Петр I очень долго не мог поверить, что человек, которому он безгранично доверял, оказался изменником. А ровно через год — 26 июля 1709 года Пётр I после победы под Полтавой триумфально въехал в Киев, где пробыл месяц для наведения порядка после измены Мазепы.
Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства
И позволил уговорить себя поехать в Москву и сообщить все, что он знал о планах Дорошенко. Самойлович воспользовался дипломатическими и военными талантами Мазепы, сначала отправив его посланником в Москву. А затем назначив начальником штаба. Когда в 1687 году Самойлович был свергнут казачьим советом и арестован русскими за сепаратистские взгляды, Мазепа был провозглашен гетманом. В 1689 году он помогал русскому полководцу князю Голицыну в его успешном походе против татар. В том же году произошел перехват власти Петром Великим у регентши Софьи. Ее любимца Голицына депортировали, но Мазепа не пал вместе со своим покровителем. Отточенная и тактичная речь спасла его голову и снискала расположение Питера.
Из потенциального гонителя молодой царь стал защитником казачества. Позднее, в 1696 г. Восхождение Мазепы В 1700 году Мазепа был награжден знаком недавно учрежденного ордена св. Андрея, став вторым человеком, удостоенным такой чести. Отныне его поездки в Москву навестить царя и обменяться с ним подарками стали ежегодным мероприятием. Петр восхищался в Мазепе качествами, которые все еще были столь редки среди его соотечественников. Отточенными манерами, красноречием, остроумием и образованностью в сочетании с дипломатическим и военным мастерством.
В конце концов, поклонение молодому человеку герою сменилось искренней привязанностью. Чувством, которое объясняет крайнюю жестокость реакции Петра на возможную измену Мазепы. Предали не только Россию, но и самого царя. В течение долгого периода гетманства Мазепы социальная структура Украины претерпела глубокие изменения. До сих пор это был плавильный котел. Теперь, сверху и снизу, его элементы начали консолидироваться. Процессу, которому способствовала политика Мазепы по предоставлению земель заведомо непослушным старшим казачьим офицерам.
В качестве награды за их политическую поддержку. Этим и подобными способами на одном конце социальной лестницы был создан привилегированный земельный класс. Лишь изредка Мазепа заботился о положении простых людей, когда ему приходилось защищать их от чрезмерной эксплуатации. Именно в этом случае он ограничил барщину двумя днями в неделю и подтвердил абсолютное право рядовых казаков на занимаемую ими землю. Богатство и почти единоличная власть Сам гетман был главным бенефициаром новой экономической системы. Он владел усадьбами, на которых работали более 10 000 крестьян и приносили годовой доход более 200 000 рублей. Кроме того, большая часть украинской селитровой промышленности была собственностью Мазепы.
Официальный доход Мазепы, составлявший 50 000 рублей, поступал из военного ведомства, главным казначеем которого он являлся. Биография Мазепы, его огромное богатство и почти единоличная власть делали его положение и мировоззрение больше похожими на польского магната, чем на русского боярина. Также рекомендуем прочитать: Чего вы не знали о Че Геваре Тем не менее, несмотря на это сходство, Мазепа глубоко возмущался жестоким обращением поляков с Украиной в прошлом. Он заявил, что о братских отношениях между двумя народами не может быть и речи. И заявил, что презирает польские политические институты. С другой стороны, его отношение к Московии было отношением амбициозного и независимого, но лояльного вассала. Северная война Баланс этих отношений был нарушен требованиями Великой Северной войны.
Царю был нужен каждый из 30 000 украинских казаков, которые охотно служили ему в Юго-Восточной Польше. Для казачьих отрядов, насчитывавших до 10 000 человек, помощь союзнику Петра, Августу II Саксонскому и Польше, разграбление имений польских сторонников шведского дела, была выгодной задачей. Но в своей беспощадной манере Петр также настаивал на отправке их в новые места и постановке перед ними новых задач.
После этого Мазепа удостаивается аудиенции самого Петра Первого и, конечно же, производит на царя самое яркое впечатление своим умом, грамотностью в политических делах, утонченными европейскими манерами, европейским платьем и т. Мазепа присягает Петру на верность крестоцелованием. Восторженный русский царь награждает Мазепу за многочисленные заслуги перед Россией высшей российской наградой — орденом Святого Андрея Первозванного. Верные русскому царю казаки во главе с Кочубеем сообщают Петру об измене Мазепы, но очарованный Петр отказывается в такое верить.
Подробности этой истории, а также ее трагическая развязка ярко описаны Александром Пушкиным в поэме «Полтава». И мы рекомендуем читателям освежить в памяти ту историю, обратившись к поэме. Накануне Полтавской битвы Мазеповские казаки в большинстве своем гетмана не поддержали. Мазепе удалось склонить к предательству и привести в стан Карла максимум пять тысяч человек. Чем закончилась Полтавская баталия, кто в ней одержал победу, наши читатели прекрасно знают. Мазепа же вместе с Карлом Двенадцатым бежали в Османскую империю, точнее сказать в городок Бендеры ныне Приднестровская Молдавская республика , где гетман скоро и помер в возрасте 70 лет. Однако Мазепа на нынешней Украине считается национальным героем наряду с известными садистами националистами Бандерой и Шухевичем.
Оно логично, какова страна, такие и у нее национальные герои. Послушать можно по этой ссылке.
В Украине принято говорить о нем, как о мудром политике, патриоте и человеке, сделавшем многое для независимости государства. В представлении же многих российских людей Мазепа — это предатель и негодяй, использовавший оказанное ему доверие в личных интересах. Ни одно из этих утверждений до сих пор не признали истиной, возможно потому, что эта самая истина лежит где-то посередине. Детство и юность Иван Степанович родился 20 марта 1639 года в селе Мазепинцы на территории Речи Посполитой. Отец мальчика, Адам-Степан Мазепа, входил в круг соратников запорожского гетмана Богдана Хмельницкого.
Будучи небогатым казачьим старшиной, мужчина воевал за независимость Украины, но со временем перешел на сторону поляков. Мать будущего гетмана, Марина Мокиевская, принадлежала старинному роду шляхтичей из Бероцерковщины. Предки женщины служили в Киевском казачьем полку, где занимали руководящие посты. Мазепа-старший понимал важность образования, поэтому позаботился о том, чтобы устроить единственного отпрыска в Киево-Могилянский коллегиум при Украинской православной церкви. Далее, несмотря на православное вероисповедание, отец отправил сына на обучение в Варшавскую иезуитскую академию, где юноша получил престижное по тем временам образование. Получив выпускные документы, Иван отправился в путешествие по Европе, в ходе которого выучил восемь иностранных языков и собрал шикарную библиотеку для личного пользования. Помня о заслугах Мазепы-старшего, польский монарх Ян Казимир взял молодого человека на службу в собственные покои.
Коллег-поляков будущий воевода невзлюбил с первых же дней, и это чувство было взаимным. Сослуживцы откровенно издевались над новичком, называли его украинским холопом и еретиком. Желая отомстить, Иван обвинил самого активного обидчика по имени Пасек в краже государева имущества, но этот донос оказался клеветой. Возмущенный Пасек ударил Мазепу по лицу, тот в ответ вынул шпагу из ножен, что было категорически запрещено во дворце. В итоге молодой человек был с позором изгнан со службы. Несостоявшийся королевский прислужник был отправлен на Волынь, где находилось имение его матери. Здесь с 22-летним красавцем снова случилась неприятность, в этот раз связанная с противоположным полом.
На галантного и весьма привлекательного юношу стали заглядываться местные помещицы, а особенно молодая супруга польского предпринимателя Фальбовского. Между молодыми людьми завязался роман, который сопровождался тайными интимными встречами. Во время одного из таких свиданий отсутствовавший по делам пан неожиданно вернулся домой, где застал неверную супругу в объятиях горячего украинца. Разгневанный рогоносец приказал привязать полуголого Мазепу к лошади и отпустить последнюю на свободу. Эта история была много раз описана в произведениях известных авторов, таких как Вольтер и Байрон. После такого довольно позорного случая Иван осел в отцовском имении и оставался там вплоть до кончины Мазепы-старшего. Стоит отметить, что в историю с Фальбовским верят далеко не все: многие историки склонны считать, что порочащий рассказ был выдуман Пасеком, который долго держал на Ивана злобу.
Женщина была не самой привлекательной внешности, да и не первой свежести. Зато ее родственники обладали полезными связями и определенным влиянием, что позволило Мазепе устроиться на должность писаря к правобережному гетману Петру Дорошенко. Однако и здесь украинцу не повезло: по пути с гетманской депешей в Турцию, он попал в плен к запорожцам. Казаки, имевшие предубеждение против поляков и их прислуги, готовы были разделаться с Иваном, но тому удалось вымолить у них снисхождение.
Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел многими языками. Перейдя к казакам, Мазепа поступил на службу к гетману Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря.
Когда дело Дорошенко было проиграно, он перешел на сторону Самойловича и сблизился с ним. При Самойловиче Мазепа сделался генеральным есаулом. После свержения Самойловича на коломацкой раде в 1687 году Мазепа был избран гетманом. Он отдает много сил и средств на возрождение гетманской Украины. Резиденция гетмана - город Батурин - становится культурно-образовательным центром Украины и Европы.
МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
Упрёки, что Пётр I нарушал обещание защищать «верного вассала», принятое Россией при избрании Мазепы в 1687 г.22, несправедливы. После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов., и действия в качестве гетмана стали считаться незаконными. Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат. Когда царевна Софья низвергается Петром I, а он становится единоличным правителем, Мазепа снова меняет принципы. Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. Упрёки, что Пётр I нарушал обещание защищать «верного вассала», принятое Россией при избрании Мазепы в 1687 г.22, несправедливы.
Комментарии к статье (0)
- Миф о Мазепе, или Предательство как национальная идея —«Украинство...» XXII
- В Киеве отслужат панихиду по предателю Петра I: Украина: Бывший СССР:
- «Проклятая мазепа». Как украинские идеологи плюют в собственный народ
- Путь Мазепы: от героя до предателя
- Арабский халифат и его распад
- Комментарии к статье (0)
Мазепа, история гетмана, предавшего не только царя, но и Россию
Рос Иван в окружении поляков. Учился в Иезуитском коллегиуме в Варшаве, а затем служил при дворе короля Польши Яна Казимира, будучи одним из его покоевых дворян. В 1661 году Мазепа попал в неприятную историю. Из карьеристских соображений он оговорил одного из своих товарищей — Пасека, однако король во всём разобрался, заплатил жертве клеветника компенсацию и на время удалил Ивана от двора. А когда Мазепа вернулся, оговорённый им дворянин его избил. Оскорблённый Иван попытался схватиться за оружие и спровоцировал ссору, которую прекратил лично король. Однако при дворе отношение к Мазепе ухудшилось настолько, что он был вынужден уехать в наследственное имение своей матери на Волынь. Там он якобы стал фигурантом ещё одного скандала: согласно воспоминаниям Пасека, местный пан Фальбовский, обнаружив связь Мазепы со своей супругой, приказал поймать прелюбодея и обнажённым привязать его к лошади, которую затем прогнали по колючему кустарнику. Многие современные учёные оценивают эту историю скептически, однако о ней в более поздних пересказах узнал британский поэт Джордж Байрон и изложил в своей поэме «Мазепа», прославив тем самым гетмана на весь мир. Как бы там ни было, но при дворе польского короля Иван больше не появлялся.
Теодор Шассерио. Мазепа, привязанный к лошади. Иван стал ротмистром гетманской гвардии, а затем выдвинулся в генеральные писари. В 1674 году Мазепа был направлен с дипломатической миссией в Крым и Турцию и вёз в подарок патронам своего гетмана 15 христиан-казаков с Левобережья Днепра. Однако миссию перехватили запорожцы. Те хотели сразу же казнить Мазепу, но передумали и доверили его судьбу находившемуся на российской службе гетману Войска Запорожского Ивану Самойловичу. А тот сохранил пленнику жизнь и приставил его в качестве гувернёра к своим детям. К этому времени жители Малороссии уже возненавидели Дорошенко, приводившего на их земли турок и татар, и политическая карьера правобережного гетмана стремительно близилась к закату. Мазепа это понял и сделал всё возможное, чтобы войти в доверие к Самойловичу, вскоре став при нём генеральным есаулом.
Оказавшись таким образом на службе у русского царя, Мазепа начал обзаводиться полезными связями и вскоре сблизился с князем Василием Голицыным, влиятельным фаворитом царевны Софьи Алексеевны. Воспользовавшись прохладным отношением Голицына к Самойловичу, Мазепа, согласно ряду исторических источников, в числе прочих подписал коллективный лжедонос на своего спасителя, обвинив того в «сепаратизме». В 1687 году Самойлович был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь. Вскоре после назначения он отправил князю богатые дары — 11 тыс.
Многие были убиты и казнены. Несколько человек повесили на плотах, а плоты пустили по Днепру в назидание другим потенциальным предателям. Бесславный конец Увы, Мазепа просчитался, сделав ставку на шведского монарха. Его резиденцию - крепость Батурин, где он подготовил все для зимовки шведов, взяло русское войско под предводительство м Меншикова. Хотя у шведов были определенные военные успехи, им приходилось нелегко, в том числе и из-за сопротивления партизан. В тот же день была устроена символическая казнь со сжиганием чучела гетмана. Его официально лишили всех ранее пожалованных наград и грамот. Новым гетманом Украины стал Иван Скоропадский. Оттуда он переправился в Бендеры.
Сжигались усадьбы владельцев, истреблялось их достояние; где только могли встретить поляка или иудея — тотчас мучили до смерти; мещане и крестьяне составляли шайки, называя себя казаками, а своих атаманов — полковниками. Поляки и иудеи спасались бегством толпами; нашлись и такие шляхтичи, что приставали к казакам и вместе с ними делались врагами своей же братьи. Польша была тогда занята войной со Швецией; трудно ей было сосредоточить свои силы для прекращения беспорядков. Поляки стали просить царя Петра содействовать к усмирению малоруссов, и Петр приказал послать от себя увещательные грамоты Самусю и Палию. Грамоты эти не оказали влияния: Самусь и Палий указывали русскому правительству, что не казаки, а поляки подали первые повод к беспорядкам, потому что польские паны делают несносные притеснения своим русским подданным. Тогдашний великий коронный гетман Иероним Любомирский начал советовать панам прибегнуть к мирным средствам и составить комиссию, которая бы выслушала жалобы казаков, и то, что в этих жалобах найдется справедливым, получило бы удовлетворение. Но многие другие паны хотели, напротив, крутых мер к подавлению народного мятежа: они советовали, за неимением готовых польских сил, прибегнуть к помощи крымского хана. На самого Любомирского брошено было подозрение в измене за его миролюбивые советы. Дело кончилось тем, что начальником ополчения, которое должно было усмирить народное волнение, назначен был, вместо Любомирского, постоянно интриговавший против него польный гетман Синявский. Этот предводитель собрал дворовые отряды разных панов и присоединил их к польскому войску, которое вообще было у него тогда невелико. Казаки, наделавши зла панам и иудеям в продолжение лета 1702 года, разошлись на зиму по домам и не могли скоро сплотиться: разрозненные их отряды были рассеяны без труда; Самусь был разбит в Немирове, потерял эту крепость и убежал. Товарищ Самуся, полковник Абазин, упорно отбивался от поляков в Ладыжине, но был взят и посажен на кол. Вся Подоль была скоро укрощена; всех, взятых в плен с оружием, сажали на кол; все городки и села, где только поляки встречали сопротивление, сжигались дотла; жителей перерезывали поголовно. Это навело такой страх на остальных русских подолян, что они стали уходить из своей родины: кто бежал в Молдавию, а кто к Палию, в Украину. Начался потом суд господ над непокорными подданными; участвовавших в восстании оказалось до двенадцати тысяч, но число таких, на которых могло падать подозрение в участии, было впятеро или вшестеро больше. По предложению Иосифа Потоцкого, киевского воеводы, всякому из таких подозрительных отрезывали ухо. Некоторые паны, пользуясь своим правом судить подданных, сами казнили их, но были и такие господа, которые сами защищали своих крестьян перед судом правительства, не допускали до расправы и говорили в извинение своих крестьян, что они были увлечены в мятеж посредством обмана другими крестьянами: народонаселение в южнорусском крае, подвластном Польше, было тогда невелико, и потому-то землевладельцы дорожили рабочею силою. Сам Синявский, совершивши несколько казней, оповестил амнистию всем, которые, по его приглашению, возвратятся в свои жительства и по-прежнему начнут повиноваться законным панам своим. Окончивши усмирение народа на Подоле, Синявский со своим войском отошел в Польшу, но дух восстания не был сразу совершенно погашен: Самусь держался еще в Богуславе, хотя был уже для поляков мало опасен, потому что неудачными своими действиями и печальным исходом своей борьбы с поляками потерял популярность в народе; зато Палий, укрепившийся в Белой Церкви и владевший, сверх того, всем киевским Полесьем северною частью нынешней Киевской губернии , стал теперь настоящим предводителем народа. И поляки, и русский государь через Мазепу обратились к нему и требовали от него сдачи Белой Церкви полякам; Палий отговаривался под разными предлогами, а между тем продолжал докучать России просьбами принять его в подданство. Сам Мазепа подавал царю совет принять Палия. Но Петр не хотел ссориться с Польшею, нуждаясь в содействии Августа против шведов, и продолжал требовать, чтобы Палий сдал Белую Церковь полякам. Палий упрямился. Тогда Мазепа, по царскому приказанию, выступил на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и начал звать к себе казацких начальников. Явился к нему Самусь и положил перед ним свои гетманские знаки. Явился и Палий, надеявшийся, что теперь, наконец-то, русский царь примет его в подданство и исполнится давнее его желание. Мазепа задержал Палия в своем лагере, по-видимому, дружелюбно, а между тем сносился с Головиным и спрашивал, что следует делать с Палием, который, как доносил Мазепа, пребывая в гетманском лагере, постоянно пьянствовал. Головин приказал предложить Палию ехать в Москву, а если он откажется, то узнать — не расположен ли он к врагам России, и, в случае улик в таком расположении, арестовать его. Обличители Палия тотчас нашлись: какой-то хвастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля. Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич. Мазепа, простоявши несколько дней лагерем в местечке Паволочи, в конце июля 1704 года перешел в Бердичев и там, пригласивши к себе Палия, напоил его допьяна, потом приказал заковать и отправил в Батурин, где караульные сдали Палия, вместе с его пасынком, русским властям. По царскому приказанию его отправили на вечную ссылку в Енисейск. Так, в согласии с русским правительством расправлялся Мазепа с народными элементами в южной Руси, враждебными польско-шляхетскому направлению. Русский государь все более и более благоволил к Мазепе и считал его единственным из всех бывших малороссийских гетманов, на которого смело могло положиться русское правительство. Во время взятия Азова, Мазепа охранял у Коломака русские границы от татар, а пятнадцать тысяч его казаков, под начальством черниговского полковника Лизогуба, отличались под Азовом. За это более всех награжден был царем сам Мазепа. Еще в 1696 году, после взятия Азова, царь виделся с ним в полковом городе слободских полков Острогожске и получил от него в подарок турецкую саблю с драгоценною оправою и щит на золотой цепи, а гетмана отдарил шелковыми материями и собольими мехами. В 1700 году государь сделал Мазепу кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного. В 1703 году Петр подарил ему Крупицкую волость в Сев-ском уезде. В шведской войне участвовали казаки без Мазепы, под предводительством других начальников, а царскую признательность за их подвиги получал малороссийский гетман. Стараясь более подделаться в милость к государю, Мазепа в своих донесениях то и дело жаловался на беспокойный дух подчиненных себе малоруссов, особенно бранил запорожцев. В одном только расходился гетман с царем: гетман постоянно считал возможным и полезным возвратить в подданство России, уступленную Польше, правобережную Малороссию; Петр не поддавался таким советам, не желал ссориться с Польшею, но не сердился и на Мазепу за его советы, будучи уверен, что гетман дает их от преданности русским интересам. В 1705 и 1706 годах Мазепа ходил с войском в польские пределы, не сделал там ничего важного, но имел еще случай расположить к себе царя, предложивши ему в дар 1000 лошадей, именно в то время, когда Петр нуждался в них для войска. В 1707 году царь велел Мазепе возвратиться из Польши. Трудно было кому-нибудь вооружать царя против любимого гетмана. По укоренившейся у малоруссов охоте к доносам, много было желавших подготовить Мазепе путь Многогрешного и Самойловича. Но из боязни за собственную голову, мало находилось охотников сунуться с доносом к царю, который так верил гетману. В 1699 г. Его приговорили к смертной казни, но Мазепа даровал ему жизнь, заменивши смертную казнь тяжелым пожизненным заключением. В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности. Избранный Карлом XII в польские короли, Станислав Лещинский попытался было отправить к Мазепе какого-то Вольского с подущениями — склонить гетмана на свою сторону. Но Мазепа прислал письмо Станислава к царю и жаловался, что враги оскорбляют его, считая способным к измене своему государю. После этого события еще труднее было кому-нибудь отважиться на донос, пока в 1707 году нашелся новый доноситель на Мазепу: то был один из членов генеральной старшины, генеральный судья Василий Леонтьевич Кочубей. Между гетманом и Кочубеем существовала семейная вражда. У Кочубея было две дочери: одна — Анна, вышедшая за Мазепина племянника Обидовского и скоро овдовевшая, другая — Матрена, Мазепина крестница. Мазепа, будучи вдовцом, вздумал сделать предложение Матрене. Родители воспротивились такому браку, который ни в каком случае не мог быть дозволительным по церковным правилам. Мать Матрены, женщина гордая и вздорная, начала после того обращаться сурово со своей дочерью и довела ее до того, что ей не стало терпения жить в родительском доме, находившемся в Батурине, где ее отец должен был постоянно проживать по званию генерального судьи. Матрена убежала к гетману. Мазепа, не желая срамить девушку, отослал ее обратно к родителям, хотя писал ей потом: «Никого еще на свете я так не любил, как вас, и для меня было бы счастье и радость, если бы вы приехали и жили бы у меня, но я сообразил, какой конец из того может выйти, особенно при такой злобе и ехидстве ваших родных: пришло бы от церкви неблагословение, чтоб вместе не жить, и где бы я тогда вас дел. Мне вас было жаль, чтоб вы потом на меня не плакали». Но положение возвращенной в родительский дом Матрены стало еще хуже: мать мучила ее жестоким обращением; отец, находясь под сильным влиянием жены, поступал во всем так, как она хотела. Родители Матрены жаловались в кругу своих знакомых, что гетман обольстил их дочь и обесславил их семью. Матрена тайно переписывалась с Мазепой, жаловалась на мать, называя ее мучительницей. Мазепа утешал ее, уверял в своей любви, но советовал ей в крайнем случае идти в монастырь. Кочубей писал к Мазепе упреки, а Мазепа отвечал ему: «Ты упоминаешь о каком-то блуде; я не знаю и не понимаю ничего; сам ты, видно, блудишь, слушаясь своей гордой, болтливой жены, которую, как вижу, не умеешь сдерживать. Справедлива народная пословица: где всем правит хвост, там, наверно, голова блудит. Жена твоя, а не кто другой причиной твоей домашней печали. Святая Варвара убегала от своего отца, да и не в гетманский дом, а к пастухам в каменные расщелины». По наущению жены своей, Кочубей искал возможности тем или другим способом сделать гетману зло и пришел к мысли: составить донос и обвинить гетмана в измене. Сначала посредником для представления доноса выбран был какой-то великорусский монах из Севска, шатавшийся за милостыней по Малороссии. Он был принят у Кочубея в Батурине, накормлен, одарен, и выслушал от Кочубея и от его жены жалобный рассказ о том, как гетман, зазвавши к себе в гости дочь Кочубея, свою крестницу, изнасиловал ее. Когда этот монах посетил Кочубеев в другой раз, супруги сперва заставили монаха целовать крест в том, что будет хранить в тайне то, что услышит от них, потом Кочубей сказал: «Гетман хочет отложиться от Москвы и пристать к ляхам; ступай в Москву и донеси об этом боярину Мусину-Пушкину». Монах исполнил поручение. Монаха допросили в Преображенском приказе, но никакого дела об измене малороссийского гетмана не начинали. Прошло несколько месяцев. Кочубеи, видя, что попытка не удалась, стали искать других путей; они согласились с бывшим полтавским полковником Искрой, свояком Кочубея. Не решаясь сам начинать дело, Искра услужил Кочубею только тем, что отправил полтавского попа Спасской церкви, Ивана Святайла, к своему приятелю, ахтырскому полковнику Федору Осипову, просить у него свидания по важному государеву делу. Ахтырский полковник съехался с Искрой в своей пасеке. Ахтырский полковник известил о слышанном киевского воеводу и в то же время отправил в Москву от себя письма о предполагаемой измене гетмана, между прочим письмо к царевичу Алексею. Царь узнал обо всем 10 марта 1708 года и в собственноручном письме к Мазепе обо всем известил гетмана, сам уверял, что ничему не верит, считает все слышанное произведением неприятельской интриги, и заподозревал миргородского полковника Апостола, который, как царю было ведомо, недружелюбно относился к гетману. Царь заранее предоставлял гетману схватить и сковать своих недоброжелателей. Между тем сам Кочубей, по совету попа Святайла, отправил в Москву к царевичу еще один донос с перекрестом Янценком. Привезенный этим посланцем донос, доставлен был в руки государя. Но и этому доносу Петр не поверил и снова известил гетмана. Тогда гетман просил царя через канцлера Головкина повелеть взять доносчиков и прислать в Киев, чтоб судить их в глазах малороссийского народа. Царь на это согласился. Кочубей находился в своем имении Диканьке, близ Полтавы. Гетман отправил туда казаков взять его и Искру. Но Кочубей и Искра узнали об этом заранее, убежали в Ахтырский полк и спрятались в местечке Красный Кут под защиту ахтырского полковника. Гетман известил об этом канцлера Головкина, а Головкин отправил капитана Дубянского отыскать Кочубея, Искру и Осипова, благодарить их от имени государя за верность и пригласить их, для объяснения, ехать в Смоленск, надеясь на царскую милость и награждение. В то же время Петр, отпуская к Мазепе его генерального есаула Скоропадского, обнадеживал гетмана, что доносчикам, как клеветникам, не будет оказано никакого доверия и они примут достойную казнь. Доносчики доверились Головкину и поехали. С Белгорода их сопровождал сильный конвой, но так, чтобы им не казалось, что они едут под караулом. На другой день после прибытия доносчиков, начали допрашивать их царские министры. Прежде всех спрашивали ахтырского полковника Осипова. Он был только передатчик того, что сообщили ему, и не мог сказать ничего важного и нового по самому делу. Затем, приступили к Кочубею, и тот подал на письме 33 статьи 338 доноса о разных признаках, обличавших, как думал доноситель, гетмана Мазепу в измене: 1 В 1706 году в Минске говорил ему гетман наедине, что княгиня Дольская, мать Вишневецких, родственница Станислава Лещинского, уверяла его, что король Станислав желает сделать Мазепу князем черниговским и даровать запорожскому войску желанную волю. И мы с Чуйкевичем на другой после того день порешили обвенчать наших детей поскорее.
В тот же день была устроена символическая казнь со сжиганием чучела гетмана. По приказу Петра I в единственном экземпляре изготовлен «Орден Иуды», для «награждения» гетмана. За покровительство шведского короля, гетман пообещал его войскам зимние квартиры и провиант, а также склонить на свою сторону запорожских, донских казаков и калмыцкого хана Аюку. Отдал много сил и средств на возрождение гетманской Украины. Тайно перешел на сторону противника Московского государства в Северной войне. Иван Мазепа родился 20 марта 1639 года в селе Мазепинцы под Белой Церковью. Первый документально известный предок будущего гетмана, прадед Ивана Мазепы - Николай Мазепа-Колединский.
Портрет идеального Мазепы на фоне эпохи
Местная польская и мазепинская печать с восторгом и злорадством сообщала всё новые известия об арестах и казнях, в особенности крестьян. Мазепинские газеты… печатали целые фельетоны о том, как вешали и расстреливали русских в провинции… и во Львове», — приводил «Талергофский альманах» свидетельство очевидца. Не правда ли, описываемая картина созвучна со злорадством современных украинствующих по поводу «горелой ваты» так на украинских интернет-форумах называли людей, сожженных националистами в Доме Профсоюзов Одессы и «оторванных лапок самки колорада» так на тех же форумах говорили о женщине с оторванными ногами в бомбардируемом киевскими снарядами Луганске? И такой донос, что тот или другой является человеком русских убеждений, довлел, чтобы его, как изменника или шпиона, сейчас же арестовали, а то и казнили даже», — свидетельствовал «Талергофский альманах». Что, согласимся, опять-таки невероятно созвучно с распространенными ныне на Украине призывами сдавать в СБУ «бытовых сепаратистов». Весьма внятно характеризует мазепинство того времени песня, бывшая популярной среди украинских сечевых стрельцов, служивших в галицийском австро-венгерском войске: Украинцы пьют-гуляют,А кацапы умирают. Украинцы пьют на гофе [нем. Где стоит столб телефона,Висит кацап вместо колокола. Уста его посинели,Черны очи побелели,На зубах кровь застыла,Шнуры шею перетерли.
Как видим, за 25 лет до Волынской резни, за 100 лет до Одесской трагедии и войны в Донбассе мазепинство мало чем отличалось от сегодняшнего. С тех пор оно лишь дооформилось в полноценный политический концепт, ставший частью рассматриваемого нами конструкта «Украинство». Интересно, что к оформлению мазепинства сильно приложил руку главный идеолог «Организации украинских националистов» Дмитрий Донцов. В своих работах Донцов превращал Мазепу в «героя легенды»: «Имя Мазепы было флагом всех, кто не разочаровался в жизненной силе нации». Донцов заявлял, что среди всех украинских гетманов именно Мазепа особенно уникален благодаря совершенному им разрыву с Россией: «С именем Богдана Хмельницкого связаны в нашей памяти не только Желтые Воды [где казаки победили поляков], но и Переяславль, с именем Выговского не только Конотоп [где казаки сражались против русских], но и Гадяч [где гетман Выговский заключил соглашение с поляками], с именем Мазепы — Полтава, и только Полтава! На такой бескомпромиссный разрыв, утверждал Донцов, украинцы не шли ни до, ни после Мазепы: «После Хмельницкого, Выговского и др. После Мазепы — никто. После него наступил упадок автономистской идеи.
На этом фоне, на фоне общей деградации национальной жизни на Украине, наступившей в XVIII веке, личность Мазепы выделялась особенно ярко». Донцов создавал из Мазепы нового героя украинского националистического пантеона, наделяя его характер романтическими чертами и чувством исторического предназначения: «Мазепа был романтиком, возможно даже позером, подобно Наполеону, который знал и слышал, что выполняет лишь волю того мистического абсолюта, который называют разумом мировой истории», — а также идейной убежденностью, граничившей с безрассудством: «Он вошел в историю как человек, который решился пробить головой стену и с этой точки зрения напоминал своего королевского союзника [Карла XII], который однажды, когда хотел войти в закрытую соседнюю комнату, разогнался, ударил в дверь головой и упал без сознания». Мазепа у Донцова — уже не просто защитник интересов народа и борец за «незалежность». Он производится в защитники западной цивилизации от «российской угрозы»: «Он понял или ощутил задачу своей эпохи — создать из земель так называемой Западной России т. Так радикал Донцов наделяет Мазепу отнюдь не свойственным тому в реальности радикализмом. Переход на сторону шведов превращался Донцовым в великий благородный поступок, выражение воли украинской нации, попранной проклятыми русскими: «Акция Мазепы была символом усилий нации к независимости — и этот символ растоптан в крови и грязи 10 июля 27 июня 1709 года». Отталкиваясь от образа мифического Мазепы, Донцов задавал основные константы будущей мазепинской идеологии, она же идеология украинства: «Все черты его характера и политики создают понятие мазепинства: невосприимчивость к чужим, ненациональным идеологиям, оценка всего с точки зрения национального эгоизма, расчетливость и благоразумие в политике, чувство бескомпромиссности — тот внутренний огонь, который делает из человека маньяка своей идеи, готового скорее погибнуть здесь и сейчас, чем сделать хотя бы шаг назад». По уверениям Донцова, после проигрыша Мазепы растоптана оказалась не только свободолюбивая нация, но и «благородные идеи мазепинства — патриотизм это же «шовинизм»!
Кто такой этот нацист Донцов, идеолог кровавого бандеровского движения, творившего ужасы на Украине в эпоху ее оккупации Гитлером, — слишком хорошо известно. И слишком очевидно, что Донцова меньше всего волновала историческая правда. Что он занимался не только сменой политических акцентов или частичной подтасовкой фактов, но и сотворением своих, не имевших отношения к реальной истории, но необходимых ему «конструктов» на совершенно пустом — и гнилом — историческом месте. Теодор Шассерио. Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади. Следуя заветам Мазепы, утверждал Донцов, мало лишить Россию мощи — нужно уничтожить «варварский» русский народ: «Идея, которой дышали мазепинцы, была идея не борьбы с одним царем, а с народом московским. Кто читал «Историю Русов», речи-декларации, вложенные автором в уста Мазепы или Полуботка, тот знает, каким чувством превосходства веяло от старшины по отношению к москалям, как нации варварской, некультурной и брутальной, — в сравнении с Украиной». При помощи мифа о Мазепе Донцов выдвигал на повестку дня идею создания националистического ордена, способного воплотить в жизнь «завещание» гетмана — покончить с Москвой: «Второй основной идеей внутренней политики Мазепы была консолидация старшины в отдельный слой населения, специально отобранный и специально духовно, политически и военно подготовленный к управлению государственным кораблем»… «Уже тогда, у него возникла мысль покончить с Москвой, прежде всего организовав и укрепив сильный орден из крепко разозлившейся казацкой верхушки — старшины, правящей касты гетманщины».
Создавая миф о Мазепе как о борце за украинскую независимость и за раздел России, Донцов закладывал этот миф в основу украинства: «Имя Ивана Мазепы дорого нам по двум причинам: во-первых, как символ идеи политического украинского сепаратизма, более того! Оно нам дорого как доказательство огромной живучести украинской идеи». Архив Николая Мазепы Вращающийся памятник в Киеве, посвящённый гетману Мазепе Ценнейшей чертой характера Мазепы, необходимой «продолжателям» его дела, Донцов называл бескомпромиссность чувств: «Что особенно ценно в Мазепе, что особенно делает из его имени идею, достойную стать путеводной звездой нации, — это то, что он, в отличие от множества своих земляков не знал компромисса чувств». Подразумевалось, что с врагом можно идти на прагматический компромисс, но нельзя при этом перестать его ненавидеть: «Компромисс разума не отравляет душу нации, не делает ее недееспособной. Наиболее компромиссная политика, проводимая с трезвым расчетом, не унижает душу народа, ее унижает лишь чувственный компромисс, компромисс совести. Чувство не может пойти на компромисс без разложения самого себя, без уничтожения своих моральных основ». Донцов сооружал из Мазепы образ украинского нациста, основные характеристики которого он описал в своем «Национализме». Позже этот образ стал эталоном для галицийской молодежи, вошедшей в черный орден ОУН организация, деятельность которой запрещена в РФ.
FAJgroupp Памятник в Чернигове Масштаб и мощь донцовского мифа о Мазепе позволяет оценить, например, следующий фрагмент из написанной Донцовым в 1918 году специальной работы на эту тему под названием «Мазепа и Мазепинство»: «Кровавая заря мировой войны разрушила эту идиллию и стянула «самоотверженного малоросса» с печи. Проблемы, которые потрясли мир в начале XX века, снова выведены на повестку дня железной рукой истории. Великая цепь, отделявшая Россию от Европы, — Польша, Литва, Украина — снова начала двигаться и звенеть. Ожили политические мертвецы. Варшава, Вильнюс, Киев снова стали политическими понятиями. Восточной Европе снова предстоит общая ревизия своей карты, которой не было уже 200 лет. Имя этого человека снова начало привлекать к себе внимание современников. Задолго перед войной, вокруг этого имени снова началась борьба страстей и идеологий.
Вокруг этого имени было больше шума, чем вокруг имен живых современников. Казалось, что в этом столкновении враждебных традиций и идеологий невидимо присутствовала фигура старого гетмана. Для одних он стал сатаной, который из ада, куда его, казалось, заточили навеки, снова выполз на грешную землю. Для других его имя вынырнуло как имя пророка, в душе которого жило «темное долженствование», которое как атавистическое наследие, вспыхнуло неожиданно большим пламенем национального протеста в далеких потомках! Протеста, который просыпался то в Киеве, то во Львове, стирая государственные границы, грозя ликвидацией всего, что сделала Россия за два века на Украине. Протеста, который подобно большой взрывчатке дал, между прочим, повод к нынешней войне. Мазепа был побежден, но его имя оказалось живо.
Позднее к шведам присоединилась часть запорожского войска во главе с кошевым атаманом Константином Гордиенко. Всего в шведском лагере собралось около 10 000 казаков. Месть Петра за измену была страшной. Многие были убиты и казнены. Несколько человек повесили на плотах, а плоты пустили по Днепру в назидание другим потенциальным предателям. Бесславный конец Увы, Мазепа просчитался, сделав ставку на шведского монарха. Его резиденцию - крепость Батурин, где он подготовил все для зимовки шведов, взяло русское войско под предводительство м Меншикова. Хотя у шведов были определенные военные успехи, им приходилось нелегко, в том числе и из-за сопротивления партизан. В тот же день была устроена символическая казнь со сжиганием чучела гетмана.
Широкая автономия Малороссии на этом благополучно закончилась. Спасибо Ивану Степановичу. С казацкой вольницей и всякими поползновениями к самостийности Мазепа разбирался круто. Например, в 1704 г. И там, уже по собственному почину, вяжет руки легендарному фастовскому полковнику Семену Палию — победителю татар и поляков, батьке независимого казацкого улуса. Мазепа профессионально стряпает на него дело с наветами про антимосковские «заколоты» и передает Петру сермяжного полковника. После чего тот загремел в ссылку в Енисейск. В 1707 г. Мазепа активно участвует в подавлении восстания Кондратия Булавина — ватажка донских казаков. Заслуги Мазепы в строительстве империи безусловны и неоспоримы. Гетман стал вторым человеком после Федора Головина — президента Посольских дел, генерал-фельдмаршала, удостоенным в 1700 г. Мазепа по делам обласкан был монаршей милостью. Он гетман — фактический хозяин Малороссии. В своем батуринском дворце ведет роскошную жизнь. От талантов, Богом данных, Иван Степанович на досуге марает очередную поэтическую думу. Не отказывает себе в удовольствии волочиться за молодухами. В 63 года а может, и в 68, если верить Орлику соблазнил свою крестницу 16-летнюю Матрену Кочубей. Разнообразит досуг профессиональным коллекционированием книг и оружия. И это не литературная гипербола. Малороссийские атаманы были самыми крупными землевладельцами России. Если у генерального судьи «поля необозримы», то что тогда говорить о гетмане, тем более таком домовитом, как Иван Степанович?! Владеет Мазепа сотней тысяч душ в Украине и двумя десятками тысяч в пограничных с Малороссией российских губерниях, которых отписал ему московский царь. Строго взыскивает с полковников за бегство холопов из гетманского неоглядного хозяйства.
В следующем 1662 году Пасек, не забывая причиненного ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, Мазепа схватился за оружие. Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные приняли сторону Пасека потому что не любили и не уважали его из-за украинского происхождения. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны». Он призвал к себе Паска и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления [13]. Жизнь православного Мазепы при католическом дворе Иоанна Казимира была сложна. Вот как описывает её окончание Костомаров: «Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь» [14]. Паск в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни, истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника [13]. Однако летопись Величка также цитируемая Костомаровым , сообщает, что «Мазепа оставил придворную службу тогда, когда король Ян-Казимир предпринял поход с войском на левую сторону Украины под Глухов и на пути остановился в Белой Церкви, следовательно, в конце 1663 года. Здесь Мазепа отклонился от войска короля и остался при своем старом отце, жившем в своем имении, в селе Мазепинцах» [13]. Карьера Памятный камень на месте избрания Мазепы гетманом Украины [15] [16] В 1665 году , после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского [17]. В 1668 Мазепа женился на Анне Фридрикевич, вдове белоцерковского полковника. В конце 1669 года его тесть, генеральный обозный Семён Половец помог ему выдвинуться в кругу гетмана Дорошенко : Мазепа стал ротмистром гетманской надворной гвардии, потом писарем. Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Сирко [18]. Схватившие Мазепу запорожские казаки переправили его левобережному гетману Самойловичу. Самойлович поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил ему звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула [14]. По поручению Самойловича, Мазепа каждый год ездил в Москву [источник не указан 1309 дней]. В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал к себе его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее вляние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 года на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [14]. Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» [14]. Следует заметить, что в книге «Мазепа» глава 1 Н. Костомаров упоминает «его интриги, употребленные им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу кн. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся» [19]. Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие [20]. По мнению О. Ковалевской версия о взятке не соответствует действительности, так как дары за содействие избранию были посланы Мазепой Голицину через год после избрания [21]. Тем не менее, своим возникновением версия о взятке обязана самому Мазепе. В 1689 году, после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную. Костомаров так подводит нравственный итог карьере Мазепы: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался» [20]. Из « Киевской старины » Когда в 1689 году на русский трон взошёл молодой и энергичный Пётр I, Мазепа в очередной раз воспользовался своим даром очаровывать власть имущих людей. Стареющий гетман постоянно давал советы молодому монарху в польских делах, со временем между ними возникла тесная личная дружба. В начале 1690-х ему пришлось хлопотать над усмирением восстания некоего Петрика на Украине [14].
Почему Мазепа предал русских
Петр I — последний царь всея Руси с 1682 года и первый Император Всероссийский с 1721 года 165 лет назад началась Крымская война Конечно, это была своеобразная игра — вся Европа отлично знала, кто такой урядник Петр Михайлов. Существует версия, что британское правительство хотело наградить царя орденом Подвязки, о чем уведомило молодого государя. Однако Петр счел это неуместным, поскольку при вступлении в орден он должен был дать обет подчинения его главе — английскому королю. Понятно, что клятва носит ритуальный характер, но русского государя это обстоятельство всё же смутило и он вежливо отказался. Легенда эта популярна и довольно правдоподобна, но доказательств она не имеет — если предложение британцев и имело место, оно было кулуарным и письменных свидетельств о том не осталось. Так или иначе, именно во время или сразу после путешествия в Европу Петр принял решение об утверждении своего ордена.
Считается, что это произошло в 1698 году, но опять же никаких письменных свидетельств того не существует. Косвенно дата подтверждается в принятом при императоре Павле Петровиче в 1797 году Установлении или статуте о российских орденах: Автор цитаты «Прадед Наш безсмертныя памяти Император Петр Великий, полагая основание просвещению России и устройству различных частей ея управления, в 1698-м году установил Чин Кавалерский во имя Святого Апостола Андрея Первозванного... Апостол Андрей, больше известный как апостол Андрей Первозванный, один из 12 апостолов, учеников Иисуса Христа Фото: commons. В этот день секретарь австрийского посольства в России Иоанн Георг Корб записал в своем дневнике, изданном в 1700 году в Вене: Автор цитаты «1699 г. Его Царское Величество учредил кавалерский орден святого апостола Андрея, предписав носить крест такой, на котором обыкновенно изображают святого Андрея, называемый иначе Бургундским.
Лекторий Dостоевский 21 664 подписчика Подписаться Дорогие друзья, по вашим многочисленным просьбам мы подготовили внеплановый выпуск, посвященный человеку, ставшего в русской истории персонифицированным символом предательства — гетману Малороссии Мазепе. Мазепу можно по праву назвать «серийным предателем». Его умение втереться в доверие и менять как перчатки своих покровителей прошло красный нитью через всю его жизнь и карьеру. Петр I очень долго не мог поверить, что человек, которому он безгранично доверял, оказался изменником. Какую религию исповедовал Мазепа?
Проныра-гетман продолжал благоденствовать под крылом российского монарха. Однако потом настало время вновь вернуться к любимой его игре и в очередной раз сменить покровителя. С этим шведским королем Петр I, желая обеспечить России выход к Балтийскому морю, начал воевать еще в 1700 году. Военная кампания затянулась, войска шведов, признанные одними из лучших в Европе, весьма удачно действовали против недавно сформированной российской регулярной армии. Мазепе показалось, что война с северным соседом будет Петром скоро проиграна. А раз так — нечего оставаться на стороне неудачника! Иван Степанович сумел наладить контакты со шведским королевским двором, получил возможность через своих тайных посланников вести переписку с самим королем. В 1708 году, когда Северная война подошла к, казалось бы, катастрофическому для русской стороны рубежу, Мазепа уже в открытую переметнулся к шведам. При этом он наобещал Карлу XII, что передаст для его армии большие запасы продовольствия, оружейных припасов, собранные в Малороссии, а также приведет с собой огромное гетманское войско, не желающее воевать за русского царя. Однако эти посулы оказались далеки от реальности. Вместе с Мазепой на сторону противника перешли лишь отряды численностью от 3 до 7 тысяч запорожских казаков. Когда до императора Петра I дошла информация о предательстве Мазепы, он поначалу даже не хотел в это верить: «Известно нам, великому государю, учинилось, что гетман Мазепа безвестно пропал, и сумневаемся мы того для, не по фикциям ли каким неприятельским». Еще бы, ведь совсем недавно гетман, посылая письма царю, говорил в них о своей бесконечной преданности: «Не могут меня никогда ни стрелы, ни огонь разлучить от любви пресветлейшего всемилостивейшего государя моего». Однако факт предательства подтвердился и вызвал сильнейший гнев у российского монарха. Конечно же, Петр I сразу распорядился избрать нового предводителя запорожских казаков, им стал полковник Иван Скоропадский. А чтобы искоренить все следы подлого перебежчика, царь велел перенести резиденцию гетманов Левобережной Украины из прежнего «мазеповского» Батурина в город Глухов. Но всего этого было мало. Император очень хотел покарать самого предателя. Но поскольку Мазепа, находившийся теперь в стане шведов, был недосягаем, устроили его заочную казнь. Она состоялась в Глухове 9 ноября 1708 года. На показательную церемонию специально приехал сам Петр с приближенными, собрались войска, представители духовенства, казаки… Сохранилось описание происходившего: «Персону оного изменника Мазепы вынесли и, сняв кавалерию, которая на ту персону была надета с бантом, оную персону бросили в палаческие руки, которую палач взял и прицепил за веревку, тащил по улице и по площади даже до виселицы и потом повесил». Куклу, изображающую Мазепу и наряженную в гетманское облачение, вынесли на специально устроенный помост.
Он попадает к Самойловичу. Гетьман Левобережной Украины этапирует его в Москву, где он был представлен царю, и даже сумел перед ним оправдать Дорошенка. Мазепе поручают отвезти призывные грамоты, адресованные гетьману Правобережной, и отпускают. Только до него Мазепа не доехал — остался в Левобережье, где гетьманом был Иван Самойлович. Роковая дружба. Новый покровитель Мазепы — гетьман Самойлович Гетьман Иван Самойлович доверял амбициозному Мазепе, и это была его роковая ошибка. Но очень скоро подмечает, что тот имеет государственное мышление, и назначает его на должность главного есаула. По уму и уровню стратегического мышления Мазепа превосходит своего патрона, но тщательно это скрывает и ждёт своего момента. После неудачной военной кампании против крымского ханства Голицын обвиняет в её провале Самойловича. А тут ещё донос на него: злоупотребляет служебным положением, присвоил войсковую казну. Челобитную подписали несколько человек из гетьманской старшины, в числе подписавшихся — Иван Мазепа. Самойлович, служивший царю исправно целых 15 лет, сослан в Сибирь, а его сын казнён. Хотя в доносе на гетьмана правда частично была — о злоупотреблениях, но и только. Смена патрона. Мазепа — обладатель вожделенной булавы После возведения на трон совсем ещё юных царевичей Ивана и Петра, Россия по факту управлялась царевной Софьей и её фаворитом Голицыным. Мазепе удаётся найти подход к любимцу царевны. Щедрые подарки князю Голицыну и казацкой старшине сделали своё дело — гетьманская булава оказалась в руках Мазепы. Измена царевне Софье и её фавориту Голицыну. Кульбит к ногам 17-летнего Петра О планах сводной сестры и по совместительству управительницы Софьи убить его и царицу Наталью Николаевну становится известно 17-летнему Петру. Он сбегает в Троице-Сергиеву лавру. На его сторону переходят не только патриарх, но и бояре, а также служилые люди. Поэтому Софье ничего не остаётся, как сдать стрельцов-заговорщиков и отказаться от своих намерений. Голицына отправляют в ссылку. Над головой Мазепы нависла серьёзная угроза, за его спиной старшина уже подбирает новую кандидатуру на гетьманство. Представ перед юным царём, гетьман слышит, что он и его войско не виноваты в преступлениях управительницы Софьи и князя Голицына. Разумеется, Мазепа присягает на верность Петру I. Предательство в отношении царя. Союз со шведами Трагизм ситуации с предательством Мазепы Петра I заключается в том, что он служил царю верой и правдой долгих 20 лет, а тот верил Мазепе как себе, но мыслили они по-разному: Пётр в масштабах огромного государства, а Мазепа — местными малороссийскими категориями. Не было заселения русскими гетьманских земель. Наоборот, шла интенсивная колонизация русских территорий украинцами, которые искали защиты от поляков и крымцев. Истощение материальных и человеческих ресурсов гетьманства было намного меньше, чем в России. Но Мазепа не сумел оценить того, что дал ему Пётр I. И в этом есть его роковая ошибка. Но справедливости ради нужно отметить, что реального урона стратегии Петра I и пользы Карлу XII предательство Мазепы не принесло, оно попросту оказалось напрасным. Измена Карлу XII. Он сделал ставку на шведского короля и жестоко ошибся. Тот же, в свою очередь, ошибся в Мазепе. Находясь в очень затруднительном положении после полтавской битвы 27 июня 1709 года, Мазепа предпринимает последнюю попытку выбраться из него: через посланника предлагает царю предать в его руки Карла XII, а взамен — полное прощение и гетьманскую булаву. Это была чистой воды авантюра и сбыться ей было не суждено. После решающей битвы Шведский король, а с ним и Мазепа, бегут в Бендеры к турецкому султану. Позади взлёт карьеры, высокое положение и сказочное богатство Мазепы. Никому не известный и всеми забытый, бесславно заканчивает он свои дни на чужбине. Существует версия, что его отравили или он сам принял яд, потому что не смог перенести всего произошедшего. Печально в этой истории только одно: одарённый многими талантами человек с государственным мышлением и незаурядным умом оказался хитрым авантюристом.
Иван Степанович Мазепа
Осенью 1708 года царь Пётр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом. Долгое время Мазепа служил Петру I, был его близким соратником. После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов., и действия в качестве гетмана стали считаться незаконными.
Как отомстил Петр I за предательство гетмана Мазепы
В 1706 году состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. Кроме того, Карл XII вёл секретные переговоры с украинским гетманом Иваном Степановичем Мазепой (1639–1709), который обещал предать Петра I и перейти на сторону шведов. Так Мазепа снискал полное доверие и Петра I, добиваясь неограниченной власти на Левобережье для беспрепятственного личного обогащения. В 1706 состоялась встреча Петра с Мазепой в Киеве, и Мазепа горячо принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. Летом 1704 года Петр поручил Мазепе отправляться в правобережные края разорять магнатов, державшихся шведской армии. • Мазепа боялся, что Петр узнает о его переписке, и поэтому не ездил к Меньшикову на совещания.
МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
Путь Мазепы в Москву 16:18 Мазепа предает своего покровителя Самойловича и становится гетманом 20:20 Какими качествами Мазепа сумел очаровать Петра I? «Петр настойчиво требовал от Турции выдачи ему изменника Мазепу, и на светлейшего, погруженного в ужас расплаты, вдруг напали вши. Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Дмитрий Гутнов рассказал, почему Мазепа изменил Петру I? Долгое время Мазепа служил Петру I, был его близким соратником.
Полтавская битва и предательство Мазепы
По словам историка, гетман был воспитан в политической традиции Речи Посполитой , имел склонность к интригам и неоднократно добивался желаемого при помощи предательства. Услышав об этом, гетмана решил навестить князь Александр Меншиков. Мазепа запаниковал и, испугавшись разоблачения и захватив казну, бежал к шведам. Однако гетмана ждало разочарование. Его поддержали всего около 3 тыс. Абсолютное большинство казаков остались верными русскому царю. А Мазепа получал только княжеский титул и воеводства.
Под властью русских царей её автономия была шире», — рассказал Кротов. По мнению заместителя директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдана Безпалько, воспитанный в польской культуре, Мазепа специально стремился к переходу Малороссии в состав Речи Посполитой. Мазепа был, конечно, талантливым интриганом, но то, что его сейчас пытаются на Украине поднимать на щит, выглядит с учётом исторической реальности по меньшей мере странно», — отметил эксперт. Также по теме «Без такого помощника Пётр не стал бы Великим»: какую роль в истории России сыграл Александр Меншиков 290 лет назад был отправлен в сибирскую ссылку Александр Меншиков, один из наиболее влиятельных государственных деятелей Петровской... Он никогда всерьёз с ним не считался и не видел его равноправным союзником», — отметил историк.
Воссоединившись со шведским войском, Мазепа двинулся под командованием Карла на восток. Он принимал участие в грабежах и массовых убийствах жителей Малороссии, уничтожении ряда населённых пунктов. Пленным русским солдатам шведский король сохранял жизнь, а казаков выдавал Мазепе, который сажал их в яму и предавал мучительной смерти. Войска под командованием Карла и Мазепы уничтожили Зеньков, Опошню, Лебедин, Коломак, Терейскую слободу и десятки других городков и сёл. Сразу после предательства Мазепы Пётр одобрил новые выборы гетмана. Войско Запорожское возглавил Иван Скоропадский.
В Глухове же прошла символическая казнь Мазепы — чучело, олицетворявшее предателя, было лишено всех знаков отличия и повешено. Специально для Мазепы был изготовлен в единственном экземпляре серебряный «орден Иуды». По мнению Богдана Безпалько, личность Мазепы сильно влияет на современную Украину. Ошибка в тексте?
Ускорить движение короля Мазепа был не в силах. Незначительная горсть — полторы тысячи мазепинцев90 ничего не дала в военном отношении Карлу XII. Не было никаких намёков на восстание против русских.
Повсюду мазепинцам приходилось действовать обманом. Когда в с. Шептаки входили шведы, бывший староста И. Быстрицкий «кричал всем жителям, дабы они ис того села из домов своих не бегали, потому что де с ним пришли… люди Меншикова». Скоропадскому вместе с переяславским и нежинским полковниками истребить московское войско в Стародубе или спешить в Батурин, так как «издавна враждебная потенция Московская» начала «всезлобное намерение» выгонять из малороссийских городов людей и осаживать их своими. Раньше, при безоговорочной поддержке Москвы, Мазепа был заметной фигурой в Восточной Европе, сейчас с кучкой старшины оказался пятым колесом в шведской военной машине. По истощенному, оборванному виду пришельцев и изнурённым лошадям, он уже мог предвидеть уход скандинавов обратно в Польшу — этот план всплыл в главной квартире короля в конце весны 1709 г.. Несмотря ни на что, «духовно и физически сломленный старец»93 постарался, как обычно, подать себя в самом выгодном свете — принял бодрый вид, смеялся и шутил.
Орлик и Д. Зильтман записал: «В 9 утра этого дня Мазепа прибыл к штабу короля вместе с большой свитой и прочими казаками. Перед ним один за другим ехало несколько старшин. Непосредственно перед Мазепой один из них держал серебряную с позолотой и камнями булаву. Тут же за ним везли белый бунчук наподобие турецкого, а затем следовало всё сопровождение. В ставке короля его встречал гофмаршал фон Дюбен. Обедал он с Его Величеством не более, чем с семью именитыми казаками. Сидел Мазепа справа от короля.
После стола он отправился к себе назад тем же манером, что и прибыл». Сбежавший из Батурина гетман Мазепа при шведах стал выполнять исключительно представительские функции и не участвовал ни в одной военной операции в 1708-1709 гг. Рядовые шведы толковали, что Мазепа привёз 500 возов денег и провианта, но при нём только 400 казаков; когда же он приведёт армию короля к какому-то большому населенному месту, его войско увеличится до нескольких тысяч. Вечером 28 октября 600 конников полковника Дальдорфа и 300 казаков были посланы к Оболони к Десне, за 5 миль от ставки Карла, чтобы обезопасить левое крыло шведской армии. Ночью русская артиллерия сыпала калёными ядрами по хатам, где стояла гвардия, туда, где по их предположению, должны были наводиться мосты через Десну. Князь Меншиков вместе с киевским воеводой князем Д. Голицыным появился у батуринской фортеции днём 25 октября 1708 года и узнал, что гетман, обманув всех жителей Батурина и беспечный полк Ивана Анненкова, стоявший в Батурине, на его глазах уехал к Десне. Только несколько телег из мазепинского обоза успела отбить погоня перед Десной.
Однако и за Десной авангард Меншикова преследовал Мазепу, уходящего под охраной двух шведских полков. Казаки, уведённые обманом, и не думали отражать русскую погоню, но не преминули напасть на полковые фуры шведов. Юлленшерна писал: «Так как мы стояли в нескольких милях от других полков, то решили, для большей безопасности гетмана выступить на следующее утро и сопровождать его двумя полками, пока тот не будет в полной безопасности в самой армии. К этому нас ещё сильнее побудила новость о том, что противник преследовал гетмана всей своей кавалерией. В этом мы убедились на следующий день, ибо наш арьергард был атакован. Однако неприятель, потеряв несколько человек, был отбит, потому что тех, кто догнал, было мало. Мы были сильно сбиты с толку, не зная, насколько можно доверять казакам Мазепы, потому что, когда наш арьергард поднял тревогу, те никак не показали, что хотят идти против недруга, но спокойно продолжали свой путь, в то время как наши два полка остановились, чтобы отбросить противника. Но наш обоз продолжал уходить, и когда он оказался далеко от нас, трое больных и один обозный во время движения были заколоты людьми гетмана, а несколько фур было разграблено.
Так что нам пришлось сделать вывод, что враг и впереди и с тыла». К нему тоже не выпустили никого из города. К князю Меншикову стали съезжаться сотники и полковые казаки, «нарекая Мазепу» и прося защиты, если на них будет от гетмана «какой злой промысел». Светлейший князь ободрял всех прибытием царя на Гетманщину и послал в город Батурин сотника Марковича. Нарушить присягу и крестоцелование считалось тяжким грехом даже в глазах сердюков, но поднять бунт против Чечеля они не могли. Однако из верхушки казаков наказной прилуцкий полковник Иван Яремович Нос открыто воспротивился мазепинцам, за что был прикован верхом на пушку. Этот особый вид пытки трудно было вытерпеть более 3 часов. То, что случилось, поначалу представилось русскому командованию бедой.
Между корпусом Меншикова и армией Шереметева вклинился шведский король, на Десне предстояло отражать шведов с севера, на юге у Сейма появилась неприятельская крепость. Измена основного «столпа веры» в Малороссии показалась Петру I чудовищной. На мгновенье померещилось, что гетман возглавит «восстание черни», о котором он недавно оповещал, что с Мазепой, «который хотел всю Гетманщину к зломыслию привести», к врагу перекинется вся верхушка старшины. Об этом можно судить по зачеркнутым словам в черновике указа от 28 октября 1708 г. Однако русское командование быстро убедилось, что в единомыслии с Мазепой нет и пяти человек, «а сей край как был, так и есть». Но токмо ко мне изо всех здешних ближних мест съезжаются сотники и прочия полчаня и приносят на него ж в том нарекание и многие просят меня со слезами, чтоб за них предстательствовать и не допустить бы их до погибели, ежели какой от него, гетмана, будет над ними промысл которых я всяким обнадеживанием увещеваю, а особливо вашим в Окрайну пришествием, ис чего они повидимому, в великую приходят радость». Оторванные от баз в Польше и Прибалтике, шведы попали во враждебную страну, где развернулась стихийная партизанщина. Малороссы помимо своего этнического, сохраняли и общерусское самосознание и не отчуждали себя от великороссов, ориентируясь на «единого во всей Подсолнечной» православного монарха.
Самоотверженная борьба малороссийского народа против оккупационной Шведской армии нарастала вплоть до лета 1709 г. Крестьянство в целом признавало мотивацию русского командования, предлагавшего прятать в ямы хлеб и угонять в леса скот перед шведской армией, и было на стороне русских, в отличие от помогавших шведам «чюхонцев» Ингерманландии и Финляндии. Молороссы воспринимали еретиков-шведов почти также, как и белорусы, считавшие их сатанинской силой: «где этот Люцифер со своим войском шёл…, везде был голод и долгие годы неурожай на полях, поэтому крестьяне после них освящали свои пашни, кропили их святой водой и совершали молебны». Хотя царь запоздал с письмами в Прилуки, Белую Церковь, Гадяч, Запорожскую Сечь и Полтаву от 9, 12, и 28 ноября, где писалось о том, чтобы никто не присоединялся к Мазепе, зимой 1708 — 1709 г. Даже мазепинские «компанейские» полки Тайского, Степановича и сердюцкий полк Бурляя, не собирались защищать «шведско-мазепинский союз». Только быстрый конный рейд шведов наперерез Меншикову мог выручить Чечеля и Кенигсека. Напасть с тыла на меншиковских драгун в период с 26 октября до 2-3 ноября и спасти батуринский «ореол национальной славы» «великий гетман Мазепа» был бессилен. Уже тогда для него вырисовалась перспектива катастрофы.
Можно не сомневаться, что Мазепа сидел «как на иголках» и как только король поднялся из Горок, он послал в Батурин гонца с призывом держаться в виду скорой помощи шведов см. Но король передвинулся всего-навсего на 10 км — в Гнатовку. Основная часть армии физически не могла перемещаться быстрее и оставалась позади. Снова русским помогла стихия — начался ранний ледоход, помешавший шведам навести мост. В тот же день «2 ноября 3 шв. К вечеру он был готов и был занят сильным караулом». В ночное время, чтобы избежать артиллерийского огня шведов, отряд генерала Алларта нарезал в приречных зарослях фашины и утром 31 октября 1 ноября шв. Однако крупные дальнобойные орудия противника заставили держаться русский отряд на почтительном расстоянии.
В тот день, когда решалась судьба Батурина, Карл XII с трудом отбивал деснянский плацдарм, а царь Пётр из деревни Чаплеевка на левом берегу Десны в 15 км от Мезина и в 48 км от Батурина рассылал указы о стягивании войск к Глухову и о пересылке червонных послу в Стамбуле П. Окончательно Шведская армия перебралась через реку только 6-9 ноября. Lund, 1913. Cestovny dennik z rokov 1708-1709. Bratislava, 1969. Некоторые авторы на Украине В. Шевчук подверстывают этот процесс под коллаборационизм и ренегатство украинцев. Измайлову «Наведатся ему подлинно тайным обычаем, по сколку прежнему гетману изменнику Мазепе всяких доходов со всего малороссийского краю збиралося и нынешнему збиратися будет, также и генералной старшине, и полковникам, и прочим урядником, по сколку доходов с чего есть».
Ужгород 2001. Иллюстрированная история Украины. Киев, 1997370,372.. Шевчук В. Jerozolima, 1944. С 152; Костомаров Н. Записки о Московии. Бантыш-Каменский Д.
Источники Малороссийской истории, собранные Д. Amsterdam a Leipzig. Среднего роста Мазепа, согласно строкам одной неизданной рукописи Вольтера, выглядел «довольно неприглядным, более или менее таким, как изображают в римской истории Великого Манлия»Борщак I. Життя й пориви великого гетьмана. Неверно утверждение, что Мазепа не сумел реформировать своё войско из-за запрета Москвы. История запорожских казаков 1686 1734. Высказывались мнения, что Мазепа был в связи и с женой казнённого им Кочубея — Любовью Кочубей. Таирова-Яковлева Т.
Мазепа… С. Боура следить за литовскими гетманами, генералом от артиллерии КК. Сеницким и за всем Литовским войском, и если кто будет «с явным свидетельством неприятельской партии», тех ссылать в русские города. Konfederacja Sandomierska wobiec Rosji w okresie poaltransztadzkim 1706-1709. Wroclaw, 1969. Соловьев С. История России с древнейших времен М. Пётр Великий….
Считать эти наёмные полки моделью развития регулярных украинских вооружённых сил, как считает автор — сомнительно. Frankfurt und Leipzig, 1742. London, 1723. Яковлевой см. Меншиков и гетман И. Санкт-Петербург, 2006. Голицын — Г. Головкину 23 июня 1708 г.
Письма и прошения на рус. Украинцев — Г. Головкину 23 ноября 1707 г. Вторжение шведской армии на Гетманщину в 1708 г. Lund, 1907. Крман оставил в своем дневнике под датой 11 22 сентября такую запись: «Достоверно узнали, что к графу Пиперу доставили письмо казацкого гетмана Мазепы, который призывал короля Карла в Казакию. Говорят, граф Пипер, уговаривая короля свернуть туда, выставлял на вид, что вся Казакия хочет поддаться королю и даст изморённым воинам изобилие продовольствия и много войск, или же казаков легко буцет нанять за деньги, до которых они всегда охочи. Но граф Реншёльд, по слухам, отговаривал вескими доводами и предлагал идти на Смоленск и к реке Двине, вероятно потому, что после освобождения течения Двины от московских отрядов, армия короля получит достаточно продовольствия из шведской Риги.
Говорили также, что Смоленск объят таким паническим страхом, что его сдадут прежде, чем увидят неприятеля. Однако перевесило желание переманить на свою сторону казаков и очень плодородную и воинственную Казакию. Полагали, что к королю Карлу присоединятся 200 тысяч казаков». Сборник документов 1700-1709. Головкин — Петру I 6 октября 1708 г. Павленко при появлении шведов на Гетманщине не произошло. Стилле еще в начале 20 в. Источники малороссийской истории.
Гетман Мазепа. Историческая монография. Летописное повествование о Малой России и её народе и козаках вообще. Единоборство Русской и Шведской армии на Гетманщине нельзя зачислять в рубрику «московско-украинской войны» или антимосковского восстания, как пишет С. Украинцы на запад от Днепра и до Сана остались вообще в стороне от событий 1708-1709 г. Leben und Thaten, aus besonderen Nachrichten beschrieben. Frankfurt und Leipzig, 1710. Часть данных из этого труда франкфуртского профессора И.
На табличке было указано: «В период 26-28 августа 1696 года на Майдане Пётр I, возвращаясь из второго Азовского похода, встретился с гетманом Украины Иваном Мазепой, обменялся с ним дорогими дарами, благодарил казаков за храбрость и верную службу». По словам местного жителя, с которым пообщались общественники, на месте знака поставят памятник в виде корабля в честь посещения Петром I Острогожска. Почему в городе решили избавиться от памятного знака, «Вести Воронеж» уточняют у администрации района и регионального управления по охране объектов культурного наследия. В апреле воронежский историк Николай Сапелкин заявил о том, что в надписи на таблице допущена фактическая ошибка. Не было тогда никакой Украины, а он был гетманом Войска Запорожского.
Свыше 20 лет — с 1687 года — он занимал пост гетмана Малороссии, и ни разу на него не было нареканий. Правда, регулярно в Москву на Мазепу поступали доносы об его тайной измене. Но в Украине это было в порядке вещей. Всегда у любого гетмана находились завистники, желавшие занять его место с помощью тайной интриги, или обиженные им, жаждавшие отомстить. Никаких улик против Мазепы не оказывалось. Поэтому в Москве просто перестали придавать значение таким известиям, раз за разом убеждаясь в верности и преданности гетмана. А с доносчиками поступали так, как должны были поступить с Мазепой при его вине. Вот и очередной донос судьи Василия Кочубея и полковника Ивана Искры в 1708 году обернулся пытками и казнью для обоих: слишком известна всем была личная вражда челобитчиков к Мазепе. Между тем, этот последний извет уже имел под собой реальную почву. Но Царь Пётр не придал ему значения.
Двуличный Мазепа
- Что еще почитать
- Мазепа, история гетмана, предавшего не только царя, но и Россию - Дневник истории
- Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Домен не добавлен в панели
Плюнули сами в себя
- Курсы валюты:
- Мазепа Иван Степанович, биография — РУВИКИ
- На службе у гетьмана Дорошенка. Тройная игра
- Почему Мазепа предал Петра I после двадцати лет верности
- Вам может быть интересно:
Миф о Мазепе, или Предательство как национальная идея —«Украинство...» XXII
Реформы Петра, усугубившиеся тяготами Северной войны, привели к трагическим для Украины и России событиям, в центре которых оказалась и судьба Мазепы. Мазепа принимал участие в обоих походах Петра к Азову и снискал ещё большее доверие Петра. Хотя вручить малопочтенную награду самому Мазепе не получилось, однако Петр I позднее все-таки нашел применение такому ювелирному уникуму. Панихиду по гетману Мазепе, предавшего русского царя Петра I во время Северной войны, отслужат в Киево-Печерской лавре 11 июня 2023 года, сообщило Министерство культуры и информационной политики (МКИП) Украины.