В течении всего дня Пушкина постоянно навещали доктора, но никто не мог облегчить его страданий.
10 февраля – День памяти Пушкина
«Не мстить за меня! Я все простил!» / | В течении всего дня Пушкина постоянно навещали доктора, но никто не мог облегчить его страданий. |
Александр Сергеевич Пушкин | Последние дни и горестная кончина Александра Сергеевича Пушкина давно уже были описаны многими. |
К 184-летию со дня гибели А.С. Пушкина
Пушкин спросил Шольца: — Что вы думаете о моей ране? Я чувствовал при выстреле сильный удар в бок, и горячо стрельнуло в поясницу; дорогою шло много крови, — скажите мне откровенно, как вы рану находили? Последовал ответ: — Не могу вам скрывать, что рана ваша опасна. Шольц признался: — Считаю долгом вам это не скрывать, — но услышим мнение Арендта и Саломона, за которыми послано. Вы поступили со мною как честный человек, — сказал Пушкин, потерев при этом рукою лоб. Через несколько минут он сказал: — Мне кажется, что много крови идет? Шольц осмотрел рану, крови было немного, как бывает при внутреннем кровотечении, сменил компресс и спросил: — Не желаете ли вы видеть кого-нибудь из близких приятелей? Дайте мне воды, меня тошнит. Шольц прощупал пульс, рука была холодная, пульс малый, скорый; вышел за питьем и попросил послать за Жуковским. К Пушкину вошел Данзас.
Тут приехали сразу три врача — Задлер, Арендт и Саломон. Шольц оставил Пушкина, который добродушно пожал ему руку на прощание. Прибывший первым, Задлер осмотрел рану и наложил новый компресс. Данзас, выходя с ним из кабинета, спросил, опасна ли рана. Приехавший за ним Арендт также осмотрел рану. Пушкин и его просил сказать откровенно о его состоянии, прибавив, что какой бы ни был ответ, он его испугать не может, но что ему необходимо знать наверное свое положение, чтобы успеть сделать нужные распоряжения. Пушкин поблагодарил Арендта за откровенность и только попросил не говорить того же жене. В начале восьмого вечера приехал домашний врач Пушкиных доктор Спасский, заставший Арендта и Задлера. Подавая Спасскому руку, Пушкин сказал: — Что, плохо?
Тот попытался его успокоить, но Пушкин, сделав отрицательный жест рукою, добавил: — Пожалуйста, не давайте больших надежд жене, не скрывайте от нее, в чем дело, она не притворщица; вы ее хорошо знаете; она должна всё знать. Впрочем, делайте со мною, что угодно, я на всё согласен и на всё готов. После отъезда врачей он остался на попечении Спасского, который исправно исполнял сделанные ими предписания. По желанию родных и друзей именно он сказал Пушкину об исполнении христианского долга, на что он тотчас согласился. Было уже поздно, и за священником решили послать утром. Часы пробили восемь вечера, когда вернулся доктор Арендт. Осмотрев рану, он оставил Пушкина на попечение Спасского. Пушкин спросил у того, что делает жена. Врач ответил, что она несколько успокоилась.
Пушкин заметил: — Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском. Услышав, что Арендт еще здесь, сказал: — Просите за Данзаса, за Данзаса, он мне брат. Эту просьбу Спасский передал Арендту, который должен был увидеть императора. При прощании Пушкин лично повторил свою просьбу. Арендт обещал вернуться к одиннадцати часам, сказав, что он по своему долгу придворного врача обязан обо всем доложить государю. В передней Арендт сказал Данзасу: — Штука скверная, он умрет. Между тем собрались ближайшие друзья и родные: В. Жуковский, П. Вяземский, М.
Виельгорский, П. Мещерский, П. Валуев, А. Тургенев, Е. С этого времени и до самой смерти поэта они лишь на короткое время оставляли его дом и снова возвращались. Жуковский взял на себя все хлопоты, он же велел закрыть дверь с лестницы в переднюю, так как напротив была дверь в кабинет, где лежал Пушкин, и шум мог его беспокоить. Входить в квартиру стали теперь через служебную дверь, ведущую с нижней площадки лестницы в буфетную. Оттуда проходили в столовую и только потом шли или через переднюю к Пушкину, или через гостиную к Наталье Николаевне. Уехав от Пушкина, Арендт отправился во дворец, но императора не застал: тот был в театре, где и узнал о состоявшейся дуэли.
Около полуночи фельдъегерь привез Арендту повеление ехать к Пушкину, отвезти ему собственноручное письмо царя с тем, чтобы, прочитав его Пушкину, возвратиться с ним назад и рассказать о его состоянии. В записке императора Арендту стояло: «Я не лягу, я буду ждать». В полночь Арендт снова был у Пушкина. Записка, которую он привез, карандашом написанная Николаем I прямо в театре, гласила: «Если Бог не приведет нам свидеться в здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и последний совет: умереть христианином. О жене и детях не беспокойся: я беру их на свои руки». Император прощал Пушкину то, что он в нарушение обещания, данного при их встрече 23 ноября 1836 года, не предупредил его о предстоящей дуэли. Как ни просил Пушкин оставить ему письмо, Арендт не мог этого сделать. Уезжая, он сказал доктору Спасскому, чтобы в случае надобности немедленно послали за ним. После отъезда Арендта Пушкин позвал Наталью Николаевну, рассказал ей о письме и просил не быть постоянно в его комнате, сказав, что сам будет посылать за ней.
Эту ночь с 27 на 28 января она без сна провела не в своей комнате, а в гостиной, за стеной кабинета. Оставшись со Спасским, Пушкин просил его подать из ближнего ящика какую-то по-русски написанную бумагу и сжечь на его глазах. Спасский, в свою очередь, спросил, не угодно ли ему сделать какие-то распоряжения. Ответ был лаконичным: «Все жене и детям». Затем Пушкин остался наедине с вошедшим Данзасом, которому продиктовал свои долги и подписал их реестр довольно твердой рукой. Долгов накопилось до 140 тысяч.
По окончании встречи Пушкин дал слово Николаю I достойно служить Отечеству и протянул ему руку дружбы.
Царь со своей стороны обещал помогать ему во всех творческих деяниях. Так они оказались вместе в борьбе во имя России против всех ее недругов. Вплоть до трагической дуэли они были верны своим обещаниям друг другу. Поэт публично восхищался действиями царя во время холерной эпидемии в Москве в 1830 году. В его поведении он увидел соединение смелости и человеколюбия. Открыто выступил на стороне Николая I в его решительных действиях в связи с подавлением польского восстания 1831-1832 гг. В его стихах 30-х годов ХIХ века, в письмах к близким и обращениях к царю часто содержалось негодование по поводу неблагодарности Европы по отношению к России, искупившей своей кровью «Европы вольность, честь и мир» «Клеветникам России».
Он всё настойчивей стал касаться темы русофобии. Пушкин желал дать отпор этой антироссийской волне публикацией контрматериалов. Известна черновая записка Пушкина к А. Бенкендорфу, датированная концом июля 1831 года. В ней поэт предлагал использовать русские литературно-политические журналы для, как бы сейчас сказали, информационной борьбы против клеветы западных газет. Конституционные правительства хотят мира, а молодые поколения, волнуемые журналами, требуют войны... Пускай позволят нам, русским писателям, отражать бесстыдные и невежественные нападки иностранных газет».
Как актуально предложение Пушкина в наше время! В силу русской доверчивости к действиям коллективного Запада во главе с США и политического предательства либерал-демократов, находящихся во власти с 90-х годов прошлого века, Россия фактически утратила свою информационную безопасность. Если не восстановим ее, то все наши военные достижения в области новейшего высокоточного вооружения окажутся малорезультативными. Как это было в 90-е годы, когда Советский Союз, обладавший мощным военным потенциалом, сам пал к ногам Запада, поскольку был развален руками информационно одурманенных миллионов своих граждан, а Россия на долгие десятилетия оказалась несостоятельной в достижении экономического паритета с ведущими державами мира.
В результате, созданный наполовину в Михайловском роман по праву считается энциклопедией русской жизни тех пор. Пушкин очень точно описал все, что происходило в дворянских кругах. Сам поэт признавался, что в Михайловском изменился не только он сам, но и его творческий метод. От романтизма он переходит к реализму, что делит его творческий путь на две важные категории изучения. Именно в Михайловском он смог создать более чем сотню различных произведений.
Не зря именно Михайловское считается поэтической родиной Пушкина, ведь здесь он получил наибольший импульс к творчеству. Смерть царя Смерть царя Александр I и последовавшее за этим восстание в Петербурге в 1825 году сильно переменили судьбу Пушкина.
Реакция могла быть только одной: немедленно убрать дерзкого стихотворца, сослать, заставить молчать. Гнев государя и лиц высшего света явился причиной ссылки Михаила Лермонтова на Кавказ в 1837 году. Лермонтов был не одинок в своем праведном возмущении. На смерть Пушкина откликнулись более двадцати поэтов: П. Вяземский, В.
Жуковский, Ф. Тютчев, А. Кольцов, Н. Языков и другие. Но только его стихи «пошли в народ», распространились с удивительной скоростью. Их переписывали в книжных лавках, в кондитерских, на улице, заучивали наизусть. Буквально за два дня они разнеслись по всему Петербургу, производя «громадное и повсеместное впечатление».
Лермонтов не был лично знаком с Пушкиным, но мог и умел ценить его творчество. Он знал наизусть множество пушкинских стихов.
ИНФОРМАЦИЯ
- 10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина!
- На смерть поэта: кто на самом деле убил Пушкина
- К 184-летию со дня гибели А.С. Пушкина
- «Француз» в Царскосельском лицее
Дуэль и смерть Пушкина
Новость о том, что Пушкин при смерти, быстро разнеслась по Петербургу. Пушкинисты говорят, что дуэль и смерть Пушкина явилась результатом стечения неблагоприятных обстоятельств. Два дня спустя, 29 января (10 февраля) 1837 года, сердце раненного на дуэли поэта остановилось.
181 год назад умер Александр Пушкин
«Историческая память»: 180 лет со дня гибели великого русского поэта А.С.Пушкина | Как хоронили Александра Сергеевича Пушкина. После печально знаменитой дуэли с Дантесом Александр Сергеевич прожило всего два дня и отдал Богу душу 29 января по старому стилю, то есть 10 февраля по современному календарю. |
Последние часы Пушкина: как умирал поэт | В этом году 29 января (10 февраля) исполняется 180 лет со дня трагической гибели поэта Александра Сергеевича Пушкина. |
«Мы все сойдем под вечны своды»: как погиб и где похоронен поэт Александр Пушкин
В этот день в 5 часов пополудни за Черной речкой, возле Комендантской дачи стрелялись двое: Александр Пушкин и Жорж Дантес. Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге в 1825 году, коронация Николая I изменили судьбу Пушкина. Пушкина смертельно ранят в живот, но он прожил после этого еще два дня. День дуэли Пушкина и Дантеса: что стало причиной конфликта, унесшего жизнь знаменитого поэта. Как хоронили Александра Сергеевича Пушкина. После печально знаменитой дуэли с Дантесом Александр Сергеевич прожило всего два дня и отдал Богу душу 29 января по старому стилю, то есть 10 февраля по современному календарю. В течении всего дня Пушкина постоянно навещали доктора, но никто не мог облегчить его страданий.
Календарь: 180 лет со дня гибели Александра Пушкина
Для того, чтобы защитить свою честь и честь жены, Александр Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая заканчивается для поэта ранением в живот и смертью в муках. В целом, все так, однако жизнь куда сложнее. Много слухов из ничего По воспоминаниям многочисленных современников и даже самого Александра Пушкина, Жорж Шарль Дантес был чрезвычайно красивым и обаятельным юношей, который нравился буквально всем. Он родился во Франции 5 февраля 1812 года в семье бывшего офицера Немецкого королевского полка. После июльской революции 1830 года у Дантесов начались финансовые проблемы, и молодой Жорж Шарль решил пойти на службу. Несмотря на влиятельных покровителей, среди которых был, например, прусский принц Вильгельм I Фридрих Людвиг, его карьера складывалась не так быстро, как хотелось бы, поэтому Дантес решил перейти на службу в Российскую империю.
Однако еще по дороге произошла встреча, которая во многом предопределила будущие события. Он взял под опеку этого обаятельного юношу, а после решил его усыновить», — рассказал директор Всероссийского музея А. Пушкина Сергей Некрасов. По законам Российской империи усыновителю должно было быть больше 50 лет, а усыновляемому — меньше 18, знакомство людей должно было длиться более трех лет, а сама процедура — не менее года. Кроме того, биологический отец Дантеса был жив.
Казалось бы, усыновление невозможно, однако Луи Геккерн был очень влиятельным человеком, и его новоиспеченное отцовство признали и в России, и в Голландии. Впрочем, все хорошо было только на бумаге, на деле вокруг странной семьи начали ходить слухи. Кто-то полагал, что Дантес — внебрачный сын Геккерна, и таким образом старый барон просто исправляет грехи молодости, другие же считали, что между двумя мужчинами романтическая связь. На данный момент историки не сомневаются в том, что правы были именно вторые. Кроме того, последние годы своей жизни барон провел в доме Дантеса во Франции», — рассказал Сергей Некрасов.
Однако Луи Геккерн и Жорж Шарль Дантес не были готовы к каминг-ауту, поэтому всеми силами старались убедить светский Петербург, что в семье у них все нормально.
Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе. Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь». Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же — надежду на милость к осужденным декабристам. Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение. Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка». Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский. Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти».
Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении: Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив. Голову тихо склоня, Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза, Было лицо его мне так знакомо, и было заметно, Что выражалось на нем, — в жизни такого Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья Пламень на нем; не сиял острый ум; Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью Было объято оно: мнилося мне, что ему В этот миг предстояло как будто какое виденье, Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь? Происходящее с душой умершего Пушкина и есть состояние перехода в мир «Там», преображение и освящение смертью. Образ умирающего просветленного поэта и благосклонного хранителя-императора был создан Жуковским по ряду причин. Во-первых, к 15 января 1837 года Жуковский еще не ознакомился со всеми бумагами Пушкина и не имел целостного представления о его отношениях с Николаем I. Во-вторых, романтическая школа, к которой принадлежал Жуковский, к началу XIX века тяготела к созданию и пропаганде мифа.
В-третьих, указание на тонкую душевную связь императора и поэта давало защиту семье Пушкина от светского злословия, поддержку со стороны самого царя. Однако после отправки письма отцу Пушкина Жуковский вместе с жандармами проводит «посмертный обыск» кабинета Александра Сергеевича Пушкина. К нему в руки попадает переписка поэта с Бенкендорфом, которая открывает все унижение, которое испытывал со стороны власти поднадзорный поэт. Для Жуковского наступает новый этап осмысления гибели Пушкина, и это понимание находит свое отражение в статье для журнала «Современник» «Последние дни Пушкина» и в письме Жуковского шефу жандармов графу Бенкендорфу. Созданный в письме образ императора нивелируется: упоминания императора и все, что могло бы свидетельствовать о духовной близости поэта и царя, убраны вовсе. Оставлены только слова благодарности, которые просит передать царю Пушкин. Даже фраза о «царских милостях» заменена на этикетный оборот «отеческие заботы».
Николай I так писал по этому поводу своему брату Михаилу: «Пушкин погиб, и, слава Богу, умер христианином. Это происшествие возбудило тьму толков, наибольшую частью самых глупых, из коих одно порицание поведения Геккерена справедливо и заслуженно; он точно вел себя, как гнусная каналья. Сам сводничал Дантесу в отсутствие Пушкина, уговаривал жену его отдаться Дантесу, который будто бы к ней умирал любовью». Как видно, все свидетельства основаны на пушкинском толковании своднической роли Геккерена-старшего, и пушкинское же объяснение этому, как отмечалось, было положено в основу документа судебного дела о мере причастности голландского дипломата к дуэльным событиям. Дуэлянты нашего времени - Не могу не спросить - суд над Дантесом некоторые эксперты рассматривают как комедию, спектакль, поставленный по сценарию, якобы написанному самодержцем. Это так? Более того, такая оценка этого процесса явно принижает то общественное положение, которое в жизни России даже в серо-промозглых сумерках николаевского царствования занимал Пушкин. Никакой комедии не было и быть не могло. Процесс свидетельствовал об обратном. Да, суд проходил в полку, шефом которого был лично император. Да, офицеры конной гвардии, и генералы Генерал-аудиториата, которых судьба избрала в судьи поэта, были тесно связаны со светским обществом. Но судьи и не думали шутить или ломать комедию , а вынесли Дантесу суровый приговор. Суд отверг все объяснения Дантеса и его приемного отца — Нидерландского Посланника в их объяснении причин дуэльного поединка и исходил в своем решении из пушкинской версии. Сколько бы мы ни считали, вывод один посмертно подсудимый победил! Для нас же, живущих в другом тысячелетии, это обыкновенное, по своему формальному содержанию для судопроизводства николаевской юстиции дело, является и всегда будет являться весьма необычным. А при отягчающих обстоятельствах — по ч. В интернете находится пример такой «дуэли» и ее судебного рассмотрения. После короткой словесной перепалки подвыпившие мужчины отправились выяснять отношения на улицу. Однако его оппонент настоял на немедленном «поединке». За их боем наблюдали сотрудники Росгвардии и полиции, но предпочли не вмешиваться. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как А. Тот попытался встать, но тут же пропустил еще один удар, оказавшись в нокауте. После этого А. Медики не смогли спасти пострадавшего, а А. Следователи вначале возбудили уголовное дело по ст. Правда, по нашему мнению, квалификация действий виновного, как убийства из хулиганских побуждений, является достаточно сомнительной и, как уже отмечалось, содеянное скорее подпадает под признаки части 1 ст. Депутат законодательного собрания Ленинградской области направлял обращение на имя главы Следственного комитета РФ Бастрыкина, в котором настаивал на необходимости инициировать расследование причин и обстоятельств гибели поэта в 1837 г. Реабилитация есть признание вынесения определенному лицу неправосудного приговора, то есть признание его невиновным в совершении того деяния, за которое он был осужден. К данному случаю это никак не подходит. Никто, в том числе и Главная военная прокуратура РФ не смогут опровергнуть исторический факт — Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом. В соответствии с действовавшими на то время российскими законами, участие в дуэли и не только непосредственно в качестве дуэлянтом, но и секундантов рассматривалось как уголовно наказуемое преступление. Это соображение, так сказать, формально-юридического свойства. Но, кроме них, есть и нравственно-содержательное. Ничего обидного для репутации поэта в приговоре военного суда нет. Дуэльный поединок был в те времена для дворянина формой защиты чести, к которой сам поэт прибегал достаточно часто. Не надо оглуплять и принижать духовный облик гвардейских офицеров и генералов, которым выпала нелегкая ноша — быть судьями по делу о смертельном поединке Пушкина. Они, конечно же, вынося суровое наказание Дантесу, прекрасно понимали, что значил поэт для России. И последнее для таких «сенсационных» предложений - нет сейчас такой инстанции, которая способна была бы официально отменить приговор, вынесенный в первой четверти XIX века. Не может этого сделать даже Верховный Суд РФ. Нет у него для этого и слава Богу! Так уж распорядилась история. Общественное мнение, по-видимому, никогда не примирится с безвременной потерей Пушкина, и интерес к обстоятельствам дуэли и смерти его не ослабевает. Медики настойчиво думают над тем, можно ли было спасти тяжелораненого поэта. Криминалистам не дает покоя мысль, что Дантес отделался лишь легким ранением. В начале это объяснялось тем, что пуля срикошетила от одной из пуговиц его мундира, задев лишь руку, что и спасло ему жизнь. Известный писатель В. Вересаев высказал предположение, что здесь не все чисто, и будто бы на Дантесе была нательная кольчуга - именно она, а не пуговица спасла ему жизнь. В начале 1990 года криминалисты выдвинули другую версию. В авторстве их сомневаться не приходится, так как они прямо подписаны А. Да, ничего не попишешь. Ошибся поэт в своем истинном предназначении. Если бы не его увлечение поэзией, какой бы специалист по артиллерийскому делу из него получился!
Работы длились восемь лет и были завершены в 1953 году. В таком виде могила Александра Сергеевича сохранилась до наших дней. Традиции в День памяти Пушкина В День памяти Пушкина во многих городах России традиционно проходят мероприятия, выставки, экскурсии, посвященные творчеству поэта. Как правило, в российских школах 10 февраля проводятся Пушкинские чтения. Жители Санкт-Петербурга каждый год 10 февраля собираются во дворе дома на набережной реки Мойки, 12, чтобы почтить память поэта. В торжественной церемонии принимают участие известные артисты, поэты и писатели. Пушкина подготовил специальную программу. Напомним, что музей состоит из шести музейных объектов в разных городах. Так, в городе Пушкин там, где Музей-Лицей пройдет церемония возложения цветов к памятнику Пушкина в Лицейском саду. В Петербурге в Концертном зале на набережной Мойки, 12, зрителей ждет литературно-музыкальная программа. Также в Петербурге для желающих будет бесплатно открыт Мемориальный музей-квартира А. Пушкина Мойка, 12 — с 10:00 до 14:00 и с 15:10 до 17:30. Основная литературно-монографическая экспозиция "А. Жизнь и творчество" открыта с 10:00 до 13:30 и с 15:20 до 18:00 последняя группа входит в музей за час до закрытия. В этот день по Музею-квартире А. Пушкина посетители пройдут тем маршрутом, каким шли современники поэта в январе 1837 года. Кроме того, 10 февраля в музее-квартире Пушкина будет представлена бесценная реликвия — золотые карманные часы поэта. Они остановлены на минуте смерти. Также в день памяти Пушкина хор и симфонический оркестр Капеллы представят специальную концертную программу в Концертном зале, посвященную наследию великого поэта. Известные цитаты Пушкина Вклад Пушкина в русскую культуру, несомненно, велик. В его произведениях есть множество высказываний, которые стали крылатыми. Вот некоторые из них: Где нет любви к искусству, там нет и критики.
«Мы все сойдем под вечны своды»: как погиб и где похоронен поэт Александр Пушкин
По законам Российской империи усыновителю должно было быть больше 50 лет, а усыновляемому — меньше 18, знакомство людей должно было длиться более трех лет, а сама процедура — не менее года. Кроме того, биологический отец Дантеса был жив. Казалось бы, усыновление невозможно, однако Луи Геккерн был очень влиятельным человеком, и его новоиспеченное отцовство признали и в России, и в Голландии. Впрочем, все хорошо было только на бумаге, на деле вокруг странной семьи начали ходить слухи.
Кто-то полагал, что Дантес — внебрачный сын Геккерна, и таким образом старый барон просто исправляет грехи молодости, другие же считали, что между двумя мужчинами романтическая связь. На данный момент историки не сомневаются в том, что правы были именно вторые. Кроме того, последние годы своей жизни барон провел в доме Дантеса во Франции», — рассказал Сергей Некрасов.
Однако Луи Геккерн и Жорж Шарль Дантес не были готовы к каминг-ауту, поэтому всеми силами старались убедить светский Петербург, что в семье у них все нормально. Именно поэтому, как только барон вывел своего приемного сына в свет, Дантес включил свое уникальное обаяние на полную катушку и начал оказывать знаки внимания многим дамам, причем с некоторыми заходил куда дальше комплиментов. Жена Пушкина Наталья Гончарова была одной из многих, однако слова восхищения именно в ее адрес внезапно заинтересовали светское общество больше всего.
Причем анонимы указывали на связь Натальи Гончаровой не только с Дантесом, но и с самим императором Николаем Первым. Для поэта анонимка стала страшным оскорблением, поэтому Александр Пушкин в этот же день вызвал Дантеса на дуэль. Дантес вызов принял, однако попросил отсрочки на сутки, а после — еще на 14, а через неделю сделал предложение сестре Натальи Пушкиной — Екатерине Гончаровой.
В результате Александру Пушкину пришлось забрать свой вызов. По настоянию Пушкина связь две семьи не поддерживали. Он вместе со своим приемным отцом старался избежать конфликта», — сообщила доктор филологических наук, профессор Высшей школы журналистики СПбГУ Наталья Цветова.
На этом история могла бы и закончиться, однако в обществе вновь начали ходить слухи относительно неверности Натальи Гончаровой.
Кибовский: Да. Оттуда мы знаем и сколько шагов, и кто как падал. Венедиктов: Донесение полное. Я читал. Кибовский: Кроме того, есть мемуарные свидетельства самого Данзаса, которые были записаны уже Онучиным много лет спустя и которые уточняют некоторые детали.
Откуда мы знаем про медвежью шубу Пушкина, на которую, собственно, потом его и положили. Но вот об этих нюансах — собственно, кто в чём был — мы с вами можем только догадываться. И отсюда, когда говорят про Дантеса, то даже в разных фильмах, на разных картинах то он в белом колете — во что лично я не верю… А. Венедиктов: Почему? Кибовский: Объясню. То он в сюртуке — в двубортном зелёном, о котором так много говорили.
То он в фуражке, то он в шляпе. То же самое касается Данзаса. Данзас оставил нам только одно свидетельство, которое позволяет сказать, в чём он был одет. Потому что, когда он описывает, что Пушкин был тяжело ранен и надо было подозвать ямщиков, чтобы они подвезли сани к месту дуэли, чтобы положить туда раненого Пушкина, он говорит: «Я махнул шляпой». То есть мы понимаем, что он был не в фуражке, а в шляпе. Венедиктов: Но шляпа — имеется в виду военная шляпа?
Кибовский: Ну, это не канапе, естественно, это была офицерская форменная шляпа. Венедиктов: Тогда шляпы это были треуголки? Кибовский: Не треуголки, как бы не «Пираты Карибского моря». Это двуугольная шляпа. С султаном, по всей видимости, который полагался Данзасу по форме. Но тут нужно догадываться, исходя из чего?
Кибовский: Секундант Дантеса. Он шёл по службе, то есть он был, видимо, в будничной городской форме. И раз он был в шляпе, была зима, он очевидно был в шинели точно, потому что это мы тоже знаем из материалов дела , когда они отмечали барьеры, они бросили шинели. Аришак бросил свою, Данзас бросил свою. Пушкина», 1869 г. Венедиктов: Аришак — он же штатский.
Кибовский: Да, но шинель у него была всё равно. Венедиктов: Шинель как пальто. Кибовский: Как пальто, да. Но то, что Данзас тоже был в шинели, мы понимаем. Что было под шинелью, можем только догадываться, потому что мы не знаем, откуда шёл. Непонятно, откуда шёл Данзас.
Кибовский: Пушкин попал, причем Пушкин попал точно. Он целился в грудь, куда и попал. Венедиктов: Это раннее утро. Кибовский: Скорее всего, он действительно должен был быть, как его рисуют на картинах, в сюртуке, при шпаге. Потому что при шляпе он по идее должен был идти в таком виде. Причём форма была городская.
То есть он не мог быть в фуражке, он мог быть только в шляпе. Кибовский: Да, хотя опять-таки нет никаких свидетельств, что он не был при этом в мундире. Потому что городская форма… Допустим, есть замечательная картина художника Павла Федотова, когда он прогуливается с родителями — выходит из полка для прогулки с отцом. Он там в полном мундире, только у него шляпа, потому что он не в строевой части. То есть на нем не кивер, а шляпа, потому что он вне строя. И ещё нет никакого точного свидетельства, что Данзас не был, допустим, в своём инженерном мундире.
Но скорее всего, он действительно был в сюртуке, учитывая, что это был будний день. Венедиктов: Ему потом на работу. Потом, после дуэли, он должен был ехать служить. Кибовский: Вот и я об этом. Собственно говоря, это был обычный будний день, не праздник. Венедиктов: Для него это был обычный день.
Кибовский: Скорее всего, он был в сюртуке.
В тот же день Луи Геккерн через секретаря письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов. Условия дуэли были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам, они должны были стреляться с расстояния двадцати шагов друг от друга, барьер составлял десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ подполковник К. Ответным выстрелом он легко ранил Дантеса в правую руку. С места дуэли поэта привезли домой, на набережную реки Мойки, дом 12, где в мучениях он прожил два дня. И, несмотря на усилия врачей под руководством Н. Арендта, скончался 29 января 10 февраля 1837 года от перитонита. Позднее М.
Одновременно он продолжает писать. В 1933 году император пожаловал Александру Пушкину камер-юнкерский титул. Это звание обычно давалось юношам, а поэту было уже тридцать пять лет. Пушкин был глубоко оскорблен. Титул позволял поэту и Наталье Гончаровой присутствовать на императорских балах — именно этого и добивался Николай I, питающий симпатию к молодой красавице. В это время Александр Сергеевич безуспешно пытался обеспечить себе доход. Он брал у государя ссуду за ссудой, опубликовал «Историю Пугачева», затем взялся за издание журнала «Современник», где печатались произведения Гоголя, Вяземского, Тургенева, Жуковского и самого Пушкина. Однако прибыли его проекты не принесли, а долг перед казной все возрастал. Последним крупным произведением Пушкина была повесть «Капитанская дочка».
Она создавалась параллельно с «Историей Пугачева» и была закончена в лицейскую годовщину, 19 октября 1836 года. Других поводов для радости у Александра Сергеевича в этот год не было.
«Мы все сойдем под вечны своды»: как погиб и где похоронен поэт Александр Пушкин
Вести о дуэли и смерти поэта привели к сильному волнению в Петербурге. Проститься с Пушкиным к его гробу пришло от 10 до 50 тысяч человек, по разным данным. Похоронен поэт был в Святогорском монастыре. За свою недолгую жизнь Пушкин создал большое количество литературных произведений, ставших классикой российской литературы. Творчество Пушкина очень многопланово. Он создавал не только стихи и поэмы, но также стал автором произведений в прозе.
Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь». Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же — надежду на милость к осужденным декабристам. Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение. Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка». Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский. Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти». Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении: Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив. Голову тихо склоня, Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза, Было лицо его мне так знакомо, и было заметно, Что выражалось на нем, — в жизни такого Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья Пламень на нем; не сиял острый ум; Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью Было объято оно: мнилося мне, что ему В этот миг предстояло как будто какое виденье, Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь? Происходящее с душой умершего Пушкина и есть состояние перехода в мир «Там», преображение и освящение смертью. Образ умирающего просветленного поэта и благосклонного хранителя-императора был создан Жуковским по ряду причин. Во-первых, к 15 января 1837 года Жуковский еще не ознакомился со всеми бумагами Пушкина и не имел целостного представления о его отношениях с Николаем I. Во-вторых, романтическая школа, к которой принадлежал Жуковский, к началу XIX века тяготела к созданию и пропаганде мифа. В-третьих, указание на тонкую душевную связь императора и поэта давало защиту семье Пушкина от светского злословия, поддержку со стороны самого царя. Однако после отправки письма отцу Пушкина Жуковский вместе с жандармами проводит «посмертный обыск» кабинета Александра Сергеевича Пушкина. К нему в руки попадает переписка поэта с Бенкендорфом, которая открывает все унижение, которое испытывал со стороны власти поднадзорный поэт. Для Жуковского наступает новый этап осмысления гибели Пушкина, и это понимание находит свое отражение в статье для журнала «Современник» «Последние дни Пушкина» и в письме Жуковского шефу жандармов графу Бенкендорфу. Созданный в письме образ императора нивелируется: упоминания императора и все, что могло бы свидетельствовать о духовной близости поэта и царя, убраны вовсе. Оставлены только слова благодарности, которые просит передать царю Пушкин. Даже фраза о «царских милостях» заменена на этикетный оборот «отеческие заботы». Исследование пушкинистов доказывает, что не только мнение Жуковского об императоре изменило первоначальный образ царя, но и что сам Николай не желал предстать перед читателями в роли покровителя Пушкина[5].
Смерть поэта. В последующие дни кровотечение из раны не прекращалось. Пушкин испытывал жажду, тошноту, нарастали боли в области живота. Пульс был слабым. Его бросало то в жар, то в холод, он периодически впадал в состояние забытья. Спасти раненого пытались лучшие петербургские врачи во главе с императорским лейб-медиком Н. Арендтом, но, как мы знаем, их попытки были напрасными. Через два дня после дуэли, 29 января 1837 года, больному стало трудно дышать, появились галлюцинации. Но сознание оставалось относительно ясным. Арендт не стал скрывать от Пушкина его состояния. Поэт попрощался с женой и детьми, послал за священником… В 14:45 наступила смерть. В момент кончины Пушкина в его доме были остановлены часы. Поэт и царь Трагедия усугублялась тем, что дуэли в то время были под запретом.
Спустя сутки, 6 июня 1820 года семья Раевских вместе с Александром Пушкиным отправилась дальше. Свой путь в Минеральные воды они проложили через Ростов, Аксай и Новочеркасск. Сутки, проведенные в Таганроге отразились и на творчестве поэта. Именно у нас он и написал знаменитые строчки «У Лукоморья дуб зеленый…». Многие таганрожцы считали, что великого поэта на эти строчки вдохновило дерево , которое он увидел возле гостевого дома.
«День гибели А.С. Пушкина»
К 184-летию со дня гибели А.С. Пушкина | 185 лет назад, 8 февраля 1837 года, состоялась дуэль на Чёрной речке, в результате которой поэт Александр Пушкин был убит в возрасте 37 лет. |
День памяти А.С. Пушкина (10 февраля 2024 года) | Творчество Пушкина повлияло на его смерть лишь косвенно: завистники распространяли грязные пасквили, которые просто не могли не разозлить вспыльчивого поэта. |
Тайны гибели поэта Александра Пушкина
Большинство жителей постсоветского пространства узнают о гибели Александра Пушкина в школе. Два дня спустя, 29 января (10 февраля) 1837 года, сердце раненного на дуэли поэта остановилось. На протяжении двух дней Пушкин неимоверно страдал.
Александра Пушкина можно было спасти от смерти — правда или нет?
Напротив, допрошенный почти одновременно с Дантесом Данзас совсем по-другому объяснил поведение обоих Геккеренов и их роль в наступлении трагической развязки: «Г. Геккерен даже после свадьбы не переставал дерзким обращением с женой его… давать повод к усилению мнения, поносительного как для его чести, так и для чести его жены» это формулировка была принята судом и легла в основу многих официальных документов дела. Прошло всего лишь 10 дней после начала работы суда, и судьи целиком и полностью встали на сторону умершего к тому времени поэта во мнении о причинах этой дуэли. Чего стоит только едва ли не дословное совпадение некоторых предложений, формулирующих вопросы Военно-судной комиссии Дантесу, и фраз из предыдущего допроса Данзаса. Следствие приближалось к концу. Следователь и судьи считали, что дело подлежит завершению вынесением приговора подсудимым. И аудитор Маслов придерживался иного мнения по поводу окончания следствия.
Он подал официальный рапорт в Военно-судную комиссию, и она, изучив его, вынесла определение: «О заслушивании в Комиссии рапорта Аудитора Маслова о том, что он считает не излишним потребовать от вдовы Камергерши Пушкиной некоторые объяснения, а как Комиссия при слушании вчерашнего числа дела имела оные в виду, нашла дело довольно ясным, то, дабы без причин не оскорблять Г-жу Пушкину требованиям изложенных в рапорте Аудитора Маслова объяснений, определила, приобщив помянутый рапорт к делу, привести оное к окончанию…». Не известно ли ей, какие безымянные письма получил покойный муж, которые вынудили его написать… к Нидерландскому Посланнику Барону Геккерену оскорбительное письмо, послужившее, как по делу видно, причиною» дуэли... Какие подсудимый Геккерен, как он сам сознался, писал к Ней письма или записки… где все сии бумаги ныне находятся… И 3-е. Из письма умершего подсудимого Пушкина видно, что Посланник Барон Геккерен, когда сын его подсудимый Геккерен, по болезни был содержан дома, говорил жене Пушкина, что сын его умирает от любви к ней и шептал возвратить ему его, а после уже свадьбы Геккерена… они, Геккерены… давали повод к усилению поносительного для чести Пушкиных мнения. Посему я считал бы нужным о поведении Гг. Геккеренов в отношении обращения их с Пушкиной взять от нее такие объяснения.
Если Комиссии военного суда неблагоугодно будет истребовать от вдовы Пушкина по вышеуказанным предметам объяснения, то я всепокорнейше прошу, дабы за упущение своей обязанности не подвергнуться мне ответственности, рапорт сей приобщить к делу для видимости высшего начальства». Аудитор был достаточно поднаторевшим в судебных делах чиновником и вполне юридически профессионально отметил ряд пробелов судебного следствия. Во-первых, он был единственным, кто обратил внимание на то, что в деле отсутствует анонимный диплом, который должен был бы стать и вскоре стал одним из главных документов в этом процессе. Во-вторых, он настойчиво обращает внимание суда на то, что позднее Пушкин получал и другие оскорбительные анонимные письма, и делает попытку выяснить что-либо по этому вопросу. И, в-третьих, по нашему мнению, аудитор лично пришел к убеждению о виновности Дантеса, но обеспокоен тем, достаточно ли судебных доказательств его вины. В связи с этим аудитор и указывает на пути способы собирания новых дополнительных доказательств, которые, по его мнению, должны были усилить виновность подсудимого.
Именно поэтому Маслов и настаивает на допросе вдовы поэта. Кроме того, следует считать попытку аудитора усилить доказательства вины старшего Геккерена, его своднической и подстрекательской роли в преддуэльных событиях. Не может нас не подкупить и то, что в своих убеждениях незначительный по своему официальному положению судейский чиновник исходит из позиции самого погибшего поэта, изложенной им в письме к Нидерландскому Посланнику. Военно-судная комиссия отклонила ходатайство аудитора, сославшись при этом на две причины: первая — достаточная ясность по делу и без дополнительных документов и данных; вторая — нежелание причинить лишние моральные страдания вдове поэта. Строго по закону аудитор в части его предположений об устранении такого пробела судебного следствия был прав, а оценка того, противоречил ли возможный допрос вдовы Пушкина нормам существовавшей морали, - вещь достаточно тонкая. Забегая вперед, укажем, что, например, один из самых крупных военных персон, как отмечалось, причастных к делу, командующий Отдельным гвардейским корпусом генерал Бистром человек, входивший в ближний круг самого царя, и не понаслышке знакомый с моральными принципами придворного общества полностью солидаризировался с позицией «стряпчего»-аудитора по этому вопросу.
Пушкину - «надлежало бы назначить такое же наказание, но, как он уже умер, то суждение его за смертью прекратить». Со смертной казнью вышла неувязка. С 1 января 1835 года вступил в силу Свод законов Российском империи 1832 году, и в соответствии с ним суд не мог в 1837 года приговорить кого-либо за дуэль к смертной казни. Это противоречило и сложившейся судебной практике. За дуэль переводили из гвардии в армию вспомним, например, «Капитанскую дочку» , из столичных центров — на Кавказ, виновные подвергались кратковременному заключению в крепости Лермонтов за дуэль был переведен в действующую армию на Кавказ. Мартынов — убийца Лермонтова был приговорен к трем месяцам гауптвахты, а секунданты прощены.
Так что смертный приговор объяснялся недостаточной профессиональной юридической компетенцией как аудитора, так и членов военно-судной комиссии, что и было исправлено в решении ревизионной по современному «кассационной» инстанции по делу — определении Генерал-аудиториата вынесен и подписан 9-ю генералами-членами этой судебной инстанции. Там наконец-то уточнено настоящее придворное звание поэта: камер-юнкер, а не камергер. Таковым его именуют не только судьи, но и Дантес, и представители николаевского генералитета например, командир корпуса и другие военачальники, в том числе и приближенные к императору, люди, прямо скажем, не новички и не профаны в придворной геральдике. И лишь генерал-аудитор уже 16 марта, то есть почти через месяц после вынесения приговора по делу, усомнился в столь высоком придворном звании поэта. В Придворную контору из Аудиторского Департамента был направлен запрос, в котором была просьба разъяснить: «Какое имел звание умерший от полученной на дуэли раны Пушкин, Камер-Юнкера, или Камергера? На следующий день, 18 марта 1837 года, на определении Генерал-аудиториата по делу о дуэли Николай I начертал следующую резолюцию: «Быть по сему, но рядового Геккерена, как не русского подданного, выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты».
Фактически царь свел наказание ему чуть ли не к символическому. Уже после его вынесения, но до принятия по нему решения Генерал-аудиториатом, Дантес написал и отправил письмо на имя презуса Военно-судной комиссии, в котором он пытался вновь объяснить причины дуэли только поведением смертельно раненого на ней поэта и его необузданной и беспричинной ревностью. Но этот документ примечателен другим. Дантес высказал в нем определенную обиду на петербургское светское общество в целом и, в частности, на якобы предвзятое отношение к нему судей, вынесших ему приговор. Как уже отмечалось, в самые трудные преддуэльные дни поэт был страшно одинок. Напротив, Дантес до последнего рокового дня был принимаем, например, даже в салоне Карамзиных, людей, как будто бы наиболее близких поэту Софья Карамзина в письме брату Андрею осуждает поведение Пушкина и его жены и сочувствует «несчастному» Дантесу.
Однако после смерти Пушкина многие из тех, кто раньше брал сторону Геккеренов, вынуждены были изменить о них мнение. Выраженная поистине всенародная любовь к умирающему поэту и всенародная же скорбь в связи с его трагической гибелью были настолько сильными, что заставили тех представителей светского общества, кто был способен на более или менее объективную оценку случившегося, понять наконец, что Пушкин был национальной гордостью и не мог быть судим лишь по меркам этого общества. Поэтому вход во многие дома, где Дантес еще вчера был с любовью и восторгом принимаем, стал для него закрыт. Дантес утверждал в письме: «Правда, все те лица, к которым я Вас отсылаю, чтобы почерпнуть сведения, от меня отвернулись с той поры, как простой народ побежал в дом моего противника…» Тон обиженности, присутствовавший в письме, объясняется именно тем, что суровый приговор был для Дантеса полной неожиданностью. Подобного рода возможных последствий он для себя не допускал, так как ответственность за участие в таких поединках обыкновенно сводилась, как отмечалось, к незначительному наказанию. При этом явная поддержка его преддуэльного поведения светским общественным мнением выглядела в его глазах чуть ли не как аванс будущего милосердия юстиции или как гарантия символического наказания, которое будет назначено ему.
Дантес не мог не думать, что будущие его судьи — это те, кто принимал его, восторгался его плоским казарменным шуткам, почти открыто брал его сторону в создавшейся ситуации… И Дантес, и Геккерен-старший, и многие другие представители светского общества допустили при этом существенный просчет: не смогли предвидеть широкого общественного резонанса, выражения общего горя по поводу смерти Пушкина. Поэтому иной, более суровый подход суда к определению наказания за происшедшую дуэль объясняется изменившимся отношением части светского общества, в том числе и гвардейских офицеров, вынесших Дантесу судебный приговор. Конечно, он понимал, что его карьера, так блестяще начавшаяся в России, рухнула.
Он считается основателем литературного русского языка и символом русской классической литературы. Традиции праздника В этот день проводятся выставки личных фотографий поэта, семейных альбомов, картин художников, которые запечатлели классика для потомков. Устраиваются чтения отрывков его произведений. Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве и его филиалы приглашают посетителей. В Санкт-Петербурге памятный день начинается с торжественной церемонии во дворе у дома, где жил А. Интересные факты А.
Кибовский: Ну, это не канапе, естественно, это была офицерская форменная шляпа. Венедиктов: Тогда шляпы это были треуголки? Кибовский: Не треуголки, как бы не «Пираты Карибского моря». Это двуугольная шляпа. С султаном, по всей видимости, который полагался Данзасу по форме. Но тут нужно догадываться, исходя из чего? Кибовский: Секундант Дантеса. Он шёл по службе, то есть он был, видимо, в будничной городской форме. И раз он был в шляпе, была зима, он очевидно был в шинели точно, потому что это мы тоже знаем из материалов дела , когда они отмечали барьеры, они бросили шинели. Аришак бросил свою, Данзас бросил свою. Пушкина», 1869 г. Венедиктов: Аришак — он же штатский. Кибовский: Да, но шинель у него была всё равно. Венедиктов: Шинель как пальто. Кибовский: Как пальто, да. Но то, что Данзас тоже был в шинели, мы понимаем. Что было под шинелью, можем только догадываться, потому что мы не знаем, откуда шёл. Непонятно, откуда шёл Данзас. Кибовский: Пушкин попал, причем Пушкин попал точно. Он целился в грудь, куда и попал. Венедиктов: Это раннее утро. Кибовский: Скорее всего, он действительно должен был быть, как его рисуют на картинах, в сюртуке, при шпаге. Потому что при шляпе он по идее должен был идти в таком виде. Причём форма была городская. То есть он не мог быть в фуражке, он мог быть только в шляпе. Кибовский: Да, хотя опять-таки нет никаких свидетельств, что он не был при этом в мундире. Потому что городская форма… Допустим, есть замечательная картина художника Павла Федотова, когда он прогуливается с родителями — выходит из полка для прогулки с отцом. Он там в полном мундире, только у него шляпа, потому что он не в строевой части. То есть на нем не кивер, а шляпа, потому что он вне строя. И ещё нет никакого точного свидетельства, что Данзас не был, допустим, в своём инженерном мундире. Но скорее всего, он действительно был в сюртуке, учитывая, что это был будний день. Венедиктов: Ему потом на работу. Потом, после дуэли, он должен был ехать служить. Кибовский: Вот и я об этом. Собственно говоря, это был обычный будний день, не праздник. Венедиктов: Для него это был обычный день. Кибовский: Скорее всего, он был в сюртуке. Что касается Дантеса… А. Венедиктов: Вот Дантес — интересно. Кибовский: История сложнее, потому что Дантес уже приехал на дуэль целенаправленно. Но очень важный момент, что они… А. Венедиктов: Что такое «целенаправленно»? Кибовский: Если, допустим, Данзас оказался импровизированно, случайно, то Дантес… А. Венедиктов: Готовился. Кибовский: … получив вызов, естественно, собирался. Венедиктов: Кольчугу надевал. Кибовский: Ну, это сказка, которая уже развенчана, слушайте. Не будем повторять замечательное заключение трёх выдающихся петербургских специалистов Ракова, Давидовича и Глинки , которые написали гневное письмо в 1863 году о том, что возмутительно даже подозревать. Я не испытываю никакой симпатии к Дантесу, но очень рекомендую. Это заключение опубликовано, там всё написано. Не буду повторяться и терять время. Дантес приехал на дуэль… Сначала с головным убором: шляпа или фуражка? Казалось бы, почему нет, почему не в фуражке? Мы же знаем из портретов Лермонтова , из этой серии на Кавказе , что они там все в фуражках и сюртуках.
Дантес продолжал ухаживать за Натальей, слухи и шутки об их связи не прекращались. Переломный момент — 23 января, бал у графа Воронцова-Дашкова. Там Дантес вел себя вызывающе: оскорбительно подкалывал и свою жену Екатерину, и Наталью. Отрывок оттуда: «Я не могу позволить, чтобы ваш сын, после своего мерзкого поведения, смел разговаривать с моей женой, и еще того менее — чтобы он отпускал ей казарменные каламбуры и разыгрывал преданность и несчастную любовь, тогда как он просто плут и подлец. Итак, я вынужден обратиться к вам, чтобы просить вас положить конец всем этим проискам, если вы хотите избежать нового скандала, перед которым, конечно, я не остановлюсь». Получив письмо, Геккерн в тот же день объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов. И что дуэль должна состояться в «кратчайший срок». Пушкин принял вызов. Еще раз: Главная причина ссоры — ухаживания Дантеса за женой Пушкина. Открытый конфликт начался с анонимного письма, авторство которого до сих пор неизвестно. Пушкин вызвал Дантеса, но сам отменил дуэль, потому что Дантес женился на сестре его жены. Второй вызов сделал Луи Геккерн от имени Дантеса после провокационного письма Пушкина. Сама дуэль: снег по колено, разница в один шаг и миф про пуговицу Дуэль состоялась на следующий день после вызова, 27 января. Место: пустырь возле Черной речки. Время: около 17:00. Погода: ясно, снег по колено, сильный ветер. Условия — смертельные: Противники встают на расстоянии 20 шагов друг от друга и 5 шагов от барьеров; расстояние между барьерами — 10 шагов. Никому не дано преимущества первого выстрела. По знаку о начале дуэли противники идут друг на друга и могут стрелять с любого расстояния, ни в коем случае не переступая барьер. После первого выстрела противникам нельзя менять место. Если оба промахиваются, то дуэль начинается заново: противники становятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила. Дуэль началась, когда Данзас дал сигнал, махнув шляпой. Дантес и Пушкин пошли друг на друга. Пушкин первый подошел к барьеру и, остановившись, начал целиться. Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил первым примерно с 11 шагов — 7 метров. Пуля попала Пушкину в живот. Он упал. Секунданты подбежали к нему, Дантес стоял на месте. Пушкин сказал, что готов стрелять. При падении в его пистолет попал снег, поэтому Данзас подал ему другой. Дантес стоял боком, прикрыв грудь правой рукой. Приподнявшись и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. Пушкин спросил, куда тот ранен, Дантес ответил: «Я думаю, что ранен в грудь». Пушкин крикнул: «Браво! Дантес ошибся: пуля попала ему в руку, которой он прикрывался, и только контузила грудь. Пушкин был ранен в правую сторону живота. Пуля раздробила кость верхней части ноги у соединения с тазом и глубоко вошла в живот. Есть миф, что Дантеса спасла пуговица сюртука, в которую попала пуля. Но это не совсем так.