Эта картина — правительственный заказ, над которым Репин работал с помощью своих учеников Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова. В экспозиции размещены свыше 100 работ, выполненных Ильей Репиным и его знаменитыми учениками: Валентином Серовым и Борисом Кустодиевым, Константином Сомовым и Игорем Грабарем, Григорием Ге и Филиппом Малявиным. Forbes Life разобрался, в чем заключался преподавательский метод Репина и какие отношения связывали его с учениками и ученицами. Не используя системного подхода и определенной образовательной системы, Репин был им скорее наставником: учил наблюдать, учиться и трудиться, позволяя своим ученикам становиться теми, кем они способны стать. Выставка «Илья Репин и ученики» с 22 февраля по 29 декабря 2024, Ростовский областной музей изобразительных искусств на ул. Пушкинской в Ростове-на-Дону — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет.
Что нужно знать о Репине и его картинах перед походом на ретроспективу в Русском музее?
Экспозиция "Репин. Ученики" получилась содержательной и многоплановой. Помимо картин, по словам Игоря Грабаря, "изумляющих своим мастерством", когда смотришь - как будто родниковую воду пьешь после привычной современной хлорированной, в музее можно читать, как книгу, интересные пространные комментарии и делать собственные открытия. Например, узнать, сколько оттенков веселья отображено Репиным в картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Рассматривая эскиз к картине, названной советскими искусствоведами "Отказ от исповеди", понять, почему сам художник дал ей совсем другое название. Увидеть, как мучительно он искал образ Ивана Грозного и как менялось его видение той истории. Читать биографии и понимать, как русские художники, родившиеся в Самарской или Екатеринославской губерниях, заканчивали жизнь русскими художниками, но...
Мыслимое ли дело - Лыщинский гуляет по залу, когда должен замереть и весь обратиться в слух; сенатор Иващенков сидит спиной к государю; генерал Игнатьев отвернулся от императора; помощник статс-секретаря барон Дистерло отвлекает посторонним разговором академика Семенова... Да и другие участники торжественного заседания в трактовке господина живописца ведут себя непозволительно! Николай II согласился с замыслом живописца. Как-никак царь получил блестящее образование, свободно владел четырьмя языками, постоянно находился в окружении художественных шедевров и не мог не испытывать их воздействия. Многие Романовы обладали верным вкусом, не был его лишен и последний российский самодержец. После утверждения эскиза Репин два месяца приходил в Мариинский дворец, усаживался на облюбованное место и рисовал общие планы, фигуры, лица... Заполнил два альбома. Кроме того, получил специально для него составленный список членов Государственного Совета с необходимыми сведениями: в каком чине, в каком мундире, какими орденами награжден... На этом списке и в альбомах живописец делал пометки, помогающие уловить характер и внешность человека: Константин Победоносцев - "совсем сова"; граф Алексей Игнатьев - "гастроном, глаза хитрые, умные"; бывший начальник Главного тюремного управления Михаил Галкин-Враской - "сперва баки, затем уж лицо"... В конце июля автомобиль доставил в Мариинский дворец гигантский рулон. Опытные академические служители сноровисто раскатали холст в Квадратном зале, натянули на подрамник, установили вдоль стены. Дворцовая прислуга обеспечила живописцев стремянками. Подмастерья загрунтовали полотно и принялись чертить перспективу Ротонды с уходящими ввысь колоннами, двумя концентрическими кругами столов и кресел. Борис Кустодиев жаловался в письме невесте Юлии Прошинской: "Работа скучная и кропотливая - все линейки да циркуль, да угольник. Холст такой громадный, что чувствуешь себя перед ним совсем маленьким. Репин по обыкновению заставил переделывать почти все снова, что было уже нарисовано, и будет ли доволен теперь - не знаю". Все же за лето подготовительную работу одолели. Написали и верхнюю часть картины. Осенью сановники вернулись из отпуска, возобновились заседания Государственного Совета. Наступила пора портретных этюдов. Их, как и всю площадь картины, поделили: Куликов пишет левую часть, Кустодиев - правую, Репин - центральную. Нередко все трое писали одного и того же "государственного натурщика", как посмеивались между собой ученики. Потом сравнивали, анализировали, у кого что получилось. Окончательное слово, разумеется, принадлежало профессору. Чаще он отбирал для картины собственную работу. Молодые не обижались, понимали: до Репина им далеко. Хотя и у них случались удачи, появлялись счастливые поводы слышать слова одобрения. Это была прекрасная школа. По письмам Кустодиева чувствуется, как изменилось его настроение: "Самая картина только началась, и начинается интерес к ней, и работаем мы с удовольствием"; "Над ней работы много и работы интересной... При написании портретов Илья Ефимович категорически отказался пользоваться фотографиями: только с натуры! Исключение сделал для императора и председателя Совета, и то лишь потому, что писал их раньше, мог воспользоваться готовыми портретами и заготовками к ним. Неукоснительно выполнялось и другое требование: позировать не где-нибудь, а в Ротонде, на обычном месте каждого сановника или там, куда его пересадил автор в соответствии с композицией картины. И никто не вздумал возразить. Их сиятельства и высокопревосходительства в парадных мундирах, со всеми регалиями в назначенный день и час аккуратно приезжали в Мариинский дворец, послушно принимали указанную позу и терпеливо ее сохраняли, сколько требовалось. Не сетовали даже те, кому выпало присутствовать на картине только спиной или затылком. Что поделаешь, такова высочайшая воля... Иногда Репин назначал сеансы не одному, а сразу двоим или троим членам Совета, соседям по Ротонде. Это было важно для точности цветовых соотношений, для выбора более естественных и разнообразных поз. Жиркевичу 7 октября. Спасибо, на этот раз многие из них очень любезны, охотно приезжают позировать в зал Государственного совета, во всем параде. Такой блеск... Помощники мои, Кустодиев и Куликов, молодцы, увлекаются картиной так же, как и я, - делают хорошие этюды.
Выставка состоит из трех залов: это мастерская, куда сразу попадает посетитель, натура и пленэр. Финальная часть — это работы Репина его учеников сквозь года. Увидеть шедевры можно до 28 июля 2024. Подробности на сайте. Губернатор Московской области Андрей Воробьев напомнил, что на сайте welcome.
Эпизоды из жизни учителя и учеников", собравшая более 100 работ из собраний музеев России и частных коллекций, пройдет в историко-художественном музее "Новый Иерусалим" в Истре с 29 февраля по 28 июля. Экспозиция подчеркивает важность роли наставника в искусстве, сообщили в пресс-служба музея. Эпизоды из жизни учителя и учеников". Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него не только как на величайшего автора, но прежде всего как на уникального масштаба Мастера - наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников, ставших гордостью русской живописной школы", - говорится в сообщении. В тексте отмечается, что в экспозицию вошли 110 работ из собраний 20 музеев России и четырех частных коллекций, включая музей "Новый Иерусалим", Третьяковскую галерею, ГМИИ им.
Юрий Репин. ОТШЕЛЬНИК ИЗ «ПЕНАТОВ»
Педагогическая практика Репина менее известна, хотя он был одним из главных реформаторов Императорской Академии конца 19в. В столице Урала представляют работы Ильи Репина и его выдающихся учеников. Репин — не только великий художник, но и замечательный педагог и наставник, возглавляя мастерскую в Академии художеств, он воспитал целую плеяду талантливых мастеров изобразительного искусства. В экспозиции представлены редко экспонируемые работы Ильи Репина и его знаменитых учеников: Кустодиева, Серова, Малявина, Бродского и многих других. Поэтому Репину разрешили позвать своих учеников, Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. 23 апреля инвалиды МРО Нагорный МГО ВОИ в музее «Новый Иерусалим» посетили выставку «Мастер Репин.
1. О казачестве и родном городе Чугуеве
- Медведева Ирина: Последний ученик И. Е. Репина - Антон Михайлович Комашка.
- Восточный горшок и стеклянные бусы: археологи показали находки - ровесники Москвы
- Учитель и ученики: в Истре открывается выставка к 180-летию Ильи Репина // Новости НТВ
- Репин и ученики в Ярославском художественном музее
Илье Репину, его друзьям и ученикам посвящена очередная выставка картинной галереи
Молодые люди со всей страны стремились попасть в ученики к «самому» Репину! Екатеринбургский музей изобразительных искусств Ученики отмечали в своих воспоминаниях молодую энергию, страстность, безмерную любовь к жизни и искусству, которой заражал их Репин. Они удивлялись, как мало было в нем от академического, жесткого, самоуверенного профессора-небожителя, ведь он никогда не показывал им своего превосходства. Мужичок из робких. Нижегородский государственный художественный музей В первые годы XX столетия атмосфера в Академии изменилась, бюрократические порядки и распри профессоров взяли верх. И в 1907 году Илья Ефимович покинул Высшее художественное училище.
В прошении об отставке он рекомендовал своих учеников Ф. Малявина, Д. Кардовского и Б. Кустодиева, как преподавателей Академии. Нижегородский государственный художественный музей Репин очень ценил в людях и, конечно, в своих учениках, талант.
И главной целью его педагогической практики было не «убить», не «задушить» природный дар, а дать возможность ему развиться и найти свою дорогу в искусстве. Очень емко мастер выразил это в своем наставлении: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета». Пегас этюд собаки. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Именно поэтому все знаменитые репинские ученики не стали его эпигонами, а, восприняв репинский реализм и пройдя этот необходимый этап своего становления и развития, пошли самостоятельной дорогой, выработав индивидуальные живописные манеры. Читающая девушка.
Государственный музей ИЗО Республики Татарстан Но надо сказать, что в некоторых произведениях самого Репина уже были заложены разные стилевые тенденции, получившие затем развитие в творчестве его питомцев. Одни из них обогатили новыми формами его реализм В.
Там они пробыли до июля 1876 года. Художник давно мечтал посетить Европу и в письме к другу Стасову от 1872 года признавался: «Скорей, скорей в Европу, Париж, Рим… Все равно… Где только есть солнце, где горит этот светоч! И мы будем спица в колеснице — это большое утешение!
А здесь признаться Вам по совести мне совестно, что я художник, мне кажется, что это дармоед, обманщик, приживалка» И. Избранные письма. Однако еще в Риме Репин разочаровался в загранице. В письме к тому же Стасову он рассуждал: «Нет, я теперь гораздо больше уважаю Россию! Вообще поездка принесет мне так много пользы, как я не ожидал: но я здесь долго не пробуду, дай бог пробыть два года, и то едва ли, надо работать на родной почве.
Я чувствую, во мне происходит реакция против симпатий моих предков: как они презирали Россию и любили Италию, так мне противна теперь Италия с ее условной до рвоты красотой» Там же.. Неожиданно для Репина Стасов опубликовал отрывки из заграничных писем художника. Какая гадость тут в галереях! Эта публикация Стасова вызвала шквал негативных отзывов в сторону Репина. В сатирических журналах появились издевательские стишки и карикатуры.
Некоторые деятели искусства и культуры также осуждали художника. Полное собрание сочинений и писем. В 30 томах. Письма в 18 т. Парижское кафе.
Последняя принесла Репину звание академика. Не правда ли, нахальный приступ? Что ни говорите, а искусство не наука. Оно только тогда сильно, когда национально» Цит. Избранные сочинения.
Живопись, скульптура, музыка. Об усердном ученике Тоне Серове «Когда В. Они поселились недалеко от нас на бульваре Клиши , и Валентин не пропускал ни одного дня занятия в моей мастерской. Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял его иногда оставить ее и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика.
Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке — там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьезно и взмахивал карандашом решительно и смело». Валентин Серов. Как рос мой сын. После этой парижской встречи Репин в течение многих лет постоянно занимался с мальчиком то в Европе, то в Петербурге и Москве. Когда Репин по каким-то причинам не мог проводить с Серовым занятия, он доверял ученика талантливым педагогам.
Репин впоследствии опекал Серова: помогал в экспонировании его работ на выставках, содействовал в присвоении ученику звания академика и избрании его действительным членом Академии художеств. Что же касается похвальбы, то Серов ее совершенно не воспринимал. Репин жаловался на это в одном из писем к дочери Льва Толстого Татьяне Сухотиной-Толстой: «Серова испортить нельзя; он любит искусство, кладет в него свою душу и делает что может. Похвалы ему как об стену горох. Впрочем, годы спустя в их многолетней дружбе случился разлад: художники по-разному оценивали связь Академии художеств с событиями Кровавого воскресенья Кровавое воскресенье — расстрел мирной демонстрации рабочих в январе 1905 года..
Серов из окон Академии видел, как отряды пехоты и кавалерии стреляли в безоружную толпу. Со слов Репина, после этих событий «он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим». Серов не мог смириться с увиденным и искал у своего наставника поддержки: «Никому и ничем не смыть этого пятна. Владимир Александрович был начальником князя Сергея Васильчикова, которого назначили ответственным за подавление беспорядков. Ответьте мне, прошу Вас, Илья Ефимович, на мое глупое письмо.
С своей стороны готов выходить хоть отовсюду кажется, это единственное право российского обывателя » Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава? Рисунок Валентина Серова. Репин не стал подписываться под этим письмом и ответил Поленову: «Дорогой Василий Дмитриевич, я бы с удовольствием подписался под Вашим заявлением, если бы не знал, как оно далеко от правды. Войска в экстренных случаях выдаются в полное распоряжение полиции.
Серия «Жизнь в искусстве».
Прибытие экспонатов и распаковку картин сняли журналисты телеканала Истра. В репортаже из "Нового Иерусалима" сотрудники музея и кураторы из музеев, предоставивших работы Репина и его учеников, раскрыли некоторые подробности проекта.
Работа была начата в 1926 году, потом приостановлена и вновь продолжена в 1928-1929 годах. Всего через год, в 1930 году, великий русский художник умер.
Полотно Репин посвятил своему близкому другу и любимому композитору Модесту Мусоргскому. У Мусоргского была опера, «Сорочинская ярмарка», которой Репин восхищался. Один из отрывков оперы так и называется — «Гопак».
Первое, что бросается в глаза зрителю, - это обилие красок и яркая палитра, не свойственная Репину. Здесь и все оттенки красного, синего, зеленого. Заметны четкие и жесткие мазки.
Нестандартная композиция — изюминка картины Репина. Удаль, веселье, озорство и яркий оптимизм — основные эмоции, которые должен был ощутить зритель от картины Репина. А с другой стороны, болезненная яркость, странные ракурсы, кажущееся веселье танцующих — все это почерк другого Репина, почти незнакомого тем, кто вырос в СССР.
Вот слова Репина в период написания картины: «Недели три я очень плохо себя чувствовал, но все же, опираясь то на шпалы, то на стены, все же не бросал Сечи — подползал и отползал. Но кончить уже не смогу... А жаль.
Картина выходит красивая, веселая». Но искусствоведы относятся критично к данной работе, нет в ней той милой простоты и проникновенности художника, той русской прелести, берущей за душу, а присутствует какая-то нездоровая одержимость, картина скорее отталкивает, чем притягивает. Пройдет чуть более десяти лет и придет на землю русскую страшная война с фашизмом, мир узнает о бандеровцах, словно выпрыгнувших из преисподней, со звериной жестокостью глумящихся над человеком.
Художник, которого сравнивают по художественному воздействию на величайшего гуманиста писателя Льва Толстого не смог завершить свое произведение, краски расплывались по линолеуму и вышло то, что вышло. Как предупреждение гениального художника потомкам на все времена о защите от бесовщины.
10 цитат из «Далекого близкого» Ильи Репина
На примере работ художника и его воспитанников каждый человек сможет увидеть это наглядно». Всего в экспозицию вошло 110 работ из собраний 20 музеев России и 4 частных коллекций. Они распределены по трём разделам, соответствующим ключевым принципам Репина: Разделы «Тело так тело» и «Учитесь у природы» посвящены изучению художниками натуры, рабом которой называл себя Репин: от анатомии человеческого тела до окружающей природы. Здесь представлены студийные постановки, пленэрные этюды, законченные пейзажи, автопортреты художников и портреты их ближнего круга. Посетители увидят незаказные портреты кисти Малявина и Кустодиева, незаконченный репинский портрет пианистки и педагога Бенуа, который демонстрирует работу мастера в процессе, и другие редкие экспонаты.
Раздел «Идите своим собственным путем» рассказывает об экспериментах с художественной манерой.
У вас способности хорошие, жаль будет, если вы провороните их. Желаю вам всего лучшего.
Успеха в делах. Не исключено, что получить эту должность ему помогли упомянутые выше репинские альбомы, которые, по словам Фёдорова, он показал в наркомате просвещения. В 1929 году техникум был переименован в институт ХХИ.
Комашка становится ректором ХХИ, получает звание профессора и начинает преподавать рисунок. Украина тогда переживала расцвет культуры, происходивший на фоне индустриализации. Харьков с 1919 по 1934 год был столицей Украины.
Прохоров и А. Перед Комашкой стояла задача перестроить техникум в высшее учебное заведение, что и было осуществлено благодаря его организаторским способностям. Антона Михайловича Комашку называют одним из создателей высшей художественной школы в Харькове.
Годы работы Комашки в должности ректора совпали с процессом глобальной политизации высшего образования в СССР. Для получения должности ректора членство в партии и курсы ленинизма стали важнее диплома об окончании Академии художеств. Комашка добился новой организации учебного процесса в ХХИ.
Творческие предметы отныне сочетались с общеобразовательными предметами и с марксистско-ленинской философией. Появление молодого человека без академического образования на посту ректора известного учебного заведения не могло не вызвать недовольства многих участников харьковской художественной жизни, но было характерной приметой времени. Недоброжелатели появились у Антона Комашки и в связи с тем, что его старый знакомый Митрофан Фёдоров успел рассказать своим ученикам и товарищам историю с репинскими альбомами.
Скрипника и стал директором художественного института. Для своего авторитета он использовал партбилет и два альбома с рисунками И. Репина, которые он украл у Репина, будучи у него истопником».
В переписке Фёдорова само слово «Комашка» «букашка» в переводе с украинского языка стало нарицательным. О своих проблемах Комашка поделился с Репиным в письме от 29. Илья Ефимович, я считаю недостойным себя писать Вам оправдания на козни таких людей.
Фёдоров влачит здесь жалкое существование, известен в кругах художественной общественности как склочник и того еще хуже. Но когда Фёдоров орудует Вашим письмом, то все мои противники, которые никогда не встали бы с ним рядом, действуют сейчас заодно. Сейчас поход особенно усилился еще в связи с тем, что мне назначена гос.
Дорогой Илья Ефимович, если Вы меня уважаете и верите моей преданности и любви к Вам, то я тогда обращаюсь к Вам с просьбой — аннулируйте это письмо к Фёдорову. Комиссара по просвещению Украины академика М. Это письмо осталось без ответа.
Фёдорову Репин сообщил: «о рисунках спрашивать не стоит. Он Комашка Юре писал, что у него дочь. Повезло человеку.
Что ж ему мешать». Не дождавшись ответа от Репина, Комашка писал Юрию Ильичу 07. Жалкими и ничтожными остались сплетники-обыватели, а то и просто обнаружили себя вредителями на культурном фронте, как враги всего нового черносотенцы вроде Фёдорова , все те, которые стремились меня скомпрометировать, для какого дела, я знаю, они все усилия приложили привлечь Вас и Илью Ефимовича».
Так столкновение двух учеников Репина обернулось конфликтом людей разного социального происхождения и мировоззрения. В заграничную командировку Комашка не поехал, но с энтузиазмом включился в борьбу художественных объединений за лидерство в украинском искусстве. Эта организация, председателем которой стал Комашка, сразу стала претендовать на лидерство в художественном процессе Украины.
Подобно теоретикам РАПХ, Комашка настаивал, что художников следует разделять по их социальному происхождению. В 1931 году был издан его доклад «За пролетарскую гегемонию в пространственном искусстве», где он выступал за создание Всеукраинской федерации художественных объединений. В Харькове деятельность Антона Комашки получила международный масштаб.
Это было время появления художников-интернационалистов, которые считали искусство «оружием в классовой борьбе мирового пролетариата». В течение нескольких последующих лет МБРХ занималось организацией выставок и изданием плакатов, направленных в поддержку мирового пролетариата. В 1931 году Комашка написал статью для каталога выставки бельгийского графика Франса Мазереля, которая прошла в Харькове, Киеве и Одессе.
Творчество этого художника-экспрессиониста, посвященное революционной борьбе пролетариата, на тот момент было близким по духу и по форме «пролетарскому стилю» Антона Комашки. Расцвет творчества Комашки приходится на харьковский период его жизни. Он теперь - persona grata.
У него заискивают. Он делает оценки всем и всему», - писал М. Фёдоров И.
Репину 19. Скрипника и командующего войсками Украинского военного округа И. Он отправил несколько фотографий своих работ в «Пенаты», например, фотографию портрета юноши 1929 года с дарственной надписью «Дорогому Илье Ефимовичу Репину».
Юрию Ильичу он сообщил, что имеет хорошие отзывы в печати о своих работах, а этот портрет приобретен Украинской государственной галереей. Юноша на портрете, романтик и строитель новой жизни, внешне напоминает самого Комашку, а условный пейзаж с заводскими корпусами заимствован с агитационного фарфора. Несколько лет Комашка работал над полотном «В штабе Первой Конной армии» 1932, местонахождение неизвестно , используя созданные им во время Гражданской войны зарисовки бойцов и командиров.
Это групповой портрет, на котором изображены командующий Первой Конной С. Буденный, члены Реввоенсовета К. Ворошилов, Е.
Щаденко и С. Минин, командиры дивизий С. Тимошено и О.
Городовиков, начальник полевого штаба С. Зотов, комбриги Н. Ракитин и В.
На композицию картины повлияла работа В. Шухаева «Полк на позициях» 1917, ГРМ. Подражая монументальной живописи «бойчукистов», Комашка попытался стилизовать полотно под старую фреску, но обнаружил недостаток академического образования.
К этому произведению подходит фраза Чуковского из письма Репину 12. К этому историческому событию Комашка приурочил создание галереи портретов рабочих-ударников строительства завода. Портреты получили высокую оценку наркома просвещения Украины Н.
Скрипника, а также известных художников И. Бродского, В. Сварога, Е.
Лансере, Ф. Кричевского и стали вершиной творчества А. Комашки, поскольку точно и лаконично отразили эпоху первой пятилетки.
Выразительные лица рабочих словно иллюстрировали роман Н. Островского «Как закалялась сталь», написанный примерно в то же время. Вскоре несколько работ Комашки из серии «ХТЗ» подверглись язвительной критике за их несоответствие новому этапу построения социализма.
В газете «Комсомолец Украины» была напечатана статья «Бомбы в Олимп» 16. Это же старый алкоголик и кокаинист, кандидат на Сабурову дачу», «Разве это энтузиаст от строительства? Это же громила, злодей, с которым страшно встретится в темном переулке».
Так официальная критика стала отзываться на прямолинейное без идеализации изображение советского человека. Критически относился к творчеству Антона Комашки и Митрофан Фёдоров. Репину он писал: «Вы спрашиваете, что он представляет собою в художественном отношении.
В 1929 году в письме Юрию Репину Фёдоров выразил надежду на то, что Комашка «может перейти в разряд обыкновенных смертных, то есть будет лишен тех огромных полномочий, какими он по своему положению «партийного» пользуется сейчас». Предположение Митрофана Фёдорова сбылось. В 1932 году Комашка был отстранен от должности ректора Харьковского института, а в следующем году и от педагогической деятельности.
Монотонным голосом он тягучe, как сквозь сон, стал продолжать книжным языком объяснениe египетскиx папирусов, найденныx в гробницax мумий. Я напрягал вce усилия понять егo и вдруг почувствовал, чтo слабею и меня неудержимo клонит сон. Я таращy глазa, подымаю брови, стараюсь бодpo держаться нa скамейкe перед партой, нo как будтo ктo сковывает меня летаргией. Я тяжелo клоню головy нa сторонy или опускаю нoc нa самыe руки c тетрадью над партой. Хорошo, чтo профeccop далекo от меня и сам тожe как будтo засыпает; несмотря нa весь интepec к тем древностям, какиe он сейчac ставит перед нами, я нe могy вникнуть. Незнакомый сосед мой — ученик — невольнo улыбается, глядя нa моё засыпаниe. Я встряхиваюсь, оправляюсь и стараюсь вслушаться в чрезвычайнo интереснoe учёнoe сообщениe, нo — o ужac!
Ужe шумели и выходили; былa половинa пятогo; в пять часов начнётся рисовальный клacc. Пo коридopy вo тьмe я добираюсь дo гардеробной, гдe ужe толкаются ретивыe ученики, нe желающиe пропустить ни одной минуты в рисовальном клacce от пяти дo семи часов, покa продолжается клacc. У двери, покa её отворят, самыe прилежныe стоят ужe, прижавшись к ней, чтобы первыми войти к своим номерным местам. Дождались: занял и я послe другиx какoe-тo местo — ужe послe 150 номеров. Стоялa головa Александpa Севepa. Ученики вcex трёx классов, разместившись нa круглыx амфитеатpax поднимающихся скамеек, сидели полныx двa чaca так тиxo, чтo отчётливo был слышен толькo скрип карандашей нy точнo кузнечики трещат , дa развe шумели, когдa ктo-нибудь вместo тряпки стряхивал c рисункa уголь своим жe кашнe c собственной шеи. Фото: А.
Ещё бы!
Она готовилась почти год - год, когда в Москве и Санкт-Петербурге Третьяковская галерея и Русский музей с размахом праздновали 175-летие со дня рождения великого художника, представив масштабные экспозиции из своих фондов. Очереди желающих попасть на "репинские" выставки показывали по телевидению. Повторить такой успех в условиях нестоличного музея по определению невозможно, но в Екатеринбурге нашли свой подход.
Нестерова Айрат Терегулов. Во-вторых, по замыслу организаторов, выставка отражает одну из важнейших сторон творческого наследия "великого реалиста" - его педагогическую деятельность: за годы работы в Академии художеств и основанной им Рисовальной школе Репин воспитал целую плеяду великих художников. В одной экспозиции удалось собрать более ста графических и живописных работ самого Репина и четырнадцати его учеников, среди которых Валентин Серов, Борис Кустодиев, Константин Сомов, Николай Рерих. Это выставка-разговор не только о живописи, она об истории, о людях, о России Это было непросто.
В Екатеринбургском музее ИЗО покажут работы Репина и его учеников
Источник: artsacademymuseum. Репин и Бродский». В экспозицию вошло более 30 предметов из коллекции Музея Академии художеств, включая живописные и графические произведения Репина, а также его личные вещи. Проект представляет одного из самых известных живописцев с новой стороны — как преподавателя Петербургской Академии художеств, пейзажиста и неутомимого графика.
Когда совсем невмоготу, он пробует писать левой, но у левой нет необходимой уверенности и навыка... Словом, без помощников не обойтись. И тут нет ничего необычного, многие так делали. Рембрандт, например, или Рубенс. Подмастерья писали второстепенные части картины. Затем мастер создавал основное и проходил по всему холсту своей кистью, придавал изображению единство и неповторимый почерк. Да и сроки диктуют такой выход. Трое справятся с делом быстрее, чем один. На том и договорились. Профессор выбрал в помощники лучших питомцев своей академической мастерской. Иван Семенович Куликов 1875-1941 участвовал в работе над портретом великого князя Михаила Николаевича, писал фон и детали костюма. Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927 обещал стать гордостью русской культуры. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко продуманная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха". Конечно, Репин мог пригласить зрелых живописцев, и любой счел бы это за честь. Но для стилистического единства будущей картины требовались художники именно репинской школы, усвоившие его изобразительную систему. Оба ученика этому требованию вполне соответствовали, а зрелость - дело наживное. Первым этапом стали этюды интерьера. Ротонду каждый писал по отдельности, потом сравнивали написанное, исправляли и дополняли друг друга. В день юбилея на холсте уже была изображена вся обстановка. Оставалось запечатлеть фигуры людей в момент чтения императорского рескрипта. Мастер - в непривычной одежде, черном фраке и бабочке, - был бледен и взволнован. Чтобы успеть, нужно работать с молниеносной быстротой и абсолютной точностью. Правда, наготове помощники с карандашами и большими листами бумаги на мольбертах. Кроме того, они принесли тяжелый громоздкий фотоаппарат, установили его на треноге. Предварительно получив подробную консультацию у академического фотографа, Илья Ефимович в тот день сделал свой первый снимок. Он получился хорошим и послужил потом вспомогательным материалом. Репина волновало и другое: сцена выходила чересчур статичной. Как преодолеть застылость, придать собранию сановников хоть какую-то динамику? Нужно объединить с кульминационным моментом события предыдущие, более живые: раздачу памятных медалей. Такое решение потребовало добавления на холсте к членам Государственного Совета статс-секретарей государственной канцелярии. Число персонажей картины выросло до восьмидесяти одного! Задача усложнилась. Зато композиция сильно выиграла. Заседание продолжалось недолго. Минуты летели наперегонки. И когда преисполненные величия члены императорской фамилии и царедворцы поднялись с мест, чтобы проследовать в дворцовую церковь на благодарственный молебен, эскиз размером 40,5х88,5 см был готов! Репин остался доволен. Ученики смотрели на него восхищенно. Однако мастера по-прежнему занимала проблема композиции: даже при соединении двух эпизодов не исчезало ощущение монотонности. Картина разваливалась. Нужны были акценты на переднем плане. Чтобы уравновесить и оживить композицию из десятков сидящих фигур, Репин предложил слева изобразить во весь рост графа Бобринского статс-секретарь Государственного Совета, а справа - служащего канцелярии помощник статс-секретаря князь Д.
Мастерская Репина вместо положенных тридцати, иногда насчитывала более девяноста учеников. Через нее прошли И. Билибин, И. Грабарь, Д. Кардовский, Б. Кустодиев, Ф.
На выставке можно познакомиться с широко известными произведениями Репина: «Пушкин на берегу Черного моря» 1887, совместно с И. Айвазовским , знаменитой картиной «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» и живописным эскизом к ней 1911 , полотном «Дон Жуан и донна Анна» 1889 , иллюстрациями к роману в стихах «Евгений Онегин» — сценой дуэли Онегина с Ленским, выполненной акварелью 1899 и в технике живописи 1901 , а также с репинскими рисунками «Пушкин у Карла Брюллова» и ростовым этюдом фигуры поэта. Над образом Пушкина художник работал с полной самоотдачей, погружаясь в исторические детали, тщательно изучая иконографию. Не всегда эти поиски приводили к безоговорочным удачам.
10 цитат из «Далекого близкого» Ильи Репина
Эта картина — правительственный заказ, над которым Репин работал с помощью своих учеников Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова. Много лет Репин посвятил преподаванию в Академии художеств и в студии М.К. Тенишевой — у него было около двухсот учеников. Один из талантливейших учеников художественной академии Илья Репин получил медаль за полотно «Воскрешение дочери Иаира».
В Екатеринбургском музее ИЗО покажут работы Репина и его учеников
Выставка знакомит посетителей с основными принципами творчества Репина, которые оказали огромное влияние на его учеников. Не используя системного подхода и определенной образовательной системы, Репин был им скорее наставником: учил наблюдать, учиться и трудиться, позволяя своим ученикам становиться теми, кем они способны стать. 23 апреля инвалиды МРО Нагорный МГО ВОИ в музее «Новый Иерусалим» посетили выставку «Мастер Репин. Ученики смотрели на него восхищенно. Репин написал второй, уточненный эскиз картины, Николай II утвердил его. Не используя системного подхода и определенной образовательной системы, Репин был им скорее наставником: учил наблюдать, учиться и трудиться, позволяя своим ученикам становиться теми, кем они способны стать. Илья Репин считал Серова просто "виртуозным рисовальщиком" и очень часто ставил его рисунки в пример другим ученикам.
Выставка "Пушкин в творчестве Репина и его учеников" проходит в Санкт-Петербурге
Ученик Репина Михаил Вербов рассказывал, что Антон Комашка «обладал феноменальной способностью копировать, мазок в мазок. Из сопровождающих картины воспоминаний, цитат с описанием случаев из жизни учителя и его учеников каждый может сам сложить понимание, какой он Мастер Репин. Старший преподаватель кафедры живописи и композиции Роман Оленич и руководитель персональной учебной мастерской книжной и станковой графики Александр Заставский поссорились прямо в кабинете декана академии художеств им. Ильи Репина. В Мемориальной мастерской А. В. Пантелеева 11 октября откроется выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин – его ученики и друзья», приуроченная к 175-летию со дня рождения художника.
Один день Ильи Репина в Академии художеств
Грабаря, Ф. Малявина, И. Браза и многих других», — рассказала Ирина Балашова. Открытие выставки начнется в 17:00, вход по билету. Выставка работает до 23 ноября ул. Козленская, 4.
Кардовский, И. Остроухов, А. Савинов, В.
Сварог, Ф. Малявин и другие ценили Юрия Ильича не только как талантливого мастера крупных форм, но и как тонкого пейзажиста и портретиста. Портрет «Моя жена» 1907, ГТГ , приобретенный в 1907 году для Третьяковской галереи, служит тому подтверждением. Описание ситуации с покупкой работы можно найти в письме И. Репина к В. Серову: «Я очень порадовался за Юру, что Илья Семенович оценил его работу: да, там нечто есть»[15]. С самим Серовым Юрий был знаком с детских лет. Восхищаясь его художественным даром, он с полным пониманием отнесся к новаторскому пластическому языку, найденному Серовым в «Портрете Иды Рубинштейн» 1910, ГРМ , послав поздравление: «Преклоняющийся перед Вашим талантом и пред Вами и возмущающийся невежеством окружающих Вас»[16].
Моя жена. Остроухову о картинах Юрия Репина как о «гвозде» экспозиции: «Описать не берусь - надо видеть»[17]. Его портрет жены и ребенка прямо хорош... В том же году портрет был приобретен Советом Третьяковской галереи и помещен в зале с работами «новейших художников» как в 1917 году его назовет И. Поэтика картины «Моя жена» связана с важной иконографической традицией модерна. Стремление пластически передать внутреннюю жизнь мира видимого через гармонию материнской любви, желание создать идеальный образ «Maternite» - женской красоты, молодости - были характерны для многих мастеров эпохи модерна группы «Наби», В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова и других.
Портреты жены с сыновьями, привязанность к которым, как и к отцу, была неотъемлемой частью и повседневной, и духовной жизни Юрия Репина, занимают совершенно особое место в его творчестве. Женившись в 1905 году на простой девушке Прасковье Андреевне Андреевой, Юрий обрел свой земной идеал, преданность которому хранил до конца жизни. Да я ее любил больше всех на земле после Бога»[19], - писал он И. Бродскому после смерти жены в 1929 году. К образу Прасковьи Андреевны Юрий обращался не только при ее жизни, но и посмертно, что во многом отразило процесс перехода художника от реалистической системы восприятия к символической. Портреты жены, других членов семьи, друзей, знакомых сыграли важную роль в творчестве Юрия Репина. Большинство из них точно «попадают» в характер и в эмоциональную ауру личности, органично взаимодействующей с окружающим пространством. Таков, например, «Портрет отца» 1912, Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
С большой достоверностью и нежностью художник передал восторженный, несколько даже сумасбродно «взъерошенный» характер Ильи Ефимовича. Особый романтический трепет и юношеская серьезность отличают портрет любимого ученика И. Написанный в стилистическом русле модерна, он отмечен той театрально утонченной культурой, которая была характерна именно для этого уже ушедшего в прошлое стиля, созвучного артистической натуре Веры Репиной - «таланта собирательного: актрисы, певицы и живописицы»[20], - как говорил о ней Илья Ефимович. Портрет отца. Вот как отзывался об одном из них, написанном в 1904 году местонахождение неизвестно , Илья Ефимович: «Юра! Большое впечатление произвела на меня твоя картина, которую я вчера увидел впервые. Мне нравится портрет Сони, но этот, с Нади, огромный шаг вперед, и по зрелости замысла, и по смелости исполнения. Это вещь равносильна «Меланхолии» Альбрехта Дюрера гравюра только, но чудо!
Будет очень характерно, и выделит картину из ряда обыденности - это очень важно, особенно в начале. Точностью передачи субъективного начала в характеристике портретируемой, которую с восхищением отметил Илья Репин в 1904 году, были наделены и более ранние портреты сестры 1896, частное собрание; 1899, Музей-усадьба И. Репина «Пенаты». На портрете, написанном в 1896 году в имении Здравнево, Надежда изображена с короткой стрижкой, в простом костюме, с трубкой в руке. Не случайно на обороте холста сделана надпись «Эмансипантка». Репина «Пенаты» , выполненный в близкой эмоциональной стилистике, синтезирующей впечатление и от психологической проницательной тишины Рембрандта, и от настороженной вдумчивости и аскетичной небрежности живописи Ван Гога и Сезанна. Репин в картине «На солнце. Юрий Репин минималистическими средствами выявил и решительность характера своей героини, мечтавшей стать хирургом, и трагизм ее дальнейшей судьбы.
В работах 1890-1900-х годов Юрий Репин передал теплую атмосферу жизни как в Здравневе, так и в «Пенатах», хотя он и не был постоянным участником творческих «сред» И. Репина, устраивавшихся в имении с лета 1904 года. Поселок Куоккала, в котором в 1899 году Илья Репин приобрел участок земли для строительства усадьбы «Пенаты» , был популярным дачным местом на близком расстоянии от Санкт-Петербурга, здесь возникало ощущение маленькой Европы. Территория эта принадлежала Великому княжеству Финляндскому, входившему в состав Российской империи. В дореволюционных газетах например, в «Новом времени» объявления о сдающихся в Куоккале дачах своей многочисленностью соперничали с рекламой Крыма. Недалеко от отца поселился и Юрий, в 1909 году он оформил купчую на своеобразный по архитектурному решению дом - «Вигвам», построенный на выделенном ему в собственность участке в «Пенатах». По-импрессионистски солнечное балагурство жизни в финском Аржантее также стало одним из сюжетов Юрия Репина. На картине 1906 года «В парусной лодке», известной ныне лишь по плакатному воспроизведению 1914 года над строками «Буревестника» Максима Горького, запечатлены и Илья Ефимович Репин, стоящий во весь рост с гитарой, и склонившаяся рыжеволосая барышня в голубом платье - жена Юрия Репина, изображенная в том же платье, что и на картине «Женский портрет На веранде » 1910-е, Челябинский государственный музей изобразительных искусств , и архитектор А.
Дзескальн, автор проекта «Вигвама». Если в 1906 году жизнь на «Репинской барке» была полна солнечной гармонии, то спустя десятилетие ее так же, как и всю Россию, закачали волны революции. В 1917 году Финляндия стала независимой. В 1918-м была закрыта граница, в результате чего Илья Ефимович и Юрий Ильич с семьей оказались в невольной, но уже необратимой эмиграции. Несмотря на мучительно изматывающие раздумья о дальнейшем существовании, уже в 1925 году И. Репин понимал свой выбор: «... Но подумав - нет, поехать нельзя. Юрий Репин, так же как и Илья Ефимович, навсегда остался в эмиграции - остался во многом из-за любви и чувства ответственности перед женой, сестрой и отцом.
Третьякова, 1876 год. Из собрания ГТГ Третьяков С меценатом Третьяковым Репин познакомился во время своей работы над «Бурлаками»: Павел Михайлович оценил эскизы и очень хотел картину себе, однако она уже была «забронирована» братом императора Великим князем Владимиром Александровичем — он пообещал за нее 3000 рублей. Третьякову пришлось довольствоваться эскизом на картоне. Собиратель серьезно помог художнику во время его пенсионерства во Франции: денег от Академии Художеств не хватало — заказы Третьякова выручали. Сохранилась трогательная дружеская переписка, в которой художник делился размышлениями об искусстве и давал коллекционеру рекомендации по поводу работ других авторов. Вот что он пишет Третьякову в 1883 году, будучи уже известным и состоятельным: «Искусство вследствие необыкновенной потребности в последнее время время реакций всегда этим отличается сделалось выгодным ремеслом.
В самом деле, какой же другой личный труд оплачивается так высоко? Но нельзя было просто взять и купить холст у Репина. Художник мог запросто приехать в галерею в отсутствие Павла Михайловича и «подправить» уже приобретенную работу. Так произошло с «Не ждали», «Иваном грозным», «Крестным ходом в Курской губернии»: Как-то Репин прибыл в Москву, обманул сотрудников галереи и начал «вносить правки». Хранитель коллекции Н. Доверять эту работу автору он побоялся: «Репин все перекрасит и, может быть, сделает хуже».
Борис Кустодиев. На террасе, 1906 год. Николай Фешин. Дама в лиловом, 1908 год. Расстрел 26 бакинских комиссаров, 1925 год Ученики 4 года назад в музее-усадьбе И. Есть разные мнения о том, насколько хорошим учителем был Илья Ефимович: были претензии и к методологии, и к неровным оценкам, которые он выносил.
Он, значит, любит своих учеников, если теряет свое-время, чтобы как можно нагляднее показать нам и двинуть нас вперед. Милый Репин! Я его то люблю, то ненавижу! Интересно его видеть, когда он работает. В блузе, лицо совсем меняется, ничего он не видит, кроме натуры, чувствуется сила в нем и вместе с тем он почему-то во мне возбуждает жалость», — писала своей подруге Остроумова-Лебедева. Уходя в отставку он предложил себе на замену троих учеников: Малявина, Кардовского и Кустодиева.
Последнего он охарактеризовал так: «отличный портретист, и картины его из русской жизни очень жизненны и национальны». Интересно, что один из его «воспитанников» Исаак Бродский в советское время прославится полотном «Расстрел 26 бакинских комиссаров» — кажется, он весьма далеко ушел в искусстве живописи от своего учителя. Это дало мне значительно больше, чем простое подражание его технике», — вспоминал впоследствии Бродский. Парижское кафе, 1875 год. Частное собрание Франция Обладатель золотой медали Академии Художеств за работу «Воскрешение дочери Иаира», Репин имел право на пенсионерскую поездку — за казенный счет поработать в европейских странах несколько лет. Большую часть времени художник с семьей провел в Париже.
Из французской столицы он пишет друзьям рассказы о нравах местной публики, например о впечатлениях от посещения Парижского салона в 1874 году: «Вещей около 2000, много очень плохих, вообще французы не строги; и здесь можно скорее составить себе имя и даже капитал; цены страшные! Небольшие картинки 30 000, 16 000 фр. Мало-мальски знаменитый художник уже капиталист... В то же время сам Репин испытывает финансовые затруднения: перебои с деньгами от Академии. К счастью, были частные заказы: он пишет потрете Тургенева для коллекции портретов Третьякова и «Садко» для Великого князя Александра.
Финальная часть — это работы Репина его учеников сквозь года. Увидеть шедевры можно до 28 июля 2024.
Подробности на сайте. Губернатор Московской области Андрей Воробьев напомнил, что на сайте welcome. Сейчас там уже можно найти активности на Масленицу.
Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»
- 10 цитат из «Далекого близкого» Ильи Репина
- В Ярославле открылась выставка "Илья Ефимович Репин и ученики"
- Репин и ученики
- Выставка «Илья Ефимович Репин и ученики» в Ярославском художественном музее -
- "Талантливый сын в тени отца или сумасшедший человек и бездарность"
- В Екатеринбург привезли картины Репина и его учеников
Учитель — ученик: И. Е. Репин и И. И. Бродский
- Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме
- Цикл «Учитель-ученик» представит выставку «Репин и Бродский»
- Как семья Ильи Репина оказалась после революции на территории Финляндии
- Выставка «Репин. Наследие. Ученики» экспонируется в Екатеринбурге
- Цикл «Учитель-ученик» представит выставку «Репин и Бродский»
Мастер и его ученики
Участников экскурсии «Илья Репин и его ученики» ждет знакомство с выставкой «Мастер Репин. Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в уездном городе Чугуеве Харьковской губернии в казачьей семье. Многогранность таланта Ильи Репина раскрывает для ярославцев выставка «Илья Ефимович Репин и ученики» в художественном музее.