Согласно Регламенту Главного магистрата от 16 января 1721 г. городские магистраты должны были основывать госпитали, сиротские дома и школы, а также смирительные, работные и прядильные дома[2]. Согласно Регламенту Главного магистрата от 16 января 1721 г. городские магистраты должны были основывать госпитали, сиротские дома и школы, а также смирительные, работные и прядильные дома[2]. В Санкт-Петербурге создан Главный Магистрат. Основан Главный магистрат 24 февраля 1720 13 24 февраля 1720 г. Его создание было призвано централизовать управление делами посадского населения.
13 февраля – день выхода указа "О создании Главного магистрата"
Преамбулой Регламента Главного магистрата провозглашалась основная цель этих учреждений: «рассыпанную хламину российского купечества паки собрать», приумножая и обеспечивая тем самым «государственную пользу»2. указ о создании Главного магистрата, который стал главным органом городского управления. включавшее президента, 4 бургомистров, 2 ратманов — выбиралось из числа наиболее состоятельных горожан. В Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе его стоял обер-президент, члены Главного магистрата (4 бургомистра и 2 ратмана) избирались из числа наиболее состоятельных горожан. Главный магистрат, государственное учреждение в России, основанное указом Петра I от 13 февраля 1720. Создание Г. м. явилось второй попыткой Петра I централизовать управление делами посадского населения (см. Бурмистерская палата). Согласно Регламенту Главного магистрата от 16 января 1721 г. городские магистраты должны были основывать госпитали, сиротские дома и школы, а также смирительные, работные и прядильные дома[2]. По регламенту Главного магистрата, учрежденному в 1721 г., городское сословие стало делиться на регулярных граждан и «подлых» людей.
300 лет назад указом Петра I основан Главный магистрат
ГЛАВНЫЙ МАГИСТРАТ, центр. гос. учреждение в Рос. империи. Образован, возможно, не позднее второй половины 1719 с целью развития торгово-пром. сословия (собрать «купецких людей рассыпанную храмину»); название с 1721. Главная» Новости» Согласно регламенту главного магистрата от 16 января 1721 года. В Санкт-Петербурге создан Главный Магистрат. Основан Главный магистрат 24 февраля 1720 13 24 февраля 1720 г. Его создание было призвано централизовать управление делами посадского населения. Этот документ, известный также как Устав главного магистрата, был неоднократно напечатан для удобства работы чиновников на местах – в городах и посадах. Окончание Северной войны позволило Петру I начать второй этап Городских реформ, и 13 февраля 1720 года вышел указ «О создании Главного магистрата». Главные новости 15 апреля.
Реформа городского управления Петра I
В 1727 году Главный магистрат заменили Ратушей, его восстановили в 1743 году как Контору Главного магистрата, переведённую в Москву. Проверено 30 ноября Появились в году Государственное устройство Российской империи Правительства по историческим государствам Анна Иоанновна. Навигация Персональные инструменты Вы не представились системе Обсуждение Вклад Создать учётную запись Войти. 3) «Регламент или Устав Главного Магистрата» от 16 января 1721 г. (в частности, в главе II определяются обязанности данного органа в отношении городского управления, а глава X посвящена «полицейским делам)1. Основан главный магистрат Что такое главный магистрат при петре 1. ГЛАВНЫЙ МАГИСТРАТ, центр. гос. учреждение в Рос. империи. Образован, возможно, не позднее второй половины 1719 с целью развития торгово-пром. сословия (собрать «купецких людей рассыпанную храмину»); название с 1721.
«Во всех городах порядочной магистрат учредить»
В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе его стоял обер-президент, члены Главного магистрата (4 бургомистра и 2 ратмана) избирались из числа наиболее состоятельных горожан. История создания и становления музея тесным образом связана с историей Казани. Главный магистрат подчинялся непосредственно царю и СенатуГлавный магистрат – центральное государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге указом Петра I от 13 февраля 1720 года. ГЛАВНЫЙ МАГИСТРАТ, центр. гос. учреждение в Рос. империи. Образован, возможно, не позднее второй половины 1719 с целью развития торгово-пром. сословия (собрать «купецких людей рассыпанную храмину»); название с 1721. Главный магистрат — государственное учреждение в России, основным указом Петра I от 13 февраля 1720. Создание Г. м. явилось второй попыткой Петра I централизовать управление делами посадского населения (см. Бурмистерская палата). В целом в петровскую эпоху Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль над основными областями жизни столицы.
Вы точно человек?
Главный магистрат руководил городовыми магистратами, рассматривал апелляции на их судебные решения, контролировал распределение финансов в городах, в том числе, сбор податей. Прочие косвенные сборы таможенные, солевые, кабацкие с 1722 г. Кроме того, в его ведении находились действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций, а также торговые и ремесленные права горожан, их переход в другие города, возврат выбывших из посадов, устройство ярмарок. Главный магистрат не подчинялся распоряжениям Камер-коллегии и других коллегий, что было обязательным для всех городских магистратов. В 1727 г. С этого времени по предписанию Сената находился в подчинении губернских властей и полиции.
Его возникновение было связано с ростом торговли и промышленности, с возросшей ролью купечества в экономике страны. Главный магистрат подчинялся непосредственно царю и Сенату, имел ряд смежных функций с Мануфактур-коллегией и Коммерц-коллегией. Возглавлял его обер-президент из дворян, которого назначал царь.
Первым обер-президентом — стал князь Юрий Юрьевич Трубецкой. Под его началом находилось магистратское правление, которое состояло из бургомистров и ратсгеров из числа крупнейших купцов. Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов. В январе 1721 года был утвержден «Регламент, или Устав Главного магистрата», определивший его состав и функции.
В данном конкретном случае речь шла об упорядочивании именно городского управления и подчинении городских органов власти вновь образованным центральным, то есть выстраивание новой вертикали власти. Кроме того, основной целью реформы было: классификация городского населения по европейскому, гильдейскому и цеховому, образцу, то есть унифицирование социальной структуры русских городов; модернизация и стабилизация фискальной системы, то есть системы сбора налогов с городского населения.
Предпосылки и причины проведения реформы Система местного управления в России в конце XVII — начале XVIII века была крайне сложной; существующий аппарат практически не исполнял возложенные на него задачи. Кроме того, положение городов можно было считать бедственным: население не росло и было фактически разорено различными поборами и налогами, логистика и транспортные сети были неразвиты, городская промышленность уступала традиционному земледелию. Именно поэтому Петр I решился модернизировать эту системы по европейскому образцу, взяв за основу шведскую и немецкую модели городского устройства. Преобразования были необходимы и по ряду следующих причин: устаревшая система организации местного управления дестабилизировала развитие Московского царства в 1698 году государь, понимая, что воеводы откровенно занимаются казнокрадством, приказал собирать налоги с посадских людей в обход их ; обновленная система властной вертикали должна была предотвратить возможные «социальные брожения», которые были нежеланны в условиях войны; начавшаяся Северная война требовала постоянного тылового обеспечения армии, а упорядочение городского управления сделало бы возможным переложить часть финансовых затрат с центрального бюджета на местные. Цели и задачи реформы Основной целью городской реформы, если говорить кратко, было: упорядочение системы сбора налогов во всех частях государства; выстраивание новой властной структуры, при которой центральная власть может во всех своих начинаниях опереться на местную; регулярное пополнение армии рекрутами; усиление полицейского контроля на местах опять же для своевременного рекрутирования в армию, сыска беглых и обеспечения вновь созданных мануфактур рабочими. Суть и основные положения городской реформы Суть реформы, которая проводилась в два этапа с 1699 года по 1720 год сводилась к созданию специальных учреждений, ведавших управлением в городах, и созданию новой системы сбора налогов.
Также, по мнению государя, в ходе реформы было необходимо упорядочить: систему учета городов вводилось понятие «разряд» города ; систему учета городского населения «подлые» и «регулярные» граждане. Создание Бурмистерской палаты В 1699 году Петром I были созданы Бурмистерская палата в Москве и Ратуши в городах изначально также Палаты; переименование прошло в том же 1699 году , которым переподчинялись Земские избы, а также кабацкие и таможенные бурмистры ранее — старосты. Бурмистерская палата, Ратуши и Земские избы стали новыми выборными городскими органами, заменив собой воевод и Приказные избы. Они отвечали: за своевременный сбор налогов с городских жителей, сменив в данном деле воевод, за судебные процессы, исключая политические дела; за сыск беглых солдат и крестьян, а также возвращение их на место службы, или к хозяину, или на мануфактуру. В Бурмистерскую Палату и Ратуши посадские люди и купцы избирали своих представителей, которые обязаны были отслужить в них в течение года. Постепенно, после нескольких неудачных попыток вызвать у жителей города интерес к выборам в Ратуши и Земские избы выборы в городские органы управления стали обязательными для всех городов государства.
Схема сбора налогов выглядела в этот период следующим образом: кабацкие и таможенные бурмистры сдавали собранные налоги земскому, а тот уже отправлял их в Москву, в центральную Ратушу. Сбор средств проходил три раза в год: два раза весной и один раз осенью. Контроль за деятельностью местных чиновников и содержанием отчетных книг также проходил раз в год в Москве.
Порядок жизни тех и других регулировался учреждавшимися на местах городовыми магистратами. Главный магистрат руководил городовыми магистратами, рассматривал апелляции на их судебные решения, контролировал распределение финансов в городах, в том числе, сбор податей. Прочие косвенные сборы таможенные, солевые, кабацкие с 1722 г. Кроме того, в его ведении находились действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций, а также торговые и ремесленные права горожан, их переход в другие города, возврат выбывших из посадов, устройство ярмарок.
Главный магистрат не подчинялся распоряжениям Камер-коллегии и других коллегий, что было обязательным для всех городских магистратов. В 1727 г.
Главный магистрат
Довольно быстро Городские магистраты — эти сословные органы местного управления торгово-промышленным населением — стали главными органами бюрократического аппарата петровской империи, поскольку опирались, хотя и в ограниченной степени, на сословное представительство на местах. Руководство городских магистратов — включавшее президента, 4 бургомистров, 2 ратманов — выбиралось из числа наиболее состоятельных горожан. В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции и городского магистрата. В царствование Петра I он был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни российской столицы, — контролировал организации гильдий, цехов, содействовал развитию ремесел, торговли, мануфактур, городского хозяйства, осуществлял функции суда для торгово-промышленного населения и некоторые полицейские функции регистрировал приезжавших в Петербург купцов и промышленников, при отъезде выдавал им паспорта или отпускные письма. Главный магистрат был упразднен в 1727 году указом Верховного тайного совета и временно заменен Ратушей, вновь создан в мае 1743 года как Контора Главного магистрата, но переведен в Москву Елизавета Петровна восстановила его как одно из установлений Петра I. По предписанию Сената Главный магистрат стал подчиняться губернским властям и полиции.
С 1775 года он стал почти исключительно судебным учреждением, рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческого и мещанского сословий.
Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы. Все права защищены.
Утверждению Главного магистрата подлежали все гражданские и уголовные дела , которые велись городскими магистратами. Для решения сложных дел Главный магистрат сносился с Сенатом. Главный магистрат не подчинялся распоряжениям Камер-коллегии и других коллегий, что было обязательным для городских магистратов. В царствование Петра I Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни Санкт-Петербурга. В 1727 году Главный магистрат заменён Ратушей , восстановлен в 1743 году как Контора Главного магистрата, переведённого в Москву. С 1743 года Главный магистрат по предписанию Сената подчинялся губернским властям и полиции. С 1775 года являлся почти исключительно судебным учреждением , рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческой и мещанского сословий. Окончательно упразднён в 1796 году , часть функций передана Ратгаузу. Литература Дитятин И. Устройство и управление городов России. Wikimedia Foundation. Смотреть что такое "Главный магистрат" в других словарях: - см. Городской магистрат. Санкт Петербург. Ленинград: Энциклопедический справочник. Создание Г. Бурмистерская палата.
Когда в 1817 году по Каме и в 1820 году по Волге пошли буксирные и пассажирские суда, дела у местных купцов и торговцев пошли еще лучше. Побывавший в Казани в 1801 году драматург Александр Коцебу писал: «Гостиный двор величиной и множеством товаров не уступает московскому и петербургскому». В истории этого здания будет еще один пожар — в 1842 году. Гостиный двор вновь пострадал. Здание лишилось величественных колонн, придававших ему сходство с университетом, исчезли галереи, были утрачены рустовка стен и пилястры. Гостиный двор открылся после капитального ремонта, по сути — реконструкции, лишь в 1847 году архитекторы Ф. Крамп и И. Следующей реконструкции здание подверглось в конце XIX века. В начале 90-х годов в помещениях бывшего гостинодворческого трактира расположился городской ломбард. В 1894 году северо-восточный угол двора был отдан под помещение городского научно-промышленного музея. Здание с учетом нужд музея перестраивал архитектор И. Были увеличены окна, над центральным входом появился красивый шатер в стиле эклектика. Один из залов Андрея Лихачева музее, который берет свое начало с коллекций известного казанского краеведа Андрея Лихачева, лучше рассказать особо и в другой раз. Предмет нашего интереса — судьба самого здания. История создания и становления музея тесным образом связана с историей Казани. Как свидетельствует автор статьи в каталоге выставки «Древняя Казань» Г. Милашевский, своим рождением музей обязан инициативе профессоров Казанского университета, которые еще в 1879 году на общем собрании членов Общества археологии, истории и этнографии поставили вопрос о необходимости открытия городского общедоступного музея. В движении идеи к воплощению в реальность сыграли важную роль несколько событий того времени. Прежде всего две научно-промышленные выставки. Губернская работала в 1890 году, она стала крупным событием в истории Казани. Для нее специально были построены павильоны, и, как отмечали местные газеты, выставка превосходила все предшествующие экспозиции по размерам, количеству разделов и по числу посетителей. Затем в 1896 году была Нижегородская выставка, в которое активное участие приняли казанские промышленники и купцы. Фонды музея после этой ярмарки значительно увеличились. Инициатива городского головы С. Дьяченко положила начало сбору денежных средств, которые должны были пойти на обустройство музея. Затем последовал щедрый дар 500 тысяч рублей Ольге Сергеевне Александровой-Гейнс, которая была хорошо известна своей благотворительностью. Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс достойна того, чтобы сказать о ней несколько слов, воспользовавшись статьей о казанской благотворительнице, опубликованной в одиннадцатом номере журнала «Казань» за 2001 год. Она была единственной», — так написала об Александре Сергеевне ее автор — Галина Могильникова. Отец Ольги Сергеевны занимался торговлей чаем, а в 1850-х годах трижды был городским головой и председателем Общества содействия русской промышленности. Здание Гостиного двора в конце XIX века. Имея богатые капиталы, она постоянно делала пожертвования — на помощь малоимущим, православным и мусульманским общинам, детским приютам, была устроительницей и покровительницей общеобразовательных учреждений. В журнальной статье приводятся данные о пожертвованиях, сделанных в 1889 году: Ольга Александровна выделила 50 тысяч рублей на постройку здания Ксенинской женской гимназии, 10 тысяч — попечительскому совету этой гимназии, 100 тысяч — городскому голове на устройство городской больницы и детской лечебницы, 3 тысячи — архиепископу на устройство церкви во вновь учрежденном училище для девиц духовного звания, 1 тысячу — обществу земледельческих колоний, 2 тысячи — Братству святого Гурия на содержание одной из инородческих школ. За активную благотворительность ее портрет решено было поместить в «думской зале». Ольга Александровна предложила открыть музей в здании Александровского пассажа ныне улица Кремлевская , которое выкупила у своего брата. За такой щедрый дар она была удостоена городской Думой позолоченной доски с надписью о пожертвовании. Однако Пассаж оказался неприспособленным для размещения коллекций, и музей, с согласия благотворительницы, был открыт на той же Воскресенской улице, но чуть ближе к кремлю. Здание музея до революции. После открытия музея в 1895 году она по предложению совета музея была пожизненно избрана его Почетным членом и оставалась им вплоть до 1918 года. За благотворительную деятельность Ольга Сергеевна была удостоена звания Почетного гражданина Казани. В 1891 году казанцы узнали, что их земляк, вице-адмирал российского флота и известный деятель культуры Иван Лихачев пожелал передать в дар городу большое коллекционное собрание своего покойного брата — Андрея Лихачева, который умер в 1890 году. Андрей Федорович был известен как крупный коллекционер и исследователь в области археологии и восточной нумизматики. Коллекции Лихачева и послужили основой первого казанского музея. В советское время музей много раз менял свое название: с 7 декабря 1918 года —губернский музей, с 19 апреля 1921 гола — Центральный музей ТАССР, с 25 октября 1944 года — Государственный музей ТАССР, с декабря 1981 года — Государственный объединенный музей Татарии, с 23 марта 2001 года — Национальный музей Республики Татарстан. С годами росли фонды музея и открывались новые экспозиции. Уже в 30-х годах простое собирательство документов и предметов быта превратилось в организованную деятельность. Изменения во внешнем облике здания были не так заметны, разве что с годами оно стало стареть, чему в немалой степени способствовали многочисленные «квартиранты», подселенные к музею после 1917 года, когда Гостиный двор перестал использоваться как место городской торговли.
Your browser is out of date, please update your browser by going to www.microsoft.com/download
Главный магистрат руководил городовыми магистратами, рассматривал апелляции на их судебные решения, контролировал распределение финансов в городах, в том числе, сбор податей. Прочие косвенные сборы таможенные, солевые, кабацкие с 1722 г. Кроме того, в его ведении находились действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций, а также торговые и ремесленные права горожан, их переход в другие города, возврат выбывших из посадов, устройство ярмарок. Главный магистрат не подчинялся распоряжениям Камер-коллегии и других коллегий, что было обязательным для всех городских магистратов. В 1727 г. С этого времени по предписанию Сената находился в подчинении губернских властей и полиции.
Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы. Все права защищены.
Этот документ, известный также как Устав главного магистрата, был неоднократно напечатан для удобства работы чиновников на местах — в городах и посадах. Один из экземпляров Регламента главного магистрата в картонном переплете, покрытом мраморной бумагой, с кожаным корешком хранится в фондах Вельского краеведческого музея. В начале и в конце разделов помещены витиеватые заставки и концовки с растительным орнаментом, а номер каждой страницы украшен стилизованным изображением цветка.
Документ происходит из Верховажской ратуши, которая выполняла те же функции, что и городовые магистраты. Магистрат в Вельске был учрежден после присвоения ему статуса города по указу императрицы Екатерины IIот 5 февраля 25 января по старому стилю 1780 г.
Руководство городских магистратов — включавшее президента, 4 бургомистров, 2 ратманов — выбиралось из числа наиболее состоятельных горожан. В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции и городского магистрата. В царствование Петра I он был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни российской столицы, — контролировал организации гильдий, цехов, содействовал развитию ремесел, торговли, мануфактур, городского хозяйства, осуществлял функции суда для торгово-промышленного населения и некоторые полицейские функции регистрировал приезжавших в Петербург купцов и промышленников, при отъезде выдавал им паспорта или отпускные письма. Главный магистрат был упразднен в 1727 году указом Верховного тайного совета и временно заменен Ратушей, вновь создан в мае 1743 года как Контора Главного магистрата, но переведен в Москву Елизавета Петровна восстановила его как одно из установлений Петра I. По предписанию Сената Главный магистрат стал подчиняться губернским властям и полиции. С 1775 года он стал почти исключительно судебным учреждением, рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческого и мещанского сословий.
Регламент или устав главного магистрата 16 января 1721 г.
По своему значению в правительственном механизме Главный магистрат был поставлен вровень с коллегиями и подчинен Сенату. Его придворная карьера началась с должности комнатного стольника Петра I. Позже он вступил в потешное войско и был капитаном Преображенского полка. Магистраты получили широчайшие полномочия контролировать все посадское население. На них возлагалось принятие судебных решений в отношении купеческих и ремесленных людей во всех гражданских и уголовных делах. Полиция также находилась под влиянием магистрата.
Нововведения должны были укрепить вертикаль власти и повысить налоговые сборы, чтоб получить средства на строительство флота и оснащение армии. За основу Петр I взял европейскую организацию административных органов, с которой познакомился во время Великого посольства. Великое посольство - дипломатическая миссия правителя Русского царства Петра Алексеевича в Европу в 1697-1698 годах. Вернувшись на родину, Петр I издал указ об «Об учреждении Бурмистерской Палаты» вскоре переименованной в Ратушу , которая должна была стать новым финансовым выборным органом на уровне города. Начало губернской реформы в 1708 году положило конец значению ратуши, как центрального городского органа управления. Всеми налоговыми сборами и организацией военных поставок теперь стали заведовать губернаторы.
Эти инструкции описывали содержание пожарной охраны в городе, порядок получения различных средств от государства централизованно , порядок поселения в домах чужаков и их регистрации было введено понятие «отпускные письма» , порядок работы с заключенными беженцами и порядок размещения так называемых «бездельников» на городских фабриках. Создание сената 22 февраля 1711 года Петр I издал указ об учреждении нового типа органа управления — Правительствующего Сената. Первоначально она состояла из 8 человек из ближайшего окружения царя. Они были величайшими политическими деятелями того времени. Сенаторы назначались и смещались по личному распоряжению Петра. Этот высший орган управления должен был действовать постоянно, и ему никогда не разрешалось останавливать свою работу. Сенат был коллективным советом, который занимался отправлением правосудия, финансами и другими вопросами в различных областях экономики. Это был институциональный орган с консультативными, судебными и административными функциями. Его члены представляли на рассмотрение монарха различные вопросы, связанные с законодательным процессом.
Законодательные акты, принятые Сенатом, не имеют силы закона. На заседаниях обсуждались и интерпретировались только законопроекты. Сенат стоял во главе системы, и все колледжи находились в его подчинении, ежемесячно отчитываясь обо всех входящих и исходящих делах. Учреждение первых коллегий В 1711 году офицер Иоганн Фридрих Блигер составил собственный план дальнейшего развития горного дела в России и представил его Петру I. План получил название «Горный план». Автор назвал свой ящик. В следующем году другой немецкий офицер заинтересовал короля своим предложением. Он касался организации коммерческих коллегий и аудиторов. Пьетро признал реальную ценность предложений и начал создавать первые колледжи.
Дата сигнального указа — 12 февраля 1712 г. Он касался создания коллегии коммерции, которая занималась вопросами таможни, судоходства и внешней торговли. В соответствии с царским указом была создана комиссия, состоящая из трех иностранцев и различных московских купцов, а также шести жителей Подмосковья. Их задачей было разработать основные правила и положения для коммерческой школы. Этот комитет работал почти два года и подготовил деловой документ. Затем он позаботился о таможенных правилах. К сожалению, никаких записей о его дальнейшей работе не сохранилось. С этого момента началось создание коллегий, уставов и ряд других изменений, постепенно заменяющих уже устаревшую систему ордонансов. Именно в это время были определены название и характер будущих институтов новой системы управления.
Дальнейшее развитие Надо сказать, что учреждение школ Петром I и изменение инструкций с их стороны происходило очень медленно и вяло. Но в 1715 году, когда царю сообщили об окончании военных действий со Швецией, он принял активное участие во внутренних делах государства.
Главный магистрат контролировал также действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций.
Утверждению Главного магистрата подлежали все гражданские и уголовные дела , которые велись городскими магистратами. Для решения сложных дел Главный магистрат сносился с Сенатом. Главный магистрат не подчинялся распоряжениям Камер-коллегии и других коллегий, что было обязательным для городских магистратов.
В царствование Петра I Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни Санкт-Петербурга.
Главный магистрат
Бурмистерская палата, Ратуши и Земские избы стали новыми выборными городскими органами, заменив собой воевод и Приказные избы. Они отвечали: за своевременный сбор налогов с городских жителей, сменив в данном деле воевод, за судебные процессы, исключая политические дела; за сыск беглых солдат и крестьян, а также возвращение их на место службы, или к хозяину, или на мануфактуру. В Бурмистерскую Палату и Ратуши посадские люди и купцы избирали своих представителей, которые обязаны были отслужить в них в течение года. Постепенно, после нескольких неудачных попыток вызвать у жителей города интерес к выборам в Ратуши и Земские избы выборы в городские органы управления стали обязательными для всех городов государства. Схема сбора налогов выглядела в этот период следующим образом: кабацкие и таможенные бурмистры сдавали собранные налоги земскому, а тот уже отправлял их в Москву, в центральную Ратушу. Сбор средств проходил три раза в год: два раза весной и один раз осенью. Контроль за деятельностью местных чиновников и содержанием отчетных книг также проходил раз в год в Москве. Петр Алексеевич много делал для того, чтобы нивелировать злоупотребления на местах. В 1705 году он даже ввел новую должность наблюдателя, или инспектора, при Ратуше, которые следили за деятельностью бурмистров и собирали различные сведения с населения о воровстве и мздоимстве. Кстати, холопам за правдивый донос могла быть дарована свобода.
После губернской реформы Ратуши фактически утратили свое значение, хотя просуществовали вплоть до 1710 года. Всеми финансовыми вопросами и вопросами организации постоя армии и армейских поставок стали заведовать губернаторы. Городской Магистрат Петр I, освободившись от тягот войны и понимая, что городская реформа осталась незавершенной, а также стремясь исправить ошибки, допущенные за десятилетие войны, когда посадское население насильно «прикреплялось к тяглу», создал в 1720 году Главный Магистрат. Он, как и Ратуша до него, подчинялся Сенату и приравнивался по своему статусу к коллегиям. Еще до создания Главного Магистрата, в 1714 году, был издан указ, который расширил социальную прослойку городских обывателей, разрешив всем, а не только посадским людям заниматься торговлей, ремеслом и промышленным производством в пределах города. Главный Магистрат при Петре I ведал вопросами: организации работы Магистратов в разных городах государства; создания органов правопорядка полиции ; создания или поддержкой при создании фабрик и заводов на территории городов или в пригородах; создания уставов для городских органов самоуправления; контроля за соблюдением правосудия на местах. Членов Магистраты выбирали «сходы».
Главный магистрат подчинялся непосредственно царю и Сенату, имел ряд смежных функций с Мануфактур-коллегией и Коммерц-коллегией.
Возглавлял его обер-президент из дворян, которого назначал царь. Первым обер-президентом — стал князь Юрий Юрьевич Трубецкой. Под его началом находилось магистратское правление, которое состояло из бургомистров и ратсгеров из числа крупнейших купцов. Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов. В январе 1721 года был утвержден «Регламент, или Устав Главного магистрата», определивший его состав и функции. По Регламенту все горожане посадское население делились на «регулярных граждан», которые входили в гильдии и цехи, и «подлых» — тех, кто работал по найму и на «черных работах».
Это было связано с ростом торговли и промышленности, с возросшей ролью купечества в экономике страны. Являясь органом бюрократического аппарата, Главный магистрат опирался, хотя и в ограниченной степени, на сословное представительство от городов. В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе которого стоял обер-президент, подчинявшийся непосредственно царю и Сенату. Членами магистратского правления были бургомистры и ратманы из числа наиболее состоятельных горожан. В целом в петровскую эпоху Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль над основными областями жизни столицы.
В 1727 году Главный магистрат был заменён Ратушей , восстановлен в 1743 году как Контора Главного магистрата, переведённого в Москву. С 1743 года Главный магистрат по предписанию Сената подчинялся губернским властям и полиции. С 1775 года являлся почти исключительно судебным учреждением , рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческого и мещанского сословий. Окончательно упразднён в 1796 году , часть функций передана Ратгаузу.