Андрей кураев о войне с украиной. Сегодня российские информационные агентства облетела новость «Протодиакон Андрей Кураев лишен церковного сана».
Андрей Кураев о войне с Украиной
Протодиакон Андрей Кураев* — самый известный из современных русских апологетов, автор множества книг, блестящий лектор, педагог и полемист. Лишённый ранее сана протодиакон Андрей Кураев (физическое лицо, признанное в РФ иностранным агентом) заявил, что не станет отказываться от. протоиерей РПЦ, уроженец Львова, бывший гражданин Украины. Андрей Кураев — больше не протодиакон.
Андрей Кураев - О войне на Украине
Протодиакон Андрей Кураев, критиковавший войну в Украине, эмигрировал в Чехию. Протодиакон, православный публицист Андрей Кураев заявил, что покинул Россию и переехал в Чехию. Кураев о войне с украиной. Дьякон Андрей Кураев в молодости. Андрей КУРАЕВ: Как для, русского националиста, для меня очень печально то, что мы теряем Украину.
Андрей Кураев: «Вилка вероятностей обрисовалась вполне ясно: или психушка, или тюрьма»
Андрей Кураев Генассамблея ООН по Украине Резолюция ООН Новости Украины Новости Новороссии. Беседа с протодиаконом Андреем Кураевым о том, что поражение может стать возможностью для нравственного пробуждения. Протодиакон Андрей Кураев прокомментировал решение Никулинского суда Москвы, который вынес представителю РПЦ обвинительный приговор за дискредитацию ВС РФ. Андрей Кураев Генассамблея ООН по Украине Резолюция ООН Новости Украины Новости Новороссии. Отец Андрей о том, как российская агрессия в Украине влияет на духовность в мире, какое будущее может ждать РПЦ и как патриарх Кирилл случайно подарил главе Росгвардии Виктору Золотову "не ту" икону.
«Духовность теперь означает осуждение гомосексуальных браков»
Война фантомных империй за церковь Украины. Кураев Андрей Вячеславович. О войне на Украине. Присутствует текст песни, с которым вы можете ознакомиться ниже. Рок-музыка и РПЦ — Патриаршая молитва за победу над Украиной — Сопротивляются ли священники? — Смертная казнь или пожизненное заключение?
Священник: Андрей Кураев способствовал церковному расколу на Украине
Show transcript 92. В приказе патриарха константинопольского Варфоломея говорится, что наказания, наложенные на Кураева патриархом Кириллом, цитата, «никоим образом не вытекают из церковных критериев». Отца Андрея «извергнули из сана» за «хулу на церковь» еще в 2020 году, а год назад патриарх Кирилл утвердил отлучение от церкви Кураева, который последовательно придерживался антивоенной позиции. В декабре Минюст и вовсе признал Андрея Кураева иностранным агентом, а сам он покинул страну из опасений уголовного преследования. Это уже второй случай с начала года, когда константинопольский патриархат восстанавливает в сане отлученного священника РПЦ. В феврале аналогичное решение было принято и в отношении протоиерея Алексея Уминского, который теперь служит в храме в Париже. Андрей Кураев прокомментировал последние церковные новости и рассказал, будут ли другие священники выступать против так называемой СВО в Украине, а также что делать православным, которые не поддерживают Путина и войну, но их приход относится к РПЦ и они не готовы отказаться от церкви?
Согласитесь, что "Я" и "руководство России" как вы пишете , это вовсе не одно и то же. Личное мнение у каждого может быть своё.
Я с мнением Иванова не согласен, как и с мнением Кураева. Но не могу обвинить его в выступлении от чужого имени. Уважаемый Верещагин, ошибиться может любой человек, но я лично ни разу не слышал ни от одного серьёзного священника слов о том, что нужно или не нужно России. Максимум - высказывания от лица православной церкви Московского Патриархата, а отнюдь не всего государства. Да и то - либо от самого Алексия Второго, либо по его поручению. Вот именно. Господин Кураев больше похож на неудачного самопиарщика с лекциями школьного уровня. А слова Иванова не принимайте всерьёз - хотя бы потому, что он политик и не всегда говорит то, что думает на самом деле.
Почему так - это, наверное, не ко мне, а к медийному имиджу, созданному для Иванова или создавшемуся вокруг Иванова. То же самое сращение "я" и "мы", как и в случае с вашим отношением к словам о. Не так ли? И потом - ведь у меня в частности такие же завышенные требования к Иванову как к представителю официальной России несмотря на его ИМХО , как у вас к Кураеву - как к представителю церкви... Главное же не это. Я - дословно могу процитировать Кураева, так как присутствовала на той его пресс-конференции. Практически каждая его фраза заканчивалась так: это мое мнение, а официальное мнение церкви может быть иным... То есть: мы с вами, уважаемый Александр, судим о высказываниях я - Иванова, вы - Кураева с чужой передачи в одном случае, и будучи очевидцами - в другом.
Что же касается "частности" Севастополя, то я следом за Кураевым надеюсь на это имела в виду частное как важную составляющую ЧАСТЬ целого, а не мизерную ценность исключенной из целого частички...
Насмешкам со стороны Кураева подвергались даже стихи Драбинко, когда более серьезных инфоповодов под рукой не было. Однако по мере нарастания конфликта между Кураевым и РПЦ, его отношение к Драбинко, как и в целом к украинским раскольникам, заметно потеплело. Недавно протодиакон начисто проигнорировал пожалуй самый крупный околоцерковный скандал последнего времени, когда сначала в телеграм-каналы, а затем и в СМИ утекла переписка с взломанного смартфона Драбинко. Общественность впервые получила доказательства того, что «митрополит Переяславский и Вишневский» ежедневно ведет интимную переписку гомосексуального характера и находится в постоянном контакте с сотрудниками СБУ. Один только ролик журналиста Анатолия Шария по этой теме на YouTube собрал более полумиллиона просмотров, но Кураев отчего-то не заинтересовался. Когда у Симеона начались проблемы в епархии из-за того, что верующие не приняли его решения уклониться в раскол, Кураев выступил «адвокатом» Шостацкого в этом конфликте. Несмотря на сложное положение, в котором при нынешней украинском режиме вынуждена жить каноническая Украинская Церковь, протодиакон продолжает уделять время нападкам на ее клириков и епископат. Отвлечь его не смогли даже церковный суд, который рекомендовал патриарху лишить Кураева священного сана, и подготовка к апелляции. Эти занятия не помешали Кураеву регулярно настаивать на увольнении митрополита Илариона Алфеева, который возглавляет в РПЦ Отдел внешних церковных связей, по должности вовлечен в печальные события украинского раскола и на своем посту мешает его организаторам в украинских элитах и Константинопольском Патриархате.
Все подписчики блога Андрея Кураева в курсе, что протодиакон очень дружен со своим младшим братом Дмитрием, и хотя сам жены и детей не имеет, поддерживает прекрасные отношения с племянниками и племянницами, с удовольствием рассказывая и показывая их журналистам. Куда меньшему кругу людей известно, что выпускник филфака МГУ Дмитрий Кураев — профессиональный пиарщик и медиаменеджер с 30-летним опытом работы в профильных организациях. На одном из сайтов выпускников МГУ упоминается , что Дмитрий Кураев работал директором по маркетингу журнала «Огонек» и руководителем отдела информации Фонда эффективной политики, созданного политтехнологом Глебом Павловским и галеристом Маратом Гельманом. Бывший советский диссидент из Одессы Павловский много лет работал над провластными проектами, числился сотрудником администрации президента РФ, а на президентских выборах на Украине в 2004 году поддерживал и агитировал за кандидатуру Виктора Януковича. В 2012 году Глеб Павловский перешел в оппозицию. Марат Гельман проследовал тем же путем, попутно организовав несколько провокаций против РПЦ.
И потом - ведь у меня в частности такие же завышенные требования к Иванову как к представителю официальной России несмотря на его ИМХО , как у вас к Кураеву - как к представителю церкви... Главное же не это. Я - дословно могу процитировать Кураева, так как присутствовала на той его пресс-конференции.
Практически каждая его фраза заканчивалась так: это мое мнение, а официальное мнение церкви может быть иным... То есть: мы с вами, уважаемый Александр, судим о высказываниях я - Иванова, вы - Кураева с чужой передачи в одном случае, и будучи очевидцами - в другом. Что же касается "частности" Севастополя, то я следом за Кураевым надеюсь на это имела в виду частное как важную составляющую ЧАСТЬ целого, а не мизерную ценность исключенной из целого частички... Поэтому лично вам расскажу, что в тот день с утра у памятника было много представителей разных партий и общ. Кто-то, как Меркулов и Дубовик, засучили рукава и отмывали краску, кто-то, как представители ПР, вальяжно прогуливались мимо, а Телятникова примчалась на "Волге", попозировала перед фотоаппаратом и уехала. Через некоторое время возвратилась с цветами, быстренько дала интервью телевизионщикам, которые уже подъехали, и театрально под прицелом камер, "возложила" цветы. А к концу дня нам уже позвонили из Москвы и сообщили, что, оказывается, Раиса лично возглавила мероприятия по приведению памятника в порядок - так передали по российскому ТВ. И что после этого вы скажете? Как ей не стыдно?
Ведь люди все видят. И, поверьте, ее поведение никак не способствует объединению пророссийских партий и организаций. Жаль, что такие люди на корню уничтожают чудесную идею. Да, я сужу с чужих слов. Будем надеяться, что, зная зловредную привычку многих журналистов сталкивать севастопольцев друг с другом, гости из первопрестольной будут впредь более тщательно подбирать слова и выражения. Как политики, так и духовные лица. Дабы не огорчать севастопольцев и не радовать наших недоброжелателей.
Бессовестность и бессердечность под видом «миротворчества»
РПЦ против заповедей. ГАИ проболталась. Предсказание о войне с Украиной. Шахерезада Кабаева. Наложница Путина, но не первая леди. Наложница Путина,... Оружие и снаряжение.
Они христианские и гуманистические. Они из моей молодости.
Так что считайте, что я просто снова впал в детство. И лозунги брежневской «разрядки» мне роднее, чем показушная путинская воинственность и шуточки про ад. В юности я слушал песни Высоцкого и Галича и болел Достоевским… Вот сейчас сделал паузу и погуглил сочетание «патриарх Кирилл Владимир Высоцкий». Ни одного результата. Патриарх его никогда не упоминал и не цитировал. Понятно, для суперсервильных никодимовцев с их «октябрьским богословием» Высоцкий был лишним. Так что наше расставание — это и вопрос культуры, следствие того, кто какие книжки в детстве читал. И еще это расхождение по важному вопросу этики и богословия: что есть «благо церкви»?
Кто определяет это «благо»? Все ли средства хороши для его достижения? Официальные ответы я знаю. Меня от них тошнит. Я знаю, что патриарх Алексий в начале 90-х полагал, что нужно давать автокефалию, но его тогда отговорил митрополит Кирилл. Митрополит Киевский Владимир Сабодан в 90-е тоже просил автокефалию. Алексий II сказал: «Нет», и тогда Сабодан сказал своему окружению: «Пока я жив, я останусь верен слову, которое я дал патриарху, а после меня решайте сами». То есть сама по себе мысль об украинской автокефалии не есть некая ересь.
Эта тема не может быть табуирована. Если право на автокефалию имеют другие народы, то чем украинский хуже их? И если эта идея не уходит, а лишь множит число своих сторонников на Украине, то, может, пора перейти от анафемы к конструктивному обсуждению? Поэтому уже несколько лет я предлагаю: надо опередить Константинополь. Вот мой текст из весны 2015 года: «Москве стоит подумать — а не поторопиться ли ей самой с украинской автокефалией? Я бы даже сказал — а не стоит ли навязать Киеву независимость уже в этом году? Ведь тот, кто пишет дарственную грамоту, тот может прописать в ней свои интересы. Когда в 1970 году Москва давала автокефалию Американской церкви, было решено, что несколько приходов останутся в Московской патриархии.
Если мы сейчас решимся дать независимость Украинской церкви, то мы могли бы в перечень отделяемых епархий не включить епархии крымские если грамота на автокефалию УПЦ придет из Константинополя, в ней точно не будет этого исключения. Можно застолбить возможность патриарших ставропигий статус прямого подчинения прихода или монастыря патриарху на Украине и оговорить процедуру обязательного референдума по каждому монастырю и приходу. Можно прописать канонические гарантии клирикам и имущественные гарантии общинам, которые захотят остаться с Московской патриархией. Можно оговорить право судебной апелляции. Если мы будем ждать, что автокефалия на Украине появится каким-то иным путем, мы проиграем». Что из предложенного мною можно объяснить якобы моей обидой на патриарха Кирилла? Вы говорили, что на Соборе РПЦ, когда Патриарх поставил вопрос о самостоятельности украинской церкви мол, надо пойти навстречу пожеланиям светской власти, да и самим украинцам , произошло неожиданное. Встали епископы из Западной Украины и сказали: «Нам не нужна автокефалия.
Те же, кто остались, буквально кровью своей заплатили за свой выбор. Если мы вернемся к ним и скажем, что все-таки порвали с Москвой, они нас не поймут». И это при том, что все украинские епископы были ставленниками Филарета — инициатора самостоятельности! А епископы из Восточной Украины выступали тогда против автокефалии с других позиций. Они напомнили, что большинство населения болезненно переживает распад Советского Союза. И вы тогда в интервью самым положительным образом оценили позицию украинских епископов и солидаризировались с ними. Он показал, что Филарет лишь давлением обеспечил консенсус под своим «соборным» прошением об автокефалии. А значит, его оценка автокефалии как срочной неизбежности мол, не будет автокефалии, вся Украина свалится в унию не вызывает доверия.
Поэтому главный аргумент у Патриарха и у меня был таков: поскольку нет консенсуса в украинском обществе, то непонятно — это сиюминутная мода или это объективный тренд истории; непонятно, это только требование политиков или реальной паствы, и так далее. Поэтому взяли паузу. Сказали: отложим до поместного собора. Чтобы не исполнять это обещание, Поместный собор при Алексии вообще не созывался. Когда созвали в 2009 году, то поставили вопрос только об избрании патриарха. Годы шли, а автокефальная позиция при этом расцветала на Украине.
Можно «вычищать френд-ленту» от «предателей». Вот вчера получаю запись у себя в блоге: «сдаете вы своих, отец Андрей, так русские не поступают на войне». Интересно, напишет ли автор продолжение — о том, что русские делали с предателями в боевых условиях… Можно бить женщин по лицу. Вот в этом и есть главное зло объявления «военно-осадного положения». Война позволяет отменять обычные нормы морали, этикета, закона. Я же войны не вижу. Есть всего лишь стандартная моральная реакция общества на нестандартно-неморальное поведение некоторых христиан. В течение 20 лет спикеры нашей Церкви объясняли, почему Патриарх не может встретиться с Римским Папой. Это, мол, невозможно, пока Папа не выскажет ясной морально-пастырской оценки действиям униатских погромщиков на Западной Украине. Такая оценка важна для того, чтобы избежать будущей «канонизации» действий погромщиков в сознании их детей.
В 2013 году, когда он был освобожден от должности преподавателя Московской духовной академии, Павловский оказал ему моральную поддержку. Уже много лет официальным бизнес-партнером Дмитрия Кураева является Андрей Таранов — бывший депутат Киевгорсовета от партии «Самопомощь». Как указано в официальной биографии Таранова, в недавнем прошлом он выступал в роли «консультанта по маркетингу и связям с общественностью телеканала СТБ». В свете этой информации отпадает сам собой вопрос о том, мог ли протодиакон Андрей Кураев установить рабочие контакты с заказчиками антицерковных кампаний на Украине. Скорее Кураеву пришлось бы прилагать усилия, чтобы этого не произошло, особенно после того, как он раскритиковал воссоединение Крыма с Россией и стал регулярно высказывать оппозиционные взгляды. Раскольники из ПЦУ оказывается «братьями во Христе, за которых мы должны радоваться», насильственные захваты храмов УПЦ протодиакон объясняет болезненным состоянием общества из-за войны. Епископат УПЦ, выдержавший давление администрации президента Порошенко, СБУ и праворадикалов, Кураев называет «сидящим на чемоданах с деньгами для просчета своей прибыли гомоиерархами», зато поводы для критики перешедших в ПЦУ клириков исчезают из поля его зрения. Заслуживает внимания также необычное взаимодействие Кураева с крупнейшим по числу подписчиков антицерковным телеграм-каналом «Церквач», который время от времени проявляется поразительную осведомленность о ситуации на Украине. В октябре 2018 года «Церквач» со ссылкой на источники сообщил , что «в украинской прокуратуре решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении протодиакона Андрея Кураева», заявление на него «по 2 части 153 статьи УК ["Сексуальное насилие"] написал некий молодой человек», причем «речь идет о событиях начала 2010-х годов, когда потерпевший был несовершеннолетним». Будет ли дан ход делу Кураева, зависит во многом от его общественно-политической позиции». В итоге и «Церквач» передумал «мочить Кураева», а во время церковного суда над ним этот телеграм-канал оказался в стане сочувствующих СМИ. Осенью 2020 года Андрей Кураев принял участие в очередном витке конфликта внутри самой ПЦУ, причем на стороне той части украинских раскольников, от лица которых в медийном поле действует Александр Драбинко. Протодиакон сработал очень грубо, опустившись до вульгарной травли «митрополита Луцкого» по версии ПЦУ Михаила Зинкевича, который перешел дорогу руководителю этой религиозной организации Епифанию Думенко. В ближайшем будущем сообщество православных Церквей, к сожалению, ждет еще не один год конфликтов, разделений и борьбы. Все откровеннее против РПЦ выступает Константинопольский патриарх Варфоломей и другие греческие иерархи, не говоря уже об их украинских «птенцах».
КОМУ И ЧЕМ НЕ НРАВИТСЯ СЛОВО ПОБЕДА В МОЛИТВЕ О СВЯТОЙ РУСИ? ТЕСТ НА ПРАВДУ
Миссия также зафиксировала воронки, образовавшиеся, по оценке, недавно. СММ осуществляла мониторинг обеспечения функционирования жизненно важных объектов гражданской инфраструктуры. Миссия продолжала наблюдать за ситуацией с гражданским населением, в том числе на 4 КПВВ, а также на 3 соответствующих блокпостах вооруженных формирований в Донецкой и Луганской областях. СММ осуществляла мониторинг в пункте пропуска на границе с Российской Федерацией в Харьковской области. В Одессе и Ивано-Франковске Миссия наблюдала за массовыми собраниями.
Ответить user-jg2ng4vh6l - 19.
И точка консенсуса будет сильно ближе именно к галицийской версии. Протестные митинги на востоке страны явно выдыхаются», — утверждает Кураев.
При этом, по его мнению, западные экономические эксперты будут искренне стараться спасти экономику Украины. Так что взрыва, который очередные осколки Украины мог бы прибить к борту российского корабля, не будет. А вот молдово-украинская блокада Приднестровья может быть весьма эффективной», — прогнозирует он.
Ещё одним важным пунктом усиления конфронтации между странами, как считает Кураев, станет размещение в Украине натовской техники. Можно и не вступая в блок разместись, по крайней мере, его следяще-разведовательные структуры на своей территории», — напомнил он. Более того, Россия теперь будет вынуждена вкладывать в Крым много больше средств, чем она платила Украине за аренду Севастополя.
При том, что ему уже не суждено сравняться даже с турецким по огневой мощи он сейчас минимум в три раза превосходит ЧФ. Какие боевые задачи он может решать, будучи закрытом в Черном море? Турки умеют даже американские боевые корабли не пропускать через заливы — и это будучи с ними в одном военном блоке.
А уж наш флот они запрут элементарно. А в черноморском бассейне — против кого нам нужен флот? Страны НАТО тронуть нельзя.
Будем десантироваться в Одессе?
А потом: «Бес попутал» 21:05 Раскол в церкви проходит не по границам стран 24:24 Не ложь, а «авторская версия христианства» 25:45 Почему плохо, что в церкви Украины нет дискуссии 27:58 Даже на «праведной войне» не должно быть ненависти 29:53 Мат и курение — два главных греха в российской армии. Всё остальное можно? Мобилизация общества.
Кремль против интернета. Путин предает своих. Фронт против Путина. Альянс между Яшиным и Песковым?
Саботаж Сечина. Легковой КамАЗ. Самая дешевая машина в мире. Россия — это не Европа.
Адаптация к группе. На ней видно, что армия РФ продолжает просто атаковат...
По его словам, Епифаний предложил украинским священникам, связанным с Москвой, своего рода «отмену крепостного права», — выбрать епископа из любого региона, а не только из того, где они несут службу.
Помешать этому процессу может успешная, с точки зрения Кремля, спецоперация на Украине, заметил Кураев. Во все остальных случаях не исключено, что у церкви Епифания может быть значительный прирост, добавил богослов. Впрочем, украинские священники — это люди прагматичные прежде всего, поэтому они будут исходить из того, чья власть утром будет в городе.
Ситуация неопределенная, может меняться, в зависимости от этого могут меняться и позиции епископов, священников», — сказал Кураев. В своем новом призыве аналогичные воззвания он делал уже не раз Епифаний сделал упор на то, что патриарх РПЦ Кирилл «поддержал» военную спецоперацию на Украине. Некоторые епископы УПЦ после начала боевых действий разрешили священникам своих епархий не поминать патриарха Кирилла в конце богослужений.
Реакция патриарха Кирилла и папы Римского на ситуацию на Украине Папа Римский Франциск ранее призвал международное сообщество остановить конфликт на Украине. По его словам, разворачивающиеся там события противоречат представлениям о святости человеческой жизни, «которую необходимо защищать, а не уничтожать». Папа Римский не раз выступал с призывами прекратить конфликт как в Донбассе, так и по всей Украине.
Бывший протодиакон РПЦ Кураев заявил о намерении покинуть Россию
Возможно, Кирилл понял, что это тот минимум, который надо заплатить общественному мнению и исторической правде». Узнать подробнее По поводу возможных дальнейших путей Андрей Кураев заметил: «Во-первых, Украина это страна, в которой бывают неожиданные формы самоорганизации. Вдруг соберутся люди и выберут своего гетьмана. Или, даже независимо от действующего митрополита, я не исключаю, что может возникнуть какое-то движение: мол, раз ты не реагируешь и молчишь и как-то слишком уж лояльно ведешь себя — то мы без тебя, давай, продвинем свою судьбу и судьбу украинского православия». Иными словами, по мнению отца Андрея, возможно как возникновение новой структуры — так и просто банальный массовый переход во вновь образованную Православную церковь Украины, которая признана Константинопольским патриархом. Сама по себе ситуация, когда воюющие стороны принадлежат к одной церкви, для грешного нашего мира довольно типична. И далеко не всегда вызывает у самих воюющих какой-либо протест. В конце концов, католики громили друг друга во множестве войн, вплоть до Первой мировой — а отчасти и во Второй. А можно и в православную историю немножко залезть.
И так же было и в том, что мы называем Киевской Русью, которой на самом деле не существовало. Киевская Русь — это некий конструкт для удобства историков, придуманный в конце XVIII века… Но эти взаимные резни не мешали, тем не менее, единству церкви. Князь Андрей Боголюбский вырезал Киев, выжег его похуже, чем это сделал Батый, — но опять-таки единства митрополии это как-то не нарушило. Причем митрополит в это время, хотя и назывался Киевским, но уже жил у Андрея Боголюбского во Владимире. Но, тем не менее, остатки киевлян, в общем-то, признавали его власть». То, что сейчас нас возмущает, было в порядке вещей в отдаленные от нас столетия.
Я ему ничего не говорил. И раньше его никогда не видел.
И вдруг через две остановки он с размаху дал мне кулаком в лицо! Тот говорит: «Значит, ровно в восемь ноль-пять я зашел в автобус, следующий по сорок четвертому маршруту. Рядом встал вот этот еврей и вызывающе наступил мне на ногу. Я советский офицер и не могу позорить свои погоны. Поэтому я терпел. Думаю, подожду пять минут. Но если он не перестанет оскорблять меня и в моем лице Советскую армию своим действием, ух, как я ему вмажу! Так вот, еду и вижу: стоит вот этот военный, а рядом с ним вот этот еврей.
А военный все время смотрит на часы, а потом вдруг как врежет еврею по морде. Ну, я и подумал, что по всей стране началось! Предвидя такую возможность, я прежде патриаршей «окончательной бумажки» перешел в другую епархию. Подробностей не буду рассказывать: не хочу, чтобы патриарший гнев распространялся на кого-то, кроме меня. Естественно, есть у меня и связь со Вселенским патриархатом, который может принять мою апелляцию. Это так? История же моего отношения к нему долгая и изменчивая. Изначально, в 1980-е годы я слышал о нем много доброго.
Есть, мол, такой ректор в Ленинградской академии — молодой и талантливый. И когда мои ленинградские церковные знакомые отрицательно отзывались о его манере управления и его властолюбии, я это игнорировал. Издалека он мне нравился, тем более что пошел слух, будто его сослали в Смоленск и сняли с ректорства за то, что он якобы выступил против вторжения в Афганистан. Сегодня это полуофициальный миф московской патриархии. В 1990-м мы почти одновременно оказались в Москве — я вернулся из Румынии, а Кирилл — назначением на пост главы отдела внешних церковных сношений. И мы сразу стали конкурентами за доступ к уху патриарха. До моего появления в патриархии все речи и статьи патриарха готовились в ведомстве внешнецерковных связей. Кирилл хотел и дальше иметь эту монополию.
Но патриарх Алексий много теперь поручал мне, а я не считал нужным согласовывать эти патриаршие тексты с Кириллом. В этом смысле у нас действительно были сложные отношения. Но осенью 1993 года, когда зрел очередной путч и когда возникла идея переговоров, я позвонил домой митрополиту Кириллу: «Владыка, я прошу у вас прощения за всё прошлое — давайте забудем, сейчас есть более важные вещи. Хотя формально я не работаю в патриархии, но связи и в Белом доме парламенте , и в правительстве у меня остались. Я с радостью передам их вам». Тогда по телефону мы обнялись, простились и далее спокойно работали в разных комиссиях, в частности по выработке социальной концепции Русской церкви. В девяностые Кирилл всегда помогал мне оформлять визы и проездные билеты. В ОВЦС были сотрудники, чья работа состояла именно в том, чтобы закупать билеты.
Так что в те времена железнодорожные и авиабилеты проще было купить через ОВЦС, чем в немногочисленных кассах еще безинтернетного города. В 2008 году, когда скончался патриарх Алексий II, я написал статью «Патриарх Кирилл — пора привыкать». Через несколько дней Кирилл пригласил меня для беседы, поблагодарил за статью: — Спасибо, отец Андрей, за то, что вы защищаете меня. Потому что понимаю, что, если патриархом станет ваш оппонент, мои планы миссионерской работы не реализуются. Кирилл секунду помолчал и сказал: «Да, это самая правильная позиция». Так что тогда у нас были добрые отношения. Тем более что я ничего у него не просил и ничего от него не ожидал для себя. Разве что через месяц, уже по ходу Собора, я был у него в кабинете в ОВЦС и сказал: — Владыка, мне кажется, что всё, что есть в этом кабинете, Вам уже не понадобится.
Мы обошли весь его большой кабинет, и я попросил замечательную бронзовую статуэтку апостола Андрея с крестом, которая и сейчас стоит у меня над головой. А карьерных планов у меня не было. Я еще при Алексие II объявлял, и не раз, что собираюсь уйти на миссионерскую пенсию: и здоровье уже не позволяет жить в самолете и гостиницах, и устал я от этого. А тяги к административным постам у меня никогда не было. Иначе при Алексие я бы как-нибудь смог извернуться и обеспечить себе хорошую административную должность. Прямая наша публичная размолвка произошла осенью 2011 года, когда Кирилл стал продавливать внутрицерковный документ об отношении церкви к газетной клевете. Там цитировались жесткие византийские законы о казни богохульников, а я не понимал, зачем в документе XXI века цитировать императора Юстиниана без всяких пояснений. Зачем церкви выступать в роли того, кто готов давить и репрессировать?
Но Легойда с патриархом продавили документ дальше. Потом был скандал с Pussy Riot, когда стал совсем ясен курс на превращение церкви в очередную силовую вертикаль. Именно это стало причиной моего отхода от патриархии, от официоза. Или мировая история знает прецеденты? Было еще два патриарха, которых смещали — патриарха Тихона при большевиках; но он вернулся из-под ареста. А еще был тщательно забытый патриарх Игнатий в Смутное время. Его поставил самозванец Лжедмитрий Первый. При Шуйском его арестовали и лишили сана.
Через пять лет при Семибоярщине он вновь был призван на патриаршество. Но в конце концов с поляками ушел в Вильно. Были в России и епископы типа Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, которые отказывались от власти и уходили в монашескую, более приватную жизнь. Был римский папа Бенедикт, который в 2013-м сенсационно отказался от высшей власти. Тогда по церковным коридорам ходил анекдот. Журналисты спрашивают отца Всеволода Чаплина: «Как вы прокомментируете отставку римского папы? В прессе было много обвинений в сотрудничестве с коммунистами. Главное из них: он не протестовал против сноса старых церквей Бухареста при перестройке столицы по планам Чаушеску.
В апреле он вернулся. А в июле рукоположил меня в сан диакона. Однако за время его отсутствия в румынской церкви произошла революция. По правилам румынского православия всегда заранее ясно, кто будет следующим патриархом. Пост наследует митрополит города Яссы, столицы румынской Молдовы. Это связано с историей «молдавских княжеств»: в XIX веке румынское королевство сложилось из двух половинок — Молдовы и Валахии. В начале января новый министр культуры Румынии писатель Андрей Плешу призвал патриарха к отставке. Плюс отставки патриарха требовала инициативная группа студентов богословского института.
Это были мои друзья-однокурсники прежде всего, наш отличник, краса и гордость Богословского института Габриэль Акиндин. У нашего курса был любимый преподаватель, куратор нашего курса отец Даниил Чоботя. На следующий день эта группа встретилась с членами Синода. Старые епископы боялись, что революционеры и новое правительство потребуют их отставки.
Его имя из-за того, что он не нашел в себе никаких слов для осуждения этой интервенции, очень, скажем так, нелюбимо». Узнать подробнее «Непоминовение» патриарха на литургии — это нарушение церковных правил и, говоря светским языком, тяжелый скандал. То, что ранее позволяли себе отдельные священнослужители, идущие на конфликт с церковным руководством, — сейчас приобретает характер массовый, что и ожидаемо. Что ж дальше? На который, по идее, должны приехать целых сто епископов с Украины.
И вот вопрос: приедут ли они? Может быть, приедут все — а может быть, только, так сказать, избранные делегации. А вот с чем они приедут? Но, как предупредил Андрей Кураев , нельзя исключать, что посланцы с Украины приедут с четким требованием: «Надоело! Оформляйте нам автокефалию. При этом Андрей Кураев допустил, что неожиданно смелое обращение главы Украинской православной церкви Московского патриархата митрополита Онуфрия Березовского к президенту России после начала боевых действий, которые он назвал «повторением греха Каина», могло быть даже и согласовано с патриархом Московским. Но, во всяком случае, он смог из себя выдавить слова обращения к Путину. Если честно, я даже не исключаю, что эти его слова согласованы с патриархом. Возможно, Кирилл понял, что это тот минимум, который надо заплатить общественному мнению и исторической правде».
Узнать подробнее По поводу возможных дальнейших путей Андрей Кураев заметил: «Во-первых, Украина это страна, в которой бывают неожиданные формы самоорганизации.
Кремль против интернета. Путин предает своих. Фронт против Путина. Альянс между Яшиным и Песковым?
Саботаж Сечина. Легковой КамАЗ. Самая дешевая машина в мире. Россия — это не Европа. Адаптация к группе.
На ней видно, что армия РФ продолжает просто атаковат... И, как выяснилось, это невереоятный триллер! Кроме того, поговорим о приближающихся выборах, зарегистрируют ли... Военный обзор от 1 февраля.
О войне на Украине
Первый — замолчать, просто обратиться в дедушку, жить в семейном счастье и разговаривать с телевизором. Неплохо и нетрудно. Хоть я и оказался публичным лицом и моя жизнь прошла в поездках, телестудиях и аудиториях, по сути я всё же интроверт и домосед. Но у нас могут привлекать к ответственности и за суждения, высказанные 15 лет назад, то есть срок давности судами не признаётся. Датой совершения «преступления» считается тот день, когда товарищ майор прочитал текст «преступника». Второй вариант — продолжить вслух говорить, что я думаю.
До ареста. А в октябре 2023 года начались уже прямые угрозы из московской патриархии — мол, мою критику патриарха пора уже квалифицировать как уголовное преступление «оскорбление религиозных чувств». Но что пользы от моего тюремного молчания? Наверное, есть вещи, за которые не стоит идти в тюрьму, не стоит умирать. В числе прочего, за удовольствие сказать о том, что король или патриарх голый.
Источник: канал «Ещё не Познер» в Youtube. И тогда я стал присматриваться к третьему варианту — уехать, столь же нежеланному, сколь и неизбежному. Поэтому не становится больше и преследований. Те, кто полагал, что это безопасно и ненадолго, высказались в марте 2022 года. Открытое письмо священников против войны подписали 300 человек.
Но вот с той поры этот список не обновлялся. Большинство его подписантов к этой теме больше не возвращались. С кем-то из этих священников поговорили, объяснили политику партии — и они согласились. Священниками несложно манипулировать: каждый из них воспитан в понимании, что самое высокое, что есть на земле, — это право служить литургию. Поэтому важнее всего это право сохранить.
Кто-то испугался репрессий, а они были нарочито чрезмерными и публичными и в светском, и в церковном обществе. Нарочито показывалась безумная несоразмерность наказания преступлению — например, лишение сана за пропуск одной фразы в новопридуманной молитве. В мае Церковный суд Москвы принял решение лишить священного сана клирика храма святого апостола Андрея Первозванного в Люблино иерея Иоанна Коваля за самовольное изменение текста молитвы «О Святой Руси». Коваль заменил слово «победа» на слово «мир» в молитве, которая читается во всех храмах ежедневно. В ней молящиеся просят Бога о победе Святой Руси и о помощи участникам боевых действий.
Впервые её прочел патриарх Кирилл в сентябре 2022 года. В общем, все подписанты, что остались в пределах РФ, замолчали. Патриархия, особенно в первые месяцы, совсем не хотела привлекать внимания к этому «непослушанию», поэтому поначалу старалась избегать публичных наказаний. Но потом начали наказывать тех, кто не читал патриаршую молитву о победе русской армии. Для Кирилла это было уже посягательство на личную лояльность, поэтому он применил жёсткие меры.
Иоанн Коваль, которого лишили священного сана клирика за замену слова «победа» на слово «мир» в молитве. Разговоры на кухнях среди священников ведутся? Думаю, что даже на кухнях священники боятся говорить о своих настроениях, чтобы не услышали дети. Зачем, мол, портить детям жизнь, дети должны ходить в школе на урок «Разговоры о важном», они не должны выпадать из коллектива. Кроме того, есть риск, что дети расскажут там услышанное в семье.
В профессиональной среде тем паче приходится молчать и озвучивать свои мысли только очень узкому кругу единомышленников, вовсе не равном кругу «сослужителей». Но есть вещь, которая меня всё же удивила. Это молчание многомиллионной украинской диаспоры в России. Миллионы и миллионы этнических украинцев живут в России. Среди российских священников особенно много украинцев.
Это потому, что скорость расцерковления России и Украины была разной. Процессы, которые начались в России с 1921 года, в Украине начались только в 1946. В некоторых западно-украинских сёлах это был просто отхожий промысел: уехать в Россию, послужить там, заработать и вернуться обратно, получить за взятку приход поближе к малой родине, где и провести старость. Так вот, от российских украинцев не слышно ни писка. Даже в том самом антивоенном письме 300 священников не более десятка украинских фамилий, и то часть из них из Европы.
Стучат настоятели на младших священников, стучат прихожане на своих священников. Причём не только в России. Так, одна из прихожанок начала выступать против отца Андрея Кордочкина, настоятеля храма в Мадриде. Его в итоге запретили в служении, и он вынужден был уехать в Германию. Дело в том, что она обращалась к его московскому начальству, делала всё это публично, и начальство не могло игнорировать её доносы.
В своём блоге в "Живом журнале" Кураев описал мотивы своего отъезда подробнее. Писать, говорить, читать лекции. В России с этим всё сложнее. Торжество хорового начала под руководством несмываемого регента. А в Европе, наверно, ещё возможны мои публичные встречи и лекции. Так что это трудовая миграция.
По его словам, «если этот милитаризм и кровожадность так легко ложатся на душу, значит, они пробуждают какие-то корневые убеждения и чувства русских православных людей». Для России это финал ее истории как геополитический силы.
Это моральное фиаско нашей бравурной церковно-патриотической риторики», - заявил богослов. Последние записи:.
Христианское общество должно радоваться: Господь посылает нам беженцев, значит, даёт шанс быть христианами не только номинальными, но и в действительности. Есть возможность помочь людям — прекрасно, давайте поможем, слава Тебе, Господи, за эту возможность!
По-христиански надо бы так, мне кажется. При этом я понимаю, что христианство — религия метафизическая, надприродная. Ксенофобия — это естественное чувство: любой самец метит и защищает свою территорию, бережёт своих самок и т. Так в мире животных.
И в человеческой истории это тоже так. Речь не идёт о войне homo sapiens и неандертальцев — вполне успешно эти homo sapiens убивают и во внутривидовой конкуренции. Это естественно в мире победившего дарвинизма. А вот то, что предлагает Христос, — вещь сверхъестественная: стать выше этого своего альфа-самцового естества.
Беженцы — это экзамен для христиан. Испытание нашего соответствия христианству. Бояться не стоит и потому что в данном случае беженцы своеобразные: они уже европейцы. Я понимаю, у кого-то может быть аллергия на людей абсолютно другой культуры.
Когда приезжают афганцы, например. Но в данном случае здесь совсем свои, поэтому не очень понятно, почему они должны восприниматься как угроза. Впрочем, надо сказать, что и в России, когда был поток русских переселенцев из стран распавшегося Советского Союза, их тоже отнюдь не с пирогами здесь встречали, им тоже пришлось встретить немало неприязни и равнодушия. Отчего многие и остались в Эстонии.
Может ли русско-украинский конфликт перенестись за пределы Украины? К сожалению, да. И точно не по инициативе русской диаспоры. Приедут люди, контуженные войной.
Признав наличие проблемы, тут, по моему мнению, полицейские, иммиграционные власти должны жёстко пресекать конфликты и пояснять: здесь другая жизнь, поэтому давайте-ка без агрессии. Многие лидеры западных стран очень справедливо предостерегают в эти дни, что осуждение путинской политики ни в коем случае не должно переноситься на Россию, русский народ, русскую культуру. Я думаю, что будет уместным, если и эстонские политики станут об этом сегодня говорить. Я очень желаю, чтобы люди сохранили человеческий облик в этих очень не простых испытаниях — это относится ко всем нам.
И очень хотелось бы, чтобы каждый из нас строил своё будущее не за счёт других.