правительство заявляет, что готово тратить Фонд национального благосостояния ФНБ. Ослабление рубля носит проинфляционный характер, к тому же Центробанк придерживается концепции плавающего курса, поэтому это возможно лишь за счет рыночных механизмов и некоторых косвенных рычагов. Относительно повышения налогов министр финансов в декабре заверял, что бюджет уже принят, основные направления налоговой политики - тоже, так что действовать будут в уже очерченных рамках. Затем, однако, появились предположения, что от этой линии могут и отклониться. Что касается сокращения расходов, пока это представляется труднореализуемым, хотя опять-таки полностью исключать возможность оптимизации бюджетных трат, не связанных со сферой обороны и безопасности, тоже нельзя», — пишет в своем telegram-канале ученый-регионовед Наталья Зубаревич.
Кроме разрешения украинского кризиса и высокой цены за доллар — какое-нибудь чудо. Как в 2016 году — когда в страну потекли деньги, связанные с подготовкой чемпионата мира по футболу в 2018 году. Вторая составляющая этого чуда — высокая цена на нефть.
Экспорт нефти в сентябре составил 18,8 миллиарда долларов по цене в среднем 81,8 доллара за баррель. Кроме того, налоговые поступления от бизнеса и населения, а также единовременный налог на сверхприбыль, уплоченный крупными предприятиями, также способствовали поддержанию бюджета. Рост ВВП также оказывает положительное влияние на налоговые поступления и скорость сокращения дефицита бюджета. По прогнозам экспертов, дефицит бюджета в текущем году может составить околонулевой или даже превратиться в профицит.
По словам депутата Госдумы РФ Михаила Щапова, накопленных в ФНБ средств хватит, чтобы закрыть и дефицит 2022-го, и прогнозируемый дефицит 2023 года, после чего останется около 3 трлн рублей. Но есть сомнения, что в 2023 году российскому бюджету удастся выйти на прогнозируемый уровень бюджета. И тогда дефицит возрастет.
Правда, на этом они и закончатся. Так что правительство сейчас должно каждую минуту думать над тем, где взять дополнительные доходы в 2024 году, чтобы сбалансировать бюджет. Времени на поиск решения очень мало: полгода, не больше, — сказал Щапов. Напомним, что ФНБ формируется из сверхдоходов от нефтегаза. После приостановки действия старого бюджетного правила валютные поступления в ФНБ прекратились. Согласно обновленному бюджетному правилу, начавшему свое действие с 13 января 2023 года, в том случае, если доходы с продажи нефтегазовых доходов окажутся ниже прогнозируемого уровня, Минфин будет продавать юани, чтобы пополнить бюджет, а если выше — покупает китайскую валюту для пополнения ФНБ. Иными словами, ФНБ — это подушка безопасности государства, которая в случае падения доходов с продажи нефтегазовых ресурсов поможет возместить дефицит бюджета и исполнить обязанности по обеспечению россиян пенсионными выплатами. Для финансирования дефицита бюджета важна только ликвидная часть, которая состояла из 10,4 млрд евро она была физически заморожена в результате санкций , 309,7 млрд китайских юаней, а также 554,8 тысячи кг золота в обезличенной форме и 274,8 млн рублей. Фактически ликвидная часть ФНБ сейчас — это только юани. По мнению Щапова, если правительство не найдет новых источников доходов, то при подготовке к бюджету 2024 года проблема может стать еще острее.
В этой связи политики выступил с предложениями, как повысить доходы бюджета, закрыть дефицит и создать резервы для развития экономики и дополнительной помощи гражданам.
Бюджетный дефицит: в чем суть, почему возникает и как можно покрыть
Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит. Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов: Кредиты банков и небанковских кредитных организаций. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций. Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени государства. Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы как правило от вышестоящих нижестоящим. Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности: акции и доли участия в предприятиях, земельные участки и объекты природопользования, государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней. Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.
Источники финансирования дефицита бюджета[ править править код ] Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние. Внешние источники[ править править код ] В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются: средства, поступившие от размещения государственных займов , которые осуществляются путём выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте ; кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций , иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты заимствования ; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте. Большой дефицит государственного бюджета опасен тем, что может но не всегда порождать инфляцию. Так было, например, в 1959—1975 годах в США , когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме. Наличие бюджетного дефицита обычно трактуется как негативное явление. Однако существует и другой подход. Вслед за Джоном Кейнсом ряд экономистов даже рекомендует составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду. Когда в экономике высока безработица , увеличение государственных закупок создаёт рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост эффект мультипликатора , что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Оукена , который описывает эмпирически наблюдаемую обратно пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.
Увеличение объёмов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям эффект акселератора. В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения. Но дефицит не просто стимулирует спрос.
Из них часть денег будет потрачена на услуги ЖКХ, продукты питания, одежду, интернет и так далее. Возможно, часть денег пусть и небольшая будет отложена. Чтобы расходы не превышали доходы, семья вынуждена заранее планировать свои траты. Они знают, что в конце каждого месяца каждый получит заработную плату, и примерно представляют, сколько денег они могут потратить в следующем месяце. Такое планирование — это и есть настоящий бюджетный план. С государством дела обстоят похожим образом, только суммы значительно больше, много разных источников доходов, а статей расходов еще больше. Свои бюджеты есть у отдельных регионов, городов и сел, общественных организаций и коммерческих компаний.
Государственный бюджет Государственный бюджет формируется с учетом государственных доходов, то есть денежных средств, поступающих из следующих источников: налогов, которые платят организации и граждане; неналоговых, но обязательных сборов — всевозможные акцизы, пошлины, сборы, доходы от внешнеэкономической деятельности и так далее; иные доходы — например, из государственных фондов. Каждый год государства прогнозируют заранее, сколько денег у них будет в бюджете, и, исходя из этой суммы, планируются траты. Тратят деньги государства на самые разные нужды, в том числе социальные, экономические, военные, научные, внешнеполитические и так далее. В конце концов, они тратят деньги на содержание самого государственного аппарата, который существует только за счет наших с вами налогов и прочих платежей. Что такое бюджетный дефицит? Когда государство аккумулировало достаточно денег в рамках бюджета, оно начинает их тратить согласно предварительно составленному плану.
Но надо понимать, что в целом, анализ типичной сезонности доходов и расходов сейчас не очень помогает прогнозу, потому что сезонность очевидно поменялась из-за большого числа налоговых инициатив и экстраординарных расходов", - отмечает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Январь пошел в расход Первые предварительные оценки дефицита федерального бюджета в этом году напугали многих.
Тенденция продолжилась и в феврале: по данным госпортала "Электронный бюджет", дефицит федерального бюджета по итогам второго месяца года вплотную приблизился к 4 трлн рублей. Таким образом, он формально превысил весь годовой план на триллион рублей. Дефицит федерального бюджета в первый месяц 2023 года сформировался под влиянием двух факторов, поясняет аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Антон Фуфачев. Ранее для Минфина РФ была характерна "сезонность" в распределении расходов - существенная их часть осуществлялась в декабре. Второй - переход на обновленную систему уплаты налогов через ЕНС единый налоговый счет и изменения в налоговом регулировании для более быстрых налоговых возмещений для компаний", - рассказывает он. В январе 2023 года Минфин возвращал НДС и налог на прибыль за четвертый квартал 2022 года, что характерно снизило общие доходы федерального бюджета, добавляет Фуфачев.
Таким образом, в декабре на фоне традиционного для этого месяца скачка расходов дефицит составил более 2 трлн рублей 2,363 трлн или 2,493 трлн рублей. Доходы бюджета составили в 2023 году 29,123 трлн рублей, расходы - 32,364 трлн рублей.
Дополнительные нефтегазовые доходы сверх базового уровня в 8 трлн рублей, который в прошлом году использовался для определения объемов пополнения Фонда национального благосостояния составили 822 млрд рублей.