Потрясающие снимки, сделанные на Бруклинском мосту, показывают российско-американскую балерину, арестованную в России за государственную измену. В центре внимания общественности оказался роман, который якобы существовал между последним российским императором и знаменитой балериной Матильдой Кшесинской. Концепцию статьи подкинул taxfree12 Знаменитая русская балерина Матильда Кшесинская отличалась столь яркой красотой, что ее внешность удостоилась внимания венценосных особ.
Интриганка, танцовщица, игрок: какой была Матильда Кшесинская
И, наверное, это главная цель, ради которой был задуман фестиваль, - рассказала председатель комитета по культуре городской администрации Инна Сквиренко. Все участники фестиваля «Театральный бульвар» были отмечены благодарственными письмами Главы города.
Она выходила на сцену до тех пор, пока удавалось скрывать свое интересное положение. Позднее взяла под покровительство только что закончившую училище Тамару Карсавину, передала ей все свои партии и обучала молодую артистку вплоть до рождения сына Владимира в 1902 году. Спустя 2 месяца после родов Кшесинская вновь вышла на сцену, а в 1904 году по собственному желанию уволилась из Мариинского театра. Но все же у нее сохранилось право показывать разовые представления, гонорары за которые были весьма высоки.
Сначала она получала по 500 рублей за выступление, позже — 750. У нее было множество драгоценностей. Настолько много, что магазин «Фаберже», когда она была с гастролями в Лондоне, вызвался переправить ее ценности в особый сейф. Каждой вещи присваивался номер. Перед спектаклями балерина называла агенту необходимый номер, и он доставлял ей нужное украшение. В Лондоне ее сопровождали полицейские, которые не спускали глаз с драгоценностей Кшесинской на различных мероприятиях.
Когда ей было 44, она влюбилась в своего партнера — 23-летнего танцора Петра Владимирова. Андрей Владимирович даже вызвал его на поединок, на котором повредил красавцу нос. В результате чего тому пришлось делать пластическую операцию. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза.
Я просто целый день умираю от жажды, но не буду пить до выступления, — ответила на мой вопрос она». В 1917 году балерина с сыном покинула Петербург, уехав в Кисловодск к возлюбленному Андрею Владимировичу, а затем семейство обосновалось во Франции. Там Матильда вышла замуж за любимого мужчину и одновременно с этим обрела титул светлейшей княгини Романовской-Красинской. В 1929 году в Париже открыла балетную школу, которая стала ее единственным источником дохода. В этом учебном заведении постигали азы балета дочери Федора Шаляпина — Марина и Дарья. Кшесинская не оставила преподавание, даже когда у нее начался артрит и ей приходилось ходить с тростью.
На уроках Матильда Феликсовна всегда вела себя тактично и никогда не повышала голос на своих учениц. Последнее выступление Кшесинской состоялось в лондонском Конвент-Гардене в 1936 году. Тогда танцовщице было 64 года. Публику настолько потрясло увиденное действо, что ее вызывали на бис 18 раз.
В погоне за мифическими сокровищами Кшесинской можно потерять сохранившееся достояние — ее особняк. Однако потомок великой балерины не отступает. Был сделан проект нашим метростроем Ленинградским.
Этот проект был защищен на коллегии Министерства культуры, где очень требовательные, в общем, товарищи. Они проект приняли. Оставалась одна-единственная подпись Министра культуры Швыдкого, который ее не поставил. И несколько встреч у нас было с ним на эту тему. Он, в общем, дал понять, что некие силы вмешались, которые выше него и которым он перечить не может", — рассказывает Константин Севенард. И вдруг появляется первая находка. Взяли сундук, воспользовались тем, что траншея выкопана.
Я с сундуком залез туда", — говорит генеральный директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов. Что тут начинается! Андрей Константинов с сундуком пойман, а культурную столицу залихорадило. В розыгрыш журналистов никто не хочет верить. Пытаясь разоблачить миф, Константинов его только упрочил. Потомок балерины депутат Севенард поворачивает историю в свою пользу: он подтверждает находку. И на этом основании продолжает копать.
Клад есть, скорее всего. Но найти его достаточно проблематично. И такие вещи, по практике, — они находятся при какой-то глобальной мощной реконструкции, то есть когда особняк сносят, когда делают такую полную реконструкцию. Поэтому, знаете, он будет найден случайно, скорее всего, так же, как клад Нарышкиных", — считает кладоискатель Владимир Порываев. Клад Нарышкиных — 40 мешков фамильного серебра — был найден весной 2012 года при реконструкции их семейного особняка в Петербурге. Оказалось, в доме находилась потайная комната, где князья укрывали свои сокровища в смутные времена. Море кладов Известный кладоискатель Владимир Порываев утверждает, что клады сегодня находят по несколько раз в месяц.
Последняя находка — монеты периода Екатерины Второй были найдены в роскошном портсигаре с замком из изумрудов. В каждой. В каждой семье есть легенда о бабушке, которая уехала за границу, и вот эту в ночь все серебро пропало из дома. Это есть везде. Вы знаете, наверное, половина из них шизофрения, половина реальна", — рассказывает Владимир Порываев. Насколько реален клад Кшесинской? И что он из себя представляет?
Как ведущий специалист в области военной техники и артиллерии, обращает внимание публики на малоизвестную сторону деятельности знаменитой балерины. По его заключению, Россия Первую мировую войну, возможно, проиграла из-за нее", — говорит историк, автор нашумевшей книги о Матильде Александр Широкорад. И делались только полевые, чтобы Россия стала тем паровым катком, который, в общем-то, задавит Германию. А Матильда, соответственно, получала комиссионные, — рассказывает Александр Широкорад. То есть получается, Кшесинская лоббировала интересы французов на государственном уровне и Россия закупала менее качественную военную технику. К тому же не первой надобности. Как же балерина добилась этого?
Это была большая роскошь — иметь балетную труппу. Собственно говоря, балетных театров было два: Мариинский в Петербурге и Большой в Москве. И артистки императорских театров — это были очень уважаемые и привлекательные женщины, получившие хорошее воспитание. Они владели языками и музицировали", — утверждает балерина, народная артистка России Илзе Лиепа. На молодую, образованную, с интересной внешностью балерину Кшесинскую еще в начале ее карьеры обращает внимание императорская чета. По распоряжению венценосных супругов на одном из спектаклей Матильду знакомят с наследником трона — цесаревичем Николаем. И вообще в присутствии царя директор театра каждый раз заходил в царское ложе и спрашивал, можно ли начинать очередной акт.
Не то что спектакль, а каждый акт можно было начинать только после высочайшего разрешения. И вот на пирушке, посвященной очередному спектаклю, было умышленно сделано так, что Матильда Кшесинская оказалась рядом с наследником престола цесаревичем Николаем. Было сделано так, чтобы как бы его растормошить. В общем, сделать менее инфантильным перед перспективным браком", — считает Александр Широкорад. Начинается бурный роман. Он продолжится два года. По одним данным, отношения оборвутся с женитьбой Николая, по другим — они еще однажды встретятся, а вскоре у Кшесинской родится сын.
Однако официально отношения их закончились и балерине теперь покровительствует кузен Николая Второго — великий князь Сергей Михайлович Романов. Он официально признает отцовство. Татьяна Мунтян, главный эксперт Кремлевских музеев, жалеет, что в их коллекциях нет ничего из подарков, сделанных Кшесинской. Балерина была самой любимой клиенткой императорского ювелира Карла Фаберже. Ее украшения обсуждал весь Петербург. Цесаревич ну, они были молоды подарил ей браслет она пишет с сапфирами. А Сергей Михайлович — коробку красного дерева в золотой оправе от Фаберже.
То есть сам футляр был произведением искусства. И в этой коробке она пишет лежало множество желтых бриллиантов — от очень крупных до самых мелких. Она, конечно, эти камни тут же отнесла Фаберже. Фаберже соорудил для нее брошь роскошную, которую она, как вспоминает, с удовольствием носила", — поясняет Татьяна Мунтян. Кшесинская даже на сцене выступает не в театральных костюмах, а в платьях и диадемах, усыпанных сплошь драгоценными камнями. На гастроли украшения за ней возит личный агент Фаберже. Перед выходом на сцену ей достаточно позвонить, назвать номер предмета, и представитель ювелира доставляет его прямо в гримерную.
Дальше ей будут дарить особняки и дворцы. Куда же делось все богатство? Когда Матильда путешествовала за границу или в Крым, она ездила только в своем вагоне", — утверждает Александр Широкорад. Константин Севенард подробности жизни своей бабушки узнал случайно. Однажды его вызвали на допрос в ОБЭП — отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Оказалось, незадолго до этого при реконструкции особняка Кшесинской нашли ее дневники. Я говорю: "Да в общем, у меня, пока вы не сказали, и мысли такой не появлялось".
Ну, в общем, вот такая вот детективная история наложилась на нашу семейную историю", — рассказывает Константин Севенард. Сохранить и схоронить О сохранности своих ценностей Кшесинская задумывается с началом Первой мировой войны. Именно тогда, по воспоминаниям друзей, она начинает упаковывать некоторые антикварные вещи, столовое серебро и шикарные подарки, сделанные ей по случаю бенефиса.
Все эти слабости были простительны, когда речь не шла о наследнике престола. А вот половая жизнь Николая Александровича была вопросом государственной важности. От того, сумеет ли он оставить потомство, зависела судьба монархии и страны. Если при матушке-императрице Екатерине сексуальное просвещение наследников обеспечивали разбитные фрейлины, то в XIX веке полулегальным гаремом для царских особ стали Смольный институт там училась возлюбленная Александра II княгиня Юрьевская и балетная труппа петербургского Большого позднее Мариинского театра. Познакомившись с наследником, Кшесинская повела осаду по всем правилам. Регулярно как бы случайно встречала Николая — то на улице, то в театре. Приезжала танцевать для него в летнем театре в Красном Селе. Старательно кокетничала. Однако флегматичный Николай взаимностью ей не отвечал, лишь записывал в дневнике «Кшесинская-вторая мне положительно нравится». Осенью 1890 года он вообще уехал в кругосветное путешествие. После его возвращения в 1892 году Кшесинская стала приглашать наследника в дом к своим родителям. Все было чинно-благородно. Ники и Маля сидели в гостиной и беседовали. После одного такого разговора, затянувшегося до рассвета, Кшесинская объявила родителям, что уезжает от них и будет жить отдельно, на съемной квартире. Дом на Английском проспекте она действительно сняла. Оставалось заманить туда Ники. Он заявил Мале, что нужно порвать отношения, что он «не может быть ее первым, что это будет мучить его всю жизнь». Кшесинская принялась его уговаривать. Там, как сказано в мемуарах Кшесинской, «мы стали близки». Несмотря на бойцовские качества маленькой балерины, роман ее с Николаем вышел коротким и не слишком удачным. Оказалось, что еще до знакомства с ней наследник безумно влюбился в принцессу Алису Гессенскую. Несмотря на противодействие родителей, он несколько лет добивался их согласия на брак. Потом ему пришлось уговаривать Алису. Сразу же после объявления о помолвке, состоявшейся в 1894 году, Ники порвал с Малей.
Что еще почитать
- «Наивные» и «злые» ароматы
- В городе на Неве продолжается работа над картиной "Матильда" Алексея Учителя
- В Кисловодске особняк балерины Кшесинской пойдет «с молотка»
- Что стало после революции с той самой Матильдой, покорившей Николая II
- Балерина Романовых • Arzamas
- Добро пожаловать!
Матильда Феликсовна Кшесинская
В «Пробуждении Флоры», показанном в 1894 году в Петергофе специально по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича, и затем оставшемся в репертуаре театра, ей была отведена главная партия богини Флоры. Для бенефиса балерины в Эрмитажном театре в 1900 году Мариусом Петипа были поставлены «Арлекинада» и «Времена года». В том же году балетмейстер возобновил специально для неё «Баядерку», исчезнувшую со сцены после ухода Вазем. Участвовала в летних спектаклях Красносельского театра, где, например, в 1900 году танцевала полонез с Ольгой Преображенской, Александром Ширяевым и другими артистами и классическое pas de deux Льва Иванова с Николаем Легатом. Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей Аспиччия, Эсмеральда. Будучи академической балериной, она тем не менее участвовала в постановках хореографа-новатора Михаила Фокина «Эвника» 1907 , «Бабочки» 1912 , «Эрос» 1915. Балерина Матильда Кшесинская В 1904 году Кшесинская уволилась из театра по собственному желанию, и после полагающегося прощального бенефиса с ней был заключён контракт на разовые выступления — сначала с оплатой по 500 руб. Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года.
При ней стала сходить на нет практика приглашения знаменитых гастролёрш. Балерина славилась умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Некоторым образом именно она послужила причиной ухода из театра князя Волконского: отказавшись восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, дочь разбойника», он был вынужден подать в отставку с поста директора Императорских театром согласно воспоминаниям самой балерины, видимым поводом к конфликту послужили фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго». В 1911 году Кшесинская участвовала в «Русских сезонах» в Лондоне. Дягилев пошёл на контакт со «своим злейшим врагом» в надежде решить свои проблемы в российской столице: с помощью влияния и связей балерины он намеревался добиться возможности выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для ставшего военнообязанным Нижинского. В обмен на обещание «похлопотать» Кшесинская была приглашена танцевать во время лондонского сезона 1911 года балерину интересовал именно Лондон, где традиционно собиралась высшая аристократия — в отличие от Парижа, бывшего центром артистической жизни. Для её выступлений было выбрано «Лебединое озеро» — в том числе потому, что Дягилев хотел получить доступ к принадлежавшим ей декорациям балета.
Балерина стала посредником Дягилева в его переговорах с директором Императорских театров Теляковским по поводу аренды Михайловского театра на сезон 1912 года. Последний отреагировал на этот альянс с раздражением: «Час от часу не легче. Кшесинская снюхалась теперь с Дягилевым». Попытки уладить дела при помощи Кшесинской полностью провалились. Дягилев был настолько зол на неё из-за Нижинского, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину. Во время Первой мировой войны, когда войска Российской империи сильно страдали от нехватки снарядов, верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, так как Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами. Матильда Кшесинская на сцене Мариинского театра Интриги и личная жизнь Матильда Кшесинская всячески противилась приглашению в труппу иностранных балерин.
Она пыталась всеми способами доказать, что русские балерины достойны главных ролей, тогда как большинство из них отдавались зарубежным артистам. Предметом интриг часто становилась итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая, несмотря на настрой Кшесинской, проработала в Мариинском театре восемь лет. Но влияния Матильды не выдержал сам директор Императорских театров князь Волконский, ушедший из театра после отказа восстановить старинный балет «Катарина, дочь разбойника». Сама влиятельная балерина назвала камнем преткновения фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго».
Если будете сомневаться и стоять на месте, то вас обойдут конкуренты и вы упустите шансы решить ситуацию в свою пользу. В конце апреля — начале мая карты Таро не рекомендуют начинать долгосрочные проекты, а вот быстрые варианты заработка могут вас неожиданно и приятно обогатить. Также не стоит распыляться на помощь другим, лучше сосредоточиться на своих желаниях и целях», — говорит таролог Любовь Зюзина.
Да и питомцы, питомицы этих школ в большинстве своем носили русские имена и фамилии, подчас весьма знатные. Они представляли собою первое поколение русской эмиграции, появившееся на свет уже вдали от России, в изгнании, в бегах. Одну из этих студий вела Матильда Кшесинская, легенда Мариинского театра. Матильда Кшесинская на уроке с ученицей Т. Рябушинской, Париж, 1930-е гг. По слухам, которые мало кто ставил под сомнение, она была любовницей последнего российского императора Николая Второго. Своих учеников и учениц Матильда Кшесинская набирала, в основном, из аристократических семейств, что, соответственно, и стоило больших денег. Любовь Егорова тоже танцевала прежде в Мариинке, а эмигрировав в Париж, основала студию, в которой охотно стажировались танцовщики Гранд Опера… Учение в ее студии тоже стоило немалых денег. Более доступной и демократичной считалась балетная школа Ольги Преображенской". Александр Рекемчук, «Танец маленьких лебедей» Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив немного до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. В работе над этим материалом были использованы следующие книги: 1. Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Иванов, М. Шенг Схейен. Возненко, С. Князьковой 3. Ричард Бакл.
После экзамена прошел обед с юными выпускницами, и царь самолично усадил сына Николая рядом с очаровательной 17-летней полячкой Матильдой Кшесинской с напутствием: «Слишком с ней не флиртуй». Но… Николай влюбился. Он три года добивался её расположения, ни долгосрочные путешествия в Европу и Японию, ни военные сборы, ни внимание искушенных придворных дам не могли заставить его забыть очаровательную девушку. Потом были свидания в доме родителей Кшесинской, и наконец будущий император купил своей возлюбленной особняк на Английском проспекте. Конечно, о браке между наследником и балериной не могло быть и речи, Николай это прекрасно понимал. А главное — уже вскоре, всерьёз увлекся своей невестой немецкой принцессой Алисой Гессенской.
Матильда Кшесинская
Правда, ему хватило объективности признать, что актрисы это были действительно выдающиеся, но дать им сколько-нибудь полную творческую характеристику он не сумел». Творческую характеристику не сумел, зато составил тонкое личное наблюдение: «Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется». Читайте также: Владивостоку показали "Матильду": первые впечатления И все же, то активное участие, которое принимали покровители Кшесинской в балетных делах, удивляет оба директора театров описывают постоянные встречи, записки и даже шифрованные телеграммы от высших лиц государства с хлопотами о Матильде. Тот же Сергей Михайлович Романов, многолетний поклонник Матильды, президент Русского театрального общества и, на секундочку, командующий всей российской артиллерии, постоянно идет на поводу ее капризов. И это в начале XX века, когда Россия была в шаге от катастрофы.
К тому же высокопоставленные покровители балерины не только просили за нее, но и осыпали дарами. В своих воспоминаниях, написанных спустя годы, в эмиграции, она с любовью вспоминает все те чудесные драгоценные безделицы, которыми ее одаривали. Кшесинская обладала внушительной коллекцией драгоценностей работы Фаберже. Свои балетные партии она также предпочитала танцевать в настоящих, а не бутафорских, украшениях.
Даже нищенка Пахита в ее исполнении носила натуральный жемчуг и бриллиантовые сережки. Еще один впечатляющий подарок от Сергея Михайловича — дача в Стрельне. У Малечки был хороший вкус, а у Сергея Михайловича, видимо, неисчерпаемые ресурсы. Кшесинская побаивалась темноты, поэтому ее верный рыцарь построил электростанцию, чтобы освещать и загородный дом, и огромный парк.
Когда Большой Стрельнинский и императорский дворец в Петергофе еще тонули в темноте, уютный дом Кшесинской наполнялся ярким светом. Интерьеры этой дачи часто публиковались в журнале «Столицы и усадьбы. Журнал красивой жизни» - этаком аналоге современного журнала «Tatler», но с гораздо большим вкусом. Когда в этом имении устраивались приемы, проходящие поезда меняли свое расписание для нужд высокопоставленных гостей балерины.
Шик, блеск, красота. В 1902 году она родит сына — Владимира. До революции он будет носить отчество «Сергеевич», потом - «Андреевич», так что, кто именно из Романовых являлся родителем, доподлинно не известно. Отцовство готовы были признать оба, но сама Кшесинская утверждала, что отец — Андрей Владимирович.
Всем петербуржцам известен особняк на Каменноостровском проспекте. Меня и тысячи других ленинградских тинэйджеров в этом дворце принимали в пионеры.
Отец часто брал ее на выступления и репетиции, поэтому с детства она была окружена атмосферой театра. Карьера балерины и отношения с будущим царем Кшесинская окончила Императорское балетное училище, после чего поступила на службу в Мариинский театр. С 1890 по 1917 годы танцевала на императорской сцене. В это же время, по слухам, у нее появились ухажеры в виде членов царской семьи. Сначала Матильда состояла в отношениях с цесаревичем Николаем будущим императором. Согласно записям в их дневниках, они познакомились в 1890 году на одном из концертов. Сначала балерина не заинтересовала члена царской семьи, но потом они становились все ближе.
Подпись под рисунком гласит: "Матильда Кшесинская: "Мои близкие отношения к старому правительству давались мне легко: оно состояло всего-навсего из одного человека. А что же я буду делать теперь, когда новое правительство — Совет рабочих и солдатских депутатов — состоит из 2000 человек?! В тревожное время никто не хотел связывать свою репутацию с делом дамы, о "зловещих связях" которой "с проклятым царизмом" только и трубили бульварные газеты. Наконец, она договорилась с присяжным поверенным Владимиром Хесиным и подала в суд на большевиков и их вождя Ленина. К большому разочарованию прессы, Ленин на суд 5 18 мая не явился. Партию в этом процессе защищал литовский революционер, юрист Мечислав Козловский. На заседании он заявил, что большевики чуть ли не спасли здание от уничтожения. В ответ на слова Козловского о разгневанной толпе и царской фаворитке юрист сказал, что суд не место для "слухов и разговоров с улицы". Толпа говорит и о поездке в запломбированном вагоне через Германию, и о немецком золоте, привезенном в дом моей доверительницы. Я ведь всего этого не повторял перед судом", — говорил Хесин. Дворянской ул. Исключение сделали для профсоюзов и Ленина: бюро профсоюзов, согласно поданной справке, к тому моменту оттуда уже съехало, а Ленин, как следовало из дела, формально жил в другом месте. Это судебное решение так никогда и не было исполнено. Предпринималось несколько попыток, но всякий раз вооруженные большевики отвечали на них с революционной прямотой — угрожая открыть огонь. Некоторые большевистские организации вроде бы даже освобождали занятые помещения, чтобы вернуться туда через несколько дней. И все же дни их в доме Кшесинской были сочтены. Антиправительственная демонстрация большевиков закончилась кровопролитным разгоном, и спустя пару дней части, верные Временному правительству, готовились штурмовать дом Кшесинской.
Еще в детстве девушка решила пойти по стопам своей прапрабабушки — балерины Матильды Кшесинской. В доме семьи Севенард хранились костюмы знаменитой родственницы. Сама Элеонора заявляла, что родство Кшесинской не стало решающим в выборе ее профессии — стать балериной она захотела сама. При этом свою знаменитую прапрабабушку девушка считает примером упорства и трудолюбия. Реклама Образование Элеонора получила в Академии русского балета имени Вагановой. Еще в студенческие годы она участвовала в спектаклях Мариинского театра. Девушка завоевала любовь и зарубежных зрителей, гастролируя в Литве и Японии.
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
На следующее утро мы отправились с Макферсоном в лес за грибами. Он мне тут подарил прелестное портмоне из слоновой кости с незабудками — подарок вполне подходящий для барышни моего возраста. Грибы мы собирали плохо, и к концу прогулки мне казалось, что он совсем позабыл про свою невесту. После этой лесной прогулки он стал писать мне любовные письма, присылал цветы, но мне это скоро надоело, так как я им не увлекалась.
Кончилось это тем, что свадьба его не состоялась. Это был первый грех на моей совести. Матильда Кшесинская в 8 лет Фото: izbrannoe.
Наследнику он указал место рядом и, улыбаясь, сказал нам: — Смотрите только не флиртуйте слишком. Перед каждым прибором стояла простая белая кружка. Наследник посмотрел на нее и, повернувшись ко мне, спросил: — Вы, наверное, из таких кружек дома не пьете?
Этот простой вопрос, такой пустячный, остался у меня в памяти. Так завязался мой разговор с Наследником. Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника.
Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон. По поводу этого вечера в Дневнике Государя Императора Николая Второго под датой 23 марта 1890 года было записано: «Поехали на спектакль в Театральное училище.
Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками».
Так я узнала через много лет об его впечатлении от нашей первой встречи. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя Наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают.
Но как сказать об этом родителям? Я знала, что причиню им огромное горе, когда скажу, что покидаю родительский дом, и это меня бесконечно мучило, ибо родителей своих, от которых я видала лишь заботу, ласку и любовь, я обожала. Мать, говорила я себе, еще поймет меня как женщина, я даже была в этом уверена, и не ошиблась, но как сказать отцу?
Он был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Говорили, что Великий Князь боялся покушений и потому в его кабинете первого этажа были железные ставни, а в стену был вделан несгораемый шкаф для драгоценностей и бумаг.
Подарки были хорошие, но не крупные. Первым его подарком был золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами. Я выгравировала на нем две мне особенно дорогие и памятные даты — нашей первой встречи в училище и его первого приезда ко мне: 1890—1892.
Все гости принесли мне подарки к новоселью, а Наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки. Я даже подыскала себе премиленькую дачку на берегу Дудергофского озера, очень удобную во всех отношениях. Наследник не возражал против этого плана, но мне дали понять, что это может вызвать излишние и нежелательные толки, если я так близко поселюсь от Наследника.
Тогда я решила нанять дачу в Коерове, это был большой дом, построенный в эпоху Императрицы Екатерины II и имевший довольно оригинальную форму треугольника. Хотя я знала уже давно, что это неизбежно, что рано или поздно Наследник должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе, тем не менее моему горю не было границ. Последняя моя просьба к нему была позволить писать ему по-прежнему на «ты» и обращаться к нему в случае необходимости.
На это письмо Наследник мне ответил замечательно трогательными строками, которые я так хорошо запомнила: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Великий Князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда Наследник его впервые привез ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила.
Тем верным другом, каким он показал себя в эти дни, он остался на всю жизнь, и в счастливые годы, и в дни революции и испытаний. Много спустя я узнала, что Ники просил Сергея следить за мной, оберегать меня и всегда обращаться к нему, когда мне будет нужна его помощь и поддержка. Он купил и подарил мне этот дом.
Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал.
Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола. Такая мысль мне и в голову никогда не приходила.
Повсюду шла лихорадочная подготовка. В Императорском театре распределялись роли для предстоящего парадного спектакля в Москве. Обе труппы должны были быть объединены для этого исключительного случая.
Хотя Москва располагала своей балетной труппой, но туда командировались в дополнение артисты Петербургской труппы, и я была в их числе. Я должна была там танцевать в обыкновенных спектаклях балет «Пробуждение Флоры». Однако мне не дали роли в парадном спектакле, для которого ставили новый балет, «Жемчужина», на музыку Дриго.
Репетиции к этому балету уже начались, главная роль была дана Леньяни, а остальные роли распределены между другими артистками. Таким образом, оказалось, что я не должна была участвовать в парадном спектакле, хотя я уже имела звание балерины и несла ответственный репертуар. Я сочла это оскорблением для себя перед всей труппой, которого я перенести, само собою разумеется, не могла.
В полном отчаянии я бросилась к Великому Князю Владимиру Александровичу за помощью, так как я не видела никого вокруг себя, к кому могла бы обратиться, а он всегда сердечно ко мне относился. Я чувствовала, что только он один сможет заступиться за меня и поймет, как я незаслуженно и глубоко была оскорблена этим исключением из парадного спектакля. Как и что, собственно, сделал Великий Князь, я не знаю, но результат получился быстрый.
Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве.
На прощание мы несколько раз поцеловались». Однако Николай Александрович не хотел, чтобы его отношения с М. Кшесинской принимали серьезный характер. Кшесинская была сильно огорчена, что на спектакле наследник слишком долго смотрит на кого-то в бинокль.
Балерина поспешила написать цесаревичу письмо, которое и привела в своем дневнике: «С каждым днем, дорогой Ники, моя любовь к тебе становится сильнее! Как бы я хотела, чтобы Ты так меня полюбил, как люблю я Тебя. Прости, Ники, но я не верю, что Ты меня любишь. Может быть, я ошибаюсь, но вернее нет». Цесаревич не спешил отвечать Кшесинской.
Ответ от него она получила только 4 апреля 1892 г. Такой, право, лентяй! Мог бы на Страстной неделе писать чаще! А я ему три дня кряду письма отсылала». Николай II, и будучи наследником, и став императором, смотрел балет только до Великого поста.
Разглядывание балерин во время поста считалось грехом. Видимо, католичку М. Кшесинскую это обстоятельство не смущало. В первый день Светлой седмицы цесаревич навестил Кшесинскую и пробыл у нее несколько часов. В тот день Матильда Феликсовна отметила в дневнике: «Ему очень понравилось мое платье.
Мне было очень приятно, что Ники обратил на него внимание. Я провела вечер прелестно. Мы много болтали и вспоминали прошлое». Эта фраза опровергает утверждение Кшесинской, взятое за основу и сценаристами фильма «Матильда», что инициатором сближения цесаревича с балериной был император Александр III. Если бы это было так, то цесаревичу нечего было бы опасаться «шпионов» Зимнего дворца.
Другим доказательством того, что Александр III и Мария Федоровна ничего не знали о встречах цесаревича с Кшесинской, служит запись в ее дневнике, в которой она приводит сказанные ей слова великого князя Александра Михайловича Сандро : «Сандро сказал, что у него есть средство прекратить окончательно всё между мной и Ники, то есть всё рассказать его родителям. По словам Сандро, если бы родители Ники узнали от кого-нибудь обо всем, то больше всего бы пострадал от того Ники». Вообще со страниц своих дневников этого периода М. Кшесинская предстает как совсем еще юная девушка, на момент описываемых событий ей не исполнилось и 20 лет родилась 19 августа 1872 г. Несомненно, талантливой танцовщице льстило находиться в мужском обществе высокопоставленных особ и выслушивать их комплименты.
Со стороны наследника мы видим совсем другое отношение к «Панни» или «Малечке», как он называл Кшесинскую. Безусловно, она ему нравилась, ему было с ней интересно, для него это был первый опыт длительного дружеского общения с молодой красивой девушкой. Но всё это вовсе не означало, что цесаревич был от Кшесинской «без ума» или собирался связать с ней свою судьбу. Все капризы «Малечки» Николай Александрович попросту не замечал. Так, она очень не любила балерину Марию Петипа, дочь великого балетмейстера, и просила наследника с ней не общаться.
Однако 26 апреля Кшесинская записывает в свой дневник, что «в третьем антракте Ники пришел с А. Я стояла на середине, и он подошел к Марии Петипа, которая стояла ближе, что меня ужасно обозлило! Ведь я так просила никогда с ней не разговаривать, а он, как назло, подошел к ней и говорил с ней довольно долго. Я даже собиралась уже уйти со сцены, но в это время он подошел ко мне, и какой глупый разговор мы вели! Целую Тебя горячо и страстно.
Вся Твоя». В начале 1893 г. Кшесинская предприняла отчаянную попытку «преодолеть последний барьер» в отношениях с наследником, то есть подвигнуть его на интимные отношения. Вот как описывает сама Кшесинская то, что произошло 8 января 1893 г. Этот разговор продолжался более часа.
Я готова была разрыдаться, Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Летом он самнеоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что, если бы я уже была не невинна, тогда бы он, не задумываясь, со мной сошелся, и много другого говорил он в этот раз.
В тот год она заканчивала Императорское театральное училище, и на одном из выпускных спектаклей присутствовал император Александр III с императрицей и наследником. Здесь следует отметить, что император Николай II любил оперу и балет и регулярно их посещал, особенно будучи наследником. Так, 6 февраля 1884 г. Она мне страшно понравилась.
В ней три акта, все одинаково хороши. Актеры и актрисы пели превосходно». Давали «Дон-Кихот». Было чрезвычайно смешно. Стуколкин играл роль Дон-Кихота. Танцы были очень красивы». Было отлично!
Кшесинская, по-видимому, большого впечатления на него не произвела. Во всяком случае, в дневнике наследника ее имя не упоминается: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками». Сама М. Кшесинская в своем дневнике описала этот день так: «Наконец приехали Государь и Государыня, Наследник.
После спектакля вся Царская фамилия осталась с нами ужинать. Мы сговорились просить Государя сесть за наш стол. Наследник, что-то сказав, сел возле меня. Мне было очень приятно, что Наследник сел возле меня. Наследник тотчас обратился ко мне и очень меня хвалил. Он меня спросил, кончаю ли я в этом году училище, и, когда я ему ответила, что кончаю, он добавил: «И с большим успехом кончаете! Он очень понравился, и затем я уже разговаривала с ним кокетливее и смелее, не как ученица».
В воспоминаниях Кшесинская несколько по-другому описывает знакомство с наследником: «После спектакля всех участников собрали в большом репетиционном зале. За ним шел еще совершенно молодой Наследник Цесаревич Николай Александрович. Государь сел во главе одного из длинных столов и обратился ко мне: — А вы садитесь рядом со мною. Наследнику он указал место рядом и, улыбаясь, сказал нам: — Смотрите, только не флиртуйте слишком. Так завязался мой разговор с Наследником. Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника». В «воспоминаниях», в отличие от «дневников», М.
Кшесинская резко поднимает свою значимость при первой встрече с императором и цесаревичем. Если, согласно «дневникам», юные танцовщицы, и Кшесинская в том числе, просят у царя разрешения пригласить его за свой стол, то в «воспоминаниях» Александр III ищет среди танцовщиц именно Кшесинскую и сам усаживает ее рядом с собой. Более того, он также указывает цесаревичу сесть рядом с Кшесинской. Всё это, в том числе и шутливый призыв Александра III к молодым людям «не слишком флиртовать», мало похоже на правду. Следует учитывать, что высокое положение наследника престола, с одной стороны, не позволяло ему вести себя «на равных» с людьми, стоящими ниже его по сословному положению, а с другой, сами люди, не входящие в близкий круг Императорского Дома, не могли фамильярничать с царственной особой, даже говорить с ней более отведенного на это этикетом времени. Кшесинская никак не могла «флиртовать», да еще при императоре и посторонних, с цесаревичем. Александр III это прекрасно знал, а потому подобная фраза представляется нам крайне сомнительной.
Скорее всего, это плод фантазии, умышленной или нет, М. Кшесинской, писавшей свои мемуары в глубокой старости. Дальнейшие встречи цесаревича с Кшесинской носили эпизодический, случайный характер, в основном во время спектаклей. Так, 4 июля 1890 г. Кшесинская записывает в своем дневнике: «Я танцевала польку из «Талисмана». При каждом удобном случае я взглядывала на Наследника. Я еще издали [в окно] увидела тройку Наследника, и необъяснимое чувство охватило меня.
Наследник приехал с Великим Князем Александром Михайловичем, подъезжая, он посмотрел наверх, увидел меня и что-то сказал А.
Как-никак, на мой взгляд, это — позор. Во-первых, при всех гимнастических достоинствах она не артистка. Во-вторых, она—Кшесинская, а это тоже кое-что…» Владимир Теляковский делает запись в дневнике: «Час от часу не легче. Кшесинская снюхалась теперь с Дягилевым». В этот сезон единственный раз три самые известные балерины своего времени Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская танцевали в одной программе. И не одна. Она привезла с собой сына Вову, доктора Милька, своего верного оруженосца барона Готша, горничную, театральную портниху и великого князя Андрея Владимировича». Кшесинская хранила свои драгоценности в лондонском магазине Фаберже и каждый вечер специальный агент-детектив привозил ей те, которые она просила из списка и оставался у дверей уборной до конца спектакля.
После спектакля агент отвозил драгоценности обратно в магазин. Чуть позже, 30 ноября, Кшесинская танцевала в «Лебедином озере», сокращенном по настоянию Дягилева до двух актов. Она включила в сцену бала свою вариацию на музыку Кадлеца, и сама наняла Мишу Эльмана, чтобы он исполнил соло на скрипке. Но классические балеты показались англичанам скучноватыми после новаторских балетов Фокина и основной успех был все-таки у Нижинского и Карсавиной. Иллюстратор и коллекционер искусства Чарльз Риккетс писал об этом вечере: «В свой последний вечер они танцевали так, как танцуют только в раю, — Карсавина затмила все бриллианты, которые царь подарил ее сопернице забыл ее имя , а Нижинский почти не касался земли». Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете Михаила Фокина «Шопепиана» «Сильфиды» 1908 Последующие события войны и революции 1917 года привели к тому, что особняк Кшесинской был захвачен, а сама она была вынуждена скитаться по квартирам, пытаясь сохранить хоть какие-то драгоценности. В воспоминаниях Г. Римский-Корсаков приводит слова журналиста Фрида, который весной 1917 года получил разрешение на доступ в брошенный Кшесинской особняк и смог изучить её корреспонденцию и документы. Костюм С.
Человеку на чай — 10 коп.
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
Сокровища Матильды Кшесинской: Где спрятан клад легендарной балерины – Москва 24, 17.11.2014 | Рассказывала о балерине – Матильде Кшесинской – возлюбленной Николая II еще до коронации. |
Почетная солистка всея Руси. Заключительная часть | Матильда Кшесинская в эмиграции начала полностью новую жизнь. |
Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)
Балерина Матильда Кшесинская брала особым очарованием, которое не оставляет равнодушным ни одного мужчину. 31 августа 2022 года исполняется 150 лет со дня рождения выдающейся русской балерины, заслуженной артистки Императорских театров Матильды Феликсовны Кшесинской (1872. Рассказывает лектор Мария Александровна Сенина, старший научный сотрудник отдела научно-экспозиционного проектирования, кандидат исторических наук.31 августа. Неизвестные письма Матильды Кшесинской рассказывают о ее жизни в эмиграции.
Роман императора и Матильды Кшесинской — историческая выдумка
Теперь сыновья Кшесинской могут спокойно наследовать наследие Николая II-го. Матильда Кшесинская не просто выдающаяся балерина, техника которой значительно превосходила способности отечественных современниц. Смотрите видео онлайн «Матильда Кшесинская фуэте судьбы. В конце сентября российские СМИ рассказали о юной балерине Элеонере Севенард — внучатой племяннице Матильды Кшесинской, которую приняли в труппу Большого театра.
Массаж навсегда
- Последние годы «великолепной Матильды» | Русская Культура
- Балерина Романовых • Arzamas
- «Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта»
- На «Театральном бульваре» в Кисловодске показали антрепризу в память о балерине Кшесинской
- МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ: ЖЕНЩИНА И МИФ
Она вам не Маля: как балерина Матильда Кшесинская изменила судьбу всей России
Портрет балерины Кшесинской появился на 4-х этажном доме №141 Б, который находится на пересечении Лиговского проспекта и Воронежской улицы. до февраля, будучи на пятом месяце беременности. Впервые Кшесинская и цесаревич остались наедине лишь спустя полтора года после знакомства. Целина Кшесинская, официально считавшаяся дочерью брата балерины Иосифа Феликсовича, на самом деле была рождена самой Матильдой от связи с Николаем II, который осенью 1910. 22 сентября СМИ стало известно, что праправнучка (внучатая племянница) балерины Матильды Кшесинской Элеонора Севенард была принята в балетную труппу Большого театра.