Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. 34. Свидетелями на венчании Ленина и Крупской стали крестьяне поселка Шушенское, где пара отбывала ссылку.
Фото Ленина и Крупской в цвете показали их реальные лица
Смотрите видео на тему «Ленин И Крупская Прикол Приколы Все» в TikTok. Многие задаются вопросом, не была ли сибирская свадьба Ленина и Крупской просто политическим ходом? на тот момент ей было 25 лет. Многие задаются вопросом, не была ли сибирская свадьба Ленина и Крупской просто политическим ходом? В.И. Ленин и Н.К. Крупская вернулись из эмиграции в Россию 3 (16) апреля 1917 г. (Владимир Ильич Ленин.
Ум против красоты: как Надежда Крупская отстояла Ленина у Инессы Арманд
Даже после смерти Крупскую, которая некогда противостояла Сталину и заступалась за репрессированных соратников Ленина, не оставили в покое. Считается, что в политическом мире нет места чувствам. Но ничто человеческое не чуждо и властителям. Леонид Млечин пытается понять, какие страсти и эмоции управляют теми, кто управляет нами. «Царский ленд-лиз» или у кого империя покупала. В.И. Ленин и Н.К. Крупская с племянником Ленина Виктором и дочерью рабочего Верой в Горках. Совместная жизнь Крупская стала для Ленина не только женой – она действительно была его секретарём и ближайшей помощницей в политической борьбе.
Женщины в жизни Ленина
«Она похожа на селедку». История любви Ленина и Крупской | И снова верная себе Крупская рассказывала о первом инсульте Ленина с удивительной искренностью и простотой. |
Жандармы — в дом, революционеры — в окно: где и как жил Ленин в Уфе во время ссылки | После освобождения из ссылки Ленин и Крупская эмигрировали в Европу: они жили в Германии, Великобритании и Швейцарии. |
О.В. Шалева. Ленин и Крупская: время испытаний | Дюкре назвала Ленина, Надежду Крупскую и Инессу Арманд «трио», связующим звеном в котором был не столько наш герой, сколько дружеские отношения между двумя женщинами. |
Вторая половина первого. Была ли Крупская «довеском» к фигуре Ленина? - ВФокусе | Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. |
Женщины, которых любил Ленин
Окончательный диагноз звучал как "генитальный инфантилизм". Никакое лечение в те времена помочь не могло. Этот вопрос был болезненным как для Крупской, так и для Владимира Ильича. Жена Зиновьева вспоминала, что ее маленький сын Степа был любимцем Ленина: "Он никогда не уставал лазить под кровать и диван за мячом для Степы, носил его на плечах, бегал с ним взапуски и исполнял все его повеления". Знавший Ленина и Крупскую социал-демократ Соломон вспоминал, что они "очень, но тщетно хотели иметь ребенка" и искренне завидовали тем, у кого были дети. Почему Владимир Ульянов стал Лениным? У Ленина было 148 различных псевдонимов. Семья с такой фамилией проживала в Петербурге. Владимир Ульянов был знаком с ее членами.
В 1900 году один из братьев, С. Ленин, когда возникло подозрение, что власти откажут в выдаче Ульянову заграничного паспорта, передал ему паспорт своего смертельно больного отца Н. Ленина, исправив в нем дату рождения. В тот момент этот паспорт Владимиру Ильичу не понадобился. Однако есть данные, что он передал документ владельцу типографии, печатавшей журнал "Заря", в ответ на просьбу доказать, что он действительно является Лениным. Возможно, это и послужило основанием для выбора псевдонима. Как Ленин относился к курению и алкоголю? Ленин не курил.
Однако попытки закурить у него были.
Также за ними вводилась негласная слежка, для чего по всей стране набрали целый штат специальных инспекторов. Плата за обучение поднялась в пять раз, появилось требование ношения дорогой форменной одежды. Все эти меры были ответом властей на проявление свободомыслия в университетской среде, к которой в том же 1887 году присоединился Владимир Ульянов. В Казанском университете Владимир вступил в нелегальный студенческий кружок "Народная воля".
На следующий день Ульянова арестовали, а затем исключили из университета и выслали на "место родины". За Владимира хлопотала его тетя Любовь Александровна — родная сестра матери, благодаря которой он оказался в деревне Кокушкино Казанской губернии, где жил в доме тети до зимы 1888 года. Из-за связи с нелегальным кружком, а также из-за казни брата Владимир попал в список "неблагонадежных лиц", подлежащих полицейскому надзору. Восстанавливаться на юридическом факультете Казанского университета ему было запрещено. Практически сразу он вступил в марксистский кружок, который организовал один из первых пропагандистов марксизма в России — Николай Федосеев.
К последнему Ленина навсегда было особое отношение. Плеханов сыграл крупную роль в развитии Владимира Ильича, помог ему найти правильный революционный подход, и потому Плеханов был долгое время окружен для него ореолом: всякое самое незначительное расхождение с Плехановым он переживал крайне болезненно". Занимаясь в кружке Федосеева, Владимир все больше проникается революционными идеями, несколько лет изучает прогрессивные книги и журналы 1860-1870-х годов, особенно труды Николая Чернышевского. А в 1893 году переехал в Санкт-Петербург, где вступил в марксистский кружок студентов Технологического института. В период 1892-1893 годов взгляды Ленина под сильным влиянием работ Плеханова медленно эволюционировали от народовольческих к социал-демократическим.
При этом он уже в 1893 году разработал новую на тот момент доктрину, объявившую современную ему Россию, в которой четыре пятых населения составляло крестьянство, "капиталистической" страной. По мнению историка Ричарда Пайпса, которое он приводит в своем труде "Русская революция. Книга 2. Большевики в борьбе за власть 1917—1918", Владимир Ленин как личность окончательно сложился в возрасте 23 лет, к моменту своего переезда в Петербург в 1893 году: "…этот непривлекательный человек излучал такую внутреннюю силу, что люди быстро забывали о первом впечатлении. Поразительный эффект, который производило соединение в нем силы воли, неумолимой дисциплины, энергии, аскетизма и непоколебимой веры в дело, можно описать только затасканным словом "харизма".
РЕН ТВ , этот "невзрачный и грубоватый" человек, лишенный обаяния, оказывал гипнотическое воздействие: "Плеханова — почитали, Мартова — любили, но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным бесспорным вождем. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатическую веру в движение, дело, с неменьшей верой в себя". Спустя два года, в мае 1895-го, Владимир Ульянов впервые отправился за границу, где в Швейцарии встретился с членами группы "Освобождение труда" и познакомился с лидером российских марксистов Георгием Плехановым. И хотя деятельность "Союза…" вскоре была пресечена, именно с этого момента начался путь к революции 1917 года. Сибирская ссылка и брак с Надеждой Крупской До ссылки с село Шушенское, которая началась в мае 1897 года, Ленин провел в тюрьме 14 месяцев — следствие по его участию в организации "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" шло долго.
На три года в Сибирь вместе с ним поехала Надежда Крупская, тоже ссыльная. Чтобы это стало возможным, им пришлось обвенчаться. Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. В 1887 году с золотой медалью закончила частную женскую гимназию имени княгини Оболенской в Петербурге, затем год училась на Бестужевских курсах. В 1890 году Крупская вступила в студенческий марксистский кружок — его участники обсуждали, как им бороться против царского режима.
Надежда в то время преподавала в школе для рабочих и, пользуясь этим, продвигала среди них социалистические идеи. Через год она уже носила ему передачи в тюрьму, а вскоре и сама оказалась под следствием. Крупскую сослали в Уфу, куда она едет со своей матерью Елизаветой Васильевной, но Ленин зовет ее к себе в Шушенское, и Крупская получает разрешение переехать. Некоторые историки полагают, что это стало возможным, потому что она назвалась его невестой. И русское очень.
Коса ниже пояса: бывало, ахали в Шушенском. Так или иначе, по приезде в Шушенское, надзорные органы не позволили молодым людям просто жить вместе, и те, будучи атеистами, в июле 1898 года обвенчались в местной церкви. Поручителями и шаферами Ленин пригласил знакомых шушенских крестьян, а один из ссыльных изготовил жениху и невесте обручальные кольца из медного пятака. На сносную жизнь этого вполне хватало. Крупская писала о времени, проведенном в сибирской ссылке: "Дешевизна в этом Шушенском была поразительная.
Например, Владимир Ильич за свое "жалованье" — восьмирублевое пособие — имел чистую комнату, кормежку, стирку и чинку белья, и то считалось, что дорого платит".
Наболевшие вопросы нашего движения" Ленин выступил с концепцией партии, которую он видел централизованной боевой организацией партия нового типа : "Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем Россию! Именно на этом съезде партия раскололась на большевиков и меньшевиков. Первые поддержали Ленина, вторые под руководством Мартова выступили против его программы и в целом призывали к мягким способам борьбы с самодержавием. Деятельность после революции 1905 года и вторая эмиграция Революция 1905 года застала Ленина в Швейцарии. Он подчеркивал, что главная ее цель — покончить с самодержавием и остатками крепостничества в России. В начале ноября 1905 года он нелегально, под чужой фамилией, вернулся в Россию и обосновался в Санкт-Петербурге, где возглавил редакцию газеты "Новая жизнь". В это время он был главой Петербургского комитета большевиков и призывал к вооруженному противостоянию с правительством. Также он написал книгу "Две тактики социал-демократии в демократической революции", в которой указывал на необходимость гегемонии пролетариата и вооруженного восстания. В этом же месяце провалилось декабрьское вооруженное восстание.
Ленин скрылся в Финляндии, а спустя год снова оказался в эмиграции. Сначала он жил во Франции, затем в Австро-Венгрии и Швейцарии. Все эти годы Ленин продолжал активно участвовать в делах РСДРП, поддерживать левые группы в европейских социал-демократических партиях и отдельных социалистов, которые выступали за активизацию революционной борьбы. Он даже организовал неподалеку от Парижа, в городке Лонжюмо, большевистскую партийную школу, куда приезжали делегаты со всей Российской империи. Ленин был не только ее идейным руководителем, но и ведущим лектором — он прочел 56 лекций, в том числе по политической экономии, аграрному вопросу, теории и практике социализма в России. Одновременно с этим в 1912 году он умудрился наладить в России выпуск ежедневной легальной большевистской газеты "Правда". Февральская революция 1917 года и возвращение в Россию В начале Первой мировой войны Ленин находился на территории Австро-Венгрии и был арестован по подозрению в шпионаже в пользу России, однако вскоре освобожден. За него заступились австрийские социал-демократы, объяснив что он — враг российской монархии. После этого Ленин уехал в Швейцарию, где выдвинул лозунг о превращении грабительской империалистической войны в войну гражданскую. Он добрался до родины в апреле — ехал через Германию в специальном пломбированном вагоне для политических эмигрантов.
На следующий день после приезда в Петроград Ленин выступил со своими знаменитыми "Апрельскими тезисами", в которых изложил программу перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической, а также призвал к свержению Временного правительства. Единственное, что я мог сделать для облегчения работы себе и добросовестным оппонентам — изготовить письменные тезисы. Я прочел их и передал их текст товарищу Церетели. Читал я их очень медленно и дважды: сначала на собрании большевиков, потом на собрании и большевиков, и меньшевиков. Печатаю эти мои личные тезисы, снабженные лишь самыми краткими пояснительными примечаниями, которые гораздо подробнее были развиты в докладе", — писал Владимир Ленин 7 20 апреля 1917 года в 26-м номере газеты "Правда". Противники обвинили Ленина в организации мятежа — тот снова скрылся в Финляндии. Однако уже в конце сентября он вернулся в Петроград и подготовил вооруженный переворот — Октябрьскую революцию, которая произошла 25 октября по старому стилю 7 ноября по новому. Временное правительство пало. Власть перешла к Совету народных комиссаров во главе с Лениным. Они вскоре переехали в Москву и заняли Кремль.
Первые годы советской власти В 1918 году началась Гражданская война. Почти сразу после образования Совета народных комиссаров большевиков пытались отстранить от власти с одной стороны — сторонники Временного правительства, а с другой — представители Всероссийского исполнительного комитета профсоюза железнодорожников Викжеля. Последние требовали под угрозой всеобщей забастовки на железных дорогах создания "однородного социалистического правительства" из представителей всех социалистических партий. В конечном счете Ленин и его соратники установили в России однопартийную диктатуру. Созванное Учредительное собрание разогнали уже в январе 1918 года. По его предложению в декабре 1917-го была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия ВЧК , в январе 1918-го он возглавил разработку декрета об организации Рабоче-крестьянской Красной армии. Одобрил произведенный в Екатеринбурге расстрел бывшего императора Николая II и его семьи. Новая государственная структура, вопреки заявлениям Ленина о полном разрыве с прошлым, постепенно приобретала черты традиционного государства, однако при этом уничтожались сложившиеся к 1917 году элементы гражданского общества и правовые основы государственности. Ленин характеризовал советское государство того периода как "ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть". В марте 1918 года Ленин добился подписания сепаратного Брестского мира с Германией, Австро-Венгрией и Турцией, который сам же называл "похабным".
Когда в ноябре 1918 года Германия проиграла войну, советские власти в одностороннем порядке разорвали договор.
На этот раз за Крупскую вступился сам Ленин. Ильич отправил Сталину записку с требованиями извиниться перед Надеждой Константиновной, в противном случае пригрозил ему полным разрывом отношений. Ситуация не изменилась и после смерти Ленина. Крупская продолжала мешать Сталину. Так, по словам Светланы Аллилуевой, Надежда Константиновна была против выставления тела своего мужа на всеобщее обозрение. Впрочем, Юрий Лопухин, автор издания «Как умер Ленин. Откровения смотрителя Мавзолея», утверждал, что ни одного высказывания Крупской подобного рода на самом деле нет. Мало того, она выступала на съезде с речью, посвященной памяти Владимира Ильича, и голосовала за принятие решения о строительстве Мавзолея.
Однако общей картины это не меняет. Известно, что Крупская поддержала Зиновьева и Каменева. Сталин же написал Молотову: «Крупская — раскольница. Ее и надо бить, как раскольницу…».
Ленин и крестьяне в Сибири — как всё было на самом деле — фоторепортаж
Как все меняет время! Сейчас чаще вспоминается популярный позднесоветский анекдот. Брежнев в разговоре с Крупской вспоминает ее покойного супруга: Кто же не помнит старика Крупского!..
Гроб с забальзамированным телом Ленина поместили в деревянный мавзолей — временную гробницу, которая, несмотря на лютые морозы, была построена всего за три дня. Вот как описывает церемонию прощания с Владимиром Ильичом крестьянка Анастасия Ивахнова: «Когда опускали гроб в склеп… все притаили дыхание, всем хотелось, наверное, вместе с нашим отцом родным пойти в склеп, не жить больше. Замолчала вся земля, все птицы, все люди, даже, кажется, солнышко перестало греть землю. Остановились все поезда, все движение во всей России, чтобы в одно и то же время выразить свою скорбь, свое горе по случаю смерти дорогого Вождя». Заветной мечтой некоторых советских гражданок было не только сойти в могилу вслед за вождем, но и умереть вместо него.
То же и в рассказе П. Товарищ Белова — там самая, что просила сына привезти ей портрет мертвого Ленина — писала: «Если бы ты знал, как нам хотелось глянуть хоть одним глазком на Москву во время похорон тов. У нас вся площадь была переполнена народом во время похорон Ленина, мы пели похоронный марш. Картина была трогательная, но все-таки, наверное, не такая как в Москве». Крестьянка Дежкина рассказывала о траурном собрании в селе Горицы Бутырской области: «Все женщины горько плакали, когда мы запели похоронный марш. Двое взяли траурное знамя. Боевая делегатка моя Анисья Васильева взяла портрет Ленина.
Я взобралась на трибуну, взяла в руки портрет, подняла его высоко и сказала нашим крестьянкам, кого мы готовимся зарыть в сырую землю, нашего неоцененного борца революции, который… раскрепостил нас, дал равноправие… Зароем его тело, но идею оставим при себе… Реки слез пролились из глаз крестьян и крестьянок». Всемирный Ленин Внешний вид первого мавзолея оставлял желать лучшего — за три дня сложно было построить на мерзлой земле что-то красивое. Кроме того, эта гробница была слишком мала для того, чтобы вместить оборудование, необходимое для поддержания сохранности тела Ленина.
Даже напевал иногда Интернационал, Червоный штандар польская рабочая песня.
В итоге «Ильич у нас в июле сбежал». Ленин с младшей сестрой Марией Ильиничной и с Крупской жили в Горках в большом доме, а рядом во флигеле поселился управляющий совхозом, бывший рабочий, которого Ульянов знал еще с 1891 года по Самаре, Алексей Андреевич Преображенский. Слов у Ильича не было, мог говорить только «вот», «что», «идите», но была богатейшая интонация, богатейшая мимика. Мария Ильинична, я, санитары все больше понимали Ильича.
Но у Преображенского больное сердце. Побелел он весь, губы трясутся, а Ильич все рассказывает про переживаемое». Специалист по восстановлению речи за пару дней до смерти В. Во флигеле у самарского товарища по борьбе Ленин пробыл три дня, сбежав от врачей, сестер, от больничного режима.
До обострения болезни, 1922 год: Ленин и Крупская в Горках у телескопа. Потом пускал к себе некоторое время проф. Осипова, но разговоры о болезни не допускались. Розанова и Ф.
Гетье, лечивших его раньше, он смотрел не как на врачей, а как на добрых знакомых. Не как на доктора, а как на товарища смотрел на Владимира Александровича Обуха». Последние месяцы медики наблюдали В. И признает, что муж «стал тяготиться и сестрами милосердия», «видно было, что их присутствие ему тяжело».
Отложил В. Когда Ленину передали изданный Коминтерном стенной календарь, вождь подолгу его рассматривал.
На снимке, где пара Ленин — Крупская сидит на скамейке в окружении детей. У Ленина огненно-рыжие волосы и карие глаза, о которых говорили современники вождя. На нем френч цвета хаки. На Крупской — белая блузка, которые она предпочитала в жизни.
53 необычных факта о Ленине: Все не знает даже историк
Вместе с супругом она прошла ссылку, эмиграцию, была его соратницей в революционной борьбе. Кроме того, Крупскую считают главным идеологом советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Она была автором книг и статей, где поднимала вопросы о роли женщин в социалистическом обществе. В 1887 году с отличием окончила частную женскую гимназию княгини Оболенской в Петербурге. Затем стала слушательницей Высших женских курсов и вступила в студенческий марксистский кружок.
Она помогала будущему вождю мирового пролетариата в составлении и распространении революционных брошюр. Спустя год молодых людей арестовали. Надежда Константиновна стала верным помощником Ленина в революционной борьбе. Она проанализировала мировое педагогическое наследие с марксистских позиций. Как она отмечала, новая роль женщин не разрушает семью, а, наоборот, обогащает её и помогает правильно воспитывать детей.
Чтобы поближе и ненавязчиво подобраться к предмету своего интереса, Владимир предпринял тактику общения втроём, и третьей стала подруга Аполлинарии Надежда Крупская. Надежда сразу и без памяти влюбилась в обаятельного молодого революционера, но скрывала этот факт, понимая, что на фоне яркой красавицы подруги шансов у неё немного. Она взяла на себя роль посредницы в их отношениях и старалась приглашать Владимира Ильича к себе в гости. Её мама Елизавета Васильевна хорошо готовила и привлекала молодого марксиста вкусной домашней едой. Сама Надежда готовить так и не научилась, но она была умной и мудрой женщиной, мало зависимой от чужого мнения. Она вполне была способна в одиночку выстроить план по «захвату» Ильича. История умалчивает о том, как именно Владимир сделал Якубовой предложение, но когда он в очередной раз был арестован, к окну его тюрьмы пришла одна Надежда: с Аполлинарией Якубовой отношения больше не возобновлялись. Женитьба в Шушенском Ленина отправили в ссылку в село Шушенское, и вслед за ним поехала Надежда. Об обстоятельствах этой поездки существуют различные версии, но сама Крупская рассказывала, что Ленин сделал ей предложение в переписке, и она согласилась: «Замуж так замуж». Не исключено, что Ленин во-первых привык к постоянному присутствию в его жизни соратницы по партии, во-вторых осознал, что в его работе без такой умной советчицы, как Надежда, не обойтись. Глеб Кржижановский писал о Крупской: «Владимир Ильич мог найти красивее женщину, вот и моя Зина была красивая, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было…» На свадьбу были приглашены крестьяне из деревни, а также друзья-ссыльные: Кржижановский, Старков и другие. Гости так шумели, что владельцы дома, где проводилось свадебное торжество, приходили с просьбой вести себя потише. Ни на одной из сохранившихся фотографий Ленин и Крупская не выказывают симпатии друг к другу — они запечатлены бесстрастно и целеустремлённо: так, как подобает вождям революции. Но позднее Крупская писала в мемуарах: «Мы ведь молодожёны были, - и скрашивало это ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти... Она обрабатывала корреспонденцию, преподавала в партийной школе, была редактором, переписчицей статей. Ленин нашёл в Надежде Константиновне не только соратника по революции. Он страстно любил бродить по лесам — за грибами или просто так, и жена составляла ему компанию. Впоследствии Крупская рассказывала, что они находили нетронутые уголки природы даже в Мюнхене и в Лондоне. Вместе с супругами вплоть до своей смерти в 1915 году ездила тёща Елизавета Васильевна.
Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм.
«Она похожа на селедку». История любви Ленина и Крупской
Во времена, когда в доме жили Ленин и Крупская, на первом этаже оставалась его хозяйка — Прасковья Чоглокова. ВЛАДИМИР ЛЕНИН И НАДЕЖДА КРУПСКАЯ» на канале «Шоу Известь» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 9 октября 2023 года в 13:25, длительностью 00:23:57, на видеохостинге RUTUBE. 153 года назад родилась Надежда Крупская, жена и боевой товарищ Владимира Ленина. После освобождения из ссылки Ленин и Крупская эмигрировали в Европу: они жили в Германии, Великобритании и Швейцарии. После революции Ленин был вынужден определиться с личной жизнью, и он выбрал Крупскую.