Пора уже нам избавиться от мысли, что Чукотка — «это холодно» и «где-то далеко», а живут там «чукчи из советских анекдотов». Почти все знают, что Чукотка — это на севере, там очень холодно и живут олени и чукчи. Сейчас очень тяжело найти настоящих чукчей, которые живут так же, как и их предки, именно поэтому далее предлагаем вам взглянуть на жизнь современных чукчей.
Священные олени, распитие крови и опасные болота. Репортаж из тундры, где кочуют оленеводы
Ох, уж этот квартирный вопрос… Как бы отреагировали жители, ну, скажем, средней полосы России, если бы радиоприемник, телевизор или Интернет вдруг огорошил их информацией о том, что их исконным жильем является бунгало, а через некоторое время какой-нибудь другой, не менее авторитетный, источник информации провозгласил таковым, предположим, таун-хаус? Наверное, большинство из них недвусмысленно бы направило свой указательный палец в височную область, производя характерные вращательные движения. А вот, чукчи — терпят! Где-то в начале 90-х была популярна песенка группы "На-на" про чукчу в чуме, который "ждет рассвета, а он наступит летом". Сдается мне, что герой песни так и не дождется вожделенного рассвета. Хотя бы по той простой причине, что чукчи в чумах никогда не жили. Чум является родным домом для многих северных народов — коми, ненцев, ханты, манси и др. Впрочем, современные песенные текстотворцы пошли дальше. Так, вполне интеллигентный лидер питерской группы "Мультфильмы" Егор Тимофеев ничтоже сумняши заявляет: "В гости в юрту к чукчам влезем…" песня "Чужие звезды".
Приедет иной раз человек даже на непыльную работу — учителем, директором школы, врачом, — помучается полгода-год, сломается и уедет. Не все выносят местный ритм жизни, климат, когда полгода длится полярная ночь, метели наметают сугробы высотой с двухэтажный дом и даже в июле воздух редко прогревается выше плюс 10, а короткое северное лето заканчивается уже в августе. Но многие остаются, искренне влюбившись в эту землю, которую здесь называют «землёй настоящих людей». В Анадыре стоит забыть про ночные клубы, кафе и кинотеатры. Их здесь нет. Media Настоящих, потому что умеют выживать, не теряя при этом лучших человеческих качеств и веры в хорошее. Не утратив её даже в суровых 1990-х, когда вымирали целые посёлки не было света, тепла, воды, топлива , закрывались предприятия, люди продавали трёхкомнатные квартиры по цене билета в Москву, отправляясь в неизвестность, где у них не было ни работы, ни родственников, ни перспектив. Сегодня Чукотка едва ли не рекордсмен России по числу масштабных «заброшек» — от военных городков до гражданских.
Настоящий рай для сталкеров. Хотя местным больно видеть руины на месте домов, в которых они родились, росли, учились, влюблялись, создавали семьи. Тем не менее сегодня многие возвращаются. Просто потому, что невозможно забыть эту землю. Возвращаются, как только появляется возможность. Тундра, киты и фьорды И, конечно, сюда едут туристы. Пока не массово, но с каждым годом регион становится всё популярнее. Всякий раз, когда собираюсь на Чукотку, знакомые и родственники крутят пальцем у виска: «Там же холодно и делать нечего, давай лучше с нами в Турцию».
Возможно, хоть однажды побывав здесь, они изменили бы своё мнение. Север может покорить сердце с первого раза. Чукотка — это бескрайняя тундра, особенно красивая в начале осени, когда она покрывается красно-жёлтым ковром. Это чистейшие студёные моря, в водах которых резвятся огромные киты, а вдоль береговой линии можно встретить стада моржей. Чукотка — это невысокие, но очень живописные горы, окутанные облаками, фантастически красивые заливы, бухты и фьорды, нисколько не хуже, чем в Норвегии. По числу уникальных по красоте мест Чукотка может побороться с Камчаткой. На Чукотке расположен самый северный российский город — Певек, с единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанцией. Недалеко от посёлка Эгвекинот находится точка пересечения 180-го меридиана и Северного полярного круга — единственное место на земном шаре, где вы можете шагнуть не только в Заполярье и обратно, но и из восточного полушария в западное.
Любителям гор обязательно нужно посетить бухты Провиденского района и пролива Сенявина. Там же можно увидеть легендарную Китовую аллею на острове Итыгран и мистическое «китовое кладбище» в селе Янракыннот. В Чукотском районе обязательно нужно побывать в китобойной столице России — селе Лорино, где есть шанс увидеть настоящую охоту на кита и попробовать чукотско-эскимосскую кухню, основу которой составляют китовое и моржовое мясо. Сразу скажу: нигде больше, даже в Анадыре, не говоря уже о «материке», этого не найти ни за какие деньги. Главное богатство Чукотки — её люди. Они обладают уникальными качествами, позволяющими им выживать на этой, казалось бы, не очень пригодной для жизни земле. Media В Чукотском районе находится самая восточная точка Евразийского континента — мыс Дежнёва, где можно ощутить пульс Земли и узнать, что такое настоящее безвременье, встретить рассвет первым в Евразии.
Полог из шкур оленей, очаг — буржуйка, стол, место для складирования вещей. Дети еще одеты в национальные одежды из олених шкур, а вот взрослые уже приобщились к изделиям легкой промышленности. Внутри палатки — яранги Сейчас бригада кочует вместе с женщинами и детьми. Дети играют на оленьих шкурах постеленных на земле, а вокруг стола сидят взрослые. Хотя в советское время, в бытность колхоза, дети жили в интернате и родителей не видели по — полгода, пока те были на удаленных стойбищах. Для перемещения по тундре по санному пути, как и сотни лет назад, используются олени, запряженные в разнообразные нарты. Нарты бывают разных типов: для перевозки людей, грузов, детей, посуды и прочего. Но в отличие от ненцев и долган, проживающих в тундре, здесь перемещаться гораздо труднее. Высокие и непреступные горные хребты, лесотундра и большое количество горных рек требуют особого отношения и подхода к изготовлению оленьих нарт. Да и выходят из строя они гораздо чаще. Поэтому во — время продолжительных стоянок, всегда найдется чем заняться. Для перевозки детей в таких суровых условиях у чукчи есть специальные нарты — кибитки, теплые и удобные для долгих переходов между стоянками. Олени — для общины это все. Одним словом — вся жизнь. Все связано с ними, и вся жизнь проходит в тесном контакте с природой. На время стоянки, стадо пасется в некотором отдалении от стойбища. Приходится немного поискать разбредшихся оленей.
Дайте, пожалуйста, комментарий по данной проблеме. Когда появится расписание? Будут ли вообще продаваться билеты на направления, кроме Москвы и Владивостока? Об охотниках Здравствуйте, обращаемся к вышестоящим органам власти, помогите, пожалуйста, разрешить проблему. В настоящее время, охотники-морзверобои, оленеводы и у кого есть огнестрельное оружие Чукотского района должны вылетать в г. Анадырь, на прохождение медкомиссии, на разрешение и получение огнестрельного оружия. Очень много денег уходит на приобретения билетов, туда и обратно, проживание и питание. Просим разрешить эту проблему, с командировками необходимых врачей для прохождения медкомиссии на оружие, хотя бы 2 раза в год, весной и осенью. Просим решить этот острый вопрос. В Провидения уже лет 15 нет возможности пройти медкомиссию для водителей - это уже стало нормой! Так теперь и на оружие невозможно пройти! Сейчас начнётся поголовная конфискации оружия. Между прочим, у нас Глава - бывший начальник департамента здравоохранения. Может пора что-то решать? Это проблема всей Чукотки. Пройти обследование можно только в Анадыре. Представляете сколько денег? Из Провидения съездить в Анадырь, в последний раз отдал почти сто пятьдесят тысяч. Двухмесячный заработок! Дорога, проживание, питание, медосмотр платный, естественно. Еще и в Углях из-за погоды застрял, две недели времени потерял. И сколько нас таких? Может это такой изощрённый способ поднять экономику региона за счёт владельцев огнестрельного оружия? А хозяйства и общины охотников, морзверобоев?
Как живут люди на краю света
- Вести Чувашия
- Расселение и общая численность
- 12 абсурдных, но правдивых фактов о чукчах, которые вас удивят
- Метель, бездорожье и вечная мерзлота: суровые будни чукотского села
Чукотка: очарование Севера, которое влюбляет навсегда
Обратно, по темной дороге, ехали в два раза дольше: 12 часов с учетом всех внештатных ситуаций. Зато можно было полюбоваться видами ночной тундры. В августе она выглядела точно так же, как на фото: всё ярко-синее. RU Там, где нет ничего, кроме свободы Мы увидели несколько стоящих чумов, из которых шел дым: нас ждали и заранее развели костры, чтобы сделать чай. Кочевники предложили надеть традиционные ненецкие костюмы — термобелье не спасало от идущих со стороны Карского моря ветров. Одежда для ненцев — не просто часть культуры, ее действительно носят на повседневной основе. Оленьи шкуры греют гораздо лучше, чем любой современный пуховик.
Ненецкая верхняя одежда для мужчин называется «малица», для женщин — «ягушка». Важной частью национальной одежды является пояс: к ним приделывают красивые фигурные пряжки. RU — Я однажды заблудился в тундре совсем один, шел пешком, — рассказывает оленевод, — была зима, метель, минус 60. Всё замело, не мог найти дорогу к чуму. Пришлось спать на земле, прямо на снегу. На мне была малица, она настолько теплая, что можно переночевать в ней зимой на улице — всё равно выживешь.
Со мной так и получилось. Было, конечно, холодно, но удалось пережить ночь. Стены в холодное время года покрывают оленьими шкурами. Летом кочевники располагаются прямо на земле, зимой пол утепляют деревянным настилом. За деревом кочуют в ближайшие поселения, иногда это больше 7 дней пути. Там же покупают всё необходимое: еду, которая не портится, чай и кофе, лекарства, батарейки.
Почти в каждом чуме есть спутниковый телефон : по нему связываются с родственниками, вызывают вертолет санавиации, если нужна медицинская помощь. Кроме того, многие покупают солнечные батареи , поэтому могут пользоваться ноутбуками и телевизорами, которые подключают к спутниковым тарелкам.
Нижняя одежда была из оленьего меха шерстью внутрь.
В зимнее время поверх нижней одежды надевали шерстью наружу верхнюю, которая была немного короче. Одежду подпоясывали поясом. Украшалась верхняя одежда кисточками из меха нерпы, окрашенного в красный или оранжевый цвет.
Женщины носили меховой комбинезон длиной до колен. Комбинезон имел глубокий вырез, поэтому его удобно было надевать через ворот. Вырез ворота украшали меховой опушкой из собачьего или росомашьего меха и завязывали кожаными ремешками.
Книзу комбинезон стягивался поверх обуви также при помощи ремешков. Зимой, во время перекочевок или на праздники, женщины надевали верхнюю одежду из тонкошерстных шкур шерстью внутрь, а наружную сторону окрашивали в коричнево-оранжевый цвет ольховым настоем. Свои волосы женщины заплетали в косы и украшали пуговицами и бусами.
Детская одежда имела вид мехового комбинезона. Грудных детей одевали в комбинезон с наглухо зашитыми рукавами и штанинами. В штанах прорезали отверстие, закрываемое специальным клапаном, на который клали в качестве сменяемой подстилки сухой мох или оленью шерсть, что сохраняло ощущение комфорта и сухости на долгое время.
Летом чукчи носили свободную одежду из оленьей замши, расшитую различными обрядовыми нашивками. Обувь, как мужская, так и женская, была сезонной. Чукчи носили сапоги нескольких видов.
Зимние торбасы с меховыми чулками и травяными стельками шили из шкур нерпы шерстью наружу, а летние — из старых, продымленных покрытий яранги. Особым почитанием пользовались духи леса и зверей, особенно диких оленей, и дух водной стихии. Многим из них приносили жертвоприношения.
Мир у чукчей делился на три сферы: земная принадлежала живым людям, небесная — это мир предков, а подземная была населена злыми духами и людьми, умершими от болезней. У чукчей было особое отношение к жизни и смерти. По их верованию у каждого из них есть как минимум пять жизней, поэтому они не боялись смерти.
Лучшим вариантом для загробной жизни, конечно же, был небесный мир. Двери этого мира открывались только смелым воинам, умершим достойной смертью во время сражений , или добровольно ушедшим из жизни люд ям, например старикам, неспособным промышлять: они просили ближайших родственников лишить их жизни, и такая просьба безоговорочно выполнялась. Борьба с болезнями, затяжными неудачами в промысле и хозяйстве была уделом шаманов.
При этом жрецов чукчи не выделяли в особенную касту, они на равных участвовали в хозяйственной и промысловой деятельности семьи и общины. Тем более что у чукчей было развито семейное шаманство и многие обрядовые функции, связанные с божествами, мог выполнять глава семьи. Шамана же от других членов общины отличало умение общаться с духами-покровителями и предками, впадать в состояние транса и заниматься врачевание м.
При этом шаман не имел специального костюма, а его единственным ритуальным атрибутом был бубен. В далекие времена за каждый успех в бою мужчины на тыльную сторону ладони наносили себе метку-татуировку. Их набивали с помощью нитки, которую натирали сажей и продергивали под кожей.
Также мужчины наносили небольшие рисунки по краям рта. Женщины тоже делали татуировки — две прямые линии на носу и лбу и нескольк о линий на подбородке. Считалось, что татуировка защищает человека от злых духов, а бездетным женщинам помогает избавиться от бесплодия.
Детей чукчи оберегали с самого рождения, для этого существовало несколько обычаев. Чукчи верили, что во время родов женщине нельзя кричать, чтобы не привлечь внимание злых духов. Запрещалось также помогать роженице во время родов, но , если у женщин ы долго не получалось родить, ей могла оказать помощь одна из родственниц.
Оленеводству на рубеже тысячелетий чукчи научились у кочевников тунгусской группы — эвенов и юкагиров. В Анадырь, а затем в национальные поселки можно долететь на самолете. Но потом из поселка добраться до конкретной оленеводческой бригады в нужное время очень сложно», — объясняет Пуя. Стойбища оленеводов постоянно перемещаются, причём на большие расстояния. Дорог, чтобы доехать до мест их стоянки нет: передвигаться приходится на гусеничных вездеходах или снегоходах, иногда на оленьих и собачьих упряжках. Кроме того, оленеводы строго соблюдают сроки перекочевок, время своих обрядов и праздников. Владимир Пуя Потомственный оленевод Пуя настаивает, что оленеводство — «визитная карточка» региона и коренного народа.
Но сейчас чукчи в основном живут не так, как раньше: промыслы и традиции уходят на второй план, а на смену им приходит типичная жизнь отдаленных регионов России. Их причисляли не к городским заведениям, а к сельским — в сельских школах зарплаты в два раза выше. Я сам учился в такой школе, качество образования было очень высоким. Но детей отрывали от жизни в тундре и приморье: мы возвращались домой только на летние каникулы. И поэтому теряли комплексное, культурное развитие. Национального воспитания в интернатах не было, даже чукотский язык не всегда преподавался. Видимо, власти решили, что чукчи — советские люди, и свою культуру нам знать ни к чему».
Жизнь оленеводов География проживания чукчей сначала зависела от передвижения диких оленей. Люди зимовали на юге Чукотки, а летом уходили от жары и гнуса на север, до берегов Ледовитого океана. Народ оленеводов жил родовой системой. Они селились по озерам и рекам. Чукчи обитали в ярангах. Зимняя яранга, которую шили из оленьих шкур, натягивалась на каркас из дерева. Снег из-под нее вычищался до земли.
Пол укрывался ветками, на которые настилали шкуры в два слоя. В углу устанавливалась железная печка с трубой. Спали в ярангах в кукулях из шкур животных. Но Советская власть, пришедшая на Чукотку в 30-х годах прошлого века, была недовольна «бесконтрольным» перемещением людей. Коренным жителям указывали, где строить новое — полустационарное — жилище. Это делалось для удобства перевозки грузов морским транспортом. Точно так же поступали и со стойбищами.
При этом, возникали новые рабочие места для коренных жителей, а в поселениях появились больницы, школы, дома культуры. Чукчей обучили письменности. А сами оленеводы жили чуть ли не лучше всех других чукчей — вплоть до 80-х годов XX века. Сейчас жители Конергино отправляют письма на почте, закупаются в двух магазинах «Норд» и «Катюша» , звонят «на материк» с единственного на весь поселок стационарного телефона, иногда ходят в местный клуб культуры, пользуются врачебной амбулаторией. Впрочем, жилые дома села находятся в аварийном состоянии и капитальному ремонту не подлежат. По его словам, если раньше жилфонд в Конергино ремонтировали коммунальщики, то теперь у них нет ни стройматериалов, ни рабочей силы. Строители отказываются, им невыгодно работать с нами», — жаловался он.
В Конергино живет около 330 человек. Из них около 70 детей: большинство учатся в школе. В ЖКХ работает полсотни местных жителей, а в школе — вместе с детским садом — заняты 20 воспитательниц, учителей, нянь и уборщиц. Молодежь в Конергино не задерживается: школьные выпускники разъезжаются на учебу и работу в другие места. Депрессивное состояние села иллюстрирует ситуация с традиционными промыслами, которыми славились конергинцы. По капиталистическим правилам он не выгоден, — говорит Пуя. В 90-х годах производство пушнины в Конергино схлопнулось».
Осталось только оленеводство: в советское время и до середины нулевых, пока Роман Абрамович оставался на посту губернатора Чукотского АО, оно было здесь успешным. В Конергино работает 51 оленевод, из них 34 — в бригадах в тундре. По словам Пуи, доходы оленеводов крайне низкие. Государство покрывает недостаток средств, чтобы зарплата была выше прожиточного минимума, он у нас равняется 13 тысячам.
Ярангу крыли оленьими шкурами.
Проблема сохранения тепла решалась при помощи дополнительного мехового полога в форме перевернутого вверх дном ящика внутри большого шатра, у задней стенки. Полог нагревался дыханием людей и теплом от жировой лампы, чайника и котлов с пищей. Прибрежные чукчи жили как в ярангах, крытых моржовыми шкурами, так и в капитальных полуземлянках с каркасом из костей кита. Пища У чукчей преобладала мясная пища. У оленных чукчей — оленье мясо, у морских охотников — мясо морских зверей.
Рыб значительной роли в рационе не играла. Растительная пища использовалась в качестве добавок к мясу. Чаще всего это был полупереваренный мох, который добывался из оленьих желудков. Ягоды употреблялись в момент сбора, впрок не заготавливались. Притворов; под ред.
Тишков, А.
Сколько чукчи живут на Чукотке на самом деле
Но и в 21 веке все тундровые чукчи по-прежнему живут в этих жилищах из оленьих шкур. Внутри яранги минус 20, только ветра нет. Протопить весь объём жилища невозможно. Топить нечем, в тундре отсутствует любая растительность выше колена. Вокруг очага чукчи сидят полностью одетые.
Но вот спят они… практически голые. Внутри яранги есть отдельная спальня. Своеобразный меховой куб. Так называется печка, которая отапливает спальню в яранге.
В лампу наливают животный жир и кладут несколько фитильков. Можно зажечь десяток и будет жара. Чукчи не умеют пить. Это едва ли не единственный правдивый миф.
Опьянение наступает после нескольких глотков. У чукчей в силу физиологических причин быстрее возникает зависимость от алкоголя.
Когда ситуация изменится? Всё рейсы были задержаны по погоде и находились в одинаковых условиях без приоритета рейсового дня! А теперь на Чукотку идёт обширный циклон, и на всю следующую неделю нет погоды. И все пассажиры вынуждены будут сидеть ещё одну неделю в ожидании... И решать вопрос о направлении бортов в районы справедливо? Уважаемые губернатор Чукотского АО, Департамент промышленности! Что происходит с авиабилетами?
Соответственно, и билетов не приобрести. Начало года, самое время планировать отпуск, но вылететь можно только в Москву и Владивосток. Не всем удобны эти направления! И никакой информации, когда появится расписание, и появится ли вообще — нет. В авиакассах разводят руками, авиакомпании тоже не дают информации. Почему так нестабильно с перевозками? Каждый год какие-то очередные сюрпризы жителям Чукотки! Дайте, пожалуйста, комментарий по данной проблеме. Когда появится расписание?
Будут ли вообще продаваться билеты на направления, кроме Москвы и Владивостока? Об охотниках Здравствуйте, обращаемся к вышестоящим органам власти, помогите, пожалуйста, разрешить проблему. В настоящее время, охотники-морзверобои, оленеводы и у кого есть огнестрельное оружие Чукотского района должны вылетать в г. Анадырь, на прохождение медкомиссии, на разрешение и получение огнестрельного оружия. Очень много денег уходит на приобретения билетов, туда и обратно, проживание и питание. Просим разрешить эту проблему, с командировками необходимых врачей для прохождения медкомиссии на оружие, хотя бы 2 раза в год, весной и осенью. Просим решить этот острый вопрос. В Провидения уже лет 15 нет возможности пройти медкомиссию для водителей - это уже стало нормой!
Много смешанных пар. Весьма необычную семью наша съемочная группа обнаружила во время съемок экспедиции "Аляска-Сибирь". В Чукотском автономном округе в селе Омолон живут коренной чуваш и представительница эвенского народа. Каким образом нашего земляка занесло на Крайний Север и как сегодня живет пара? Татьяна Иннокентьевна и Георгий Иванович понимают друг друга с полуслова. Вместе они - 10 лет. Она выучила пару чувашских словечек, он освоил несколько эвенских. У Татьяны Егошиной мама - эвенка, отец - юкагир. Коренные народы Севера, сейчас они считаются малыми. Хотя когда-то только они и населяли эти земли. До 7 лет Татьяна Иннокентьевна даже не знала русского языка.
К соответствующей национальности причисляют себя 1 526 жителей самого восточного региона России. Среди коренных жителей Чукотки один из самых многочисленных народов — эскимосы. Его представителями считают себя 1 460 человек, еще 1 285 относят себя к эвенам, а 742 человека — к чуванцам. Шесть человек представляют один из самых малочисленных народов мира — кереки. Всего же на территории Чукотки проживают свыше 90 национальностей, среди которых преимущественно народы России, а также стран СНГ. Это калмыки и башкиры, татары и узбеки, белорусы, армяне и цыгане.
Где живут чукчи и эскимосы?
Например, им разрешено охотиться на моржей, нерп и серого кита но иногда им попадается гренландский кит, которого тоже ловят. Промысел особенно хорошо сохранился в поселке Лорино, где существует большая община морских зверобоев. Интересно, что они охотятся с помощью традиционных орудий: гарпунов, поплавков из шкуры нерпы и т. Промышленный способ ловли морских животных просуществовал лишь с 1950-х до 1990-х годов.
Когда Советский Союз развалился, оставшиеся без китобойной техники опытные охотники старшего поколения быстро вернулись к истокам и обучили всем премудростям ручной охоты молодежь. Чукотская семья перед своим домом, 1816 г. Иллюстрация: Louis Choris, wikipedia.
До этого народ только охотился на диких оленей. Однако резкое сокращение их численности заставило чукчей искать новые средства пропитания. Проблема решилась в результате военных столкновений с коряками — оленеводами северной части Камчатки.
Чукчи отбивали у них стада домашних оленей и пригоняли на свою территорию. Дальше оставалось лишь следить за тем, чтобы стадо не разбегалось, пасти его и беречь молодняк. Кстати, домашними оленей можно назвать лишь относительно, потому что эти животные все равно остаются полудикими — просто терпят соседство с человеком.
Полностью дикого оленя приручить невозможно, да и частично сделать это непросто. Поэтому за «одомашненных» оленей разворачивались настоящие сражения. В 1990-е годы все рухнуло, и возникли проблемы.
Но с 2000-х, когда губернатором стал Роман Абрамович, для оленеводов специально стали приобретать животных. Сегодня в результате этих мероприятий на Чукотке численность домашних оленей составляет около 200 тыс. Она часто выезжает в экспедиции в регионы Сибири и Дальнего Востока и не понаслышке знает не только историю чукчей, но и их современную жизнь.
Фото: Jimmy Nelson, jimmynelson. Раньше в совхозах такие бригады могли содержать животных группами до 25 тыс. Что касается численности самого народа, то чукчи — устойчивый этнос.
По данным переписи населения, в 2010 году их насчитывалось почти 16 тыс. Горожан насчитывается около 35,7 тыс. По мнению эксперта, цифры за 2021 год, скорее всего, будут примерно такими же, но с поправкой на пандемию.
Увы, в ковидные времена на Чукотке были проблемы с медицинской помощью. Яранга, 2-я бригада, Чукотский автономный округ, Россия, 2012 г. У охотников есть Праздник начала весенней охоты Атыгак , Праздник моржей Наскуныхкылык и даже Праздник кита.
А еще они любят состязания на собачьих упряжках. Эти гонки начинаются на Камчатке и проходят по всей территории Чукотки. Массово празднуют и День оленевода.
Когда же животные возвращаются в поселки на зимовку, проводится обряд благодарения в честь успешного окончания летнего выпаса. Животных приносят в жертву верховным божествам», — рассказывает Валентина Горбачева. Чукчи, 2-я бригада, Чукотский автономный округ, Россия, 2012 г.
Они, как и столетия назад, в этот период кочуют вместе с животными, обустраиваясь в ярангах — традиционных переносных жилищах. Тундра и сегодня диктует свои законы, и успешнее всего человек и олени выживают, если соблюдают их при СССР, например, были попытки «усовершенствовать» былые привычки и перевести оленей с подножного корма на комбикорм, но антисоветским парнокопытным новое меню по вкусу не пришлось. Традиционные яранги, покрытые оленьим мехом, и с меховым же пологом спальным помещением намного лучше спасают от холода, чем современные палатки с меховым покрытием и буржуйкой внутри.
Будний день у чукчей-оленеводов выглядит так. Женщины встают раньше мужчин, чтобы приготовить еду.
Она делает пару шагов назад, но не уходит, вертится рядом. Я интересуюсь, когда ближайшая охота на кита, но Владимир только усмехается: «Здесь так не планируют. Сегодня поздно, а завтра будет завтра. В море В ангаре готовят новенькие катера к первому спуску на воду. Их предстоит доставить филиалам общины в других сёлах, раскиданных по берегу Чукотского полуострова. Владимир прикрикивает на работников, чтобы пошевеливались, и зовёт их лентяями. Подгонять не нужно только Рустама, сына инженера по промыслу. Его смуглое, вечно сосредоточенное лицо не оставляет сомнений: как и у Владимира, часть предков мальчика пришли сюда откуда-то с юго-запада.
На вопросы он отвечает односложно и оживляется лишь при виде охотничьего или рыболовного снаряжения. Рустаму тринадцать, но он мало общается со сверстниками из посёлка. Он трудится у зверобоев и по первому зову бросается помогать каждому, кто попросит. В свободное время мальчик приводит в порядок гарпун: строгает древко и точит металлический наконечник, застревающий в теле кита. По принципу действия он мало отличается от костяного предка, которым чукчи, по данным археологов, пользовались как минимум последние две тысячи лет. К наконечнику крепится верёвка с буем. Когда гарпун попадает в кита, тот ныряет, верёвка натягивается и разворачивает наконечник на 90 градусов. Когда кит выбивается из сил, его добивают из карабинов. Сотрудники заповедника «Берингия» считают, что промысел морского зверя ручным гарпуном не наносит существенного урона популяции. На четырнадцать чукотских сёл годовая квота разрешает коренным легально добывать сто сорок китов в год — меньше одного кита на село в месяц.
Старожилы вспоминают, что в пятидесятых китов добывали здесь в промышленных масштабах, расстреливая из противотанковых пушек. Около трети тонули, к остальным успевали подплыть, засунуть внутрь шланг и накачать сжатым воздухом. Мясо после такой процедуры в пищу людям не годилось, поэтому им кормили голубых песцов на зверофермах. Современные экологи называют советские методы и объёмы промышленной охоты на китов одним из самых бессмысленных преступлений против окружающей среды в истории. По подсчетам экологов, с 1930-х по 1980-е в акватории СССР добыли порядка 540 тысяч крупных китов разных видов — в обход всех международных соглашений. Однако к восьмидесятым годам численность крупных китов на планете упала настолько, что усилиями международных организаций был введён мораторий на коммерческую охоту. Тогда мировой объём добычи китов единовременно упал с 50—60 тысяч голов в год до примерно 4—5 тысяч — охота на морского зверя стала почти исключительной привилегией учёных-океанологов и коренных народов Арктики. В остальном мире профессия охотника на морских гигантов фактически исчезла. Гренландские инуиты сегодня имеют право добывать 170 больших китов в год — немногим больше, чем чукчи в России. СССР короткое время сопротивлялся введению моратория, но вскоре началась перестройка — и вопрос решился сам собой.
Остовы старых китобойных судов Чукотки до сих пор догнивают на окрестных отмелях. Новые катера, обзаведясь в ангаре номерами и моторами, покидают залив Лаврентия, чтобы отправиться через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан. Лето по арктическим меркам тёплое, море спокойное, и всё равно на полной скорости ветер пронизывает до костей. Рулевой правит на мыс Дежнёва — восточную оконечность Евразии. До него чуть больше двух часов. Справа из воды поднимается чёрная скала — остров Ратманова. Через час из-за неё выглядывает скала поменьше — остров Крузенштерна. Десятки поколений эскимосов строили там жилища, рыбачили, охотились на китов, пересекали узкую полоску воды, чтобы навещать друзей и привозить невест. Со времен продажи Аляски здесь проходит граница между Россией и США, и на острове Ратманова сегодня никто не живёт: в середине XX века местных эскимосов выселили, и сейчас их потомки живут неподалёку, на побережье Чукотки. Да и мы плавали к эскимосам на Крузенштерна, — рассказывает Владимир, вглядываясь в бинокль.
Получают зарплату как пограничники. У них там всё, что нужно для жизни: комфортные дома, магазин, спортзал… Только бухать на острове глава общины запрещает. Хочешь спиваться — езжай в город Ном. Это клоака Аляски, куда стекаются безработные индейцы, алкаши и торчки». Острова остаются позади. На горизонте колеблется тёмное марево — то ли морской мираж, то ли тени далёких американских гор. Зверобои останавливают катера, достают карабины и глушат движки. Владимир погружает весло в воду, прикладывает ухо к рукояти и долго слушает через него море. Лопасть весла улавливает подводные звуки и передаёт их охотнику по рукояти, как стетоскоп. Владимир вращает древком, выискивая в пучине голоса моржей и нерп.
Те на отмель с ляльками приплывают. Ласкают их, обнимают. А дети узнают их по голосам. Это, говорят, дедушка, он уже два года сюда приходит…». Владимир долго вслушивается, но морские звери благоразумно молчат. Китобои прячут карабины и продолжают путь. Мыс Дежнёва — огромный тёмный кулак, выставленный на восток, в сторону Аляски. Мы проплываем покинутую погранзаставу с маяком, водопады, крутые обрывы, на которых гнездятся тысячи птиц. Пройдя Берингов пролив, катера поворачивают на запад, в Северный Ледовитый океан. За мысом начинаются чукотские сёла — ряды домов на узких полосках суши между морем и пресноводными лагунами.
Над ветхими лачугами высятся на металлических сваях футуристические модульные школы, построенные при губернаторе Романе Абрамовиче, с очищенной питьевой водой и скоростным интернетом. Караван петляет среди льдов, нанесённых северным ветром. Их с каждым часом всё больше. Ещё пару дней — и сомкнутся, перекрыв обратный путь. Не заглядывает в GPS, — хвалит Владимир рулевого. Если кто на охоте за трубку берётся, я его веслом учу. С навигаторами то же самое.
Через морской порт проходит Северный морской путь, по которому доставляют различные грузы и товары. Пассажиров морской порт не перевозит. Автомобильного и железнодорожного сообщения с остальной Россией и даже с Анадырем нет. Золото, серебро и руду тоже увозят кораблями и самолетами. Аэропорт находится в поселке Апапельгино в 14 км от города. Рейсовый автобус заезжает в аэропорт только утром и вечером, а это не всегда удобно. Взлетная полоса уже 10 лет не ремонтировалась, и местные жители собирали подписи под петицией о ее ремонте. Весной 2021 года началась реконструкция, обещают закончить за 2 года. Самолет рейсом Москва — Певек летает несколько раз в неделю. Недорогие билеты продаются на рейсы с двумя пересадками: придется провести несколько часов в Иркутске или в Новосибирске, а потом еще переночевать в Магадане. Общее время в пути — 25 часов. Самолет «Якутии» делает дозаправку в Якутске. Лететь примерно 9 часов. Долгий перелет утомителен: затекают ноги, и сказывается смена часовых поясов. Когда в Москве 12:00, на Чукотке 21:00. Биологические часы легче перестраиваются при возвращении на «материк», чем при возвращении в Певек. Моя мама иногда прилетает в Москву таким рейсом.
С XVII века они разделились на две территориальные группы — южную нарымскую и северную тазовско-туруханскую. Впервые селькупы упоминаются в источниках XVI века. В дорусский период у них были распространены укреплённые городки «коч», развито гончарное дело и ткачество. Главные отрасли хозяйства южных селькупов — охота и рыболовство, в качестве транспорта они использовали лошадей и собак. У северных селькупов до недавнего времени сохранялось кузнечество. На сегодня целостность и культура селькупов — на грани исчезновения в основном из-за территориального разобщения. В течение XX века численность сократилась почти вдвое — до 3649 человек по данным 2010 г. Ханты Ханты делятся на три этнографические группы: северную, южную и восточную. Их предки пришли с юга в низовья Оби и заселили территории современного Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономных округов, смешиваясь с племенами аборигенов. Традиционные промыслы хантов — рыболовство, охота и оленеводство. Хантыйский язык вместе с мансийским и венгерским составляют угорскую группу уральской языковой семьи. Юкагиры В VII тыс. Юкагиры как этнос сохранились лишь в бассейне Колымы. Энцы Предки энцев — северно-сибирские племена и самодийцы, пришедшие со среднего Енисея и из бассейна Томи. Сейчас представители этого народа проживают на восточном берегу нижнего течения Енисея и занимаются оленеводством. Энецкий язык относится к самодийской группе уральских языков, подразделяется на два диалекта: тундровый и лесной. Почти все энцы, кроме родного языка, владеют русским, многие понимают речь долган, нганасан, эвенков. Согласно переписи 2002 г. Остальные проживают в построенном в середине ХХ в. С 1930-х гг. В XVIII веке, во время столкновений между чукчами и коряками, кереки тоже подверглись нападениям, поэтому их численность резко сократилась. С XVII в. В течение XX в. Традиционное хозяйство на протяжении веков было основой быта коренных малочисленных народов. Но сегодня сохранение привычного образа жизни под угрозой. А причины вот в чём: 1. Навязанный когда-то переход к урбанизированному обществу изменил традиционный образ жизни и нарушил обособленность малочисленных народов. Площадь оленьих пастбищ уменьшилась из-за активной добычи ископаемых ресурсов. Легко ли быть коренным жителем Арктики Наиболее уязвимы коренные народы, проживающие в небольших, изолированных сообществах с неразвитой инфраструктурой и слабой общественной системой здравоохранения. Уровень жизни в сельской местности и у народов, ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Всё меньше представителей коренных народов знают язык предков. Практически исчезли языки нганасанов, российских эскимосов, эвенков, селькупов и саамов. Несмотря на эти трудности, коренные народы Арктики стремятся сохранить свою идентичность. Они объединяются в ассоциации, профсоюзы, участвуют в конференциях, форумах и стажировках. С 1990 г.
Чукчи – народ, “богатый оленями”
Ванкарем – самое маленькое село Иультинского района Чукотки | Сейчас очень тяжело найти настоящих чукчей, которые живут так же, как и их предки, именно поэтому далее предлагаем вам взглянуть на жизнь как она есть. |
Чукотка, сэр! | Термометра может опускается до минус 50 градусов, и тем не менее чукчи, живут в этих условиях, уютно обживают свои юрты, словно они не замечают холода. |
Почему чукчи до сих пор разводят оленей и охотятся на морских зверей | Репортаж из тундры, где кочуют оленеводы. |
Чукчи: история, численность, религия, народный костюм, кухня | На этом месте, рядом с одноимённым мысом, чукчи жили сотни лет. |
Ответы : где живут чукчи?? | Печальная судьба старинной усадьбы, где жил молодой Ленин. |
12 абсурдных, но правдивых фактов о чукчах, которые вас удивят
Чу́кчи — малочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана. Многие чукчи по сей день живут в традиционных домах — ярангах, что представляют собой шатёр, крытый оленьим шкурами. Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются, как только закончился олений корм. Однако на востоке Чукотки, где морской промысел играет ключевую роль, культура береговых чукчей сохраняет свои уникальные черты.
Метель, бездорожье и вечная мерзлота: суровые будни чукотского села
Сиреники, где уже 28 лет живет Наталья, расположены в Провиденском городском округе Чукотки, на берегу Берингова моря. Познакомились с коренными Чукчами, которые проживают на отдаленных островах. Люди стремятся к упрощению и облегчению жизни, тем более если люди живут и работают в суровых условиях чукотской тундры. Мог ли когда-нибудь простой чукча представить, что окажется на концерте Филипа Киркорова? Информационное агентство «Чукотка» — события, факты, фото, видео о жизни в Чукотском автономном округе. Здесь живут овцебыки и северные олени, десятки тысяч моржей образуют лежбища на побережье.
Как добраться и выбраться
- Культура, обычаи и традиции чукчей Культура чукчей - "7Культур"
- Информация к размышлению. Где живут чукчи? » Сайт Владимира Кудрявцева
- Культура, обычаи и традиции чукчей Культура чукчей - "7Культур"
- Где живут чукчи и эскимосы?
- Чукчи — хранители вековых традиций
- Северное спокойствие
Сайт Владимира Кудрявцева
Чукчи составляют около четверти, русские – половину, еще по нескольку процентов приходится на другие северные народности: эскимосов, чуванцев, эвенов. Рядом с Мысом Шмидта находится национальный поселок Рыркайпий, где живут чукчи-китобои. Где-то в начале 90-х была популярна песенка группы "На-на" про чукчу в чуме, который "ждет рассвета, а он наступит летом". Регион населяли чукчи, уровень технологического развития которых сильно отставал от европейского.