Йемен находится на 162-м месте из 163-х по уровню безопасности в Глобальном рейтинге миролюбия (Global Peace Index) за 2023 год.
Американский дрон-разведчик MQ-9 Reaper рухнул у побережья Йемена
Складывается впечатление, что Йемена просто не существует, хотя худшая гуманитарная катастрофа в мире происходит [именно] там», — говорит пользователь твиттера Sir Norman of Nowhere, KBE, CSE. Война США с Йеменом в Красном море не открывает судоходство в проливе, а ещё больше закрывает его. Беспилотник MQ-9 Reaper ВВС США, стоимость которого составляет около 30 миллионов долларов, разбился в Йемене в пятницу утром, сообщает CBS.
Йемен бросил вызов США
Под бомбардировку попали йеменская столица Сана, главный международный аэропорт страны и несколько провинций — в Пентагоне отчитались, что атаковали уже более 60 целей. Пока аналитики говорят, что всё это может привести к большой войне, мы решили простым языком объяснить, кто такие хуситы и что они не поделили с США и Британией. Кто такие хуситы Хуситы — это военизированная группировка, состоящая из мусульман-шиитов. Организация получила название в честь своего основателя Хусейна Бадруддина аль-Хуси, который создал ее в 1994 году и назвал «Ансар Аллах», или «Партизаны Бога». Шииты — одно из направлений ислама. Хуситы исповедуют «умеренное» шиитское течение, зейдитский мазхаб, возникшее в VIII веке. Группировка боролась с режимом действовавшего тогда президента Али Абдаллы Садеха — хуситы обвиняли власти Йемена в коррупции и дискриминации населения, исповедующего зейдитский мазхаб.
Лозунгом хуситов стала фраза «Аллах велик.
И в первую очередь — жители Китая и Европы. Евросоюз и КНР выступают друг для друга важнейшими торговыми партнерами. Львиная доля их логистических цепочек завязана на судоходство через Красное море.
Путь из Роттердама до южных китайских портов — один из самых востребованных в мировом судоходстве маршрутов. Через Суэцкий канал он составляет 10 тысяч морских миль, или 18,5 тысячи километров, и преодолевается за 21—24 дня. А до Шанхая — на несколько дней дольше. Но если плыть через мыс Доброй Надежды, то путь будет на треть длиннее, а сроки доставки грузов с учетом необходимых остановок и дозаправок вырастут на 8—10 дней.
Но и здесь расценки на перевозки выросли, пусть и незначительно. Так работает рынок: из-за удлинения маршрутов и большей занятости кораблей и контейнеров, обслуживающих европейско-азиатские перевозки, объем предложения в мировом торговом судоходстве сократился, а уровень спроса остался прежним, что и взвинтило расценки. В итоге стоимость перевозки контейнеров выросла для всего мира. А сильнее всего — для европейцев.
Перевозка одного контейнера из Шанхая в Роттердам подорожала в 4—5 раз. Ну а сильнее всего достается, конечно, Египту. Проход через Суэцкий канал — это платная для перевозчиков услуга, и за его организацию страна получает много денег. Для Египта это вторая после туризма статья доходов.
Но есть и те, кто оказался в плюсе. От египтян деньги потекли южноафриканцам и их соседям. Порты в странах, оказавшиеся на обходном пути — от Маврикия до Намибии, — получают свою выгоду от роста трафика: теперь суда гораздо чаще, чем раньше, останавливаются у них для дозаправки. А еще в выигрыше авиаперевозчики, которые получат дополнительные доходы от роста заказов.
Таким образом, 4 из 5 крупнейших контейнерных компаний отказались отправлять свои суда через Суэц. В итоге за месяц с середины декабря количество транзитных контейнеровозов в Красном море сократилось в 4 раза. И если для клиентов перевозчиков это удар по бизнесу, то для них самих — хорошая возможность заработать на росте цен. Так, Bank of America вдвое повысил прогноз прибыли Maersk на 2024 год.
Контейнеровозы крупнейших в мире перевозчиков больше не ходят Суэцким каналом. Красное море теперь обходят стороной британская BP , норвежская Equinor , британско-нидерландская Shell и катарская QatarEnergy. В результате количество нефтяных и газовых танкеров, идущих Красным морем, сократилось на четверть в первые недели января. Решения о смене маршрутов компании принимают как системно, так и в оперативном режиме, когда суда уже находятся в пути.
Надо понимать, что крупные грузовые корабли идут по морю медленно — около 40 километров в час — и потому их путь занимает недели. Иногда за это время обстановка по маршруту успевает кардинально поменяться и капитанам приходится на ходу прокладывать новые, срывая сроки и неся дополнительные издержки. То, в какой ситуации оказались сейчас морские перевозчики и их клиенты, нагляднее всего можно показать на примере. Обычно корабли в этом случае идут через Панамский канал и Тихий океан.
Но, как говорится, беда не приходит одна: в этом году засуха привела к падению уровня воды в канале, что значительно увеличило время ожидания кораблей. Путь через Панаму в обычное время занимает 20 дней, но в этот раз очередь перед каналом могла надолго задержать танкер, поэтому капитан принял решение идти альтернативным маршрутом — через Атлантику и Суэцкий канал, а это плюс 10 дней пути. Уже на пятый день, 19 декабря, на фоне тревожных новостей об атаках хуситов капитан снова изменил маршрут и направил судно в обход Африки, что сделало путь еще на 15 дней длиннее.
Хуситы заявляют, что они атакуют только суда, связанные с Израилем, в попытке поддержать палестинцев в Газе, но многие из их целей не имели известных связей с Израилем.
Они также выпустили ракеты по территории Израиля. Удар США по радиолокационному объекту в Йемене в пятницу вечером вызвал угрозы хуситов о «сильном и эффективном ответе» на международные атаки и усилил опасения региональной эскалации конфликта, уже разыгравшегося на нескольких границах. Представитель хуситов Мохаммед Абдулсалам заявил, что удары не оказали существенного влияния на способность хуситов препятствовать проходу судов через Красное и Аравийское моря. Высокопоставленный представитель ООН в Йемене, специальный посланник Ханс Грундберг, предупредил о «серьезных опасениях» по поводу стабильности и хрупких мирных усилий в Йемене, который пережил годы гражданской войны.
Как отмечает The Observer, хуситы — лишь одна из нескольких связанных с Ираном группировок по всему региону, в том числе в Сирии, Ираке и Ливане, которые атакуют цели либо внутри Израиля, либо которые, по их словам, связаны с Израилем. Эксперт по Ближнему Востоку Фариа Аль-Муслими отмечает: «Хуситы гораздо более сообразительны, подготовлены и хорошо экипированы, чем предполагают многие западные комментаторы. Их безрассудство и готовность к эскалации перед лицом вызова всегда недооцениваются». Суда теперь ходят другими маршрутами, но это привело к росту издержек: стоимость контейнера, который в ноябре стоил 1500 долларов, в декабре выросла до 4000 долларов.
Экономисты, многие из которых прибывают в Давос на этой неделе на ежегодный Всемирный экономический форум, становятся все более обеспокоенными тем, что многие крупнейшие экономики мира могут столкнуться с рецессией в этом году.
Об этом написал в своем Telegram-канале военный представитель хуситов Яхья Сариа. Удар наносился с помощью противокорабельных ракет.
Американский беспилотник стоимостью $30 млн сбит у побережья Йемена
США и Великобритания нанесли удары с воздуха по военным объектам мятежного движения хуситов "Ансар Аллах" в ответ на многочисленные нападения на суда в Красном море, которые хуситы начали совершать после нового витка палестино-израильского конфликта. О готовности США и Британии к атакам стало известно еще накануне вечером — тогда представитель хуситов заявил, что движение даст ответ в случае начала военных действий против Йемена. Удар по Йемену По различным данным, под ударами оказались йеменские города Сана, Саада, Ходейда, Таиз и Дамар, а точнее — "радиолокационные объекты, ракетные платформы, а также прибрежные пункты наблюдения" хуситов, передает Al Jazeera. Под огнем также оказались места дислокации ракет и беспилотников. Атаки совершались крылатыми ракетами Tomahawk с самолетов, а также кораблей и подводных лодок. Американская сторона утверждает, что все запланированные цели были поражены. В сообщении обращается внимание на то, что в операции участвовали "военные и морские ударные и вспомогательные средства коалиции со всего [Ближневосточного] региона". Информации о пострадавших на данный момент нет. Иран решительно осудил атаку на хуситов: официальный представитель МИД ИРИ Насер Канани охарактеризовал случившееся как нарушение суверенитета и территориальной целостности Йемена, то есть как действия, нарушающие международное право. Дипломат также предупредил, что удар по Йемену лишь усилит нестабильность в регионе.
Российская нефть и продовольствие, отмечает Виталий Данилов, сейчас активно поставляются на рынки стран глобального Юга. А это — драйвер для развития не только экономических, но и геополитических проектов. И выходит, что хуситы — это обоюдоострый меч, который направлен и в сторону коллективного Запада, и в сторону России и Китая. И здесь очень четко нужно договариваться с властями Йемена и других государств Ближнего Востока. Ведь попытки атаки российских нефтяных танкеров тоже были. Никулин Максим Андреевич, канд. Но пострадавшими будут европейские страны, потому что снижаются поставки в страны Европейского Союза. Есть определенные выгоды у США, потому что сейчас мы видим, как они превращаются в поставщика энергоресурсов, а им не нужно проходить Суэцкий канал. У них есть прямой маршрут через Атлантический океан.
А вот для Тегерана это настоящая победа. Иран показал, что США не всесильны, что они могут быть выведены из себя и совершать ошибки. Ореол непобедимости также тает на глазах. В совокупности с другими не очень успешными проектами американцев по всему миру, имидж гегемона тает на глазах, полагает обозреватель. По мере того как хуситы продолжат а они именно так и поступят бессмысленные, но демонстративные атаки на суда, а коалиция еще более бессмысленные бомбардировки, ситуация для США будет лишь усугубляться, резюмировал Чемпион.
Сколько бы мучеников мы ни отдали в прямом противостоянии с ними, это не ослабит наших позиций. Мы готовы сделать то, что необходимо, и мы будем сражаться, потому что мы полагаемся на Бога". Провластные иранские ресурсы: "В случае, если со стороны Саны поступит запрос о помощи, Тегеран её окажет". В Ираке шиитские группировки в знак солидарности с хуситами вмазали при помощи БПЛА-камикадзе по американским объектам. Саудовская Аравия призвала к "сдержанности и предотвращению эскалации". Япония целиком поддержала агрессоров. Официальный представитель хуситов, пресс-секретарь вооружённых сил Йемена бригадный генерал Яхья ас-Сари констатировал, что их главная военно-воздушная база в районе аэропорта Саны практически не пострадала: "В результате авиаудара по базе Ад-Длейми возник пожар, который удалось потушить. Мы не выявили ущерба на базе после налёта".
Военная операция США и Британии: что происходит в Йемене
По русским информационным лентам побежала новость о том, что Йемен объявил войну Израилю и таким образом стал первым арабским и исламским государством, которое решило вступиться за палестинцев Газы не песнями-плясками. Высокопоставленный представитель ООН в Йемене, специальный посланник Ханс Грундберг, предупредил о «серьезных опасениях» по поводу стабильности и хрупких мирных усилий в Йемене, который пережил годы гражданской войны. Спикер хуситов Сария сообщил о сбитом беспилотнике США Reaper у берегов Йемена. Представители движения хуситов, контролирующего большую часть Йемена, потребовали от граждан США и Великобритании, которые работают в международных гуманитарных организациях, покинуть страну в течение 30 дней, сообщает
Нападение на Йемен: «американцы и британцы пожалеют о своей агрессии»
Йемен в настоящее время является очень опасным местом для потенциальных путешественников. Хуситы жестко отреагировали на удар США и Великобритании по их радару в Йемене. Гражданская война нанесла Йемену ужасный урон, но дополнительное напряжение, вызванное региональными последствиями войны в Газе, может быть разрушительным. РИА Новости: хуситы в Йемене провели испытание гиперзвуковой ракеты. Йемен в настоящее время является очень опасным местом для потенциальных путешественников.
Хуситы заявили об успешных ударах по танкеру и беспилотнику в Йемене
Эксперты отмечают, что хуситы, скорее всего, на этот раз неверно определили истинную принадлежность атакованного ими нефтяного танкера. Ранее военно-политические лидеры йеменских повстанцев неоднократно заверяли, что не будут наносить удары по российским судам. Согласно данным системы наблюдения за движениями кораблей, 250-метровая Andromeda Star перевозила до 115 тыс. Однако это не помогло. По данным европейской информационной системы безопасности судоходства Equasis, «Звезда Андромеды», действительно, принадлежала британской UML Abbey до 17 ноября 2023 года, однако потом перешла в собственность Algae Marine, которая зарегистрирована на Сейшельских островах.
В командовании правительственных сил заявили, что столкновения разгорелись в районе одного из зданий вуза на юге Ходейды. Очевидцы сообщили о крупном пожаре в районе складов с гуманитарными грузами « Всемирной продовольственной программы » [73]. В результате нападения были ранены по меньшей мере шесть высокопоставленных лиц впоследствии двое из них скончались. Всего было сообщено о шести погибших и почти двадцати раненых [74]. Захвачено до 2000 пленных, убито до 500 человек [80]. Основная статья: Атаки на Абкайк и Хурайс 2019 В ночь на 14 сентября 2019 года предприятия Saudi Aramco , национальной нефтяной компании Саудовской Аравии, подверглись атаке беспилотных летательных аппаратов. Были атакованы крупнейший в мире нефтеперерабатывающий комплекс в посёлке Абкайк на востоке страны и район, в котором располагается нефтяное месторождение Хурайс , второе по величине в королевстве. После атак на предприятиях вспыхнули сильные пожары. Эти атаки привели к сокращению добычи нефти в Саудовской Аравии примерно в два раза. Ответственность за нападение взяли на себя хуситы, заявившие, что атаки были проведены с помощью десяти беспилотных аппаратов. Они пообещали в дальнейшем увеличить число атак на саудовские объекты [82] [83]. Осенью 2019 года саудовцы попытались урегулировать конфликт между сепаратистским Южным переходным советом ЮПС и йеменским правительством [84] , инициировав переговоры, это привело к подписанию мирного соглашения в Эр-Рияде в ноябре. В январе 2020 в ходе контрудара в центральной провинции Мариб хуситы заняли 2500 кв. Несколько правительственных бригад начали отступление [85] [86]. После взятия Эль-Хазма хуситы вышли к главным нефтяным и газовым месторождениям страны в Марибе. Также хуситы совершали вылазки и на территорию Саудовской Аравии, в провинции Джизан. В Адене в марте вновь начались бои между сторонниками президента Хади и сепаратистами из Южного переходного совета [87] [88] [89]. В текущей обстановке, сложившейся в мировой экономике, и с падающими ценами на нефть, продолжение конфликта грозит экономическими проблемами Саудовской Аравии [91] [92]. Южный переходный совет также сообщил о начале работы автономных органов власти на всех подконтрольных ему территориях, включая Аден; кроме того, речь шла о введении чрезвычайного положения. В правительстве Йемена во главе с президентом Хади назвали инициативу сепаратистского движения фактическим срывом мирных договоренностей, заявили, что режим самоуправления является возобновлением вооружённого мятежа и предупредили о катастрофических последствиях [93]. Хуситы отказались поддержать перемирие и продолжили атаки. Согласно их данным, правительственная армия, поддерживаемая войсками Саудовской Аравии, снизила активность на земле, но увеличила в воздухе. В ночь на 30 апреля хуситы атаковали беспилотниками объекты правительственных сил. На этой же неделе они нанесли несколько результативных ударов баллистическими ракетами малой дальности по лагерям своего противника. В свою очередь, командующий войсками правительства Хади заявил, что им удалось уничтожить три отряда сепаратистов, готовивших наступление в нефтеносной провинции Мариб и остановить их продвижение на этом направлении [94]. Ударам подверглись различные районы столицы страны Саны, в том числе международный аэропорт города [95].
Конфликт в Йемене опасен дестабилизацией всего Ближнего Востока, в частности, сейчас начинается борьба за влияние между странами-участниками арабской коалиции, Саудовской Аравией и ОАЭ, считает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Сергей Серебров. Попытка раздела юга на зоны влияния между иностранными региональными державами… неминуемо приведет к расколу всей Аравии, дестабилизации, может привести к взрыву чудовищной силы всей ситуации на Ближнем Востоке", - заявил эксперт на круглом столе в МИА "Россия сегодня". Он добавил, что оценивает йеменский конфликт "как занимающий высокий рейтинг важности в перечне конфликтов на Ближнем Востоке". По оценке эксперта, ситуация в стране осложняется тем, что там "сформировалась группа лиц, крайне заинтересованная в продолжении этой войны, за счет, естественно, своего народа".
Свержение режима Муаммара Каддафи в 2011 году положило начало затяжному военному конфликту. Уже более 10 лет конкурирующие группировки, базирующиеся в Триполи столица Ливии и других регионах страны, ведут борьбу между собой. Ливия же де-факто распалась на ряд самостоятельных государственных образований. В сложившихся в Ливии условиях туристам, которые решатся посетить эту страну, грозит множество опасностей. Конфликт, начавшийся в 2003 году после вторжения сил США и их союзников в Ирак с целью свержения правительства Саддама Хусейна, завершился спустя восемь лет, а в 2013—2017 гг. В Ираке по-прежнему велика террористическая угроза: боевики периодически устраивают атаки в Багдаде и других городах. Из-за этого гарантировать безопасный отдых в Ираке невозможно. На сегодняшний день перспектив окончания войны все еще не видно. В 2021 году в Сомали участились террористические атаки.