Новости советское воспитание

Только некоторые установки советского воспитания так плотно вошли в нашу жизнь, что мы и не задумываемся что-то менять. В Госдуме планируют вернуть принципы воспитания советского времени.

Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3

Миф о советской школе Советское воспитание с яслей предполагало, что понятие о чести, уважении, взаимопомощи – не пустые слова.
Трудовое воспитание Одно из них — "Советский человек" Юрия Левады — проводили в 1989 и 1999 годах.
Какой непослушный ребенок: как воспитывали детей в Советское время, и почему это портило их психику Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно».
Как воспитывали детей в СССР - Дети В Госдуме планируют вернуть принципы воспитания советского времени.

Как воспитывали детей в СССР

  • Путин оценил систему воспитания в СССР словами "а государство-то развалилось" - Российская газета
  • Физические наказания
  • Советское воспитание: очевидные плюсы и откровенные минусы
  • Онлайн-курсы
  • Трудовое воспитание

Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо

Благое намерение перевоспитать подрастающее поколение может помочь решить вопрос с вандализмом, порчей общественного имущества и мусором, который кидают бездумно. Но возможно ли это в современности? Прости, Юра, мы все отменили По мнению Александра Гезалова, российского общественного деятеля, писателя и публициста, специалиста в сфере социального сиротства, поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и помощи людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию, а также руководителя Наставнического центра в Москве, трудовая дисциплина — это уже не то, что было в советское время. Пионер и комсомолец был обязан трудиться и участвовать в коллективной деятельности. Воспитательная функция школы, как при Советском Союзе, уже невосполнима, считает он. Все знают свои права и обязанности очень хорошо. Особенно родители. Лишняя перенагрузка не получится, скорее всего, потому что это приведет к бунтам в чатах [речь идет о родительских чатах — прим.

Он также отметил, что уважение и любвь к труду в СССР прививали через идеологию. Узнать подробнее Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. Сами родители, к сожалению, не воспитывают в ребенке уважение к труду. Если школа начнет привлекать школьников к труду, я вполне допускаю мысль, что семьи запросят оплату за труд», — считает Сараев. Уполномоченный по правам ребенка уверен: то, как на сегодняшний день предлагают воспитывать у школьников уважение и любовь к работе, не будет всерьез воспринято родители и их дети всерьез не воспримут. Ведь уборкой занимаются клининговые компании, охраной — охранные предприятия, готовкой — подрядные организации.

Подготовка в довоенные годы В Советской России в годы Гражданской войны военная подготовка молодежи была введена декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года "Об обязательном обучении военному искусству".

Создававшаяся система военной подготовки боевых резервов Красной армии предполагала, в частности, посещение молодежью допризывного возраста 16-17 лет курсов в органах Главного управления всеобщего военного обучения территориальных войск всеобуча. В 1930-х годах 18-19-летние молодые люди проходили учебные сборы общей продолжительностью два учебных месяца. Начальная военная подготовка НВП проводилась во всех средних школах с 5-го по 7-й класс, с учащимися старших классов с 8-го по 10-й проводилась допризывная подготовка. Постановлением Совета министров СССР от 25 января 1962 года допризывная военная подготовка в школах была отменена, военно-патриотическое воспитание перевели в систему внеклассной работы. Документ сокращал срок действительной военной службы на год до двух лет в сухопутных войсках и возвращал НВП. Она проводилась с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы - в общеобразовательных школах начиная с 9 класса , средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях профтехобразования; на учебных пунктах, которые создавались на предприятиях, учреждениях, организациях, совхозах и колхозах; в учебных организациях ДОСААФ. В рамках курса НВП изучались строевая, огневая, тактическая, медицинская, топографическая и инженерная подготовка, защита от оружия массового поражения и в целом гражданская оборона, общевоинские уставы ВС СССР.

Классы делились на группы юношей и девушек, последние проходили подготовку по программе санитарных дружинниц. Всего на НВП в учебной программе отводилось 140 часов.

Первая государственная IT-школа откроется в Санкт-Петербурге Целью уроков авторы инициативы называют воспитание духа коллективизма и дисциплины. Депутаты госсовета Удмуртии предлагают вернуть в школы трудовое воспитание, по аналогии со школами СССР, ради воспитания духа коллективизма и дисциплины. Они обратились в Госдуму и Правительство РФ с соотвествующим предложением. Авторы инициативы считают, что в школах необходимо разместить мастерские и технопарки, а также учредить ученические производственные бригады, трудовые отряды и летние лагеря труда и отдыха.

Здесь — никаких претензий: дети крестьян исправно становились инженерами, завлабами и профессорами. Система могла вставлять отдельные палки в отдельные колеса сегодня хорошо известно, что многим юношам и девушкам в 50-е—80-е годы серьезно подкорректировала их планы на будущее «инвалидность по пятому пункту» , но в целом трудолюбие вознаграждалось.

Другое дело, что этот лифт на верхних этажах плохо работал сам по себе, если к нему не прилагались партийность и незапятнанная анкета, но это не тема нашего сегодняшнего разговора: на средних этажах он свое дело делал. Правда, довольно заметный удар был нанесен по этой функции в середине 1970-х, когда в «борьбе за качество» РОНО и ГорОНО начали выкручивать руки директорам с тем, чтобы в школах как можно меньше ставили неудовлетворительные итоговые оценки. В результате количество «второгодников» начало неуклонно снижаться, но и уровень требований заметно «просел». Лучшая — не лучшая, а свою задачу советская школа выполняла — она растила советского человека для жизни в советском обществе; другое дело, что многое из того, чему учили, оказалось «за бортом» после того, как жизнь нашего общества резко изменилась. Однако упрекать за это школу было бы нечестно — консервативная по своей природе, она, естественно, работала на совсем другое «завтра». В 1990-е годы система постепенно в школе мало что происходит резко начала рушиться. Причин тому множество. Во-первых, «сдулась» идеологическая составляющая, а ведь она была не «пятой спицей в колеснице», а одним из краеугольных камней этой системы, на котором покоилась значительная часть так называемой «воспитательной работы».

Во-вторых, оставленные практически «без присмотру» учителя, работавшие в 1990-е, эту часть своего бытия вспоминают, как правило, с удовольствием со стороны чиновников, школы начали «идти своим путем», в результате чего возникло нехарактерное для позднесоветского времени разнообразие: вместо «массовой школы», слегка разбавленной языковыми спецшколами и исчезающе малым количеством других учебных заведений «с уклоном», как грибы после дождя пошли гимназии и прогимназии, лицеи и предуниверсарии, пансионы и авторские школы. Кто в погоне за коммерческой составляющей, кто — за свободой творчества — но они начали создавать свои схемы и программы, вводить новые предметы и системы аттестации. Учителя с творческой жилкой и мотивированные на учебу дети начали потихонечку скапливаться под одной крышей, предоставляя бывшим одноклассникам получать удовольствие от лоботрясничества в компании себе подобных под аккомпанемент бессильного рыка математички МарьВанны. В-третьих, образовательное пространство оказалось привлекательным полем для экспериментов, широко проводившихся как отдельными руководителями, так и целыми институтами. В школах отменялись, а затем восстанавливались неважно, под каким названием обществоведение и НВП, в «началке» завертелся бесконечный круговорот систем «один-три» и «один-четыре», деятели Федерального собрания не реже раза в месяц начали требовать введения новых предметов в диапазоне от «Основ антикоррупционной политики» до робототехники, пошли баталии вокруг «Основ религиозной культуры и светской этики», грозным утесом возвысился ЕГЭ, прошел вал обвальных «слияний и поглощений», в результате которых некоторые директора теперь не знают в лицо не только немалую часть своих учителей, но даже и часть вверенных им зданий… А что такого — все учились в школе, все понимают в воспитании детей, отчего не пореформировать? Каждый последующий министр рано или поздно покидал свой пост под все более громкое улюлюкание профессионального сообщества и активной части родителей, но реформаторского зуда это почему-то не убавляло. Разумеется, у части наших сограждан, вообще любящих усмотреть в происходящем вокруг злую волю, «закулису» и прочие козни, уверенных, что коронавируса не существует и одновременно — что он изобретен в американских лабораториях, что технология 5G «зомбирует», а цифровые технологии в образовании «нейропрограммируют», не могла не возникнуть уверенность, что все происходящее — результат сознательной политики по оболваниванию населения. Детали кто именно стоит за этой политикой — злокозненное Мировое правительство или зловредное собственное мало что меняют в конечном выводе: «Спасайся кто может!

Отечественная система образования не имеет внятного ответа на вопрос: «Что мы хотим получить на выходе? В Законе об образовании сказано немало прекрасных слов. Вот, например: «Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования». Или: «Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания». Подробнее Но если обратиться к практике, то внятного понимания того, что такое желаемый образ выпускника средней школы, мы не наблюдаем даже в первом приближении. Если мы ставим задачу приобретения определенной суммы знаний вообще-то это прошлый век!

В школы могут вернуть трудовое воспитание, как в СССР

А у русских дворян или купцов воспитание было совсем иным. Дети дворян воспитывались очень «жестко». Они знали свое место, и тогда не родители были для детей, а дети для родителей. Но главное даже не это. Главное, что прививалось — это чувство собственного достоинства, самоуважения. Никакого не готовили к карьере, никого не готовили к подхалимажу и прочему такому, готовили к главному: ты не должен потерять «свое лицо» ни при каких обстоятельствах. Ты должен жить и умереть порядочным человеком.

Это было доминантное требование. И мальчикам и девочкам давали большие ежедневные физические нагрузки, еда была простой. Детей учили уважению к другим людям, всех своих слуг они называли на Вы это, правда, уже 19 век, но ведь он к нам ближе. Учили терпеть боль, учили преодолевать уныние, ни при каких обстоятельствах не падать духом. Девочек закаляли так же, как и мальчиков. Готовили их к самостоятельности.

Дети дворянского сословия прекрасно понимали, что «главная роскошь в человеческой жизни — это роскошь общения». Отсюда все эти балы, светские приемы, визиты друг к другу. Детей учили уступать лучшее место за столом другому человеку, детей учили слушать собеседника, не перебивать и т. Дворянин должен был быть мужественным, неприхотливым, готовым ко всему, он должен быть учтивым с вышестоящими, дружелюбен с равным, и великодушен к нижестоящим. Вот почему, к примеру, ни один из декабристов в ссылке не спился и не опустился, эти люди уважали себя. Вот почему русские эмигранты после Гражданской войны опять же они опустились, а сумели прокормить и себя и детей, а дети их практически без исключения вышли « в люди».

Не хуже было воспитание и в купеческих семьях, там царил Домострой, там дети учились повиноваться, но их рано приучали к делам и умению управлять другими людьми. И никакого визга: «хочу собаку». В крестьянской среде какого-то особого воспитания не требовалось. Там сама жизнь воспитывала так, что лучше не бывает. Физический труд был интенсивным, но посильным. Все-таки крестьяне очень хорошо знали, как нагружать детей, и взрослым мужиком считался человек после 21 года.

Крестьянский сын становился хозяином очень рано, практически все стремились отделиться от отца. А хозяин на земле, он и вождь для своей семьи, и защита, и суд, и учитель. Гораздо хуже с воспитанием обстояло дело у мещан и у пролетариев. Но эти категории до революции не составляли большинства. А вот после революции именно они и стали «заказывать музыку». Еще в 20-х года большевистские идеологи столкнулись с тем, что в городах «освобожденных» от дворян и буржуазии, стали процветать мещанские нравы и вкусы.

Большевики начали упорную борьбу с мещанством и боролись с ним до тех пор, пока… сами не стали мещанами. Ибо все начальство, вышедшее из крестьян и пролетариев не могло прыгнуть выше головы. Собственно вся элита 70-х годов, включая Брежнева, Суслова и большинство других «членов», это птицы не высокого полета, это мещане по своим вкусам и взглядам. Ну и пролетариат, сколько его не воспитывали, а он оставался все таким же, каким и был. И его вкусы — мешать водку с портвейном — наложили отпечаток на все советское общество. Большевики были наивными в том, что полагали: человек, который одолел чтение статей Владимира Ленина, который родился в обществе, где нет эксплуатации человека человеком, который получил десятилетнее и высшее образование в СССР, приобретет некие особые социалистические качества.

Другое дело, что какое-то образование люди все-таки получили. Но вот с воспитанием детей — это была катастрофа. Мои родители, как и родители моих ровесников, родились перед войной. И они хлебнули по полной программе нищеты. Жили впроголодь. Одевались часто в обноски с плеча старших сестер и братьев.

Вот это и была их программа — их дети должны были получить то, чего не получали они. Я горжусь своими родителями, они у меня замечательные, но сказать, что меня как-то воспитывали, я не решусь. Все делалось в «рабочем порядке». Я могу сказать другое, что как только в семье появились какие-то деньги, а это было ближе к середине 70- х годов, то мои потребности стали, чуть ли не главными. Помню какой-то свой день рождения, там было столько всего: торт шоколадный, трюфели, зефир, куча всяких шоколадных конфет, этот банкет закончился для меня тем, что печень моя не выдержала, и ночью мне было нехорошо. В 70-е годы, правда, стали популярными всякие методики воспитания по доктору Споку, была такая семья Никитиных, воспитание в которой почему-то считалось идеалом, то есть проблемы с воспитанием стали как-то осознаваться в СССР, но тут грянул 1991 год, и все мы получили дикий капитализм.

Мурло советского мещанина, мурло полублатного человека стало определяющим. Получилось нечто гораздо худшее, чем было до 1917 года. А это самый верный показатель чрезвычайно низкой культуры общества. В порядочных советских семьях росли порядочные дети. Но эти выросшие дети не смогли спасти свою страну, ибо не были приучены к самостоятельным социальным поступкам. Да и за себя он и постоять не сумели, отдали собственность в руки воров и подонков всех уровней и национальностей.

Отдали без сопротивления, это к слову о том, каких людей воспитывало советское государство. А государство это воспитывало, прежде всего, послушных и покорных. Советские граждане должны были совершать подвиги, но только тогда, когда это государству нужно. Как говорили при товарище Сталин: «Когда родине будет нужно, героем у нас станет любой». Лозунг — «все лучшее детям» не был пустым звуком. Помню, что мы бесплатно получали молоко.

Наши родители вполне могли нас обеспечить молоком, но осталась такая установка от еще недавнего прошлого — давать детям молоко, дабы они получали белок. Пресное, кипяченое молоко с пенкой нам не нравилось, конечно, но нам нравилось то, что какой-то урок обязательно заканчивался на пять минут раньше, и мы строем шли в столовую. А там потихоньку начинали шалить. К 7 ноября нас всех скопом, не спрашивая согласия ни у кого, приняли в октябрята. Мы гордо повесили значки, «звездочки», где был изображен маленький Ленин, кудрявый такой, похожий на ангелочка. Во время приема в октябрята нам выдали по эклеру и стакан с какао.

Это было круто. И я запомнил это и думал — что же нам дадут, когда мы будем вступать в пионеры?

Младшим читали вслух воспитательницы: особо популярными авторами были Чуковский, Маршак, Михалков. Любовь к книге прививалась с первых лет жизни, наверное, поэтому Советский Союз считался самой читающей страной мира. Детсадовцы постарше декламировали стихи известных поэтов, а также разыгрывали сценки из книг. Государство пристально следило, чтобы к детям допускались только профессионалы — в руках этих специалистов сосредоточивалось будущее страны!

С 30-х существовали утвержденные требования к воспитанию в дошкольных учреждениях: появились программы подготовки и курсы для будущих воспитателей. Открывались факультеты в технических учебных заведениях, где можно было пройти обучение для работы с детьми, издавались спецжурналы. За что и сколько советским родителям приходилось платить Оплата садиковских будней никому не била по карману. Поборов «на моющие и шторы» не было. За счет родителей лишь частично покрывались расходы на питание. Сумма рассчитывалась на основании совокупного семейного дохода.

Минимум платили те, чей доход не превышал 60 рублей на каждого члена семьи. Чуть больше детсад обходился тем, кто зарабатывал от 120 руб. Зависела сумма и от времени пребывания ребенка в учреждении: 10-14 часов или сутки. В крупных городах платить приходилось на рубль—два больше, чем в селе. Но в любом случае, детский сад не бил по карману даже малоимущим. В среднем в 70-х десятичасовое пребывание ребенка в саду стоило 4 рубля в месяц, 14 часов - 5 рублей, а суточное пребывание обходилось родителям аж в 6.

Воспитание в яслях оценивалось в 3 рубля в городе и до 2 в селе.

Да и на практике доказано, что высокие школьные оценки не являются гарантом благосостояния и счастья человека в его взрослой жизни. Никто не спрашивал мнения ребенка, так как это было, мягко скажем, не в почете. Относиться с уважением к людям преклонного возраста полезно научиться и современным детям. Но и логика типа «я дурак — ты начальник» не вписывается в наш мир и его восприятие. Все люди делают ошибки независимо от их возраста, статуса и занимаемой должности. Родители, которые признают, что ошибались и открыто говорят об этом своему ребенку, помогут ему стать сильным, независимым и успешным человеком. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх.

Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий.

Если в царское время воспитанием и обучением детей занимались преимущественно внутри семьи, то советская власть взяла этот вопрос под свой контроль. Это было особенно актуально в атмосфере острой расколотости общества. Внутри одной семьи могли находиться люди с революционными и контрреволюционными взглядами. Считалось важным привить ребенку правильное мировоззрение, независимое от мировоззрения его родителей. Кроме того, уровень образования подавляющего числа населения страны был крайне низок, поэтому важно было вывести детей из орбиты их привычной жизни и обеспечить им общественный лифт в будущем. Ведь дети - это будущие строители коммунизма. Родители решали, оставлять ребенка на домашнем обучении или отправлять в школу. В деревнях, где было много детей, часто старшие воспитывали младших и следили за ними, к тому же все с ранних лет были заняты полевыми работами и уходом за домашней скотиной. Малоимущие родители могли «сдать» детей на работу - в подмастерья ремесленнику, например.

Практически в рабство. Школ было много и постоянно появились новые, однако ответственность за организацию обучения и бОльшая часть затрат на содержание лежала на отдельных регионах - уездах и губерниях. Все решали этот вопрос по-своему, а единой системы контроля не было. Не было и единой школьной программы и каждый учитель, в зависимости от своего опыта и образования, сам решал чему и как учить. От яслей до школы - государственная система образования Советская власть впервые в истории России озаботилась проблемой всеобщего воспитания и образования детей. То, как и в каких условиях растет ребенок, перестало было делом семейным, но стало делом государственным. Ведь воспитывался новый член советского общества, будущий строитель коммунизма. Ему должны были быть привиты правильные ценности, он должен быть здоров, образован и работоспособен, чтобы трудиться на всеобщее благо в будущем.

5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться

В педагогике положительные результаты — дело не только отложенное, но и относительное. Успех первого выпуска Царскосельского лицея не в том, что он помог сформироваться великому поэту и вообще его известность в первую очередь благодаря дважды ссыльному литератору Пушкину и двум государственным преступникам-каторжникам Пущину и Кюхельбекеру — полный педагогический провал с точки зрения государства. Его успех в том, что из него в немалом количестве вышли те, кого и положено было готовить, крупные государственные деятели: тут и Горчаков, и Корф, и адмирал Матюшкин, и 5 тайных советников… Если мы говорим о школьном образовании, то профессиональные навыки не следует понимать буквально, школы не выпускают готовых специалистов. Здесь скорее следует говорить о выработке базовых умений, об «обучаемости». Выпускник средней школы быстро научится выполнять обязанности, не требующие серьезной специальной подготовки секретарь, продавец, телеграфист , или перейдет на качественно новый уровень, где учебные навыки помогут ему приобрести сложную квалификацию врач, инженер, геолог, учитель. Есть широко приписываемая Бисмарку фраза: «Франко-прусскую войну выиграл прусский учитель». На самом деле сказал нечто похожее другой человек про другую войну. Лейпцигский профессор географии Оскар Пешель написал после австро-прусской 1866 года: «…Народное образование играет решающую роль в войне… Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Чем образованнее человек, тем легче обучить его новым навыкам и умениям так что не надейтесь, что военные без боя отдадут призыв людей с высшим образованием.

В 1970-80-е стране нужны были инженеры, и в советской школе было немало черчения, богато физики в том числе даже обрывочные сведения о теории относительности и очень много математики, включая начала матанализа и стереометрию. А вот широких контактов советского человека с капиталистической заграницей не предполагалось, поэтому за исключением выпускников довольно немногочисленных спецшкол, говоривших на очень старомодном, но все-таки довольно свободном английском или французском, рядовой школьник-«хорошист» на выпускном экзамене мог прочитать небольшой несложный текст со словарем и наизусть рассказать одну из заранее выученных тем «Владимир Ильич Ленин воз борн ин эйтин севенти ин зе сити оф Симбирск нау Ульяновск». Гуманитарные предметы обслуживали воспитательную «идеологическую» составляющую. Знаний в голове у этой заготовки было немало, а вот умений эти знания добывать... Многие первокурсники, оказавшись в институтских аудиториях, слышали от преподавателей: «А теперь забудьте то, чему вас учили в школе! Почему она сломалась? Социальная задача советской школы как и любой массовой системы образования в ХХ веке — служить социальным лифтом. Здесь — никаких претензий: дети крестьян исправно становились инженерами, завлабами и профессорами.

Система могла вставлять отдельные палки в отдельные колеса сегодня хорошо известно, что многим юношам и девушкам в 50-е—80-е годы серьезно подкорректировала их планы на будущее «инвалидность по пятому пункту» , но в целом трудолюбие вознаграждалось. Другое дело, что этот лифт на верхних этажах плохо работал сам по себе, если к нему не прилагались партийность и незапятнанная анкета, но это не тема нашего сегодняшнего разговора: на средних этажах он свое дело делал. Правда, довольно заметный удар был нанесен по этой функции в середине 1970-х, когда в «борьбе за качество» РОНО и ГорОНО начали выкручивать руки директорам с тем, чтобы в школах как можно меньше ставили неудовлетворительные итоговые оценки. В результате количество «второгодников» начало неуклонно снижаться, но и уровень требований заметно «просел». Лучшая — не лучшая, а свою задачу советская школа выполняла — она растила советского человека для жизни в советском обществе; другое дело, что многое из того, чему учили, оказалось «за бортом» после того, как жизнь нашего общества резко изменилась. Однако упрекать за это школу было бы нечестно — консервативная по своей природе, она, естественно, работала на совсем другое «завтра». В 1990-е годы система постепенно в школе мало что происходит резко начала рушиться.

В общей массе мы были довольно спортивными и выносливыми. Советские девочки часами могли прыгать «в резиночку», а мальчики — с тарзанки, или заниматься на турниках и брусьях. У мальчиков хулиганистого склада были и менее безобидные развлечения — они стреляли из рогаток, делали самодельные «бомбочки» и сбрасывали из окон полиэтиленовые мешки с водой. Но, наверное, самым популярным «дворовым» занятием мальчишек была игра «в ножички». О хлебе насущном. Мы были очень самостоятельными, по сравнению с нашими собственными детьми. Ходить по маминому поручению за хлебом, молоком или квасом в 7-8 лет было для нас чем-то самим собой разумеющимся. Помимо прочего, иногда нам поручали сдавать стеклотару, после чего у многих из нас появлялась мелочь на карманные расходы. На что можно было ее потратить? Конечно, на газировку из абсолютно негигиеничного автомата или на мороженое. Выбор последнего был невелик: пломбир за 48 копеек, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, эскимо, «Лакомка» и брикет на вафлях. Советское мороженое было необыкновенно вкусным! Особую ценность представляла для нас жевательная резинка, которая, как и многое другое, являлась дефицитным продуктом. До падения «железного занавеса» это была наша советская резинка — клубничная, мятная или кофейная. Импортная жвачка с вкладышами появилась чуть позже. О пище духовной. Советское время принято называть бездуховным, но мы, советские дети, этого не ощущали. Напротив, мы росли на литературе, кинематографе, музыке, одухотворенных талантом авторов и их заботой о нашем нравственном воспитании. Конечно, речь идет не о конъюнктурных произведениях, которых тоже было немало, а о тех, что создавались с подлинной любовью к детям. Нас воспитывали и глубокие, заставляющие задуматься фильмы для взрослых, ведь на советских детей не распространялись возрастные ограничения. Для нас издавались журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Юный натуралист» и «Юный техник». Мы любили читать! Нашими умами владели герои повестей В.

То, что в математике и физике мало было знать теоремы и формулы, а нужно было уметь их доказать и вывести, способствовало развитию логического мышления учащихся. Большую роль в «воспитании в человеке Человека» играла литература. Программа произведений, предлагаемых для изучения в школе и для внеклассного чтения, была составлена таким образом, чтобы способствовать духовному развитию учеников, формированию в их внутреннем мире гуманистических, истинно человеческих принципов бытия. Изучалась литература тоже так, чтобы развивать мышление школьников. Для получения высокой оценки недостаточно было высказать даже «самую правильную» точку зрения. Нужно было своё мнение аргументировать, подтвердить материалом художественного произведения. Это помогало глубже осмыслить духовное содержание писательских творений и научиться ценить мастерство использования автором выразительных средств. А также исключало попытки «изучать» литературные произведения лишь по учебнику. Благодаря общему развитию, полученному в школе и вузе, усвоенному на школьных уроках литературы подходу к изучению художественных произведений, я, окончив химфак Харьковского университета и проработав несколько лет химиком, сумел потом — не скажу, что без труда, но без особых проблем — переквалифицироваться в кинокритика. Добавлю к сказанному: уровень обязательного образования в СССР по мере развития страны повышался — от начального до полного среднего. Гарантом получения образования всеми детьми выступало государство. Опять-таки подчеркну, что всестороннее развитие советских людей и воспитание в человеке Человека стали важнейшей задачей не только системы образования, но и всего общества. На создание условий, благоприятствующих её решению, было нацелено всё, начиная с принципов организации экономики. Американский философ и психолог Эрих Фромм, исследовавший в целом ряде работ воздействие социально-экономической системы капитализма на внутренний мир человека, пришёл к выводу, что экономическая система, ориентированная на извлечение прибыли и приобретение собственности, объективно формирует в людях «жизнеотрицающие» установки существования — прежде всего жажду денег, собственничество, индивидуализм. А вот «другие экономические условия могут вызвать к жизни прямо противоположные стремления». Так вот, в Советском Союзе воплощение в жизнь принципа, который Сталин назвал «основным законом социализма» социалистическая экономика, в отличие от капиталистической, ориентирована не на погоню за прибылью, а на «непосредственное удовлетворение потребностей общества» , и создавало эти самые «другие условия», которые способствовали утверждению в сознании людей истинно человеческих ценностей и принципов бытия. Однако мало было создать условия, объективно благоприятствующие решению такой задачи, требовалось и организовать широкомасштабную работу, направленную на достижение этой цели. И работа по всестороннему развитию народа активно велась в Советской стране. В школах, вузах, в Домах пионеров и Домах культуры создавались всевозможные кружки, секции, студии — спортивные, художественные, научно-технические. Можно вспомнить немало выдающихся музыкантов, художников, учёных, которым эта система детского творчества помогла выявить их дарования. Конечно, большинство подростков потом могли избрать и избирали другую профессию. Но то, что они получали в этих кружках и секциях, способствовало их всестороннему развитию. В девятом классе у нас появился новый классный руководитель и учитель физики Георгий Иванович Астахов. Выпускник физмата Белгородского пединститута, он в годы учёбы увлекался ещё и боксом — стал чемпионом области. Позже я слышал, что он, оставаясь преподавателем физики, заочно поступил в Литературный институт. Не знаю, окончил ли он его, но два сборника стихов Георгия Ивановича вышли. А в Харьковском университете заведующий кафедрой химической метрологии, доктор наук и профессор Николай Петрович Комарь в молодые годы ещё и играл в футбол. Из какой-то повести о коммунистическом будущем запомнился термин: «Многолучевой человек». А я встречал немало таких людей в социалистическом настоящем. Химики, математики, физики, с увлечением работающие по своей специальности и не променявшие бы её ни на какую другую, в то же время всерьёз интересовались живописью, восточной поэзией, философией, историей календаря, эллинской культурой не только художественной, а в широком смысле , историей и тому подобным.

Только царь Московской Руси мог пить с рядовыми матросами. А когда он приехал в Париж, то пил с отставными французскими солдатами в Доме Инвалидов. Ибо для царя Московской Руси в отличие от его восточных и западных «коллег» не было пропасти между ним и простым человеком. Как не было пропасти между московской знатью, воинами и крестьянами. И вот эти чисто московские повадки почему-то принимают за европейское поведение. Ну представьте себе Людовика XYI с топором и в кабаке с простолюдинами? Другой вопрос, что своими реформами Петр уводил страну оттого, что ему самому было дорого. От демократизма Московской Руси. Европа шла от феодализма к демократии, Россия после Петра пошла от демократической соборности к свирепому феодализму. Но ведь Петр был личностью! Или Суворов! Какой гигант! Этот человек с молодых лет понимал, что он на голову выше остальных, ибо был очень умным и проницательным, но опять же какой демократизм и простота! Он был рыцарь. Когда после Итальянского похода и побед Суворова молодые русские и австрийские генералы решили, что бить французов легко, против Суворова начали плести интриги, он же понял, чем это кончится. Он то ведь знал, что победы французов закономерны. Суворова отзывают. И он пишет с тоской и болью: «Перебьют их без меня». Для него ничего не было выше воинского братства. После рассказов деда я стал читать учебники по истории для 4 ,5, 6 классов. И мне они нравились. Хотя сейчас я понимаю, что и в те времена, и в нынешние времена при написании учебников допускают очень большую ошибку. Их просто «сдирают» с учебников вузовских. Учебник рассказов по истории СССР для 4 класса, к примеру, с грехом пополам можно было читать до революции 1905 года, а дальше в натуре начиналась истории КПСС. Помню, как бесилась Анна Семеновна. Как-то было все нормально, а потом раз - и обвалилось! Где-то к середине 70-х годов незыблемые истины дали трещину. Помню, как в 8 классе нас повели смотреть в кинотеатр новый фильм про революцию и Ленина. Зал заполнили ученики разных возрастов от пятаков до десятиклассников. И фильм никто не смотрел. Всем было не интересно. Нет, мне-то как раз было интересно, у меня к этому времени как раз разгоралась любовь к Ленину, но большинству было очень скучно. Все шумели, болтали, толкались. И тут дошло до сцены, когда проклятые левые эсеры начали свой мятеж. И киношный Ленин готовится к худшему, он выдвигает ящик стола, достается оттуда пистолет и передергивает затвор или что-то в этом роде. Сердце мое тогда сжалось от боли за любимого Ильича. В Ленине, как и во многих великих на самом деле было много карикатурного. Эта его походочка, эти руки за жилеткой, прищур полусумасшедших глаз. На некоторых кинохрониках он на Чарли Чаплина похож. А эта его картавость, ужимки. Я имею в виду и кинохронику, и игру актеров. И если для старших поколений Ленин был святыня, то ко времени моей юности пролетарская молодежь к нему относилась безразлично или с иронией. Почему-то у нас в поселке к нему прилепили кличку «Блатной Володька». Появились ядовитые анекдоты про Ленина. Их выдумывали враги? Но ведь массы их пересказывали с удовольствием. Точнее, отношение к Ленину было двойственным. С одной стороны, мало кто ставил под сомнение, что он защищал интересы трудящихся, был честен, тогда еще думали, что он был скромен в быту. И Ленин служил идеальной фигурой для обличения тогдашних коммунистических лидеров, которые оторвались от масс. С другой стороны, у масс, то есть у этой помеси пролетариев с мещанами Ленин проходил, чуть ли не как дурачок. Кремлевский мечтатель. Но на небосклоне России конца 60-х начала 70-х годов взошла другая звезда — Сталин! У высшей власти находились его выдвиженцы, в самую силу входило поколение фронтовиков, юность которых пришлась на конец тридцатых и начало сороковых, и те которые родились перед войной, как мои родители, забыли о своем нищем и голодном детстве, но вспомнили об ужасной эпохе, только как о великой. Дело в том, что у Сталина был «большой стиль». Те, кто жили при нем, помнили свое ощущение причастности к чему-то грандиозному. Про Сталина сочиняли какие-то очень положительные байки. Про его офигительную скромность, про то, как неприхотлив он был в быту. Я даже слышал, как один мой сосед рассказывал о том, как Сталин сам лично стоял у «переезда» в нашем поселке с пистолетом в руках и говорил солдатам, что пристрелит всякого, кто отступит. Поэтому-то и не отдали Москву. Но я слышал это собственными ушами. Сталин для меня стал значительной фигурой в детстве, после просмотра фильма «Освобождение». Потом я стал читать всякие книжки о тридцатых годах. Книжки эти писали в основном либеральные авторы, публиковались они при Хрущеве, но как-то пара-тройка книг попала мне в руки. Ведь никто же не оспаривал того факта, что при Сталине осуждали не виновных. И товарищ Сталин перестал мне нравиться. Помню, как в 10 классе мы дошли до параграфа, в котором писали о культе личности. Историю у нас вела Валентина Семеновна Жмурко. Она сказала, что бы мы сами прочитали этот параграф, если захотим. Что Сталин это «ее любовь».

Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии

Как в СССР воспитывали и обучали детей - Узнай Россию Плакаты 1950-60-х годов рисуют облик образцового советского школьника, выделяя наиболее яркие положительные черты, которыми он должен обладать.
Как воспитывали детей в СССР К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания.
Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии Воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР с «Мослентой» поделился журналист и писатель Александр Цыганов.
Как воспитывали детей в СССР Советская система воспитания в садиках ориентировалась на принцип: «Все лучшее детям».

Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября

Советские взрослые оценивали детей весьма просто: помыл посуду и сделал уборку – молодец, не выполнил возложенные на тебя в СССР обязанности – будешь бит и пристыжен. Самое простое, что закрепилось у нас на подкорке головного мозга благодаря традиционному воспитанию, — это привычка к качественной пище. Российским школам необходимо перенять опыт советской школы и вернуть трудовое воспитание. Советская власть впервые в истории России озаботилась проблемой всеобщего воспитания и образования детей. Бытует мнение, что советское образование и сопутствующее ему воспитание было «правильным», по сравнению с тем, что наблюдаем в постсоветском периоде». Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего.

17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют

Редакция Pandaland собрала 12 отличий, которые все больше отдаляют современных детей от сурового советского воспитания! Идеализировать советскую систему воспитания не стоит — в ней было немало недочетов и откровенных перегибов. © 2024, RUTUBE. Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР). 12+. Почему многие из тех, кто учился в советской школе, отдают предпочтение принципам воспитания из СССР. Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно».

Как в СССР: депутаты предложили вернуть в школы трудовое воспитание

Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября Детские сады выполняли и иную роль: государство контролировало воспитание всех детей в духе новой советской идеологии, причем с самого раннего возраста.
Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо Советская система воспитания в садиках ориентировалась на принцип: «Все лучшее детям».
Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии Советское воспитание. Учебники советского периода 80-х годов — это не только понятный и доступный материал, удобное восприятие и простота.
Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил Рассказываем о 5 фактах, которые разрушают стереотипы о счастливом детстве советского подрастающего поколения.

Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевернули с ног на голову

«Советская школа имела очень хорошие традиции воспитания, которые нужно возрождать», – считает, согласно публикациям 2016 года, Ольга Васильева, по тем временам. К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания. Какие ошибки советского воспитания могли привести к массовому появлению психологических травм у детей того времени #подслушаноувоспитателей. были, но было и много хорошего, такого, что смело можно взять на вооружение в наше время. © 2024, RUTUBE. Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР). 12+.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий